Храм сергия радонежского нижний

К сожалению, нашими пользователями пока еще не было оставлено ни одного отзыва о компании Храм Сергия Радонежского. Вы можете быть первым и оставить свой отзыв:

Сферы деятельности

Кратко об организации

Компания Храм Сергия Радонежского из Нижнего Новгорода предлагает клиентам услуги и товары в сфере деятельности Храмы. Организацию можно найти по адресу Дзержинск, Попова, 12а в Нижнем Новгороде. Связаться с контактным лицом компании Храм Сергия Радонежского по всем вопросам вы можете.

Храм преподобного Сергия Радонежского является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество различных событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Нижнем Новгороде.

Для туристов храм будет представлять интерес как образец архитектуры и традиционной культуры, возможный пункт экскурсионной программы. Это также центр религиозной жизни Нижнего Новгорода, место собрания верующих и проведения богослужений.

Посещение храма преподобного Сергия Радонежского может стать для вас хорошим способом проведения досуга и позволит узнать новое о родном городе. А если вы находитесь в Нижнем Новгороде как турист — храм преподобного Сергия Радонежского украсит вашу экскурсионную программу.

Храм преподобного Сергия Радонежского находится по адресу: р-н Нижегородский, Сергиевская, 25а, возле станции метро Горьковская.

Храм преподобного Сергия Радонежского освящен в 1869 году. Расположен на улице Сергиевской Нижнего Новгорода.

История

Возможно, в XIV столетии на территории Започаяния был основан монастырь в честь преподобного Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует архитектура этого храма – он был многошатровым рубленым. Этот тип церквей почти полностью исчез в XVII веке.

Кроме того, в сотной грамоте 1621 года церковь преподобного Сергия названа монастырем; в ней тогда находился придел в честь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Кем и когда основан был этот монастырь – неизвестно. Он выгорел в результате пожара 1701 года.

Живший недалеко от обители Афанасий Фирсович Олисов решил отстроить храм, сменив престол. Церковь была освящена на следующий год в честь Спаса Нерукотворного и Сергия Чудотворца.

Главной святыней нового храма стала икона XVI века Спаса Нерукотворного, поставленная за правым клиросом алтаря и почитавшаяся нижегородцами чудотворной. Храм стал приходским, но не надолго: 25 июня 1715 года он снова сгорел. Церковь восстановили и вновь освятили в честь преподобного Сергия Радонежского, но она требовала капитального ремонта.

В 1838 году архитектор Г. И. Кизеветтер отремонтировал храм, но старое здание церкви спасти было сложно. Александр II лично утвердил план Сергиевского храма, присланный из Нижнего Новгорода, и в 1865 году началось строительство церкви. Работы под надзором архитектора Р. Я. Килевейна продолжались четыре года. На исходе лета 1869 года церковь отделали и освятили. Это был крупный пятиглавый храм, к которому с запада примыкала четырехъярусная тридцатиметровая колокольня.

Архитектурные формы его, выполненные нарочито рельефно, имели много общего с традиционными формами древних русских церквей. В 1872 году по просьбе причта Р. Я. Килевейн спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, нарушившие целостность художественного образа храма, но которые дали причту дополнительные площади служб.

Нижегородский историк XIX века Храмцовский отмечал: «Снаружи Сергиевская церковь византийской архитектуры с двумя главами: одна над главным храмом, другая над Никольским приделом; на обеих главах золоченые прорезные кресты».

В годы советской власти в храме располагался Союз нижегородских художников.

Храм был передан Нижегородской епархии в 2003 году. В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов. Самый большой из них весом в 4 тонны был подарен главой Росатома Сергеем Кириенко и генеральным директором концерна «Росэнергоатом» Сергеем Обозовым.

4 ноября 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий торжественно освятил храм.

Деятельность прихода

Просветительская деятельность

Каждое воскресение проводятся евангельские беседы с прихожанами.

Еженедельные катехизаторские беседы, беседы с зависимыми от недуга пьянства и наркомании и с созависимами. Община глухих «СПАС».

Православный центр глухонемых

По воскресениям совершается литургия с сурдопереводом.

Воскресные школы

В Приходе действует воскресная школа храма, воскресные школы для слабовидящих, слепых, глухих и детей восьмого вида.

Святыни

  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его святых мощей,
  • икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей,
  • икона святителя Николая Мирликийского с частицей его святых мощей,
  • икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей,
  • икона святых благоверных Петра и Февронии с частицей их святых мощей,
  • икона святителя Спиридона Тримифунского с частицей его облачения,
  • икона преподобного Нила Мироточивого с камнем его пещеры,
  • икона преподобного Паисия Святогорца с землей с его могилы,
  • иконы Пресвятой Богородицы: «Державная», «Неупиваемая чаша», «Скоропослушница», «Феодоровская», «Казанская», «Нечаянная Радость».

Как добраться

Проезд: до остановки « Архитектурно-строительный университет» А-9, 26,41,43.45. Маршрутное такси: 3а, 5, 18, 19, 33, 37, 44, 57. Трамваи: №1, №2, №24, №21 до остановки «Нижегородская».

Однопрестольный храм преподобного Сергия Радонежского в селе Нижний Услон построен в 1908 году по проекту казанского архитектора Степана Бечко-Друзина. Средства на строительство выделили нижнеуслонские купцы Иван Красильников и Петр Кубонин. В 1907 году на средства крестьянина Ивана Степановича Галанова был пристроен правый придел, освященный в честь святителя Иоанна Златоуста, а в 1908-м на средства сельчан — левый придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стены храма расписал известный мордовский художник и скульптор Степан Эрьзя (Нефедов).

После Октябрьской революции храм закрыли, и здание стало постепенно приходить в негодность. До 1977 года в храме размещались школьные мастерские, спортивный и актовый залы.

В начале XXI века Сергиевский храм вернули верующим. Сейчас памятник культовой архитектуры в псевдорусском стиле восстанавливается. В храме совершаются регулярные богослужения.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. ? Для подписки перейдите по ссылке .

Золотоглавый и белоснежный Сергиевский храм является настоящим украшением Ильинской слободы. Хотя эта церковь появилась в городе только в 60-е годы XIX века, история предшествовавших ему храмов и монастыря началась на пятьсот раньше. После известного визита в Нижний Новгород одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. В наши дни Сергиевский храм полностью отреставрирован и принимает как паломников, так и туристов.

Полузабытый Сергиевский монастырь

С XIV века на месте, где теперь стоит величественная церковь с золотыми главами, располагался Сергиевский мужской монастырь. Вероятнее всего, он был создан в 1365 году во время визита в Нижний Новгород Сергия Радонежского. Сергий пришел сюда пешком, получив благословение митрополита Московии и Всея Руси Алексия. Он ставил своей целью помирить местных князей и заключить прочный политический союз между Нижегородским и Московским княжествами. Назад в Троицкую обитель преподобный Сергий вернулся уже водным путем – по рекам Ока и Клязьма.

Купола церкви Сергия Радонежского

Вид на церковь со стороны улицы Гоголя

Следует сказать, что посещение Сергия Нижнего Новгорода пришлось на неблагополучные времена. В течение двух лет по нижегородской земле прошла эпидемия чумы. И страшная болезнь, которую в те времена не умели лечить, унесла очень много жизней. Из этих мест опустошительное бедствие распространилось по всему северо-востоку Руси.

Какое участие принял Сергий в основании монастыря, названного позже его именем, осталось не известным. Сохранились лишь сведения, что во время визита он заложил маленькую деревянную церковь в деревушке Лихарево неподалеку от Нижнего Новгорода. Сейчас это территория входит в поселок Копосово, который расположен в Сормовском районе.

Исторические сведения о древнем монастыре крайне скудны. Впервые он упоминается в 1621 году. В составленной тогда Сотной грамоте написано: «Сергиев монастырь, что на «Петушкове» (название «Петушки» издревле носил старый Започатьевский район города). После большого пожара, случившегося в 1701 году, построенная из дерева Сергиевская обитель полностью выгорела.

Прошел год, и при митрополите Исайе монастырский собор отстроили в камне, сделав его Спасской приходской церковью. В ней, помимо главного престола, создали два придела, посвященные Сергию Радонежскому и Николаю Святителю. Новое строительство стало возможным, благодаря деньгам, пожертвованным известным нижегородским купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым, который жил неподалеку. Главной храмовой святыней стала икона Спаса Нерукотворного, написанная в XVI веке. Нижегородцы почитали ее как чудотворную.

Композиционно храм был выстроен в традициях «церкви-корабля». В одну линию с востока на запад шли основной объем, здание трапезной и высокая шатровая колокольня. Яркая зеленая черепица покрывала главы церкви. Кроме того, сам храм и помещение трапезной декорировал красивый фриз, сложенный живописными многоцветными изразцами.

В 1715 году церковь снова горела на пожаре. Однако, ее восстановили и провели новое освящение, посвятив храм преподобному Сергию Радонежскому. Когда с момента строительства прошло более полутораста лет, храм сильно обветшал. В 1838 году старое здание, насколько это было возможно, отреставрировали. Руководил этими работами нижегородский архитектор Георг Иванович Кизеветтер (1808-1857). Но все понимали, что это — лишь временная мера, и старый храм придется сносить. В середине XIX века городские власти приняли решение построить вместо него новую пятиглавую церковь. Особенно ратовал за это митрополит Нектарий (Надеждин).

История храма

Архитектурный проект будущего храма был утвержден личным указом российского царя Александра II в декабре 1864 года. Возведение церкви началось после сбора горожанами необходимых средств в 1865 году и заняло 4 года. После чего новый храм освятили. Затем городские власти сочли, что помещения для проведения церковных служб можно увеличить. Для этого губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн (1825-1895) сделал специальный проект и выстроил по сторонам от здания овальные пристройки, одну из них – в качестве тамбура над западным входом. Эти низкие пристройки несколько нарушили первоначальную композицию, однако позволили церковному притчу получить дополнительные площади.

В 1937 году, когда в государстве велась активная антирелигиозная кампания, храм закрыли, а также разобрали его купола и верхнюю часть высокой колокольни. Позже внутри здания размещались творческие мастерские местного отделения Союза художников — так называемого товарищества «Художник».

Вид на главный вход и церковную колокольню с улицы Сергиевской

Улицу, на которой стоит церковь, в 1923 году переименовали в Рабфаковскую. Потом она получила имя Урицкого. Старое название «Сергиевская» этой улице вернули уже в 1990-е годы.

Верующие смогли возвратиться в храм в 2003 году. Им предстояло проделать большую работу. Сначала из здания и прилегающей территории вынесли накопившийся мусор. Потом в храме демонтировали построенные для художественных мастерских перегородки, заново возвели утраченные купола и позолотили их. А само церковное здание отштукатурили и побелили.

Купола церкви Сергия Радонежского

Через три года приходская община полностью укомплектовала прихрамовую колокольню. На ней появился набор из 12 колоколов, вес самого крупного из которых достигал четырех тонн. Повторное освящение церкви состоялось в ноябре 2006 года. Всеми реставрационными работами, продлившимися с 2004 по 2006 год, руководил художник-реставратор и иконописец из Владимира Дмитрий Николаевич Мищенко.

В наши дни Сергиевский храм ведет обширную миссионерско-просветительскую деятельность. Здесь созданы православный центр для молодежи и клуб для семей прихожан. В нижегородской церкви переняли методы работы с глухими и слабослышащими, которые в течение нескольких лет успешно практиковались в московском Симонове Успенском монастыре. При Сергиевском храме появились воскресные богослужения с сурдопереводом, а также была открыта воскресная школа для детей с проблемами слуха.

Монахи иконописной мастерской, расположенной в Троице-Сергиевской Лавре, написали для нижегородского храма икону с ликом преподобного Сергия Радонежского. И теперь этот образ с частичкой мощей стал одной из главных храмовых святынь.

Архитектурные особенности церкви

Красивый пятиглавый Сергиевский храм выстроен по традициям эклектики в русско-византийском стиле. Эта церковь – яркий пример стилизаторства с использованием мотивов древнерусского, допетровского зодчества. Она имеет привлекательные фасады с выразительным рельефным декором, характерным для византийских храмов. Сверкающие на солнце крупные золоченые главы венчают изящные прорезные кресты. С западной стороны к церкви примыкает четырехярусная колокольня, имеющая высоту 30 м.

Современное состояние храма и режим посещения

Православный храм – действующий и открыт для всех желающих ежедневно с 7.30 до 18.00. В настоящее время он имеет статус Нижегородского Архиерейского подворья. Помимо основного престола, в храме освящены два придела. Церковные службы проходят здесь каждый день – в 8.30 и 16.00. По воскресным дням литургию сопровождают сурдопереводом. Кроме того, в эти дни священнослужители проводят евангельские беседы с прихожанами. Работает община для глухих «Спас».

Престольные праздники в храме отмечают 22 мая, 18 июля, во второе воскресенье сентября, 8 октября и 19 декабря. В церкви открыто несколько воскресных школ, рассчитанных на слабовидящих и слепых детей, глухих ребятишек и детей с нарушениями интеллекта.

