Что делать в православной церкви

Но как правильно себя вести в храме, какому святому о чём молиться? Об этом мы в большинст­ве своём знаем крайне мало. В преддверии массового посещения церквей предлагаем советы от миссионерского отдела Московского патриархата.

Что делать в православной церкви

Как вести себя в храме

Приходить принято загодя, узнав предварительно время начала службы. Некрещёные могут стоять в притворе («трапезной») храма, дальше входа нет. Мужчины снимают головные уборы, а вот женщинам, наоборот, не рекомендуется входить с непокрытой головой. По древнему обычаю, в церкви положено мужчинам стоять на правой стороне, а женщинам — на левой. Прохода от главных дверей к Царским вратам никто не занимает.

Что делать в православной церкви

Что делать во время службы

Креститься во время богослужения принято на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Когда священнослужитель идёт с кадилом, нужно слегка склонить перед ним голову. Креститься в этот момент не следует. Склонять голову принято, когда открывают или закрывают Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием, а также после слов «Главы ваши Господеви преклоните». Молиться в храме положено стоя.

Куда ставить свечи

Прежде всего — к иконе празд­ника, отмечаемого в этот день. Она лежит на аналое (специальной подставке) в центре храма перед Царскими вратами. Затем — к образу Божией Матери (слева от Царских врат) и иконе Спасителя (справа).

Как прикладываться к иконам

Предварительно дважды осенить себя крестным знамением с поклонами, потом поцеловать святой образ, а затем снова перекреститься и поклониться. Целовать следует изображение руки, край одежды Спасителя, Божией Матери или святого. Если прикладываетесь к Кресту — целуйте стопы Спасителя.

Что делать в православной церкви

Как обращаться к священнику

Приветствовать духовных лиц возгласом «Здравствуйте, батюшка!» не принято. Следует говорить: «Благословите!» После этого надо сложить ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой, ладонями вверх) и поцеловать правую, благословляющую руку священнослужителя. Не стесняйтесь целовать руку — вы как бы прикасаетесь губами к руке Христа. Говорить следует «вы». Нельзя просить благословения у диаконов и монахов, так как они это совершать не вправе. Как отличить их? В облачение священников входит большой крест на груди, а в облачение епископов — панагия — икона.

Кому и как причащаться

Каждый православный христианин должен причащаться по крайней мере раз в год, гласит катехизис. Перед причастием следует исповедоваться (как правило, накануне вечером), а за неделю или хотя бы за три дня соблюдать пост и воздерживаться от супружеской близости. С вечера накануне причастия нельзя ни есть, ни пить, но утром обязательно почистить зубы.

Почему женщин не всегда пускают в храм?

Во время критических дней женщины не могут входить дальше притвора, прикасаться к святыням, принимать причастие. Обидного ничего в этом нет — даже священнослужитель не может входить в храм и тем более служить, если у него есть кровоточащая рана. В храм нельзя вносить мясо. Церковь — место, где во время евхаристии приносится бескровная Жертва Христова.

Что нельзя делать в Церкви? Есть ли какие-то конкретные ограничения? Хочу придти на богослужение в перый раз, но боюсь сделать что-нибудь не так.

Ответ:

Многим кажется, что в церковной жизни есть множество правил, которые надо строго соблюдать. Страх что-то сделать «неправильно» при посещении церкви (храма) мешает сосредоточиться на главном — общении с Богом. Конечно, есть определенные нормы поведения, которым нужно следовать в церкви, но не надо бояться ошибок, ведь вы пришли к Богу, а Он — Само Милосердие.

