История церкви николая чудотворца

В 1913г. по всей России широко отмечалось 300 — летие Дома Романовых. К данному событию везде шла серьёзная подготовка. В городе Павловском Посаде к этой дате известный фабрикант Александр Егорович Соколиков, владелец шелковой фабрики, решил построить школу для детей своих рабочих в деревне Филимонове. В здании, которое должно было быть каменным и двухэтажным предполагалось также устроить и домовой храм в честь свт. Николая — небесного покровителя последнего царя Николая II.

Проект школы в Филимонове, 1913 г. Деревня Филимоново Игнатьевской волости Богородского уезда Московской губернии

История церкви николая чудотворца

Проектировал и строил школу механик фабрики Соколикова Анатолий Алексеевич Шестаков. Строительство школы-церкви было завершено в несколько месяцев, и в августе 1914 года состоялось ее торжественное освещение. В новой церкви прошло торжественное богослужение, одновременно несколько священников из городского собора вели службу, были приглашены лучшие певчие соборного хора со своим знаменитым регентом А.М.Макаровым.

В Филимонове был устроен большой праздник, торжественное гуляние, хозяина поздравляли, он раздавал рабочим деньги, а детям конфеты. Приехавшие из Павлова купцы устроили торговлю.

К открытию церкви был водружен крест на колокольне. Поднимали его на специальной парусной веревке по канату. Одновременно были подвешены колокола в звоннице и произведен пробный звон. Сама церковь располагалась на втором этаже, с восточной стороны был алтарь с иконостасом. В московских иконописных мастерских писали иконы для новой церкви. Кроме того, иконы жертвовали прихожане, сам хозяин, его служащие. В Москве были заказаны и хоругви. Впоследствии при церкви организовался хор, на спевку приходили после работы, тогда устраивали чаепитие, и хозяин за свой счет давал каждому к чаю французскую булку и два кусочка сахару, а перед праздником еще конфеты и пряники.

В храме служили три священника: о. Михаил, о. Илия и о. Николай (фамилии их неизвестны).

Школьные классы располагались на первом и втором этажах, внизу — раздевалка. Учились в 4-летней школе дети крестьян и рабочих фабрики Соколикова, классов было по одному, по двадцать человек в каждом. Директором школы была Анна Ивановна Лебеданцева. Ученики ее обожали и целыми классами бегали встречать ее перед занятиями. Анна Ивановна, собирая детей после уроков, читала сказки Пушкина. Крестьяне Анну тоже любили, приглашали к себе на праздники, на Пасху, Рождество и в именины дарили ей подарки.

В 1915 году несколько сотен раненых с фронтов 1-ой мировой войны прибыло в Павловский Посад, в городе организовался Комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. Комитет занимался сбором пожертвований для оказания помощи раненым и их размещением. Одним из лазаретов военного времени стала школа А.Е.Соколикова. Под военный госпиталь была отведена часть помещениий школы, но богослужения в храме продолжались. Церковь продолжала действовать вплоть до 1918 года. В 1918 г. храм был закрыт и занятия в церковной школе прекращены. Были сняты колокола, убраны кресты с куполов, сами купола разобраны, зданию предан светский вид. В помещениях разместилась общеобразовательная школа.

Старожилы района, где стоит храм рассказывали и такой случай. Долгое время на стенах храма проявлялись лики святых. И как ни закрашивали их краской, через некоторое время они опять были видны. Тогда кто-то посоветовал замазать лики нечистотами. Нашелся и человек, который согласился сделать эту грязную работу. После этого лики больше не проявлялись. Сам же человек вскоре погиб от несчастного случая.

В начале 60-х годов здание было передано под строительно-монтажное управление (СМУ).

В конце 80-х произошел такой случай. Одна из комнат (где ныне находится детская комната, и проходят занятия воскресной школы) была отведена под личный кабинет начальника СМУ. В это время решался вопрос о перекрытии крыши железом, которая к тому времени обветшала и стала протекать. Однажды вечером управляющий был один в своем кабинете. Он размышлял о том, что здание старое и ветхое, поэтому крышу можно покрыть списанным шифером, а не железом. Тем самым можно сэкономить деньги. И вдруг он увидел человека у стены, который стоял во весь рост и занимал пространство от потолка до пола (около 3 метров). Человек строго взглянул на него, погрозил пальцем и исчез. Начальник был неверующим и потому не узнал в явившемся ему человеке Николая Чудотворца. Но все же этот случай подтолкнул его купить железо и покрыть крышу. Возможно благодаря этому Храм не был совсем испорчен и сохранил более или менее приличный вид. [ История пересказана со слов бывшего начальника СМУ ].

История церкви николая чудотворца

С 1996 по 2001 г. здание стояло бесхозным.

14 мая 2001 года в празднование памяти иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» храм был передан верующим. Назначен настоятель — иерей Димитрий Марухин. Начались регулярные богослужения.

Сразу же пошли восстановительные работы. Через год была организована воскресная школа для детей младшего и среднего возраста. Сейчас школу посещают около 25 человек.

Так как здание, изначала при постройке, задумывалось как школа, то поэтому главным направлением приходской деятельности стало сохранение и продолжение тех традиций православного воспитания, которые были развиты в нашем обществе в дореволюционное время. С этой целью в дальнейшем планируется открытие православной гимназии при храме.

На сегодняшний день, помимо воскресной школы, действуют детский иконописный и хоровой кружки, а также кружок кройки и шитья для взрослых.

Создан небольшой паломнический центр, рассчитанный в основном на прихожан храма.

На данный момент вставлены окна, двери, оштукатурен и частично покрашен фасад. Идет роспись внутри храма. Восстанавливается былое внутренне убранство церкви.

История церкви николая чудотворца

Добраться до храма можно от железнодорожного вокзала автобусом №1 (до м-на Филимоново, остановка храм).

Настоятель храма иерей Димитрий Марухин, староста храма — Димитрий Кондюков.

История церкви николая чудотворца

Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Свято-Никольский храм на улице Таранченко. Самый древний приходской храм Воронежа считается и самым «намоленным». Среди воронежцев ходят легенды, что во время эпидемии ХIХ века он защитил жителей от холеры, а в годы Великой Отечественной войны – от снарядов.

История церкви николая чудотворца

Место, где сейчас стоит Никольский храм, – одно из первых заселенных и застроенных в Воронеже. Оно было известно как Напрасная слобода и возникло почти одновременно с крепостью Воронеж. Происхождение названия историки не могут объяснить до сих пор. По основной версии, в слободе хоронили погибших «напрасной» смертью людей – казненных или тяжелобольных. Напрасная слобода и храм, возведенный на ее территории в 1614-1615 годах, упоминаются в первом из сохранившихся описаний Воронежа.

«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень».

Григорий Кириевский «Дозорная книга», 1615 год

История церкви николая чудотворца

Владимир Размустов

Деревянный храм Дмитрия Углицкого сгорел при большом пожаре 1703 года. Вскоре на месте сгоревшего прихожане начали возводить каменный храм, который назвали в честь Николая Чудотворца. Верующие помнили, что у Димитровского храма главной почитаемой иконой был образ Чудотворца Николы. К тому же пожар уничтожил в воронежской крепости церковь в честь этого святого. Два утерянных храма решили объединить под общим названием.

Мастера из Ярославской губернии строили новое каменное здание с 1712 по 1720 годы. Начали одни, закончили другие: в 1718 году договор заключили с мастером Кириллом Астафьевым и его сыном. Для Воронежа это уникальный случай – имена большинства строителей церквей неизвестны.

По мнению краеведов, Никольскую церковь вполне мог видеть Петр I. Строительство храма закончилось в 1720 году, а император последний раз был в Воронеже в 1724 году.

Храм – третье по возрасту среди сохранившихся каменных зданий Воронежа – после колокольни Акатова монастыря (1647) и Успенского храма (1702-1703). Среди приходских, не относящихся к монастырям храмов Никольский – самый старый.

История церкви николая чудотворца

Уникальна архитектура здания. Особенность в том, что колокольня стоит отдельно от церкви.

История церкви николая чудотворца

Территория Никольского храма обнесена каменным забором – это тоже редкость. Ограду возвели в 1768 году, чтобы защитить территорию от местных жителей, которые добывали тут песок и иногда раскапывали старые могилы на бывшем церковном кладбище. Высокая ограда защищала покой усопших от вандалов.

История церкви николая чудотворца

Никольская церковь прославилась чудесами. Самая известная история связана с купчихой Дьяковой. В 1831 году в Воронеже свирепствовала холера, и Дьякова получила «знак», как спасти людей. По просьбе женщины в храме отслужили молебен перед Толгской иконой Божьей Матери и иконой преподобного Кассиана. Затем Толгский образ пронесли по улице. По легенде, в домах, вокруг которых прошли с иконой, никто не заразился холерой и не умер.

История церкви николая чудотворца

В предвоенные годы Никольский храм был последней работающей церковью города. Власти закрыли его в 1940 году, но уже в феврале 1942 года, понимая важность религии в такие трудные времена, разрешили проводить в храме службы. Возобновили работу церкви и фашистские захватчики. Под предлогом борьбы с коммунизмом они разрешали открывать храмы и молиться. В оккупированном Воронеже Никольская церковь начала работу в июле 1942 года, а уже в августе всем жителям приказали покинуть город.

Советская власть вернула храм верующим в 1943 году. В январе 1944 года именно его настоятелю протоиерею Алексею Образцову разрешили провести крестный ход в честь Крещения.

История церкви николая чудотворца

Разрушительные для Воронежа годы войны Никольская церковь пережила с минимальными потерями. Старожилы утверждают, что даже в дни страшных бомбежек в нее не попал ни один снаряд. На территории храма и в его подвалах пряталось множество людей.

На первых послевоенных фотографиях видно, что здание почти полностью сохранилось. И это несмотря на то, что по высоким колокольням храмов прицельный огонь велся в первую очередь. Многие церкви были разрушены именно в 1942 году. В Никольском храме пострадали лишь два верхних яруса колокольни, которые впоследствии восстановили в прежнем виде под руководством архитектора Бориса Зотова.

История церкви николая чудотворца

В послевоенные годы Никольская церковь была одним из двух храмов правобережья, наряду с Покровским, в которых разрешалось вести службы. Поэтому сюда приходили верующие почти со всего Воронежа.

– Получается, что почти за 296 лет своего существования Никольский храм не работал лишь около трех лет. Это рекорд для Воронежа, ведь остальные церкви были закрыты в советские годы. Неудивительно, что среди верующих воронежцев он считается самым «намоленным», – рассказал Владимир Размустов.

История церкви николая чудотворца

Сегодня в Свято-Никольской церкви работают одна из самых крупных в Воронеже воскресных школ, благотворительный склад вещей, столовая для бесплатных завтраков. Рядом с храмом в 2014 году открыли новый корпус духовной семинарии. На богослужения сюда приходит много людей. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь.

История церкви николая чудотворца Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году.

Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор.

Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (престольный праздник 9/22 мая, 6/19 декабря). Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского (престольный праздник 25 сентября/8 октября, 5/18 июля), известен с 1722 года.

Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (престольный праздник 21 ноября/4 декабря).

После революции, в годы гонений храм не закрывался.

С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

1 апреля 2012 года произошло знаменательное событие в истории храма ­­– Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов.

Главная святыня храма – икона Божией Матери «Утоли моя печали» (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Георгиевск на Кавминводах менее популярен у туристов, чем его соседи — Пятигорск, Кисловодск или Ессентуки. Но кроме экзотических народных названий микрорайонов: Санта-Барбара, Уругвай, Шанхай — город интересен своей историей, уютными улочками и одним из чудес Ставрополья — собором Николая Чудотворца. Церковь построена из дуба без единого гвоздя и оказалась нетронутой пожарами, войнами и волной разрушений храмов в советские годы.

История церкви николая чудотворца

Фото: Иван Губский

Город основали в 1777 году по приказу Екатерины II. Крепость № 4 Азово-Моздокской оборонительной линии назвали в честь Святого Георгия Победоносца. Именно здесь в 1783 году подписали Георгиевский трактат — договор о переходе Грузии под протекторат Российской империи. Документ позволил построить Военно-Грузинскую дорогу, на которой среди прочих в 1784 году появилась крепость Владикавказ.

Собор находится на Красноармейской, 17, недалеко от сохранившегося до наших дней деревянного дома наместника Кавказа. В нем был подписан Георгиевский трактат, а торжественное богослужение в честь события состоялось в полевом храме, располагавшемся на месте нынешнего.

— Первую церковь в Георгиевскую крепость Азово-Моздокской линии принесли солдаты, которые ее построили и охраняли, — рассказывает руководитель информационно-издательского отдела Георгиевской епархии иерей Владимир Шалманов. — Самое раннее из известных мне исторических упоминаний о Никольском соборе содержится на плане Георгиевской крепости, датированном 1788 годом. На крепостной площади обозначена церковь, названная в экспликации «Собор Святителя Николая».

Через 12 лет в документах рядом с первым храмом упоминается и вторая церковь — крупнее и с колокольней. В 1845 году ее перестроили.

История церкви николая чудотворца

Фото: Иван Губский

— Скорее всего, церковное здание разбирали полностью, до фундамента, а затем, после реконструкции фундамента, вновь собрали. В южной пристройке был сооружен придел с алтарем в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1856 году в соборе были устроены два новых иконостаса — один в Николаевском храме, а другой в придельном святого великомученика Георгия. Их мы можем видеть в Николаевском соборе и сегодня, — добавляет Владимир Шалманов.

В разное время храм посещали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Алексей Ермолов, а в 1837 году в церкви побывал Николай I. Император посетил богослужение, возвращаясь из инспекционной поездки в Грузию. Николаю так понравилось пение хора военных канонистов, что самодержец распорядился выдать певчим новую мундирную одежду не в зачет.

Загадочная записка и древний крест

Архитектурный облик Никольской церкви за столетия почти не изменился: ярусная система «восьмерик на четверике», характерная для русского зодчества еков, элементы декора в духе классицизма, сохранились росписи стен и потолка.

Стены, которые мы видим сегодня, те же, что и после перестройки в 1845 году. При этом само здание капитально ремонтировали в 2006—2007 годах. В храме заменили наружную обшивку и купола с крестами, интерьер отделали современными материалами. При замене полов строителей и священников ждал сюрприз: под досками в алтаре оказался закладной крест. В 1780-х его установили казаки, возводившие первую Никольскую церковь.

Еще одну любопытную вещицу нашли при осмотре обшивки в алтарной части храма — это прекрасно сохранившаяся церковная записка. На одной стороне каллиграфическим почерком выведено: «Заупокой усобших Степана. Евдокима. Игнатiя. Матрену. Дарiю. Христину. Матрену М. Василия М. Кузьму М. Iоанна М. Андрияна М. Димида М. Наталiю М. Авдотии Р. Принадлежит цейхдинеру 4-го класса Назару Тимофееву». На обороте — еще 12 имен. По словам нынешнего настоятеля Никольского собора Дмитрия Зубовича, Тимофеев мог вложить свою записку при строительстве храма или при реконструкции.

В 2015 году ко Дню Ставрополья в регионе проводилась акция «Чудеса Ставрополья». Любой житель мог проголосовать за одну из 50 местных достопримечательностей. Храм оказался в их числе.

— Объект культурного наследия Никольский собор Георгиевска вошел в Федеральную целевую программу «Культура России». В рамках ее реализации государство выделило средства на проведение реставрационных работ, связанных с устранением расхождения стеновых брусьев деревянного храма и повреждением его внутренней штукатурки, вызванных просадкой и подвижками почвы под церковным зданием, — рассказывает протоиерей Димитрий Зубович.

История церкви николая чудотворца

Согласно списку православных культовых сооружений по территории Сочинского округа (1921-1924 гг.), который публикуется в книге А.В. Гусевой «Дорога к храму (памятники христианской культовой архитектуры Сочи» (Сочи 2007), в селе Первинка (это поселение после строительства нового аэровокзального комплекса перестало существовать, а жители его расселены по Адлерскому району), располагался Свято-Георгиевский храм. Сведений о нем не сохранилось. Точного времени разрушения точно неизвестно

В начале 60-х годов 20-го века по инициативе протоиерея Иоанна Мышанова предпринималась попытка усилиями местных жителей восстановить этот храм. Эта попытка была пресечена властями, а участники строительства наказаны. Воздвигнутое здание храма было перепрофилировано под жилой дом для нескольких семей и впоследствии разрушено. На этом месте сейчас находится диспетчерская башня Управления полетами Сочинского аэропорта (ранее располагалась пожарная часть аэропорта).

В 1997 году протоиереем Иоанном Мышановым (в те времена служившим штатным священником храма св. Архистратига Михаила г. Сочи) предпринимается вторая попытка восстановить храм. Стараниями архимандрита Иннокентия (Кишкина), благочинного Сочинского округа и протоиерея Иоанна Мышанова власти города Сочи выделили участок земли по улице Мира, напротив аэровокзального комплекса для строительства храма.

