12 христианских праздников

12 главных христианских праздников (двунадесятые праздники) делятся на непереходящие и переходящие. Непереходящие праздники — те, у которых дни празднования не меняются. Например, Рождество Христово и Успение Пресвятой Богородицы. У переходящих праздников нет постоянной даты — каждый год она другая (например, Вознесение Господне). Рассказываем в Слайдах, от чего это зависит и как ее вычислить (но проще посмотреть в календаре).

Что такое переходящий праздник?

Переходящий праздник — тот, у которого нет постоянной даты (то есть празднование «переходит» — переносится с одной даты на другую). Это евангельские события, которые случились в определенный день до или после Пасхи, поэтому их даты переносятся (как и сама Пасха, дата которой зависит от лунного календаря). Поскольку Пасха — самый главный христианский праздник, то и все остальные переходящие праздники «зависят» от него. По правилу I Вселенского Собора, Пасха — первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Подробнее о Пасхе и дне ее празднования читайте в нашем материале.

Какие праздники — переходящие?

Из двунадесятых праздников (12 главных праздников Церковного года): Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); Вознесение Господне (40-й день после Пасхи); День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи). Также от даты Пасхи зависит начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).

Почему Петров пост тоже меняет свои даты?

Окончание Петрова поста всегда 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и никуда не переносится. А вот начинается пост всегда в разное время. Дата начала поста — через неделю после праздника Святой Троицы, который празднуется на 50-й день после Пасхи.

А как появились даты непереходящих праздников?

Не все праздники в Церкви соответствуют исторической или даже евангельской хронологии. Устанавливая даты праздников, Церковь иногда преследовала педагогические или миссионерские цели. Так, Преображение Господне, которое, согласно Священному Писанию, произошло до Пасхи, празднуется намного позже нее — 19 августа. Этот праздник был умышленно перенесен на время окончания сбора винограда в Средиземноморских регионах, чтобы вытеснить языческие гуляния — «вакханалии». Рождество Христово также стали праздновать в день языческого праздника Солнца, а не в фактический день рождения Христа (он неизвестен, так как раньше на Востоке дате рождения не придавали большого значения).

А вот уже дату Благовещения установили как день за девять месяцев до Рождества.

Поэтому даты неподвижных двунадесятых праздников нельзя считать исторически верными — так сложилась церковная традиция по тем или иным причинам.

Какие праздники — непереходящие?

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (через 40 дней после Рождества — 15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества — 7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

12 христианских праздников

В православном христианстве двенадцать праздников, которые посвящены земной жизни Христа. Среди них есть Крещение. Оно считается очень важным христианским праздником: именно крестившись, Иисус Христос начал нести в мир свои проповеди. В православии отмечание этого праздника приходится на девятнадцатое января.

У католиков же Крещение празднуется в воскресенье, следующее после Богоявление. А уже Богоявление отмечают шестого января.

Западное и восточное христианство

Те кто изучают религии, и те, кто исповедует православие, могут употребить термин «западное христианство». Это словосочетание используется для того, чтобы обозначить конфессии, зародившихся на территории Западной Европы. Например, католиков Рима, старокатоликов, протестантов самых разнообразных направлений. Представители этих течений порой встречаются по всей Земле.

История появления расхождения в датах

12 христианских праздников

Крещение Господне произошло от праздника, называемого «Богоявление», появившегося в конце второго — начале третьего столетия. Богоявление сначала праздновалось, в основном, на Востоке, причем там широко распространилось в первой половине четвертого столетия. На Западе оно распространилось несколько позднее.

Праздник символизировал три факта биографии Христа: рождение, жреческое поклонение и крещение. Его везде отмечали шестого января. Ну а потом, тоже в четвертом столетии, сделали некоторые изменения: Рождество отныне было самостоятельным праздником, приходящимся на 25 декабря. Смысл Богоявление тоже изменился: оно с тех пор было связано с поклонением волхвов и с крещением.

Однако такие изменения затронули не все места, где в те времена исповедовалось христианство. На территории Египта Богоявление все еще было единым праздником, посвященным всем трем событиям.

Апостольская церковь Армении, отличающаяся от православия Византии, была решительно не согласна с отделением Рождества от Богоявления. Местный духовный лидер Нерсес Второй издал указ, по которому, начиная с середины шестого века от Рождества Христова, Рождество окончательно постановили отмечать вместе с Крещением — шестого января.

12 христианских праздников

В православной и католической христианской церкви до сих пор сохраняются расхождения в том, как этот праздник отмечать. Православные христиане отмечают Крещение и Богоявление как один праздник с разными названиями, и они делают это девятнадцатого января (старостил. шестого января). Ну а у католиков это совершенно разные праздники.

Богоявление у них является праздником, посвященным рождению Христа и приходом к нему волхвов, а отмечается оно шестого января. Что же касается Крещения, так у разных католиков праздник проводится в разные дни: древневосточная церковь отмечает эту дату шестого января, а римско-католическая церковь то же самое делает в первое после него воскресенье.

Крещение в любой христианской церкви отмечается богослужениями. Основными традициями при этом являются освящение воды для придания ей чудодейственной силы, а также омолаживающее и оздоровительное купание в водоеме. Купание в этом празднике желательное, но не обязательное действие.

Вообще, на Крещение раньше было очень много традиций, но далеко не все сегодня остаются актуальными. Вот, например, воду для освящения набирают из-под крана, никто не стремится прийти домой первым, а уж об особенном мелке, приносимом из храма, уже практически полностью забыли.

В католической христианской церкви дата Крещения совпадает с праздником в честь трех волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара (Валтасара). Эти трое первыми разнесли весть о том, что на свет появился Христос. На богослужении в честь праздника святили ладан, мел и золото: именно такие дары были преподнесены новорожденному Христу.

Ну а освященный мел хозяин каждого дома использовал для того, чтобы писать на косяке двери цифры года и начальные буквы имен волхвов: К, М и В. Ну а в православии было принято рисовать над окнами либо дверью дома кресты карандашом или мелом.

Ссылка на основную публикацию