Икона владимирская божья матерь фото и значение

Владимирская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезничал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла:
«Отныне ублажат Мя вси роди.
Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет!».

Икона владимирская божья матерь фото и значение

До первой половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г . она была передана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.
Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г . сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории, а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»).
Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой.
С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей.
Здесь в XV в. написали изображение «Этимасии» – «престола уготованного», покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила.
Богословское толкование этимасии основано на Святом писании и сочинениях Отцов церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Среди византийских икон Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий.

Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа Евангелистом Лукой.

Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный Евангелист-иконописец, было плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас.

В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

Современные иконы Владимирской Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.

Датировка: XI–XII век

Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября

Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери:

Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея)

История Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана.

По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи, «сретения» иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь.

Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утвержда-лись на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).

С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.

Иконография Владимирской иконы Божией матери

Икона владимирская божья матерь фото и значение

  1. Золотой фон иконы символизирует Божественный свет.
  2. За несколько веков икону реставрировали и переписывали несколько раз, но лики сохранились от изначального образа.
  3. Из-под омофора — покрова на голове Богородицы —видна ручка Спасителя.
  4. Владимирская икона относится к иконографическому типу «Елеуса», то есть «Умиление». Характерная черта этого типа богородичных икон: Младенец Христос сидит на правой руке Богоматери и обнимает Ее за шею, прильнув щекой к Ее лицу.
  5. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня — «пяточка». По этой детали и узнают Владимирскую икону.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.

«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»

Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго
Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа.

Орудия страстей

За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.

Драгоценный оклад Владимирской иконы

Икона владимирская божья матерь фото и значение

У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Наиболее известный и ценимый образ Богородицы – икона Владимирской Божьей Матери.

Она во все эпохи была значимой для России.

Молитва, обращенная к Богоматери, много раз предохраняла страну от врагов.

История иконы

По преданию, образ написал апостол Лука еще при жизни Марии. Изображение было создано на столешнице, за которой трапезничала ее семья.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Первоначально лик находился в Иерусалиме, затем в 450 году его переправили в Константинополь. Там икона содержалась примерно до середины 12 столетия. Потом икону преподнесли в подарок князю Мстиславу, тогдашнему правителю Киевской Руси.

Образ некоторое время держали в Богородичном монастыре Вышгорода — поселении неподалеку от Киева. Спустя время ее увез Андрей Боголюбский во Владимир.

По пути в населенный пункт ему было дано знамение Божьей Матери, так и возникло наименование иконы. Затем она находилась в Успенском соборе.

Где находится икона

В 1237 году в результате вторжения монголо-татар собор был разрушен, и возрожден вновь при правлении князя Ярослава. В 14 веке по велению Василия 1 образ был перевезен в Москву. Это было необходимо для спасения Богоматерью столицы от вторжения Тамерлана. Лик установили в Успенском соборе Кремля.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

В 1918 икона была отправлена на реконструкцию, в 1926 – в Музей истории, в 1930 – в Третьяковскую галерею, в 1999 — в церковь Святителя Николая Чудотворца, которая находится при Третьяковской галерее в Замоскворечье.

Значение и в чем помогает икона

Перед образом всегда молились, когда необходимо было защитить Родину от супостатов. И, всякий раз, когда происходило спасение, вера людей все больше укреплялась.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Но к Богоматери обращаются и в «бытовых» случаях:

  • женщины просят о том, чтобы роды прошли легко и быстро;
  • молодые семьи об упрочении отношений;
  • больные об исцелении от недугов;
  • православные, у которых пошатнулась вера, духовных сил для ее восстановления;
  • путешественники о безбрежной дороге и защите от несчастных случаев;
  • сомневающиеся просят наставить их на путь истинный;
  • люди, дающие деньги в долг, просят, чтобы обязательно он был возвращен.

Чтобы помолиться перед иконой, не обязательно идти в храм, это можно сделать и дома. Произносится специальная молитва или высказывается мольба в произвольной форме.

Чтобы просьбы были услышаны, они должны быть произнесены от чистого сердца. Проговаривая молитву, нельзя мыслить о постороннем.

Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.

  1. В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
  2. Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
  3. Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
  4. В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
  5. Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.

Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.

Собор Владимирской иконы Божьей Матери

Санкт-Петербург славится своими красивыми постройками. Со всего мира сюда приезжают туристы, паломники увидеть красоты архитектуры и поклониться святым местам.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Одним из памятников архитектуры является Собор Владимирской Божьей Матери. Это двухэтажное здание с 5 куполами, построенное в стиле барокко. Особенно величаво он смотрится на фоне окружающих построений.

Главная ценность церкви – иконостас. Его проектировал сам Растрелли. Иконостас считается одним из уникальных произведений в церковном искусстве.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Во Владимирской церкви множество редких икон, но одна из самых почитаемых – с изображением Богоматери, завезенная в Россию в 12 веке. Туристам собор интересен как памятник зодчества, для верующих – это центр духовной жизни.

Икона Владимирской Божьей Матери почитается 3 раза в год: 21 мая, 23 июня, 26 августа. Молиться можно как в Божьем храме, так и дома перед иконостасом.

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу († 1132). Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом принесли в Москву, и все жители города во главе с патриархом встречали ее и со слезами молились о защите от жестокого захватчика. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан в 1397 году наш Сретенский монастырь. Избавление от страшного нашествия по молитве к Пресвятой Богородице было настолько чудесным и радостным событием, что день Сретения Владимирской иконы – 8 сентября – стал главным историческим праздником Москвы.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Икона долгие годы хранилась в кремлевском Успенском соборе, и ее не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо – как второе перенесение иконы. После революции Успенский собор в Кремле закрыли, а икону изъяли для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный Исторический музей, а позднее – в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Риза греческой работы с чудесного образа, сделанная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями, находится ныне в московской Оружейной палате.

В прошлые века чудотворную Владимирскую икону неоднократно приносили в нашу Сретенскую обитель крестными ходами, в которых принимали участие царь и патриарх. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день в нашу обитель привезли из Государственной Третьяковской галереи и сам чудотворный образ, на поклонение к которому пришли десятки тысяч москвичей.

Своей келейной иконой Божией Матери Владимирской благословил обитель старец Иоанн (Крестьянкин)

В нашем монастыре хранится чтимый список Владимирской иконы, которой благословил нашу обитель старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это была его келейная икона.

3 июня отмечается праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Владимирская. Этот день установлен в память о чудесном спасении Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Владимирская икона Божией Матери является чудотворным списком с древней иконы Богородицы, которая до 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.

В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. Летописи сообщают нам, что Матерь Божия Сама чудесным образом выбрала место для пребывания образа, вот как это случилось. На крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела оставить Ее икону во Владимире, а на сем месте поставить храм. Икону поместили в Успенском соборе Владимира, с тех пор она и стала называться «Владимирской».

Икона владимирская божья матерь фото и значение

В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, в Успенский собор Московского Кремля, надеясь на спасение от войск захватчика. Тамерлану было видение, в котором величественная Дева во главе ангельского воинства устремилась на его полки. Проснувшись, хан приказал войскам отступить.

Святая икона еще не раз становилась на защиту Руси. 23 июня 1480 года чудо, явленное Пресвятой Богородицей, заставило отступить полки Золотой орды во время знаменитого стояния на реке Угре. А в 1521 году с помощью Богородицы были остановлены войска крымских татар всего в нескольких километрах от Москвы.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Впоследствии все Российские монархи помазывались на престол именно перед иконой Божией матери Владимирская.

Сегодня образ хранится в храме Святителя Николая в Толмачах.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Эту молитву о спасении необходимо читать, молясь за всех людей мира и желая спасения всем окружающим.

«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Эту молитву необходимо читать в любой болезни, прося об исцелении и наставлении на правильный жизненный путь.

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу.

Владимирская икона Божией Матери
Икона владимирская божья матерь фото и значение
Иконографический тип Елеуса
Местонахождение Храм Святителя Николая в Толмачах
Дата празднования 21 мая (3 июня)
23 июня (6 июля)
26 августа (8 сентября)
Изображения иконы на Викискладе

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви [1] [2] .

Содержание

  • 1 Оригинал
    • 1.1 Жизненный путь
      • 1.1.1 Появление на Руси
      • 1.1.2 Переезд в Москву
      • 1.1.3 Чудеса
    • 1.2 Местонахождение
  • 2 Иконография
    • 2.1 Оборот
    • 2.2 Датировка и сохранность
    • 2.3 Стиль
    • 2.4 Оклады
  • 3 Списки
  • 4 Влияние на другие иконографические типы
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века икону написал евангелист Лука [2] . Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом [3] .

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме [4] , поместив её в Успенском соборе города [5] . С тех пор икона получила своё нынешнее наименование [6] [7] . По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя [4] . На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы [8] . Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации.

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

  • 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

Местонахождение

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас в Оружейной палате).

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

Икона владимирская божья матерь фото и значение

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери занимает особое место среди святынь Русской Церкви. Ее древность, ее ближайшее участие в важнейших событиях нашей истории и в судьбах миллионов русских людей, ее дивная богодухновенная красота, уже сама по себе утешающая и воспитывающая, — все это ставит Владимирскую икону как бы вне ряда, вне каких бы то ни было рангов и определений.

Владимирский образ считается одним из самых почитаемых в православии, поскольку написан, по преданию, собственноручно евангелистом Лукой. Считается, что основой для иконы послужила одна из досок того стола, за которым еще юный Иисус Христос трапезничал с Девой Марией и святым Иосифом, обрученным супругом Пресвятой Богородицы.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери Русской Православной церковью

Русская Православная Церковь празднует дни Владимирской иконы Божией Матери трижды в году:

  • 8 сентября по новому стилю — в честь убережения Москвы Богородицей от полчищ Тамерлана в 1395 году;
  • 6 июля — защита страны от ордынского царя Ахмата (1480) и избавление от монгольского ига;
  • 3 июня — в память о спасении Москвы от крымского хана Махмет-Гирея (1521).

О чем молят Владимирскую Богоматерь

Перед Владимирским образом принято молиться о защите от нашествий чужеземцев, расколов и ереси, об укреплении в православной вере и сохранении России.

Происхождение иконы

По преданию, авторство Владимирской иконы принадлежит апостолу и евангелисту Луке. Она хранилась в Иерусалиме до 450 года, после чего была перенесена в Константинополь. В Россию ее список попал в начале XII века, когда великому князю Юрию Долгорукому его прислал в Киев в качестве подарка патриарх Лука Хрисоверг, известный церковный законодатель.

Владимирская икона Божией Матери — древнейшая чудотворная икона Русской Церкви. Происходит она, конечно, не из Владимира. Первое упоминание о ней относится к 1155 году, Ипатьевская летопись сообщает нам:

«Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогогцею из Царяграда. и украсив ю постави и в церкви своей Володимери».

Безымянная «икона святая Богородица» и есть будущая Владимирская. И ее, и Пирогощую принес киевскому князю Мстиславу Изяславичу в дар митрополит Михаил, прибывший из Константинополя в 1130 году.

Предание гласит, что Владимирскую икону создал апостол Лука, однако искусствоведческий анализ показывает, что к моменту своего прибытия в Киев образ Пресвятой Богородицы был еще очень «молодым»: его написали в начале XII века. Если отнестись со вниманием к преданию об авторстве апостола Луки, тогда нужно предположить, что Владимирская является списком с образа, написанного им.

Считается, что в России Пресвятая Богородица, являясь в сновидениях, повелела хранить свой образ в городе Владимире. Так же она пожелала, чтобы там были построены в честь Ее Рождества монастырь и храм. Поэтому местный извод образа Божией Матери, отныне именуется Владимирским. В 1480 году он был помещен в Успенский собор Москвы для вечного хранения, а во Владимире оставлен точный список с иконы работы Андрея Рублева.

Вехи пути Владимирской иконы Божией Матери

Привезя икону Божией Матери в свою новую резиденцию, Андрей Боголюбский дал первую святыню Владимиро-Суздальской земле. Именно здесь константинопольская икона широко прославилась как чудотворная, и неудивительно, что с Владимиром связалась она названием своим.

Во время пожаров и татарских разорений Владимира икона Божией Матери оставалась невредимой. Есть сведения только о ее «грабежах». Так, в 1238 году, по летописному сообщению, татары:

«чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгым. »

Владимирская икона Божией Матери заступница земли Русской

В 1395 году Божия Матерь через Свою Владимирскую икону впервые явила заступление москвичам. Тогда к Москве подошел Тамерлан (Темир-Аксак), и великий князь Василий I спешно послал во Владимир за чудотворным образом. В день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней войска Тамерлана неожиданно повернули вспять и ушли в степи.

Некоторые предания настаивают на том, что после этого события Владимирская икона осталась в Москве, а во Владимир отправили список. Но, вероятно, в последующие сто лет икона «кочевала» между Москвой и Владимиром, окончательно обосновавшись в Москве (в новом кремлевском Успенском соборе) в 1480 году, ознаменовавшемся в русской истории падением монголо-татарского ига.

Список же для владимирского Успенского собора написал в начале XV века, по всей видимости, Андрей Рублев. И этот список также прославился чудотворениями.

В последующие века Владимирская икона уже была столь почитаема, что ее почти никогда не выносили из Москвы. Напротив, сильные мира сего приходили к ней. Известно, что, например, Иван Грозный молился перед нею накануне военных походов, но с собой брал Донскую икону Божией Матери. И когда Владимирскую икону носили к Борису Годунову в Новодевичий монастырь, умоляя его взойти на престол, действие это было осмыслено как определенное унижение святыни, имевшее и определенные же последствия.

Перед Владимирской иконой совершалось поставление Первосвятителей Московских. Не отступили от этой традиции и при избрании Патриарха Тихона. Ларец с тремя жребиями стоял именно перед Владимирским образом, с большим трудом перенесенным из кремлевского Успенского собора в храм Христа Спасителя (Кремль к тому моменту уже заняли большевики).

С 1926 по 1930 год Владимирская икона находилась в Государственном Историческом музее, затем была передана в Третьяковскую галерею. Сейчас она пребывает в «пригалерейной» церкви свт. Николая в Толмачах.

Изображение Престола и орудий Страстей Христовых (обратная сторона иконы)

Владимирская икона является двусторонней. На лицевой стороне она несет собственно образ Божией Матери, на оборотной — изображение Престола и орудий Страстей Христовых. Поля иконы надставлены. Возможно, раньше, когда икона была выносной, она имела рукоять, которую «поглотило» нижнее поле.

Принадлежа к иконографическому типу «Умиление», Владимирская икона представляет Божию Матерь в любовном и скорбном обращении к Сыну. Специалисты связывают эту скорбную интонацию, пронизывающую образ, с изображением Креста и орудий Христовых Страстей на обороте (хотя живопись оборотной стороны иконы относится к рубежу XIV—XV веков, нет оснований полагать, что прежнее изображение имело какие-то серьезные смысловые отличия от теперешнего).

Икона многократно поновлялась и переписывалась. Ныне она являет собой как бы сплав разновременных «усилий» иконописцев. Впрочем, композиция иконы изначально была именно такой, какой мы ее видим сейчас. Лики тоже «те самые», их живопись сохранилась под позднейшей записью, и в 1918—1919 годах реставраторы раскрыли ее.

Ссылка на основную публикацию