Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

Владимирская икона Богоматери, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, святой апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Когда богомудрый писатель принес эту и другие две иконы, написанные им, к Пресвятой Богородице, то Она, воззрев на них, повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «отныне ублажат Мя вси роди», присовокупив: «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих трех икон по преданию и есть икона ныне именуемая «Владимирской».

В половине V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в половине XII в. прислана Константинопольским Патриархом в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и поставлена была в девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода, Андрей Юрьевич, отправляясь на север, чтобы там утвердить независимое владение, взял с собой чудотворную икону Богоматери. На пути служились молебны и от иконы совершались чудеса. Когда приближались к берегу Клязьмы, кони, везшие св. икону, вдруг остановились и не могли двинуться вперед ни на шаг. После усердной молитвы пред святой иконой, князь получил во сне повеление Богоматери поставить Ее икону во Владимире. Назвав это место «Боголюбивым», потому что «Бог возлюби» это место, князь Андрей создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена святая икона, а впоследствии основал здесь женский монастырь и город Боголюбов.

Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерьВ 1160 году святая икона была перенесена во Владимир во вновь отстроенный и богато украшенный Владимирский храм, и с того времени стала называться «Владимирской», беспрерывно усугубляя свою славу новыми чудесами. По молитве пред этой св. иконой кн. Андрей Боголюбский победил поволжских болгар. В 1173 г., по убиении князя Андрея, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил г. Боголюбов и Владимир, священник Николай, прибывший с князем из Вышгорода, в полном облачении обошел с Владимирской иконой по улицам города и мятеж утих. В 1185 г. (13 апреля.), во время пожара, истребившего Владимирский собор со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимой. В 1395 г. чудотворная Владимирская икона была перенесена в Москву, где с того времени и пребывает.

Празднество в честь Владимирской иконы совершается 23 июня (6 июля) в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462-1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.

Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский. В продолжение нескольких веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица не раз во время опасности от вражеских нашествий являла Свою благодатную помощь. Перед этой святой иконой совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, а при избрании русских митрополитов «жребии избираемых клались на пелену в киоте Владимирской иконы — символ общей надежды, что Богоматерь сама укажет угодного Ей человека».

И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.

Существует множество списков и копий Владимирской иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Ростовская, Владимирская Красногорская, Владимирская Чугуевская и многие другие), все они являют чудеса, знамения и благодеяния, изливаемые Богоматерью на русскую землю.

Источник: http://vladimirsobor.spb.ru/pervaya-russkaya-svyatynya/

Если зайти в православный храм, то первое, что мы отметим в его убранстве, это иконы — изображения христианских святых или сцены из Нового или Ветхого заветов. На Руси сложилась традиция особого отношения к иконам, на которых изображена Богородица. Они носят разные названия, связанные чаще всего с местом их явления или хранения. В чем же причина особого отношения к Божией Матери? И почему иконы Казанской, Смоленской и Владимирской Божией Матери снискали особое почитание у православных россиян?

Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь

Слово «икона» происходит от древнегреческого слова ейкон/ εἰκών eikốn — в значении «образ», слово, в свою очередь, образовано от древнегреческого глагола eikô — «быть похожим».

Богословы и религиозные философы, рассматривая такое явление, как икона, признавали его глубину и неоднозначность при кажущейся простоте и даже, возможно, примитивизме изображения.

В Ветхом завете было запрещено создание изображений как видимых объектов поклонения, о чем говорилось во второй заповеди Декалога. Но уже в собственно христианские времена изображения стали вводиться в религиозную практику — это христианские символы на стенах катакомб, когда первые гонимые христиане тайно исповедовали свою веру.

Иконы, появившиеся в религиозной практике, какое-то время отвергались иконоборцами, однако VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, принял догмат об иконопочитании. С тех пор иконы стали свободно применяться в богослужении. Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь)
Фото: ru.wikipedia.org

Есть особый символический язык икон — язык красок, язык изображаемых жестов. Икона не является картиной или простой иллюстрацией библейского сюжета. Зерно феномена иконы лежит в единстве образа и первообраза. Образ — это само изображение, наглядное и в то же время символичное, а первообраз — эта та духовная субстанция, которая стоит за образом.

Чтобы понять природу особого отношения русских православных христиан к Богородице, надо осознать, кем прежде всего виделась им Дева Мария. Она прежде всего — мать Богомладенца. И у Божией Матери, как и у своей матери, человек ищет заступничества, понимания и прощения. А Иисус Христос, как любящий сын, будет готов исполнить то, о чем просит его Богородица. «Заступница», «защитница», «спасительница» — так именуется Божия Матерь в обращенных к ней молитвах.

Почитание Богоматери совершается в первую очередь через иконы. Только в церковном календаре числится около трехсот богородичных икон. Но особое место среди них занимают Казанская, Смоленская и Владимирская иконы Божьей Матери. Это связано с явлением великой духовной поддержки, когда сильнейшие исторические кризисы разрешались в пользу русского народа.

Смоленская икона

Такой тип образа, как на Смоленской иконе Богородицы, называют еще Одигитрией (Путеводительницей). Икона пришла на Русь из Греции.
Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь Смоленская икона Божией Матери
Фото: Дионисий, 1482 г., ru.wikipedia.org

По преданию император Константин благословил этой иконой брак своей дочери Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес икону из Чернигова в Смоленск и поместил ее в соборном храме Успения Богородицы. Там икона стала именоваться Смоленской.

В 1239 году после молитвенного обращения народа к Богородице случилось избавление Смоленска от набега отряда хана Батыя: объективно силы были на стороне хана, но татары так и не напали на город.

Не раз Смоленскую икону привозили в Москву. Икона была вынесена перед русским войском в 1812 году накануне Бородинской битвы. Перед занятием Москвы французами Смоленскую икону перенесли в Ярославль и после окончательной победы вернули в Смоленск. Это одна из древнейших богородичных икон на Руси.

Казанская икона

Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.

Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы. Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь Казанская икона Пресвятой Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org

В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.

Владимирская Божия Матерь

Древний оригинал иконы хранится в Москве, в Третьяковской галерее, в храме-музее Святителя Николая. Изначально он находился в Иерусалиме, по преданию этот образ создал апостол Лука, видевший живую Деву Марию.

В V веке образ перевезли в Константинополь. И в начале XII века патриарх Константинополя подарил икону князю Мстиславу. На Руси местом ее хранения стал сначала Вышегорский монастырь рядом с Киевом. Позже по чудесному волеизъявлению икона избрала местом своего пребывания город Владимир. Владимирская икона божией матери; собор владимирской иконы божией матери, владимирская божья матерь Владимирская икона Божией Матери
Фото: ru.wikipedia.org

Особо мощно икона явила свою помощь в спасении Москвы от Тамерлана и при так называемом стоянии на Угре, в 1480 г.

Перед иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля помазывали государей на царство и совершали избрание патриархов.

Тип силуэта Богоматери, держащей на руках младенца-Христа, по-гречески называется «елеуса», что означает — милующая. На иконе Богородица прижалась своей щекой к щеке сына, этот жест безграничной любви выражает всю суть отношения Божией Матери к Богомладенцу и глубже — суть отношения ко всем людям.

Праздники в честь этих икон совершаются:

  • В честь Казанской иконы — 21 июля (8 июля по старому стилю), 4 ноября (22 октября).
  • День Смоленской иконы празднуется 10 августа (28 июля).
  • Икону Владимирской Божией Матери чествуют 3 июня (21 мая), 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).

Источник: http://shkolazhizni.ru/culture/articles/99691/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector