Игоревская икона божией матери

Игоревская икона божией матери

Среди образов Богородицы особенно почитаема икона «Умиление», иначе называемая Игоревской. Молитвы перед ней способны защитить ваш дом от несчастий и зла.

История иконы

Игоревская икона Богородицы была написана в конце 14 века неизвестным иконописцем. Именно перед этим образом молился в самые сложные минуты своей жизни князь Игорь, внук князя Ярослава.

Икона исцелила Игоря от смертельной болезни и помогла обрести собственный путь поклонения Господу. Именно в молитвах перед этим образом молодому князю открылась истина о его жизненном предназначении и силе искренней молитвы.

Где находится чудотворный образ

В послереволюционное время икона несколько раз была вывезена за границу, но неизменно возвращалась обратно. В настоящее время святой образ находится в Успенском соборе города Москвы.

Описание иконы

На Игоревской иконе изображена Богородица с Младенцем Иисусом на руках. В отличие от Владимирского образа Богоматери, на Игоревской иконе взгляды Богородицы и Младенца Иисуса обращены на стоящего перед иконой человека.

Таким образом икона указывает нам на то, что каждый искренне молящийся Богородице и Господу открывает и очищает свою душу.

В чем помогает Игоревский образ

К великому сожалению, прозрение и открытие своего пути не уберегли князя Игоря от страшной гибели. Правитель остался в монастыре и стал иноком, но этот факт не спас его от расправы народа: Игорь был насмерть забит толпой.

Почитая его память, перед Игоревской иконой Богородицы молятся в сложных и опасных жизненных ситуациях. Священники советуют иметь этот образ дома и молиться перед ним, если вам или кому-то из близких людей грозит беда.

Чаще всего Игоревской иконе молятся:

  • о спасении;
  • об умягчении злых помыслов;
  • о защите дома от краж и пожаров;
  • об исцелении тяжелых болезней.

Молитвы перед чудотворной иконой

«О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь».

Эту молитву необходимо читать при опасности или угрозе всякого рода.

«Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь».

Эту молитву нужно читать в болезни, чтобы получить исцеление.

День памяти и почитания Игоревской иконы Богородицы — 18 июня по новому стилю. В этот день особенную силу имеют молитвы о прощении грехов. С их помощью вы сможете очистить свою душу и избавиться от бремени страстей.

(празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147). В 1146 г., по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича, его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском мон-ре. Его пребывание в мон-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, к-рая впосл. была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в сер. XVII в. архим. Иосифом (Тризной) (список сер. XVII в.- РГБ. Троиц. Фунд. № 714).

Игоревская икона божией матери

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до нач. XX в.; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана (о чем упом. в лит-ре, посвященной киевским святыням). В наст. время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

И. и. (ок. 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о рус. иконописи худож. А. шинкаренко выполнил копию с И. и. (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым ( Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Самый ранний из известных списков И. и.- икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ, поступила из ГИМ). Выполнена в Москве, возможно во времена митр. св. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров. Датировка др. иконы в собрании ГТГ (происходит из коллекции П. М. Третьякова, ранее датировалась 2-й пол. XVI в.) в наст. время уточняется.

Празднование:

История

Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту – ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.

Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб – хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы осво­бо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).

В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный му­че­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смер­тью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

История многих икон неразрывно соединена в сознании православных с именами и судьбами конкретных людей, возведенных впоследствии в ранг святых. Иногда такая икона являет нам лик святого, как иконы Александра Невского или Иоанна Кронштадского, а иногда, как Игоревская икона Божией Матери, получает свое название в честь реального человека, с мученичеством которого она неразрывно связана.

Игоревская икона божией матери

День памяти Святого Благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня.

Князь Игорь: трагическая судьба, страшная гибель

Название «Игоревская икона» было дано образу Богоматери в память о князе Игоре, одном из многочисленных правнуков Ярослава Мудрого. Он жил в эпоху междоусобиц, когда борьбу за киевский престол вели две группы князей: часть из них принадлежала потомкам Олега (Ольговичи), а другая – Мстислава (Мстиславичи).

Междоусобица разразилась после смерти киевского князя Всеволода Ольговича. Жители города ненавидели его за гордыню, и это отношение перенесли на его сродников. На киевский престол по завещанию сел брат Всеволода Игорь, князь Черниговский. Жители города на кресте поклялись ему в верности, но уже через две недели преступили клятву и призвали Мстиславичей. В битве с Изяславом Мстиславичем войско киевлян предало своего законного князя и передалось врагу.

Потерпевшему поражение князю Игорю пришлось несколько дней укрываться на болотах, но его захватили, доставили в Киев и бросили в ледяной поруб – сруб без окон и дверей, где он заболел так, что уже готовился к смерти.

В летописях об Игоре говорится не только как об отважном воине, но и как о благочестивом христианине: он читал много духовной литературы, часто беседовал со святыми старцами и монахами, а накануне смерти брата даже задумывался о постриге.

Теперь же, когда он сам находился на пороге смерти, его достали из узилища и разрешили принять схиму в Феодоровском монастыре Киева. Но князь, принявший схиму под именем Игнатий, выздоровел, и ему дано было разрешение остаться в монастыре иноком. Все свое время он посвящал молитвам и замаливанию грехов.

Игоревская икона божией матери

Его двоюродные братья, однако, не прекращали бороться за киевское княжение, и тогда менее чем через год, в 1147 году, городское вече, чтобы отомстить им, дало согласие на расправу с князем Игорем, принявшим иночество под именем Игнатий.

Несмотря на вмешательство митрополита и священнослужителей, пытавшихся предотвратить убийство невинного человека, несмотря на противодействие сидевшего на киевском престоле князя Изяслава Мстиславича и его брата князя Владимира (чем они подвергли опасности и себя), ничто не могло остановить впавшую в ярость толпу. Она ворвалась прямо в храм, когда там шла Божественная литургия, и Игорь молился на коленях перед иконой Богородицы.

Его не просто убили, а еще и надругались над мертвым телом. Так князь Игорь, который был вовлечен в междоусобицу против своей воли, пал ее невинной жертвой. Через три года на киевское княжение вступил князь Юрий Долгорукий. Его союзником стал родной брат князя Игоря – Святослав, княживший в Чернигове, куда он и перенес с почестями мощи мученика.

Икона же, пред которой он постоянно коленопреклоненно молился, в том числе и в свой страшный смертный час, носит с тех пор название «Игоревская икона Божией Матери». Через какое-то время началось ее почитание как чудотворной, и икона была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

После революции Игоревскую икону несколько раз вывозили за границу, но она, тем не менее, каждый раз возвращалась на родину. В 1941 году, в период немецкой оккупации города, икона пропала, на этот раз бесследно. Однако в свое время с нее было сделано немало списков. Один из самых почитаемых и сегодня находится в Успенском соборе в Москве.

В день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня проводятся торжественные службы, молебны, перед Игоревской иконой Божией Матери читается акафист.

Описание Игоревской иконы

Образцом для написания Игоревской иконы явился другой святой образ, известный как икона Богоматери «Умиление», писанной на рубеже 14-15 веков. Самая известная такая икона – Владимирская богоматерь.

Игоревская икона божией матери

На иконе изображена Матерь Божия с Младенцем Иисусом на руках. На некоторых списках Младенец, прильнувший к Ее щеке, обнимает Мать рукой за шею. Выражение Его лица не по-детски серьезно, а лицо Богоматери полно трагизма, ведь Она знает то, что суждено Господом и что предстоит вынести Ее Сыну. Даже на неверующих Игоревская икона Божией Матери производит неизгладимое впечатление.

В чем помогает Игоревская икона Божией Матери

Памятуя трагическую историю, связанную с иконой, считается, что самой сильной будет молитва к ней, когда кто-то оказывается в очень тяжелой и сложной жизненной ситуации и молит о спасении; когда кому-то из близких угрожает беда или опасность.

Значение Игоревской иконы заключается в том, что к ней обращаются также с молитвой об исцелении от тяжких болезней, о защите жилища от пожара и кражи, о примирении с родственниками после жестоких ссор.

Молитвы перед чудотворной иконой

О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь.