Храм для православных христиан — священное пространство, дом Божий. В нем принято вести себя благоговейно и уважительно к окружающим и к находящимся в церкви святыням. Есть несколько церковных предписаний и традиций, о которых чаще всего спрашивают. Мы постарались перечислить основные:

  • При входе в храм верующие люди крестятся.
  • В храме не принято громко разговаривать, а во время богослужения и совершения таинств разговоры и перемещения по храму лучше свести к минимуму. Также следует отключить звук мобильного телефона.
  • При условии должного поведения, заходить в православный храм могут представители других христианских конфессий (католики, протестанты), других религий и атеисты.
  • Некрещёным людям можно прикладываться к мощам, иконам, ставить свечи, молиться Христу, Богородице и святым, а также подходить на помазание освященным маслом на Всенощном бдении, пить святую воду, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Однако они не могут участвовать в церковных таинствах — исповеди, Причастии, соборовании и так далее.
  • Если человек был крещен, например, в детстве, но затем не участвовал в жизни церкви, ему лучше всего прийти на беседу со священником прежде, чем приступать к Таинствам, главное из которых — Евхаристия (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и принятие их верующими). Евхаристии предшествует таинство Исповеди, когда человек кается перед Богом в своих грехах в присутствии священника.
  • В храм лучше приходить в подобающей одежде — опрятной и скромной. По традиции, женщины в храме покрывают голову, а мужчины, напротив, снимают головной убор.
  • Исторически мужчины стояли в правой части храма, а женщины — в левой, однако в современных приходских храмах эта традиция соблюдается редко (зато с ней можно столкнуться в некоторых монастырях).
  • Во время богослужения стоят лицом к алтарю.
  • Миряне (т.е. не священнослужители), кроме особых случаев, не заходят на солею (возвышение перед иконостасом), а в алтарь входят только священники и церковнослужители.
  • В храме не принято есть и пить (кроме святой воды и просфор), жевать жвачку.
  • Свечи как символ молитвы «о здравии» ставят в высокие круглые подсвечники перед иконами Господа, Богородицы и святых. Свечи «о упокоении» ставят на низкий прямоугольный подсвечник возле Распятия (канун).
  • В записках «о здравии» и «об упокоении», которые подаются на Литургию, пишутся имена только крещеных людей. Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.
  • Прикладываясь к иконам и мощам, не принято целовать лики (изображение лица).

В целом в храме нужно вести себя спокойно, благоговейно, стараться не тревожить молящихся. Бывает, что в отдельных храмах к каким-то из норм поведения относятся с особенным пристрастием — например, могут сделать замечание женщине, пришедшей в брюках вместо юбке или шапочке вместо платка. Постарайтесь не смущаться и не вступать в пререкания, даже если уверены, что укор несправедлив — в данном случае важнее не победить в споре, а сохранить мирное расположение духа.

Подробнее о том, как сделать первые шаги в православном храме, рассказывают священники Максим Бражников и Виктор Никишов.

Иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода г. Орска:

Что делать в православной церкви

В первую очередь любому человеку, приходящему в храм, нужно помнить, что это место, где его ждет Господь. В храме Бог встречается с человеком. Несмотря на то, что храм — священное пространство, бояться и смущаться здесь нечего. Любые ошибки, которые человек может совершить в храме — куда-то не туда пойти, не там встать — не так важны и не имеет никакого греховного значения. Если вы нечасто заходите в храм, лучше прийти туда для начала во внебогослужебное время, побыть одному в тишине, помолиться. Попробуйте поговорить с Богом своими словами — для этого не нужна какая-то специальная подготовка.

Если возникнет желание приступить к Таинствам исповеди и Причастия, желательно уже что-то читать, узнавать. Прежде всего, Священное Писание, а в дополнение — любые книги, продающиеся в храме, которые придутся по душе. Главное разбудить в себе желание познавать Бога и слышать Его! На этом основании постепенно сложатся хорошие доверительные отношения с Создателем и церковью.

Конечно, в наших храмах порой можно столкнуться с грубостью, нечуткостью, когда некоторые люди, считающие себя очень «церковными» и «грамотными» в вере, прошедшие определенный путь, начинают поучать захожанина. Часто они руководствуются благими побуждениями, но не умеют быть тактичными. Не стоит смущаться этим. Главное — не забывать, что в церковь мы приходим не к людям, а к Богу. И если какие-то проявления человеческого характера смущают нас, возможно, это Господь устраивает некий «экзамен», чтобы мы поняли, для чего нам Церковь.

Иерей Виктор Никишов, руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора г. Могилева:

Что делать в православной церкви

В храме все построено таким образом, чтоб человек мог обратить свои мысли к Богу. Мы понимаем, что Бог везде, но в храме удобнее молиться, потому что нас не отвлекают ни телевизоры, ни телефоны, ни привычная житейская суета.

Так как храм — это место встречи с Богом, то стоит помнить и об одежде. Не стоит в храм приходить в пляжном, вызывающем или неопрятном виде — Господу все равно, в чем вы, а вот окружающим может быть неприятно видеть вас в неподобающем виде.

В храме нельзя вести себя вызывающе. Нужно помнить о том, что в храме люди молятся и громкими разговорами, смехом, бесцельным хождением можно помешать другим людям сосредоточиться. Нужно быть деликатным, ведь люди приходят к Богу и в радости, и в горе. Кому-то хочется попросить семейного благополучия и поблагодарить о благополучно прожитом дне, а кто-то молится о погибшем родственнике или просит исцеления от смертельной болезни.

При входе в храм наложите на себя крестное знамение, передвигайтесь, по возможности, неспешно и тихо, никого не задевая. Можно поставить свечи: о здравии в любой подсвечник круглой формы (при этом молятся тому, кто изображен на иконе, которая висит или лежит рядом с этим подсвечником). Свечу об упокоении ставят в низкий подсвечник квадратной формы (канун), который чаще всего стоит перед Распятием. И, конечно, в храме нежелательно заниматься посторонними делами, не связанными с молитвой, — для этого достаточно других мест.

Входите в храм, оставив все суетные мысли снаружи. Так вы почувствуете, что даже время здесь течет по-другому, а после молитвы обретете покой и умиротворение.

Заходят люди в храм, потому как Господь их призывает, но дальше часто почему-то тупик. Что делать? Наверное, что-то нужно заказать. А как молиться? И что говорить? Свечку купить и поставить? Или что-то еще? И тревога появляется у одних, входящих в храм, тяжелая голова без эмоций у других и истеричная суетливость у третьих… Переполняют чувства многих людей, но ведь что-то придает им и необыкновенное спокойствие.

Кто-то и вовсе в храм-то и не заходит, думает, мол, а что они там вообще делают? Кланяются, молятся — ясное дело, грехи замаливают. Даже как-то странно все это, пусть замаливают, мне лично и так хорошо! А ведь сам элементарных вопросов решить не может, потому что без Бога, да с сигаретой в зубах, одурманенным умом и затуманенными глазами человек не способен творить, потому что так он теряет подобие Господа и приобретает бесовские черты.

Понимание – вот чего человеку не хватало всю его жизнь, ах, «если бы молодость знала, если бы старость могла»… Как многое в этих словах на самом деле заложено!

И именно понимание простых фундаментальных вещей — вот, что хочется донести читателю этого проекта.

Самое главное – понять, что в храме, разумеется, можно помолиться, но не зачитать молитву или как-то ее выполнить формально, важно обратиться к Богу, как к отцу, к Божией Матери, как к матери, к Святым, как к хорошим надежным друзьям Господа. Вот что самое главное на молитве, когда она идет от чистого сердца.

И в храме грехи не замаливают, в храме просят у Бога простить, подать, благодарят его, и он на таинстве Исповеди прощает. Поэтому понятие «замаливать грехи» вообще неверное. Отношения с Богом основаны на взаимодоверии, они должны быть подобны отношениям с отцом. И в корне ошибочно потребительское мнение о храме: пойду туда что-то замаливать и уйду с чувством выполненного долга.

Зашли в Храм что дальше

Конечно же, когда нет службы, то самостоятельно молиться тяжело, опыта нет, вокруг много икон, непонятно и неясно многое. Но ничего страшного, немного потерпите, скоро освоитесь.

У Нас проходят бесплатные экскурсии по Храму

Было бы хорошо, если вы обратитесь к нам, в нашем храме можно бесплатно договориться со священником об экскурсии по храму, на которой можно узнать много интересного и которая будет отличным толчком для самостоятельного духовного роста, потому что вы непременно получите ответы на волнующие Вас вопросы.

Если же Вы не сможете попасть к нам, я бы рекомендовал Вам следующее

Присмотреться к расписанию богослужений понравившегося храма, прийти в храм минут за 30 до начала богослужения. Это очень хорошее и стабильное начало, только важно прийти перед службой, а лучше завести себе правило – ходить в храм каждое воскресенье. Зайти, осмотреться. Можно купить свечи в лавке и поставить их перед иконами Спасителя, Божией Матери, Святых, Всех Святых.

При этом на иконе, если образ Вам не знаком, будет на церковнославянском написано имя святого, и Вы можете помолиться своими словами или так: «Отче (Имя святого), моли Бога о нас или обо мне». Божией матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас, помогай нам». Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Перед образом всех Святых: «Все Святые, молите Бога о нас».

Далее начнется служба. Это прекрасное время для молитвы. Что-то будет не понятно, но Ваше дело – пытаться услышать. Безусловно, многое будет зависеть от священника (громкость, дикция), но вы услышите разные прошения многократные, их слушайте, так и помолитесь.

Итак, как и что можно заказать в храме:

Подробно можно ознакомиться с описанием различных треб в соответствующем разделе нашего сайта, но кое-что отметим здесь.

Самая сильная и значимая заказная молитва — «сугубая обедня с выниманием частиц», это значит, что в определенный момент богослужения, когда священник поминает живых и мертвых, из просфоры будут вынуты частицы за каждое имя, с добавлением сугубого прошения. На сугубой ектении (сразу после чтения Евангелия) на литургии вновь имена будут поминаться, уже во всеуслышание, далее в конце литургии после причащения людей вынутые частицы ссыпаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию и молитвами святых твоих». Она может подаваться как о здравии, так и о упокоении. Если Вы закажете обедню с выниманием частиц единожды, имена, указанные в записке, будут помянуты на одной службе.

«Обедня»

— отличается от сугубой обедни тем, что не читается сугубая молитва при поминании и не возглашается имя во всеуслышание на ектении.

«Сорокоуст»

– эта та же обедня, только при заказывании сорокоуста поминать будут указанные в записке имена 40 дней.

Записка–«проскомидия»

называется так потому, что поминовение совершается на самое первой части литургии под названием «проскомидия» и имена поминаются именно на ней.

Но существуют службы, которые служатся только по живым или только по усопшим. Например: «молебны» служатся только по живым.

Молебны (молебное пение)

бывают разные, но наиболее востребованные из их числа — Благодарственные, О путешествующих, О болящих, На всякое доброе прошение, к молебнам может быть присоединено освящение воды, чтение канона, акафист.

«Заупокойная лития», «панихида» — служится только по усопшим.

Здесь можно только добавить, что лития – коротенькая служба по усопшим, а панихида служится с чтением канона, т.е. представляет собой более продолжительное заупокойное богослужение.

Во время Великого Поста в будни служат литургию преждеосвященных даров, она отличается от привычной литургии. Поминовения на таких богослужениях называются «Постной запиской».

Таким образом, на самом деле ничего сложного в понимании вышеописанного нет, но важно понять, что, заказав молитву в храме, Вы не должны опускать и домашнюю молитву, потому как молитва за родственников, друзей, близких людей необычайно богоугодна.

Что делать в православной церкви

Что делать в православной церкви

Посещая действующий храм или монастырь, следует помнить, что это не только памятник архитектуры или истории. В первую очередь, это место, где совершаются церковные таинства и куда верующие и нуждающиеся в поддержке люди приходят молиться. Для православных христиан церковь — это дом Божий, в котором каждый человек должен вести себя по-особому.

Поэтому осмотр действующих храмов сопряжен с некоторыми ограничениями. Но не стоит думать, что кто-то лишает туристов возможности увидеть интересующие памятники. Наоборот, в большинстве храмов служители очень доброжелательны не только к прихожанам, но и к «новичкам». Просто надо соблюдать некоторые правила. Служители храмов всегда смогут подсказать, что можно, а чего делать не стоит. Обычно в храмах роль консультантов исполняют те, кто следит за подсвечниками или стоит за церковным прилавком. Мы же приведем несколько правил и полезную для неискушенного посетителя информацию.

  1. По утрам и вечерам в храмах идут богослужения. Литургия, как правило, служится ежедневно в промежуток с 8:00 до 12:00, всенощная – с 17:00 до 20:00, хотя в каждом храме свое расписание.
  2. Особо важные моменты службы – чтение Евангелия, Херувимская песнь, Великий вход, преложение святых Даров — требуют особой тишины, а передвижение вблизи алтаря в эти моменты нежелательно.
  3. Женщины должны находиться в храме с покрытой головой, желательно не в слишком открытой одежде и без яркого макияжа. Короткие юбки или шорты не допускаются. Мужчины – без головного убора, в длинных брюках (не в шортах). В целом, стиль одежды должен быть сдержанным.
  4. В храмах нельзя шуметь и громко разговаривать, даже если служба закончилась. Необходимо выключить звук у мобильных телефонов.
  5. Нельзя поднимЧто делать в православной церквиаться на солею (возвышение перед иконостасом) и входить в алтарь.
  6. Сегодня в большинстве храмов фотосъемка разрешена, однако стоит уточнять в каждом конкретном случае. Обращайте внимание на информационные таблички при входе в храм или монастырь. Не следует делать снимки, особенно с использованием вспышки, во время службы.
  7. Нельзя прикладываться к иконам или мощам, если на вас яркий макияж.
  8. Только крещеные люди имеют право участвовать в таинствах (исповеди, причастия, венчания и т.д.). Причащаться можно только после исповеди и только с разрешения священника.
  9. Если вы в храме с маленьким ребенком, который начал плакать во время богослужения, – лучше выйти на улицу, чтобы успокоить малыша. Детям постарше следует объяснить правила поведения и не разрешать им шуметь и активно перемещаться по храму.
  10. Ящики для пожертвований обычно установлены в нескольких местах храма и почти всегда есть ящик у свечного прилавка. Можно также передать деньги священнику, если он не занят во время службы.
  11. Подавать записки и ставить свечи можно только за крещеных людей. Если вы хотите поставить свечу, нужно приобрести ее (тем самым пожертвовав немного денег) и поставить на свободное место в подсвечнике перед иконой. Самое главное при этом – внутренняя молитва и стремление пожертвовать. Следует помнить, что свечи «за упокой» ушедших из жизни ставятся только на канун (или канон) — большой плоский подсвечник перед большим Распятием. Свечи «за здравие» живущих можно поставить к любой иконе, с соответствующей молитвой.
  12. Если Что делать в православной церквина территории монастыря есть места, обозначенные как закрытые для прохода (например, установлены заграждения или вывешены таблички «Вход воспрещен»), следует следовать этим указаниям и не пытаться пройти на территории, которые доступны только для обитателей монастыря.

Что делать в православной церкви

К этим правилам нужно относиться с пониманием. Очевидно, что они никак не препятствуют любому человеку войти и побыть в храме, слушая песнопения и рассматривая внутреннее убранство. Молитва требует сосредоточения, а это не так просто сделать в помещении, где находится множество людей. Например, волосы на Руси всегда считались атрибутом красоты, который привлекал особое внимание. Потому девушка, покрывая голову, тем самым не дает окружающим лишнего повода отвлечься от молитвенного настроения.

Сегодня правила, касающиеся одежды и внешнего вида, соблюдаются не очень строго и не повсеместно. Во многих церквях женщинам в брюках или без платка могут предложить воспользоваться платками и палантинами, которые приготовлены у входа в храм. Но в действующих монастырях правила поведения соблюдают особенно тщательно: ведь монахи намеренно удаляются от мира и живут по собственным законам, требующим ежедневных усилий и морального спокойствия. Мы, же посещая их обители, являемся всего лишь гостями.

всего оценок: 35, средняя оценка: 4,26 (из 5)

Что делать в православной церкви

Действительно, в храм принято ходить в длинной юбке или платье, однако даже среди священников нет единого мнения о том, насколько это обязательно. Большинство согласно с тем, что не стоит делать замечания девушке или женщине, которая зашла в храм в брюках, — это может лишь оттолкнуть от Бога и Церкви. Ведь главное — намерения человека, пришедшего в дом Божий, его открытое сердце. В то же время справедливо и то, что одежда влияет на наше поведение: в неформальном наряде мы ведем себя расслабленно, а в строгом — сдержанно. Некоторые прихожанки замечают, что традиционные юбка и платок, действительно, помогают настроиться на молитвенный лад.

Слишком экстравагантный, яркий, открытый наряд может искушать или подталкивать к осуждению других прихожан. Но и одеваться нарочито мрачно, небрежно, старомодно не надо. Главное правило — одежда не должна молиться ни вам, ни окружающим. Лучше всего надеть на богослужение юбку умеренной длины или скромное платье.

Часто в дискуссиях о том, как следует одеваться в храм, апеллируют к Ветхому Завету, запрещавшему женщинам носить мужскую одежду. Однако этот аргумент не может считаться убедительным. Иерей Виктор Никишов руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора г. Могилева, поясняет: «Часто христиане ссылаются на строки в Священном Писании: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22: 5)

Но во времена, когда писались правила Ветхого Завета, люди одевались совсем не так, как в настоящее время. В библейские времена мужчины, женщины и дети носили туники. При этом женская туника не слишком сильно отличалась от мужской, а о брюках речи вообще не было. В этих строках Священного Писания говорится о тех людях, которые выдавали себя за человека другого пола. Но сейчас женщины носят брюки не для того, чтобы казаться мужчинами! Однако одежда в Храме не должна быть вызывающей. Она не должна отвлекать других людей от молитвы. Если в храме, куда Вы зашли, очень почитают традиции и не приветствуют появление прихожанок в брюках, и эту позицию поддерживает священник-настоятель, в следующее посещение службы стоит либо надеть юбку, либо пойти в другой храм».
«В Русской Православной Церкви большое внимание уделяется традиции, а раньше в храм ходили в сарафанах и платьях, — добавляет Иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода г. Орска. — Но в полной мере это уже не возродить, и, на мой взгляд, нет никаких препятствий к тому, чтобы женщина посещала храм в удобных пристойных брюках. Это не может считаться грехом в глазах Божьих. Мода меняется, и некоторые Православные Церкви — в Греции, на Балканах сейчас абсолютно терпимо относятся к тому, что женщины приходят на богослужение без всякого «дресс-кода», в том числе, в брюках. Естественно, такая форма одежды никак не мешает спасению».
В целом, лучше всего руководствоваться здравым смыслом — по возможности, чтить традиции, но не делать их препятствием к посещению Дома Божьего.

Источник: Фома.ру

Присылайте ваши новости, вопросы и фото на телефон 89994832896.

Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.

20.12.2018 16:17

Что делать в православной церквиТе, кто уже несколько лет в Церкви, быстро забывают о своих чувствах, когда они только стояли на пороге. Некоторые прихожане с укором смотрят на новичков. Что же нужно для преодоления первых трудностей? Об этом разговор с настоятелем храмов Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве известным миссионером игуменом Сергием (Рыбко).

