Успение божией матери

Успение божией матери

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Успение божией матери

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Успение Богородицы — иконы

Успение божией матери

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Успение божией матери

Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.

Успение божией матери

Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон» в еще одном значении. Казалось бы, Успение — день смерти, почему же тогда он считается праздником, что здесь может быть радостного? Тут важно понять, что именно верующие отмечают 28 августа. Это, конечно же, не сам факт кончины Богородицы. Событие «успения» символизирует воссоединение матери Христа с Богом, ее переход от земной конечной жизни к вечному небесному существованию.

При этом ни одно из четырех Евангелий не содержит описания Успения Богоматери. В них вообще ничего не сказано о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти содержатся только в апокрифах (неканонических религиозных текстах, не входящих в состав Ветхого и Нового завета). Согласно им, Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил ей, что скоро она предстанет перед Богом. Через три дня Богоматерь скончалась, простившись с близкими и апостолами, которые специально собрались с разных концов света в Иерусалиме, чтобы проводить ее.

В православии Успение Богородицы относится к числу 12 двунадесятых (главных) праздников. Его предваряет строгий Успенский пост, который длится две недели с 14 по 27 августа.

В пригороде Иерусалима Гефсимании, где, по преданию, находится гробница Марии, на Успение совершается особая Служба погребению Богоматери. На месте ее захоронения построен подземный храм — базилика, в которую ведут 50 ступеней.

Во время успенских богослужений священники облачаются в голубые одежды. Этот цвет относится к цветам Богоматери и символизирует небесную чистоту и непорочность. Праздничные службы начинаются всенощным бдением. В храмах накануне Успения из алтаря к верующим выносят плащаницу с изображением Богородицы. С ней совершается крестный ход вокруг церкви, после чего всех молящихся помазывают елеем. В православии праздник также восхваляется особенным акафистом (песнопением).

В этот день заканчивается Успенский пост. Однако, если 28 августа выпадает на среду или пятницу, верующим все равно не разрешается есть мясо и молочные продукты — только рыбу. В 2021 году Успение приходится на субботу.

28 августа по новому стилю православная церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы. Это – один из двунадесятых праздников, последний в церковном году. В этот день Пресвятая Богородица скончалась. Обычно смерть – это скорбное событие, почему же в этом случае оно зовется праздником?

  1. Последние годы жизни Пресвятой Богородицы
  2. Земная кончина Пресвятой Богородицы
  3. Недоразумение перед захоронением
  4. Прибытие апостола Фомы и свершившееся чудо
  5. Значение праздника
  6. Особенности богослужения

Последние годы жизни Пресвятой Богородицы

Успение божией матери

За всю свою земную жизнь Пречистая много испытала скорбей: рождение Сына в пещере для скота, бегство в Египет, бедность, клевета, разлука с Сыном и что страшнее всего – Его крестная смерть. И хотя Она Сама не испытала телесных мучений, но душу Ее прошло оружие по предреченному Симеоном, когда Она видела, как мучается Ее Сын. До самой Его кончины на кресте, Пресвятая Богородица следовала за Ним и стояла рядом.

Она все переносила, молча, без ропота. Ей нельзя было никому говорить, Кого на самом деле Она носила во чреве. Она терпела, когда пришло время Ей разлучиться с Божественным Сыном. На Голгофе Она, молча, наблюдала за мучительной смертью Своего возлюбленного Сына, и только Бог Отец знал, что сердце Ее разрывается на части. И только когда Его тело сняли с креста, Она не выдержала и зарыдала.

Воскреснув, Христос по преданию, первой явился Своей Матери и утешил Ее. После Его вознесения Пречистая скучала по Своему Сыну. Она каждый день ходила в Гефсиманский сад и молилась там, прося Сына поскорее забрать Ее к Себе. Однажды Ей явился архангел Гавриил и подарил ветвь из райского сада. Эту ветвь Она хранила до самой смерти. Архангел снова принес Ей радостную весть: молитвы Ее услышаны, и вскоре Она отойдет от земли на небо.

Земная кончина Пресвятой Богородицы

Перед самой кончиной Пречистая попросила Бога, чтобы все апостолы присутствовали во время Ее смерти. В то время они находились в разных концах света, проповедуя христианскую веру. Ее молитва была исполнена: по Божьему велению чудесным образом все апостолы были перенесены Ангелами к Ее одру.

Недоразумение перед захоронением

Апостолы взяли одр с телом Пресвятой Богородицы и торжественно с пением псалмов понесли его к месту захоронения. Впереди несли ветвь из райского сада, которую Ей принес Архангел. Но тут случилось недоразумение. Некий нечестивый человек захотел испортить этот праздник. Он подошел ко гробу Богородицы и прикоснулся к нему, желая опрокинуть. Но тут ангел явился и отрубил руки грешнику. Несчастный стал взывать к Богородице, моля о пощаде. Пречистая, конечно, простила его и исцелила.

Прибытие апостола Фомы и свершившееся чудо

Успение божией матери

Тело Пресвятой Девы положили в Гефсиманской пещере, закрыв камнем по иудейскому обычаю. Тут по промыслу Божию прибыл апостол Фома. Он не присутствовал при кончине Пресвятой Богородицы с прочими апостолами. Он очень расстроился, что не успел проститься с Ней. Фома упросил открыть пещеру специально для него.

И тут совершилось чудо: когда отвалили камень от пещеры, она оказалась пустой. В ней не было тела Пречистой Богородицы. Христос не захотел предать тлению тело Своей Матери и забрал Ее на небо вместе с телом.

Значение праздника

«По рождестве –Дева, и по смерти –жива» — так поется в службе на Успение Пресвятой Богородицы. Это значит, что Она остается с людьми и после своей кончины. Пречистая отзывается на зов к Ней и сразу спешит на помощь. Она не оставила Своих верных рабов после своей смерти, в результате мы получили Небесную Заступницу. Этому празднику предшествует Успенский пост .

«Побеждаются естества уставы» в течение всей земной жизни Пречистой. После рождения Христа Она осталась девственницей, а после смерти тело Ее не увидело тления.

Особенности богослужения

На всенощном бдении во время полиелея священнослужители выносят Плащаницу. Это олицетворяет гроб с телом Пречистой. Ее кладут на середину храма. Перед ней происходит помазание святым маслом. Потом все прихожане прикладываются к Плащанице. Перед тем как приложиться, надо положить два земных поклона, а после – один.

По обычаю после всенощной служится Погребение Божией Матери. Это символизирует похороны Ее тела. При этом священнослужители выносят Плащаницу и несут ее вокруг храма, совершая крестный ход. При этом поют Трисвятое заупокойное. На всенощной не поется Честнейшую, а вместо этого поются специальные запевы на девятой песни канона. Тропарь, кондак, светилен, стихиры и величание этого праздника особенно умиленные.

Протеиерей Андрей Ткачев об Успении Пресвятой Богородицы

Успение божией матери

С Праздником Успения Божьей Матери!

Пресвятая Владычица наша Богородица почитается Церковью выше всех святых и ангелов. В церковных песнопениях мы слышим слова, показывающие, что Она выше всех ангельских чинов.
Еще при жизни Пресвятая Богородица была Ходатаицей за бедных пред Своим Сыном. А по Своем Успении во всей полноте исполняет сказанные Ею утешительные слова: «Не оставлю вас в сиротстве – не только вас, но и мир буду посещать и помогать бедным».

Успение божией матери

Успение Богоматери

Церковное предание рассказывает, что по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо Пречистая Матерь Его с особенною любовью посещала те места вблизи Иерусалима, которые ознаменованы были молитвою, страданием и смертью Её возлюбленного Божественного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Его тело, сделались любимыми местами Её молитв.

Долго и часто думала Она о Своей смерти и загробной жизни, часто даже молила Бога об ускорении Её отшествия из здешнего мира.

И вот однажды, во время молитвы Богородицы на горе Елеонской, к Ней явился Архангел Гавриил и предвозвестил время Её кончины.

Успение божией матери

Исполненная глубокой веры в будущую блаженную жизнь, Она приняла эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности к Богу.

И в предопределённое свыше время Пресвятая Дева, окружённая апостолами, которые со всех концов земли чудным образом были собраны в Иерусалим ко дню славного Её Успения, с радостью в сердце и молитвою на устах спокойно и безболезненно предала дух Свой Богу.

Успение божией матери

На третий день по Её Успении Она была воскрешена Богом к вечной блаженной жизни и вознесена на небо. В этом ученики Христовы убедились не только из того, что тела Её на третий день уже не оказалось во гробе, но ещё более из того, что в этот же день воскресшая Матерь Божия, сияющая славою небесною и окружённая ликами Ангелов, вдруг предстала собранным в одном доме апостолам, обещав им Своё невидимое присутствие между ними и Своё предстательство за мир. После этого Она скрылась из их глаз, наполнив сердца их и всех христиан неизъяснимой радостью и ещё более укрепив их веру в воскресение мёртвых.

Успение божией матери

Пресвятая Дева Мария показала в Своём Успении, что смерть для христианина должна быть не предметом страха и отчаяния, а величайшей радости и светлейшей надежды, ибо она есть только сон более или менее продолжительный, за которым следует радостное пробуждение для неизъяснимо блаженной жизни на небе.

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

«Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит «смерть».

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

День земной кончины Божией Матери или Успение Пресвятой Богородицы православные ежегодно празднуют 28 августа.

Верующие на Успение Пресвятой Богородицы торжествуют победу вечной жизни над смертью.

В православии Успение Пресвятой Богородицы — одно из двенадцати главных торжеств. Ему предшествует единственный пост, посвященный Божией Матери – Успенский.

Божия Матерь — самое священное и почитаемое лицо после Спасителя, в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри по всему миру.

В Грузии, которая считается страной-уделом Божией Матери, Успение Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых праздников. В Грузии праздник называют Мариамоба. Праздничная служба проводится во всех действующих церквях Грузии — этот день в стране является нерабочим.

О событиях, связанных с Успением Пресвятой Богородицы, известно благодаря Преданию Церкви.

Успение Пресвятой Богородицы

После вознесения Спасителя на небо Божия Матерь, согласно Церковному Преданию, жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна. Он заботился о ней, как самый нежный сын о родной матери.

Богоматерь проводила дни и ночи в молитве, принимала всех, кто к ней приходил — исцеляла больных, утешала страждущих и заблудших.

Она часто ходила молиться в Гефсиманский сад к Святому Гробу Господню. Однажды Ей явился Архангел Гавриил и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Он сообщил, что ее земная жизнь окончится через три дня.

Несказанно обрадовавшись этой вести, Божия Матерь стала готовиться к своей кончине.

Когда настало время перейти Богородице из земной жизни в вечную, по ее молитве, все апостолы из числа двенадцати и семидесяти, проповедовавшие в разных концах мира Евангелие, чудесным образом собрались у одра, на котором возлежала Божия Матерь.

Сам Спаситель, когда настал час Успения Богородицы, сошел к ней в окружении ангелов, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Дева без всякого телесного страдания предала в руки Своего Сына и Бога душу и тотчас раздалось ангельское пение.

Апостолы, оплакав разлуку с Божией Матерью, погребли тело, согласно Ее воле, в пещере в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Закрыв вход в пещеру большим камнем, они молились у входа три дня.

Фома, опоздавший на погребение Богородицы, попросил открыть пещеру, чтобы поклониться ее праху, но тела Божией Матери не обнаружил. Так все уверились, что Господь вознес Богородицу на небо вместе с телом.

Вечером того дня Божия Матерь явилась к апостолам за ужином и сказала: “Радуйтесь! Я с вами — во все дни”. Апостолы так обрадовались, что подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (часть Господа), воскликнув: “Пресвятая Богородица, помогай нам!”

Так возник чин возношения Панагии (в переводе с греческого Всесвятая) части хлеба в честь Богородицы. В монастырях эта традиция сохранилась по сей день.

Существует много версий о том, сколько было лет на момент успения Богородице. Наиболее вероятно, что Божия Матерь скончалась примерно в 57 году от Рождества Христова, прожив около 72 лет.
История праздника

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства – о нем упоминают в своих сочинениях блаженный Иероним и Григорий, епископ Турский.

В Византии Успение Пресвятой Богородицы праздновали повсеместно в IV веке. Общецерковным праздник стал с 595 года, когда византийский император Маврикий одержал победу над персами в день Успения Пресвятой Богородицы.

Праздник установили для прославления Богородицы и Ее успения, а также с целью обличить еретиков, посягавших на ее достоинство, которые отрицали человеческую природу Пресвятой Девы, и соответственно Ее телесную кончину.

В православии Успение Пресвятой Богородицы входит в число важных праздников — у него один день предпразднества и несколько попразднества. Это последний праздник православного церковного года – он завершается 13 сентября по новому стилю.

Традиции в православии

В православных храмах в канун Успения, по традиции, совершают всенощное бдение – торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню.

В день Успения во время службы, по традиции, вспоминают жизнь, деяния и кончину Божией Матери — духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.

Определенных традиций придерживались в старину и в народе. Так, например, ходить в старой или же неудобной, натирающей обуви нельзя было в праздник Успения Пресвятой Богородицы, иначе жизнь будет полна проблем и трудностей в дальнейшем.

По традиции, нельзя было ходить в этот день босиком – это приводило к болезням. А вот работать в праздник даже было нужно, чтобы закончить все уже ранее начатые дела.

К Успению Пресвятой Богородицы старались завершить жатву. Последний сноп “дожинку”, по традиции, наряжали в сарафан, затем с песнями его несли в деревню и ставили под иконы.

В праздник, по традиции, варили медовуху, отмечали жатвенными песнями и хороводами.

Собирать ягоды, грибы, орехи, по традиции, ходили в лес после Успения. Заготовку на зиму хозяева начинали в конце августа, когда поспевали овощи.

Девушки с Успения Пресвятой Богородицы начинали присматривать себе женихов. А сватов, по традиции, засылали через две недели после праздника.

По традиции, на Успение принято идти в храм и святить хлеб нового урожая. Большим грехом считается издавна ронять даже крошку освященного хлеба на пол.

Люди на Успение Пресвятой Богородицы не переедают и не злоупотребляют алкоголем. А 29 августа, на следующий день после Успения Богородицы, православные отмечали “Ореховый (Хлебный) Спас”.

Так в народе называют праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

Спас называют Ореховым или Хлебным в честь традиции собирать в это время орехи и завершать жатву хлебов.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, праздник кончины, значится одним из двенадцати главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа.

В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище.

С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста, который в народе назывался спожинками, так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать.

Греческая версия апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» упоминает, что тело Богородицы поместилось в рай. Одна из версий латинского апокрифа «Переход Марии» содержит дополнительные подробности, связанные с вознесением Божией Матери. В нем упоминается, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома.

Он был перенесен в Иерусалим из Индии после погребения Божией Матери и утверждал, что тела Богородицы нет во гробе. Когда апостолы открыли гробницу, чтобы он мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено как Богородица возносится на небо и просил, чтобы Она дала ему Свое благословение. Тогда Богородица сбросила ему Свой пояс, которым была опоясана.

В Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует. В них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нем не оказалось тела Марии, а была только ее одежда, и поясняется, что Бог перенес тело своей матери в место которое он сам знает. Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая о том, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм.

Согласно Димитрию Ростовскому, в этот день вечером за трапезой апостолам явилась на воздухе Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Согласно протоиерею Владимиру Сорокину, Православная Церковь сохраняет предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо с душой и телом. Иоанн Дамаскин в похвальных словах на Успение Богородицы цитирует апокриф «История Евфимия», и на его основании пишет: «узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на Небо».

Учение о том, что Богородица была взята на Небо с душой и телом разделяли, жившие в более позднее время, авторы: Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Игнатий Брянчанинов, Филарет Московский. Содержание апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» вошло в богослужебную практику Православной церкви.

В кондаке праздника Успения сообщается: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали», в неуставном чине погребения Божией Матери, совершаемый в отдельных православных храмах, как правило, на третий день после праздника Успения приведено: «Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси», «из гроба тридневно восставшая Дево, якоже и Господь».

На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Ее стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорожденного младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь.

Равно как многие святые люди Дева Мария знала заранее о собственной кончине. За три дня до этого ей явился архангел Гавриил, тот самый, который когда-то принес благую весть, и сказал Богородице о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.

Икона Успение Пресвятой Богородицы рассказывает именно об этом событии и описывает не его всесторонне, предлагая зрителям возможность увидеть не только мир явный, но и скрытые детали.

  • 16 мая
  • 28 августа
  1. Содержание и композиция иконы
  2. О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы
  3. Молитвы перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»
  4. Тропарь, глас 4
  5. Кондак, глас 3
  6. Молитва

Содержание и композиция иконы

Хотя по содержанию разные варианты могут немного отличаться, есть возможность привести описание самых основных элементов данного святого образа и объяснить значение и иконы в целом и некоторых составляющих изображение элементов.

Успение божией матери

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова. На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.

Успение божией матери

Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Успение божией матери

Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.

О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы

Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.

Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Молитвы перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель,/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.

Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы непрестанно взываем: «Радуйся, Благодатная, слава Печерская».

Кондак, глас 3

Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.

Перевод: Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Ее безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Ее, украшающем Печерскую обитель.

Молитва

О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рския похвало́ и украше́ние, покро́ве и заступле́ние, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Твоего́; приими́ на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м; да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́юще его́ све́том покая́ния, осени́ на́с, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю небе́сною ра́достию, и сподо́би на́с при́сно сла́вити Тя́ в ми́ре и благоче́стии во оби́тели Пече́рстей, и зде́ без поро́ка преше́дше пу́ть жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлостех святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и все́х преподо́бных Пече́рских, и еди́ными усты́ и се́рдцы воспое́м Тя́ и Предве́чнаго Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Всеблаги́м, Животворя́щим и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

У православных христиан завершается Успенский пост

28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон». Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем.

В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Успение божией матери

28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон». Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем.

В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Любопытно, что ни одно из четырех Евангелий не содержит описания смерти Богоматери. Там вообще нет никакой информации о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти можно найти только в апокрифах. Это неканонические религиозные тексты. Они не входят в Библию.

Впервые Успение Пресвятой Богородицы упоминается в произведениях, датированных I веком нашей эры. Более полное жизнеописание Девы Марии появляется только в VIII столетии.

Согласно источникам, к Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил, что скоро она предстанет перед Всевышним. Богоматерь собрала к себе в Иерусалим своих близких и всех учеников Христа — апостолов. Простилась с ними и через три дня скончалась.

Апостолы стали свидетелями кончины Святой Девы. Христос в окружении множества ангелов явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф.

На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не нашли. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

Успение — последний двунадесятый праздник церковного года. Новолетие отмечается 14 сентября, так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы (21 сентября), а последним — Ее Успение.

Успение божией матери

На Руси особо почитают Божью Матерь. Она считается покровительницей нашей страны. Бóльшая часть храмов на территории России освящается в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах. В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.

Успение божией матери

Ежегодно Успение Богородицы празднуется 28 августа. Историческое событие этого памятного дня окрашено одновременно печалью и радостью. Именно в этот день Пречистая Дева окончила свой жизненный путь и наконец воссоединилась с Сыном.

Успение Пресвятой Девы считается одним из главнейших православных праздников. Это празднество имеет отношение к истории, о которой не написано в Библии, тем не менее известно всем и каждому, благодаря рассказам церковных служителей.

Успение, или иными словами смерть, Богородицы — праздник счастья и радости. Но далеко не всем понятно, как столь печальный момент может служить достоянием для православных христиан. Для этого следует обратиться к истокам жития Богородицы и познать истину христианской веры.

Житие Богородицы

После распятия Христа о Деве Марии в Библии сказано мало слов. Известно лишь то, что после Вознесения Иисуса в Царствие Небесное она жила в столице Израиля, до тех пор, пока не началось гонение христианского народа. Иоанн Богослов, коему было поручено самим Христом охранять и заботиться о Матери Господа, помог ей перебраться в Эфес. Каждый день Приснодева навещала епископа Лазаря Четверодневного, а также посещала гору Афон, которую в дальнейшем она обозначила местом для молитв и обращения к Богу.

Успение божией матери

Перед своей смертью, Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Там она каждодневно предавалась молитвам и ходила в те места, которые были связаны с жизнью Сына ее Иисуса Христа. В молитвенных просьбах Богоматерь умоляла о свидании с Сыном на небесах.

Успение божией матери

Однажды, на Елеонской горе, пред Девой Марией явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что жить ей осталось ровно три дня, а после Божья Матерь уйдет на вечное упокоение. Что покинет она землю и отправиться в рай небесный к Сыну Своему. Мария обрадовалась этой новости, ведь все молитвы были услышаны, она прошла испытание жизнью, наблюдая за тем, как издеваются над чадом ее, как страдает и умирает единственный Сын. Богородица устремилась поделиться благой вестью с Иоанном, который был добр к ней и выполнил наставление Христа. Известие облетело всю столицу и окрестности Израиля, как некогда ранее, новость о рождении Спасителя. Апостолы, прославляющие слово Божье по всей земле, незамедлительно вернулись в Святой город, дабы успеть проститься с их общей матерью.

Сама же Богородица перед смертью оставила все сбережения своим служанкам — вдовам. И дала им указание, чтобы похоронили ее рядом с родителями у подножия горы Елеонской, в селе Гефсимания.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

В тот день, когда Дева Мария скончалась, все жители столицы пришли попрощаться с ней. Всех проповедников и верующих людей под одной крышей собрала весть о том, что для Божьей Матери пробил смертный час. За ее успением наблюдали все, каждый явился, чтобы проститься с Блаженной Девой. Весть о кончине Первой Матери разлетелась по всему миру, ведь чудо, которое произошло в тот день изумило даже самого строгого и безбожного человека.

Успение божией матери

Богородица уходила из мира живых со светом, ярким, ослепительным и чистым, ее окружали ангелы, среди которых появился пред нею сам Христос. Мария обратилась к Сыну своему с просьбой о спасение и благословение всех тех, кто находится рядом с ней в этот день, и кто молится о ней. Дева Мария также воззвала к Иисусу в молитве защитить ее силой Господа-Бога от демонов и сатаны, а затем, в счастье и в упоение, полностью отдалась в руки Господа. Иисус Христос лично вознес свою мать на руках в Царствие Небесное.

Успение божией матери

В течении трех дней и трех ночей, апостолы воспевали библейские псалмы возле гроба Пресвятой Девы. И только на третий день они получили истинное и полное успокоение от Образа Святого, представшим им в лице Божией Матери и речи ее. Она востребовала ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения, тело Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Многие люди могут подумать, что это полный абсурд праздновать день Успения, то есть день, когда скончалась Матерь Божия. Ведь для большинства людей смерть ничто иное, как боль, страдание и печаль. Но истинно верующим людям известна истина: смерть — это лишь начало вечной жизни. Только после упокоения начинается настоящая, счастливая жизнь на небесах, рядом с Господом нашим. Христиане знают, что не кончина несет за собой страдание, а поступки, что сотворяют люди, живя на земле.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы дает нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь — это лишь тяжелый, но вынужденный путь, для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы — это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье. Мы желаем вам отличного настроения, крепкой веры. Будьте счастливы

Успение божией матери

Москва, 04.12.2020, 14:34:55, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

Праздничное событие под названием Успение Пресвятой Богородицы на территории Российской Федерации отмечают каждый год в двадцать восьмой день августа. Примечательно, что уже на следующий день выпадает торжество под названием Третий Спас, он же Ореховый Спас. Эти праздники завершают период церковных мероприятий августа. Всего в третий месяц лета верующие отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы.

  • Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, история
  • Обряды и традиции в этот день
  • Что можно просить у Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, история

Торжество под названием Успение посвящается воспоминаниям о завершении земной жизни Девы Марии, матери Мессии. Представители духовенства называют этот праздник двунадесятым, иными словами — одним из самых важных. Полное название торжества — Успение Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В священном писании сказано, что смерть Девы Марии не была неожиданностью. После кончины и до воскресения Мессии Дева Мария несколько лет жила на территории Иерусалима, она часто ходила молиться на Голгофу к Гробу Господню. Во время одного из молитвенных сеансов к Деве Марии пришел архангел Гавриил, который рассказал, что в скором времени она сможет встретиться со своим сыном.

Богоматерь была очень рада этой новости, но перед смертью она безумно хотела посмотреть в глаза всем апостолам своего сына. Для того, чтобы воплотить мечты Богоматери в реальность, ангелы доставили учеников Мессии в Иерусалим из разных земель, где они смогли проститься с Богоматерью. После этого Дева Мария тихо скончалась, в момент смерти ее ложе начало светиться. Апостолы похоронили мать Иисуса в Гефсимании, в семейном склепе, неподалеку от ее родителей Иоакимом и Анной. Рядом с могилой Девы Марии был ее муж, Иосиф, которого в евангельской истории стали называть Обручником. Вход в семейный склеп был закрыт камнями.

Успение божией матери

Существует легенда о Фоме и поясе Богоматери. Согласно этой легенде, ученик Христа, которого зовут Фома, опоздал на церемонию прощания с Девой Марией. Он попросил своих товарищей открыть склеп, чтобы проститься с Богоматерью, но когда они это сделали, то обнаружили, что Девы Марии там уже не было, вместо этого они нашли розы. Оказывается, Богоматерь уже вознеслась на небеса, она торопилась к своему сыну. Богоматерь передала с неба Фоме пояс. Частицы этой обретенной через несколько веков святыни хранятся в разных местах, в том числе в одном из афонских храмов.

Обряды и традиции в этот день

В день, когда скончалась Дева Мария, представители духовенства вспоминают ее земную жизнь и переход на небеса. В двадцать восьмой день августа у верующих завершился Успенский пост. В 2020 году торжество выпадает на пятницу, это значит, что разговение состоится на следующий день. На праздничном столе у православных присутствуют только рыбные блюда. Отметим, что в это время нужно отправиться в церковь для того, чтобы выстоять молебен. В канун торжества в центр храма выносят Плащаницу, на которой изображен лик Девы Марии. После этого проходит всенощная служба.

Ранее во время праздника народ собирал урожай из овощей и фруктов, после чего нужно было делать заготовки на зимний период. Людям, которые не смогли вовремя собрать урожай, помогали всей деревней. Во время торжества работать нельзя, вместо этого народ отправляется на гулянья, устраивая так называемый успенский пир. Спиртными напитками злоупотреблять нельзя.

В народе говорили, что сегодня нельзя быть в плохом настроении, запрещается конфликтовать и ругаться с родственниками и даже знакомыми, не разрешается поднимать на них голос. Для того, чтобы не болеть, нельзя ходить сегодня босиком. Также наши предки говорили, что земле в этот день требовался отдых, поэтому нельзя втыкать в нее острые предметы. Деву Марию на Руси сопоставляли с Матерью-Землей, а значит, чтобы год принес урожай, любые манипуляции с землей попадали под запрет. Представительницы слабого пола на выданье в этот день не должны стричь волосы, иначе их планы обречены на провал.

С этого дня начинался свадебный период. Юноши искали себе даму, которой они хотели сделать предложение. Для того, чтобы предложить девушке выйти замуж, нужно подойти к ней и вручить икону Богоматери. Если девушке понравился парень, то она принимала подарок и взамен давала ему красную ленту, которую снимала со своей головы. В том случае, если парень не нравился даме, она забирала икону, но взамен ничего не дарила.

Что можно просить у Богородицы

Наши предки считали, что в этот день Дева Мария прислушивается к молитвам о детях, именно поэтому в двадцать восьмой день августа женщины, у которых были дети, очень часто молились. Традиционно сегодня принято молить о здоровье для детей, для них просили хорошей судьбы, и чтобы они не болели. Если у детей были проблемы, то для того, чтобы решить их, нужно провести сеанс молитвы. Покидая церковь, не забывайте, что нужно одарить нуждающихся милостыней.

Успение божией матери

У каждого иконописца образа Девы Марии есть своя история, значение и смысл. Икона под названием «Успение Пресвятой Богородицы» особенная, в ней заключен важный смысл для каждого человека, это иллюстрация того, что смерть не является концом жизни.

Икона «Успение» — это изображение перехода Девы Марии из живого мира на Небеса. На священном образе можно увидеть все моменты, которые так или иначе связаны со смертью Девы Марии. Очень важно обращать внимание на любые детали образа. Например, багряный цвет покрова одра и пурпурный цвет сандалий Богоматери — это знак царского достоинства и величия Девы Марии. Каждый иконописец видит лик по-своему, но зачастую у них может быть одна вещь, которую можно увидеть на всех иконах, в данном случае это не вещь, а человек. Это Петр, в руках которого кадильница, он окуривает одр. Есть и еще один человек, которого можно найти во многих иконах Богоматери — Иоанн, он оплакивает Деву Марию.

Ссылка на основную публикацию