Дева мария матерь божия

8 января Православная Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, той, без которой не было бы Рождества Христова и нашего спасения. То, как чтят христиане Божию Матерь, несопоставимо с почитанием ни одного святого. В молитвах ее называют «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», то есть выше и славнее самых высоких ангельских чинов – Херувимов и Серафимов.

Известно более восьмисот икон Богородицы. К Ней обращаются и в горе, и в радости, со всеми без исключения вопросами и проблемами, с просьбой о спасении. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Но почему? Ведь Она, хоть и была в земной жизни великой праведницей, все же не была Богом, и в Евангелиях о Ней сказано очень немного… Почему же Ее так прославляют?

Уникальная Мария

Дева мария матерь божия

Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг.

Начнем издалека. На протяжении многих веков человеческой истории мир ждал пришествия Спасителя. Этим ожиданием проникнут весь Ветхий Завет – это его центральная тема. Возникает вопрос: почему же Мессия так долго не приходил? Дело в том, что от женщины, которая должна была стать земной Матерью Бога, требовался величайший подвиг самоотречения и любви. Для того чтобы такая женщина появилась на свет, нужны были века подготовки. Богородица Мария – самая чистая и смиренная Дева из всех, рожденных на земле. Такое Дитя – результат усилий и духовной работы десятков поколений. Мария должна была согласиться на зачатие особенного Сына, должна была максимально доверить Богу Свою жизнь. Это сейчас у нас может возникнуть вопрос: что же в этом такого? Подумаешь, подвиг, – скорее, речь идет о великой чести, которую Ей оказали, кто от такого откажется? Но на самом деле все было гораздо сложнее. Во-первых, Дева Мария могла не поверить Архангелу Гавриилу, который рассказал Ей, чего хочет от Нее Бог. Но Она поверила. Во-вторых, Она могла сказать «нет». Достаточно было представить, что могло ждать Ее, совсем юную невинную девушку, выросшую при храме, обрученную с престарелым Иосифом, который обещал по-отцовски о Ней заботиться, когда бы оказалось, что Она беременна, и неизвестно от кого? Сколько сплетен и слухов породило бы такое положение… Так что Она могла испугаться и сказать «нет». Но Она доверилась Богу и согласилась. Наконец, Мария могла возгордиться, что выбор пал на Нее. Пожалуй, немногие устояли бы на Ее месте. Но Она кротко ответила Архангелу, что Она Божия раба, и согласна, чтобы все было по Его воле.

Родители Богородицы

Говорят, что дети – это отражение родителей. И чтобы понять, как появилась на свет такая кроткая Дева, обладающая столь сильной верой, нужно вспомнить, кем были Ее отец и мать. Родители Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна. Господь долго испытывал их, не давая им детей. А надо сказать, что отсутствие потомства в ветхозаветном Израиле было крайне серьезной проблемой. Считалось, что если в семье нет детей, то, значит, это наказание Божие.

Таких людей подвергали насмешкам, пересудам и даже гонениям. Например, есть предание, что отца Марии Иоакима изгнали из Иерусалимского Храма, когда он пришел туда принести жертву. Якобы он великий грешник и чем-то прогневал Бога, раз Он не дает ему потомков. Иоаким удалился в пустыню, стал горячо молиться и именно в тот момент получил от Бога радостную весть, что у них с Анной будет дитя. Оба были в преклонном возрасте, поверить в это было трудно. Все случилось именно так.

Богородица, с одной стороны, действительно была необычной Девой: долгожданный ребенок, вымоленный у Бога, в три года отданный на воспитание в Храм… Но, с другой стороны, Она была самым обычным человеком, которому знакомы тяготы и болезни человеческой природы. Тем более исключительна Ее роль в истории: простая девушка, не искавшая себе славы и подвигов, была возвышена Богом и стала Матерью Христа.

Так говорит Евангелие

Нередко возникает вопрос: почему в Евангелии о Богородице сказано так мало, если Она – Мать Христа, «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»? Действительно, упоминаний о Ней немного, но все они очень содержательны. Например, в Евангелии от Луки есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила – короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). «Благословенна» значит прославлена. Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Чуть позже Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49).

Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. На основании Ее рассказа он и составил свое Евангелие. Таким образом, Дева Мария фактически была соавтором одного из Евангелий.

Еще важное замечание: Священное Писание прямо указывает на то, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. Так что Ее роль в жизни Сына была очень серьезной, даже несмотря на то, что сказано об этом немного.

Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Потому и чтят Ее так высоко – Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Рождение Христа, а значит, и наше спасение. Каждому христианину Она стала небесной Матерью. Это может почувствовать любой человек, который будет искренне Ей молиться.

Дева мария матерь божия

По церковному преданию, Дева Мария явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе во время смертельной опасности. Божия Матерь распростёрла свой омофор над людьми, и это событие явилось заступничеством и утешением всем православным христианам.

В IX-X веках столица Византии нередко подвергалась воинственным набегам варваров, и заканчивалось всё это, как правило, кровавой резнёй.

И в этот раз всё шло именно к этому. Поэтому большинство жителей города устремились в храм на молитву. И вот в четвёртом часу утра местному юродивому Андрею и его ученику блаженному Епифанию было чудесное видение. На небе они увидели идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами. Сопровождали Пречистую святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов с сонмом святых.

Дева мария матерь божия

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться, и долгое время пребывала в этом. Потом, подойдя к престолу, продолжила свою молитву. По окончанию её, она сняла с головы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богородица сияла небесной славой, а покров в её руках блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?» Тот ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Матерь Божия просила своего Сына принять молитвы всех людей, призывающих Его Имя и прибегающих к Её заступничеству.

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростёртое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Таким образом заступничество Богородицы защитило город и его жителей. Поднявшаяся на море буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от неминуемой смерти.

Во Влахернской церкви сохранилась память об этом дивном явлении Божьей Матери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в храме икону молящейся за мир Богородицы, написанную со слов святого Андрея. Однако в настоящее время Греческая Церковь не знает такого праздника. Чудесным образом почитание этого праздника Покрова Пресвятой Богородицы перешло на Русь.

Интересен здесь и вопрос о том, кто были эти кровожадные варвары, осадившие византийскую столицу. Одни исторические сведения говорят о сарацинах. Однако ряд учёных полагает, что это были дружины русских князейварягов Аскольда и Дира.

Известный историк церкви профессор Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место в 866 году, а значит — напавшими были именно русы. Есть также сведения, что святой Андрей был рабом богатого сановника и родом он был славянин.

О русских князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких варварах. Есть сведения, что после неудачного похода в Константинополь русы прислали императору Византии и патриарху посла с просьбой направить в Киев христианских миссионеров. И некогда воинственные язычники Аскольд и Дир к концу жизни приняли святое крещение. Крестились также и многие из их дружинников, и часть народа. Это событие иногда называют первым крещением Руси.

Стоит отметить, что праздник Покрова довольно скоро пустил свои корни на русской земле. В отечественном Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси храмы в честь Покрова Богородицы стали строить уже в XII веке. Один из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Его возвёл святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова в нашей стране. В Новгороде в XII веке существовал также монастырь Покрова Богородицы (так называемый Зворинский монастырь). В Москве в XVI веке на главной площади страны царём Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери (известный как храм Василия Блаженного).

Пути Господни неисповедимы… Бывшие гонители и мучители христиан порой становятся самыми ревностными последователями Христа, готовыми идти за него даже до смерти. Наши предки долго не принимали христианскую веру, зато приняв, восприняли её, можно смело сказать, всей глубиной своего сострадательного сердца. И здесь страдания Девы Марии о своём Сыне, её смирение и покорность слову Божию сливаются нераздельно.

Богородица имеет особое заступничество перед Господом за людей. Особенно за тех, кто живёт по Слову Божию. В Русской Церкви практически каждый день чествуется один из образов Пресвятой Богородицы. За каждым из них есть своя история заступничества Пречистой. В праздник же Покрова Пресвятой Богородицы мы отмечаем все эти образы вместе. Как особое покровительство Девы Марии над нашей страной.

Дева мария матерь божия

Пресвятая Дева Богородица родилась сегодня. Она восходит, как солнце, из слез молитвы, из доброты благословенной старости и из священной чистоты. Сияет в мире как плод чуда Божия Девочка, большая небес, готовящаяся родить Творца всех.

Малышка, чуть слышно плачущая сегодня, станет Ходатаицей рода человеческого. Девочка легкая, как пушинка, пространнее небес. Крошечка, прильнувшая к груди бабушки Господней, готовится стать священным храмом и раем словесным.

Она церковь, потому что в Ней вместился и почивал Царь Небесный. Она — храм вечности, потому что в Ней одевается в человеческое существо Сам Бог. Создатель галактик из смирения любви всецело вмещается в малую и девственную утробу Матери Своей. Она храм Непорочного Агнца Божия, потому что носит на руках Своих, качая, Носящего всю тварь.

Матерь Божия — Матерь Церкви, потому что никто никогда не может унаследовать Христа, если таинственно не родит Его в душе, как родила Его во плоти Дева небесной любви. Никто не может принять Источника жизни, если не чувствует благоуханных Божественных слез девства в глазах Той, Которая родила Его. Никто не может любить Человеколюбца, если духовно не станет матерью в душе, чтобы родить Его втайне. Обожение человеческого естества — это образ и развитие воплощения Господа от Пречистой. Когда Она качает на руках Бога, мириады ангелов вздыхают. Когда Она лобзает Сына Своего, вселенная преисполняется Божественной любви. Когда нежно шепчет вечному Младенцу, весь мир обретает свой сокрытый смысл.

Однако еще больше, чем храм, Матерь Божия есть рай словесный, таинственный рай, говорящий о высшем призвании человека к вечной любви. Дева есть Неопалимая Купина, в которой материя освящается и навеки избавляется от тлена, пылая любовью к Богу, но не истребляясь тлением.

Ее детородное девство представляет существо рая, в котором материя проникается благодатью и побеждает законы естества законами любви. Ее чистота, рождающая Жизнь, — богословская метафора рая, сокровенный образ Царства Божия, путь, на который направляется вселенная, обремененная грехами. Каждый человек, наследующий рай, это в действительности тот, кто достиг того, чтобы любить Бога материнской любовью, не спать ночей над Ним и взращивать Его в глубине своего сердца, чтобы Он стал в тебе всем.

Пресвятая Дева — источник любви, потому что восполняет Собой плачущую любовь человека, обнаженного благодати, и все желание Бога соединиться с нами. Ее щедроты изливаются на человечество, не ожидая его согласия и просьб, но непрестанно распространяя сладость любви из Ее материнского сердца. Вся вселенная, беременная Богом, с любовью смотрит на Ту, Которая родила Его, и учится преисполняться светом, изливающимся из Вечного. Человечество проникает в тайны истории и учится евхаристическому преобразованию материи в энергию по благодати, как в Рождестве, которое девствует, и смерти, которая становится залогом жизни.

Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как высоко может вознестись человек любовью — к сияющему светом престолу Жизни. Целуем в душе Младенца и учимся на вечной кафедре богословия.

Ее молчание дороже всех слов мира сего. Ведь самой большой силой во вселенной является любовь, дающая жизнь, принесение себя в жертву, которое рождает дитя. И самый великий свет во вселенной — это сила любить целую вечность тех, кто убил Твоего Ребенка.

Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего, Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия,
молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей. Аминь.

— Ангел Господень возвестил Марии,
— и она зачала от Духа Святого.
Радуйся, Мария, благодати полная!…
— Вот, я раба Господня;
— да будет Мне по слову твоему.
Радуйся, Мария, благодати полная!…
— И Слово стало плотью,
— и обитало с нами.
Радуйся, Мария, благодати полная!…
— Моли о нас, Пресвятая Богородица!
— Да удостоимся Христовых обещаний.
— Помолимся!

Просим Тебя, Господи, наполни нас Твоей благодатью,
дабы мы, познав через ангельское приветствие воплощение Христа, Сына Твоего,
Его же страданием и крестной смертью достигли славы воскресения.
Через Христа, Господа нашего. Аминь.

ПОД ТВОЮ ЗАЩИТУ

Под Твою защиту прибегаем,
Пресвятая Богородица,
Не презри молений наших в скорбях наших,
Но от всех опасностей избавляй нас всегда,
Дева преславная и благословенная
Владычица наша,
Защитница наша
Заступница наша,
С Сыном Твоим примири нас,
Сыну Твоему поручи нас,
К Сыну Твоему приведи всех нас.

МОЛИТВА СВ. БЕРНАРДА

Вспомни, о всемилостивая Дева Мария,
что испокон века никто не слыхал о том,
чтобы кто-либо из прибегающих к Тебе,
просящих о Твоей помощи, ищущих Твоего заступничества,
был Тобою оставлен.
Исполненный такого упования, прихожу к Тебе,
Дева и Матерь Всевышнего,
со смирением и сокрушением о своих грехах.
Не презри моих слов, о Мать Предвечного Слова,
и благосклонно внемли просьбе моей. Аминь.

МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
О. Де Гранмезона

Святая Мария, Матерь Божья,
храни во мне сердце ребенка,
чистое и прозрачное как родниковая вода.
Даруй мне простое сердце,
что не замыкается в себе,
смакуя свои печали,
сердце, великодушное в приношении,
склонное к состраданию,
сердце верное и щедрое,
которое не забывает добра
и ни на какое зло не таит обиду.
Сотвори во мне сердце кроткое и смиренное,
которое любит, не требуя любви взамен,
радо растворяться в других сердцах,
жертвуя себя перед Твоим Сыном Божиим;
сердце великое и неукротимое,
такое, чтобы никакая неблагодарность
не могла бы замкнуть в себе
и никакое равнодушие не утомило бы его,
сердце, истерзанное во славу Христа,
раненное Его любовью,
и да заживет Его рана на небе. Аминь.

МОЛИТВА ДЕВЕ МАРИИ, РАЗВЯЗЫВАЮЩЕЙ УЗЛЫ

Пресвятая Дева Мария,
Матерь прекрасной любви,
Матерь, которая никогда не оставляла ребенка,
зовущего ее на помощь,
Матерь, чьи руки без устали трудятся ради ее возлюбленных детей,
Поскольку они движимы божественной любовью
и бесконечным милосердием,
которые переливаются через край из твоего сердца,
Обрати ко мне взгляд, полный милосердия.

Посмотри на все узлы, которые душат мою жизнь. Ты знаешь мое отчаяние и боль.
Ты знаешь, насколько эти узлы сковывают меня.

Мария, Матерь Божия, Господь поручил тебе развязывать узлы в жизнях твоих детей,
в твои руки я отдаю ленту моей жизни.

В твоих руках нет ни одного узла, который не мог бы быть развязан.
Великая Матерь, в твоей благости и силе твоего заступничества перед Сыном твоим Иисусом, моим Освободителем, прими сегодня этот “узел”.

Ради славы Божией, прошу тебя развязать его, и развязать навсегда.
Я надеюсь на тебя.
Ты моя утешительница, ты крепость моих слабых сил, богатство моей нищеты, освобождении от всего, что мешает мне быть со Христом.

Прими мой зов. Храни меня, веди меня, защити меня.
Ты мое надежное прибежище. Мария, развязывающая узлы, молись обо мне.

Дева мария матерь божия

Важным событием в жизни Пресвятой Богородицы явилось Ее вхождение в Божий храм. Это было необходимо для правильного духовного воспитания Девы, избранной Богом для осуществления Его промысла о спасении погибающего человечества. Наша сегодняшняя духовная беседа посвящена вхождению Девы Марии под своды Дома Бога Небесного, а также всем тем святым людям, кто причастен к этому.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати главных праздников года, праздником благоволения Бога к роду человеческому, праздником, предвозвещающим исполнение обетования пришествия Спасителя мира. В церковном песнопении, отражающем суть торжества, в тропаре праздника поется: «В храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…»

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы возник на основании церковного Предания с целью пролить свет на следующий за ним великий праздник Рождества Христова. Введение во храм Пресвятой Богородицы раскрывает неисповедимые пути промысла Божия, которые готовят Вместилище для Божественного Слова.

Велика была радость святых супругов Иоакима и Анны, они не могли наглядеться на чудесное вымоленное Дитя, но не забывали и об обещании Богу. Когда Младенцу Марии исполнилось три года, святые родители приступили к исполнению обета: собрали родственников и знакомых, одели Пречистую Деву в лучшие одежды и с пением священных песен, с зажженными свечами в руках повели Ее в Иерусалимский храм. Там встретил Дитя первосвященник Захария со множеством священников. К входу в храм вела лестница из пятнадцати высоких ступенек. Избранная Творцом трехлетняя Юница Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силою Божиею, без посторонней помощи Одна преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Чудесное это событие много говорит верующему сердцу. Затем первосвященник, прозрев в Ней особенную благодать Божию, ввел Пресвятую Деву в самую главную и таинственную часть ветхозаветного храма – во святая святых, куда никто из других людей не входил, а сам первосвященник с очистительной жертвенной кровью входил только раз в году.

Все присутствующие в храме и родители Дитя дивились необыкновенному событию. После этого праведные Иоаким и Анна, вручив Дочь воле Отца Небесного и довольствуясь, что они выполнили обет, данный Богу, не без грусти возвратились домой. Дева Мария осталась в Иерусалимском храме, обучаясь благочестию, до времени обручения Ее праведному старцу Иосифу.