Как добраться

Очередной пост из этой серии посвящен одному из старейших храмов Нижнего Новгорода Сергиевской церкви на Ильинской горе, которая стоит на Сергиевской улице. Наверное нет нежды объяснять, что церкви были настолько значимыми сооружениями в городе, что улицы назывались по их названиям.

Одна из старейших в Започаинском районе Н.Новгорода, издревле прозванного Петушками. В 1621 г. была соборной небольшого мужского монастыря, имела в честь Зосимы и Савватия. Завершалась двумя стройными шатрами, представляя собой запрещенный в XVII в. тип многошатрового рубленого храма.
В 1701 г. церковь погорела во время пожара. На следующий год А.Ф. Олисов перестроил церковь уже каменной: главный был освящен в честь Спаса, — в честь Сергия Радонежского. типа «корабль» с обитыми муравленой черепицей главами и стройной шатровой колокольней. Трапезную и церковь опоясывал , составленный из полихромных изразцов типа «павлинье око». К середине XIX в.здание обветшало. Клир церкви провел сбор средств с прихожан. В департаменте проектов и смет были заказаны планы-фасады нового храма, которые были высочайше утверждены 11 декабря 1864 г.

Возведение храма началось в 1865 году, проект был лично утверждён Александром II. Строительство было завершено к 1869 году. В 1872 году архитектор Р. Я. Килевейн спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, увеличив площадь для проведения служб.

В годы советской власти в храме располагался Союз художников.

В 2003 году церковь была передана Нижегородской епархии. В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из
которых весит 4 тонн.

Повторно освящён 4 ноября 2006 года, чин освящения совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, ему сослужили епископы Сергиево-Посадский Феогност и Брянский и Севский Феофилакт.

После освящения в храме была совершена первая Божественная литургия, на которой присутствовал первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев.

27 января 2010 года в храме был проведён молебен равноапостольной Нине на грузинском языке.

С декабря 2006 года при храме действует православный центр глухонемых, а по воскресениям совершается литургия с сурдопереводом.

При создании центра учитывался опыт работы Симонова монастыря, где работа с глухими и слабослышащими к тому времени велась уже несколько лет.

В субботу и воскресенье в храме проходят собрания православного молодежного центра и православного семейного клуба, одним из направлением деятельности которых является социально-миссионерская работа.

В храме располагается икона с частицей мощей святого преподобного Сергия Радонежского, выполненная монахами мастерской Троице-Сергиевой Лавры в 2006 году

В настоящее время входит в состав Нижегородского Архиерейского подворья.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

Скажите, дорогие читатели, многим ли из вас удавалось заглядывать за Царские ворота православного храма, в ту часть церкви, в которой расположен алтарь? Да немногие и знают, что там. Давайте посмотрим.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
Антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат — илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Отделяет алтарь от остального храма иконостас . Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи — амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон — символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние — самые большие — носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

Улица Сергиевская получила свое название по храму Преподобного Сергия Радонежского (ул. Сергиевская, 25а). Церковь на этом месте была основана, предположительно, в 14 в., с тех пор неоднократно перестраивалась. Храм, каким мы его видим сегодня, был возведен в конце 19 в. и сохранился во многом благодаря тому, что в советские годы здесь размещался Союз нижегородских художников. Мы не располагаем достоверными сведениями – кем выполнена великолепная внутренняя роспись храма.

Очевидно, если не самим знаменитым художником М. Нестеровым, то кем-то из его ближайшего окружения – ведь она представляет собой копии его полотен, в частности знаменитого «Видения отроку Варфоломею».

Каменный Храм Преподобного Сергия Радонежского был отстроен в 17 столетии жившим неподалеку нижегородским купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым, предположительно, на месте более древней деревянной церкви.

Здание подвергалось многочисленным перестройкам, в 1865 году началось строительство церкви по проекту, лично утвержденном императором. Руководил работами архитектора Р. Я. Килевейн.

Внешне новый храм имел много общего с традиционными формами древних русских церквей.

Нижегородский историк XIX века Храмцовский отмечал: «Снаружи Сергиевская церковь византийской архитектуры с двумя главами: одна над главным храмом, другая над Никольским приделом; на обеих главах золоченые прорезные кресты».

В годы советской власти в храме располагался Союз нижегородских художников. Члены союза художников бережно отнеслись к интерьерам здания, в частности смогли сохранить уникальные фрески.

Храм был передан Нижегородской епархии в 2003 году. В 2006 году на колокольне были установлены 12 колоколов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector