Армянская апостольская православная церковь

Узнайте все самое интересное и полезное об Армянской Церкви, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Армения — христианская страна

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

История Армянской Апостольской Церкви

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую. Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы. А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной. В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

ДУХОВНАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ И НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

Армянская апостольская православная церковь

Армянская апостольская православная церковьПредставления о том, что в действительности нет большой разницы и, в конце концов, все Церкви говорят об одном и том же, мягко говоря, далеки от истины. В действительности Армянская Апостольская Церковь имеет серьезные основания утверждать, что сохранила особую верность апостольской традиции. Каждая Церковь взяла себе особое имя, Армянская называет себя Апостольской. На самом деле название каждой из Церквей гораздо длиннее, чем просто Католическая, Православная, Апостольская. Наша Церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Посмотрите, сколько определений, но мы чаще всего употребляем одно, самое близкое и родное нам и самое характерное.

Веками нашей Церкви приходилось отстаивать чистоту догматов веры. В 451 году не только Армянская Церковь, но и другие Восточные Православные Церкви — Коптская, Сирийская, Эфиопская — не приняли решения Халкидонского собора, имея на то существенные догматические причины. Были серьезные основания для опасений, что Халкидон восстанавливает подвергнутое осуждению на Третьем Вселенском Эфесеком Соборе — в первую очередь ересь Нестория.

Главная причина разногласий в том, что армяне предпочли остаться верными богословской традиции александрийской школы, основанной великим подвигом в первую очередь Свв. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Только после смерти последнего удалось провести в жизнь решения, принятые Халкидонским собором. Собором руководили не священнослужители, а сам император Маркиан и императрица Пульхерия. Надо признать, что Халкидон лишь подтвердил уже существующие богословские противоречия между александрийской и антиохийской школами. Эти расхождения имели корни в разных духовно-культурных пластах, они возникли в результате столкновения целостного религиозного созерцания Востока и дифференциального эллинистического мышления, единства и дуализма исповедания Спасителя, конкретного и обобщенного восприятия человеческой реальности Христа.

Армяне остались верными постановлениям трех Вселенских Соборов, которые без искажений определили веру, идущую из апостольского периода. Мы не имели империи, даже не имели времени на передышку, вынужденные постоянно вести борьбу за существование. Мы не пытались приспособить христологию к имперским амбициям, к служению империи. Христианство было для нас главным, ради него мы готовы были отдать то, что имели — таким имуществом главным образом была жизнь. Что касается церквей, с которыми, к сожалению, мы не имеем евхаристического общения, надо брать у них все лучшее. Хорошего там много, особенно в русской духовной литературе, в удивительных свидетельствах духовной жизни. С русским народом у нас особая духовная близость. Мы постоянно молимся для восстановления евхаристического единства Церкви Христа. Но пока этого не произошло, каждый должен быть в своей духовной реальности. Это не означает, что мы запрещаем нашим верующим ходить в русско-православные храмы. Слава Богу, нам не присущ такой фанатизм. Можно войти, поставить свечку, помолиться. Но во время воскресной литургии надо быть в своей Церкви.

Иногда возникает спор, когда армяне сами могут доказывать, что они не православные. Это создает абсурдную ситуацию – человек фактически сам утверждает, что его вера не истинна. Православные в России не считают армян православными. То же самое отражено в нашей богословской традиции — мы признаем православие только пяти восточных церквей — нашей, Коптской, Эфиопской, Сирийской, Индийско-Малабарской. Халкидонские Церкви, с точки зрения вероучения ААЦ, не считаются православными. В нашей богословской литературе они именуются просто Греческая Церковь, Римская Церковь, Русская Церковь и Т.п. Правда, и нашу Церковь мы можем тоже коротко называть Армянской.

Конечно, Церкви имеют свое официальное название, и в официальных взаимоотношениях мы их называем так, как они сами себя именуют. Но, сознавая все различия между нами и православными-халкидонитами, нельзя уклоняться от утверждений о том, что у нас православная, иначе говоря, правильная, истинная вера.

Отец Месроп (Арамян).

Из интервью журналу «Анив»

Также см. по теме: «Различие и родство Церквей» /А. Меружанян.

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 257-259

    Скопировать библиографическую ссылку:

    АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́ Р­КОВЬ (ААЦ; пол­ное назв.– Ар­мян­ская апо­столь­ская свя­тая цер­ковь), од­на из древ­них вос­т. хри­сти­ан­ских церк­вей.

    Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

    Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом. Они отрицали сочетание в нем божественного и человеческого. Но на 4-м Халкидонском Соборе монофизитство признали ложным течением. С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

    Армянская апостольская православная церковь

    Основные различия

    Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

    1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
    2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
    3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
    4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
    5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
    6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
    7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
    8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
    9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
    10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

    Армянская апостольская православная церковь

    Взаимоотношения церквей

    Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

    Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

    Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

    КАТОЛИКОС является духовным предводителем всего армянского народа, пастыреначальником и патриархом рассеянных по всему миру около 9 млн армян чад Армянской церкви.

    На высшей ступени иерархической лестницы Армянской церкви стоит Католикос Всех Армян. Получая при рукоположении благодать Святого Духа, он получает и власть передавать ее епископам, которые, в свою очередь, передают ее при рукоположении священникам, а последние – народу. Итак, в иерархию Армянской церкви входят три основные степени священства, представители которых через рукоположение и миропомазание получают благодать Святого Духа и власть передавать ее другим.

    В иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви – Католикос (от греческого katholikos – «всеобщий») – стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов.

    Официальный титул католикоса: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян. В официальных документах, каковыми являются Кондаки, полностью титул звучит следующим образом:«Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос Всех Армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина». Помимо титула знаками отличия Католикоса Всех Армян являются герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.

    В отличие от Православной церкви в иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви, католикос, стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов. Католикос представляет централизованную власть Армянской церкви. Он главный законодатель и верховный судья. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, издание новых законов и благословение новых праздников, основание новых епархий. Он является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом. Католикос избирается Церковно-Национальным собором пожизненно.

    Святейший Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян представляет высшую централизованную церковную власть Армянской церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. В Армянской церкви католикос избирается пожизненно. Избрание католикоса осуществляется Национально-Церковным собором, высшим органом Армянской церкви, который созывается в Первопрестольном Эчмиадзине. В компетенции Собора также находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все церковные епархии и общины Армянской церкви во всем мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом тайным голосованием по большинству поданных голосов избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. Ныне на Эчмиадзинском Престоле 132-й преемник св. Григория Просветителя Католикос Гарегин II, избранный 27 октября 1999 года. При католикосе действует Верховный Духовный Совет. В настоящее время он состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

    Епископ – высшая степень церковной иерархии. Епископство олицетворяет единство Церкви. Епископ – это глава и духовный предводитель всех церквей одного политико-географического региона (епархии). Епископу принадлежит право рукоположения и миропомазания дьяконов, священников и освящения храмов. В Армянской церкви епископ рукополагается и принимает миропомазание от католикоса. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства, имеющего ученую степень архимандрита. За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

    Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В сан священника может быть рукоположен только дьякон. Священники могут совершать все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме таинства рукоположения (священства) и освящения мира. Обязанностью священника является пастырство, т.е. попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Более достойным и заслуженным священникам дается звание старшего священника. В Армянской церкви, как и в Православной, священники бывают и женатыми, и безбрачными. Для того чтобы стать священником, избранник должен состоять в браке не менее года и иметь сына. Иеромонах (безбрачный священник – абеха) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает вегар (особый головной убор – клобук) как символ отречения от мира.

    Первой ступенью церковного посвящения является дьякон (саркаваг). Дьяконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Некоторые дьяконы удостаиваются звания старшего дьякона. В дьяконы рукопологают из числа служащих в церкви чтецов. Чтецы (дпир) в свою очередь подразделяются на псаломщиков, пономарей, фонарщиков и ключников.

    Ученые степени Армянской церкви

    Армянская церковь присваивает своим служителям две степени учености:

    1. Архимандрит (вардапет) – соответствует степени кандидата наук,
    2. Протоархимандрит (тцайрагуйн вардапет) – соответствует степени доктора наук. Ученые степени присваиваются только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают только те епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. При присвоении ученой степени архимандриту вручается жезл с двуглавой змеей, который символизирует мудрость и данную ему власть учить и проповедовать.

    Армянская апостольская православная церковь

    Такой наивный вопрос я услышал недавно от одного знакомого. Решил провести краткий ликбез.

    Первое что нужно отметить: Армянская Апостольская Церковь (ААЦ), к которой принадлежат большинство армян — НЕ является ни католической, ни православной. Ни тем более, протестантской. ААЦ есть ААЦ.

    Армянская апостольская православная церковь

    Кафедральный собор Эчмеадзин

    Армяне приняли христианство как государственную религию первыми на Земле — еще в 301 году нашей эры при царе Трдате III. ААЦ возникла задолго ДО великого раскола единого христианства на западную и восточную ветви. Правильнее называть армянскую церковь древневосточной, как например, Ассирийскую или Коптскую.

    Армянская Апостольская Церковь имеет ряд ключевых особенностей, которых нет у других христианских церквей. Это особый «живой» крест, особая архитектура храмов, обряд жертвоприношения Маттах и многое другое.

    Армянская апостольская православная церковь

    Русская Православная церковь, например, не имеет евхаристического общения с Армянской Апостольской церковью. Но от армян в РПЦ не требует нового крещения, насколько помню, достаточно исповеди священнику.

    Резонный вопрос напрашивается у читателя. А почему же тогда находящийся в Эчмиадзине глава Армянской церкви называется Католикосом? Как он связан с католиками?

    На самом деле, «Католикос» — значит просто «соборный, всеобщий» на древнегреческом языке.

    Армянская апостольская православная церковь

    Нынешний , 132-й Католикос всех армян официально зовется так «Гарегин II Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина».

    То есть, Гарегина II ( Գարեգին Բ) можно по идее назвать и Патриархом всех армян. Но так же исторически сложилось, еще со времен первого Католикоса Григория Просветителя (Գրիգոր Լուսավորիչ), обратившего армян в христианство, что главу Армянской Апостольской церкви называют именно Католикосом. Как например, Католикоса-патриарха Грузии по привычке называют просто Патриархом.

    И да, Папе Римскому Католикос всех армян со своей паствой ни в коем разе не подчиняется.

    Армянская апостольская православная церковь

    Но если кто не знает, в мире еще со средних веков существует особая Армянская католическая церковь ( Հայ Կաթողիկէ Եկեղեցի). То есть, армяне-католики. Эти ребята хотя и держатся особняком в мире католиков, сохраняя в богослужении армянский обряд и язык, но все же принимают верховное руководство Папы Римского.

    История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

    Принятие христианства Арменией в 301 году

    Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

    Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

    Армянская апостольская православная церковьКрещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

    Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны. Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

    Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

    Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

    Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

    Армянская апостольская православная церковьМонастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

    ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

    Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

    В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

    Армянская апостольская православная церковьКафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

    Католикос — епископ в ААЦ

    Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

    В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

    Традиции и обряды ААЦ.

    Матах — приношение в благодарность Богу

    Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

    Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

    Передовой пост

    Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу. Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

    Причащение

    Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

    Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

    Крестное знамение

    Совершается тремя пальцами слева направо.

    Чем Григорианская церковь отличается от православной

    Монофизитство — признание единой природы Бога

    Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

    Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

    Сегодня Армянская Апостольская церковь святого Григория Просветителя, построенная из красного кирпича, единственный армянский храм во Владикавказе.

    История создания

    Священномученик Григорий Просветитель, первый епископ Армении и самый почитаемый армянским народом исторический деятель, как ни странно, не был армянином. Он родился в 257 году, происходил из знатного парфянского рода и был воспитан в Римской империи, где получил классическое античное образование. Григорий Просветитель – основатель Армянской церкви – широко почитается не только в Армении, но и всей Вселенской Православной церковью. Десница св. Григория Просветителя хранится в Эчмиадзине и является символом власти Верховного Патриарха-Католикоса всех армян и одной из главных святынь Армянской церкви.

    Храм стоит на правом берегу Терека у Чугунного (Ольгинского) моста. От церкви на террасы правого берега Терека поднимается Армянская улица. А напротив церкви сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова. На здании есть мемориальная доска, а в 2013 году в сквере возле Армянской церкви рядом с домом был установлен памятник режиссеру.

    История создания церкви неотрывно связана с историей армянской общины, проживавшей в этом месте. Первые армяне – купцы и мастеровые – пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах Российской империи для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община тогда еще крепости Владикавказ (статус города будет дарован только в 1860 году) выразила желание иметь свою церковь. И уже несколькими годами позже, в 1843 году, была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет.

    Число армян во Владикавказе стремительно росло, вскоре деревянная церковь не смогла вместить всех желающих, особенно во время праздников. Уже к 1851 году тут жило уже около 100 армянских семей.

    В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Община выбрала для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все ее члены жили рядом.

    Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель».

    Новая церковь

    В 1864 году по инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории началось строительство нового каменного здания на месте старого. Оно возводилось под руководством архитектора Симсона и при участии начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова, а расписывали храм художники из Италии. Официальной датой окончания работ считается 1868 год.

    Почти через 30 лет, в 1897 году, Астраханская армяно-григорианская епархиальная консистория вновь обратилась к начальнику Терской области с просьбой утвердить план расширения и перестройки церкви. План одобрили, и было дано разрешение «возвести два новых боковых входа с колокольней». Была проведена частичная реконструкция, в которой принимали участие строители из армянского Эчмиадзина.

    А средства на постройку были выделены Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией и местными прихожанами.

    18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение обновленной церкви, получившей колокольню.

    Уже в наше время, когда шли реставрационные работы в Армянской Апостольской церкви святого Григория Просветителя и была отремонтирована предалтарная часть храма и сам алтарь, реставраторы обнаружили алтарь старой деревянной церкви первой половины XIX века, стоявшей на этом месте прежде. Его сохранили для потомков, «одев» в новый алтарь из мрамора так, чтобы стенками они не касались друг друга.

    Церковь не закрывалась даже в советское время, хотя в начале 1930-х ее чудом удалось спасти от сноса. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР храму был дан статус памятника, охраняемого государством.

    Ссылка на основную публикацию