Церковный календарь 7 января 2020

Церковный календарь 7 января 2020

2 января, воскресенье. Праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца.

6 января, четверг. Рождественский сочельник. Строгий пост.

7 января, пятница. Рождество Христово.

7 января, пятница — 17 января, понедельник. Святки. Отменяется пост, запрещено бракосочетание.

14 января, пятница. Обрезание Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.). Новый год по старому стилю.

15 января, суббота. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

18 января, вторник. Крещенский сочельник. Строгий пост. Великое освящение воды.

19 января, среда. Крещение Господне, или Богоявление. Великое освящение воды.

25 января, вторник. Раннехристианской мученицы Татианы. Татьянин день.

27 января, четверг. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

6 февраля, воскресенье. Блаженной Ксении Петербургской. Собор новомучеников и исповедников Российских.

13 февраля, воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее.

15 февраля, вторник. Сретение Господне.

16 февраля, среда. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского.

20 февраля, воскресенье. Неделя о блудном сыне.

25 февраля, пятница. Иверской иконы Божией Матери.

26 февраля, суббота. Вселенская родительская мясопустная суббота.

27 февраля, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде.

28 февраля, понедельник — 6 марта, воскресенье. Масленица, или Сырная седмица. Запрещено мясо.

6 марта, воскресенье. Прощеное воскресенье.

7 марта, понедельник — 23 апреля, суббота

7 марта, понедельник. Чистый понедельник. Самый строгий день Великого поста.

18 марта, пятница. Святителя Николая Сербского.

19, 26 марта, суббота. Родительские субботы.

27 марта, воскресенье. Крестопоклонная неделя.

2 апреля, суббота. Родительская суббота.

7 апреля, четверг. Благовещение Пресвятой Богородицы. Пост отменяется.

9 апреля, суббота. Похвала Пресвятой Богородице.

13 апреля, среда. Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

16 апреля, суббота. Лазарева суббота.

17 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.

18 апреля, понедельник — 23 апреля, суббота. Страстная неделя.

18 апреля, понедельник. Великий понедельник.

19 апреля, вторник. Великий вторник.

20 апреля, среда. Великая среда.

21 апреля, четверг. Великий, Чистый четверг.

22 апреля, пятница. Страстная пятница. День самого строгого поста в году.

23 апреля, суббота. Великая суббота.

24 апреля, воскресенье. Праздник Воскресения Христова, ПАСХА.

24 — 30 апреля. Светлая неделя. Пост отменяется.

1 мая, воскресенье. Антипасха, или Фомино воскресенье.

2 мая, понедельник. Блаженной Матроны Московской.

3 мая, вторник. Радоница. Поминовение усопших.

6 мая, пятница. Великомученика Георгия Победоносца, Юрьев день.

8 мая, воскресенье. Неделя жен-мироносиц.

13 мая, пятница. Святителя Игнатия Брянчанинова.

18 мая, среда. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

22 мая, воскресенье. День святителя Николая Чудотворца. Никола летний.

24 мая, вторник. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей и просветителей славянских.

1 июня, среда. Благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

2 июня, четверг. Вознесение Господне.

3 июня, пятница. Владимирской иконы Божией Матери.

11 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского и Крымского.

12 июня, воскресенье. День Святой Троицы, Пятидесятница.

13 июня, понедельник. День Святого Духа, Духов день. Вся неделя без поста.

20 июня, понедельник — 11 июля, понедельник. Петров пост, в честь учеников Христа Петра и Павла.

22 июня, среда. Праведного Алексия (Мечева) Московского и преподобного Кирилла Белозерского.

26 июня, воскресенье. Всех святых в земле Российской просиявших.

7 июля, четверг. Рождество Иоанна Предтечи.

12 июля, вторник. Апостолов Петра и Павла. Конец Петрова поста.

17 июля, воскресенье. Преподобного Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного врача Евгения.

18 июля, понедельник. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

21 июля, четверг. Казанской иконы Божией Матери.

24 июля, воскресенье. Равноапостольной Ольги, великой княгини.

28 июля, четверг. Равноапостольного великого князя Владимира.

1 августа, понедельник. Преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

2 августа, вторник. Пророка Илии, Ильин день.

5 августа, пятница. Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

10 августа, среда. Смоленской иконы Божией Матери.

14 августа, воскресенье. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Медовый Спас.

14 августа, воскресенье — 27 августа, суббота. Успенский пост. Строгий пост.

19 августа, пятница. Преображение Господне, Яблочный Спас.

28 августа, воскресенье. Успение Пресвятой Богородицы.

29 августа, понедельник. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Ореховый Спас.

31 августа, среда. Иконы Божией Матери «Всецарица».

1 сентября, четверг. Донской иконы Божией Матери.

8 сентября, четверг. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

11 сентября, воскресенье. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Строгий пост.

14 сентября, среда. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю.

21 сентября, среда. Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября, вторник. Воздвижение Креста Господня.

30 сентября, пятница. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

8 октября, суббота. Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.

14 октября, пятница. Покров Пресвятой Богородицы.

15 октября, суббота. Праведного воина Феодора Ушакова.

23 октября, воскресенье. Преподобного Амвросия Оптинского.

24 октября, понедельник. Собор святых, в Оптиной пустыни просиявших.

30 октября, воскресенье. Иконы Божьей Матери «Избавительница».

4 ноября, пятница. Казанской иконы Божией Матери.

5 ноября, суббота. Димитриевская родительская суббота.

18 ноября, пятница. Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.

21 ноября, понедельник. Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Михайлов день.

22 ноября, вторник. Иконы Богородицы «Скоропослушница».

28 ноября, понедельник — 6 января, пятница, 2023 г. Рождественский пост.

4 декабря, воскресенье. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

6 декабря, вторник. Благоверного князя Александра Невского.

11 декабря, воскресенье. Священномученика митрополита Серафима (Чичагова).

13 декабря, вторник. Апостола Андрея Первозванного.

16 декабря, пятница. Саввы Сторожевского (Звенигородского).

19 декабря, понедельник. Святителя Николая Чудотворца. Никола зимний.

Подготовила Ульяна АНДРЕЕВА. Источник: РГ.ру

Присылайте ваши новости, вопросы и фото на телефон 89994832896.

Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.

Уже сегодня, 7 января 2020 года, верующие отмечают сразу 2 православных церковных торжества. Мы подготовили для вас материал, который как можно подробнее расскажет о церковных событиях, постах и днях почитания памяти священнослужителей, что выпадают на 7 января. Список поможет вам узнать дату самых важных религиозных праздничных мероприятий для православных христиан.

Какой церковный праздник сегодня, 7 января

Рождество Христово

Это один из самых главных не переходящих церковных праздников. Данное торжество было установлено в честь появления на свет Иисуса Христа.

Святки

Первый день Святок. Святками называют период от Рождества до Крещения. Считается, что празднование имеет древнее происхождение.

Народные приметы 7 января

  • много снега – жди благополучный год, а если оттепель – жди весну;
  • если на Рождество иней – жди урожайный год хлеба;
  • темные святки – к молочным коровам, а если светлые – к носке кур;
  • если на Рождество метель – пчелы будут роиться хорошо;
  • если на Рождество путь хороший – то будет год урожая гречки;
  • высокие сугробы означают благополучный год, а если оттепель – значит, и весна ранняя будет;
  • луна на небе ясная – жди морозов лютых;
  • если у кабана, который был заколот перед этим днем, поджелудочная была большая, то зима будет продолжительная и холодная, а если тонкая – то непродолжительная и без морозов;
  • снег глубокий – урожай хлеба будет хорошим;
  • мороз и стужа – это к суровым морозам на Крещение;
  • метель разбушевалась – жди конца зимы;
  • Рождество в воскресенье – будет благополучный год, в понедельник – лето теплое будет, а в пятницу – будет затяжная зима и холодное лето;
  • Рождество выпадает на новолуние – будет год неурожайный;
  • небо в звездах – жди хороший урожай бобовых культур;
  • тот, кто появился на свет на Рождество, будет всю жизнь счастлив;
  • говорят, что если в этот день посуду разобьешь, или что-то разольешь – поссоришься с кем-то;
  • с Рождества и до старого Нового года нельзя ссориться;
  • на Рождество нельзя пить, иначе будешь на сенокосе часто выпивать;
  • на Рождество хозяин не должен уходить со двора – овцы заблудятся;
  • лапти будешь плести – родится кривой, а если будешь шить на Рождество – родится слепой;
  • сыграл свадьбу в этот день – будет счастливый брак;
  • с 7 января и до Крещения начинаются Святки, считается, что крестная и темная сила в это время ходит среди людей, поэтому святочные гадания являются наиболее правдивыми;
  • если на Рождество помолиться небу и загадать желание, то оно совершенно точно исполнится;
  • нельзя в этот день в лес ходить и на рыбалку;
  • нельзя работать и ругаться, а также резать домашний скот и переезжать.

Заговоры 7 января

Оберег на родовое полотенце

В народе существует поверье о том, что если на Рождество купить обычное льняное полотенце и заговорить его на исцеление от различных заболеваний, то в том случае, если кто-то из родственников заболел, его можно будет обтереть этим самым полотенцем и излечить от любой болезни. Для того, чтобы заговор сработал, проговорите каждую строчку максимально четко.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Заговариваю я от семидесяти семи хворей,
От любой боли, от ночной маеты,
Напускной сухоты, от рака едучего,
Припадка падучего,
От порчи, от ночной корчи.
Мать-Богородица Сына Своего обмывала,
Полотенцем льняным обтирала.
Благослови, Боже, и мой лен тоже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кого я (имя) этим льном оботру,
С того я все семьдесят семь хворей сотру.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Сегодня, 7 января 2020, также празднуют и другие события.

Какой сегодня праздник 7 января 2020: церковный праздник Рождество Христово

Церковный календарь 7 января 2020

Рождество в 2020 году отмечается 7 января. Это государственный праздник, официальный выходной день. Его принято справлять в семейном кругу.

В православном календаре Рождество выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга.

Церковный календарь 7 января 2020

В христианской церкви во II-IV веках Рождество отмечалось 6 января. Праздник назывался Богоявлением и был связан с Крещением Господним. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря. После перехода в 1918 году с юлианского на григорианский календарь православная церковь начала отмечать его 7 января.

В период советской власти празднование Рождества было запрещено. Обычаи распространялись лишь в узком кругу людей. Их хранителями были патриархи и отчасти жители сельской местности. Многие приверженцы религиозных обрядов преследовались. Традиции Рождества Христова начали возрождаться лишь в 90-х годах ХХ века.

Рождеству предшествует Новый год, поэтому уже в начале декабря в домах и на площадях городов устанавливаются елки и вспыхивает яркая иллюминация. В канун праздника церкви украшают декоративными композициями, которые воспроизводят сцену рождения Иисуса Христа. Главными их персонажами выступают: младенец в яслях, Иосиф, Мария, волхвы, животные из хлева.

В некоторых регионах хозяйки уделяют особое внимание оформлению праздничного стола. Они застилают его новой скатертью. Под нее кладут пучок сена, который олицетворяет ясли. По углам стола размещают монеты и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие. В некоторых домах распространен обычай класть под стол топор. Во время ужина все члены семьи ставят на

Ночь с 6 на 7 января – начало святочных гаданий, которые продолжаются до 19 января (Крещения). В это время люди пытаются предсказать свое будущее, узнать, исполнится ли загаданное желание. Среди незамужних девушек распространено гадание на суженого-ряженого. Наиболее популярны предсказания по зеркалам, расплавленной свече.

На Рождество женщинам запрещено стирать, шить, вязать и убирать в доме. 7 января нельзя ссориться, иначе весь год пройдет в разногласиях. В этот день не разрешается охотиться. В этот праздник нельзя говорить о плохом.

Если 7 января стоит теплая погода, то весна будет поздней и холодной.

Если в ночь на Рождество на небе много звезд, то год будет урожайным.

На рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. За ужином следует оставлять чистую тарелку и приборы для умерших родственников.

Если первым гостем в доме в день наступившего Рождества будет женщина, то в следующем году семью ожидает несчастье.

Найти какую-то вещь на Рождество – к достатку и материальному благополучию в наступившем году, потерять – к убыткам.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 января, я всех вас сердечно и тепло поздравляю с праздником Рождества Христова!

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.

Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, – родился Богочеловек, Спаситель мира.

«Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву: ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, повит Его и положи в яслех (Лк. 2, 7).

Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк. 2, 10–11), – и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-«звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну (Мф. 2, 11).

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.

Се благовествую вам, – сказал ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслей. Тогда же внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, иже слышаша и видеша (Лк. 2, 10–20).

Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Дорогие братья и сестры, еще раз поздравляю вас всех с великим праздником Рождества Христова! Пусть рождшийся в Вифлееме Богомладенец Христос привнесет в наши сердца тепло Своего Божественного Света, наполнив их нескончаемой радостью. Постараемся принести к яслям Спасителя подобно мудрецам с востока золото нашей любви и благоухание веры. Искренне желаю вам всем в эти поистине святые дни мира, благоденствия на многая и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

7 января 2021 года (25 декабря 2020-го по "старому стилю" – церковному юлианскому календарю). Светлый праздник Рождества Христова. Завершение Рождественского поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению – Пасхе Господней.

С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!

– эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим.

Но в чём же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти «языцы», которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?

Начнём издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно «по плоти», когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы, вочеловечился Спаситель всего мира.

Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне – небольшой арабский городок в многострадальной Палестине, а в те далекие времена – селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).

Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова – 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род – род Царя Давида) юная Дева Мария и Её названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.

Оба они ещё со дня Благовещения знали, кого носит во Чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек, родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (ещё от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдёт именно так?

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Церковный календарь 7 января 2020

Рационально мыслящий человек никогда бы не извлёк из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рождённому и славили Его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:

Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове.

Ну а затем в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями) свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз «все языцы», то есть все народы языческого мира (пройдёт не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):

Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну.

Земное служение Спасителя – далеко впереди. Мир ещё не просвещён Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие. И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей – маленький и беззащитный. Как поётся в кондаке сегодняшнего праздника – одном из его главных молитвословий:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочётам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.

С праздником, православные! С Рождеством Христовым!

Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

В современной православной церкви Рождество Иисуса Христа отмечается дважды — 25 декабря и 7 января. Первой даты придерживаются греки, киприоты, болгары, румыны, арабы, албанцы, чехи и словаки. Второй привержены россияне, украинцы, грузины, православные поляки и сербы. По факту, 10 из 15 православных церквей празднуют Рождество 25 декабря, и только 5 церквей — 7 января.

Причина таких различий в том, что церкви пользуются разными календарями. Большинство — новоюлианским, а меньшинство — просто юлианским. Последний был разработан еще во времена императора Римской империи Гая Юлия Цезаря, имя которого и получил. По тогдашним меркам, это был довольно точный календарь. Согласно ему, один год — то есть полный цикл обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 6 часов.

Для удобства раз в четыре года эти 6 часов суммируются в один дополнительный день. В этом, собственно, и состоит идея високосного года, когда суммируются избыточные часы предыдущих лет, чтобы не было несостыковок между способом исчисления и реальными астрономическими процессами.

Однако гораздо позже ученые установили, что, на самом деле, Земля делает полный оборот вокруг Солнца за 365 дней 5 часов и почти 49 минут, т.е. на 11 минут меньше. Казалось бы, 11 минут — время несущественное в годовом масштабе.

Однако каждый реальный астрономический процесс вращения Земли проходил чуточку быстрее, чем по теоретическим расчетам. А это означало, что способ исчисления отставал от реального процесса. И если за год это всего 11 минут, то за 130 лет набегает разница в целые сутки.

Когда родился Иисус?

Дату Рождества Иисуса вычисляют по следующей логической цепочке. Принято считать, что Иисус родился через 9 месяцев после явления Деве Марии архангела Гавриила и сообщения вести о том, что она непорочно зачала младенца. Этот праздник называется Благовещением.

Из Евангелия от Луки известно, что благовещение Марии произошло ровно через 6 месяцев после зачатия Иоанна Крестителя. А зачатие последнего произошло в день вхождения его отца — первосвященника Захарии — в Святая Святых Иерусалимского храма. Туда заходили только раз в год. И если учесть, что, согласно Писанию, Захария был из Авиевой череды (8 из 24), а падение Иерусалима в 72 г. н.э. припало на служение первой череды, то получится, что благовещение Захарии припало на день осеннего равноденствия — 22 сентября.

Значит, благовещение Марии, которое состоялось через полгода, припадает на весеннее равноденствие. Следовательно, Рождество Иисуса через 9 месяцев припадает на 22 декабря — день зимнего солнцестояния. Однако почему тогда Рождество празднуется 25 декабря, то есть на 3 дня позже?

Дело в том, что в первые века христианства не было единой даты празднования. По древней традиции, Рождество праздновали в один день с Крещением — то есть Богоявление. Кстати, так до сих пор празднуют армяне — у них Крещение и Рождество Иисуса в один день — 6 января.

Так вот, единая дата была установлена лишь на IV Всехристианском соборе в 451 году. Однако за более чем четыре столетия юлианский календарь уже давал задержку в три дня. И получается, что Рождество припадало на календарный день зимнего солнцестояния, но, поскольку календарь отставал от реальных астрономических явлений, была зафиксирована дата — 25 декабря.

Григорианский и новоюлианский календари

Проходили столетия, и разрыв между календарем и реальными астрономическими событиями только увеличивался. И это уже стало заметным. Когда отставание календаря составило 10 дней, Папа Римский Григорий XIII ввел новый, более точный календарь, который учитывает эти самые 11 минут. Его стали называть григорианским.

Таким образом, если в юлианском календаре високосный год раз в четыре года, и соответственно 100 раз за 400 лет, то в григорианском — 97 раз за 400 лет. Но даже этот календарь не идеален, и он даст сбой на одни сутки. Правда, для этого нужно аж целых 10 тысяч лет. Вероятно, к тому времени человечество изобретет какой-то еще более точный способ летоисчисления.

Однако календарная реформа папы Григория касалась только католических стран. Православные же ее не принимали и продолжали пользоваться старым календарем, или, как сейчас говорят, старым стилем. Большинство православных церквей приняли новый стиль лишь в ХХ веке, вслед за государствами ареала своего обитания.

При этом они не переходили на «католический» григорианский календарь. Нет, для православных свой собственный новый календарь разработал сербский астроном Милутин Миланкович. Он усовершенствовал старый стиль и назвал свой календарь новоюлианским.

Интересно, что на разработанный сербом календарь перешли разные народы: греки, арабы, киприоты, болгары и румыны, но не сами сербы. Они так и остались на старом календаре. И РПЦ, кстати, тоже пыталась после Октябрьской революции перейти на новый стиль и даже сделала это. Однако дремучий русский народ этого не принял, поскольку ассоциировал с большевистским влиянием на церковь, и патриарх Тихон вынужден был отказаться от реформы.

Почему не переходят?

Весь документооборот, вся церковная пресса и в целом вся церковная жизнь функционирует по современному календарю. Однако иерархи очень боятся что-то менять, поскольку каждая реформа требует умелой коммуникации. А они, к сожалению, пока не умеют внятно коммуницировать с паствой.

И кстати, про греко-католиков. Католики и греки празднуют Рождество 25 декабря. Греко-католики празднуют 7 января. Логики нет, есть только страх. Страх перемен.

Юлианский календарь несовершенен и сейчас являет собою анахронизм. Ведь если открыть церковный календарь РПЦ, то там будет писаться «25 декабря (по старому стилю) / 7 января (по новому стилю)». Что это значит? Что даже те, кто живут по юлианскому календарю, отмечают Рождество 25 декабря. Просто их «25 декабря» припадает на современное 7 января. И это плавающая дата.

Апелляции к тому, что так праздновали наши предки, бессмысленны. Ведь еще в ХІX веке «25 декабря» припадало на реальное 6 января. А из-за несовершенства календаря уже в 2100 году их «25 декабря» и вовсе будет припадать на 8 января.

Юлианский календарь нужно менять. Хотя бы потому, что через 10 тысяч лет, когда григорианский даст ошибку всего в один день и у всего мира Рождество будет 26 декабря, у православных Рождество будет весной, как раз в конце марта.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост — некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается — славите» и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом — и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день — другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более — беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, — пришел Господь — примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства — пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» — не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец — Христос Спас мира». Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля — Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют — и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши»! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

Православный церковный календарь праздников и постов на каждый день. Евангелие и Апостол на каждый день. Тропари, молитвы и богослужебные чтения.

Соборное чтение Священного Писания в группах по соглашению. Чтение Библии онлайн на любых устройствах. Выберите одну или несколько книг Библии и начните читать каждый день. Добавляйте к чтению списки поминовения и различные молитвы. Можно экспортировать чтение в формат электронной книги epub.

Христианину очень важно читать Библию каждый день. Участие в группах по соглашению стимулирует это. Помимо простой организационной функции участие в группах по соглашению оказывает еще и посильную молитвенную помощь всем участникам, их родственникам и всем, о ком они молятся.

Участие в группах по соглашению проникнуто духом соборности. Каждый участник несет свою долю ответственности за соборное чтение и старается не пропускать каждодневное чтение, не отбиваться от общего ритма. Если же по каким-то причинам такое происходит, то, как правило, участник берет на себя труд читать пропущенные главы.

Каждодневное чтение в должном ритме способствует бодрстованию, как и учит наш Господь Иисус Христос.

Православный церковный календарь. Месяцеслов

Церковь почитает и вспоминает

Литургия св. Иоанна Златоуста.

От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу. » – лития.

На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», «И ныне» – глас той же: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И’же в верте’пе роди’выйся и в я’слех возлеги’й, на’шего ра’ди спасе’ния, Христо’с, И’стинный Бог наш. ».

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого – «Елицы. ». Вместо «Достойно» – «Величай, душе. Любити убо нам. » (до отдания). Причастен «Избавление посла Господь людем Своим».

В седмичные дни попразднства на литургии по входе: «Приидите, поклонимся. Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы. ».

Чтение за Богослужением

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

Кондак праздника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.

Задостойник, глас 1:

Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.

Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Господь родился для того, чтобы изменить мир. С человеческой точки зрения, Он сделал очень многое: произносил прекрасные слова, воодушевлял народ, исцелял людей, что имело огромное значение для всех тех, кто Его видел, слышал, кто с Ним соприкасался. Но для того чтобы спасительное служение Христа Господа, явившегося во плоти, стало достоянием не только тех, кто окружал Его в Галилее, не только тех, кто был Его единоплеменником, и не только тех, кто жил в Его эпоху, но чтобы Благовестие Христа Спасителя и Его миссия по спасению рода человеческого имели глобальное значение и во времени, и в пространстве, нужно было, чтобы Слово Божие, искупительный подвиг Спасителя постоянно актуализировались в жизни последующих поколений людей и каждого человека. А сделать это было возможно только силой Божественной. И Господь посылает Духа Своего Святого, который преобразует человеческую жизнь, – жизнь людей, живущих после пришествия в мир Спасителя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Церковный календарь 7 января 2020

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 6-й.

Церковный календарь содержит в себе даты основных православных праздников, посвященных воспоминанию исторических событий из жизни Иисуса Христа, Девы Марии (Богородицы) и других святых. При помощи календаря можно узнать дату начала и конца постов, Пасхи и других великих христианских праздников в 2020 году.

Церковный календарь 7 января 2020

Великие праздники
19 апреля ‒ Пасха

Двунадесятые
7 января ‒ Рождество Христово
19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля ‒ Сретение Господне
7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы
12 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
28 мая ‒ Вознесение Господне
7 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница)
19 августа ‒ Преображение Господне
28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня
4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы

Недвунадесятые
14 января ‒ Обрезание Господне
7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи
12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла
11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы
Дни особого поминовения усопших
22 февраля ‒ Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
14 марта ‒ Суббота 2-й седмицы Великого поста
21 марта ‒ Суббота 3-й седмицы Великого поста
28 марта ‒ Суббота 4-й седмицы Великого поста
28 апреля ‒ Радоница
9 мая ‒ Поминовение усопших воинов
6 июня ‒ Суббота Троицкая

Церковные посты
Многодневные
2 марта — 18 апреля ‒ Великий пост
15 июня — 11 июля ‒ Петров пост (Апостольский)
14 — 27 августа ‒ Успенский пост
28 ноября — 6 января ‒ Рождественский пост
Однодневные
18 января ‒ Крещенский сочельник
11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи
27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы
недели, в которых нет поста в среду и пятницу
7 — 18 января ‒ Святки
10 — 15 февраля ‒ Мытаря и фарисея
24 февраля — 1 марта ‒ Масленица
20 — 25 апреля ‒ Пасхальная седмица
8 — 14 июня ‒ Троицкая седмица

Великие праздники

Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).

Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.

Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:

  • Непереходящие

Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников.

  • Переходящие

Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.

Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.

Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.

Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.
Дни особого поминовения усопших

В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.

Ссылка на основную публикацию