Высший орган православной церкви

Высший орган православной церкви
Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2013 года. Фото с официального сайта РПЦ

Священный Синод Русской Православной Церкви — орган управления Русской Православной Церкви между Архиерейскими Соборами. Является правоприемником Святейшего Синода — высшего органа церковной власти с 1721 по 1918 годы

Священный Синод Русской Православной Церкви был учрежден Всероссийским Собором в 1917 году как один из двух органов коллегиального управления Церковью в межсоборный период. Синод состоял из председателя-патриарха и 12 членов-архиереев. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов Синода прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность Синода продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.

Ныне Священный Синод состоит из председателя — патриарха Московского и всея Руси или его местоблюстителя, — а также девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Подробнее см. в V разделе Устава Русской Православной Церкви.

Председатель

  • Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси

Постоянные члены

  • Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины
  • Варсонофий (Судаков), митр. Санкт–Петербургский
  • Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий
  • Вениамин (Тупеко), митр. Минский, патриарший экзарх всея Белоруссии
  • Владимир (Кантарян), митр. Кишинёвский и всея Молдовы
  • Александр (Могилёв), митр. Астанайский, глава глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан
  • Викентий (Морарь), митр. Среднеазиатский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа
  • Иларион (Алфеев), митр. Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей
  • Дионисий (Порубай), митр. Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, секретарь Священного Синода

Временные члены зимней сессии (сентябрь 2020 — февраль 2021 года) [1]

  • Аксий (Лобов), архиеп. Южно-Сахалинский
  • Ефрем (Барбинягра), еп. Боровичский
  • Алексий (Антипов), еп. Бузулукский
  • Симон (Морозов), еп. Шахтинский
  • Мелетий (Павлюченков), еп. Рославльский

Последняя бука буква «д»

Ответ на вопрос «Высший орган по делам Русской православной церкви «, 5 букв:
синод

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова синод

Орган при патриархе

Совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси

Высшее церковное учреждение православной церкви

В дореволюционной России: высшее учреждение, управляющее православной церковью

Собрание высшей церковной иерархии

Определение слова синод в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Собо́р или Сино́д (от — « собрание », « собор »; — совет) Различают: Вселенские соборы — собрания представителей, как правило епископов, всех поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства. Поместные.

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
(Святейший синод) (от гр. synodos — собрание) — один из высших государственных органов в России в 1721-1917 гг. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками.

Примеры употребления слова синод в литературе.

По справке, наведенной в канцелярии синода, оказалось, что еще в 1807 году Архангельское губернское правление по требованию военного министерства предложило предшественнику Паисия Илариону передать орудия и снаряды к ним Кормщикову.

В нем учились Болтин, Сумароков, будущий обер-прокурор Святейшего Синода П.

Варсонофий по поручению Святейшего Синода прибыл на станцию Астапово, чтобы принести примирение и умиротворение умирающему, он не был допущен к Толстому все тем же его окружением, по сути дела, поправшим последнюю волю писателя.

Плата за право обучения в университете была довольно высокая, но синод эстонской православной церкви, приняв во внимание мои церковные заслуги — лекции, статьи, работу с молодежью, взял эту плату на себя, а общество помощи бедным при таллинском Александро-Невском соборе, как и обещал Богоявленский, дало небольшую стипендию, которая обеспечивала мне скромное, но все же не голодное существование.

Значит, Долинин вошел в одно из массивных присутствий, расположенных слева, между бульваром и набережной: или в Правительствующий Сенат, или в Святейший Синод.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Искать в сканворде:

При помощи нашего сервиса вы сможете найти ответы на трудноотгадываемые слова большенства известных сканвордов.

  • Cуществительные
  • Прилагательные
  • Глаголы
  • Города
  • Реки
  • Птицы

Сканворд.Гуру — это онлайн помошник кроссвордиста определяющай слова по маске. Копирование материалов сайта возможно при условии установки активной индексируемой ссылки!

Слово из 5 букв, первая буква — «С», вторая буква — «И», третья буква — «Н», четвертая буква — «О», пятая буква — «Д», слово на букву «С», последняя «Д». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Что нельзя сделать в невесомости? Показать ответ>>

Что нельзя съесть на завтрак? Показать ответ>>

Что нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • В дореволюционной России: высшее учреждение, управляющее православной церковью
  • Высший гос. орган по делам церкви в дорев. России
  • Высший государственный орган старой России, возглавлявшийся обер-прокурором
  • Высший коллегиальный орган по делам русской православной церкви (учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества); в настоящее время- совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси
  • Высший орган по делам Русской православной церкви
  • Высший совет церкви
  • Греческое «собрание»
  • Дума» при патриархе
  • Духовное учреждение, заменившее Патриаршество при Петре I
  • Или собор
  • Один из высших государственных органов в дорреволюционной России
  • Орган при патриархе
  • Православный «пленум»
  • Собрание высшей церковной иерархии
  • Собрание духовных и светских лиц для разрешения важнейших церковных дел протестантской церкви
  • Совет при патриархе
  • Совещательный орган при Патриархе всея Руси (совр.)
  • Совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси
  • Церковная дума
  • Церковный «кабинет министров»
  • Церковный орган
  • Церковный совет

Случайная загадка:

Старик-шутник На улице стоять не велит, За нос домой тянет.

Случайный анекдот:

Интеpесно, какой пpиколист жуpнал, в котоpом пишут только о болезнях, назвал «Здоpовье»?

Знаете ли Вы?

Леонардо да Винчи первым объяснил, почему небо синее. В книге *О живописи* он писал: *Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой*.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами». Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в своей компетенции.

Поместный Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха.

Архиерейский собор – поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви.

Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя – Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.

Патриархат – предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви.

Высший церковный совет – новый исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Структурную лестницу современной РПЦ можно представить в следующем виде:

1. Епископат (архиерейство). В черном духовенстве сюда входят: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

2. Пресвитерство (иерейство). В белом духовенстве: протопресвитер, протоиерей, иерей (пресвитер, священник). В черном духовенстве: архимандрит, игумен, иеромонах.

3. Дьяконат. В белом духовенстве: протодьякон, дьякон. В черном духовенстве: архидьякон, иеродьякон.

Низшие клирики (причетники) пребывает вне данной трехстепенной структуры: иподиакона, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церквовные сторожа и т.д.[9]

3.2 . Взаимоотношения РПЦ и государства.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви — равенство религий, религиозных объединений перед законом.

В союзе Церкви и государства, как он сложился на Западе, Церковь была исторически более старшим партнером, чем европейские государства. Их союз выражался конкордатом — юридическим документом. Церковь, несмотря на полное единство с государством, была самостоятельным общественным союзом и свои корни имела в общественности, а не в государстве. Это облегчило Церкви возможность в конце XIX века выйти из-под опеки государства и осознать себя как независимый институт гражданского общества.

Отделившись от государства, современная Церковь в лице ее священнослужителей отстаивала и отстаивает в своих отношениях с властью конституционное право верующих исповедовать свои религиозные убеждения и влиять на жизнь общества. Более того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку в том числе религиозной принадлежности.

С одной стороны, государство больше не ставит своей целью защиту и поддержку христианства. Однако государство должно поддерживать и защищать религиозные и культурные формы жизни своих граждан. Сегодня христианство уже не является доминирующей религиозной силой. С другой стороны, несмотря на то, что государство самостоятельно, без участия Церкви, стало мирской силой, Церковь не может сложить с себя религиозную ответственность за положение общества[10].

Общество может принимать хорошие или плохие решения, будучи носителем решений, общество в то же время зависит от ценностей, которые ему необходимо изобретать, а потом следовать им в поте лица своего, если оно хочет стать ответственным обществом.

Ответственное общество требует от Церкви, общества и государства соответствующего поведения и создания соответствующих структур. Во-первых, это поддержание диалога. Ведь Церковь получает свой авторитет в государстве не автоматически — только потому, что она Церковь, а лишь в том случае, если она предлагает то, что люди считают полезным для благополучия своего существования. Только в таком случае неверующий или инаковерующий человек увидит, что за намерениями, идеями и целями Церкви скрывается то, что является важным также для него. В этом диалоге Церковь, общество и государство встречаются на одном уровне.

Государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности от лат., государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование.

Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.

В свою очередь, священнослужители обязаны уважать соответствующие требования, связанные с несением воинской службы, однако получают широкие возможности для оказания духовной поддержки своим последователям, проведения диалога и предоставления помощи всем желающим.

Таким образом, церкви получают уникальную возможность, работая в общественных институциях, деятельно служить людям и обществу в духе христианства. Они помогают государству, создавая внутренние островки, на которых особенным образом практикуются христианские нравственные ценности. Христианские и прочие конфессии (иудеи, мусульмане), а также другие организации, в частности Красный Крест, могут получить статус корпорации публичного права и осуществлять свою деятельность при условиях поддержки и защиты со стороны государства.

Высший орган православной церкви

Апостольская власть над Церковию хотя и перешла к преемникам апостолов — епископам, но не передана им во всей обширности. Апостолы, по воле Господа, были всемирными проповедниками и законодателями: везде пользовались властию непререкаемою, где бы они не являлись. Такое преимущество в повсюдности власти и авторитете принадлежало им одним, соединяясь в них с необычайными, неповторимыми дарованиями Св. Духа.

Власть же каждого из преемников апостольских, т.е. каждого из епископов, ограничивается местною Церковию. Кафолическая же Церковь состоит из совокупности всех поместных Церквей. Естественно заключить, что если и по воле Основователя Церкви должна видимо проявляться Его невидимая власть над каждою частною Церковию, то должно быть и видимая власть над несколькими частными церквами и над всею Церковию.

В Церковной иерархии нет степени выше степени епископской и все епископы являются преемниками апостолов: как апостолы приняли от Господа и имели одинаковую часть и власть, так и преемники их имеют одинаковое достоинство. Таким образом, все епископы в равной мере уполномочены к управлению всею Церковию, т.е. полнота церковной власти заключается во всем епископате. Отсюда следует, что несколько частных церквей подлежат власти всех своих епископов в совокупности или их поместному собору. С этой целью и введено в Церкви идущее от апостолов узаконение: «дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия» (Прав. Ап. 37). Впоследствии Соборы вселенские и поместные также издавали правила, чтобы дела, касающиеся несколько частных церквей, решались только Собором их епископов.

В одинаковой степени правильно положение, что вся Церковь Христова, как Церковь вселенская, имеет средоточие духовной власти в Соборах вселенских. Эту истину ясно выразили и утвердили сами св. апостолы, когда, по случаю возникших недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить общие для всей Церкви правила, определили их соборно (Деян. 15, 28). С тех пор, как только открылась возможность созывать вселенские Соборы, на них окончательно решались дела, касавшиеся всей Церкви, как свидетельствует история этих Соборов. Выше власти вселенских Соборов никакая власть в делах веры не признавалась: безусловно покоряться решениям и узаконениям вселенских Соборов почиталось непременным долгом всех верующих и в частности пастырей Церкви.

При таком устройстве вселенской Церкви, когда все частные церкви покоряются узаконениям вселенских Соборов, чуждым человеческому производству, осуществляется ее духовное единство и непогрешимость.

Без особых доказательств ясно, что право заседать на Соборах и решать на них церковные дела принадлежат исключительно одним епископам, как главам частных церквей: пресвитеры, во всем зависящие от местных архипастырей только с согласия их могут допускаться на Соборы и только как советники или помощники, или поверенные от них, занимая на Соборе вторые места. Точно также могут допускаться и диаконы. Поэтому Соборы обыкновенно назывались собраниями епископов и исчислялись по количеству последних, хотя бы там присутствовали и другие священнослужители.

VI. Высший Церковный Совет

1. Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде.

2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси (Местоблюстителю) и Священному Синоду.

3. Высший Церковный Совет рассматривает:

а) вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных средств массовой информации;

б) вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

в) вопросы церковного управления и хозяйствования;

г) иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

4. В задачи Высшего Церковного Совета входит:

а) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;

б) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;

в) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

5. Высший Церковный Совет:

а) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

б) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

в) вносит предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного Присутствия.

6. Высший Церковный Совет состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в порядке, установленном Положением о Высшем Церковном Совете.

7. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители синодальных учреждений, перечисленных в статье 6 главы VIII настоящего Устава. В случае оставления ими должности они перестают быть членами Высшего Церковного Совета.

8. Священный Синод может по представлению Патриарха Московского и всея Руси назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

9. Порядок деятельности Высшего Церковного Совета определяется Положением о Высшем Церковном Совете, утверждаемым Священным Синодом.

u0412u044bu0441u0448u0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043eu0440u0433u0430u043d u0420u043eu0441u0441u0438u0438 1721-1917 u0433u0433., u0432u0435u0434u0430u0432u0448u0438u0439 u0434u0435u043bu0430u043cu0438 u043fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0446u0435u0440u043au0432u0438, u043du0430u0437u044bu0432u0430u043bu0441u044f u0441u0438u043du043eu0434u043eu043c «>]» data-test=»answer-box-list»>

Этот орган назывался Синод

Высший государственный орган России 1721-1917 гг., ведавший делами православной церкви, назывался синодом

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Высший орган православной церкви

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Ссылка на основную публикацию