Восстановлено единство Архиепископии Западной Европы с РПЦ

Историческое событие для православного мира — официально восстановлено единство Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью. На божественной литургии в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал архиепископу Дубнинскому Иоанну Патриаршую и Синодальную грамоту — важнейший документ, который подтверждает присоединение западных приходов к РПЦ.

Также Иоанн удостоен сана митрополита. Теперь, как заявил патриарх Кирилл, не просто восстановлено единство Русской православной церкви, но закрыта драма разделения нашего народа, революции и гражданской войны.

«Сия патриаршая и синодальная грамота вручается в ознаменование воссоединения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с РПЦ», — сказал патриарх Кирилл.

Еще в начале октября Священный Синод Русской православной церкви одобрил принятие под свою юрисдикцию западноевропейских приходов, которые ранее входили в состав Константинопольского патриархата. Они сами обратились с просьбой принять их в РПЦ.

Сегодня части Русской Церкви, которые оказались отделены друг от друга в начале XX века, окончательно воссоединились. На торжества в Москву приехала внушительная делегация — более 100 человек, это потомки первой русской эмиграции и священнослужители. Для них подготовлена масштабная программа.

Эта статья была написана для католической газеты «Круа» накануне конгресса.
13-й конгресс Православного братства в Западной Европе прошел 2-3 мая во французском Амьене.

Шестьсот православных соберутся в эти выходные в Амьене на 13-й конгресс Православного братства в Западной Европе. Самое время поговорить о церковном устройстве в Православии — конфессии, получающей на Западе все большее распространение.

Кто такие православные Западной Европы?
Православие распространилось в Западной Европе, прежде всего, вследствие массовой эмиграции, пришедшейся на период между двумя мировыми войнами. Речь идет, во-первых, о 2,1 миллионах человек, эмигрировавших из России после революции 1917 года: из них немало уехало в Америку, но многие обосновались и в Европе (во Франции, Германии, Великобритании). Во-вторых, после гибели Малоазийской Греции (1922-1923) здесь появились также эмигранты-греки. Приток православных продолжался и после Второй мировой войны: из-за «железного занавеса» в Европу накатила новая волна эмиграции. Затем, в 1960-70-х годах появились эмигранты из Сирии и Ливана, наконец, новый приток эмигрантов из Румынии и Сербии (а также из России и с Украины) последовал за падением Берлинской стены и распадом Югославии.

К православным-эмигрантам прибавились и коренные европейцы, открывшие для себя духовные сокровища православия благодаря общению с эмигрантам. К таким обратившимся в православие относятся, теологи Оливье Клеман и Элизабет Бер-Сижель. Многие потомки эмигрантов во втором, третьем, четвертом поколении сами стали европейцами, и лишь вера связывает их с родной культурой.

О церковном устройстве в Православии
Каждая православная община за рубежом остается в юрисдикции своего «родного» патриархата (арабы – Антиохийского, греки – Константинопольского, русские – Московского и т.д.). Такая ситуация вступает в противоречие с принципом церковного устройства, согласно которому в одной епархии не может быть больше одного епископа: в Европе на одной территории сосуществует множество православных юрисдикций (см. статистику ниже). Только в Париже насчитывается шесть православных епископов!

Вместе с тем, уже с 1930-х годов православные Европы осознали, что их эмиграция – явление не кратковременное и что Восточной Церкви необходимо явить на Западе свое деятельное присутствие. Появилась идея создания поместной Православной Церкви. Однако только в 1960-х годах было организовано Православное братство в Западной Европе, поставившее себе целью «трудиться ради единства православных, независимо от их национальности и юрисдикции, привносить православную веру в существующее общество».

С тех пор в жизни православных на Западе произошли значительные изменения. Так, в 1967 году во Франции был создан Православный межъепископский комитет, в 1997 году ставший Ассамблеей православных епископов Франции. Посредством этого органа (и органов, созданных по его образцу в других странах) осуществляется взаимодействие между различными юрисдикциями.

Однако окончательное решение по православной диаспоре по-прежнему остается далекой перспективой: оно должно быть принято Всеправославным собором, о созыве которого говорят еще с 1960-х годов. В октябре прошлого года на совещании (по-гречески «синаксисе») в Стамбуле предстоятели православных Церквей заявили, что желают «скорейшего исправления всех канонических аномалий, вызванных в так называемой православной диаспоре историческими обстоятельствами и пастырскими нуждами, и преодоления всех влияний, чуждых православной экклезиологии». Для обсуждения этого крайне сложного вопроса планируется провести две встречи на острове Родос, в мае и октябре текущего года.

Что мешает объединению?
В то время как православные на Западе все больше стремятся к созданию поместной Церкви, на родине у них идет сложный период восстановления после коммунистического режима (в славянских странах) или же сохраняется тяжелая политическая ситуация (на Ближнем Востоке). А потому у православных Церквей есть более насущные проблемы, чем организация европейской диаспоры. Зачастую Церкви-матери не готовы к отделению своих зарубежных общин. Как сказал один французский православный: «Такие патриархаты, как Константинопольский существует лишь благодаря диаспоре. И если ее отнять, что же вообще останется в этом патриархате?».

Кроме того, рост эмиграции побуждает Церкви некоторых стран (например, румынскую, сербскую и русскую) укреплять свои юрисдикции на Западе. Как объясняет Николя Бер, глава Православного братства, эти Церкви «не хотят утратить контакта с эмигрантами. Перед нами стоит вопрос, — продолжает Бер, — как создать поместную Церковь, не оборвав при этом связей с каждой Церковью-матерью». В то же время новые эмигранты (общины которых нередко возглавляют высокообразованные священники) сами начинают включаться в ситуацию и задаваться вопросом о поместной Православной Церкви.

Наконец, есть еще одна трудность: отношения с Католической Церковью. Московский патриархат весьма неодобрительно отнесся к восстановлению в России католической иерархии. По словам Николя Бера, «новый Патриарх Кирилл воспринимает Папу как патриарха Запада, не желающего придания официального статуса православной организации, которая противостоит ему в диалоге». По сути дела, принцип «в одном городе – один епископ», подразумевающий недопустимость существования католических юрисдикций на «канонических православных территориях», может быть обращен против самих православных при их попытках создать свою организацию на Западе. В то же время, многие православные воспринимают создание поместной Церкви в Европе лишь как переходный этап на пути к чаемому воссоединению католиков и православных – как на Западе, так и на Востоке.

Николя Сенез

Православные общины в Европе

Статистика
Точных данных о количестве православных в Западной Европе не существует, различные оценки расходятся.

Ниже приводятся данные об общем числе православных (без учета юрисдикции) в отдельных странах:

Германия – около 1,2 млн.
Франция – от 300 до 500 тыс., в их числе значительная интеллектуальная прослойка, например, выпускники Свято-Сергиевского института в Париже
Италия – от 200 до 600 тыс.
Великобритания – от 250 до 300 тыс.
Швейцария – 132 тыс.
Бельгия – от 70 до 80 тыс.
Швеция – от 50 до 60 тыс.
Нидерланды – 20 тыс.
Юрисдикции

В Западной Европе имеют свои юрисдикции 6 патриархатов:

Константинопольский Вселенский патриархат (к нему принадлежат греки и те русские, которые отделились от Московского патриархата в 1930 году),
Антиохийский патриархат (арабы),
Московский патриархат (русские, в том числе члены Русской Православной Церкви Заграницей, отделившейся от Москвы в 1920 году и воссоединившейся с ней в 2007-м),
Сербский патриархат (сербы),
Румынский патриархат (румыны),
Болгарский патриархат (болгары),
Грузинская Церковь
Православные Церкви и Евросоюз

Рост Евросоюза привел к тому, что в него вошли страны с традиционно православным населением. Таким образом, в рамках ЕС оказались:

Элладская Православная Церковь (с 1981 г.),
Константинопольский Патриархат, имеющий юрисдикцию над епархиями Крита и Родоса (с 1981 года),
Финляндская автономная Церковь (с 1995 г.),
Кипрская, Чехословацкая и Польская Церкви, Московский патриархат (епархии в Латвии и Литве), Эстонская автономная Церковь (с 2004 г.),
Румынский и Болгарский патриархаты (с 2007 г.)

Человеку, знакомому с русскими церковно-архитектурными стилями, непривычно видеть в Западной Европе православный храм. Но такие присутствуют в странах, где православных верующих не очень много. Следует заметить, что кроме русских церквей, на Западе немало также греческих и сербских, а их архитектура часто отличается от нашей. Да и, зайдя в греческий храм, его можно перепутать с католическим – греки сидят на службе, и лавки расположены в храмах практически так же, как и у латинян.

Храмы Русской Православной Церкви есть почти во всех странах Европы. Это или старые храмы, построенные еще при царской России, или храмы, возведенные эмигрантами, или храмы современные, недавно построенные. Кроме того, некоторые храмовые здания арендуются у католиков, или вообще церкви находятся в простых домах.

Имперская Россия строила храмы, в основном, для работников посольств и консульств. Храмов, построенных в дореволюционное время, множество. Таковы, например, Собор святителя Николая Чудотворца в Вене, Церковь Преображения Господня в Баден-Бадене, Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене, Храм-памятник русской славы в Лейпциге, Собор святителя Николая Чудотворца в Штутгарте, храм апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, Храм Святой Александры в Ирёме (Венгрия), Церковь Александра Невского в Копенгагене, Храм Христа Спасителя в Осло, Крестовоздвиженский собор в Женеве.

Особый интерес вызывает Часовня Святого Георгия в поселке Нейден, в Северной Норвегии. Внутренние размеры ее очень малы, всего на всего 3,55 на 3,25 м. Но возраст! – по преданию построена она в 1565 году. Анализ древесины, из которой сооружена часовенка, показал что возраст ее более двухсот лет.

Хоть Италия и считается самой католической страной Европы, даже там можно найти немало православных храмов. Даже в Риме можно найти православные храмы, такие, например, храм святителя Николая Чудотворца и храм великомученицы Екатерины. Особенно красивы храмы Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции и Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо.

Франция – страна революций, католицизма, красоты. Эта страна приняла множество эмигрантов после Октябрьской революции в России. Те, кто эмигрировал в Сербию, говорили: «Югославия приняла монархистов, а Франция людей, более согласных с демократией, и так, или иначе, поддержавших революцию». Но после победы над гитлеровской Германией в Югославии воцарился коммунизм, и многим из них пришлось вновь переезжать, и теперь, в большинстве своем, во Францию. В те времена и основываются самые знаменитые русские приходы в Западной Европе — это кафедральный храм Трех Святителей Корсунской епархии Русской Православной Церкви и Сергиевское подворье, включающее в себя храм и богословский институт, хотя храм и русский, принадлежит он Западноевропейскому экзархату Русских приходов Константинопольского патриархата. Кроме того, в Париже есть старый знаменитый Александро-Невский кафедральный собор, так же, как и подворье принадлежащий Константинопольскому патриархату. С 1983 года здание этого собора охраняется французским государством как исторический памятник.

Кроме Парижских храмов, очень красивы и заслуживают отдельного внимания, Николаевский собор в Ницце и Архангело-Михайловская церковь в Каннах.

Трудами знаменитого митрополита Сурожского Антония (Блум), Великобритания стала одной из самых православных стран Запада. Интересен факт, что в начале XX века между православными, в частности Московским Патриархатом, и англиканами, шли переговоры о принятии англикан в Православие на правах отдельной Английской Церкви. Но началась первая мировая война, а затем революция в России и благие планы о объединении не смогли воплотиться в жизнь.

Кафедральный Собор Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне строился, и первое время был как англиканский храм Всех Святых, а в 1956 году храм арендовала православная община Русской православной церкви, существовавшая здесь ещё с 1741 года. Успенский собор в Лондоне, построенный в неорусском стиле и освященный в 1999 году, является также кафедральным собором Великобританской и Ирландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей.

Новые храмы, построенные в эпоху послереволюционную, возводились в основном людьми, бежавшими от «красного террора». Таковы, например: Церковь в честь святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, построенная в 1950 году; Воскресенский собор в Берлине 1938 года, Церковь святых апостолов Петра и Павла в Люксембурге, возведенная 1982 году, женский Монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение», расположенный в местечке Траверс во Франции, основанный в 1988 году.

Очень интересна и необычна архитектура Успенского собора в Будапеште. Построен он был сербами в 1801 году, несколько раз перестраивался, пострадал во время Второй мировой войны. А после по просьбе прихожан перешел в юрисдикцию Московского Патриархата.

Много приходов не имеет своих храмов, и церковной общине приходится арендовать помещения для совершения служб, часто это бывают католические храмы. Так, например, в Португалии нет ни одного типового храма, но действует семь приходов Русской Церкви. А в Испании множество приходов, но только церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде имеет православную архитектуру, но строительство начато в 2013 году и еще не завешено.

Часто человеку, попавшему в чужую среду, малая и дома часто не заметная вещь может послужить большим утешением, навеять ностальгические чувства скучающему по родине, обрадовать ищущего знакомых нот в музыке чужих культурных творений. В таких случаях православный храм часто вызывает именно эти чувства у людей из стран с преобладанием православной составляющей культуры. Хотя, конечно, не в том задача церквей, чтобы утешать ностальгические чувства, но часто именно это приводило эмигрантов к Церкви. Ну, а для коренных жителей православная диковина тоже часто являлась начальным этапом в перемене жизни на православный лад.

Ссылка на основную публикацию