Иверская икона божьей матери фото и описание

«Иверская Божья Матерь» — хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

Иверская Божья Матерь считалась главной заступницей и святыней г. Москвы.
Иверская икона Пресвятой Богородицы (Вратарница или Привратница) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия.
В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
Дни празднования: 12 (25) февраля и во вторник Светлой седмицы — обретение образа на горе Афон, 13 (26) октября — перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона.

По одной из версий — в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.

В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В 1994—1995 годах часовня и ворота были восстановлены.

во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон;

12 февраля (25 февраля) — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году;

13 октября (26 октября) — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;

23 апреля (6 мая) — второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача Историческим музеем Русской православной церкви (ныне список находится в Новодевичьем монастыре);

в некоторых календарях дополнительно указывают также 31 марта (13 апреля), возможно, это связано с переходящей датой вторника Светлой седмицы: по преданию, первое явление иконы в море монахам Афонского монастыря произошло во вторник Светлой седмицы, приходящийся в том году на 31 марта, по другим непроверенным данным — на 27 апреля.

Икона написана на деревянной доске яичной темперой по левкасу во второй половине XIX века в Москве. Икона написана в академическом стиле. Состояние видимой части живописи хорошее, следов реставраций нет. Подокладная часть живописи не исследовалась. Живопись не реставрировалась.

На нижнем торце оклада имеются следующие клейма (в скобках приведены номера по справочнику М.М.Постникова-Лосева и др. «Золотое и серебряное дело XV-XX вв». СПб. 2003):

1. Клеймо 84 пробы по золотниковой шкале, соответствующее пробе 875 по десятичной. (12).

2. Городское клеймо с гербом Москвы. (2022).

3. Клеймо пробирного мастера с датой В.П/1883 – неизвестный пробирный мастер, 1883 — 1886. (2117).

4. Клеймо мастера ИС – Иван Дмитриевич Салтыков, серебряных дел мастер, с 1884 года владелец фабрики серебряных изделий. Его изделия хранятся в Государственном Историческом музее в Москве. (2519).

Клеймо мастера и городское клеймо Москвы с пробой 84 и датой 1884 (2021) продублированы на венце.

Икона хранится в оригинальном деревянном киоте с внутренней оригинальной деревянной рамкой с латунными накладками. Фурнитура оклада оригинальная. Была проведена профессиональная реставрация.

Праздник этот переходящий, но каждый раз – удивительно светлый. Икона Иверской Божьей Матери – одна из самых известных на священной горе Афон и одна из самых красивых, если нечто подобное можно говорить в отношении иконы. Тонкое лицо с выразительными глазами, наполненными добром, трогательная незащищенность в зафиксированном движении руки – это она, Иверская. Красива икона настолько, что от нее невозможно отвести глаз. И хотя первые упоминания этой иконы встречаются только в IX веке, православные верят, что дивной красоты лик был создан евангелистом Лукой и даже писан с самой Богородицы. То есть, выражаясь светским языком, прекрасное лицо – это и есть портрет Девы Марии, принесшей миру Спасителя.

Всю ночь женщина молилась и плакала и к утру услышала решение Господа – он велел ей опустить икону в воды Средиземного моря. Только так можно будет его сохранить. Сомнения обуревали вдовой, но она не посмела ослушаться и сделала так, как указано. Икона на миг погрузилась в воду, но затем показалась на поверхности, причем не «лежа», а стоя, и так и поплыла по морю в вертикальном положении. Вдова упала на колени – от лика поднялся к небесам столб яркого сияния.

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в Москве / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Монахи Иверского монастыря тем временем ничего об этом не знали, однако пришли на берег, привлеченные сиянием. Но увы, взять образ в руки не мог никто, это удалось лишь отшельнику Гавриилу по прозванию Святогорец, который дошел до образа по воде, не замочив одежды и ног.

Образ, не испорченный водами моря, поместили в храм, но спустя четверо суток он сам переместился на врата монастыря. Сколько раз ни пытались монахи вернуть ее на место, ничего не получалось – она вновь возвращалась на врата, а потом Богородица явилась Гавриилу и указала, что образ надо оставить там, куда он перемещается. Так и было сделано, а икона получила название Вратаницы, или Привратницы.

Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.

Монахи Афона хранят оригинал образа, но слава о нем разлетелась по всему миру, и иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Это одна из тех немногих икон, которая никогда не вывозится за пределы святого места, ее увидеть можно лишь там.

Иверская икона Божьей Матери / Фото: Википедия/Общественное достояние

ЧЕМ И КАК ПОМОГАЕТ ИКОНА

Чудесные исцеления от тяжелых болезней при молении образу зафиксированы документально. Вы можете сами видеть свидетельства этому – в жар Богородице люди оставляют у образа многочисленные дары.
Даже копии Иверской иконы защищают дом от злых сил, недобрых людей, краж и пожаров. Иверской молятся в минуты отчаяния и разочарований, в самые тяжелые минуты жизни икона помогает обрести веру и душевное равновесие.