Эту молитву необходимо читать при опасности или угрозе всякого рода:

Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь.

СОБИРАЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ РЕДКИХ И ПОЧИТАЕМЫХ ПРАВОСЛАВНЫМ МИРОМ ИКОННЫХ ОБРАЗОВ И ПОПУЛЯРИЗИРУЕМ ИХ СРЕДИ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ЕЛИЦЫ».

БОГОМАТЕРЬ «ИГОРЕВСКАЯ»

Икона Пресвятой Богородицы «Игоревская»
изображение

Игоревская икона Божией Матери

Дата появления: 1147 год, Киев

Иконографический тип: Елеуса

Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Дата празднования: 5 (18) июня

Игоревская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитается чудотворной. Данная икона Богородицы названа в честь Святого Страстотерпца, Благоверного великого князя Черниговского и Киевского Игоря Ольговича, молившегося перед иконой в самые последние минуты жизни. Эта икона древнего греческого письма.

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя Игоря в 1150 году из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове 5 (12) июня (по расчётам пролептического григорианского календаря, Юлианский календарь в XII — XIII веках теоретически отставал бы от тогда ещё не введённого Григорианского календаря всего на 7 дней, а не на 13 дней, как XXI веке). Позже образ был перемещен в придел апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до начала XX века; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

Иконографический тип — «Умиление» (Элеуса). Имеется множество списков с иконы. Икона «Богоматерь Умиление Игоревская с Деисусом и избранными святыми», относимая искусствоведами к концу XIV — началу XV вв., находится в коллекции Государственного Русского музея.

Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской Галерее: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из Государственного Исторического Музея). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542—1563 гг.), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Иногда название святых образов связано не с местами их пребывания, а с жизнью конкретных людей, понесших бремя страданий, но не отступивших от веры.

Игоревская икона Божией Матери — история святыни

Происхождение святыни тесно переплетается с судьбой мученика — киевского князя Игоря, принадлежавшего к роду Ольговичей.

  • Жил он во времена княжеских войн за право властвовать на Руси и невольно стал жертвой этих баталий. Игорь унаследовал престол от своего брата Всеволода, которого киевляне не любили за гордыню и пренебрежительное отношение к простому люду. Он владел княжеством всего две недели. А спустя это время народ поднял восстание с целью посадить на место Игоря внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Произошло столкновение, но в бою войско киевлян переметнулось на сторону Изяслава, предав своего правителя.
  • Игорь вынужден был скрываться на болотах несколько суток. Но его всё равно захватили в плен и бросили в ледяной сруб, где были просто нечеловеческие условия. Князь сильно заболел, и тогда его всё же решили освободить из заключения, надеясь на скорую смерть. Игоря отправили в Феодоровский монастырь. Там он пошёл на поправку и изъявил желание постричься в монахи.
  • Как свидетельствуют исторические записи, князь всегда был человеком очень верующим, часто беседовал в юные годы с преподобными старцами. И когда волей судьбы оказался в стенах монастыря, без колебаний принял схиму, решив посвятить себя Богу.
  • Оставшись в монастыре иноком, князь Игорь, который приняв схиму, стал именоваться Игнатием (по информации из других источников — Гавриилом), много времени проводил в молитве и читал духовную литературу.
  • Тем временем его сродники продолжали отвоёвывать право на власть. В отместку им киевляне постановили на городском вече устроить расправу над Игорем. В 1147 году, во время божественной службы в монастырском храме, когда Игорь читал молитву, преклонившись перед святым ликом Богородицы, в помещение влетела разъярённая толпа и убила инока. Над телом князя потом надругались, протащив по улицам города.

Не помогли спасти от гибели невинного человека ни попытки настоятеля монастыря вразумить народ, ни противодействие Изяслава и его брата Владимира. Именно с этой поры икона, перед которой провёл последние минуты своей жизни князь Игорь, получила название Игоревской.

Интересно! Когда тело убитого принесли в церковь для отпевания на следующий день, людям было ниспослано божественное знамение: над покойным князем загорелись все церковные свечи. И тогда киевляне поняли, что подняли руку на угодника Божьего.

Память усопшего стали чтить, как святого, а об иконе Пречистой Девы Марии, возле которой он находился перед кончиной, заговорили, как о чудотворной.

О других князьях, прославленных в лике святых:

Описание Игоревской иконы

Иконописцы считают, что прообразом для написания иконы стала другая святыня — так называемая Богоматерь «Умиление». Период написания, вероятно, относится к рубежу XI и XII веков. Наиболее известный образ в этом стиле — Владимирская Богоматерь.

На изображении младенец сидит у Девы Марии на руках. Он ласково прильнул к её щеке и одной рукой обнимает за шею. Выражение лица Сына Божьего по-взрослому серьёзное. А лик Богоматери исполнен безмерной печали, ведь ей известно о промысле Господа относительно Иисуса.

Несмотря на сходство с Владимирской Божией Матерью, на Игоревской есть некоторые особенности.

  • глаза Богоматери не смотрят на стоящих перед ней, её состояние больше напоминает созерцательно-молящееся;
  • вторым явным отличительным признаком является то, что левая рука Иисуса, которой он обнимает Мать под накидкой на прототипе, на Игоревской иконе не изображена.

Образ был украшен ризой из серебра в позолоте с орнаментом. На нём имеется гравированная надпись с историей принадлежности святыни князю Игорю.

Важно! Даже человек далёкий от религии и веры не останется равнодушным, взглянув на эту древнюю икону.

Почитаемые иконы Богородицы:

Местонахождение иконы

Икона через некоторое время была переправлена в Успенский собор Киево-Печерской лавры и установлена возле царских врат в приделе святого Иоанна Богослова. Там она пребывала до начала XX века. После революционного переворота образ неоднократно вывозили за пределы страны. Но икона каждый раз чудом возвращалась на родину.

После фашистской оккупации Киева след святыни теряется навсегда. До сегодняшнего дня неизвестно её местонахождение. Тем не менее, за всю историю её пребывания на русской земле, с неё было списано немало копий. Самым ценным списком является тот, что находится в московском Успенском соборе.

На заметку! 5 июня почитается память святого страстотерпца князя Игоря и торжественно проходят молебны перед Игоревской иконой Божией Матери.

В чем помогает Игоревская икона Божией Матери

В случаях, когда возникает непростая ситуация в жизни или близким людям угрожает опасность, к иконе приходят с молитвой.

  1. К ней прибегают за помощью в часы тяжёлого недуга, просят о защите жилища от огня и грабежа.
  2. Тем, кто хочет помириться с родными после серьёзных размолвок, тоже советуют молиться перед этим образом.
  3. В скорбях, унынии и отчаянии Богородица Игоревская также станет великой помощницей.

Важно! В Православии икона Богоматери «Игоревская» почитается, как чудотворная.

Богородица на изображении символизирует Церковь Христову. Соприкосновение Богомладенца и Царицы Небесной можно истолковать, как связь между божественным и человеческим. Этот образ указывает молящимся на то, что искренние вера и молитва помогут открыть свою душу Господу и очистить её от всего плохого.

А тот факт, что с неё делались многочисленные списки, лишний раз подтверждает глубокое благоговение перед образом со стороны верующих христиан.

Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту – ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.

Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб – хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы осво­бо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).

В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный му­че­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смер­тью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

Игоревская икона божией матери

Православная Церковь относится к Игоревской иконе Божией Матери с большим почтением и считает её чудотворной. Образ имеет древнегреческое происхождение и вызывает интерес даже у историков, но сейчас составить о нём относительно точное представление можно только по изданиям, посвящённым Киево-Печерской лавре, и по многочисленным спискам.

Значение

Игоревская икона Божией Матери относится к типу «Умиление». На ней Богомладенец изображён припадающим левой щекой к лицу Богородицы, которая в данном случае символизирует церковь. Мать и Сын соприкасаются не только нимбами, но и лицами, поэтому образ в целом можно рассматривать как отображение связи между божественным и человеческим, земным и небесным.

В основных своих особенностях Игоревская очень напоминает Владимирскую икону Божьей Матери. Разница состоит лишь в том, что на первой взгляд Девы Марии молитвенно-созерцательный, а на второй – пронзительный устремлённый вперед. Кроме того, на Игоревской не видна левая рука Спасителя.

Происхождение названия

Игоревская получила своё название в честь князя киевского Игоря Ольговича (в крещении – Георгия), жившего в первой половина 12-го века. Он правил Киевом лишь две недели, но пал жертвой нелюбви бояр к роду Ольговичей, в результате чего на престоле оказался Изяслав Мстиславич (внук Мономаха). По велению нового князя Игорь был заточён, а после сослан в Феодоровский монастырь. Там бывший узник принял схиму и был наречён Игнатием, после чего получил избавление от всех болезней, что приобрёл будучи заключённым.

Игоревская икона божией матери

Князь продолжил жить в монастыре, где днями и ночами непрестанно молился и оплакивал свои грехи. Но буквально через год во время Божественной литургии на него напали взбунтовавшиеся киевляне, излившие на инока ненависть к его уже почившему брату Всеволоду. Толпа расправилась над Игорем Ольговичем и продолжала издевательства даже после его смерти. Три года спустя (1150 г.) останки князя оказались в Чернигове. С того момента, Игорь был причислен к лику святых, а икона, к которой он обращался с молитвой во время нападения, была названа его именем.

Местонахождение

Вскоре после описанных событий Игоревскую икону Божией Матери поместили рядом с царскими вратами придела святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. После её переместили в жертвенный алтарь, размещённый в приделе первомученика Стефана. Однако, 1941 году, когда захватчики оккупировали Киев, образ был утерян, и его местонахождение до сих пор неизвестно.

Один из списков с иконы находится в Государственном Русском музее, два других в Государственной Третьяковской Галерее. В Третьяковке хранятся наиболее известные копии, они созданы с полным соответствием оригиналу по иконографии и размерам.

О чём молиться

К этой иконе нужно обращаться тем, кто находится в отчаянии, испытывает скорбь и впадает в уныние. Её покровительство необходимо во времена гонений, а также чтобы получить исцеление и восстановить силы. День почитания – 18/5 июня (по новому/по старому стилю).

Игоревская икона Божьей Матери, согласно преданию, была моленным образом благоверного князя киевского Игоря (Георгия) Ольговича (+1147).

Игоревская икона — уменьшенный оплечный извод византийской иконы «Елеуса» (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир называвшейся Владимирской иконой Божией Матери.

В изводе Игоревской иконы повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена.

Игоревская икона божией матери

Игоревская икона божией матери

Владимирская икона Божией Матери. 1408 — 1410 годы. Иконописец — Преподобный Андрей Рублёв

Игоревская икона божией матери

Игоревская икона божией матери

Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ)

В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.
В начале XX века по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы. Это изображение, дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Игоревская икона божией матери

Игоревская икона божией матери

Игоревская икона божией матери

Современные работы. Автор Геннадий.

Икона — это всегда особенный, особый, душевный и духовный подарок для близкого человека. Если вы затрудняетесь в выборе подарка, выбирайте икону!


Игоревская икона божией матери

Игоревская икона Божией Матери (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. вел. кн. Киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147).

В 1146 г. по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен вел. кн. Киевским. Однако киевляне тайно призвали на княжение Переяславского кн. Изяслава Мстиславича, к-рый низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском мон-ре. Его пребывание в мон-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед келейной иконой, к-рая впосл. была названа «Игоревская» и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в рукописи Киево-Печерского патерика (XVII в.) из собрания ТСЛ (Бережков. 1893. С. 37-38. Примеч. 24).

Празднование иконе совпадает с днем перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где находился до нач. XX в. (о чем упом. в лит-ре, посвященной киевским святыням). В наст. время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

И. и. (размер ок. 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о рус. иконописи худож. А. Шинкаренко выполнил копию с И. и. (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым (Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Игоревская икона божией матери

Самые ранние из известных списков И. и.- 2 иконы 2-й пол. XVI в. (обе в ГТГ: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из ГИМ). Обе выполнены в Москве, возможно во времена митр. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Ссылка на основную публикацию