Устройство православного храма

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря . На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены . Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Из чего состоит храм

Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:

  • в виде креста;
  • в виде корабля (символизируя лодку спасения или ковчег Ноя);
  • форма круга (символизирует вечность);
  • как восьмиконечная звезда (символ путеводной звезды).

Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:

  • 2 куполаозначают Божественную и человеческую природу Христа.
  • 3 купола– в честь Пресвятой Троицы.
  • 5 куполов– в честь Господа и четырех евангелистов.
  • 7 куполов– в честь Таинств и Вселенских соборов.
  • 9 куполов– по числу Ангельских чинов.
  • 13 куполов– в честь двенадцати апостолов и Христа.

Над входом обычно стоит колокольня.

Внешнее устройство православного храма:

Устройство православного храма

Храм состоит из трех частей:

  1. Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
  2. Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
  3. Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.

Внутреннее устройство православного храма:

Устройство православного храма

В притворе также находится церковная лавка. В ней покупают свечи, подают записки и т.д.

Перед притвором находится паперть. На ней обычно располагаются нищие.

Алтарь расположен всегда на востоке, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника.

Алтарь – самая главная часть храма. Само слово переводится — «возвышенный жертвенник». В нем находится престол, на котором происходит Таинство Евхаристии. Дотрагиваться до него могут только священнослужители. Место, находящееся позади престола носит название «горнее».

Алтарь отделяется от основной части иконостасом. Он имеет специальный порядок расположения икон. В нем находится три двери: царские врата и две диаконские. Царскими вратами входят только священнослужители. Через диаконские двери совершаются входы на Богослужениях.

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С него диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

Надеюсь, что запись — Понятие и виды православных храмов, поможет лучше понять величие, многообразие и богатство культуры и истории России. С учётом тематики данного блога считаю логичным знакомство с публикациями в данном блоге начать с определений некоторых понятий. В частности, речь идёт о таких понятиях, как «храм», «церковь», «собор», «часовня». Постараемся уточнить, чем эти понятия отличаются друг от друга.

Понятие «храм»

Опубликованная запись «Понятие и виды православных храмов» — первый шаг в знакомстве с данным блогом. П опытаемся кратко разобраться, что же означает понятие «Храм» и чем оно отличается от понятий «Церковь», «Собор».

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Причём Храм может представлять собой как отдельным здание, так и помещение внутри строения с другим основным предназначением, к примеру, так называемые домовые храмы. Во времена появления первых христианских общин храмом могли быть и жилые дома, и даже пещеры. Подтверждением могут служить сохранившиеся в ряде стран и функционирующие поныне пещерные храмы и монастыри.

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (к примеру, сюда же относятся кремлёвские церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • больничный;
  • войсковой;
  • тюремный;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и другие.

Каждый из упомянутых храмов посвящён либо Господу Богу или Божьей Матери, а также иконам в Их честь, либо святому, православному празднику, ангелам или ангельским силам.

Понятие «церковь»

Слово «церковь» (как сооружение) является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие «церковь» стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения.

Церковь как сообщество верующих

Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Однако ныне оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.
Часто к этому понятию добавляют определённое направление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь. Чем же отличается Храм от Церкви?
Ответ прост: понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание (сооружение), то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих в масштабах города, страны и даже всего мира. Примером может служить Вселенская Православная Церковь.
Виды православных храмов (как сооружений)
Среди храмов, как культовых сооружений, можно выделить три основных, таких, как Собор, Церковь, Часовня. Попробуем раскрыть эти понятия чуть подробнее.

Собор

Устройство православного храма Знаменитый Собор Василия Блаженного

Что такое Собор и чем он отличается от храма? Собор относится к одному из видов храма. Статус Собора обычно получают самые крупные или значимые храмы монастыря, города. В больших городах может быть несколько Соборов. Например, в Санкт-Петербурге действуют более пятнадцати соборов. Также статус Собора имеют и те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные (имеющие определённую значимость) храмы. Примером может служить Собор Василия Блаженного в Москве.
По своим размерам Собор может совсем не отличаться от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что Собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор – это, как правило, храм с несколькими престолами. Поэтому службы в них могут проводить параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Устройство православного храма Церковь Покрова Богоматери в Филях

Понятие Церковь, как сооружение (синоним храма) — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. По форме основание может быть в виде:

  • Восьмиугольника (восьмиконечной звезды) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
  • Корабля – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
  • Креста – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
  • Круга – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.

Три части церкви

Церковь обязательно имеет три части: алтарь (где во время богослужения находится духовенство), центральная часть (где молятся прихожане) и притвор (некое преддверие церкви). Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), Землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор). Алтарная часть всегда обращена на восток. Алтарь от центральной части отделена иконостасом.

Часовня

Устройство православного храма Часовня Князя Даниила Московского (Москва)

Есть ещё один вид православного храма – Часовня. Чем же часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм (небольшое строение), где в отличие от церкви, как правило, нет алтаря. В ней есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Несмотря на то, что Часовня предназначена для молитв, здесь невозможно на постоянной основе совершать Литургию. Именно эти обстоятельства являются главным отличием Церкви от Часовни.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Также как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Где располагаются часовни

Часовни расположены в самых разных местах. Их устанавливают:
-на местах, обладающих историческим и духовным значением (чаще всего здесь устанавливают памятные часовни, призванные увековечить важное событие);
-над святыми источниками (такая часовня называется водосвятной);
-рядом с монастырями;
-на кладбищах (чтобы молиться об упокоении умерших);
-в больницах (чтобы молиться о здоровье пациентов);
-в крупных аэропортах и т.д.

Желаете продолжить знакомство с храмами?

С некоторыми дополнительными данными по указанной теме, при желании, вы можете ознакомиться в записи под заголовком Внешнее устройство православного храма (общие сведения) .

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл. Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Устройство православного храма

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор — это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные — люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Устройство православного храма

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части — это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение — возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

Устройство православного храма

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов — верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа, а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны — икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю, вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.

Устройство православного храма

Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Мы уже знакомились с необычной архитектурой современных католических храмов и часовен. Православие предпочитает значительно более традиционные формы. Но когда архитектор, хорошо знающий и уважающий традицию, придает ей современное звучание, получаются довольно удачные образцы храмового зодчества XXI века.

Устройство православного храмаЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы вблизи Сестрорецка (поселок Александровская). Архитекторы: А.С. Головин, А.Е. Шретер, Г.И. Уралов. 2005 год

Устройство православного храмаЦерковь Рождества Пресвятой Богородицы в Надовражино (Московская область, Истринский район). Архитекторы: Анисимов А.А., Ефимова Т.И. 2001 год

Устройство православного храмаСобор Рождества Христова в Новокузнецке. Возведён в память о 67 шахтёрах, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Построен в 2012 году. Архитектор В.Н.Усольцев.

Устройство православного храмаЦерковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Комсомольском (Мордовия). Построен в 2000-2005 годах. Архитектор С.М.Нежданов.

Устройство православного храмаХрам Александра Невского в Рязани. Построен в 2001-2005 годах. Архитекторы: К.Е.Камышанов и В.И.Третьяков.

Устройство православного храмаСвято-Вознесенский собор в Магнитогорске. Храм построен по мотивам крестово-купольных храмов Древней Руси XIV—XV веков. Автор проекта — архитектор из Магнитогорска Анатолий Волобуев. Строительство велось с 1989 по 2003 год.

Устройство православного храмаХрам Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве. Построен в 1994-1995 годах. Архитектор А.Т.Полянский.

Устройство православного храмаХрам Георгия Победоносца в Самаре. Построен в 1999-2001 годах. Небольшая церковь в русско-византийском стиле была построена в честь 2000-летия крещения Руси и 55-летия победы в ВОВ. За основу был взят проект петербургского архитектора Э. И. Жибера (1823-1909), современную привязку к местности провел архитектор Ю. И. Харитонов.

Устройство православного храмаСвято-Никольский собор в Кисловодске. Постоен в 1993-2008 годах на месте разрушенного в 1937 году храма. Проект собора был разработан группой проектировщиков под руководством архитектора В. Б. Свинцицкого. За основу проекта были взяты фотографии старого собора, творчески переработанные.

Устройство православного храмаСвято-Троицкий собор в Иверском монастыре (Ростов-на-Дону). Построен в 2008-2016 годах. Архитектор Н.М.Соколов.

Устройство православного храмаСвято-Михайловский собор в Ижевске. Постоен в 2004—2007 годах на месте разрушенного в 1937 году храма. Собор сооружен в псевдо-русском стиле по проекту архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

Устройство православного храмаУспенский собор в Хабаровске. Постоен в 2000-2002 годах на месте разрушенного в 1930 году храма по проекту архитектора Юрия Викторовича Подлесного.

Устройство православного храмаХрам Александра Невского в Княжьем Озере. Построен в 2005-2009 годах. Архитектор Сергей Борисов.

Устройство православного храмаКазанский Храм в Долгопрудном. Построен в 1997-2003 годах. Архитектор В.И.Ненароков.

Устройство православного храмаХрам Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне в Москве. Храм-памятник жертвам сталинских репрессий. Построен в 2004-2007 годах. Архитектор М. Ю. Кеслер.

Устройство православного храмаХрам Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Воронеже. Построен в 1999-2006 годах. Архитекторы: О.А.Карпова, А.Г.Федорец.

Устройство православного храмаХрам Сергия Радонежского в Солнцево (Москва). Построен в 2008-2011 годах. Архитектор М.А.Панкратов.

Устройство православного храмаХрам Веры, Надежды, Любови и Софии в Белгороде. Построен в 2004-2010 годах. Авторы проекта — архитекторы Л.И. Колесникова и А.А. Лихачев.

Устройство православного храмаХрам Равноапостольного князя Владимира в Сочи. Построен в 2005-2011 годах. Архитектор Дмитрий Соколов.

Устройство православного храмаХрам иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Сосновом Бору (Ленинградская область). Построен в 2001-2004 годах. Архитектор — Ю.Т.Савченко.

Устройство православного храмаХрам Игоря Черниговского Переделкино (Новая Москва). Архитектор: Александр Иванович Шипков. Построен в 2009-2012 годах.

Устройство православного храмаСобор Святой Троицы в Гайновке (Польша). Храм принадлежит Польской православной церкви. Построен в 1983 году по проекту архитектора Александра Григоровича.

Проблема типологизации церковного здания представляет некоторую сложность. Дело в том, что традиционными и общепринятыми являются архитектурные типы; это базилика, крестово-купольный храм (см. церковь) и т. п.

Однако подобная типологизация не отражает реального устройства церковного здания, ведь наряду с базиликой используются термины «мартирий», «баптистерий», здания которых также могли иметь форму базилики. И, наоборот, представление о базилике как о вытянутом «прямоугольном» помещении неверно*. Перечисляя типы храмов, мы невольно смешиваем архитектурные и функциональные понятия.

Однако нам кажется, что при выборе между функциональным и архитектурным подходом следует более руководствоваться первым. Сама Церковь никогда не знала «архитектурного» подхода к своему зданию, он был навязан ей извне светской архитектурой. Таким образом, правильно было бы писать: «мартирий имел форму базилики», «кафедральный храм имел крестообразную форму» и т. п. Такой подход, вероятно, более адекватно отражает действительность.

Между тем типология храмов, основанная на их функции давно и хорошо известна. Отцы IV Вселенского собора в 6 правиле перечислили основные типы храмов: городские, сельские, мученические, монастыри**. Уже само по себе такое перечисление весьма примечательно, думается, этот порядок не случаен. Также не случайно и то, что в списке нет «императорских» храмов, хотя такие нам известны.

8-е и 10-е правила того же собора выделяют две особые категории (видимо, второстепенные): мученические храмы, с которыми мы уже встречались, и храмы при богадельнях и странноприимных домах, последние, видимо, были учреждениями, патронируемыми церковью. Храмы с подобными функциями давно и хорошо известны археологам (напр., т. н. «Западная» базилика Херсонеса).

Таким образом, к основным типам храмов мы относим:
∙ «Императорские» и патриаршие храмы, в столицах Византийской империи.
∙ Кафедральные храмы
∙ Приходские храмы в городе
∙ Сельские храмы
∙ Мученические храмы или мартирии
∙ Кафоликоны монастырей
∙ Храмы при богадельнях и странноприимных домах
∙ Пареклесии или часовни

Отсюда очевидны и два основных архитектурных типа, которые использовались при сооружении здания церкви, это базилика и крестово-купольный храм или собственно церковь.

Особняком здесь стоит баптистерий, который мог быть как самостоятельным храмом, так и отдельным сооружением, пристроенным к храму или же просто частью или зоной самого храма.

* Например, Евсевий Памфил так пишет о строительстве базилики в Антиохи: «Он (Константин Великий) поднял базилику до изумительной высоты, и придал ей вид восьмиугольника» (Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования, 9 в кн. Евсевий Памфил Жизнь блаженного василевса Константина, М. 1998. С. 237).

** Правила эти написаны в отношении клириков, которых предписано «никуда не рукополагать кроме», ниже перечисленных храмов.

Храм как явление общественной жизни россиян

Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

И направляется он в храм как в дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным. Отчим домом.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Молитва

Верующие знают: где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь всегда находится рядом; он знает и слышит все наши слова и мысли. Поэтому молиться Господу можно всегда и везде.

Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников еще стоит наш мир. А труд их называется духовным деланием.

В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. В Евангелии от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и не многословно.

Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Общение с Богом требует особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но зачастую это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности.

Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий.

Назначение храма

Храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных (совместных, общих) молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

«. в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:

«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Разновидности храмов

Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв. Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы,

часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные , храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

Использованы материалы кн.:

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, "покров", 2003

Случайные фотографии

задача проекта — собрать и сделать общедоступной максимально полную коллекцию современных и архивных фотографий и, по возможности, наиболее полные описания всех православных храмов, монастырей и других православных сооружений России и мира. Современных и исторических, действующих и заброшенных, разрушающихся и восстанавливаемых, существующих или сохранившихся лишь на фотографиях.

Все объекты, статьи и фотографии, которые есть в каталоге, добавлены неравнодушными людьми, разделяющими наш интерес к православной культуре, истории и архитектуре, страсть к путешествиям и любовь к фотографии. Современные фотографии сделаны соавторами непосредственно во время своих походов или поездок..

Станьте и вы соавтором проекта, добавив имеющиеся у вас современные или архивные фотографии или недостающие сведения.

Если Вы используете какие-либо материалы из "Народного каталога", необходимо поставить гипертекстовую ссылку на этот сайт. Коммерческое использование изображений каталога без согласования с авторами запрещено.

Устройство православного храма

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее.

В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды.
Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Устройство православного храма Устройство православного храма

Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX — началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.
На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века.
В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма.
Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

Устройство православного храма

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Устройство православного храма

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский.
В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли
В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

1 храм имеет в основании: форму креста, считается что Крестом Господь наш избавил нас от власти диавола, или круга – знака вечности, бывает в виде восьмиугольника= число 8 символизирует будущую вечность.

2 В православном храме выделяется три части:

Алтарь с престолом, наос — средняя часть (часто увенчанная куполом), притвор

3 Количество куполов тоже символично – две главы означают два естества Божественной сущности, три — три лица Святой Троицы, пять — четырех апостолов и Иисуса Христа , семь глав – семь даров Святого Духа, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать – двенадцать евангелистов и Иисуса Христа .

4 Традиционно основной вход в храм располагается на западе, где заходит солнце, а алтарь на востоке, где солнце встает.

5 Женщин не пускают в алтарь, вход туда разрешен лишь священнослужителям и мужчинам (имеющим особое благословение и при совершении таинства крещения).

6 Перед входом в храм , надо перекреститься и поклониться, во время службы нельзя ходить по храму.

7 Мужчинам принято становиться в правой части храма, а женщинам в левой.

8 Женщины должны приходить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой . Мужчины без головного убора

Ссылка на основную публикацию