В июле 2000 года началось строительство храма в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. В ноябре 2010 года, Высокопреосвященнейшим Исидором, Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, храм был освящен.

Верхний (основной) храм освящен в честь святителя Николая Чудотворца (день памяти 19 декабря), а нижний в честь иконы Божией Матери «Панагия Сумела» (празднуется 15/28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы).

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Икона дня

Православный календарь

Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

«Ничего нет страшней, когда снег в храме идет». Эти слова произносит один из героев фильма А. Тарковского «Андрей Рублев», видя опустевшие после монгольского разорения церкви. Снег в бывшем Никольском храме исчезнувшего села идет с 1930-х. Но разрушили его не завоеватели.

История церкви николая чудотворца

Заброшенная Никольская церковь в урочище Лихачёво. Общий вид в ландшафте. Автор фотографии: Hramsohran

История строительства

Все начиналось еще в далеком XVII в., когда, видимо, возникло Лихачево, вотчина Федора Тархова. Многие десятилетия служил этот дворянский род русским государям, за что жаловали их цари землями. Впоследствии Лихачевым владели родственники Тарховых, их наследники. И, видимо, уже с XVII в. здесь была деревянная церковь. Судя по сохранившимся документам, ее не раз обновляли, перестраивали. Документы XIX в. упоминают о Никольской как однопрестольной, где «по штату» служили священник, диакон, пономарь.

Исследование истории храма, которое провели Игорь Владимирович Кувырков (научный сотрудник историко-художественного музея г. Долгопрудного) и краевед Алексей Евгеньевич Игнатович, показывает: строительство каменного здания стало возможным усилиями вновь назначенного (1880) настоятеля, священника Виктора Глаголева. Для недавно рукоположенного батюшки это был первый приход – причем сразу «испытание на прочность».

Всем миром

Деревянное здание практически разваливалось, дома для церковнослужителей тоже оставляли желать лучшего. Лихачево было небольшим, довольно бедным селом, так что жертвовать было почти некому.

Затем дело вновь остановилось: желание народа было велико, но кирпич для стен стоил немалых денег. Вновь настоятель не растерялся: не имея возможности его купить, он… решил построить свой кирпичный заводик! С идеей он пришел к местному помещику, Паисию Евграфовичу Силину. Тот согласился по крайней мере выделить землю. Народ же «с миру по нитке» собрал денег, через время завод заработал. Но вот новая беда: строить каменные здания местные крестьяне не умели, и вновь – нечем платить каменщикам. Видя ревность людей, Силин вмешался еще раз: оплатил все работы. Так построен трехпрестольный храм, имевший приделы иконы Богоматери Казанской и прор. Илии.

Архитектура

История церкви николая чудотворца

Элементы архитектуры. Заброшенная церковь в урочище Лихачёво. Автор фотографии: Hramsohran. Снято: 15 ноября 2014

Существуют различные мнения о том, кто же был автором проекта.

  • По мнению исследователя истории подмосковных храмов, протоиерея Олега Пэнежко, проект создан Николаем Антоновым, к тому времени на его счету было несколько московских церковных, а также гражданских зданий.
  • По другим данным, строил здание Иван Барютин, архитектор, известный работами стиля «модерн».

Чудо завершения строительства

Службы начались при неотделанных стенах, даже, судя по всему, в неотапливаемом здании, ведь у прихода снова не оказалось средств. Впрочем, прихожане надеялись на доход от кирпичного завода, который позволит – со временем! – накопить средства на благоукрашение Божия дома.

Возможно, о трудностях жизни прихода настоятель около 1888 г. рассказал купцу Николаю Крестовникову, с которым был знаком еще со времен работы в школе, попечителями над которой была эта купеческая семья. Николай, тезоименитый свт. Николаю Мирликийскому, видимо, был потрясен упорством, горячей верой людей – и предложил немедленно, тотчас, решить все проблемы отделки, пожертвовав требуемую сумму. Так, благодаря помощи благотворителя, удалось не только оштукатурить стены, но также заказать иконостас, всю утварь, более того – даже пол удалось сделать мозаичным, для деревенской церкви это было редкостью.

Приходская жизнь до революции

К 1916 г. приход составляли жители пяти близлежащих деревень, всего около 900 человек. Документы сохранили имена церковнослужителей. Среди них:

  • священники Александр Недумов, Григорий Фивейский;
  • псаломщик Василий Никольский.

В селе Горбуново, относящемуся к Никольскому приходу, действовала школа, где учительствовали священники.

О духовной жизни прихожан, всем миром созидавших церковь, известно, конечно, немногое. Впрочем, десятилетия совместных усилий, молитвы, конечно, не прошли даром. Возможно, их плод – судьба одной из жительниц Лихачево, Марии. С 18 лет она покинула родной дом, чтобы принять иночество При Московском Скорбященском монастыре она жила послушницей, после закрытия обители – вынуждена была уехать из столицы, вернуться на родину. Работала при еще действовавших церквях, помогала крестьянам на огородах – причем нигде не скрывала своей веры. 17 февраля 1938 г. послушница Мария расстреляна безбожными властями. Ныне она прославлена среди тысяч новомучеников.

История церкви николая чудотворца

Разрушенный храм в Московской области, бывшее село Лихачёво. Андрей Агафонов сделал снимок 1 мая 1989

Когда был разрушен

Считается, что Никольский закрыли с середины 1930-х, но точная дата пока не установлена.

История церкви николая чудотворца

Заброшенный храм в Лихачёво. Фото 1942 года

Безбожная власть, очевидно, пыталась стереть здание с лица земли, но разрушить его удалось только частично.

Современное состояние

Жизнь села начала замирать по разрушении церкви, к 1950-м оно было признано «неперспективным» и, наконец, расселено. Сейчас сохранилась колокольня, лишенная крыши, да части стен. Рядом никто не живет, восстановление села не планируется.

Вот некоторые отзывы побывавших в этом месте.

«Стоит одинокая в поле» (Алексей Бекмуратов).

«Красивый разрушающийся храм. колокольня похожа на корону. Исчезающая красота!» (Инна Н.)

«Красиво, но разрушено» (Ирина Михайлова).

Планы на восстановление и их реализация

История церкви николая чудотворца

Якобы аномальная зона в Московской . Вид сверху на заброшенную Церковь Николая Чудотворца в Лихачёво. Автор фотографии: Hramsohran Снято: 14 июля 2019.

Вместе с тем, Никольская формально передана Церкви, приписана к Преображенскому храму села Спас, что в нескольких десятках километров, однако, о планах возрождения ничего не известно.

В чистом поле высятся развалины старой церкви, построенной всем миром – память о тех, кто жил, веровал, стремился к Богу. Умрет ли она совсем, зависит от людей.

История церкви николая чудотворцаХрам Свт. Николая в Дербенево расположен в Центре Москвы и является историко-архитектурным памятником России XVIII в. федерального значения. Однако его первая постройка (деревянная) относится к началу XVII века. В 1715 году его заменил каменный храм, выстроенный на пожертвования тех, чьи имена остались в истории церкви: почетный гражданин города А.И.Малюшин, московские именитые купцы М.Я.Заботин, И.Я.Львов и многие другие. Благотворители храма на свои средства построили придел во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а затем расширили и придел во имя великого печальника Земли Русской — преп. Сергия Радонежского.

Деревянный храм известен с 1635 г. Каменный Храм был построен в Стрелецкой слободе, «что на Ольховке» (у ручья, заросшего ольхой) «в Дербеневском» (от «дебри» — непроходимый лес), «в Петрове приказе (полу) Красного» на месте деревянного (первое письм. упом. — 1615) в 1711 г. Каменная церковь святителя Николая была освящена 16.05.1715 г. преосвященным Иоанникием Ставропольским.

Храм был центром стрелецкой слободы. В 70 гг. – начало 80-х гг. в стоявшем здесь стрелецком полку был комендант Стольник Симеон Грибоедов – сын знаменитого дьяка Феодора Грибоедова, подписавшего в числе пяти составителей «Уложение царя Алексея Михайловича Романова, прадед поэта – дипломата Александра Грибоедова.

Первоначально состояла из двухсветного четверика храма с трёхчастной апсидой и небольшой трапезной. Крестообразный храм имел низкую трапезную и, вероятно, отдельностоявшую колокольну.

История церкви николая чудотворцаВ дальнейшем облик здания неоднократно изменялся; в 1722 с северной стороны трапезной был выстроен Сергиевский придел.

В 1790—1791 гг. построена новая колокольня и каменная ограда, сохранившаяся до 1920 г.

Нашествие в 1812 г. году неприятеля, испепелившее Москву и повергнувшее многие ее святыни в море бушевавшего пламени, чудом Божиим не тронуло Храм Свт. Николая в Дербенево, Храм уцелел от пожара.

в 1878 и в 1894 по проекту архитектора К.М. Быковского трапезная была полностью перестроена, получив два симметричных придела (северный придел сохранил своё прежнее посвящение, южный — освящён во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), а по сторонам колокольни возведены две равновеликие палатки. Затем по образу южного был перестроен и северный придел, освященный в 1895 г.

Последним священником храма святителя Николая Мирликийского в Дербеневе был иерей Алексей Богословский.

История церкви николая чудотворца

Церковь была закрыта в 1927 г. Здание было передано организации и основательно обезображено. Были также разобраны колокольня (до первого яруса), завершение храма и ограда, уничтожены иконостас и настенная роспись. В 1929 г. хозяева разобрали завершение и сломали колокольню. В 1951 г. над четвериком соорудили чердак, внутри сделали антресоли, пробили стены апсиды, большинство декоративных деталей срубили, оштукатурили фасады. Сделаны пристройки. Пробиты стены алтарной части. Внутри храма в разные годы располагались различные учреждения, даже гараж воинской части. В 1960-х застроен церковный погост.

Сохранившиеся элементы первоначального декора дают возможность предположить, что бывший храм — интереснейший памятник петровских времен.

Богослужения возобновились 27 сентября 1994 г.

В 2000 году в храме начались ремонтно-восстановительные работы, продолжающиеся по настоящее время.

19 апреля 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II южный придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен малым чином Благочинным Богоявленского округа г. Москвы архимандритом Дионисием (Шишигиным).

20 апреля 2003 г. в праздник Входа Господня в Иерусалим была совершена первая Литургия.

Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Казанская», «Всех скорбящих Радость», святителя Николая Мирликийского и преп. Сергия Радонежского.

Богослужение по воскресениям и праздникам. Литургия в 10.00. Накануне всенощное бдение в 17.00. В Будние дни и по субботам утреня и литургия в 8.30. Храм открыт ежедневно.

Возрождение «Павловской жемчужины»: фильм об истории восстановления храма

В документальном фильме Татьяны Никитиной излагается история строительства храма свт. Николая Чудотворца в г. Павловске протоиереем Иоанном Жемчужиным в начале XX в. и рассказывается о том, как храм был восстановлен протоиереем Валерием Швецовым в наши дни.

История до революции

Каменный храм в честь свт. Николая Чудотворца был воздвигнут и освящен в 1902 г. на месте деревянной церкви, построенной при 5-й гвардейской батарее Конно-Артиллерийской бригады в 1841 году, предназначавшейся для солдат и офицеров Образцового Кавалерийского полка.

После возрождения в 1991 г.

Церковь была закрыта в 1933 году и сильно пострадала в советские годы. Возрождение церковного здания и приходской жизни началось в 1991 г.; в настоящее время храм в значительной степени восстановлен, развивается жизнь приходской общины.

Фильм об истории храма Олега Букина

В документальном фильме 2015 г. Олега Букина рассказывается об истории храма до революции и после его восстановления.

URL: http://pavlovsk-xram.ru/history/history.html
© Храм свт. Николая Чудотворца в г. Павловске, Санкт-Петербург, 2016-2017.

Использование материалов допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 3.0 Unported License (CC BY-NC).

Церковь Николы Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. История церкви николая чудотворца

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы — в честь святителя Николы и в честь преподобного Феодосия Великого.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это название (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. История церкви николая чудотворцаВ 1656-1657 гг. по его заказу была возведена новая каменная церковь Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками, кроме того оформленные аркатурным поясом.

Центральный барабан – световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.

С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. История церкви николая чудотворца

Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.

В 1775 г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная – хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с основным объемом храма.

Храм горел во время войны 1812 года, после пожара был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — святителя Николы Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году. История церкви николая чудотворца

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские. В 1930-е Б. Иоффе, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизма, добивался сноса храма. В 1932 г. по заявлению от представителей мастерских снесли колокольню, «мешавшую хорошему освещению», а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.

С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николе Чудотворцу. Храм был возвращён верующим.

Ссылка на основную публикацию