Время работы: Пн-Пт с 9:00 до 16:30 мск

  • ⚜ Иконы Спасителя ⚜
  • ⚜ Иконы Божией Матери ⚜
  • ⚜ Иконы Святой Троицы ⚜
  • ⚜ Иконы именные мужские ⚜
  • ⚜ Иконы именные женские ⚜
  • ⚜ Иконы святых ⚜
  • ⚜ Иконы Новомучеников ⚜
  • ⚜ Иконы Ангела Хранителя ⚜
  • ⚜ Венчальные иконы ⚜
  • ⚜ Святые не включенные в современный месяцеслов РПЦ ⚜
  • ⚜ Копии старинных икон ⚜
  • ⚜ Иконы праздников ⚜
  • Больше
  • ⚜ Венчальные складни ⚜
  • ⚜ Складни с особо почитаемыми иконами ⚜
  • ⚜ Складни именные ⚜
  • ⚜ Венчальные складни ⚜
  • ⚜ Венчальные иконы ⚜

Войдите в учётную запись, чтобы мы могли сообщить вам об ответе

Икона в деревянной рамке под стеклом. Высота — 20,5 см. Ширина — 17,5 см. На обороте иконы расположена молитва и день празднования.

Иверский оригинал Вратарницы

По поводу происхождения Иверской иконы существуют различные версии. Современные исследователи не пришли к установке окончательного датирования Иверской иконы. Создание святыни относят то к первой половине XI века, то к началу XII века, то к XII столетию. Сохранившиеся Славянские письменные Сказания о Чудотворной фиксируются на уровне XV века. Греческие Сказания, которые дошли до наших дней, являются не старшими XVI столетия. Но существует мощная устная традиция, которая предлагает несколько версий о происхождении иконы.

Легендарная история об обретении

Одна из дошедших версий рассказывает следующее. Во времена царствования византийского императора Феофила (IX век) разгорелась иконоборческая распря. Император издал указ, запрещавший почитание икон. Одна из женщин, обитавших возле Никеи, попыталась уберечь святыню от уничтожения. Но в ее дом ворвались воины. Выполняя императорский указ, один из них ударил копьем иконописный образ. Из лика Божьей Матери пролилась кровь. Женщина и ее сын взяли икону и пошли к морю. Помолившись о спасении чудотворного лика, икону пустили в море. Тотчас же образ поднялся над волнами и поплыл в море.

Спустя два столетия афонские старцы увидели исходящий из моря огненный столп. Его венчала икона. Во сне Преподобному Гавриилу Святогорцу Богородица дала указание. Пройдя по воде, он принес Образ в кафоликон. А наутро лик был обнаружен над обительскими воротами. По преданию, это повторялось несколько раз. Образ оставили у ворот Иверского (тогда грузинского) мужского монастыря. Дали иконе название Вратарница или Привратница. Наименование Иверская закрепилось от названия монастыря, хранительницей которого и стала Богородица. Со временем внутри монастыря специально соорудили небольшой храм, который расположили слева от ворот. Там поместили икону, постоянно пребывающую на этом месте и доныне. Вторник Светлой седмицы определен днем празднования обретения первообраза.

Описание иконописного лика

Иверская Богородица принадлежит к наиболее распространенному иконописному типу под названием «Одигитрия» («Путеводительница»). Считается, что первообраз Одигитрии написан евангелистом Лукой. Богородичные иконы этого типа посвящены поклонению царственному Младенцу («Небесного царя и Судии»), его явлению в мир.

Образ написан с соблюдением византийских традиций. Почти вся площадь изображения занята фигурами. Божья Матерь наклонила голову в сторону сына. Она подняла правую руку, как при молитве. Богомладенец располагается на левой материнской руке. Одето Дитя в зеленый хитон. Правая рука Богомладенца застыла в благословительном жесте, направленном к молящимся около иконописного лика. Левая рука Божьего Младенца держит свиток. В XVI веке грузинские мастера украсили иконописный лик серебряной чеканной ризой (окладом). Открытыми остались лики Божьей Матери и Богомладенца. На образе различимы следы кровяного подтека. Этот знак появился после одного из сарацинских набегов. Варвар ударил копьем иконописный лик. Образ мгновенно начал кровоточить. Разбойник покаялся, принял монашество. Называл себя Варваром, но история сохранила иное имя этого инока – Дамаскин. Монах достиг святости.

След от ранения стал отличительной чертой не только Иверского первообраза, но и последующих списков. Поясной образ Божьей Матери, совмещающий небесные и реалистичные черты, настраивает на молитву.

