Икона Богородицы Гребневская

ГРЕБНЕВСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда вел. кн. Дмитрий Иванович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг г. Гребни (в настоящее время этого города не существует) на р. Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской. Великий князь с верою принял икону и поставил ее в московском Успенском соборе.
Правнук Донского, вел. кн. Иван Васильевич Грозный, собираясь в 1471 в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Божией Матери — Ее чудотворной Гребневской иконы, которую он брал с собою в поход. Шелонской битвой в 1472 одержал он победу и повелел соорудить в московском посаде деревянную церковь, в которую и была поставлена чудотворная икона, украшенная от его усердия серебром и драгоценными камнями; на киоте иконы он велел написать акафист в похвалу Пресвятой Богородицы и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этой иконой русские отразили в 1612 поляков на Сретенской улице. Во время пожара в 1687 церковь Гребневской Богоматери объята была пламенем, так что не успели вынести Ее икону, но она чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». От времени церковь пришла в ветхость, также и самая икона требовала обновления. Церковь была обновлена, а икона, по желанию царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра Великого, принесена к ней в с. Преображенское. Обновив и украсив икону от своих сокровищ, царевна сама сопровождала ее из Преображенского в церковь и, там поставив на прежнее место, совершила пред нею молебное пение. Возобновлению церкви особенно содействовал Стефан Яворский. Вскоре после обновления иконы от нее начали совершаться новые чудеса. Вот одно из чудес. В доме стольника Салтыкова происходили разные страхования бесов: невидимой рукой бросались камни и т.п. В этом же доме жила одна девица Мария, у которой была очень больна мать. Однажды во сне пришла к ней некоторая женщина и сказала: «Не скорби о болезни матери; иди и скажи госпоже дома сего, чтобы она подняла к себе в дом образ Гребневской Богоматери, и дом ее будет избавлен от бесовских страхований, и мать твоя выздоровеет». Икона была принесена. Перед нею отслужили молебен с водосвятием, и — дом был избавлен от страхований, а больная получила исцеление. Это было в 1711.
Празднуется 28 июля/10 августа.
Прот. И. Бухарев

Полезное

Смотреть что такое «ГРЕБНЕВСКАЯ» в других словарях:

ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Гребневская [Гребенская] икона Божией Матери, чудотворный образ (праздн. 28 июля, 21 авг.), находившийся в Москве в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (угол… … Православная энциклопедия

Гребневская волость — Гребневская волость волость в составе Богородского уезда Московской губернии. Существовала до 1919 года. Центром волости была усадьба Гребнево. Под данным 1890 года в усадьбе Гребнево размещалось волостное правление, квартира пристава,… … Википедия

Гребневская церковь (Одинцово) — Православный храм Гребневская церковь … Википедия

Гребневская — чудотворная икона Божией Матери, находится в гор. Москве, в церкви Успения на Лубянке с 1380 г. Празднование – 28 июля … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Храм Гребневской Божией Матери — Христианский храм Гребневской Иконы Божией Матери … Википедия

Одинцово — Город Одинцово Флаг Герб … Википедия

Богородский уезд — Герб уездного центра Герб губернии … Википедия

Стефан Яворский — (в миру Семен Иванович) митрополит рязанский и муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Свят. Синода один из самых замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. С., родился в местечке Яворе в 1658 г. Ученые до … Большая биографическая энциклопедия

Елеуса — Типы икон Богородицы Оранта Елеуса Одигитрия Панахранта Агиосоритисса … Википедия

Греб­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­сла­вив­ша­я­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми и на­хо­див­ша­я­ся в хра­ме го­ро­да Греб­ня (на ре­ке Чи­ри, впа­да­ю­щей в Дон), бы­ла под­не­се­на жи­те­ля­ми го­ро­да, Дон­ски­ми ка­за­ка­ми, ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му по воз­вра­ще­нии его с Ку­ли­ков­ской бит­вы в 1380 го­ду.

«Греб­нев­ская ле­то­пись или по­вест­во­ва­ние об об­ра­зе чу­до­твор­ном Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии», со­став­лен­ная в 1471 го­ду, гла­сит: «И ко­гда бла­го­вер­ный Ве­ли­кий князь Ди­мит­рий с по­бе­дой в ра­до­сти с До­ну-ре­ки, и то­гда та­мо, на­род хри­сти­ан­ский, во­ин­ско­го чи­ну жи­ву­щий, зо­во­мый ка­за­ций, в ра­до­сти встре­тил его со свя­той ико­ной и с кре­ста­ми, по­здра­вил его с из­бав­ле­ни­ем от су­по­ста­тов ага­рян­ско­го язы­ка и при­нес ему да­ры ду­хов­ных со­кро­вищ, уже име­ю­щи­е­ся у се­бя чу­до­твор­ные ико­ны, во церк­вах сво­их. Вна­ча­ле об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, креп­кой за­ступ­ни­цы из Си­ро­ти­на го­род­ка и из церк­ви Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

И то­гда князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич при­нял сей бес­цен­ный дар. и по До­ну ре­ки до­сти­га­ет еще ка­за­ча го­род­ка, Греб­ни, на устье ре­ки Чир, и жи­ву­щие там во­и­ны так­же встре­ти­ли Ве­ли­ко­го кня­зя с кре­ста­ми и свя­той ико­ной и в дар ему так­же об­раз Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы чу­дес­но там у них си­я­ю­щую вру­чи­ли. И во все ле­та уста­но­вил им, ка­за­кам, свое жа­ло­ва­ние «за по­честь их силь­ную храб­рость про­ти­ву су­по­стат ага­рян­ска язы­ка»».

В ХV ве­ке, по­сле удач­но­го по­хо­да на Нов­го­род, ве­ли­кий князь Иоанн Ва­си­лье­вич по обе­ту по­стро­ил цер­ковь Успе­ния в Москве на Лу­бян­ке и в ней по­ста­вил Греб­нев­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый он брал с со­бой в по­ход. В 1687 го­ду, ко­гда цер­ковь сго­ре­ла, ико­на чу­дес­но со­хра­ни­лась.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8

Днесь, я́ко со́лнце пресве́тло,/ просия́ в Росси́йстей стране́, в конце́ ея́ полу́деннем,/ всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ ю́же благове́рный вели́кий кня́зь Дими́трий в град Москву́ принесе́./ Све́тло пра́зднуем, благове́рнии лю́дие, честна́го о́браза прише́ствие, моля́щеся приле́жно:/ Влады́чице Богоро́дице, моли́ся Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему,/ изба́вити град Москву́, страну́ на́шу и вся правосла́вныя христиа́ны/ от ва́рварскаго плене́ния, и междоусо́бныя бра́ни, и всех наве́т вра́жиих,// Тебе́ бо Еди́ну Засту́пницу и́мамы.

Перевод: Сегодня, как преяркое солнце, просияла в Российской стране, в южном крае ее, почитаемая всеми икона Твоя, Владычица, которую благоверный великий князь Димитрий принес в город Москву. Светло празднуем, благоверные люди, почтенного образа пришествие, молясь усердно: «Владычица Богородица, молись Сыну Твоему, Христу Богу нашему, об избавлении города Москвы, страны нашей и всех православных христиан от языческого пленения и междоусобной войны, и всех козней вражеских, ибо Ты у нас Единственная Защитница».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Гребневской», глас 8

От святы́я ико́ны Твоея́, Богоро́дице Де́во,/ источа́ются исцеле́ния, я́ко ре́ки мно́ги,/ я́же ви́девше, росси́йстии лю́дие, си́це глаго́лем:/ о Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице,/ не забу́ди гре́шных раб Твои́х,// моля́щихся Христу́ Бо́гу на́шему спасти́ся нам.

Перевод: От святой иконы Твоей, Богородица Дево, проистекают исцеления, как многие реки, видя которые, российские люди, так взываем: «О Пресвятая Владычица Богородица, не забывай грешных рабов Твоих, молящихся Христу Богу нашему о спасении нашем».

Икона Богородицы Гребневская

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье сегодня ]

Согласно преданию появление иконы Божией Матери Гребневская связано с победой русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. В течение нескольких столетий образ хранился в Москве, где слыл чудотворным. Тем не менее, особое почитание иконы сложилось в Подмосковье. Первые три храма, освященные в честь этой иконы, были построены в разных уголках подмосковной земли, а с недавнего времени в микрорайоне Клязьма города Пушкино оборудован также святой источник в честь Гребневской Божией Матери.

Икона Богородицы Гребневская

Московская икона Гребневской Богородицы

Согласно старинному преданию икона Гребневской Божией Матери была подарена жителями селения Гребени московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому вскоре после победной Куликовской битвы. Как не трудно догадаться, свое название образ получил по имени селения, располагавшегося, по одной из версий, на притоке Дона – речке Чири. Это предание напоминает историю появления другой известной иконы Божией Матери. Легенда гласит, что Донская икона также была подарена князю Дмитрию Ивановичу вскоре после победы над Мамаем жителями еще одного поселения, находившегося в бассейне Дона. Если эти повествования правдивы, то почитание обеих икон в Москве начинается с конца XIV века.

Как известно, победа русский воинов на Куликовом поле не означала свержения монголо-татарского ига. Несмотря на то, что Московское княжество стало стремительно набирать политический вес и могущество, зависимость от Орды формально продолжалась еще около ста лет. Именно тогда, в правление правнука Дмитрия Донского Ивана III, Гребневский образ вновь всплывает в истории. В 1471 году великий князь Иван Васильевич вынул чудотворную икону из иконостаса Успенского собора и вместе с ней пошел против новгородцев, не желавших подчиняться Москве. Князю сопутствовал успех, поэтому в благодарность Божией Матери, он построил в районе Лубянки церковь, посвященную Пресвятой Деве Марии и ее Успению. Эта обетная церковь возводилась Иваном III специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую икону, поэтому москвичами храм очень скоро стал называться «Гребневским».

Икона Богородицы Гребневская

В последующие столетия образ из церкви на Лубянке прославился многими чудесами. В 1612 году отряды защитников города вместе с Гребневской иконой отбили нападение литовцев, поляков и русских изменников. Спустя пять лет произошло еще одно чудо – икона осталась цела и невредима в опустошительном пожаре, который уничтожил храм. В середине XVII столетия, с иконой связывали помощь в прекращении эпидемии холеры, а в начале XVIII века помощь от иконы получила сестра императора Петра Первого Наталья. Наталья Алексеевна пожертвовала средства на обновление старинного образа и украсила его богатой ризой. Сестра царя пешком прошла из села Преображенского к Лубянке, в сопровождении процессии из приближенных и простого народа, чтобы поместить икону с новой ризой обратно в Успенскую церковь.

Почитание Гребневской иконы в Подмосковье

Икона пребывала в московском храме до 1935 года. После закрытия и сноса церкви след древней реликвии пропал, хотя уже в XVIII веке с московского образца были сделаны копии. Несмотря на то, что почитание Гребневской Богородицы постепенно вышло за пределы старой столицы, случаи посвящения храмов этой иконе в России были достаточно редки. Даже московская церковь на Лубянке хотя и называлась в народе «Гребневской», на самом деле, как было указано выше, имела посвящение в честь Успения Божией Матери. Первый храм, главный престол которого освятили в честь Гребневской иконы, был построен в конце XVIII века в подмосковной усадьбе Гребнево. Это имение принадлежало генералу Гавриле Ильичу Бибикову. Посвятить усадебный храм именно этой иконе, он решил, вероятно, из-за простого совпадения названий подмосковного села Гребнево и легендарного поселения Гребени, жители которого подарили образ князю Дмитрию Донскому. Гребневская церковь и усадьба сохранились до наших дней, они находятся на территории Щелковского района недалеко от города Фрязино.

Второй Гребневский храм появился также в Подмосковье в селе Одинцово бывшего Звенигородского уезда. Возвести церковь пожелала владелица Одинцово графиня Елизавета Васильевна Зубова – мать братьев-заговорщиков Зубовых, участвовавших в убийстве императора Павла Петровича. Она построила каменный храм на месте обветшавшей деревянной церкви мученика Артемона. Мотивы, побудившие графиню сменить название прежней церкви на Гребневскую, остаются неясными.

Храм и источник в честь Гребневской иконы в поселке Клязьма

Третий по времени храм Гребневской иконы Божией Матери был построен в 1902 году в поселке Клязьма, который сегодня вошел в черту города Пушкино. Здесь утвердилось, пожалуй, наибольшее почитание этого образа Девы Марии. Храм, построенный на средства состоятельных дачников, представлял собой прекрасный пример деревянного зодчества в неорусском стиле. Вместе с построенной позже каменной Спасской церковью он являлась украшением поселка и всей округи. Оба храма были закрыты в 1930-годы, однако избежали сноса. В деревянном храме Гребневской иконы Богородицы был сооружен второй этаж, а пространство церкви разбито на учебные классы. Здесь до 1950-х годов располагалась клязьминская школа.

Икона Богородицы Гребневская

В 1990-е годы вновь образованная община верующих проделала немало работ по возвращению церкви ее первоначального облика, однако в октябре 2007 года столетняя постройка полностью сгорела. Прихожане церкви невольно проводили параллели с пожаром в московской церкви на Лубянке, который случился в XVII веке. Как мы помним, в том далеком году Гребневская икона чудесным образом осталась неповрежденной огнем. Нечто похожее произошло и в 2007 году с одной из ее современных копий в Подмосковье. На пожарище была обнаружена деревянная икона Гребневской Богородицы, которая каким-то образом избежала уничтожения, хотя огонь расплавил многие металлические изделия.

Сегодня на месте сгоревшей деревянной церкви возведена новая каменная церковь в честь Гребневской иконы, отчасти повторяющая формы прежнего храма. Кроме того, община храма оборудовала на реке Клязьме водный источник, посвященный Деве Марии и ее Гребневскому образу. Родник находится на расстоянии примерно одного километра от Гребневского и Спасского храмов недалеко от пересечения Боткинской и Менделеевской улицы. Ориентиром может послужить пляж и лестница, уходящая вниз к живописному берегу Клязьмы.

Икона Богородицы Гребневская

Фото: [ Антон Саков / Подмосковье Сегодня ]

Церковь Гребневской иконы Божией Матери является старейшей в городе Одинцово. Сохранившийся храм- ротонда строился в царствование Павла I на средства графини Е.В. Зубовой, чьи дети сыграли значительную роль в заговоре против императора. В 1898 году к Гребневской церкви были пристроены колокольня и трапезная с приделами Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. А начиналась история прихода в бывшем селе Одинцово с деревянной церкви в честь малоизвестного святого Артемона Лаодикийского.

В конце XVII столетия, как следует из материалов летописца приходов Московской епархии В. И. Холмогорова, в селе Одинцово была построена деревянная церковь в честь мученика Артемона. Незадолго до этого село приобрел Артамон Сергеевич Матвеев – сподвижник царя Алексея Михайловича, дипломат, один из первых «западников» в среде русской знати и основатель первого театрального училища в Москве. Новый владелец Одинцово решил посвятить храм своему небесному покровителю мученику Артемону Лаодикийскому.

Икона Богородицы Гребневская

Священномученик Артемон жил в III веке в Римской империи, застав гонения на христиан императора-язычника Диоклетиана. Будучи уже старцем, пресвитер Артемон совершил несколько бесстрашных поступков, в числе которых было сожжение идолов в капище Артемиды и разорение храма языческого бога Асклепия. Артемон обладал даром повелевать животными: в пути его сопровождали шесть диких ослов и два оленя. Власть над животными проявилась и в капище Асклепия. Святой вошел в языческий храм, где жило множество змей, и выгнал ядовитых животных за его стены. Один из оленей Артемона даже мог разговаривать: именно он сообщил местному епископу о том, что хозяина схватили воины императорского наместника. Тот же необычный олень приходил облизывать раны святого, когда языческий правитель хотел пытками склонить его отречься от Христа. Может быть, не случайно на современном гербе города Одинцово изображен олень.

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев, как и древний святой Артемон, закончил жизнь мученически. Сначала Матвеев был сослан по воле представителей клана Милославских в Пустозерский острог. Затем, выйдя из заточения и вернувшись в Москву, сторонник Петра был растерзан стрельцами во время бунта 1682 года. На надгробном камне Артамона Сергеевича у московской церкви святителя Николая в Столпах были высечены такие слова: «На память убиения святого благоверного царевича Димитрия Московского и всея России, волею Всемогущего и Всесильнейшего Царя Царем и Бога, в смутное время, от воров и бунтовщиков убиен бысть раб Божий страдалец, скончался мученически ближний боярин Артамон Сергеевич Матвеев». Деревянный храм Артемона в Одинцово не сохранился, однако в Подмосковье уцелела другая замечательная церковь, построенная на средства Артамона Матвеева – каменный храм Рождества Богородицы в Поярково (городской округ Солнечногорск).

Икона Богородицы Гребневская

В 1797-1801 годы на месте деревянной Артемоновской церкви в селе Одинцово был построен каменный храм с новым посвящением Гребневской иконе Божией Матери. Этот храм, центральная часть которого сохранилась до нашего времени, был построен «на собственный кошт» статс-дамой, графиней Елизаветой Васильевной Зубовой. У графини было две дочери и четыре сына. Дети Зубовой сыграли важную роль в русской истории конца XVIII — начала XIX века. Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II , его брат Николай женился на единственной дочери великого полководца Александра Васильевича Суворова, другой брат Валериан командовал армией в войне против Персии 1796 года, а сестра Ольга слыла известной политической авантюристкой и любовницей английского короля Георга IV . Все названные дети графини Зубовой были, кроме того, активными участниками заговора, который привел к убийству императора Павла I .

Икона Богородицы Гребневская

Но были среди потомков устроительницы церкви в Одинцово и те, кто прославился не придворными интригами, а на духовной стезе. Один сын графини Зубовой Дмитрий не участвовал в цареубийстве. Именно его внучка Прасковья Григорьевна Розен с юности была склонна к иноческой жизни. В возрасте 26 лет аристократка, увлекавшаяся живописью и бравшая уроки у Ивана Константиновича Айвазовского, приняла монашеский постриг с именем Митрофания. По настоянию святителя Филарета Дроздова она стала игуменьей Владычнего монастыря в подмосковном Серпухове. Активная хозяйственная деятельность игуменьи Митрофании привела к расцвету обители. С другой стороны, ее имя стало связано со скандальными обвинениями в финансовых махинациях. Судебное дело, в котором обвиняемой была игуменья монастыря аристократического происхождения, вызвало большой общественный резонанс. Митрофания Розен отвергала обвинения, а шумиху, поднятую в прессе, считала несправедливым гонением. Последние годы жизни правнучка графини Елизаветы Зубовой провела на Святой Земле в Иерусалиме.

Икона Богородицы Гребневская

Почитание Гребневского образа Божией Матери было распространено в основном среди жителей Москвы и Подмосковья. В книге историка Н.М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» 1852 года приводится история Успенской церкви на Бору в Москве, где хранился оригинал святыни. Согласно летописи, составленной митрополитом Стефаном Яворским, образ был подарен великому князю Дмитрию Донскому жителями селения Гребня в устье реки Чири, когда благоверный князь возвращался победителем с Куликова поля. Прибыв в Москву, Гребневская икона заняла место в Успенском соборе, а спустя столетие великий князь Иван III по обету возвел на московском посаде новую Успенскую церковь специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую святыню. С этой иконой он связывал победу в Шелонской битве над мятежным Новгородом и рождение сына Василия. В 1930-е годы церковь Успения на Бору была разрушена, и московская святыня утерялась. К счастью, в Одинцовский храм вернулся более поздний список Гребневского образа, спасенный в советский период и хранившийся с 1939 по 1991 годы в Покровской церкви соседнего села Акулово.

Икона Богородицы Гребневская

10 августа православные христиане почитают Гребневскую икону Божией Матери (1380), которая была утрачена в 1930-е годы во время разграбления церквей.

История иконы

Когда закончилась Куликовская битва, великий князь Дмитрий Донской возвращался домой. В Гребенях, небольшом городке на берегу Чира, который впадает в Дон, он получил от местных жителей подарок в виде чудотворной иконы. Это и был ныне чтимый Гребневский образ Божией Матери. В Москве эта святыня целый век находилась в кремлевском Успенском соборе. В начале 70-х годов XV века войско великого князя Иоанна Васильевича III, дедом которого был Дмитрий Донской, отправилось покорять новгородские земли. С ним была Гребневская икона. Когда он одержал победу, то вспомнил о своем обете и приказал построить на территории Лубянки церковь Успения Пресвятой Богородицы, где впоследствии хранилась чудотворная икона.

В 1687 году в храме случился пожар. Из-за сильного пламени никто не мог зайти в церковь, чтобы забрать оттуда чудотворный образ. Неожиданно прямо на глазах собравшихся у горящего храма людей Гребневская икона застыла в небе над церковью. Когда пожар закончился, оказалось, что огонь уничтожил все, что находилось внутри храма, но чудотворный образ остался целым. В середине 1930-х годов большевики разрушили здание церкви. Некоторые святые образы удалось спасти. Их сохранили верующие люди, но Гребневская икона исчезла безвозвратно.

В чем помогает молитва перед Гребневской иконой Божией Матери

Гребневский образ Божией Матери помогает людям вести праведную жизнь. К нему приходят с просьбами об исцелении. Он сохраняет в целостности и единстве нашу страну, защищая ее от иноплеменных врагов. За помощью к Гребневскому образу обращаются люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Эта икона защищает жилища от пожаров и ограблений, а семьи – от раздора и бедности.

Как правильно молиться перед Гребневской иконой Божией Матери

Молиться Гребневской иконе Божией Матери следует с миром в душе и верой в сердце. Ни в коем случае нельзя просить ее о наказании для других людей. Сохраняйте душевный покой во время молитвы и ваши просьбы будут услышаны.

Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой Гребневской

«К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь».

Икона Богородицы Гребневская

10 августа православные христиане почитают чудотворную Костромскую икону Божией Матери «Одигитрия», которая исчезла вскоре после Октябрьской революции, а потом не только нашлась, но и чудом восстановилась.

История иконы

В 1672 году одна из стен башни, занимающей юго-западную часть костромской Богоявленской обители, была покрыта изображением Смоленской иконы Божией Матери. В мае 1779 года в результате сильного пожара в монастыре этот святой образ вместе с деревянным киотом не пострадали, хотя огонь нанес существенный вред стене и башне, а также всему Богоявленскому монастырю. В 1824 году рядом с башней построили храм Смоленской иконы Божией Матери. Его пристройку возвели у стены с изображением чудотворного образа. Благочестивые жители Костромы создали драгоценную сребропозолоченную ризу, которой обложили настенную Смоленскую икону Божией Матери.

После Октябрьской революции в Костроме был упразднен Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, Смоленский храм закрыли, а драгоценную ризу чудотворного образа Богородицы конфисковали вместе с церковной утварью. В 1990 году Богоявленско-Анастасиина женская обитель возродилась, а Смоленскую церковь снова открыли для проведения богослужений. Изображение на Костромской иконе Божией Матери было повреждено. Оно сохранилось только в виде контуров. Никто не ожидал, что его удастся восстановить. Женщина-эксперт с помощью ваты и спирта потерла икону в месте изображения глаза Божией Матери, который внезапно открылся. Образ чудесным способом обновился и полностью восстановился.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери «Одигитрия» «Костромская»

Люди с неизлечимыми болезнями приходят к чудотворной Костромской иконе Божией Матери «Одигитрия» за исцелением. Также перед этим образом верующие просят, чтобы в их семьях воцарился мир. Кроме того, икона помогает находить выход из непростых жизненных ситуаций.

Как правильно молиться перед Костромской иконой Божией Матери «Одигитрия»

Перед началом молитвы следует очистить свою голову от всех повседневных забот и настроиться на серьезный разговор с высшими силами. Божия Матерь помогает истинно верующим людям, которые искренне раскаиваются в своих грехах и от всей души просят ее о помощи.

Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой Костромской

«О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона Богородицы Гребневская

Григориатская икона Богородицы — главная святыня Афонского Григориатского монастыря. Пребывает чудотворный образ в кафоликоне Григориата у левого клироса, при северо-восточной колонне. Именно в этом месте 30 ноября 1761 года была найдена Григориатская икона Богородицы в огне бушевавшего в обители пожара невредимою.

Монастырь тогда сгорел практически до основания, Григориатская икона Богородицы осталась целой и невредимой. Поэтому монахи в память этого события не переносят образ в другое место храма. И в этот день совершается в обители торжественная служба каждый год в воспоминание о чудесном событии.

В связи с этим Григориатская икона Богородицы именуется еще Одигитрия-Всецарица («Пантанасса»), Палеологиня, «Не сгоревшая в огне». Чтят светлый образ братия монастыря, почитают его и паломники со всего мира. Чудеса же происходят от чудотворной иконы по сей день.

На Афоне случай с Григориатской иконой, «Не сгоревшей в огне», это чудо спасения иконы из огня, не единственный. Там почитаются две иконы Божией Матери, прославившиеся подобным образом: «Палеологиня», уцелевшая в огне в 1722 году и «Акафистная«, находящаяся в Хиландарском монастыре и не сгоревшая во время пожара в 1837 году.

Икона Богородицы Гребневская

Палеологина. Афон

История образа: Григориатская икона Богородицы была принесена в дар монастырю Григориат на Афоне невесткой благоверного молдавского господаря Стефана Великого, Марией Асениной, родственницей Палеологов. Предположительно, произошло это в 1500 году, когда монастырь воссоздавался из руин.

На серебряной пластине внизу иконы на греческом языке была сделана запись, которая засвидетельствовала этот дар: + Ϫέησις τῆς εὐσεβεστάτης κυρᾶς Μαρίας ᾿Ασανήνας Παλαιολοϒίνας κυρᾶς τῆς Μολδοβλαχίας (Моление благочестивейшей госпожи Марии Асенины Палеологины, госпожи Молдовлахийской).

Этот акт дарения нашел отражение в одном из наименований образа — «Палеологиня», бытующем в монастыре, сменившем первоначальное — «Одигитрия-Всецарица Пантанасса», чтобы отличить этот образ от других икон Пресвятой Богородицы с таким же названием.

В России Григориатская икона стала известна благодаря записям русского путешественника по святым местам В. Г. Григоровича-Барского, который посещал Григориат в 1725 и 1744 годах. В России за ней закрепилось название по месту нахождения — Григориатская.

Икона Богородицы Гребневская

Монастырь Григориат. Афон

Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Григориатская икона Богородицы относится по иконографии к многочисленным изображениям Пресвятой Богородицы Одигитрии типа Врефократусы — с Богомладенцем на левой руке. Правой рукой Богоматерь указывает на Сына как на путь спасения.

Предвечный Младенец правой рукой благословляет, в левой руке держит свиток. Предположительно, образ написан в XV веке. Размером икона 0,40 х 0,32 м. Серебряный оклад иконы Афона датируется более подним периодом и несет надпись «Одигитрия».

Ссылка на основную публикацию