На иконах праздника Введения во храм изображается встреча Девы Марии с первосвященником Захарией. Обычно первосвященник и Младенец Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же и родители Пресвятой Марии Анна и Иоаким, родственники, девы с зажженными свечами. Иконография может быть и несколько иной: Дева Мария подходит к священнику с зажженной свечой в руках, за ней – пять или семь юных дев. Иногда изображение дополняется сценой питания Девы Марии архангелом Гавриилом.

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

Многое из зем­ной жизни Пресвя­той Богородицы от младенчества до преславного Ее ус­пения и вознесения на небо покрыто глубокой тайной. Сокровенна была и Ее жизнь в храме Иерусалимском. Но в церковном Предании сохра­нились сведения, что во время пребывания Пресвятой Девы в храме Иерусалимском Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, проводила дни и ночи в посте, богомыслии и молитвах, славя Бога. Святые отцы говорят и о Ее общении с ангелами Божьими. Преуспевала Дева Мария в благочестии и все свои доброде­тели запечатлевала смирением. Богоугодным служением Своим Она привлекла на себя и весь мир благословение Божие, обещанное нашим прародителям и вообще всем людям.

Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы наступает время особого приготовления православных христиан к празднику Рождества Христова. На утрени праздника Введения начинается пение ка­нона «Христос рождается, славите». Но если Спаситель должен прийти в мир и в человеческие сердца, то надобно приготовить путь Ему. Таким приготовлением для нас являет­ся более частое посещение богослужений, подражание тем доброде­телям, которыми уже во время пребывания в храме Иерусалим­ском Матерь Божия отдалилась от греховного мира, приблизилась к ангельскому миру, стала «Честнейшей Херувим и Слав­нейшей без сравнения Серафим». Пребывая в храме в постоянной молитве, в полном отрешении от страстей и соблазнов мира, Пре­святая Дева сделалась храмом воплотившегося Бога Слова. Она явила Собой совершеннейший образ всецело святой, подвижнической жизни, напоминая нам о великом достоинстве человека, призванного быть храмом Свято­го Духа (см. 1 Кор. 3,16). Божия Матерь остави­ла благодатный пример веры, любви, надежды, смирения, стоя­ния перед Богом, преданности во­ле Божией. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является пра­здником благоволения Бога к роду человеческому, праздником, предвозвещающим исполнение обетования пришествия Спаси­теля мира.

Каждому человеку, ищущему спасения души, надобно войти в храм Божий. Великое благо для человека, если его вхождение в храм Божий произойдет еще в младенчестве. Родители и наставники нового, только пришедшего в этот мир человека, должны заботиться о его христианском воспитании, подавая, в первую очередь, пример собственной благочестивой жизни.

Во время совершения своих таинств Церковь часто подчеркивает нам эту спасительную мысль: только по-настоящему войдя в храм Божий, человек может надеяться на спасение. Так, окончанием таинства крещения (принятия человека в лоно Божией Церкви) является воцерковление – символическое действие, показывающее вхождение человека в Церковь. Священник вводит новопросвещенного в Церковь, произнося слова «…внидет в Дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему…» (см. Пс. 5, 8-9).

А таинство венчания начинается с введения жениха и невесты из притвора в центр храма. Символика очевидна и понятна: здесь мысль Святой Церкви такова – только находясь под спасительной сенью церковных сводов возможно укрепление и сохранение брачного союза. Можно привести и другие примеры. Отнесемся же со вниманием к наставлению Матери-Церкви.

Праздник Введения говорит каждому из нас, что мы обязаны привести свое дитя в храм Божий, как сделали это святые Иоаким и Анна. Чтобы последовать их примеру, нужно самим находиться под кровом Бога Вышнего, нужно самим войти в храм Божий и жить в нем. Родители являются для дитя первым и главным примером в жизни. Такой пример являли для Девы Марии Ее праведные родители.

А Сама Матерь Божия в нежном возрасте Своего младенчества подала нам пример вхождения во храм и жизни в нем. В храме Божием и ныне живет, молится с нами, сорадуется и раз­деляет скорби наши Преблагословенная Дева Мария, являясь Особенной Ходатаицей и Молитвенницей нашей. Постараемся же подвизаться доб­рым подвигом веры, стремиться к вечной жизни, к которой мы призваны (1 Тим. 6,12). Следуя Ее примеру, постоянно молясь, бу­дем преуспевать в правде, благо­честии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6,11). Будем мо­литься Царице Небесной и просить Ее помочь нам сделаться храмом живущего в нас Духа Бо­жия.

Подготовил протоиерей Александр БУТРИН
Иллюстрация Паоло Веронезе «Поклонение волхвов»

Богородица, или Дева Мария — Мать Иисуса Христа.

И дева, и мать?

Все началось с пророка Исаии. В его книге было написано: «Господь даст вам знамение: Дева зачнет и родит Сына». Иудейский ученый Симеон усомнился, как это – дева родит? Ошибка, наверное! И перевел на греческий не «дева», а «женщина». Тогда ему явился ангел и сказал: «Ты не увидишь смерти, пока своими глазами не увидишь исполнение этого пророчества».

Прошло два с лишним века. Все 70 переводчиков Библии с еврейского на греческий язык, приглашенные египетским царем Птолемеем, давно умерли, а старец Симеон всё жил. Жил он в Иерусалимском храме, куда однажды старец Иосиф (помладше Симеона, конечно) и очень юная женщина Мария принесли младенца – по обычаю на сороковой день после рождения, чтобы посвятить Его Богу.

Самый великий грешник, или Рождение Марии

Иоаким был потомком царя Давида, но над ним все смеялись. Еще бы: дожить с женой до седин и не иметь детей! Проклят, видно, его род, не хочет Бог, чтобы он продолжался. В тот день священник не принял в храме его жертву – а кто примет жертву от такого грешника, которому Бог даже детей не дал! Иоаким шел и плакал: наверное, он и правда самый грешный из людей.

В эту же ночь ему и его жене Анне явился ангел. Он обещал, что вскоре у них родится дочь, которую благословят все народы. Старики удивлялись и верили: ангел же сказал. Скоро и правда родилась Мария.

В Иерусалимском храме

Когда Марии исполнилось три года, родители повели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет и посвятить ее Богу. Там она должна была жить, обучаться грамоте и рукоделию до юношеского возраста.

В храм вели 15 высоких ступеней. Когда Марию поставили на первую из них, она легко взошла до самого верха лестницы, чему все очень удивились. Первосвященник Захария, повинуясь воле Бога, провел малышку в святая святых – отдельное огороженное место в храме, куда нельзя было входить ни женщинам, ни даже священникам, только одному первосвященнику, и то только раз в год.

С тех пор Мария всегда могла беспрепятственно заходить в святая святых и молиться там, а в остальное время жила в храме (в нем было много жилых помещений, где в том числе жили и обучались наукам и рукоделию девушки, сверстницы Марии). Она отличалась большой силой ума и способностью к изучению Священного Писания, так же как и искусностью в рукоделии. Но большую часть времени она проводила в молитве.

Обручение

Когда Марии исполнилось 14 лет, по обычаю она должна была покинуть храм, выйти замуж и переселиться в свой дом. Когда священник сказал ей об этом, она твердо отвечала, что желает посвятить себя Богу и не выходить замуж. Священник очень удивился: девство не считалось добродетелью в древнем мире, супружество было в гораздо большем почете.

Первосвященник Захария стал молиться о том, чтобы Бог открыл ему Свою волю. Ему явился ангел и повелел собрать 12 мужей, взять их посохи, и чей расцветет, тому поручить Марию, чтобы хранить ее девственность. Первосвященник так и поступил: избранником оказался Иосиф из рода царя Давида, престарелый плотник, с ним и была обручена Дева Мария.

Мать и Сын

В доме Иосифа Мария так же занималась ткачеством и чтением Священного Писания. Однажды, когда она ткала алую завесу для храма, к ней явился Архангел Гавриил и сказал, что она родит сына, который будет Спасителем.
— Но как это будет, если я дала обет девства?
— Дух Святой снизойдет на тебя.

Когда Иосиф узнал, что Мария беременна, он подумал, что она полюбила какого-то мужчину и хотел тайно отпустить ее, не предавая огласке это происшествие. Но Ему явился ангел во сне и сказал: не смущайся, Мария носит во чреве Бога, спасителя мира, когда она родит, назови младенца Иисусом. Так Иосиф и поступил.

На сороковой день Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм. Там их и встретил старец Симеон, тот самый переводчик, который усомнился, как Дева может родить Сына. Он увидел своими глазами исполнение пророчества и прославил Бога.

Вскоре царь Ирод приказал убить всех младенцев от года до двух лет, потому что испугался, что родившийся Спаситель свергнет его с трона. Ангел во сне явился Иосифу, предупредил об этом и велел им с семьей бежать на время в Египет.

Из Египта святое семейство вернулось, когда угроза миновала, и стало жить в Назарете.

Брак в Кане Галилейской

Однажды уже взрослый Иисус Христос и его мать были приглашены на свадебный пир в городе Кана в Галилее. Во время пира кончилось вино. Мария заметила это и попросила Сына превратить воду в вино, чтобы праздник продолжался. Христос ответил ей, что еще не пришло время ему творить чудеса, но по ее просьбе Он это сделает.

Это было первое чудо Господа. Мы верим, что Бог особенно внимателен к молитвам Своей Матери, и молимся Божией Матери, доверяя Ей свои нужды и печали и надеясь на Ее заступничество перед Богом.

У креста

Когда Господь Иисус Христос был распят, у креста стояли и плакали Его Мать, Дева Мария, и любимый ученик, апостол Иоанн. Перед смертью Христос сказал ей: «Женщина, вот твой сын», а Иоанну сказал: «Вот твоя Мать». Поэтому через Иоанна все христиане стали детьми Богородицы.

Мы верим, что Она имеет особую любовь и милосердие к каждому человеку и всегда молится о нас Своему Сыну, поэтому у каждого верующего человека есть твердая надежда на ее помощь.

Успение

По преданию, Пресвятая Богородица покинула этот мир в 48-м году н.э. Чтобы попрощаться с ней, из разных концов света съехались все апостолы, кроме Фомы, который не успел застать ее в живых. По его просьбе гробница была открыта, но тела Девы Марии там не обнаружили, только благоухающие пелены, в которые оно было завернуто. Мы верим, что Пресвятая Богородица была вознесена Господом на небо вместе с телом, как и Он сам, а за душой в момент ее исхода из тела явился Сам Иисус Христос.

Богородица, богор′одица, -ы, ж. (Б прописное). В христианстве: Дева Мария мать Иисуса Христа.

Смотреть что такое БОГОРОДИЦА в других словарях:

БОГОРОДИЦА

см. Мария, Богородица.

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА, -ы, ж. (Б прописное). В христианстве: Дева Мария — матьИисуса Христа.

БОГОРОДИЦА

Богородица ж. Дева Мария, мать Иисуса Христа, Богоматерь.

БОГОРОДИЦА

Богородица ж. рел.the Virgin, Our Lady

БОГОРОДИЦА

богородица богоматерь, всецарица, божия матерь, пресвятая дева, госпоженка, богородительница, девоматерь, владычица, царица небесная, дева мария, богоотроковица, матерь, божья матерь, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, мария, мадонна, господородительница Словарь русских синонимов. Богородица Божия Матерь, Богоматерь, Дева Мария; Приснодева, Пречистая, Пречистая (или Пресвятая) Дева, Владычица, Царица Небесная (церк.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. богородица сущ., кол-во синонимов: 22 • богоматерь (16) • богоотроковица (2) • богородительница (6) • божия матерь (4) • божья матерь (12) • владычица (18) • всецарица (1) • господородительница (1) • госпоженка (1) • дева мария (13) • девоматерь (1) • мадонна (7) • мария (17) • матерь (27) • пресвятая дева (12) • пречистая (12) • пречистая богородица (12) • пречистая дева (11) • приснодева (11) • светородительница (1) • теотокос (1) • царица небесная (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: богоматерь, богоотроковица, богородительница, божия матерь, божья матерь, владычица, всецарица, господородительница, госпоженка, дева мария, девоматерь, мадонна, мария, матерь, пресвятая дева, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, светородительница, теотокос, царица небесная. смотреть

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА, см. Мария, Богородица.

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА (Богоматерь, божья матерь, святая дева, дева Мария) — издавна образ русской словесности. Появление ее в апокрифах (см.) относится к . смотреть

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА

(см. МАРИЯ (Дева); см. тж БОГОРОДИЦЕ) Зажигала красные лампадки, Молилась богородице кроткой. Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. АБ902 . смотреть

В Ветхом Завете ангел – вестник – изрекал человеку волю Бога, которую тут же надлежало исполнить. Это был приказ. В Евангелии архангел Гавриил, один из самых старших в иерархии ангелов, приносит Деве Марии весть о том, что Ей надлежит стать Матерью Сына Божия. А дальше – ангел ждет.

Слова архангела – не приказ, эту весть Дева Мария могла, как любой человек, принять, а могла не принять.

Дева Мария отвечает: «Да будет мне по слову твоему» (Лк, 1:38). Она говорит Богу «да» в лице всего лучшего в человечестве. Святые отцы писали, что Совет Пресвятой Троицы о Боговоплощении исполнился только после этих слов Святой Девы.

В тропаре празднику Благовещения поется «Днесь спасения нашего главизна» (сегодня началось спасение людей). Потому что спасение каждого человека начинается с момента, когда он говорит Богу «да».

Дева мария матерь божия

Фрагменты фрески Благовещения в часовне Скровеньи в Падуе, Италия. Фигуры архангела Гавриила и Девы Марии. Джотто, 1304–1305

Преподобный Петр Афонский говорил: «Бог спасает нас не без нас». То есть наше ответное усилие, хоть самое слабое, готовность вырваться из власти греха необходимы для нашего спасения.

Вся ветхозаветная история есть испытание человеческой свободы, отвечающей или не отвечающей на призыв Божий к спасению: и добровольное жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, и страдания Иова, и подвиги пророков, и весь путь избранного народа с его взлетами и падениями. И в Матери Божий все лучшее в человечестве отвечает Богу «да».

Дева мария матерь божия

Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария ин Трастевере, Рим, XIII век

Прот. Всеволод Шпиллер: «Час Благовещения оказывается началом (главизной, как поется в тропаре) спасения людей – потому что в этот час Пречистая Дева становится Матерью Сына Божьего, вся земная жизнь Которого и смерть Которого, кровь, пролитая за нас, нас спасает.

И Церковь говорит, что сегодня о ней „радуется вся тварь Господня, весь ангельский собор и весь человеческий род“. Именно потому и радуется, что в этот час начинается спасение рода человеческого.

В празднике Благовещения сама Божия Матерь обращается к нам с той любовью и с той простотой, которые Ей свойственны. Ее душа была такой же душой, какую имеет и каждый из нас. Всякая душа человеческая может открыться навстречу Богу и может Его принять. Да, не в той мере, как Пречистая Дева. Пречистая Дева – это наша высота, она – Единственная!

Но каждая душа, силою того самого смирения, каким отличалась Дева Мария, может принять в себя дары Святого Духа, совершенно душу изменяющие, совершенно ее преображающие и одухотворяющие».

Была ли Матерь Божия безгрешна?

Дева мария матерь божия

«Благовещение Пресвятой Богородицы» Леонардо да Винчи. 1472–1475. Галерея Уффици, Флоренция

Можно услышать мнение, что Деве Марии легко было ответить Богу «да» потому, что она была безгрешной и ей не надо было с собой бороться. Но это непростой вопрос.

Священник Максим Козлов: «Благодаря Своей высочайшей личной праведности Пресвятая Дева Мария не согрешала лично, но, по своей человеческой природе, унаследованной всеми людьми от Адама, и Матерь Божия могла согрешить. Эта возможность сотворить греховный акт сопутствовала Ей на протяжении всей Ее жизни.

Ее воля не была связана иммунитетом от греха, никаким особым состоянием первобытной святости, невинности и праведности – иначе в чем была бы ее свобода?

Но Дева Мария не склонилась ни к одному греху. При всех соблазнах и самых страшных испытаниях – когда Мать видела Своего Сына на кресте – поруганного, оскорбляемого теми, кого Он исцелял, Она не возроптала ни на людей, ни на Бога и не отчаялась. Ее воля ни разу не встала на сторону греха, поэтому диавол и не мог использовать в Ней первородный грех».

Дева мария матерь божияБлаговещение (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов Дева мария матерь божияБлаговещение. Фреска церкви Панагии ту Арака в Лагудера (Кипр), XII век. Изображения Богоматери и архангела Гавриила расположены на сводах предалтарных столбов Дева мария матерь божияБлаговещение. Мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне, XIV век Дева мария матерь божияБлаговещение. Александр Иванов, акварель, ок. 1850 г. Дева мария матерь божияБлаговещение. Фра Беато Анжелико, 1430–1432, музей Прадо, Мадрид, Испания Дева мария матерь божияБлаговещение. Сандро Боттичелли, 1489–1490, Уффици, Флоренция, Италия

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Ссылка на основную публикацию