Троицкий монастырь сергия радонежского

Сергиевская церковь

Рязань, Троицкий монастырь церковь в честь иконы Божией Матери Феодоровской. Приведением в более приличный вид Троицкий монастырь обязан известному в ХVII столетии ревнителю церковного благолепия стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому. Им же, вероятно, устроен в 1697 г. храм в честь св. Иоанна Предтечи, при коем придел в честь преподобного Сергия, устроен в 1752 г. по обещанию и на средства Алексея Петровича Вердеревского. В недавнее время Предтеченский придел разобран, а в Сергиевском приделе в 1852 г. устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской.

И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г., том 1, стр. 50

Сергиевский храм был построен в 1697 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревским, первоначально назывался Иоанно-Предтеченским с приделом в честь прп. Сергия Радонежского (устроен в 1752 году по обету на средства рязанского дворянина Алексея Петровича Вердеревского). В середине XIX века Предтеченский придел был разобран, а в Сергиевском был устроен престол в честь иконы Божией Матери Феодоровской. Взамен прежней Иоанно-Предтеченской была построена каменная Сергиевская церковь, а прежний храм превращен в придел (разобран по ветхости в 1815–1819 годах). В 1852 году к храму на средства потомственной почетной гражданки Александры Алексеевны Анзимировой пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Феодоровской». В 1888 году параллельно Феодоровскому приделу на средства купца Димитрия Евдокимовича Юкина вновь был устроен придел в честь Иоанна Предтечи.

Ввиду несоответствия Феодоровского придела главному храму по высоте и по ширине, он был разобран и на его месте на средства Д.Е. Юкина выстроен в 1902-1904 годах новый (освящен 28 октября 1904 г.). Под этим приделом, вдоль всей северной стороны, был расположен склеп для погребения членов семейства Юкиных. В 1912 году производилась перестройка алтаря Сергиевского храма с целью обнаружения захоронения русского зодчего М.Ф. Казакова (+ 1812). Захоронение обнаружено не было.

После закрытия монастыря в 1919 году храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1940 году здание церкви было закреплено за областной автошколой «Трансэнергокадры». В 1941 году здание было переоборудовано под Учебный комбинат и в нем построена уборная, подвал использовался как слесарная, а склеп как монтажная мастерская, причем склеп был освобожден от замурованных гробов с останками.

В 1994 году располагавшаяся здесь автошкола была переведена из храма и в нем начаты восстановительные работы. 17 декабря 1995 года архиепископом Рязанским Симоном (Новиковым) был освящен Предтеченский придел храма, а 8 апреля 1996 года — главный придел. 27 марта 1997 года был освящен придел Феодоровской иконы Божией Матери. Летом 1998 года в храме во время реставрационных работ под слоем побелки были открыты росписи XIX века. В 1999 году монахиней Василией (Шевченко) росписи в Феодоровском приделе были восстановлены.

Кирпичный храм с продольно-осевой композицией принадлежит к типу церквей русского барокко, восходящему к образцам I пол. XVIII века. Двухсветный четверик храма перекрыт пологим сводом, кровля четверика – четырехгранным шатром по деревянным стропилам с железной кровлей, увенчана деревянным глухим фонарем и луковичной главкой. Антаблемент четверика сооружен из тесаного кирпича, расщепленный в виде фронтончиков по сторонам фасадов.

История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского

Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью. Варфоломей приняв монашество войдет в историю под именем Преподобного Сергия. После основания монастыря его территория расширяется, сюда стекаются люди. В 1355 году в монастыре вводится общежитейный устав.

Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314 — 1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость. Он становится духовным наставником московского князя Дмитрия Ивановича, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров.

Во второй половине XIV века произошло значительное изменение в политической жизни Руси. Все больше ослабевает ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался от выплаты ей дани. Правитель Орды темник Мамай начал готовится к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Ему противостояли не разобщенные княжеские дружины, а общерусское войско. Перед решающим сражением князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир- Мурзою (Челубеем) началось историческое сражение на Куликовом поле. Значение Куликовой битвы было огромно. Она укрепила влияние вдохновителей великой победы — Сергия Радонежского и его монастыря. Для того чтобы почтить память погибших в битве князь Дмитрий, уже получивший прозвище Донской, вновь посещает Троицкий монастырь.

После смерти Сергий был погребен на территории монастыря. В 1422 году он причислен к лику святых и провозглашен “покровителем земли Русской” и “заступником перед богом”. Над гробом Преподобного Сергия в том же году закончено строительство Троицкого собора, который и в наши дни является действующим.

Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей — 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где — либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм — Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 — 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII — XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

Троицкий монастырь сергия радонежскогоТроице-Сергиева лавра (Фото: ProfStocker, Shutterstock)

11 августа 1337 года, согласно летописям, Сергий Радонежский и его брат Стефан основали монастырь недалеко от города Радонежа (хотя ряд исследователей считают годом основания монастыря — 1342-й). Еще при жизни святого обитель сильно преобразилась благодаря стараниям смоленского архимандрита Симона. Монахи возвели просторную церковь, построили кельи, трапезную и другие здания.

В 14-17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром Руси. Здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый – автор Жития Сергия Радонежского, Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, резчик Амвросий.

Монастырь играл важную роль и в политической жизни страны: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, а в 1608-1610 годах – с польской интервенцией. Также он способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.

Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе Троицкий и Успенский соборы.

После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях был создан историко-художественный музей, с 1940 года – музей-заповедник.

Однако, после Великой Отечественной войны в 1946 году началось возрождение обители. Ныне Троице-Сергиева лавра занимает выдающееся место в жизни Русской церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

Троицкий монастырь сергия радонежского

История

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно предания, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий.

К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 г.г. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия.Братия была репрессирована, по свидетельствам современников расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви для возрождения монашеской жизни.

В монастыре есть две чудотворные иконы — «Нерукотворный Спас» и Божией Матери Казанская, которые во время закрытия монастыря, хранились в Крестовоздвиженской церкви города.

В настоящее время в монастыре проживает 80 человек братии, монастырь принимает паломников, действует богадельня для монахинь.

За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов:

храм Пресвятой Троицы,

храм Покрова Пресвятой Богородицы,

храм Казанской иконы Божией Матери,

храм преподобного Сергия игумена Радонежского,

храм преподобного Серафима Саровского,

храм апостола Варнавы,

храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне.

Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. Подворью принадлежит на праве собственности более 400 гектар земли, где насельники монастыря выращивают зерновые, кормовые, плодовые, овощные культуры, имеют поголовье на более чем 100 голов крупного рогатого скота, занимаются птицеводством, выращивают рыбу в искусственном пруду. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, богослужения проводятся ежедневно,и храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

Наместник

Троицкий монастырь сергия радонежского

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Главный храм сооружен в центре монастыря. Изначально он был деревянным, затем в 1748 г. по указу Троицко-Сергиевской Лавры построен каменный храм. Строителями нового храма были Меркурий (Абрамов) и Иоанн(Никольский). Во время расчистки места под каменный храм был обретен гроб с мощами схимонаха Вассиана.

Верхний холодный во имя Живоначальной Троицы освящен в 1754 г. в скором времени была разобрана старая деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также ветхая деревянная колокольня. В память об этом образ преп. Зосимы и Савватия теперь находится в иконостасе нижнего Покровского храма (ранее он назывался Богоявленским). Теплая церковь в нижнем этаже каменного Троицкого храма в честь Богоявления Господня была устроена в 1767 г. В это же время пристроена новая каменная трапеза и колокольня. Впоследствии Богоявленский храм упразднен. После пожара в 1775 г. колокольня с двумя колоколами и боевыми часами сгорела, получили повреждения и другие монастырские постройки. Перестройка и обновление соборного храма началась только в 1805 г. во время настоятельства архим. Авраамия (Соловьева). За три года был устроен новый иконостас в три яруса с колоннами и богатой резьбой, вызолоченной на полименте червонным золотом. Началось строительство новой трехъярусной колокольни. В 1814 г. с западной стороны храма устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Летом 1906 г. из-за сильной жары и засухи начались пожары. В монастыре сгорели церкви, колокольня, корпуса и надворные постройки. К 1911 г. трудами о.Гавриила и братии восстановлен весь комплекс монастырских построек.

В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. На территории обители заработали две фабрики: баянная фабрика в Сергиевском храме, в начале войны перепрофилированная на изготовление лыж для нужд фронта, и махорочная в Троицком и Казанском храме, которые просуществовали до начала 1990-х годов. Внутренний и внешний вид Троицкого Собора пострадал не только от пожара 1947 г., но и от перестроек — были пробиты дополнительные оконные проемы, установлены новые перекрытия на несколько этажей. Когда в 1988 г. остановилось махорочное производство, местные власти решили вовсе снести уцелевшие монастырские строения, чтобы организовать производство медицинского оборудования, но благодаря поддержке верующих монастырь, как памятник культуры, удалось отстоять.

В 1992 г. монастырь был передан Чебоксарской епархии. С этого момента началась работа по восстановлению монастырских построек. Полуразрушенный Троицкий храм пришлось разобрать. На его месте построен новый в древнерусском стиле XVII в., напоминающий Успенский собор во Владимире. Высота нового Троицкого собора вместе с главным крестом составляет 46 метров. Рядом с собором расположился прекрасный фонтан, дно бассейна которого выложено мозаикой византийским орнаментом. В нем два храма: нижний — в честь Покрова Божией Матери, верхний – в честь Живоначальной Троицы.

Сергий Радонежский почитается в России как святой. Он является основателем Троице – Сергиевой лавры, которая находится под Москвой (ранее Троицкий монастырь). Он проповедовал мысль, что в царство Божье попадут не только служители церкви, но и все добродетельные люди. Сергий Радонежский стал первым духовным мыслителем на русской земле.

О жизни святого повествует житие Епифания, которое он записал уже в преклонном возрасте, находясь монастыре.

1. Уход в монастырь.

Родился преподобный в 1322 году в Ростове в семье Кирилла и Марии. Мальчика назвали Варфоломеем. Семья была состоятельной, но впоследствии обеднела. И вскоре после рождения сына переехала в городок Радонеж. В семь лет юного Варфоломея отдали на обучение в школу при церкви. Он был тихим и замкнутым. Вскоре он принял решение, как его родители и старший брат, уйти в монахи. Оставив все свое небольшое состояние брату, Варфоломей ушел в монастырь и получил имя Сергий.

2. Зарождение Троице – Сергиева монастыря.

Вместе со старшим братом Сергий решает покинуть монастырь, они уходят в лес и строят там келью. Затем они строят церковь и называют ее Троицкой. Брат Сергия не выдерживает тяжелой жизни в лесу и вскоре возвращается в монастырь, а Сергий остается один. Так в полном одиночестве он живет более двух лет. Это было трудное время, полное испытаний. Но постепенно к нему стали приходить монахи. В это время было построено более двенадцати келий, которые были обнесены оградой.

Так началось возведение Троице – Сергиева монастыря, в котором сам Сергий стал игуменом. Случилось это в 1337 году.

3. Строительство монастырей.

Несмотря на то, что Сергий руководил монастырем, он работал не жалея себя. Строил кельи, носил бревна, брался за самую трудную работу. Он соблюдал монашеский обед – жил в крайней бедности и всячески помогал нуждающимся.

Однажды Сергий голодал четыре дня, поскольку у него закончилась еда. Чтобы достать себе пропитания, он пошел к одному из своих монахов, который хотел сделать пристройку к келье. Сергий помог ему с этой работой за несколько кусков сухого хлеба, которые получил от монаха в конце рабочего дня.

Как повествует житие, Сергий мог простыми словами смягчить даже самое жестокое сердце, он довольно часто примерял ссорящихся между собой правителей.
Однажды Дмитрий Донской попросил Сергия отправиться в Новгород, что примирить князей. По дороге преподобный нашел свободное время и в глухом уезде рядом с болотом построил церковь Троицы. Там нашли пристанище отшельники.

За свою жизнь Сергий основал монастыри на Клязьме, на Кирчаже, недалеко от Коломны и во многих других местах. Руководить всеми этими монастырями стали его ученики, которые впоследствии основали в общей сложности более сорока монастырей по всей России.

В житие Сергия Радонежского рассказывается о том, что он совершал много чудес. Люди ехали к нему из всех уголков страны, кто-то за помощью, а кто-то, чтобы увидеть преподобного.

Умер Сергий Радонежский осенью 1392 года, дожив до старости. Свою смерть он предвидел за шесть месяцев. Перед тем как покинуть этот мир, он собрал всех монахов и передал руководство монастырем отцу Никону.

Вскоре после смерти Сергия возвели в ранг святых. Произошло это, еще когда знавшие его лично люди были живы. Этот случай является единичным и никогда в истории церкви повторен не был.

В 1919 году мощи преподобного были вскрыты специальной комиссией. На этом вскрытии присутствовали и представители церкви. В ходе вскрытия обнаружились кости, волосы и остатки монашеской одежды. Павел Флоренский узнал о намечавшемся вскрытии гробницы и, опасаясь уничтожения мощей, заменил голову преподобного. Сейчас мощи Сергия Радонежского целиком хранятся в Троице – Сергиевой лавре.

На протяжении долго времени монахам было разрешено иметь свое собственное имущество. Бедные монахи постепенно начинали прислуживать богатым. В своем монастыре Сергий не разрешал иметь имущество. Все, что было у монахов, становилось собственностью монастыря и поступало в общее владение. Монастырю имущество было нужно для того, чтобы монахам было чем питаться. В дальнейшем подобные монастыри были возведены последователями Сергия по всей стране.

Троицкий монастырь сергия радонежского

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор [19]
Х[19] Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю.
Читать далее. (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Троице-Сергиева лавра. Фильм Светланы Руцкой.

Троицкий монастырь сергия радонежского

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ ), расположенный в центре города Сергиев Посад [23]
Х[23] Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск , в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
Читать далее. Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским [24]
Х[24] Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина.
Читать далее. .

Успенский собор [18]
Х[18] Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него.
Читать далее. был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенскoгo собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). На месте древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены [21]
Х[21] Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до.
Читать далее. с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни [14]
Х[14] Водяная башня (XVII в.)
Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII в. Высота башни до карниза – 25 м, размер.
Читать далее. был разбит Пафнутьев сад [3]
Х[3] Пафнутьевский сад
Пафнутьевский сад расположен перед южной стеной Троице-Сергиевой Лавры. Когда насажен он точно не известно, но в различных редакциях существует предание, что называется сад «Пафнутьевским.
Читать далее. . Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).

Биография

Решив стать монахом, Варфоломей передал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим братом Стефаном на рубеже 1330-х и 1340-х годов основал Троицкий монастырь. Около 1353 года Сергий Радонежский стал вторым игуменом обители.

Троицкий монастырь со временем стал одним из главных центров русского православия и культуры средневековой Руси. Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель XIV века тип монастырей — общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Его дело было продолжено многочисленными учениками.

С 1374 года Сергий Радонежский стал доверенным лицом московских князей. Он был одним из духовников Дмитрия Донского, крестным отцом его сыновей. Сергий Радонежский активно поддерживал великого князя в борьбе против монголо-татарского ига, в 1380 году помог ему в подготовке Куликовской битвы.

В 1386 году Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий Радонежский способствовал объединению государства.

Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1392 года. 30 лет спустя его мощи были найдены нетленными. В 1452 году он был причислен к лику святых. Почитается как величайший подвижник земли русской, «игумен всея Руси».

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10

Телефоны: 8-(4912) 34-81-71; 8-915-615-21-94. Факс:8-(4912) 34-81-71 доб. 203
Адрес сайта: http://trinityrzn.ru

Наместник: архимандрит Андрей (Крехов)

Справка:

Монастырь возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу.

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

Храмы

Свято-Троицкий Собор. Самый древний храм в обители. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.
Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года.
Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года.
Святыни

В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня
Казанская икона Божией Матери
Икона святого апостола Андрея Первозванного
Икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
Частицы мощей Рязанских святителей:

священомученика Мисаила
святителя Феодорита
святителя Гавриила
святителя Мелетия
Честные останки рязанских епископов:

архиепископа Алексия Титова (1733-1750)
архиепископа Антония (1621-1637)
епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)
епископа Михаила (1548-1551)
митрополита Стефана Яворского (1700-1722)
Современная жизнь монастыря

Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:

— в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;

— в пятницу – Божией Матери «Радуйся Невесто Неневестная»;

— в среду – иконе Божией Матери «Феодоровская».

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Количество братии монастыря: в священном сане – 10 человек, послушников – 11 человек, трудников – 20 человек.

Имеется небольшая гостиница для паломников, приезжающим предлагается трапеза и, по возможности, размещение на ночлег. В монастыре действует библиотека, книжный фонд которой составляет около 1400 экземпляров. Имеются тексты Священного Писания, творения св. отцов, богослужебная литература, книги по различным областям богословского знания и другие книги для духовно-назидательного чтения, периодические издания.

Также монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района.

Важные события из жизни обители

Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода.

С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата».

В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа.

16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм.

В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря.

8 октября – память прп. Сергия Радонежского;

18 июля – обретение мощей прп. Сергия Радонежского;

27 марта, 29 августа – иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»;

8 июля – память свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Престольные праздники Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Проезд к монастырю.

Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

П рославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Д ревнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

З а алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует Регентская и Иконописная школы.

Никон родился в 1352 году в городе Юрьев-Польский, Владимирская область. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия Радонежского и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих.

Пре­подоб­ный Сер­гий Радонежский, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.

Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, за полгода до своей смерти в 1392 году, уйдя в затвор, Сергий поставил его игуменом Троицкого монастыря.

Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся. Но недолго оставался игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушел в затвор, оставив руководство монастырем преподобному Савве Сторожевскому. В 1398 году, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырем.

При Никоне Троицкий монастырь полностью разрушен войсками хана Едигея в 1408 году, удалось спасти только книги и священные сосуды. Преподобный начал восстановление монастыря. При закладке каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы 5 июля 1422 года им обретены мощи преподобного Сергия.

Для украшения храма Никон пригласил иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Церковное предание приписывает преподобному заказ Рублеву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы Троицы.

По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 30 но­яб­ря 1426 года и по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля.

При митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и службу преподобному Никону, а в 1547 году митрополитом Макарием установлено его общецерковное почитание. В 1560 году над мо­ги­лой по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

30 ноября
6 июля — Собор Владимирских святых
19 июля — Собор Радонежских святых
6 сентября (переходящая) — Собор Московских святых

Ссылка на основную публикацию