В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

17 июля совершается празднование иконы Божией Матери «Пермская». История этого чудотворного образа до сих пор не раскрыта. Известно лишь, что икона была почитаема не только в Пермской епархии, но и на территории всей Святой Руси много веков назад.

Верующие храмов Пермской епархии сегодня имеют возможность приложиться к нескольким спискам Пермской иконы Божией Матери, которые написаны в последние годы, с возобновлением почитания этого образа.

Первое письменное упоминание этого образа приводится в книге Вологодского историка церкви П. И. Савваитова «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» в пятом издании за 1888 год. Позднее икона упоминается в книгах Поселянина, Шмелёва и Булгакова в ряду с другими чудотворными иконами. Больше о происхождении и местонахождении данного образа пермякам было ничего не известно.

В настоящее время известно лишь одно древнее изображение данной иконы в виде так называемого «клейма», т. е. самостоятельного фрагмента дореволюционной иконы «Собор Пресвятой Богородицы», хранящейся в старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Верхнее Мячково Раменского района Московской области. На этой иконе так же есть клейма, подписанные по названиям храмов Московского Кремля – Успенского и Спаса-на-Бору (в последнем почивали мощи святителя Стефана Великопермского).

В наше время первый список иконы, по подобию той, что была обнаружена в Подмосковье в 2015 году, написан в июне 2016 года для Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря. По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к Пречистой и Пренепорочной Матери.

Вскоре митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий благословил сбор пожертвований на написание иконы Пермской Богоматери для храма Митрофана Воронежского в Перми. В августе 2019 года на ежегодной выставке «Православная Русь» в Перми вновь написанная икона была выставлена к поклонению. Затем появились еще две иконы Пресвятой Богородицы «Пермская», написанные в Пермской семинарии и в иконописной мастерской «Добро» при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре.

1 декабря 2019 года в Свято-Троицком кафедральном соборе митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием было торжественно совершено прославление вновь обретенного образа Божией Матери «Пермская». В этот день во время Божественной литургии, по заамвонной молитве, в центр храма для поклонения верующих была вынесена еще одна новописанная икона Божией Матери «Пермская».

«Я считаю, милостью Божией то, – сказал в обращении к прихожанам митрополит Мефодий, – что сегодня мы вновь обрели образ Божией Матери «Пермская», что Пресвятая Богородица соизволила посетить Пермскую землю через такую милость к нам. Сегодняшний день мы будем считать возобновлением почитания святого иконы Богоматери «Пермская» и принесением этого образа в Свято-Троицкий кафедральный собор. Пусть Матерь Божия через эту святую икону станет молитвенницей и покровительницей для каждого из нас, живущих на Пермской благодатной земле».

Заслуживает внимания тот факт, что в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Пермская» 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге – уездном городе Пермской губернии – в доме инженера Ипатьева были расстреляны Царь-мученик Николай II со своей Семьей.

В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

Накануне, 30 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.

Во время Божественной литургии, по заамвонной молитве, в центр храма для поклонения верующим была вынесена новописанная икона Божией Матери «Пермская», которая с этого дня будет постоянно пребывать в Свято-Троицком кафедральном соборе Перми.

По совершении молебного пения перед образом Пресвятой Богородицы «Пермская», Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем и обратился с проповедью:

«Сегодня мы празднуем особое торжество. Несколько неожиданно мы обрели список иконы Божией Матери «Пермская». История этого события весьма интересная: на одной из икон, находящейся в храме Московской области, в клеймах, я увидел икону Богородицы с надписанием «Пермская». Икона эта была написана несколько веков назад, стало быть, и образ Божией Матери «Пермская» имеет давнюю историю. До настоящего времени об истории этой иконы мало что известно. На территории Пермского края не сохранилось ни одного древнего списка этой иконы, поэтому я благословил, чтобы учащимися иконописного отделения Пермской духовной семинарии был написан современный список с этого образа. И сегодня в Свято-Троицкий кафедральный собор принесен великолепный образ, который написан с клейма икона, который хранится в с. Мячково Московской области.

Я считаю, милостью Божией то, что сегодня мы вновь обрели образ Божией Матери «Пермская», что Матерь Божия соизволила посетить Пермскую землю через такую милость к нам. С этим событием я всех вас сегодня поздравляю. Сегодняшний день мы будем считать возобновлением почетания святого образа Божией Матери «Пермская» и принесением этого образа в Свято-Троицкий кафедральный собор. Пусть Матерь Божия через эту святую икону станет молитвенницей и покровительницей для каждого из нас, живущих на Пермской благодатной земле. По этому поводу, радость должна наполнять наши сердца, невзирая на то, что сегодня первый день зимы и на улице стоит пасмурная погода.

В сегодняшнем евангельском повествовании мы слышали рассказ о богатом человеке, который имел настолько много имущества, что ему не хватало помещений, где бы он мог его хранить. Этот рассказ должен концентрировать наше внимание не на количестве богатств человека, а на том, как все человечество, включая нас с вами, легкомысленно проводит свою жизнь: мы очень часто совершаем какие-либо поступки, которые нас не украшают, и не придаем этому особого значения, мы совершаем необдуманные действия и не заботимся о том, что за них нам придется дать ответ перед Богом. Мы часто легкомысленно поступаем так или иначе, но Господь видит наши дела и знает наши мысли.

Мы не знаем когда наступит тот час, когда мы перед Богом дадим ответ за свою жизнь, но мы должны помнить, что это время обязательно наступит. Богатый человек, о котором рассказывает нам сегодняшнее повествование собирался жить еще много-много лет, для этого он и собирал земное богатство. Его мысли были увлечены будущей жизнью на земле вперед на многие десятиления, «но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12;20).

Во время своей земной жизни богастый человек не думал о том, что время его жизни ограничено и что придет час, когда его душе будет предоставлена свобода от всего временого и земного, и, что он представнет перед Богом не с запасами пшеницы или золота, а с теми делами, которые он сделал на земле. Все это касается и нас с вами. Мы, подобно этому богатому человеку, тоже часто проводим свою жизнь легкомысленно и не готовим себя к тому, чтоб нам придется дать ответ Богу за прожитое нами время. Часто мы понимаем, что нам необходимо сделать какое-то доброе дело, но исполнять его мы не торопимся, откладывая на потом, но «потом» может и не наступить для нас. Поэтому добрые дела надо не только планировать, но и успевать их совершать. Сердечность, любовь, внимание, милосердие – вот то богатство, которое мы можем приобрести на земле, и именно на это количество богатства обратит внимание Господь, когда мы предстанем пред Ним. Только это богатство способно стать нашим украшением, в отличие от того, о котором заботился персонаж в сегодняшней евангельской притче. Наше духовное состояние, наши мысли и наши дела часто бывают далекими от стяжания богаств Царства Небесного. Поэтому сегодняшнее евангелькое повествование назидает и учит нас не забывать, что придет то время, когда мы расстанемся с земной жизнью и став перед Господом, давим Ему отчет о своей прожитой жизни.

Сегодняшний евангельский рассказ о богатом человеке предложен Святой Церковью не для того, чтобы устрашить нас кончиной земной жизни, но для того, чтобы напомнить нам об этом сроке, побуждая к должному приготовлению держать ответ перед Богом за свою жизнь. Эта мысль не приходила в голову евангельскому богачу, потому что он был обременен житейскими заботами. Нам, назвающим себя христианами, обращающиеся в молитве ко Господу и Его Причистой Матери, необходимо помнить об этом. Для стяжания богатства, ведущего нас в Царство Небесное, мы должны не забывать о сових ближних, оказывать им помощь и поддержку. Не будем, братья и сестры, расточить годы нашей жизни ничего не преобретая. Евангелие говорит нам: «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6;20), которое станет благодатным багажом, с которым мы предстанем перед Господом и дадим Ему ответ за свою жизнь. Аминь».

Упоминание о Пермской иконе Божией Матери встречается у нескольких авторов XIX–ХХ вв., в том числе в трудах Е. Поселянина, С. Булгакова и П. Савваитова.

В старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в подмосковном селе Верхнее Мячково, чудом сохранилась дореволюционная икона «Собор Пресвятой Богородицы». На ней, среди множества клейм чтимых на Руси икон Пречистой Девы, есть и Образ Богородицы «Пермская».

По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к Пречистой и Пренепорочной Матери.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Пермской, глас 5

Дне́сь лику́ет земля́ Пе́рмская,/ прославля́юще честны́й о́браз Тво́й, Влады́чице,/ со слеза́ми умиле́нно принося́ще похвалы́ Тебе́, Всепе́тая,// Ты́ бо еси́ земле́ се́й Похвала́ и Утвержде́ние.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Пермской, глас 3

Ра́дуйся, благода́тная Присноде́во Мари́е,/ земле́ Пе́рмстей о́браз Сво́й ны́не явля́еши,/ вси́ бо со моле́ньми усе́рдными мы́ вопие́м Ти́, Влады́чице:// не оста́ви Боже́ственным Покро́вом немощны́х ча́д твои́х.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Пермской

О, всепе́тая Богоро́дице Присноде́во, Богоизбра́нная Отрокови́це! Огради́ о́бразом Свои́м чудотво́рным всю́ зе́млю Пе́рмскую и все́х благоче́стно живу́щих на не́й от все́х наве́тов вра́жиих, защити́ ча́д свои́х земны́х матери́нским Покро́вом Свои́м, укрепи́ в ве́ре и благоче́стии все́х власте́й и во́инство земли́ на́шей, архипа́стырем земли́ Пе́рмстей пода́ждь му́дрость и кро́тость в несе́нии креста́ своего́, и пода́ждь на́м, Влады́чице, си́лу служи́ти бли́жним свои́м, и стране́ на́шей пода́ждь стойкость в испыта́ниях и ве́ру непоколеби́му.

В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

Сегодня, 17 сентября в храме «Всех скорбящих Радость» в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» прошел молебен, в котором принял участие личный состав 63 пожарно-спасательной части 27 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

Благодарственный молебен о здравии всех, кто посвятил свою жизнь борьбе с огненной стихией, совершили иерей Феодосий Билецкий, Благочинный Губахинского округа, настоятель храма «Всех скорбящих Радость» и протоиерей Вячеслав Кураков, настоятель храма «Владимирской иконы Божией Матери» города Губаха.

Во время Благодарственного молебна иконе «Неопалимая Купина», священнослужители освятили пожарный автомобиль «Урал» стоящий на вооружении у пожарно-спасательного подразделения.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — одна из наиболее почитаемых икон, которая считается защитницей людей и жилья от огня.

Во время пожара икону брали в руки и обходили с ней вокруг горящего дома, чтобы отвратить беду.

В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

Бескрайние просторы Пермской земли щедро наделены благодатными дарами — монастырями, храмами, часовнями, святыми источниками, памятными урочищами.

Церковные предания хранят немало историй о явлении Божией Матери самым разным людям: святым старцам и простым крестьянам, подвижникам благочестия и грешникам, во сне и наяву.
Так и история Иконы Божией Матери «Обвинской», произошедшая более трёхсот лет назад, рассказывает о чудесном явлении Пресвятой Богородицы, единственном на пермской земле.

По преданию, Пресвятая Богородица явилась обычному крестьянину Родиону Новикову, после его внезапной встречи с тремя страшными, отвратительными существами (ими были падучая болезнь, лихорадка и падёж). Богородица строго наказала распространить весть по храмам не браниться, не курить и не пьянствовать, любить друг друга и молиться об искуплении грехов.

Позднее здесь возник Верх-Язьвинский (Обвинский) мужской монастырь, главной святыней которого являлась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. По прошествии восьмидесяти лет обитель Указом Екатерины II была упразднена. Славное ее возрождение пришлось на начало двадцатого века — более ста насельниц проживало в монастыре, подвизаясь неустанною молитвой и трудом. В иноческой обители появилась в то время еще одна святыня — Иверская икона Божией Матери.

И вот уже много лет по завету Пресвятой Богородицы с 26 по 28 августа совершается Крестный ход, во главе с Иверской иконой, в ознаменование праздника Успения.
Богородице молятся об исцелении нашего народа от грехов срамословия, пьянства и табакокурения, тяжкой зависимости.

История чудотворной иконы Божией Матери «Пермская» до сих пор не раскрыта. Известно лишь, что икона была почитаема не только в Пермской епархии, но и во всей Святой Руси много веков назад.

Первое письменное упоминание этого образа приводится в книге Вологодского историка церкви П.И. Савваитова «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» в пятом издании за 1888 год. Позднее икона упоминается в книгах Поселянина, Шмелёва и Булгакова в ряду с другими чудотворными иконами. Больше о происхождении и местонахождении данного образа пермякам было ничего не известно.

В настоящее время известно лишь одно древнее изображение данной иконы в виде так называемого «клейма», т. е. самостоятельного фрагмента дореволюционной иконы «Собор Пресвятой Богородицы», хранящейся в старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Верхнее Мячково Раменского района Московской области. Село некогда являлось владением графини Марии Строгановой, а, как известно, род Строгановых тесно связан с Пермской землей. На этой иконе так же есть клейма, подписанные по названиям храмов Московского Кремля – Успенского и Спаса-на-Бору (в последнем почивали мощи святителя Стефана Великопермского).

В наше время первый список иконы, по подобию той, что была обнаружена в Подмосковье в 2015 году, написан в июне 2016 года для Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря. По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к Пречистой и Пренепорочной Матери.

Вскоре митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий благословил сбор пожертвований на написание иконы Пермской Богоматери для храма Митрофана Воронежского в Перми. В августе 2019 года на ежегодной выставке «Православная Русь» в Перми вновь написанная икона была выставлена к поклонению. Затем появились еще две иконы Пресвятой Богородицы «Пермская», написанные в Пермской семинарии и в иконописной мастерской «Добро» при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре.

А 1 декабря 2019 года в Свято-Троицком кафедральном соборе митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием было торжественно совершено прославление вновь обретенного образа Божией Матери «Пермская». В этот день во время Божественной литургии, по заамвонной молитве, в центр храма для поклонения верующих была вынесена еще одна новописанная икона Божией Матери «Пермская».

«Я считаю, милостью Божией то, – сказал в обращении к прихожанам митрополит Мефодий, – что сегодня мы вновь обрели образ Божией Матери «Пермская», что Пресвятая Богородица соизволила посетить Пермскую землю через такую милость к нам. Сегодняшний день мы будем считать возобновлением почитания святого иконы Богоматери «Пермская» и принесением этого образа в Свято-Троицкий кафедральный собор. Пусть Матерь Божия через эту святую икону станет молитвенницей и покровительницей для каждого из нас, живущих на Пермской благодатной земле».

Заслуживает внимания тот факт, что в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Пермская» 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге – уездном городе Пермской губернии – в доме инженера Ипатьева были расстреляны Царь-мученик Николай II со своей Семьей.

В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

17 июля / 4 июля отмечается празднование иконы Божией Матери «Пермская». История чудотворной иконы Божией Матери «Пермская» до сих пор не раскрыта. Известно лишь, что икона была почитаема не только в Пермской епархии, но и во всей Святой Руси много веков назад.

Первое письменное упоминание этого образа приводится в книге Вологодского историка церкви П.И. Савваитова «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» в пятом издании за 1888 год. Позднее икона упоминается в книгах Поселянина, Шмелёва и Булгакова в ряду с другими чудотворными иконами. Больше о происхождении и местонахождении данного образа пермякам было ничего не известно.

В настоящее время известно лишь одно древнее изображение данной иконы в виде так называемого «клейма», т. е. самостоятельного фрагмента дореволюционной иконы «Собор Пресвятой Богородицы», хранящейся в старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Верхнее Мячково Раменского района Московской области. Село некогда являлось владением графини Марии Строгановой, а, как известно, род Строгановых тесно связан с Пермской землей. На этой иконе так же есть клейма, подписанные по названиям храмов Московского Кремля – Успенского и Спаса-на-Бору (в последнем почивали мощи святителя Стефана Великопермского).

В наше время первый список иконы, по подобию той, что была обнаружена в Подмосковье в 2015 году, написан в июне 2016 года для Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря. По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к Пречистой и Пренепорочной Матери.

Вскоре митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий благословил сбор пожертвований на написание иконы Пермской Богоматери для храма Митрофана Воронежского в Перми. В августе 2019 года на ежегодной выставке «Православная Русь» в Перми вновь написанная икона была выставлена к поклонению. Затем появились еще две иконы Пресвятой Богородицы «Пермская», написанные в Пермской семинарии и в иконописной мастерской «Добро» при Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре.

А 1 декабря 2019 года в Свято-Троицком кафедральном соборе митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием было торжественно совершено прославление вновь обретенного образа Божией Матери «Пермская». В этот день во время Божественной литургии, по заамвонной молитве, в центр храма для поклонения верующих была вынесена еще одна новописанная икона Божией Матери «Пермская».

«Я считаю, милостью Божией то, – сказал в обращении к прихожанам митрополит Мефодий, – что сегодня мы вновь обрели образ Божией Матери «Пермская», что Пресвятая Богородица соизволила посетить Пермскую землю через такую милость к нам. Сегодняшний день мы будем считать возобновлением почитания святого иконы Богоматери «Пермская» и принесением этого образа в Свято-Троицкий кафедральный собор. Пусть Матерь Божия через эту святую икону станет молитвенницей и покровительницей для каждого из нас, живущих на Пермской благодатной земле».

Заслуживает внимания тот факт, что в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Пермская» 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге – уездном городе Пермской губернии – в доме инженера Ипатьева были расстреляны Царь-мученик Николай II со своей Семьей.

В Свято-Троицкий кафедральный собор принесена икона Божией Матери «Пермская»

Образ Пресвятой Богородицы «Пермская» — одна из самых загадочных и таинственных икон Пречистой Девы, и это неудивительно. Пермская земля, сокрывшая в себе сонм Новомучеников, которые погибли, сохранив свою любовь и верность Господу и Царю, хранит в себе множество тайн. Венчает сонм святых мучеников России ХХ века Семья Царственных Страстотерпцев.

Промыслом Божиим страшное убийство, совершенное в доме инженера Ипатьева в городе Екатеринбурге Пермской губернии в ночь на 17 июля 1918 года, совпало с днем празднования в честь иконы Богородицы «Пермская».

Что нам известно об этом Образе Пречистой Девы?

Сведения о Пермской иконе Божией Матери встречаются у нескольких церковных авторов XIX–ХХ вв., в том числе в трудах Е. Поселянина, С. Булгакова и П. Савваитова.

В старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в подмосковном селе Верхнее Мячково, чудом сохранилась дореволюционная икона «Собор Пресвятой Богородицы». На ней, среди множества клейм чтимых на Руси икон Пречистой Девы, есть и Образ Богородицы «Пермская».

Известна дата празднования в честь этой иконы – 4 (17) июля.

По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Это не совсем точный перевод греческого «Елеуса» (έλεουσα), что означает «Милостивая». Именно так в древней Византии называли саму Пречистую Деву и многие Ее образы. Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к своей Пречистой и Пренепорочной Матери – предчувствие объятия, в котором есть особая нежность и трепет, порыв.

Стоит обратить особое внимание на схожесть Ликов Матери и Сына. Сын унаследовал от Матери всю полноту Ее земной красоты.

Возвращаясь к пока еще не явленной нам истории происхождения иконы, необходимо отметить, что для ХХ века, в котором происходило апокалиптическое уничтожение Православия в Советском Союзе, утрата знаний и памяти не удивительна. Но от этого еще более ясна и чувственна та радость, которую приносит возвращение этого особого для нас Образа Богородицы на Пермскую землю.

Ссылка на основную публикацию