Цвета православной церкви

Облачения Престола, жертвенника, богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью дня памяти святого или священного события. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. То же самое относится к настенным росписям и вообще к православным иконам.

Праздники Православной Церкви, которым соотнесены определенные цвета (белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный) одеяний, можно объединить в шесть групп.

1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа (прежде всего воскресные дни), а также особых помазанников Божиих – пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – золотой (желтый), являющийся цветом славы, величия и достоинства.

2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, Бесплотных Сил, дев и девственников. Цвет облачений – голубой и белый, цвет неба, таинственно-символически выражающий учение Церкви о Божией Матери, вместившей Христа-Небожителя в Своей Пречистой утробе.

3. Группа праздников и дней памяти Креста Господня. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный. В фиолетовом цвете соединены два цвета – красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (символически выражающий ту мысль, что Крестом открывается дорога в небо).

4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений – красный, являющийся символом неизреченной, пламенной любви Божией к человеку. Но так как это и цвет крови, то в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.

5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Цвет облачений – зеленый, соединяющий в себе два цвета: желтый и голубой. Он свидетельствует о том, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) и возводит его на небо.

6. В период постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный и черный, который употребляется во дни Великого поста, являясь символом отречения от пышности мирской суеты, цветом плача и покаяния. В воскресные и праздничные дни Великого поста употребляются облачения фиолетового цвета.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях совершают богослужения Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Кроме того, они используются для совершения крещений и погребений.

Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

В иконописи Божественный свет символизировался не только белым, но и золотым цветом, символизирующим сияние вечной жизни и чистоты в противоположность черному цвету ада, смерти и духовной тьмы. В связи с такой символикой черного цвета, иконописцы старались избегать его употребления и там, где изображаемый предмет имел естественно черный цвет, заменяли его на другой темный цвет спектра. По той же причине в древней иконописи избегали коричневого цвета, являющегося цветом земли и грязи.

Существует деление цветов, составляющих спектр радуги на две группы:

1. Непроизводные ( красный, желтый, голубой).

2. Производные ( зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий).

При наличии обычных красителей трех непроизводных цветов художник может получить путем их сочетания остальные производные цвета.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядок небесного и земного тварного существования. Они символизируют Троицу и Четвероевангелие; семь Таинств Церкви; семь светильников в небесном храме и т. д.

Вторая часть «Справочника православного человека» будет посвящена Священному Писанию: истории его создания, составу Ветхозаветных и Новозаветных книг, классификации библейских манускриптов (папирусов, унциалов, минускулов и лекционариев), современному состоянию дел в библейской археологии, толкованиям священных текстов и т. д.

Читатель в этой части сможет почерпнуть сведения о древних технологиях создания материалов для письма; хранении и использовании в богослужении зафиксированных на пергаменте или папирусе библейских текстов. В книге будут представлены сведения об известных Синайском, Ватиканском и Александрийском кодексах, Папирусах Бодмера, Честера Битти и многих других известных библейской науке древних рукописях. Будут рассмотрены самые важные археологические находки, совершенные в прошлом и позапрошлом веках: Кумранские рукописи, манускрипты монастыря св. Екатерины (на Синае), свитки Каирской генизы. Во второй части Справочника будет сохраняться принцип систематизации и структуризации общедоступного материала на эти темы и доступность его изложения.

Источник: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев В.]. — Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 1: Православный храм. — 2006. — 126 с. ISBN 5-89101-176-7

Цвет храма и отдельных его элементов обычно свидетельствует о его посвящении. Однако строгих правил на этот счет не существует, так что окраска может зависеть от конкретной ситуации.

Белые стены

Храмы, освященные в честь Преображения или Вознесения Господня

Красные стены

Храмы, посвященные христианскому мученику или мученикам

Голубые стены

Храмы в честь Пресвятой Богородицы

Желтые стены

Бывают у храмов в честь одного из святителей

Зеленые стены

Посвящение преподобному (святому из монахов, сумевшему уподобиться Богу)

Зеленые главы

Храмы, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице или христианскому святому

Золотые главы

Символизируют Божественную славу. Золотыми главами увенчаны храмы, посвященные Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов — православная традиция, не свойственная другим конфессиям

Цвета православной церкви

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Золотой

Цвета православной церкви

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

Цвета православной церкви

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный

Цвета православной церкви
– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

Цвета православной церкви

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

Цвета православной церкви

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

Цвета православной церкви

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

Цвета православной церкви

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .

Цвета православной церкви

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

В апреле 2020 года христиане всего мира отмечают самый важный христианский праздник — Христово Воскресение: 12 апреля — католики и протестанты, cпустя неделю, 19 апреля, — православные.

После самого длительного и строгого Великого поста протяженностью в 40 дней, в течение которых убранство православных храмов остается траурно-черным, пасхальное богослужение взрывается радостью бело-золотых красок: торжеством вечной жизни и любви.

Цвет в православии

Цветовое разнообразие — это неотъемлемая часть церковно-литургической символики, которая оказывает зрительное воздействие на душевное состояние верующих и присутствующих в храме. Каждый цвет символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение. Как правило, и храм украшается в зависимости от праздника. К примеру, во время пасхальных служб доминирующим является красный цвет, на праздник Троицы — зеленый, в Великий пост — черный.

Цветовую гамму облачений православных священников составляют девять цветов: cемь радужных, белый и черный. Перед началом богослужения священнослужители, надевая церковное облачение, читают особые молитвы, предписываемые уставом, в которых раскрывается символическое значение священных одежд.

Белый цвет — цвет торжественный. В белых облачениях служат в праздники Рождества, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы также полагаются для совершения крещений, венчаний, погребений и при рукоположении священников.

Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ любви и цвет крови. Поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый или золотой — это царские цвета, цвета славы, величия и достоинства. Они отданы воскресным дням. В дни праздников в честь пророков, апостолов и святителей храмы и их служители также облачаются в золотые одежды.

Цвет вечности и жизни — зеленый. Это слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных святых (Ефрема Сирина, Марии Египетской, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других) и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг «оживотворил человека соединением со Христом и возводит его на небо» (желтый и голубые цвета соответственно). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святого Духа.

Голубой или синий — цвет праздников Пресвятой Богородицы, цвет неба, непорочности и чистоты (учения о Божией Матери).

Облачения фиолетового цвета принято надевать в дни памяти Креста Господня и в воскресенья в период Великого поста. Для православных фиолетовый — это соединение красного (цвета крови и символа Воскресения) и синего (цвета небес).

Черный (или темно-коричневый) цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.

Цвет в католицизме

В католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов также имеет давнюю историю и свою символику.

В католическом богослужении цвет облачений меняется в соответствии с циклом церковного года, принятым в римском обряде, а также при служении особых месс и при совершении определенных таинств.

Римский папа Пий V во второй половине XVI века установил общие правила, основанные на использовании пяти основных цветов: фиолетового, белого, красного, зеленого и черного, которые имеют глубоко символический характер. В Европе белый цвет традиционно воспринимается как цвет чистоты, невинности, а также радости и триумфа. Цвет красный — цвет крови, цвет мучеников. Фиолетовый цвет в латинском обряде символизирует покаяние, черный цвет — траур и скорбь, а зеленый — это цвет жизни и надежды. Кроме пяти основных цветов используются также розовый и голубой. Праздничные ризы священников обычно белого цвета с золотым или серебряным шитьем.

В середине ХХ века папа Павел VI внес некоторые изменения в использование цветов. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный. Черный цвет службы в Страстную пятницу также был изменен на красный.

Цвет в протестантизме

В отличие от православия и католицизма, протестантские конфессии не имеют сакральной символики облачения и не наделяют его составляющие особым религиозным смыслом. Со времен Реформации традицией протестантизма является ношение простых, лишенных украшений одеяний преимущественно темных тонов. Общее требование к манере одеваться — опрятность и скромность.

Предмет облачения протестантского епископа — длинная белая или светлая рубаха альба (от лат. alba, белая). Литургические облачения обычно изготавливаются из дорогих тканей, имеющих расцветку и украшения согласно традициям, принятым в той или иной конфессии. Вне богослужений при исполнении церковных обязанностей пасторы носят темную сутану с длинными рукавами и колораткой (от лат. collum, шея) — воротничком с белой вставкой, имеющим вид квадратика под подбородком, или белого воротника вокруг шеи (у англикан) или галстука с двумя свисающими концами (у лютеран).

В XX веке в протестантских конфессиях женщины получили возможность становиться пасторами и епископами. В этом качестве они облачаются в стихарь (длинная одежда с широкими рукавами и разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами): белого цвета в лютеранстве, а в англиканских церквях — красного с белой полосой спереди.

Уважаемые читатели «РШ», специально для вас мы запустили канал в мессенджере Telegram. Подписывайтесь на нас — вы будете узнавать новости о Швейцарии из первых рук и максимально оперативно. Благодарим вас за то, что вы с нами!

Перепечатка текста и фотографий aboutswiss.ch разрешена на условиях размещения ссылки на оригинал материала на нашем сайте.

Поделиться

В Швейцарии хотят сократить вдвое количество пищевых отходов

Ежегодно в Конфедерации выбрасывается до 330 килограммов продуктов питания на человека. Это соответствует трети всех продуктов, производимых для внутреннего потребления. Власти намерены исправить ситуацию.

Кантон Цюрих. Город Цюрих

Непростая судьба у агломераций на нашей планете. Слишком многое, что меняется в жизни человечества, проявляется в первую очередь именно там, где человек наступает, а природа отступает. Любознательным путешественникам, осваивающим регион Цюриха, придется принять участие в квесте: как не потеряться в урбанистических пейзажах и обнаружить именно то, что является своим, традиционным и важным для кантона Швейцарии, занимающего первое место по количеству жителей на один квадратный километр. Мы продолжаем рассказывать вам, как интересно и познавательно провести время в городе Цюрихе, где можно наслаждаться легким ветерком, чистой водой в реке и озере, нагретыми камнями старинных домов и ароматами сладкой выпечки и шоколада.

Цвета православной церкви

Цвета православной церкви

© RS-Mediaservice GmbH. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции. По всем вопросам обращайтесь по электронной почте [email protected]

Цвета православной церкви

— Несколько лет назад были опубликованы результаты одного очень интересного, на мой взгляд, опроса. Спрашивали: «Какого цвета Православие»? Хорошо запомнил, что большинство ответило – белого! Странно, почему не красного? Есть устойчивое мнение: красный – цвет Пасхи. Как поется в пасхальном песнопении: «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!». Праздников праздник, Торжество из торжеств. И вдруг – белый цвет…

— А между тем ответ очень символичный. Ведь как говорят: если разложить белый солнечный свет на цветовой спектр, то окажется, что этот спектр состоит из семи основных цветов – цветов радуги, среди которых есть и красный. Радуга, появившаяся перед Ноем, как мы знаем из Священного Писания, является вечным заветом Бога с каждой живой душой, символом Его примирения с человеком. Кроме того, в Откровении Иоанна Богослова, там, где он описывает Божественную славу, есть такие слова: «радуга вокруг престола». Радуга…

Ещё белый цвет олицетворяет Божественный свет, свет Преображения. В Евангелие говорится, что в момент Преображения Господа, Его лицо сияло ярче солнца, а одежды стали белее снега… Кто-то хорошо сказал, что на солнце белый снег искрится всеми цветами радуги. Звучит как напоминание о том, что в белом свете заключены семь радужных цветов, используемых в богослужении.

— Если белый цвет – это символ света, то черный, полная противоположность ему, – символу тьмы? Черный цвет у многих ассоциируется со смертью, погребением, трауром.

— Если рассматривать смерть через призму Вечности, то это просто переход из одной жизни – земной, в другу — вечную. И погребальный цвет в Православии – белый. В белых одеждах совершается заупокойные богослужения: «Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой», — поем мы… Цвет праведности – белый. В Откровении Иоанна, на которое я уже ссылался, праведники стоят пред Престолом в белых одеждах.

А черное облачение, характерное для Великого поста, служит напоминаем, что мы на период Великого поста должны как бы «умереть для мира», отойти от мирской суеты, сосредоточиться на духовной жизни.

— Цвет облачения священников тоже ведь символичен, каждый цвет имеет свое значение. Например, пасхальный цвет – красный. Так считают многие, даже те, кто не ходит в храм, или ходят, но раз в год, как раз на Пасху. Один такой человек рассказывал мне, что однажды зашел в храм и увидел священников в красном облачении. А время было далеко не пасхальное, то ли зима, то ли осень. По его словам, он был не просто удивлен, а прямо-таки растерян.

— До революции, между прочим, пасхальное облачение было и красным, и белым. А изначально облачение было только белого цвета. Основанием для этого служат строки из Откровения апостола Иоанна Богослова, где говорится, что праведники «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». В позднюю византийскую эпоху за богослужением использовалось два цвета – белый и пурпурный. В Типиконе, учрежденном в XVII веке, написано, что в день Пасхи нужно надевать белоснежное облачение. Это к вопросу о пасхальном цвете.

Сегодня, помимо Пасхи, в красных ризах служат в дни, когда Церковь молитвенно вспоминает мучеников, проливших кровь за Христа и на память святых князей. Вообще, по цвету облачения можно понять, память какого святого празднуется: мученика – красные ризы, святителя – желтые, преподобного — зеленые.

— В Троицу ведь тоже – зеленый? Я это хорошо запомнил с давних пор, потому что храмы на Троицу украшают березовыми ветками с зелеными листьями, а пол выстилают зеленой травой.

— И в праздник Святой Троицы, и в День Святого Духа, и в праздник Входа Господня в Иерусалим священнослужители надевают зеленые ризы. Зелёный – это цвет духовной радости и вечной жизни.

А какого цвета облачение, в котором священнослужители служат чаще всего?

— Желтого. Оно олицетворяет золото, и выражает сияние славы Божией. Это Царский цвет, поэтому в нем служат в Господские праздники, а также в дни малой Пасхи, то есть в воскресные дни. Священнослужители облачаются в желтые ризы в дни памяти пророков, апостолов, святителей. Также желтые ризы используются в повседневном богослужении.

— Отец Александр, сейчас идет Великий пост, священнослужители облачаются в черное.

— Черный цвет у христиан – это цвет скорби, глубокого покаяния. "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", — просим мы у Господа. Мы скорбим о своих грехах, понимая, что без Божией помощи нам от них никогда не избавиться. Но такая скорбь порождает не уныние, не придавливает к земле тяжким грузом, а напротив, обращает нас к горнему и наполняет верой и надеждой.

— Во время Великого поста преобладает облачение черного цвета. Но священнослужители надевают ризы и других цветов. Почему?

— Во-первых, вместо черного облачения нередко используют темно-фиолетовое. Фиолетовые ризы надевают во время литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам Великого поста. В фиолетовом облачении служат в третью Неделю Великого поста – Крестопоклонную, в ознаменование крестного подвига Спасителя. В день Похвалы Пресвятой Богородицы, или в Субботу Акафиста, священнослужители надевают голубые ризы, потому что голубой – Богородичный цвет, он символизирует небесную чистоту, непорочность. Соответственно, в голубом служат и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который нередко приходится на Великий пост.

В Лазареву субботу священнослужители облачаются в белые ризы, а в праздник Входа Господня в Иерусалим, или в Вербное воскресенье – в зеленые.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Цвет облачения здесь черный или темно-фиолетовый. В четверг Страстной седмицы, в память об установлении Господом Таинства Евхаристии совершается литургия Василия Великого, ее служат в фиолетовом облачении.

В Великую субботу священнослужители опять же надевают белые одежды. И пасхальное богослужение также начинают в белом, символизирующем Божественный свет, воссиявший из Гроба Воскресшего Христа. А затем, после праздничного пасхального крестного хода, к самой литургии, священнослужители переоблачаются в красные ризы, в которых служат всю Светлую седмицу вплоть до дня отдания праздника Пасхи.

Цвет в Православии несёт в себе важное символическое значение и глубокий духовный смысл. Это же касается и цветов росписи стен храмов и краски, нанесённой на купола. В этом случае цвет — это больше, чем средство выражения художественного замысла. И хотя строгих правил и канонов на этот счёт нет, часто обнаруживается связь между цветом храма и отдельных его элементов и тем, кому он посвящён.

Цвет росписи

В храмовой росписи традиционно используются такие цвета, как белый, красный, голубой, зеленый, жёлтый.

Белый цвет, который имеет значение «ясный», «прозрачный» преобладает в храмах, освящённых в честь Преображения или Вознесения Господня.

Красный цвет часто встречается в тех храмах, которые посвящены христианскому мученику или мученикам, одно из символических значений этого цвета в Православии как раз связано с мученичеством.

Голубой цвет, означающий чистоту и непорочность, придают стенам храмов, посвящённым Пресвятой Богородице.

Если храм освящён в честь какого-либо преподобного, то в росписи часто преобладает зелёный цвет — символ жизни и обновления, а если святителю — то жёлтый, цвет солнечного света.

Цвета православной церкви

Цвета православной церкви

Цвет куполов

Чаще всего купола православных храмов позолочены. Этот цвет символизирует Божественную славу, поэтому по традиции золотые купола в нашей стране устанавливали на самых главных храмах, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Помимо покрытых золотом, можно встретить купола, выкрашенные в зелёную, синюю или жёлтую краску.

Зелёный цвет в Православии также олицетворяет Святую Троицу, поэтому храмы, освященные в её честь, часто имеют зелёные купола.

Голубой цвет куполов, так же, как и в росписи, напоминает верующим о чистоте и непорочности Девы Марии. Именно такие купола чаще всего имеют храмы, освящённые в честь Богоматери.

Чёрный в православии — это цвет монашества. Такие купола присутствуют на монастырях.

Цвета православной церкви

Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.

Богослужебное облачение

Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.

Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.

Цвета православной церкви

В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.

Цвет облачений священников — что обозначает?

Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).

Цвета православной церкви

Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.

С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:

Голубое облачение священника

Цвета православной церкви

Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru

Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.

(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)

Белое облачение священника

Цвета православной церкви

Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).

В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.

Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.

Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.

Фиолетовое облачение священника

Цвета православной церкви

Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.

Красное облачение священника

Цвета православной церкви

В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.

В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.

Зеленый цвет облачений

Цвета православной церкви

Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.

Черный цвет облачений

Цвета православной церкви

Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.

Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.

Желтое или золотистое облачение священника

Цвета православной церкви

Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.

Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.

Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.

При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:

Цвета православной церкви

Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:

Цвета православной церкви

Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.

Все цвета радуги — это цвета Православия

Как Вам кажется, какого цвета православие? — с таким вопросом подходили к респондентам сотрудники службы СРЕДА.

Самый популярный ответ: православие белого цвета (27%). Следующий по популярности – «голубой» (13%), затем — «золотой» (8%). Реже всего назывались: черный, серый, коричневый, розовый и оранжевый цвета — таковы результаты Всероссийского опроса, проведенного социологической службой СРЕДА.

Цвета православной церкви

Радуга. Храм свв. Жен Мироносиц на Православном кладбище в Гамбурге

Результаты опроса комментирует Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви

В строгом смысле, есть уставные цвета, которые предполагают раскрытие значения каждого праздника, например Богородичные праздники — это голубые цвета. Праздники такие как Крещение, Преображение, Рождество — это белый и, цвета, сопровождающиеся золотистыми оттенками. В Великий пост, это постоянное преобладание черного цвета, так как пост подготавливает нас к светлому Христову Воскресению. Чтобы понять, какого цвета Православие, нужно поучаствовать в службе Великой субботы, где во время произнесения прокимна перед чтением Апостола происходит переоблачение всего храма. Священники все сначала в черном. А потом, в какой-то момент, когда уже прочитан Апостол, перед чтением Евангелия, зажигают все паникадила, и открывается алтарь, где все священнослужители уже в белом облачении. Раньше был такой обычай: в Великую субботу женщины приходили на службу в двух платках. Они надевали белый платок, а поверх него — черный, и когда перед чтением Евангелия происходило переоблачение всего храма, открывались царские врата, выносилось Евангелие, и начиналось чтение, весь храм снимал черные платки, и тут же преображалась вся Церковь. Это и есть тот самый ответ на вопрос, какого цвета Православие: мы проповедуем Христа Распятого и Воскресшего, Пострадавшего и Спасшего этот мир. И вот эта граница, когда ты видишь и черный цвет, и в то же время белый — в Великую субботу, она является определяющей для понимания Православия в цветовом излучении.
А дальше уже пошла гамма цветов, представлены цвета радуги. Сама радуга является символом примирения человека с Богом, и она появилась тогда, когда прекратился потоп, и радуга дана человеку как символ того, что Бог знает человека, слышит человека, видит человека, и все цвета радуги – это цвета православия.

Литургический справочник русской зарубежной церкви

Ниже приведены цвета облачений, связанные с основными литургическими периодами и церковными праздниками. Эти цвета относятся не только к облачению, которое носит духовенство, но также и к покрытию престола, жертвенника, аналоев и др. инвентаря внутри храма.

  • Рождество Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Воздвижение Креста Господня (от предпразднства до отдания) и другие праздники Креста Господня: красный.
  • Покров Пресвятой Богородицы и Введение во Храм Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Период Рождественского поста: красный.
  • Рождество Христово (включая канун (сочельник) и до отдания): белый.
  • Собор Пресвятой Богородицы: голубой.
  • Обрезание Господне, Богоявление (в том числе канун (сочельник), и до отдания): белый.
  • Сретение Господне (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Благовещение (от предпразднства до отдания); но если в Страстную седмицу, только в сам день праздника): голубой.
  • Подготовительные воскресенья перед Великим постом (о блудном сыне и др.): золотой.
  • Будние дни Великого поста: черный (фиолетовый может использоваться, если облачения черного цвета отсутствуют).
  • Субботы и обычные воскресенья Великого поста, а также полиелейные праздники в будние дни Великого Поста: фиолетовый (темно-красный цвет облачений может использоваться, если фиолетовый недоступен).
  • «Торжество Православия» 1-ое воскресенье Великого Поста: красный.[*]
  • Крестопоклонное воскресенье Великого Поста: красный.
  • Суббота Акафиста в Великий пост: голубой
  • Великий Канон св. Андрея в Великий пост: черный.
  • Лазарева суббота: зеленый (золотой допустим в случае, если облачения зеленого цвета недоступны).
  • Вербное воскресенье: зеленый.
  • Великий понедельник, вторник и среда Страстной седмицы: черный.
  • Соборование, в Великую Среду (или в другой день): фиолетовый
  • Великая четверг на Литургии: красный.
  • Великий четверг вечером (чтение Двенадцати Евангелий): черный.
  • Великая суббота на Литургии (после Апостольского чтения): белый.
  • Пасха Господня (до отдания): белый.
  • Вознесение Господне (до отдания): белый.
  • Пятидесятница (до отдания): зеленый.
  • День Святого Духа: зеленый.
  • Рождество св. Иоанна Крестителя(и вообще другие посвященные Предтечи праздники): красный.
  • Петров (Апостольский) пост: красный.
  • День Первоверховных Апп. Петра и Павла и, как правило, др. праздники апостолов: золотой.
  • Успенский пост до кануна Преображения Господня: красный.
  • Преображение Господне (до отдания): белый.
  • Успение Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.

[*] В то время как в некоторых местах для Торжества Православия надевают фиолетовые облачения, наш правящий архиерей не одобряет эту практику, учитывая праздничный характер поминовения дня, и предпочитает практику, переданную святителем Иоанном чудотворцем и другими нашими иерархи: а именно, что красные облачения следует носить в этот день, а фиолетовые использовать только в том случае, если красного недостаточно для всех служителей Алтаря. Это практика, благословенная для использования в нашей епархии.

Помимо указанных выше конкретных праздников и литургических периодов, по отношению к цвету облачений применяются следующие более общие правила:

  • Господские праздники, а также обычные будни и воскресенья вне постного периода: золотой.
  • Богородичные праздники: голубой.
  • Праздники ангелов и Бесплотных Сил: красный.
  • Праздники в день памяти пророков: золотой.
  • Праздники в день памяти святителей: золотой.
  • Праздники в день памяти мучеников: красный.
  • Праздники в день памяти преподобных и Христа ради юродивых: зеленый.
  • Праздники в день памяти благоверных князей: золотой (если они приняли монашеский постриг: зеленый; если мученичество: красный).
  • Праздники в день памяти свв. праведных дев: белый.
  • на погребении: белый или другой цвет литургического периода.
  • при совершении Таинства крещения: белый.
  • при совершении Таинства брака: Цвет литургического периода.

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы никогда не совершаем Таинства в черных облачениях (это включает в себя не только Божественную литургию, но также и Таинство Соборования и др.). Это правило не распространяется на Литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно совершается в облачениях черного цвета, поскольку во время этого богослужения нет Евхаристического Канона и преосуществления, но только причастие верующих Преждеосвященными Дарами. Мы также не совершаем в облачениях черного цвета погребение.

Это статья из нашего литургического справочника. Пожалуйста, смотрите полное содержание для комментариев к более чем 100 дополнительным литургическим вопросам.

Ссылка на основную публикацию