Виленская икона божией матери

Размещение информации на любую тему.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 4138
  • |Видео 958
  • |Мероприятия 1

28 февраля – день памяти Виленской и Далматской икон Божией Матери.

Далматская икона является списком (копией) иконы «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Названа по имени инока Далмата – основателя Успенского Далматовского монастыря в Пермской губернии.
В первой половине XVII столетия тобольский дворянин Димитрий Иванович Мокринский, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Поскольку он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом.
Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 году он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.
Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся построить обитель, он с воинами отправился к подвижнику, собираясь изгнать его. На ночлег Илигей остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно на него напасть. Ночью Илигею явилась Божия Матерь в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого видения татарин смиренно пришёл к Далмату и отвёл ему землю для монастыря.
Монастырь несколько раз подвергался нападениям. В 1664 году обитель была сожжена сибирским ханом Дивлет-Гиреем, но чудотворная икона Божией Матери осталась невредимой. В 1707 году архимандрит Исаак восстановил монастырь и выстроил каменный храм, где и был поставлен чудотворный образ Богородицы.
После революции 1917 года Далматский монастырь был разрушен, чудотворный образ бесследно исчез. В настоящее время Свято-Успенский Далматский мужской монастырь (ныне это Курганская область) возрождается, и для него написана новая Далматская икона Божией Матери.

Виленская икона Божией Матери

Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Празднования иконе совершаются 27 апреля и в честь перенесения иконы в Вильно (Вильнюс, польск. Wilno; до 1939 года официальное русское название — Вильна) — 28 февраля.
На протяжении долгих лет Виленская икона Божией Матери была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. 12 ноября 1472 года в Москву из Рима прибыла Зоя Палеолог, которая после венчания с великим князем Московским Иваном III Васильевичем (1440—1505) приняла имя Софья. Считается, что она-то и перевезла икону в Москву.
В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.
Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Виленском Пречистенском соборе, над её гробницей.
История подсказывает, что после смерти Елены, когда родовые связи с Москвой оказались утраченными, русские цари дважды предпринимали попытку вернуть икону. Первый раз в 1569 году во время Ливонской войны царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
В 1655 году после взятия Вильно войсками царя Алексея Михайловича по его приказу были предприняты усилия найти и вернуть свтыню, но она уже была вывезена в монастырь Кёнигсберга.
По прошествии времени икона Божьей Матери Виленская была возвращена в Вильно, где пребывала в Пречистенском соборе до середины XVIII века. В последствии она была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Божией Матери, именуемой Остробрамской.
В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.
Икона Божьей Матери Виленская известна своими многочисленными исцелениями страждущих. Пред нею молятся об облегчении и исцелении тяжких недугов.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская», чтимая в Виленском Свято-Троицком монастыре

К кому возопию, Владычице?

К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?

Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?

Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская», глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево!

Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская», глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Ви́ленская ико́на Бо́жией Ма́тери — древний образ Богородицы, по преданию, написан евангелистом Лукой.

Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии, в 1472 году икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III. Существует также версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю Московскому от князей Галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров.

В 1495 году великий князь Иван III благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче её замуж за великого князя Литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля (15 февраля по старому стилю). После смерти Елены икону поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

Дважды русские цари пытались возвратить себе икону:

  • во время Ливонской войны в 1569 году за её возврат обещали отпустить 50 пленников;
  • после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг).

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии, в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

Празднование иконы совершается 15 (28) февраля и 14 (27) апреля (память её перенесения в Вильно).

Виленская икона Пресвятой Богородицы была написана рукой евангелиста Луки.

Некоторое время икона находилась в палестинских землях, а потом оказалась в Константинополе — в императорской семье. Образ считался святыней рода и назывался Цареградским или Иерусалимским. Далее его история связана с Русью. Когда дочь императора София Палеолог переезжала в Москву в 1472 году, то взяла образ с собой.

Этим чудотворным образом благословляли на брак с литовским королем Александром Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна. Вскоре икону торжественно перенесли в столицу Литвы — город Вильну. День перенесения стал днем памяти образа.

Когда на российский престол взошел Иоанн Грозный, он предпринял попытку вернуть икону в Белокаменную. В обмен на чудотворный образ царь предложил тогдашнему королю Сигизмунду содержавшихся в Москве пленников — 50 представителей литовской знати. Однако правитель ответил отказом: православные и униатские епископы ратовали за то, чтобы икона осталась в Вильне. В то время она находилась в храме в честь Предтечи и Пророка Иоанна, где уже была похоронена княгиня Елена, — прямо над ее гробницей.

Здесь икона хранилась до середины XVIII века. Со временем Пречистенский храм перешел к униатам, и вместе с митрополией православные перенесли образ в виленский Свято-Троицкий монастырь. Почти столетие икона пребывала в обители, находившейся в ведении католиков-базилиан. К православным она вернулась в 1839 году, вместе с возвращением монастыря в честь Святой Троицы. Спустя некоторое время икону обновили (изначально чудотворный образ был написан на соединенных вместе досках, вырезанных из разных пород дерева: две посередине из кипариса, две по бокам — из березы).

Когда в России началась Первая мировая война, Вильна (ныне Вильнюс) входила в прифронтовую линию, и многие православные святыни были вывезены из города. Виленский образ, а также святые мощи мучеников Евстафия, Антония, Иоанна привезли на хранение в Москву, в Донской монастырь. Однако спустя некоторое время святыни исчезли. Доподлинно не известно, при каких обстоятельствах пропала икона и где теперь может быть. Сейчас в Вильнюсе, в Свято-Духовом монастыре, находится копия чудотворного образа.

Запись опубликована · 27 апреля, 2012

1 992 просмотра

Виленская икона божией матери

Виленская икона Божией Матери

«Иерусалимская» или «Цареградская»). Согласно одной версии, из К-поля в Москву В. и., семейная реликвия визант. императоров, прибыла в 1472 г. с Софьей Палеолог, буд. супругой вел. кн. московского Иоанна III Васильевича. По др., менее признанной, В. и. перешла к московским князьям от князей галицких, титулованных королей Червонной Руси, к-рые в свою очередь получили ее в дар от визант. императора. Появление В. и. в Вильно связывают с прибытием туда 15 февр. 1495 г. московской кнж. Елены Иоанновны, к-рая, вступая в брак с вел. кн. литов. Александром, привезла с собой из Москвы икону Божией Матери — благословение ее родителей, вел. кн. Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог. В Вильно В. и. первоначально находилась в княжеском замке в покоях вел. кнг. литов. и кор. польск.

Елены Иоанновны. После смерти вел. княгини (24 янв. 1513), согласно завещанию, икона была помещена над ее гробницей в виленском кафедральном правосл. Успенском (Пречистенском) соборе — резиденции митрополита Киевского и Литовского, одном из древнейших правосл. храмов Вильно, построенном вел. кн. литов. Ольгердом (освящен в 1358). Существует мнение, что В. и. была передана раньше в Пречистенский собор самой Еленой Иоанновной.

В результате провозглашения в 1596 г. Брестской церковной унии большинство правосл. храмов в Вильно стали униатскими. В 1608 г. униатским стал и Пречистенский собор. Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 г. временно перенесли ее вместе с др. церковными драгоценностями и реликвиями из Пречистенской в ц. свт. Николая, построенную в 1514 г. кн. Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская ц. в 1609 г. также стала униатской, и В. и. была возвращена на место своего первоначального пребывания — в Пречистенский собор. В 1610 г. собор горел, в 1612 г. восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 г. была перемещена из него в Свято-Троицкую ц. виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , перешедшего к униатам еще в 1609 г. О нахождении В. и. в Троицкой ц. в XVII в. свидетельствует завещание 1652 г. Алексия Дубовича, архим. Троицкого мон-ря, согласно к-рому в мон-рь делался вклад в 100 злотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой ц. перед В. и. каждую субботу акафиста (возможно, перенесение В. и. совершилось позднее и было вызвано запустением Пречистенской ц., о чем свидетельствуют надпись 1748 на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого мон-ря за 1775).

Во время русско-польск. войны (1654-1667) царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения В. и. из Вильно в Москву: рус. войска заняли Вильно в 1655 г., а в 1657 и 1658 гг. кн. Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски В. и., оказавшиеся безуспешными (нек-рые исследователи XIX в. ошибочно полагали, что кн. Шаховской искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери). Как показало проведенное рус. администрацией Вильно в 1658 г. следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по р. Вилии на лодке-витине в Крулевец (Кёнигсберг) и спрятана там униатскими монахами. После 1661 г. она была возвращена в Вильно. В. и. временно покидала Вильно и в годы Северной войны (1700-1721) — вместе со своим драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого мон-ря в дек. 1701 г. в жировицкий Успенский мон-рь.

В Троицкой ц. В. и. была помещена в киот, устроенный в сер. XVII в. на средства виленского бургомистра Юрия Павловича. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения (по др. источникам — Покрова Пресв. Богородицы). После пожара в Вильно в 1706 г., истребившего все убранство Троицкой ц., но не повредившего В. и., униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 г. новый, резной деревянный киот, а в 1713 г. вызолотило его. В Троицком мон-ре В. и. находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 г., и после ликвидации унии в 1839 г. По указанию Литовского архиеп. Иосифа (Семашко) в 1851 г. для Троицкой ц. взамен старой (униатской) алтарной преграды худож. Иваном Хруцким, сыном белорус. униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд к-рого, слева от царских врат, была помещена В. и. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед В. и. совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеления от болезней верующие украшали В. и. многочисленными приношениями — подвесками и серебряными пластинами.

После поражения Польского восстания 1863-1864 гг. прославление В. и. приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо-Западного края. В этом аспекте история В. и. стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом нац. освобождения для католиков и православных (бывших униатов) Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных В. и., обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее правосл. корни. Архим. Иосиф (Соколов) в книге, посвященной Остробрамской иконе Божией Матери, опубликовал и текст молитвы к Божией Матери с просьбой о покровительстве имп. дому, читаемой в виленском Троицком мон-ре перед В. и.

В. и. (размер 134,5´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте — с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука младенца со свитком лежит на его коленях, но его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе.

Виленская икона божией матери

Виленская икона Божией Матери

С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл. реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России. В авг. 915 г. В. и. вместе с мощами 3 Виленских правосл. мучеников была вывезена в московский Донской мон-рь, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Статья из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004

Источник и продолжение :

Видеосюжеты телекомпании «Радость моя» посвящены некоторым святым Русской Православной Церкви, а также церковным праздникам и особо чтимым иконам. Повествование ведётся в доступной для каждого форме, что делает возможным использование видеоматериала в образовательных целях, а также для семейного просмотра

Согласно Церковному Преданию, первые иконы Божией Матери были написаны апостолом и евангелистом Лукой. Пречистая Дева одобрила их, сказав: «Благодать Родившегося от меня и моя да пребудет с ними», что подтверждается богослужебными текстами в честь некоторых икон Божией Матери. Виленская икона Божией Матери «Одигитрия» издревле считалась одной из святынь Великого Княжества Литовского, наряду с другой известной Остробрамской иконой Божией Матери.

Виленская икона Божией Матери
Виленская икона божией матери
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение неизвестно
Дата празднования 15 (28) февраля и 14 (27) апреля

Ви́ленская ико́на Бо́жией Ма́тери — древний образ Богородицы, по преданию, написан евангелистом Лукой.

Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии, в 1472 году икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III. Существует также версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю Московскому от князей Галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров.

В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче её замуж за великого князя Литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля (15 февраля по старому стилю). После смерти Елены икону поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

Дважды русские цари пытались возвратить себе икону:

  • во время Ливонской войны в 1569 году за её возврат обещали отпустить 50 пленников;
  • после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг).

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии, в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

Празднование иконы совершается 15 (28) февраля и 14 (27) апреля (память её перенесения в Вильно).

Литература

  • Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринт. изд. — СПб. : Вера, 1997. — С. 320—321.
  • Пискун Ю. А.Виленская одигитрия икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 475—476. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
  • Просиявшая Виленская Одигитрия. Материал о Виленской иконе Божией Матери

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Остробрам­ская (Ви­лен­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней Виль­ны. Празднование чудотворной иконы совершается 8 января и 27 апреля.

Ико­на на­пи­са­на на ду­бо­вой дос­ке, Пре­чи­стая Де­ва изо­бра­же­на в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния.

Образ оди­на­ко­во по­чи­та­ет­ся и пра­во­слав­ны­ми, и ка­то­ли­ка­ми.

Со­хра­ни­лось несколь­ко пре­да­ний, по­вест­ву­ю­щих об ис­то­рии про­ис­хож­де­ния об­ра­за. Со­глас­но од­но­му из них, ико­на бы­ла при­не­се­на из Кор­су­ни ве­ли­ким кня­зем Оль­гер­дом и по­да­ре­на пер­вой су­пру­ге Ма­рии. Вто­рая су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя, Иули­а­ния, пе­ре­да­ла ико­ну в Тро­иц­кую цер­ковь, от­ку­да об­раз по­пал в ча­сов­ню у ост­рых во­рот.

Виленская икона божией матери

Дру­гое пре­да­ние го­во­рит о том, что ико­на бы­ла при­сла­на Оль­гер­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом, ко­гда тот узнал о при­ня­тии Оль­гер­дом хри­сти­ан­ства.

По тре­тье­му ис­точ­ни­ку, чу­до­твор­ная ико­на са­ма чу­дес­но яви­лась на Ост­рых во­ро­тах 14 ап­ре­ля 1431 года. Несо­мнен­но од­но – в 1431 го­ду ико­на уже на­хо­ди­лась в ча­совне близ Тро­иц­кой церк­ви в Рус­ском (или Остром) кон­це го­ро­да Виль­ны и име­но­ва­лась Кор­сун­ской.

В 1498 году в Вильне в свя­зи с воз­ник­шей опас­но­стью на­па­де­ния та­тар бы­ли за­ло­же­ны но­вые го­род­ские ка­мен­ные сте­ны, со­ору­же­ны во­ро­та с баш­ней, над ко­то­рой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. На эту ча­сов­ню (сна­ру­жи) и бы­ла по­ме­ще­на Кор­сун­ская ико­на, об­ра­щен­ная ли­ком ко вхо­дя­щим в го­род. Так как ча­сов­ня бы­ла со­ору­же­на в «остром» кон­це го­ро­да над во­ро­та­ми, то и на­зва­ние ико­ны по­сте­пен­но за­ме­ни­лось но­вым: она ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­во­рот­ной или Остробрам­ской (бра­ма – во­ро­та).

Во вре­ме­на унии об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­шел сна­ча­ла в соб­ствен­ность ба­зи­ли­ан, а за­тем, при­бли­зи­тель­но в 1624 го­ду, кар­ме­ли­тов, за­хва­тив­ших и ча­сов­ню и ико­ну в свои ру­ки. В 1671 году кар­ме­ли­ты устро­и­ли вме­сто преж­ней (вет­хой) ча­сов­ни но­вую и, уста­нав­ли­вая в ней ико­ну, об­ра­ти­ли ее ли­ком к ко­сте­лу и го­ро­ду.

Виленская икона божией матери

По­сле страш­но­го по­жа­ра Виль­ны в 1714 году, ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Те­ре­зин­ский ко­стел, но через 30 лет, ко­гда ча­сов­ня бы­ла вновь от­стро­е­на, она вновь обосновалась над во­ро­та­ми. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия ба­зи­ли­ане пы­та­лись вернуть ико­ну в свою соб­ствен­ность, спор до­шел до Ри­ма, и па­па по­ве­лел оста­вить ико­ну на по­пе­че­нии оби­те­ли кар­ме­ли­тов, так как она на­хо­ди­лась бли­же к ча­совне, в ко­то­рой пре­бы­вал свя­той об­раз.

В 1812 году ико­на бы­ла немно­го по­вре­жде­на фран­цу­за­ми, а в 1829 году была от­ре­ста­ври­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832 году кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.

Молитва ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри Остробрам­ская (Ви­лен­ская)

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Память иконы Божией Матери Виленская

Виленская икона Божией Матери — одна из древнейших. Она, согласно преданию, была написана святым евангелистом Лукой.
Долгое время икона была родовой святыней греческих

императоров в Константинополе.

По наиболее распространённой версии, в 1472году икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III. Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров.
В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра.

Брестская уния и утрата иконы

После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

Попытки возвратить икону

Дважды русские цари пытались возвратить себе икону:
во время Ливонской войны в 1569 году за её возврат обещали отпустить 50 пленников;
после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец (Кёнигсберг).
В Троицкой церкви Виленская икона была помещена в киот, устроенный в середине XVII века на средства виленского бургомистра Юрия Павловича. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения (по другим источникам – покрова Пресвятой Богородицы). После пожара в Вильне в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его.

В Троицком монастыре

В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединении Вильны к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа (Семашко) в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой (униатской) алтарной преграды художником Иваном Хруницким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иеконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями – подвесками и серебряными пластинами.

После поражения Польского восстания

После поражения Польского восстания 1863 – 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо – Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери (см. здесь: sojuzrus.lt/rarog/publicistika/145-zagadka-ostroy-bramy-i-ee-madonny.html — ред.), являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных (бывших униатов) Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни. Архимандрит Иосиф (Соколов) в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой.

Виленская икона (размер 134,5х90 см) была написана на 4 досках (2 центральные кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте – с Младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе.

Чудеса

На протяжении 400-летнего пребывания в Вильне Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 году из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. Одежды Богоматери и Младенца были серебряными с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали два чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне Младенца было три драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в том числе вотивные 1758 и 1759), на одной из которых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно великой княгини Елены Иоанновны).

В архивных документах 1701 и 1781 годов перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на Виленской иконе, в том числе у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца – 33 нитки бисера. В 1866 году оклад демонтировали, оставив только басменную раму на полях иконы.

Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму.

В том же году художник В. Васильев провел реставрационную расчистку Виленской иконы.
С началом Первой мировой войны, русские правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных православных реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России.

В августе 1915 года Виленская икона вместе с мощами трех Виленских православных мучеников была вывезена в московский Донской монастырь, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона. Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 году привезли в Донской монастырь и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.

Виленская икона божией матери

Виленская икона Божией Матери принадлежит к древнейшим иконам Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, писана она при жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой и перенесена из Палестины в Константинополь. Следствием этого являются наименования иконы «Иерусалимская» или «Цареградская«.

История образа: Существует две версии прибытия из Константинополя в Москву Виленской иконы Божией Матери. Согласно одной, эту семейную реликвию Византийских императоров привезла в Москву Софья Палеолог в 1472 году перед бракосочетанием с великим московским князем Иоанном III Васильевичем.

Согласно второй версии, которая считается менее признанной, Виленская икона Божией Матери перешла московским князьям от галицких князей, которые в свою очередь получили ее от Византийских императоров.

В Вильно, по которому икона стала именоваться, Виленская икона Божией Матери была привезена московской княжной Еленой Иоанновной при вступлении в брак с великим князем литовским Александром, как благословение ее родителей, великого князя Иоанна III и Софьи Палеолог.

Виленская икона Божией Матери пребывала в княжеском замке. После смерти княгини литовской и королевы польской Елены Иоанновны в 1513 году чудотворная икона была помещена над ее гробницей в Виленском кафедральном православном Успенском (Пречистенском) соборе.

Собор этот, древнейший православный храм Вильно, был построен великим князем Ольгердом в 1358 году и являлся резиденцией митрополита Киевского и Литовского. После провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии, собор перешел к униатам.

Пытаясь сохранить святую икону, православные несколько раз переносили святыню то в церковь святителя Николая, то снова в Пречистенский собор, пока наконец она была помещена в Свято-Троицкую церковь Виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, где она пребывала до августа 1915 года.

В Виленском монастыре хранились две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Виленская и Остробрамская, которую, впрочем, тоже именуют Виленской по месту нахождения. Остробрамская икона Божией Матери была привезена из Херсонеса в Вильно в 1363 году великим князем Ольгердом.

Во время эвакуации церковного имущества Виленскую икону Божией Матери вывезли из Вильны. Местонахождение святого образа в настоящее время неизвестно.

Дважды московская сторона пыталась вернуть святыню в Москву. Первый раз — в 1569-1570 годах во время Ливонской войны велись переговоры об обмене иконы на 50 пленных представителей знатных литовских родов. Однако, предложение было отвергнуто.

В период русско-польской войны (1654-1667 годы) царем Алексеем Михайловичем была предпринята вторая попытка возвращения чудотворного образа в Москву. По поручению царя князь Михаил Шаховской проводил поиск иконы, но безуспешно. Она была вывезена из Вильно по реке Вилии и спрятана виленским мещанином Юрием Селедчиком.

Виленская икона божией матери

Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках ( 2 центральных кипарисовых и боковых липовых).

Судя по сохранившимся графическим изображениям иконы в изданиях второй половины XIX века, она наиболее близка по иконографическому изводу Иерусалимской иконе Пресвятой Богородицы, но в зеркальном варианте — с младенцем на левой руке.

Близкое сходство есть и с Грузинской и Тихвинской иконами Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка Богомладенца развернута обнаженной пяткой наружу. Левая рука Божественного Младенца, держащая свиток, лежит на Его коленях.

Но Его благословляющая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. Виленская икона Божией Матери была помещена в киот, устроенный в середине XVII века. Он несколько раз переделывался и поновлялся.

За помощь и исцеления, которых было великое множество, Виленская икона Божией Матери украшалась верующими многочисленными приношениями — подвесками, серебряными пластинами, драгоценными камнями. За 400-летнее прибывание в городе Вильно чудотворная икона была украшена очень богато.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении от телесных и духовных болезней, о защите от напастей, в различных бедах.

Празднование: 15 / 28 февраля и 14 / 27 апреля

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленская», глас 4

Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая, Пречи́стая Богоро́дице Де́во! Мо́лим Тя́ пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м, да я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́, та́ко и ны́не на́с от вся́ких бе́д и напа́стей ми́лостивно изба́ви и спаси́ души́ на́ша, я́ко Милосе́рдая.

Перевод: Преблагая и Скорая Заступница всех верующих, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты — Милосердная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленская», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х благода́рственная воспису́ем Ти́, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже ди́вную побе́ду на ага́ряны правосла́вным дарова́ла еси́.

Спросите тех, кто отличает Вильнюс от Риги: «Что вы знаете о религии в Литве?». В результате выяснится, что более-менее общеизвестны два факта: 1. Литва – страна католическая; 2. Она самой последней в Европе приняла христианство. «А до этого?» До этого, по мнению многих, по дремучим лесам бродили угрюмые жрецы с всклокоченными бородами, одним словом – беспробудное язычество. А потом вдруг бац! и наступило христианство.

Виленская икона божией материНу, такой бац может произойти с отдельно взятым человеком, и то не с каждым. А с целым народом такого не бывает. Значит, этому предшествовала какая-то подготовка, определенная часть литовцев была хорошо знакома с учением Христа. Тысячу семь лет назад святой Брунон с проповедью Благой вести до Литвы не дошел. Его, как семь лет назад стало известно широкой мировой общественности, убили на границе Литвы и Руси. Но в XI веке миссионеры греческого обряда первыми начали осваивать эти земли, о чем свидетельствовали немецкие хроники, в частности, летопись епископа Петра Камеранского (а уж немцам-католикам приятней было бы писать о своих единоверцах; но против правды не попрешь).

Не стану рассказывать о православных корнях в Литве. Скажу лишь, что они древние и глубокие. Доказательством этого служит то, что шестеро литовцев причислены к лику святых Православной церковью, и ею же почитаются четыре чудотворные иконы Божьей Матери: Остробрамская, Сурдегская, Пожайская и Виленская. О последней и пойдет сегодня речь, т. к. день ее памяти 28 (15 по ст. ст.) февраля.

По преданию эта икона была написана самим евангелистом Лукой, точно так же, как и Владимирская, Ченстоховская, Киккская и др. По одной из версий, в Москву ее привезла Софья Палеолог, когда выходила замуж за великого князя Ивана III. По другой, москвичи получили ее от галицких князей, а тем, в свою очередь, образ подарил Константинопольский император. Но в любом случае Виленская икона пришла на Русь из Византии. В 1495 году дочь Ивана III и Софьи Елена Иоанновна выходит замуж за великого князя литовского Александра. Княжну на брак родители благословляют Виленской иконой. Хотя тогда она так еще не называлась. Елена приезжает в Вильнюс 15 (28 по н. ст.) февраля и привозит образ с собой. Это событие мы и празднуем с вами в это воскресенье.

В 1513 году Елена умирает, и по ее завещанию образ помещают над ее могилой в кафедральном Успенском (Пречистенском) соборе. Москве очень хотелось Виленскую вернуть. Во время Ливонской войны ее даже предлагали обменять на 50 представителей знатных литовских родов, взятых в плен. Но предложение было отвергнуто.

В 1596 году была подписана Брестская уния. В результате большинство православных храмов становилось униатскими. В 1608 г. очередь дошла до собора. Православные, дабы сохранить святыню у себя, переносят ее в Николаевскую церковь. Но через год и ее прибирают униаты к рукам. Образ вновь оказывается в Успенском соборе. Проходит еще год, и Пречистенский сгорает от пожара. Митрополичью кафедру переводят в Троицкий монастырь, а вместе с ней и икону. Здесь она находится до XVII века.

К этому времени, когда шла Русско-польская война (1654-1667), царь Алексей Михайлович пытается в очередной раз вернуть икону в Москву. Но она бесследно исчезает. Учинили розыск, и выяснилось, что виленский мещанин Юрий Селедчик увез Виленскую икону в Кенигсберг. Были и другие миграции. Но в конце концов образ оказался в Троицком монастыре. Тут ему сделали богатый киот, каждую пятницу служили молебен, украшали вотивами – дарами в благодарность за исцеления. Было их так много, что из серебряных приношений сделали оклад. Так его описывает исследователь истории Виленской иконы Ю. А. Пискун: «Одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне Младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички, на одной из которых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно, великой княгини Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на Виленской иконе, в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца — 33 нитки бисера».

После ликвидации унии в 1839 году Виленская икона вернулась к православным. Сделали новый оклад, а саму икону художник-реставратор В. Васильев расчистил.

Как же выглядел чудотворный образ? Вновь цитирую исследователя. «Икона (размер 134,5 х 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й половины XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте — с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе».

Во время Первой мировой войны Виленскую вместе с мощами Антония, Иоанна и Евстафия вывезли в Москву в Донской монастырь. Мученики вернулись на родину, а икона – нет. И о ее судьбе ничего не известно.

Но в Свято-Духовом монастыре, в приделе святых царей Константина и Елены, у самой солеи (это возвышение перед иконостасом) слева есть ее копия. И список этот тоже, как и пропавший оригинал, чудотворный.

Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви

Стань Писателем, Художником и Поэтом собственной жизни!

  • Главная
  • Аудио
    • Волшебная тетрадь
  • ГОРОСКОПЫ
    • Народный календарь
  • Деньги
  • Личное
    • Дети и родители
    • Любовь
  • Магия
    • Заговоры
    • Симорон
  • Мандалы
  • Молитвы
    • Иконы
    • Исцели себя молитвой
    • Сон Пресвятой Богородицы
  • ПОДАРКИ
  • Полезности
  • Притчи
  • Психология
  • Справочник
    • Лунный календарь
    • Магические свойства растений

Виленская икона Божией Матери

Дни празднования: 28 февраля (15 февраля по старому стилю) и 27 (14) апреля.

По одному из преданий, эта икона типа «Одигитрия» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Остробрамскую.

Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние выделаны из кипариса, а остальные из березы. В 1864 году она была подновлена.

В Первую мировую войну, в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь.Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.
Помимо распространённой иконы Виленская типа «Одигитрия» существует другой Виленский образ, о котором пишет Евгений Поселянин в книге «Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон»: «В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. Изображение её несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Её святые ангелы держат царственный венец».

Виленская икона божией матери

Всех, кто хочет разбогатеть в кризис приглашаем на тренинг

«Антикризисная магия Школы Волшебства»

Виленская икона божией матери

Приобрести тренинг по этой цене «для своих» можно будет только в течение 24 часов — потом начнется рекламная кампания и цена будет повышена!

На тренинге мы дадим уникальные методики, ритуалы, настрои, которые позволят не только выжить в эти страшные дни, но и воспользоваться мощной, причудливой и грозной энергией кризиса на свое благо)))

Ведь кому война, а кому — мать родная…

Создайте свой островок счастья и благополучия в этом бушующем море страха и отчаяния!

Вы узнаете:

  • откуда берутся долги?
  • как самооценка связана с размером зарплаты?
  • какие семейные «скелеты в шкафу» повлияли на ваше благосостояние?
  • какие финансовые проблемы тянутся «из прошлых жизней»?
  • как связаны любовь, семья и деньги?
  • какими инструментами «открыть кран» денежного потока, а какими «убрать течь» в вашем денежном пространстве
  • что такое «денежный потолок» и как он ограничивает уровень жизни
  • какие убеждения влияют на благополучие
  • что такое «порча на деньги» и как ее убрать

Вы научитесь

  • избавлять от этих проблем не только себя, но и своих близких,
  • жить в Изобилии Вселенной

По одному из преданий, эта икона типа «Одигитрия» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Остробрамскую.

В Первую мировую войну, в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.

Дни празднования: 28 февраля (15 февраля по старому стилю) и 27 (14) апреля.

Ссылка на основную публикацию