«Ребята, хотите чайку попить?»

— Многие взрослые люди боятся зайти в храм. Что им посоветовать?

— Молиться. Можно просто своими словами: «Господи, помоги мне войти!» Нужно преодолеть боязнь. Не ждать особого настроя. Бесы сделают так, что подходящего настроения у тебя так и не появится, а опасения останутся. Поэтому нужно наперекор предчувствиям молиться и идти. Но сначала стоит почитать Евангелие, потому что оно неотделимо от Бога. Воспринять Слово Божие, а потом входить в церковь. У меня было именно так. Сперва я обратил внимание, что самые хорошие мои друзья — православные. Когда мне было 17 лет, знакомый дал почитать Новый Завет. Я был потрясен. Поехал в Сергиеву лавру, купил там крестик, надел. С этого все началось.

— Нужно ли верующим как-то подталкивать своих нерешительных знакомых, помогать им?

— Можно предложить свою помощь: «Хочешь, вместе сходим на службу?» Настаивать не нужно: это может вызвать обратную реакцию. Многое зависит и от приходского священника. Недавно я разговаривал с семинаристом, и он рассказал, что несколько лет назад был панком, тусовался с друзьями недалеко от храма. Все в рваных джинсах, с характерными прическами. И вдруг к ним спешит священник: «Ребята, хотите чайку попить, пообщаться?» Из всей компании четверо — два парня и две девушки — встали и пошли: прикольно с попом потолковать и еще перекусить на халяву… Сейчас две эти девушки — жены священников, один из парней готовится к рукоположению, а вторым был мой собеседник, семинарист.

Что делать, если закрутило

— А Вы сами испытывали боязнь первого шага, когда пришли в церковь в конце 1970-х?

— Нет, я ведь был хиппи, проехал полстраны автостопом, ничего не боялся. Помню, сначала ходил в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в центре Москвы. Часто бывал в лавре в Загорске — так назывался тогда Сергиев Посад. До этого заходил в действующие церкви, еще будучи неверующим, — просто посмотреть, послушать. Однажды начал спорить с прихожанином: пытался доказать, что Бога нет, потому что умирают невинные младенцы. Чуть позже мы с этим человеком еще раз встретились и уже не спорили: я к тому времени стал православным.

— В некоторых житиях говорится о том, как люди пытались, но физически не могли войти в храм, будто кто-то им мешал. У Вас бывали такие случаи?

— Несколько лет назад мы открыли культурный центр при храме в Бибиреве, и там музицировала рок-группа. Однажды ее руководитель Сергей привел двух друзей и предложил им зайти в церковь. Одному парню там стало плохо: затошнило, закрутило, и он поскорее ушел. Другой — вслед за ним. А ­Сергей остался и позже поступил в Свято-Тихоновский институт.

— Если человека закрутило, как ему быть?

— Молиться. Совершать усилие. Не нужно надеяться, что ангел на крыльях внесет тебя в церковь и все сразу станет хорошо. Христос говорил: «Царство Небесное силою берется, и употреб­ляющие усилие восхищают его». Это только для греха не нужно особого усердия. А на все доброе в нашей жизни требуется труд.

О «своей вере» и целовании икон

— Вы не могли бы назвать три ошибки, которые часто делают люди, приходящие в церковь?

— Распространенная ошибка — ожидание особого настроения. «Пойду в храм, когда захочется». Этим оправдывают свою лень. Ведь на работу вы ходите, ничего не дожидаясь? Потому что обязанность. И в храм пойти — обязанность, особенно на первых порах, а уже потом ни с чем не сравнимая радость.

Вторая ошибка — страх перед бабушками с их замечаниями. Надо правильно понимать: бабушек никто не уполномочил, иногда они много на себя берут, но не принимайте это близко к сердцу.

И третья: люди, не имеющие православного воспитания, не знающие основ веры, часто не видят особой разницы между православным храмом, католическим костелом и протестантской кирхой. Им кажется, что всюду Христос, что можно молиться где угодно. Ходят, выбирают, говорят о какой-то «своей вере». На самом деле это не своя вера, а каша в голове.

— Недавно на службе в монастыре был такой случай: заходит молодая особа и бодро шагает прямо к Царским вратам. У амвона ее «притормозили», взяли под ручку и вывели. Правильно сделали?

— Если она хотела исполнить перформанс или сделать селфи на амвоне, то правильно. А когда человек ошибается по незнанию — допустим, пытается взойти на солею, чтобы приложиться к иконостасу, то ему достаточно объяснить. У нас такое бывало. Вежливо растолкуешь, он сразу: «Простите!» — и вопрос исчерпан.

— А если новоначальный опасается прикладываться к святыням, к руке священ­ника?

— Не проблема. Был случай, когда девушка перед первой исповедью предупредила духовника: не хочу целовать Вам руку и не буду становиться на колени. Исповедуете? Священник согласился, принял ее исповедь. А через месяц она уже и на колени вставала, и к руке прикладывалась, и к иконам. Стала постоянной прихожанкой. Очень многое зависит от деликатности пастыря.

Что делать в православной церкви «Вся же благообразно и по чину да бывают».

Коринфянам ап. Павла 14,40

Церковь — место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Войдя в нее, осени себя крестным знамением и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре, на престоле, в Святых Дарах таинственно и действительно пребывает Сам Господь.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, —если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи —для освящения наших сил телесных.

Затем произнести краткую молитву:

Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтения и песнопения. Не следует здороваться со знакомыми за руку, —молчаливым поклоном приветствуй их, не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения. Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.

Войдя в храм, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” — это наша малая лепта — жертва Церкви. Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. Мужчины, по словам апостола Павла должны, находится в храме без головного убора, а женщины — с покрытой головой. Женщинам нельзя приходить в церковь в брюках, коротких или открытых платьях, пользоваться косметикой — ибо Господь зрит не на лица, а на сердца людей.

В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю. Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия. Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. При всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе”. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.

Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.

При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых — в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу власов.

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:

при выходе священника с кадилом,

при чтении Шестопсалмия,

при выносе Евангелия и во время его чтения,

при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни…»

при пении Символа веры и “Отче наш”,

при выносе Святой Чаши (Потира).

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Что делать в православной церкви

В 2022 году Благовещение отметят 7 апреля. В православной церкви этот день символизирует искупление человечеством грехопадения Евы. В торжество запрещается заниматься домашними делами, а также проводить день в гневе и злости.

История

Что делать в православной церкви

Святая Мария была воспитана в храме и обещала Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.

Традиции праздника

Что делать в православной церкви

Верующие посещают храмы, молятся и дают милостыню. Священники приходят на службу в голубом одеянии. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия.

Также в торжество существует традиция выпускать птиц на свободу. Православные верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.

Кроме того, люди подготавливают Благовещенскую соль, чтобы использовать её как оберег. Существует поверье, что такая соль способна излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Также особой силой обладает освященная вода, которую прихожане приносят с божественной службы.

Что можно употреблять в пищу?

Что делать в православной церкви

Так как Благовещение совпадает с Великим постом, то важно знать, что можно кушать в этот день. Православная церковь дает послабление поста. Верующим можно кушать рыбу. Если Благовещение выпадает на Страстную неделю (последняя неделя перед Пасхой), то делается исключение – рыбу нельзя употреблять в пищу. Мясо, молочные продукты в этот день исключаются из рациона.

Что категорически запрещено?

Что делать в православной церкви

Хозяйкам не рекомендуется заниматься следующими делами: шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.

Также плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Кроме того, не стоит в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector