Теперь вместе

alt=» Фото: Антон Денисов/РИА Новости» /> Теперь вместе

Вслед за архиепископом Иоанном (Реннето), обратившимся к РПЦ с письмом, содержащим просьбу о принятии его в юрисдикцию Московского патриархата (МП), его примеру решили последовать клирики.

"Я хотел бы поздравить наших братьев и сестер в Западной Европе, да и всех нас, с воссоединением остававшейся до недавнего времени отделенной от Русской православной церкви части с ее Матерью", — сказал Патриарх Кирилл.

Теперь вместе

И Синод на своем внеочередном заседании принял решение включить в состав РПЦ бывший "русский экзархат" Константинопольского патриархата в Западной Европе.

По словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, в работе Синода приняли участие 14 архиереев РПЦ, включая патриарха Кирилла, который по традиции возглавил заседание.

Председатель Отдела внешних церковных связей МП митрополит Волоколамский Иларион сравнил происходящие события по значимости с воссоединением Русской зарубежной церкви с МП в 2007 году. Когда с Московским патриархатом воссоединяется "еще одна часть русского зарубежья… по сути, завершается процесс воссоединения русской диаспоры с Матерью Церковью", подчеркнул он.

"Не мы были инициаторами вхождения этих приходов в состав Московского Патриархата," — отметил он при этом. Причина в действиях Константинопольского патриархата, который "по каким-то непонятным причинам" упразднил Западноевропейский экзархат русской традиции, и "вполне естественно, что большинство приходов обратилось именно к Русской Православной Церкви, потому что это изначально была ее часть.

Многие прихожане этих приходов до сих пор говорят по-русски, хотя это не русскоязычная в своем большинстве Архиепископия. Ее приходы имеются во Франции, Германии, Великобритании, Скандинавии и странах Бенилюкса — и там очень много и французов, и немцев, и представителей иных национальностей.

Теперь вместе

Для переходящей в юрисдикцию Московского патриархата Архиепископии характерны, по словам митрополита, "монолитность и сплоченность вокруг правящего архиерея" и в большинстве приходов "единодушие между клиром и прихожанами". "Ведь никто насильно не тянул ни архиепископа Иоанна, ни подведомственные ему приходы к нам, — сказал митрополит Иларион, — наоборот, они сами просят о вхождении в состав Русской Православной Церкви. И каждый приход принимал самостоятельное решение. Настоятель и прихожане вместе обсуждали этот вопрос.

— Мы радуемся этому, потому что действительно речь идет, по сути, о завершении процесса, который длился около ста лет, — сказал митрополит Иларион. — Церковное разделение в русской эмиграции, начавшееся вскоре после революции, заканчивается на наших глазах.

Архиепископия, входя в РПЦ, сохраняет финансовую автономию и управление имуществом по законам стран, где она действует, — сообщил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

История вопроса

В 1931 году митрополит Евлогий (Георгиевский) вынужденно отделился от Московского Патриархата. Возглавлявшиеся им приходы в Западной Европе были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриархата на временной основе. Митрополит Евлогий подчеркивал, что "это лишь временный перерыв официальных административных сношений" до того времени, "когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви". В 1945 году митрополит Евлогий воссоединился с Московским Патриархатом, но основная часть приходов после его смерти вновь отделилась от Московского Патриархата и примкнула к Константинополю. Все это продолжалось вплоть до прошлого года, когда Константинопольский Патриархат упразднил эту Архиепископию, а ее приходам предписал влиться в существующие епархии Константинопольского Патриархата.

Справка "РГ"

Западноевропейский экзархат русской традиции имеет 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании, а его клир насчитывает более 100 священников и 30 диаконов.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Теперь вместе

Большинство выступавших на общем собрании Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, состоявшемся 23 февраля в Париже, высказались за переход их церковной области в юрисдикцию Московского патриархата, утверждает греческий сайт Orthodoxia.info. Такой же позиции придерживается и глава упраздненного Константинополем Русского экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето), передает «Благовест-инфо» (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=81719).

Более 200 делегатов – клириков и мирян, – представляющих около ста приходов и общин архиепископии, собрались 23 февраля в Париже, чтобы обсудить решение Константинопольского патриархата, который в ноябре 2018 года лишил эту церковную единицу статуса экзархата и предписал ее приходам влиться в состав существующих греческих митрополий Западной Европы. Заседание проходило в помещении храма доминиканского монастыря Благовещения на улице Фобур-Сент-Оноре.

Подавляющее большинство участников (191 против 15) проголосовали за сохранение архиепископии как отдельной церковной области. Окончательное решение о юрисдикционной принадлежности будет принято на следующей ассамблее в июне.

Архиепископ Иоанн зачитал послание Патриарха Кирилла (Гундяева) и прямо заявил, что если из Фанара последует указ о его смещении, он перейдет в юрисдикцию РПЦ МП.

В беседе с корреспондентом Orthodoxia.info Йоргосом Фердисом, состоявшейся накануне ассамблеи, архиепископ Иоанн назвал переход в РПЦ МП единственным путем для архиепископии. Он также выразил крайнее огорчение в связи с решением Фанара о роспуске экзархата, добавив, что за этим решением стояли три константинопольских митрополита: Французский Эммануил, Бельгийский Афинагор и Итальянский Геннадий.

Экзархат русских православных приходов в Западной Европе под юрисдикцией Константинопольского патриархата был создан в феврале 1931 года, после того как глава русской епархии митрополит Евлогий (Георгиевский) вступил в конфликт с именовавшим себя заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), требовавшим полной лояльности к советской власти. В 1965 году Константинопольский патриархат отказался от своей юрисдикции над экзархатом и благословил его вернуться в подчинение Патриарха Московского, что не было исполнено. В 1971 году Константинопольский патриархат восстановил свою юрисдикцию над русскими приходами, преобразовав их в Архиепископию русских православных приходов в Западной Европе. В 1999 году томосом Патриарха Константинопольского Варфоломея архиепископия была наделена статусом экзархата, однако его же решением от 27 ноября 2018 года Томос был отменён, а сам экзархат распущен, и его приходам предписано войти в состав европейских митрополий Константинопольского патриархата.

По данным на конец 2018 года в состав архиепископии входили 65 приходов, 32 общины, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании; клир насчитывал более 100 священников и 30 диаконов.

Константинопольский патриархат на собрании священного синода на Фанаре принял решение о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции. Об этом сообщило издание Оrthodoxie.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе имеет центр в Париже. Ее создавали на основе приходов русских эмигрантов после революции 1917 года. Изначально их управляющим был архиепископ Евлогий (Георгиевский), которого русская православная церковь в 1930 году отправила в отставку. Однако многие приходы остались ему верны, после чего он попросил патриарха Константинопольского о титуле патриаршего экзарха, и его просьба была удовлетворена. Через 14 лет он попытался вернуться в юрисдикцию Московской патриархии, но с тех пор статус архиепископии так и остался в неопределенном состоянии. В 1999 году патриарх Варфоломей подтвердил, что архиепископия находится под властью Константинополя. На сегодняшний день у экзархата 65 приходов, 11 действующих церквей и два монастыря. В основном его прихожане проживают во Франции.

В начале ноября Константинополь пригрозил отозвать автокефалию у РПЦ. 11 октября синод константинопольской церкви принял решение прекратить действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Теперь вместе

Он уточнил, что среди них и парижский собор Святого Александра Невского.

По его словам, документ о переходе Архиепископии западноевропейских приходов в РПЦ будет принят в ближайшее воскресенье в Москве. Для его подписания в пятницу, 1 ноября, делегация Архиепископии вылетит в Россию.

Священник пояснил, что этот документ признает автономию, идентичность и выбранную форму пребывания в составе Московской патриархии. Он также означает каноническое признание, несмотря на сопротивление Константинополя, желающего упразднения Архиепископии.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе — бывший экзархат в составе Константинопольского патриархата с центром в Париже. В 2018 году Константинополь упразднил ее, постановив ее приходам и иным структурам войти в состав европейских митрополий Константинопольского патриархата.

В октябре 2018 года РПЦ признала Вселенского и Константинопольского патриарха Варфоломея раскольником. По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Константинопольский патриархат снял анафему с двух представителей неканонических украинских церквей и таким образом сам впал в раскол.

Архиерейский синод Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) поддержал позицию РПЦ и объявил о разрыве евхаристического общения с Вселенским патриархатом, объявил его решения недействительными и обвинил в искажении концепции истинного православия.

Конфликт между православными церквями разгорелся после решений Константинопольского патриархата по Украине. 11 октября Синод снял анафему с глав непризнанных в мире Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной церкви. Ранее в стране действовала только одна каноническая церковь — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП).

Теперь вместе

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (бывший экзархат русских церквей в составе Константинопольского патриархата) вошел в состав Русской православной церкви (РПЦ). Такое решение принял 14 сентября Священный синод РПЦ, рассмотрев соответствующее обращение архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего архиепископию.

В обращении, в частности, говорилось о стремлении большинства клириков и приходов архиепископии сохранить ее существование посредством вхождения в юрисдикцию РПЦ. В начале сентября более половины (58,1%) членов Генеральной ассамблеи архиепископии проголосовали за присоединение к РПЦ.

В середине октября РПЦ из-за намерения Вселенского патриархата предоставить автокефалию украинским православным церквам разорвала с ним евхаристическое общение. Вслед за ней отношения с Константинополем разорвал Архиерейский синод Русской зарубежной церкви. В ноябре прошлого года Константинопольская православная церковь приняла решение упразднить архиепископию. Тогда же РПЦ предложила русским приходам Константинополя вернуться в Московский патриархат.

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была основана в 1921 году. До 1931 года была в составе РПЦ, однако из-за гонений на церковь в СССР временно перешла под юрисдикцию Константинополя. В 1945 году русские приходы Западной Европы снова вернулись в РПЦ, но спустя год опять приняли решение вернуться в состав Константинопольского патриархата.

3 ноября в Москве в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси вручил архиепископу Дубнинскому Иоанну патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью (РПЦ).

Теперь вместе

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и архиепископ Дубнинский Иоанн (в центре)

Фото: РИА Новости

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и архиепископ Дубнинский Иоанн (в центре)

Фото: РИА Новости

Напомним, 14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето), возглавляющий архиепископию, обратился к патриарху Кириллу с просьбой принять его в лоно Русской православной церкви. В этот же день Священный синод РПЦ принял его в юрисдикцию Московского патриархата с епископским титулом «Дубнинский». 28 сентября духовенство западноевропейских приходов также обратилось к предстоятелю РПЦ с просьбой о присоединении к Московскому патриархату. 7 октября Священный синод удовлетворил просьбу клириков, приняв их и приходы под свою юрисдикцию. Эти обращения последовали после того, как 27 ноября 2018 года Константинопольский патриарх, в юрисдикции которого находилась архиепископия, упразднил западноевропейский экзархат, объяснив это пастырскими нуждами.

«Происходящее сегодня событие — историческое, потому что ваше попечение проявилось в тот момент, когда целостность и призвание архиепископии были под угрозой уничтожения,— заявил владыка Иоанн (Реннего), обращаясь с амвона храма Христа Спасителя к патриарху и к собравшимся в храме.— Вы подарили нашей архиепископии возможность выжить и продолжить осуществлять свое миссионерское призвание во Франции и в Западной Европе в рамках совместного принятого решения в качестве полноценной архиепископии. Вы обеспечиваете сохранение нашего церковного удела таким, каким он сформировался и таким, каким он существует со времени своего создания в литургическом, богословском, пастырском плане, а также в административном, финансовом отношении. Вы сохраняете нашу самобытность, которой мы очень дорожим, и которая нас сподвигла обратиться к вашему благожелательному отцовскому попечению. Это событие историческое, потому что каноническое присоединение, которое вы нам сегодня дарите это не простая интеграция, это закрепление церковного примирения».

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была образована в 1921 году определением патриарха Московского и всея Руси Тихона, Священного синода и Высшего Церковного совета. Временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского патриархата в качестве экзархата до того времени, когда восстановится нормальные условия жизни Русской православной церкви. В 1945 году митрополит Евлогий и обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их вместе с их приходами в каноническое единство с РПЦ. 7 сентября 1945 года Священный синод постановил принять экзархат под юрисдикцию Московского патриархата. Однако после кончины митрополита Евлогия в 1946 году значительная часть его клира и паствы приняла решение вернуться в состав Константинопольского патриархата.

«В тот момент, когда во вселенском православии возникают очень опасные раскольнические тенденции, когда мы знаем, что пресекается даже общение между поместными православными церквами из-за грубого нарушения канонов, вот в это время некоего канонического помрачения в сознании многих, просветляется каноническое сознание Русской православной церкви, нашедшей в себе силы преодолеть последнее разделение, порожденное гражданским нестроением в России начала века ХХ,— сказал в свою очередь патриарх Кирилл.— И в этом мы видим руку Божию, несомненно, Господь с нами в то трудное время, когда не только мы должны оплакивать вновь возникающие разделения, но когда радуясь воссоединению, осознавать, что путь наш — исторический путь церкви в руках Божиих. И то, что сегодня по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию приходит к разделению, верим, что наступит момент, и так как сегодня, мы сможем прославить Господа мудрым своим путем, ведущим церковь к достижению полного ее единства».

Согласно грамоте, после вхождения архиепископии в состав РПЦ в ней «сохраняются ее богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью ее традиций». «В архиепископии сохраняются исторически сложившиеся особенности ее епархиального и приходского управления, в том числе те, которые были установлены митрополитом Евлогием, исходя из особенностей существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе и с учетом отдельных решений Всероссийского церковного собора 1917–1918 годов». После присоединения к РПЦ архиепископия сохранит свою финансовую независимость, она самостоятельно будет управлять своим движимым и недвижимым имуществом.

Во время литургии патриарх Кирилл впервые не помянул имя главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, когда зачитывал диптитх с главами поместных церквей. Это связано с прекращением евхаристического общения между церквами. 29 октября архиепископ Афинский направил мирную грамоту главе неканонической церкви Украины Епифанию Думенко.

Подробнее о переходе западноевропейских приходов в РПЦ — в материале “Ъ” «Москва потеснила Константинополь в Европе».

Теперь вместе

Представители Архиепископии русских церквей в Западной Европе 3 ноября приедут в Москву для подписания документа о принятии в юрисдикцию Русской православной церкви. Об этом сообщил архиепископ Дубнинский Иоанн, передает ТАСС.

Архиепископ рассказал, что беседовал по телефону с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, во время этого разговора обсуждалось принятое решение.

Теперь вместе

При этом приходы Архиепископии сохранят финансовую автономию, особенности управления и богослужения.

Год назад Синод Константинопольского патриархата лишил расположенную в Париже Архиепископию русских церквей права на управление православными приходами в Западной Европе.

Однако собрание Архиепископии проголосовало против решения Константинополя о ее упразднении. В свою очередь патриарх Кирилл заявил о готовности принять Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции в состав Московского патриархата, сохранив особенности ее управления.

Чтобы улучшить проверяемость статьи, а также ее энциклопедический интерес , благодарим вас за цитирование первоисточников посредством анализа вторичных источников, указанных в сносках ( редактировать статью ).

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Архиепископство Православных Церквей русского Предания в Западной Европе
Страна
Литургический обряд Византийский в русской традиции
Тип юрисдикции Архиепископство
Создание 1921 г.
Принадлежность Русская Православная Церковь (1921-1930; с 2019);
Вселенский Константинопольский Патриархат (1931-1965; 1971-2019);
независимый (1965-1971)
Сиденье Париж, Франция
Текущий владелец Митрополит Жан де Дубна
Язык (и) литургический (и) Славянский и местные языки
Календарь Юлиан и Юлиан Пересмотренный и Григорианский
Территория западная Европа
Веб-сайт archeveche.eu
редактировать

Теперь вместе

Архиепископии православных церквей русской традиции в Западной ЕвропеРоссии : Архиепископия православные русских церкви в Западной Европе ) является епархией с особым статусом в русской церкви в Париже , с российским центром в Париже , с российским центром в Париже . расположены в нескольких странах Европы , в основном во Франции .

Резюме

История

Архиепископство было создано в начале 20-х годов прошлого века и объединило русские приходы, находившиеся под юрисдикцией митрополита Евлога (Георгиевского) за рубежом. В феврале 1931 года он был принят в Константинопольский Патриархат под статусом «временного экзархата». В 1965 году Константинопольский Патриархат отказался от своей юрисдикции над ним и благословил его вернуться в подчинение Патриарху Московскому (что не было выполнено). 22 января 1971 года Константинопольский Патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами, превратив его в Архиепископию русских православных приходов в Западной Европе под опекой Греческой православной митрополии Франции . [ исх. желанный]

Теперь вместе

Константинопольский патриархат распустит архиепископию Русской православной церкви в Западной Европе. Данное решение предстоятелей православных церквей, а именно отмена томоса 1999 года, было принято Священным Синодом патриархата в Константинополе на заседании в Фанаре.

Об этом сообщил портал Orthodoxie.com, ссылаясь на информированный источник. Примечательно, что он не уточняет каких-либо деталей обсуждения, заверив, что вскоре последует официальное заявление от Константинополя.

Синод Константинопольской церкви будет проходить в Стамбуле до 29 ноября. Разумеется, главным на повестке является вопрос отделения церкви от государства в Греции, но предполагается, что будет обсуждаться и предоставление автокефалии УПЦ КП.

В самой Русской православной церкви подчеркнули, что хотя архиепископия РПЦ в Западной Европе не имеет прямого отношения к Московскому патриархату, решение Вселенского патриархата, если оно все-таки будет принято, не укрепляет и без того напряженные отношения в церковной среде.

Такую мысль озвучил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе в разговоре с корреспондентом Федерального агентства новостей.

«Это прежде всего свидетельствует о том, что Константинопольский патриархат не рассматривает те томосы, которые он предоставил тем или иным церковным структурам, как документы, которые могут быть предметом его свободного распоряжения.

Сегодня предоставил — завтра забрал. Эти действия, конечно, не добавляют стабильности в межправославных отношениях, в которых на протяжении веков сложилась практика существования томосов как безотзывных документов», — отметил собеседник агентства.

По словам Кипшидзе, «отмену томоса нужно будет комментировать в контексте всего пакета решений, которые будут приняты Синодом Константинопольского патриархата», поэтому необходимо дождаться официального оглашения со стороны Вселенского патриарха Варфоломея.

Теперь вместе

Кроме того, Вахтанг Кипшидзе напомнил, что православные церкви в Западной Европе никогда не зависели от Москвы, поэтому говорить о том, что данное решение ухудшит отношения Константинополя с МП, не совсем правильно, к тому же они и так находятся в непростом состоянии.

«Западная архиепископия прямого отношения к Московскому патриархату никогда не имела. Прямой связи в вопросе отношений МП с Фанаром данное решение не имеет, кроме того обстоятельства, что в этой архиепископии были объединены русскоязычные эмигрантские круги, в которые входят по большей части наши соотечественники», — разъяснил он.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе с центром в Париже была создана на основе приходов русских эмигрантов после революции 1917 года.

Ссылка на основную публикацию