Апостолы православной церкви

(греч. apostolos ), одно из служений ранней Церкви, происхождение которого восходит к Самому Господу Иисусу Христу. В основе концепции «апостольства» лежит ветхозаветный правовой институт (евр. shaliah ; арам. sheliha ’) представительства или делегированной власти («посланник человека как сам человек» – m . Ber . 5. 5). В Евр 3. 1 Христос называется А. Бога (ср. Мф 15. 24; Лк 4. 18, 43). О посланничестве Логоса и Сына Божия многократно говорится в Евангелии от Иоанна. Синонимом А. в Новом Завете являются наименования « aggelos » (посланник) (Лк 7. 24; 9. 52; Гал 4. 14) и « keryx » (глашатай) (1 Тим 2. 7; 2 Тим 1. 11; ср . Мк 1. 45; 2 Кор 5. 20).

Наименование А. прилагается к 12 ученикам ( mathetai ) Христовым, которые должны были представлять 12 колен Израилевых, а потом свидетельствовать о Воскресении Христовом (Мф 10. 1–2; Лк 6. 13; Деян 1. 23–26). А. — те, кто послан Христом (Мф 10. 40; Ин 13. 16) или те, кто был свидетелем Его земного служения (Деян 1. 21–22). Они проповедуют, исцеляют и имеют власть над демонами (Мк 3. 14–15; 6. 7), но их главное служение — в передаче слов и заповедей Христовых (2 Пет 3. 2; Иуд 17). Чудеса и знамения являются свидетельством апостольства (2 Кор 12. 12; ср . Рим 15. 19; Деян 5. 12). Благодаря служению св. ап. Павла, «апостольство» стало пониматься прежде всего как божественное призвание (Гал 1. 1; 2 Кор 1. 1; Рим 1. 1 и др.).

А. называются и посланники церквей (2 Кор 8. 23; Флп 2. 25), избрание которых совершается по благодати Святого Духа (Деян 13. 1–3). Основными целями их миссии были проповедь, основание и управление новыми общинами (1 Кор 9. 5; 12. 28 и др.; Дидахе. 11. 3–6). Имеются свидетельства о существовании лже-апостолов (2 Кор 11. 13; Откр 2. 2).

Наименования А. или Равноапостольного получали также святые последующих времен, потрудившиеся в проповеди христианства в новых землях, не знавших Христа, как, напр., свт. Стефан Великопермский и свт. Иннокентий Московский, или способствовавших широкому принятию христианства в масштабах государств или больших территорий, как, напр., св. император Константин Великий ( IV в.) и св. вел. князь Владимир ( X в.). А. называется богослужебная книга, содержащая Послания свв. Апостолов

Гос­подь обе­щал апо­сто­лу Пет­ру: «На сем камне (апо­столь­ской веры) Я создам Цер­ковь Мою и вра­та ада не одо­ле­ют ее» ( Мф. 16:18 ); «сла­ва в Церк­ви во Хри­сте Иису­се во все роды, от века до века» ( Еф. 3:21 ). Непре­рыв­ность Церк­ви выра­жа­ет­ся в непре­рыв­но­сти цепи пре­сви­тер­ских руко­по­ло­же­ний. Хри­стос избрал апо­сто­лов ( Ин. 15:16 ), апо­сто­лы же руко­по­ла­га­ли на слу­же­ние Церк­ви сво­их пре­ем­ни­ков: «Руко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каж­дой церк­ви» ( Деян. 14:23, 6:6 ), через кото­рых и ныне пере­да­ет­ся вся пол­но­та бла­го­да­ти, полу­чен­ная Цер­ко­вью в день Пяти­де­сят­ни­цы: «через воз­ло­же­ние рук апо­столь­ских пода­ет­ся Дух Свя­той» ( Деян. 8:18 ). «Не нера­ди о пре­бы­ва­ю­щем в тебе даро­ва­нии, кото­рое дано тебе… с воз­ло­же­ни­ем рук свя­щен­ства» ( 1Тим. 4:14 ). Апо­сто­лы и далее запо­ве­до­ва­ли пере­да­вать этот дар свя­щен­ства достой­ным пре­ем­ни­кам: «Для того я оста­вил тебя в Кри­те, что­бы ты довер­шил недо­кон­чен­ное и поста­вил по всем горо­дам пре­сви­те­ров» ( Тит. 1:5 ); «Рук ни на кого не воз­ла­гай поспеш­но» ( 1Тим. 5:22 ). К кон­цу пер­во­го века хри­сти­ан­ские общи­ны всех более или менее зна­чи­тель­ных горо­дов воз­глав­ля­лись руко­по­ло­жен­ны­ми апо­сто­ла­ми пре­сви­те­ра­ми, кото­рые явля­лись носи­те­ля­ми всей пол­но­ты апо­столь­ской бла­го­да­ти, полу­чен­ной в день Пятидесятницы.

В ито­ге апо­сто­ла­ми было осно­ва­но 5 глав­ных Помест­ных Церк­вей, став­ших пат­ри­ар­ха­та­ми, состав­ля­ю­щих Еди­ную Свя­тую Собор­ную Апо­столь­скую Цер­ковь:

1) Иеру­са­лим­ская Помест­ная Цер­ковь осно­ва­на в день Пяти­де­сят­ни­цы, в момент схож­де­ния Свя­то­го Духа на апо­сто­лов ( Деян. 2:1–41 ). Пер­вым епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви явля­ет­ся апо­стол Иаков, кото­рый явля­ет­ся и авто­ром пер­во­го чина Литур­гии, кото­рая до сих пор слу­жит­ся в Иеру­са­лим­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

2) Антио­хий­скую Помест­ную Цер­ковь осно­ва­ли апо­сто­лы Петр и Павел.
Спи­сок апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти Антио­хий­ской Пра­во­слав­ной Церкви

3) Алек­сан­дрий­скую Помест­ную Цер­ковь осно­вал апо­стол Марк в 42 году.

4) Кон­стан­ти­но­поль­ская Помест­ная Цер­ковь, осно­ва­на в 37 году в горо­де Визан­тии апо­сто­лом Андре­ем, кото­рый руко­по­ло­жил в епи­ско­пы апо­сто­ла Ста­хия, кото­рый был на кафед­ре с 38 по 54 г. ( Рим. 16:9 ). Он в свою оче­редь руко­по­ло­жил Они­си­ма в 54–68 г. Епи­скоп Они­сим руко­по­ло­жил Поли­кар­па в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий.
Спи­сок апо­столь­ской пре­ем­ствен­но­сти Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви

5) Рим­ская Помест­ная Цер­ковь осно­ва­на апо­сто­лом Пет­ром. В 1054 году одна из пяти Помест­ных Церк­вей – Рим­ская, иска­зив апо­столь­ское уче­ние о Тро­и­це и вне­ся эту ересь в Сим­вол веры, отпа­ла от Еди­ной Апо­столь­ской Все­лен­ской Церк­ви, под­пав под ана­фе­му апо­сто­ла Пав­ла ( Гал. 1:8–9 ).

6) Рус­ская Помест­ная Цер­ковь.
От Кре­ще­ния Руси (988) до 1448 года Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь вхо­ди­ла в состав Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. Учре­жде­ние в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.) утвер­ди­ло само­сто­я­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 179‑м архи­ере­ем от свя­тых апо­сто­лов явля­ет­ся Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Кирилл.

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — послан­ник, посол) – бли­жай­шие уче­ники Гос­пода Иисуса Христа, избран­ные Им и послан­ные для бла­го­ве­стия о Цар­ствии Божьем и устро­е­ния Церкви.

Апостолы православной церкви

Имена бли­жай­ших две­на­дцати апо­сто­лов таковы:

  • Андрей (греч. андреас, «муже­ствен­ный», «муж силь­ный»), брат Симона Петра, про­зван­ный в пре­да­нии Пер­во­зван­ным, поскольку, будучи уче­ни­ком Иоанна Кре­сти­теля, был при­зван Гос­по­дом ранее своего брата на Иор­дане.
  • Симон (евр. шимон – «Услы­шан­ный» в молитве), сын Ионин, про­зван­ный Петром ( Деян.10:5,18 ). Греч. слово петрос соот­вет­ствует ара­мей­скому кифа, пере­да­ю­ще­муся рус­ским словом «камень». Это имя Иисус утвер­дил за Симо­ном после испо­ве­да­ния Его Сыном Божьим в Кеса­рии Филип­по­вой ( Мф.16:18 ).
  • Симон Кана­нит или Зилот (от арам. канай, греч. зело­тос, что значит «Рев­ни­тель»), уро­же­нец Гали­лей­ского города Каны, по пре­да­нию был тем жени­хом, на браке кото­рого были Иисус Хри­стос и Его Матерь, где Хри­стос пре­тво­рил воду в вино ( Ин.2:1-11 ).
  • Иаков (от евр. гла­гола акав – «побеж­дать») Зеве­деев, сын Зеве­дея и Сало­мии, брат еван­ге­ли­ста Иоанна. Первый муче­ник между апо­сто­лами, предан смерти Иродом (в 42–44 г. по Р.Х.) через усек­но­ве­ние главы ( Деян.12:2 ). Для отли­чия от Иакова млад­шего, его обык­но­венно име­нуют Иако­вом стар­шим.
  • Иаков млад­ший, сын Алфеев. Был при­зван Самим Гос­по­дом в число 12 апо­сто­лов. После соше­ствия Свя­того Духа про­по­ве­до­вал сна­чала в Иудее, затем сопут­ство­вал св. апо­столу Андрею Пер­во­зван­ному в Едессу. Рас­про­стра­нял еван­гель­ское бла­го­ве­стие в Газе, Елев­фе­ро­поле и сопре­дель­ных им местах, оттуда отпра­вился в Египет. Здесь, в городе Остра­цине (при­мор­ский город на гра­нице с Пале­сти­ной), был распят на кресте.
    (Многие источ­ники ассо­ци­и­руют Иакова Алфе­ева с Иако­вом, братом Гос­под­ним, поми­на­е­мым Цер­ко­вью в Соборе 70-ти апо­сто­лов. Веро­ятно, пута­ница про­изо­шла из-за того, что обоих апо­сто­лов име­но­вали Иако­вом млад­шим).
  • Иоанн (греч. форма Иоан­нес от евр. имени Иоха­нан, «Гос­подь мило­стив») Зеве­деев, сын Зеве­дея и Сало­мии, брат Иакова стар­шего. Апо­стол Иоанн про­зван Еван­ге­ли­стом как писа­тель чет­вер­того Еван­ге­лия и Бого­сло­вом за глу­бо­кое рас­кры­тие хри­сти­ан­ского учения, автор Апо­ка­лип­сиса.
  • Филипп (греч. «люби­тель лоша­дей»), уро­же­нец Виф­са­иды, по словам еван­ге­ли­ста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» ( Ин.1:44 ). Филипп привел к Иисусу Нафа­наила (Вар­фо­ло­мея).
  • Вар­фо­ло­мей (с арам. сын Талмая) Нафа­наил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уро­же­нец Каны Гали­лей­ской, о кото­ром Иисус Хри­стос сказал, что это истин­ный Изра­иль­тя­нин, в кото­ром нет лукав­ства ( Ин.1:47 ).
  • Фома (арам. Тома, в гре­че­ском пере­воде Дидим, что озна­чает «близ­нец»), извест­ный тем, что Сам Гос­подь поз­во­лил ему вло­жить руку в ребра Свои и ося­зать раны Свои, чтобы устра­нить его сомне­ния в Своем вос­кре­се­нии.
  • Матфей (греч. форма др.-евр. имени Мат­та­фия (Мат­та­тия) – «дар Гос­по­день»), упо­ми­на­ется также и под своим еврей­ским именем Левий. Автор Еван­ге­лия.
  • Иуда (евр. Йехуда, «вос­хва­ле­ние Гос­пода») Фаддей (евр. похвала), брат апо­стола Иакова млад­шего.
  • И пре­дав­ший Спа­си­теля Иуда Иска­риот (про­зван по месту рож­де­ния в г. Кариот), вместо кото­рого уже по воз­не­се­нии Христа, был избран апо­сто­лами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Мат­та­фия (Мат­та­тия) – «дар Гос­по­день») ( Деян.1:21-26 ). Матфий сле­до­вал за Иису­сом начи­ная с Его кре­ще­ния и был сви­де­те­лем Его вос­кре­се­ния.

К бли­жай­шим апо­сто­лам сопри­чис­ля­ется и апо­стол Павел, уро­же­нец города Тарса в Кили­кии, чудесно при­зван­ный самим Гос­по­дом ( Деян.9:1-20 ). Пер­во­на­чаль­ное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испро­шен­ный (у Бога)» или «одол­жен­ный (для слу­же­ния Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «мень­ший») – второе, рим­ское имя, при­ня­тое апо­сто­лом после обра­ще­ния ради удоб­ства про­по­веди в Рим­ской импе­рии.

Кроме 12-ти апо­сто­лов и Павла, апо­сто­лами назы­ва­ются еще 70 избран­ных уче­ни­ков Гос­пода ( Лк.10:1 ), кото­рые не были посто­ян­ными оче­вид­цами и сви­де­те­лями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Еван­ге­лии не назы­ва­ются. В бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния семи­де­сяти апо­сто­лов зна­чатся их имена. Этот список был состав­лен в V–VI вв. и носит сим­во­ли­че­ский харак­тер, туда вошли все извест­ные имена после­до­ва­те­лей и уче­ни­ков Христа, апо­сто­лов и мужей апо­столь­ских. К 70 апо­сто­лам пре­да­ние отно­сит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иеру­са­лима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «све­тя­щийся», «свет­лый»). Таким обра­зом, в этот день Цер­ковь вспо­ми­нает не только 70 апо­сто­лов, но и все первое хри­сти­ан­ское поко­ле­ние.

Напи­сав­шие Еван­ге­лие апо­столы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – име­ну­ются Еван­ге­ли­стами. Апо­столы Петр и Павел – пер­во­вер­хов­ными апо­сто­лами, т. е. пер­выми из вер­хов­ных.

К апо­сто­лам иногда при­рав­ни­ва­ются святые, про­по­ве­до­вав­шие хри­сти­ан­ское учение среди языч­ни­ков, напри­мер, рав­ноап­о­столь­ные импе­ра­тор Кон­стан­тин Вели­кий и мать его царица Елена, князь киев­ский Вла­ди­мир.

Празд­нуя память каж­дого из 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых отдельно, Пра­во­слав­ная Цер­ковь с древ­них времен уста­но­вила также празд­но­ва­ние Собора Слав­ных и Все­х­валь­ных 12-ти апо­сто­лов 13 июля (новый стиль). Также, в преды­ду­щий день (12 июля), совер­ша­ется празд­но­ва­ние Слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов Петра и Павла.

Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла занимает особое место в череде Великих православного праздников церковного года. В отличие от большинства Великих праздников, сегодняшний не связан с событиями из жизни Спасителя или Его Матери. Сегодня Церковь с особенной торжественностью вспоминает святых сподвижников Господа, Его учеников и апостолов. Чести быть воспоминаемым Церковью наряду с величайшими событиями истории спасения, такими как Рождество и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы, вместе с апостолами Петром и Павлом удостоился лишь один подвижник — Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Сам Спаситель говорил: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 1).

Роль апостолов Петра и Павла в деле строительства Тела Христова — Церкви велика. Оба исполнили завет Спасителя «крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа» все народы, «уча их соблюдать всё» заповеданное Им (Мф. 28:19-20), данный Им своим ученикам при Вознесении. Оба усердно жали на ниве Христовой. Оба приняли мученический венец. И в то же время, оба первоверховных апостола явили собой ярчайший пример человеческого смирения, терпения и подлинной братской любви. Несмотря на различие во взглядах относительно обязательности следования предписания Закона, данного Моисею для новообращённых христиан, приведшего к конфликтной ситауции в апостольской церкви (см. книгу Деяний апостольских), они нашли в себе силы обратиться друг ко другу с целью достигнуть единомыслия и, тем самым, вернуть мир Церкви. Умение слышать другого — залог спасения каждого христианина и сегодня.

Неслучайно, Церковь чествует своих просветителей, наставников и миротворцев, одним из четырёх продолжительных постов церковного года, именуемым Апостольским, подобно тому как празднуются события Рождества и Воскресения Христова (Рождественский и Великий пост) и Успение Пресвятой Богородицы (Успенский пост).

Пост окончен — наступил праздник. Пример христианской жизни, исповедания веры и мученической кончины святых первоверховных апостолов дают и в наши дни силы быть христианином, а значит, верить, любить, прощать и, главное, имение слышать и видеть другого — доверять ему.

Тропарь, глас 4-й

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.

Первенствующие из апостолов и Вселенской Церкви учителя, Владыку всех молите мир миру даровать и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 2-й

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из Апостолов Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой, ибо страдания их и смерть благоволил принять как жертву, выше всякой жертвы, Единый, ведающий сердца наши.

Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Прославляем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир своим учением просветивших и приведших ко Христу народы всей земли.

День Петра́ и Па́вла или Петро́в день; полное название День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной Церкви 29 июня (12 июля). День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста). В сегодняшнем видео размышляем по поводу этого Праздника вместе с протоиереем Олегом Стеняевым и касаемся следующих тем:

Апостолы православной церквиДень памяти святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной церкви и в других Православных церквях, использующих юлианский календарь, 29 июня (12 июля). В Православных церквях, перешедших на новоюлианский календарь, а также в Католической церкви празднуется 29 июня.

День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).

День памяти двух апостолов известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе.

История праздника

Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Такую дату мы находим «в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.)». Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову.

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днем смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра.

О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла сообщает, например, Блаженный Августин (не указывая, впрочем, что эти события разделяет ровно год):
«В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал…»

Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.
Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков гонения на христиан, христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. В Православной церкви празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчёркивает его важность в годовом богослужебном круге.

Богослужебное почитание

В православии праздник относится к числу великих праздников. Празднику предшествует Петров пост с понедельника после Недели всех святых по 28 июня (11 июля) включительно. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Андреем Пирским, Андреем Иерусалимским, Арсением, Германом, Ефремом Кария, Космой монахом; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал два канона этого праздника: первый Петру, а второй Павлу.

Тропарь глас 4-й

Апостолов первопрестольницы / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак глас 2-й

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси / паче всякаго всеплодия, // Едине, сведый сердечная.

Апостолы православной церкви

  • Апо́столы, ед. ч. апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — посол, от глаг. посылать др.-греч. ἀποστέλλω) — ученики и последователи Иисуса Христа.

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова облекать (глагол), облекает:

Ассоциации к слову «апостолы&raquo

Синонимы к слову «апостолы&raquo

Предложения со словом «апостол&raquo

  • Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.

Цитаты из русской классики со словом «апостолы»

  • Он умер без всяких мучений на светлый день Христова Воскресенья, после обедни, за которою сам читал Апостол .

Сочетаемость слова «апостол&raquo

Какими бывают «апостолы»

Понятия со словом «апостолы»

Дея́ния апо́столов (др.-греч. Πράξεις Ἀποστόλων, лат. Actus Apostolorum или Acta Apostolorum), полное название «Деяния святых апостолов» — книга Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших вслед за евангельскими. Традиционно считается, что её автором является апостол от 70 Лука, автор третьего Евангелия. Повествовательная ткань автора не прерывается, Деяния начинаются с описания Вознесения, которым заканчивается Евангелие от Луки.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «апостол&raquo

Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.

Здесь слово жертвенник неизбежно предполагает существование жертвы, а слово питаться ясно даёт разуметь, о какого рода жертве говорит апостол.

Апостолы православной церкви

Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века. [1]

Праздник посвящён ближайшим ученикам Иисуса Христа — двенадцати апостолам, память каждого из которых чествуется также в различные дни года. Служба Собора Двенадцати Апостолов совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Накануне проходит всенощное бдение, а утром совершается Божественная литургия и молебен.

Храмы и церкви

Апостолы православной церкви

В честь праздника построен ряд православных храмов (см. храм Двенадцати Апостолов).

Самым первым из них стал храм, построенный по указанию императора Константина Великого (274—337) в Константинополе — церковь Двенадцати Апостолов, ставшая императорской усыпальницей. В этот же период, по преданию, его мать равноапостольная Елена, также построила церковь двенадцати апостолов у Тивериадского озера. [2]

В России церковь Двенадцати апостолов была построена в середине XVII века в Кремле по указанию патриарха Никона (является единственной в Москве церковью в честь данного праздника). Её возвели вместе с великолепными Патриаршими палатами, церковь до 1680 года служила домовым патриаршим храмом. [3]

О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. [4]

Из современных построек известна греческая церковь Двенадцати Апостолов, возведённая в 1980-х годах на территории евангельского Капернаума (Израиль).

Апостолы православной церквиПервоверховные апостолы Петр и Павел. Фрагмент фрески

Кого называют апостолами и все ли апостолы — святые?

Слово «апостол» пришло в русский язык из греческого, где ἀπόστολος означает «посланник, вестник». В древности так обобщенно именовали участников морской экспедиции или колонистов (примеры можно найти в античной литературе). Геродот и Иосиф Флавий называли этим словом конкретное описываемое ими должностное лицо.

В религиозных традициях — как иудейской, так и греческой — нет очевидного прототипа христианских апостолов. Это новозаветный институт; служение, установленное Самим Господом Иисусом Христом ради созидания Церкви (Еф. 2:20).

Обычно под апостолами подразумеваются ближайшие ученики Спасителя (сперва их было двенадцать, затем прибавилось еще семьдесят), которых Он избрал, научил и послал на всемирную проповедь Евангелия.

До конца второго века о любых странствующих проповедниках Благой вести говорили как об апостолах (см., например, одиннадцатую главу известного памятника раннехристианской письменности «Учение двенадцати апостолов» — «Дидахе»).

В наши дни апостолы — один из ликов святости, принятых в Православной Церкви.

Почему апостолы Петр и Павел — Первоверховные?

Первоверховными их назвали за духовный авторитет, неустанную проповедь веры, мужественное претерпевание страданий. Во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла мы находим его собственное красноречивое признание; сравнивая себя с другими апостолами, он писал: «Христовы служители? (в безумии говорю): я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:23-29)

Фарисей Савл (Павел) был гонителем христиан, как же он стал апостолом?

Павел, как и каждый апостол, был призван Самим Богом.

Это произошло спустя несколько лет после Воскресения и Вознесения Господня (Деян. 9:22-26). К Павлу в полной мере относятся слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). Для апостола было чрезвычайно важным, что его служение устроилось «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал. 1:1).

Павел осознал, что чудесное призвание, прозвучавшее по дороге в Дамаск, не было случайностью. Именно к апостольским трудам Павел был предназначен еще «от утробы матери» (Гал. 1:5). Однако для других это было не столь очевидным, поэтому Павел неоднократно писал о законности своей проповеди: «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор. 9:1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11:5) и т.д.

Прежде чем пуститься в первое миссионерское путешествие, Павел проповедовал в Дамаске и Аравии, был одним из основателей Антиохийской Церкви, где получил прямое указание Святого Духа на свое избранничество (Деян. 13:2). В течение нескольких лет после чуда в Дамаске «Савл более и более укреплялся» (Деян. 9:22), далеко не сразу Евангелист называет его «апостолом» (Деян. 14:4). Зато потом трудами апостола Павла христианское благовестие прозвучало «от Иерусалима до Иллирика» (Рим. 15:19).

Себя Павел считал «апостолом язычников» (Рим. 11:13). Он дал определение апостола как «соработника Христу» (1 Кор. 3:9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор. 4:1). Духовные дарования позволили Павлу свидетельствовать о себе: «…Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Почему Церковь установила праздник в честь апостолов Петра и Павла в один день?

29 июня по старому или 12 июля по новому стилю — общий день рождения Первоверховных апостолов. День рождения в Вечность с Богом. День их мученической кончины. В некоторых источниках указывается, что апостолы Петр и Павел погибли в один и тот же день в 67 году, в период царствования императора Нерона, в некоторых — что казни были совершены с разницей ровно в один год.

Апостолов арестовывали, подвергали побоям, сажали в тюрьму. Им не раз была предсказана мученическая смерть. Петр писал: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою [тело], как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1:14).

Апостола Петра по его собственной просьбе прибили к кресту вниз головой, поскольку он считал себя недостойным быть распятым так же, как Спаситель. Павел был казнен за евангельскую проповедь иначе: поскольку он от рождения был римским гражданином, а не рабом, апостола не распяли, а отсекли ему голову мечом.

День Петра и Павла — непереходящий праздник, то есть его дата в православном календаре фиксирована.

Установление празднования также связано с днем перенесения мощей Первоверховных апостолов в Риме — 12 июля 258 года. Первые храмы в честь Петра и Павла были воздвигнуты в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, при императоре Константине в 324 году. С этого времени специальное богослужение в честь главных благовестников Христовых постепенно стало одним из самых торжественных церковных праздников.

А на Руси отмечали день Петра и Павла?

Да. Согласно церковному Преданию, первая икона святых апостолов Петра и Павла появилась на славянской земле вскоре после Крещения Руси. Ее привез из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Позднее святыня была передана в дар Новгородскому Софийскому собору, где и сейчас можно увидеть фрески с изображением апостола Петра, написанные в XI веке.

В 1185 году в Новгороде был построен первый на Руси монастырь в честь Первоверховных апостолов, чьи имена до сих пор очень распространены среди христиан и чьи образы всегда можно найти в иконостасе православных храмов.

Какова иконография праздника святых апостолов Петра и Павла?

Иконографическое изображение Первоверховных апостолов символизирует создание Новозаветной Церкви. Чтобы подчеркнуть этот сюжет, фронтальная композиция с XVI века заменяется двумя фигурами, развернутыми друг к другу.

Апостола Петра иконописцы часто пишут со свитком и ключом в левой руке, памятуя слова Христа: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19).

В руках апостола Павла обычно изображается книга Священного Писания. Он был единственным из апостолов, кто постоянно отправлял послания своим духовным чадам. Всего в Новом Завете, помимо его писем, лишь тринадцать книг, включая Евангелия.

Возможно, он является автором не всех четырнадцати текстов, входящих в канон под его именем. К примеру, Послание к Евреям стилистически и содержательно не походит на другие его эпистолы, однако любой текст, традиционно приписываемый апостолу, отражает характерное для него восприятие Бога и человека.

Ссылка на основную публикацию