Общее значение

  • исцеления больных;
  • пополнения съестных запасов;
  • избавления от варварских набегов.
  • раскаялись, смогли вернуться к христианской жизни;
  • избежали самоубийства;
  • обрели мир после длительной ссоры;
  • достигли согласия с Богом, душевного умиротворения.

Перед Первой мировой войной монахи заметили изменение лица Богомладенца. Кроткое выражение сменилось на грозное. Часто отмечают случаи беспричинного раскачивания лампады перед иконописным ликом. Такие знаки воспринимаются как предостережения о бедствиях.

Самые знаменитые списки

  • накануне Рождества вечером;
  • перед Пасхой в субботу;
  • в день праздника Успения Божьей Матери.

Русские пути

Первый список для православных России сделали в XVII веке при царствовании Алексея Михайловича. Перед началом иконописных работ монахи отслужили продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой же водой освятили список и добавляли ее в краски. До окончания работ братия служила молебны и Литургии. Прибытие в Москву списка иконы Божией Матери Иверской стал церковным праздником (13 октября 1648 года). Святыня вначале находилась в одном из кремлевских храмов. Со временем ее переместили в стены Новодевичьего монастыря. Чудодейственный список даровал царской дочери излечение от тяжелой болезни. Алексей Михайлович отблагодарил Иверон подворьем монастыря – Обителью Святого Николая. Спустя 8 лет после первого знаменательного появления на Руси списка Иверской иконы появилась вторая копия. Выполнили ее на заказ патриарха Никона. По подобию афонской обители патриарх основал Валдайский Иверский монастырь. Для монашеской общины предназначался заказанный список.

На Валдай святыня прибыла в 1656 году. Никон запретил делать копии этой иконы. Приказал украсить афонский список дорогим окладом, изготовленным из золота и усеянным дорогими камнями. В лихие революционные времена след этого списка утерян.

Монреальская (Мироточивая ) Иверская икона

  • Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ);
  • православных старостильных церквей Австралии, Болгарии, США, Франции, ФРГ и других стран.

Истекавшую влагу собирали ватками, рассылали верующим. В ответ приходило множество рассказов и сообщений о чудесных исцелениях. Помогало миро и от тяжелых заболеваний. После молитв и дальнейших помазываний больные выздоравливали во многих странах: Аргентине, Бельгии, Бразилии, Канаде, Латвии, России, Швейцарии, Швеции и др.

Самые легендарные храмы

С Иверской иконой Божьей Матери, ее списками связана история многих религиозных сооружений. Первая копия с афонского списка, сделанная русскими мастерами, заняла место в московской Иверской часовне. Сформировалась устойчивая традиция, согласно которой перед входом на Красную площадь либо Кремль люди прикладывались к иконе. Часовня упоминается И. Буниным, Л. Толстым, Г. Уэллсом, И. Шмелевым, М. Цветаевой. Сооружались точные копии Иверской часовни. Постройки, похожие на московскую часовню, появились в Томске, Белграде, Харбине.

Русская церковная архитектура гордится знаменитым памятником – Часовней-ризницей Иверской иконы Божьей Матери при храме Воскресения Христова. Эта часовня стала частью ансамбля, более известного под названием Спаса на Крови (Санкт-Петербург).

Известным местом для паломничества православных был Валдайский Иверский монастырь. В его стенах поклонялись афонскому списку Иверской иконы. Многие другие храмы имели копии Иверской Божьей Матери, сооружались в ее честь. К таковым относятся церкви и храмы на Всполье (Москва), в Липецке, Нижнем Новгороде, Паланге (Литва), Растуново, Бустоне (Таджикистан) и других местах. Образ Иверской Богородицы посылает милость Божию всем уповающим на нее.

Иверская икона божьей матери фото и описание

Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев — чистыми мыслями и умиротворением.

Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.

Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.

Способ печати: на бумаге \ плёнке
Материал основы: дерево
Покрытие: лак
Фиксация: кольцо
Страна производства: Грузия
Размер: 9×1,8×12 см
Вес: 40 г.

Способ печати: на бумаге \ плёнке
Материал основы: дерево
Покрытие: лак
Фиксация: кольцо
Страна производства: Грузия
Размер: 9×1,8×12 см
Вес: 40 г.

Отец Гавриил (Ургебадзе) особенно любил Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Эта икона в 1912 году была принесена в монастырь Самтавро со Святой Горы Афон. Отец Гавриил часами стоял перед ней коленопреклонённый, с воздетыми вверх руками, пел своим прекрасным голосом «Достойно есть» и молился о будущем Грузии. Он всегда говорил: «Благодать никогда не покинет Церковь Грузии. Когда же придёт антихрист, в храмах сбросит иконы и свой образ повесит, только тогда уйдёт из таких церквей благодать».

Икона ыполнена методом аппликации на деревянной доске. Мощевик в нижнем правом углу образа содержит землю из-под ежевичного куста святой Нино. Для удобства фиксации обратная сторона доски снабжена металлическим кольцом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector