Церковный календарь новорожденного

Поделиться

Церковный календарь новорожденногоПраздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Церкви. Однако торжественно отмечать его стали сравнительно поздно — в шестом веке, в Византии. Но это традиционно один из самых красивых церковных праздников. «Сретение» означает «встреча». В этот день Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. По ветхозаветному правилу на сороковой день после рождения мальчика женщина должна была совершить очистительную и благодарственную жертву. А младенец получал благословение в Иерусалимском храме. Вот уже почти триста лет при храме жил праведный священник Симеон. Когда-то давно ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, о котором говорили ветхозаветные пророки. И вот день долгожданной встречи настал. В этот день каждый верующий человек испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон. Этот день служит напоминанием о предстоящей встрече каждого из нас с Тем, Кто искупил наши грехи.

В этот день верующие вспоминают «сретение», то есть «встречу», состоявшуюся в Иерусалимском храме на сороковой день после рождения Богомладенца Христа. Тогда Богородица и праведный Иосиф согласно ветхозаветному правилу принесли новорожденного в храм. Они должны были принести очистительную и благодарственную жертву Богу. Ее прихода с нетерпением ожидал праведный Симеон. Почти триста лет он приходил в Иерусалимский храм, ожидая исполнения пророчества. Ему было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Деву, родившую Богомладенца. Их приход означал бы милость Божию и великую жертву — дарование миру Своего Сына. Вместе с Симеоном узнала Богородицу и прозорливая Анна, давно жившая при храме. Вдвоём они первыми пережили то, что потом переживет всякая душа, ищущая правды и спасения — встречу с Истиной. Симеон взял младенца на руки и благословил его. Так праведность Ветхого Завета поклонилась святости Завета Нового.

В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа. По ветхозаветному правилу, женщине, родившей младенца мужского пола, сорок дней было запрещено входить в Иерусалимский храм. По истечении этого времени она шла в храм вместе с младенцем и приносила благодарственную и очистительную жертву. Дева Мария не имела нужды в очищении, но по своему смирению подчинилась предписанию закона. В сороковой день по рождении Мария принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был в это же время в храме и, взяв младенца Христа на руки, изрек пророчество о Спасителе мира. Эти слова, получившие название Песнь Симеона Богоприимца, читает священник на каждой вечерней службе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Сретение — старинное русское слово, означающее «встреча». В этот день Церковь вспоминает как на сороковой день после рождения Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Так они исполнили ветхозаветный обычай. Последние праведники уходящей эпохи Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна- пророчица удостоились встретить будущего Спасителя мира. Праведный Симеон к тому времени более трехсот лет ждал прихода Мессии. За два с половиной века до Рождества Христова он переводил для египетского царя Птолемея на греческий книгу пророка Исайи. Симеон прочитал в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», и решил, что в тексте ошибка. Он хотел исправить «дева» на «жена». В этот момент ему явился ангел и удержал его руку. Небесный посланник сказал Симеону, что тот не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. С того дня праведный Симеон ожидал пришествия Обетованного Мессии. И вот он сам стал свидетелем воплощения Спасителя.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

1.1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: Быт 46, 8. Деян 7, 15.

1.2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Быт 46, 8. Исх 6, 14.

1.3 Иссахар, Завулон и Вениамин,

1.4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.

1.5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

1.6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; Быт 50, 26.

1.7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. Деян 7, 17. Пс 104, 24.

1.8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

1.9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

1.11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].

1.12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. Пс 104, 24.

1.13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам Втор 26, 6. Иудифь 5, 11.

1.14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

1.15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

1.16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Прем 18, 5.

1.17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

1.18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

1.19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

1.20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

1.21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 1 Цар 2, 35.

1.22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. Прем 18, 5. Деян 7, 19.

Когда рождается ребенок, не идем ли мы в дом к родителям, неся подарки в руках и в устах – поздравления?

А видя перед собой дитя, это маленькое чудо, требующее заботы и ласки, не желаем ли мы ему счастья, богатства, успеха и прочих вещей, столь ценимых в нашем взрослом мире?

«Интересно, что будет с тобой?», – могут спрашивать внимательные из нас, не надеясь услышать ответ. «Кем ты вырастешь, и что получится из тебя?»

Ведь не исключено, что радостный отец подбрасывает под потолок и нежно ловит на руки будущего Эйнштейна, или Александра Великого, или Марию Калласс.

А может случиться, что ничего великого не выйдет из этого мальчика или этой девочки. Да и не страшно. Всем нельзя быть великими. Вернее, человек велик и без всемирной известности. Человек Богом любим и призван через тесные ворота временной жизни войти в блаженную вечность. Чего же боле?

Лишь бы мы не агукали будущему убийце, или торговцу наркотиками, или иному злодею (злодейке), невесть как из нежного дитяти, превратившегося в порождение ехидны.

Церковный календарь новорожденного

Но вот мы идем в тот дом, где Мария поет колыбельную Божьему Сыну. Он избрал Себе Мать, нашел кроткую душу и чистое лоно. Он нашел Дверь, через которую смог войти в человеческий мир. И вот Он лежит на Ее руках, и привыкает узнавать Ее голос.

Что мы подарим Ему? Конфеты, погремушки, подгузники, фланелевые пеленки и яркие одежки… Да, мало ли с чем можно войти в дом, где есть новорожденный! Тем более – зимой! Елки, гирлянды, шарики, тысячи безделушек с праздничной распродажи.

Нет. Иосиф не пустит нас к Ребенку со всей этой чепухой. Он скажет: «Здесь были волхвы и уже приносили подарки. Золото, ладан и смирну. Больше ничего нести не надо».

– А можно мы подойдем к Ребенку и возьмем Его на руки?

– Подойти к Нему – то же, что «взойти на гору Господню и стать на святом месте Его» (Пс. 23:3) Вы слышали, кто может это сделать?

– Откуда нам знать? Мы – неученые люди.

– «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто – то получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя Своего» (Пс. 23:4-5) У вас чистые сердца и неповинные руки?

Мы молчим и пятимся к двери, пряча за спину далекие от непорочности руки. Это так естественно для людей, шедших повеселиться, но случайно ступивших на святую землю, не разувшись. И это при том, что глаза наши видят не более того, что видит кошка или пес. А если бы мы имели измененный взгляд и видели Ангелов, склонившихся над колыбелью? Мы бы умерли со страху. Нет, нужно, не поворачивая спины, пятясь и кланяясь, отходить к дверям и быстрее бежать отсюда.

Голос Иосифа остановил нас.

– Вы бы хотели знать, зачем Он родился и кем Он будет?

– Люди суетны и праздны. Им интересно знать будущее наперед. Подойдите и спросите.

– Спросите Мать. Она умнее всех мудрецов. Она – Живая Книга.

И мы со страхом, не дерзая ослушаться, пошли к молодой Матери, стараясь не скрипнуть ни единой половицей.

– Он не родился, чтобы наслаждаться счастьем, – сказала задумчиво Мария, глядя не на нас, а на Сына. «Он не будет писателем или воином, – тихо продолжила Она, – не будет жить во дворце, не станет путешественником или ученым. Но Он будет Жертвой за всех».

На этих словах и Ребенок глянул на Мать. Глянул умно и тревожно, и потянулся к Ней ручками, как делают дети, прося защиты. Она же взглянула уже на нас тем взглядом, которым смотрит на мир с Владимирской иконы. Слезу мы заметили в глазах у Нее. Слезу, в которой отражался слабый блеск настольной лампы. И нам стало стыдно.

Церковный календарь новорожденного

Там, за нашей спиной, где были всего лишь двери, взгляд Марии, казалось, видел все человечество, которое будет выкуплено из рабства греху кровью ее Сына. И взгляд ее говорил: «Понимаешь ли ты, за какую цену будет куплено твое временное счастье и вечное блаженство? Понимаешь ли ты вообще хоть что-нибудь?»

Когда скрипнула дверь, и пришел черед скрипеть под ногами снегу, мы долго не шли, но пятились. Было страшно поворачиваться спиной к дому, где оставался Он.

Шум праздника вернул нас к привычной жизни. Люди резали коньками лед залитого катка, в воздухе было много смеха и музыки, всюду пили глинтвейн и с деревьев свисали гирлянды.

Какая-то компания молодежи чуть не сбила нас с ног. «Вы уже были там?», – закричали они нам на ухо, имея в виду дом, из которого мы возвращались. «Мы тоже сейчас пойдем!»

«Не берите с собой ничего. Там не нужны подарки», – сказали мы им. Но они нас не услышали. Они удалились, играя в снежки и так заразительно хохоча, что мы сами невольно улыбнулись. Одним ртом. Только ртом, но не глазами.

Ссылка на основную публикацию