(греч. apostolos ), одно из служений ранней Церкви, происхождение которого восходит к Самому Господу Иисусу Христу. В основе концепции «апостольства» лежит ветхозаветный правовой институт (евр. shaliah ; арам. sheliha ’) представительства или делегированной власти («посланник человека как сам человек» – m . Ber . 5. 5). В Евр 3. 1 Христос называется А. Бога (ср. Мф 15. 24; Лк 4. 18, 43). О посланничестве Логоса и Сына Божия многократно говорится в Евангелии от Иоанна. Синонимом А. в Новом Завете являются наименования « aggelos » (посланник) (Лк 7. 24; 9. 52; Гал 4. 14) и « keryx » (глашатай) (1 Тим 2. 7; 2 Тим 1. 11; ср . Мк 1. 45; 2 Кор 5. 20).
Наименование А. прилагается к 12 ученикам ( mathetai ) Христовым, которые должны были представлять 12 колен Израилевых, а потом свидетельствовать о Воскресении Христовом (Мф 10. 1–2; Лк 6. 13; Деян 1. 23–26). А. — те, кто послан Христом (Мф 10. 40; Ин 13. 16) или те, кто был свидетелем Его земного служения (Деян 1. 21–22). Они проповедуют, исцеляют и имеют власть над демонами (Мк 3. 14–15; 6. 7), но их главное служение — в передаче слов и заповедей Христовых (2 Пет 3. 2; Иуд 17). Чудеса и знамения являются свидетельством апостольства (2 Кор 12. 12; ср . Рим 15. 19; Деян 5. 12). Благодаря служению св. ап. Павла, «апостольство» стало пониматься прежде всего как божественное призвание (Гал 1. 1; 2 Кор 1. 1; Рим 1. 1 и др.).
А. называются и посланники церквей (2 Кор 8. 23; Флп 2. 25), избрание которых совершается по благодати Святого Духа (Деян 13. 1–3). Основными целями их миссии были проповедь, основание и управление новыми общинами (1 Кор 9. 5; 12. 28 и др.; Дидахе. 11. 3–6). Имеются свидетельства о существовании лже-апостолов (2 Кор 11. 13; Откр 2. 2).
Наименования А. или Равноапостольного получали также святые последующих времен, потрудившиеся в проповеди христианства в новых землях, не знавших Христа, как, напр., свт. Стефан Великопермский и свт. Иннокентий Московский, или способствовавших широкому принятию христианства в масштабах государств или больших территорий, как, напр., св. император Константин Великий ( IV в.) и св. вел. князь Владимир ( X в.). А. называется богослужебная книга, содержащая Послания свв. Апостолов
Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» ( Деян. 8:18 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы.
В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:
1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1–41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.
2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви
3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. ( Рим. 16:9 ). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий.
Список апостольской преемственности Константинопольской Православной Церкви
5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром. В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла ( Гал. 1:8–9 ).
6) Русская Поместная Церковь.
От Крещения Руси (988) до 1448 года Русская Православная Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Учреждение в России патриаршества (1589 г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. 179‑м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.
Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
- Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
- Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром ( Деян.10:5,18 ). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ( Мф.16:18 ).
- Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ( Ин.2:1-11 ).
- Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42–44 г. по Р.Х.) через усекновение главы ( Деян.12:2 ). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
- Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим). - Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
- Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» ( Ин.1:44 ). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
- Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ( Ин.1:47 ).
- Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
- Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
- Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
- И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») ( Деян.1:21-26 ). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом ( Деян.9:1-20 ). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа ( Лк.10:1 ), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.
Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.
К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.
Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла занимает особое место в череде Великих православного праздников церковного года. В отличие от большинства Великих праздников, сегодняшний не связан с событиями из жизни Спасителя или Его Матери. Сегодня Церковь с особенной торжественностью вспоминает святых сподвижников Господа, Его учеников и апостолов. Чести быть воспоминаемым Церковью наряду с величайшими событиями истории спасения, такими как Рождество и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы, вместе с апостолами Петром и Павлом удостоился лишь один подвижник — Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Сам Спаситель говорил: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 1).
Роль апостолов Петра и Павла в деле строительства Тела Христова — Церкви велика. Оба исполнили завет Спасителя «крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа» все народы, «уча их соблюдать всё» заповеданное Им (Мф. 28:19-20), данный Им своим ученикам при Вознесении. Оба усердно жали на ниве Христовой. Оба приняли мученический венец. И в то же время, оба первоверховных апостола явили собой ярчайший пример человеческого смирения, терпения и подлинной братской любви. Несмотря на различие во взглядах относительно обязательности следования предписания Закона, данного Моисею для новообращённых христиан, приведшего к конфликтной ситауции в апостольской церкви (см. книгу Деяний апостольских), они нашли в себе силы обратиться друг ко другу с целью достигнуть единомыслия и, тем самым, вернуть мир Церкви. Умение слышать другого — залог спасения каждого христианина и сегодня.
Неслучайно, Церковь чествует своих просветителей, наставников и миротворцев, одним из четырёх продолжительных постов церковного года, именуемым Апостольским, подобно тому как празднуются события Рождества и Воскресения Христова (Рождественский и Великий пост) и Успение Пресвятой Богородицы (Успенский пост).
Пост окончен — наступил праздник. Пример христианской жизни, исповедания веры и мученической кончины святых первоверховных апостолов дают и в наши дни силы быть христианином, а значит, верить, любить, прощать и, главное, имение слышать и видеть другого — доверять ему.
Тропарь, глас 4-й
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.
Первенствующие из апостолов и Вселенской Церкви учителя, Владыку всех молите мир миру даровать и душам нашим великую милость.
Кондак, глас 2-й
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из Апостолов Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой, ибо страдания их и смерть благоволил принять как жертву, выше всякой жертвы, Единый, ведающий сердца наши.
Величание
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.
Прославляем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир своим учением просветивших и приведших ко Христу народы всей земли.
День Петра́ и Па́вла или Петро́в день; полное название День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной Церкви 29 июня (12 июля). День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста). В сегодняшнем видео размышляем по поводу этого Праздника вместе с протоиереем Олегом Стеняевым и касаемся следующих тем:
День памяти святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) — христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной церкви и в других Православных церквях, использующих юлианский календарь, 29 июня (12 июля). В Православных церквях, перешедших на новоюлианский календарь, а также в Католической церкви празднуется 29 июня.
День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).
День памяти двух апостолов известен со времён раннего христианства и отмечался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе.
История праздника
Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Такую дату мы находим «в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.)». Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову.
Согласно святителю Димитрию Ростовскому, день смерти апостола Павла либо совпадает с днем смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра.
О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла сообщает, например, Блаженный Августин (не указывая, впрочем, что эти события разделяет ровно год):
«В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал…»
Этот праздник также связывают с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 29 июня 258 года и с тем, что со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.
Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков гонения на христиан, христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианство языческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. В Православной церкви празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчёркивает его важность в годовом богослужебном круге.
Богослужебное почитание
В православии праздник относится к числу великих праздников. Празднику предшествует Петров пост с понедельника после Недели всех святых по 28 июня (11 июля) включительно. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Андреем Пирским, Андреем Иерусалимским, Арсением, Германом, Ефремом Кария, Космой монахом; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал два канона этого праздника: первый Петру, а второй Павлу.
Тропарь глас 4-й
Апостолов первопрестольницы / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
Кондак глас 2-й
Твердыя и Боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси / паче всякаго всеплодия, // Едине, сведый сердечная.
- Апо́столы, ед. ч. апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — посол, от глаг. посылать др.-греч. ἀποστέλλω) — ученики и последователи Иисуса Христа.
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова облекать (глагол), облекает:
Ассоциации к слову «апостолы»
Синонимы к слову «апостолы»
Предложения со словом «апостол»
- Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.
Цитаты из русской классики со словом «апостолы»
- Он умер без всяких мучений на светлый день Христова Воскресенья, после обедни, за которою сам читал Апостол .
Сочетаемость слова «апостол»
Какими бывают «апостолы»
Понятия со словом «апостолы»
Дея́ния апо́столов (др.-греч. Πράξεις Ἀποστόλων, лат. Actus Apostolorum или Acta Apostolorum), полное название «Деяния святых апостолов» — книга Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших вслед за евангельскими. Традиционно считается, что её автором является апостол от 70 Лука, автор третьего Евангелия. Повествовательная ткань автора не прерывается, Деяния начинаются с описания Вознесения, которым заканчивается Евангелие от Луки.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «апостол»
Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола.
Здесь слово жертвенник неизбежно предполагает существование жертвы, а слово питаться ясно даёт разуметь, о какого рода жертве говорит апостол.
Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов) — праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30 июня по юлианскому календарю), на следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о данном празднике встречаются с IV века. [1]
Праздник посвящён ближайшим ученикам Иисуса Христа — двенадцати апостолам, память каждого из которых чествуется также в различные дни года. Служба Собора Двенадцати Апостолов совершается вместе с воскресной службой Октоиха. Накануне проходит всенощное бдение, а утром совершается Божественная литургия и молебен.
Храмы и церкви
В честь праздника построен ряд православных храмов (см. храм Двенадцати Апостолов).
Самым первым из них стал храм, построенный по указанию императора Константина Великого (274—337) в Константинополе — церковь Двенадцати Апостолов, ставшая императорской усыпальницей. В этот же период, по преданию, его мать равноапостольная Елена, также построила церковь двенадцати апостолов у Тивериадского озера. [2]
В России церковь Двенадцати апостолов была построена в середине XVII века в Кремле по указанию патриарха Никона (является единственной в Москве церковью в честь данного праздника). Её возвели вместе с великолепными Патриаршими палатами, церковь до 1680 года служила домовым патриаршим храмом. [3]
О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. [4]
Из современных построек известна греческая церковь Двенадцати Апостолов, возведённая в 1980-х годах на территории евангельского Капернаума (Израиль).
Первоверховные апостолы Петр и Павел. Фрагмент фрески
Кого называют апостолами и все ли апостолы — святые?
Слово «апостол» пришло в русский язык из греческого, где ἀπόστολος означает «посланник, вестник». В древности так обобщенно именовали участников морской экспедиции или колонистов (примеры можно найти в античной литературе). Геродот и Иосиф Флавий называли этим словом конкретное описываемое ими должностное лицо.
В религиозных традициях — как иудейской, так и греческой — нет очевидного прототипа христианских апостолов. Это новозаветный институт; служение, установленное Самим Господом Иисусом Христом ради созидания Церкви (Еф. 2:20).
Обычно под апостолами подразумеваются ближайшие ученики Спасителя (сперва их было двенадцать, затем прибавилось еще семьдесят), которых Он избрал, научил и послал на всемирную проповедь Евангелия.
До конца второго века о любых странствующих проповедниках Благой вести говорили как об апостолах (см., например, одиннадцатую главу известного памятника раннехристианской письменности «Учение двенадцати апостолов» — «Дидахе»).
В наши дни апостолы — один из ликов святости, принятых в Православной Церкви.
Почему апостолы Петр и Павел — Первоверховные?
Первоверховными их назвали за духовный авторитет, неустанную проповедь веры, мужественное претерпевание страданий. Во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла мы находим его собственное красноречивое признание; сравнивая себя с другими апостолами, он писал: «Христовы служители? (в безумии говорю): я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:23-29)
Фарисей Савл (Павел) был гонителем христиан, как же он стал апостолом?
Павел, как и каждый апостол, был призван Самим Богом.
Это произошло спустя несколько лет после Воскресения и Вознесения Господня (Деян. 9:22-26). К Павлу в полной мере относятся слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). Для апостола было чрезвычайно важным, что его служение устроилось «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал. 1:1).
Павел осознал, что чудесное призвание, прозвучавшее по дороге в Дамаск, не было случайностью. Именно к апостольским трудам Павел был предназначен еще «от утробы матери» (Гал. 1:5). Однако для других это было не столь очевидным, поэтому Павел неоднократно писал о законности своей проповеди: «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор. 9:1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11:5) и т.д.
Прежде чем пуститься в первое миссионерское путешествие, Павел проповедовал в Дамаске и Аравии, был одним из основателей Антиохийской Церкви, где получил прямое указание Святого Духа на свое избранничество (Деян. 13:2). В течение нескольких лет после чуда в Дамаске «Савл более и более укреплялся» (Деян. 9:22), далеко не сразу Евангелист называет его «апостолом» (Деян. 14:4). Зато потом трудами апостола Павла христианское благовестие прозвучало «от Иерусалима до Иллирика» (Рим. 15:19).
Себя Павел считал «апостолом язычников» (Рим. 11:13). Он дал определение апостола как «соработника Христу» (1 Кор. 3:9), «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1 Кор. 4:1). Духовные дарования позволили Павлу свидетельствовать о себе: «…Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).
Почему Церковь установила праздник в честь апостолов Петра и Павла в один день?
29 июня по старому или 12 июля по новому стилю — общий день рождения Первоверховных апостолов. День рождения в Вечность с Богом. День их мученической кончины. В некоторых источниках указывается, что апостолы Петр и Павел погибли в один и тот же день в 67 году, в период царствования императора Нерона, в некоторых — что казни были совершены с разницей ровно в один год.
Апостолов арестовывали, подвергали побоям, сажали в тюрьму. Им не раз была предсказана мученическая смерть. Петр писал: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою [тело], как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Петр. 1:14).
Апостола Петра по его собственной просьбе прибили к кресту вниз головой, поскольку он считал себя недостойным быть распятым так же, как Спаситель. Павел был казнен за евангельскую проповедь иначе: поскольку он от рождения был римским гражданином, а не рабом, апостола не распяли, а отсекли ему голову мечом.
День Петра и Павла — непереходящий праздник, то есть его дата в православном календаре фиксирована.
Установление празднования также связано с днем перенесения мощей Первоверховных апостолов в Риме — 12 июля 258 года. Первые храмы в честь Петра и Павла были воздвигнуты в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, при императоре Константине в 324 году. С этого времени специальное богослужение в честь главных благовестников Христовых постепенно стало одним из самых торжественных церковных праздников.
А на Руси отмечали день Петра и Павла?
Да. Согласно церковному Преданию, первая икона святых апостолов Петра и Павла появилась на славянской земле вскоре после Крещения Руси. Ее привез из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Позднее святыня была передана в дар Новгородскому Софийскому собору, где и сейчас можно увидеть фрески с изображением апостола Петра, написанные в XI веке.
В 1185 году в Новгороде был построен первый на Руси монастырь в честь Первоверховных апостолов, чьи имена до сих пор очень распространены среди христиан и чьи образы всегда можно найти в иконостасе православных храмов.
Какова иконография праздника святых апостолов Петра и Павла?
Иконографическое изображение Первоверховных апостолов символизирует создание Новозаветной Церкви. Чтобы подчеркнуть этот сюжет, фронтальная композиция с XVI века заменяется двумя фигурами, развернутыми друг к другу.
Апостола Петра иконописцы часто пишут со свитком и ключом в левой руке, памятуя слова Христа: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19).
В руках апостола Павла обычно изображается книга Священного Писания. Он был единственным из апостолов, кто постоянно отправлял послания своим духовным чадам. Всего в Новом Завете, помимо его писем, лишь тринадцать книг, включая Евангелия.
Возможно, он является автором не всех четырнадцати текстов, входящих в канон под его именем. К примеру, Послание к Евреям стилистически и содержательно не походит на другие его эпистолы, однако любой текст, традиционно приписываемый апостолу, отражает характерное для него восприятие Бога и человека.