Федоровская икона божьей матери кострома

Феодоровская икона Божией Матери. Галерея икон.

По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы.

Феодоровская икона Божией Матери. Галерея икон.

А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную икону и назвали Феодоровской.

«Феодоровская» икона Божией Матери. Феодоровский собор Богородице-Рождественского Бобренева монастыря.

Среди людей, пришедших поклониться обретенной иконе, были и люди из опустошённого татарами Городца, которые тотчас признали, что обретенная икона и есть та, которая несколько лет стояла в городецкой часовне.

Древняя Феодоровская икона XVIII века, пожертвованная Бобреневу монастырю Высокопреосвященнейшим Митрополитом Ювеналием.

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровским образом вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью – старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Её иконой.

С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна.

Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленский собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

Дни празднования: 27 марта (14 марта по старому стилю) и 29 (16) августа.

Феодоровская икона Божией Матери. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Еще об Феодоровской иконе

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери — одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении — Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте — поясное изображение Параскевы-Пятницы.

Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории.

В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней.

Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти — в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы — в Ипатьевский монастырь, 16 августа — в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.

Празднование — 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.

Федоровская икона божьей матери костромаФеодоровская икона Божией Матери – главная святыня и покровительница города Костромы и Костромской области, одна из почитаемых Богородичных икон России. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» — произвольно, складывавшемуся на протяжении нескольких веков и дошедшему до нас в ряде списков, — до нашествия Батыя она находилась в г. Городце, откуда ее перенес в Кострому святой Феодор Стратилат, а во время охоты в окрестностях города обнаружил на «соснове древе» костромской князь Василий Ярославич (явление иконы произошло 16 августа, конца 50-х – начало 60-х гг. 13 века.

С Запрудни (места явления) икону перенес­ли в Кострому, в собор святого Феодора Стратилата, отчего ее со временем стали называть «Феодоровской». В 1262 году икона была взята князем Василием Ярославичем на битву с татарами у Святого озера, в которой, по преданию, от иконы стали исходить лучи, слепив­шие татар, благодаря чему костромичи одержали победу. После переноса в начале 15 века Костромского кремля с устья реки Сулы на холм над Вол­гой (ныне Центральный парк культуры и отдыха) икону перенесли в постро­енный здесь деревянный Успенский собор.

В середины 16 века взамен него возвели каменный собор, абсиды которого — что является уникальным случаем — были ориентированы не на восток, как положено, а на север — в сторону Запрудни, где произошло яв­ление (вероятно, так же ориентировались и абсиды деревян­ного Успенского собора).

Всероссийская известность и почитание ико­на приобрела после того, как 14 марта 1613 года ею в соборе Ипатьевского монастыря, был благословлен на царство М. Ф. Романов, после чего Романовы стали почитать икону по­кровительницей своей династии.

Федоровская икона божьей матери кострома

В 17-начале 20 вв. были созда­ны многие списки Феодоровской иконы Божией Матери, в ее честь строились храмы. Костромская икона уча­ствовала во всех важнейших событиях религиозной и общественной жизни Костромы: престольных праздниках, крестных ходах, в освяще­нии храмов, зданий, при встречах посещавших город царей и т. д.

С 17 века в честь иконы существует два праздника: 16 августа — день явления и конь и 14 марта — день призвания на царство М. Ф. Романова, обозначившее окончание Смутного времени. С незапамятных времен установился обычай ежегодного крестного хода из города на Запрудню 16 августа. С 1861 года Феодоровскую икону стали ежегодно возить в Галич с заездом в Молвитино (Сусанино), Буй, и ряд других сел и монастырей.

После Октябрьской революции в отличие от большинства всероссийских святынь икона осталась в руках Церкви. На протяжении веков Феодоровская икона Божией Матери неоднократно обновлялась (изве­стны ее обновление в 1636 году, 1677 году и 1745 году). В 1919 г. в Москве костромскую ико­ну реставрировали, освободив ее живопись от слоев поздних записей.

Живописные изображения имеются на иконе с обеих, сторон (что говорит о том, что в древности она являлась вы­носным образом). На лицевой стороне иконы изображена Божия Матерь с Богомладенцем, одетая в темно-коричневый мафорий, украшенный золотой каймой. На оборотной стороне — святой Параскева Пятница, облаченная в ярко-красный плащ с бе­лой каймой, украшенной золотым растительным узором.

Федоровская икона божьей матери кострома

В 1922 г. в результате раскола Русской православной церкви Феодоровская икона Божией Матери икона оказалась в руках, обновленцев, которым были переданы властями кафед­ральные соборы. После их закрытия в конце 1929 года икону перенесли в церковь Святого Иоанна Богослова на Кадкиной горе (ул. Горная, 14), ставшей обновленческим кафедральным собором. После ликвидации обновленчества в середине 1940 -х гг. икону пере­несли в тогдашний кафедральный собор Патриаршей церкви Святого Иоанна Златоуста (ул. Лавровская, 5). В 1964 г. кафед­ральным собором стала церковь Воскресения на Дебре (ул. Ниж­няя Дебря, 37), и икону перенесли туда. С августа 1991 г. кафед­ральным собором стал Богоявленско-Анастасиин собор (ул. Симзновского, 26), и Феодоровскую икону торжественно перенесли в него. В 1990 г. возрожден обычай ежегодного крестного хода 29 августа с иконой из Богоявленского кафедрального собора на Запрудню.

Во всех храмах области состоялись богослужения. Прошло оно и в Богоявленском соборе, где хранится икона. А сразу после службы молебен совершили и в Костромском Кремле. Его провели сразу несколько архиереев.

Несмотря на строгий пост, на территории Кремля сегодня звонит архиерейский звон. Устав колокольного звона допускает по большим праздникам заменять двузвон или звон в один колокол на торжественный. На празднование Федоровской в Кострому традиционно приезжают гости из соседних Епархий. Вместе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом архиереи совершили молебен в строящемся Богоявленском храме Костромского Кремля.

Молебен широко не афишировался, но сюда пришли десятки прихожан. Многие молятся за скорейшее восстановление храмового комплекса. Именно здесь до разрушения хранилась главная костромская святыня – Федоровская икона Божьей матери. После завершения строительных работ, икону планируют вернуть на историческое место.

Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский: «Праздник Федоровской иконы – это, конечно, праздник Костромского кремля. Поскольку икона здесь пребывала несколько веков. Мы у всех костромичей, которые желают возрождения Кремля, просим молитв и содействия этому великому делу. Чтобы наша святыня, которая много лет украшала наш Кремль, снова его украшала, снова здесь совершалась молитва».

Федоровская икона божьей матери кострома

Празднований Федоровской иконе в году два – 29 августа, в день обретения чудотворного образа, и сегодня, когда вспоминают события 1613 года. В этот день Феодоровской иконой был благословлен на царство первый правитель из династии Романовых – Михаил Федорович. Это было в Ипатьевском монастыре. И именно туда каждый год из Богоявленского собора православные шли Крестным ходом. Но сегодня его отменили. Поэтому православные решили обязательно посетить Кремль.

Татьяна Кононова, прихожанка: «Храм строится. Нужно помолиться, чтобы побыстрее построили, чтобы молитвы здесь звучали, чтобы люди радовались. Один колокольный звон чего стоит. Я уже не первый раз сюда прихожу».

Следующее большое Богослужение в честь Федоровской иконы Божьей матери состоится 29 августа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector