Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе является одной из старейших православных общин в данном регионе. Актом святителя Тихона, Патриарха Московского, от 8 апреля 1921 г. она было вверена пастырскому попечению митрополита Евлогия (Георгиевского).

Русские эмигранты, оказавшиеся в изгнании после большевистской революции, с верой и мужеством утвердили здесь церковное присутствие, основанное на главных принципах незавершенного Московского Собора 1917-1918 гг. Кафедра архиепископа сначала была утверждена в Берлине, а затем перенесена в Париж, в собор Александра Невского. Архиепископия получила статус «ассоциации французского права», состоящей из приходов и общин, учрежденных во Франции и по всей Западной Европе, и остается таковой до сегодняшнего дня. Статуты этой ассоциации – Основные епархиальные положения православных русских ассоциаций в Западной Европе – были предаствлены в префектуру 26 февраля 1924 г. и сохраняют свою силу сегодня.

В 1931 г., чтобы гарантировать независимость и преемство, Архиепископия попросила Вселенского Константинопольского патриарха о покровительстве. 17 февраля 1931 г. Томос предоставил Архиепископии статус временного Экзархата Вселенского патриархата.

22 ноября 1965 г., Вселенский патриархат неожиданно объявил Архиепископии о ликвидации статуса временного Экзархата, данного в 1931 г. С этого времени Архиепископия оказалась независимой от любого патриархата и находилась под управлением архиепископа Георгия (Тарасова), правящего архиерея в 1960-1981 гг.

Патриашим и синодальным посланием от 22 января 1971 г., Вселенский патриархат вновь принял Архиепископию, при этом не давая ей определенного канонического статуса в составе Патриархата.

С момента своего избрания, архиепископ Сергий (Коновалов) вел переговоры со Вселенским патриархом о пересмотре канонического статуса Архиепископии в составе Патриархата. Многолетние дебаты внутри Архиепископии и переговоры с Синодом Вселенского патриархата были завершены дарованием патриаршего и синодального Томоса от 19 июня 1999 г. Он был дан по просьбе Архиепископии и придавал ей статус Экзархата (не временного).

Именно этот статус, без всяких предварительных консультаций с каким бы то ни было официальным органом Архиепископии, был отозван Синодом 27 ноября 2018 г. Неожиданный характер синодального решения Константинопольского патриархата об отзыве Томоса 19 июня 1999 г. не может не вызывать серьезной озабоченности внутри Архиепископии. Тем не менее, очень важно не торопиться с поспешным ответом.

Действительно, как свидетельствует православная экклезиология в лице своих великих богословов современности, таких как митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) или о. Николай Афанасьев, именно вокруг своих епископов общины верных составляют Церковь в своей соборности: «Множество павославных синодов составляли энциклики и директивы, касающиеся внутренней жизни епархий, словно они являются высшим авторитетом в церкви. Некоторые православные богословы даже считали, что синоды являются высшей властью, и утвержадали такую иерархию, в основе который находятся епархии, над ними — местные синоды, и на высшем уровне — вселенские соборы. Является ли синод или собор той структурой, которая находится выше епископа? С точки зрения экклезиологии, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, так как для православной экклезиологии нет ничего выше епископа» («Епископ в Православии» // Мирополит Петрамский Иоанн (Зизиулас). Церковь и ее институции. Париж, 2011, сс. 386-387).

Поэтому, чтобы явить подлинный голос Архиепископии, нам надо оставаться едиными вокруг своего правящего архиепископа, Преосвященнейшего Иоанна Хариупольского.

Оставаясь верными идентичности Архиепископии, мы будем собраны вокруг правящего Архиепископа и в тех институциях, которые определены нашими статутами и признаны Синодом. В первую очередь внутри каждого прихода или общины, но также и на ассамблеях духовенства и мирян, имеющих право выносить решения.

Всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять. Владыка Иоанн, как правящий Архиепископ, сможет дать ответ на синодальное решение — уважая соборность Церкви и стутуты Архиепископии — лишь после следующей процедуры: 15 декабря 2018 г. Архиепископ Иоанн приглашает духовенство Архиепископии на пастырское совещание, дабы посоветоваться с теми, кто вместе с ним несет духовную ответственность за приходы и верующих Архиепископии. По ходу пастырского совещания совет Архиепископии официально объявит о созыве генеральной ассамблеи Архиепископии, в которой примет участие все духовенство и делегаты из мирян, избранные от приходов и общин, относящихся к Архиепископии.

Будучи укорененной в западноевропейском обществе, Архиепископия восприняла некоторые элементы западной культуры. В первую очередь это приверженность демократическим ценностям, основополагающим правам человека, а также общему обсуждению перед принятием любого решения.

Те клирики и общины, которые захотят покинуть Архиепископию и присоединиться к любой другой епископской юрисдикции, должны будут каноническим путем просить отпускную грамоту у правящего архиерея — Архиепископа Иоанна Хариупольского.

Наше предпочтение, онако, в том, чтобы продолжать взаимодействие и диалог любви на общей встрече нашей епархии.

Здесь надо отметить, что — в каноническом аспекте — Архиепископ Иоанн, как правящий архиерей, не просил ни об упразднении статуса экзархата, ни о собственном уходе на покой. Так, он сохраняет за собой полноту пастырской ответственности о православных русских церквах в Западной Европе.

Ожидая ответа, который Ахиепископ Иоанн Хариупольский сможет дать Его Святейшеству Патриарху Вселенскому Варфоломею Константинопольскому и Их Высокопреосвященствам, членам Синода, как результат описанной выше прозрачной процедуры, духовенство Архиепископии приглашается использовать следующее литургическое поминовение: «О Святейшем Патриархе Вселенском Варфоломее Константинопольском и о Высокопреосвященнейшем Иоанне, Архиепископе Хариупольском, правящем Архиепископе православных русских церквей в Западной Европе».

С доверием к действию Царя Небесного, Духа Истины, Утешителя, мы призываем всех верующих к молитве о благостоянии всех святых Божиих церквей.

Восстановлено единство РПЦ с западноевропейскими приходами русской традиции. Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме Христа Спасителя божественную литургию. Делегацию священников и мирян, среди которых представители древних дворянских родов, предстоятель приветствовал словами «добро пожаловать домой».

Так выглядит финал многолетней драмы. Торжественное оглашение патриаршей грамоты в храме Христа Спасителя окончательно ставит точку в истории разделения церквей некогда бывших единым целым.

«Трудности гражданской войны и сложная политическая обстановка в России привели в свое время к временному аномальному отделению от Русской церкви значительной части иерархии за границей. Это отделение было в значительной мере уврачевано в 2007 году воссоединением с Русской зарубежной церковью. А сейчас в нашей церкви снова праздник — к нам вернулись общины Архиепископии западноевропейских приходов. Добро пожаловать домой!» — сказал патриарх Кирилл.

Православные приходы в Западной Европе основаны выходцами из России, бежавшими от революции. До прошлой осени они находились под юрисдикцией Вселенского патриархата, пока Варфоломей не издал указ об их упразднении. Фактически речь шла об уничтожении русской традиции в европейском православии. Тогда клирики и миряне решили искать защиты у Москвы. Просить, чтобы Русская православная церковь взяла под крыло братьев по вере.

«Ваше попечение проявилось в тот момент, когда Архиепископия оказалась под угрозой уничтожения. Вы подарили нам возможность выжить и осуществлять миссионерское призвание в Западной Европе», — сказал Иоанн митрополит Дубнинский.

Уникальные кадры — хор парижского Александра Невского собора — на молебне у мощей преподобного Сергия Радонежского. На торжества по случаю воссоединения наших церквей из Европы приехала делегация — более ста человек, в их числе 37 священников.

«Мы ожидали это десятки лет. Это такое событие, это большая радость», — сказал протоиерей, настоятель Трехсвятительского храма в Париже Николай Ребиндер.

«Подобно блудному сыну мы возвращаемся домой, возвращаемся к нашим традициям и нашим корням», — игумен Герасим (Франция).

Западноевропейская Архиепископия — это 65 приходов во Франции, Нидерландах, Бельгии, Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции и Италии. Два монастыря, 11 храмов, в их числе и знаковая в истории русской эмиграции церковь архангела Михаила в Каннах, где покоятся многие великие князья из династии Романовых.

А Николаевский собор в Ницце сейчас — крупнейший центр православия в Европе. За Архиепископией сохраняется финансовая самостоятельность и устоявшийся уклад, скажем, выбор языка для богослужений. За время, проведенное в изгнании, в жизни общин многое изменилось. Игумен Герасим служит в храме на французском, а хор у него поет на церковнославянском. Кстати, в Лавре они — частые гости.

«Мы сюда приезжаем с хором, чтобы учиться песнопениям. Я, конечно, понимаю не все слова, но ведь молитва должна идти от сердца, и то, что не может осилить мой разум, я чувствую сердцем», — говорит Игумен Герасим (Франция).

Протоирей Живко Панев и в паломнической поездке не расстается с видеокамерой. Он родом из Македонии. Сейчас служит в небольшом храме в Париже. Параллельно занимается продюсированием еженедельной передачи о православии на одном из французских телеканалов. Признается, что поражен красотой и величием русских храмов.

«Я очень доволен, радость великая Россия — великая страна православная, великое счастье», — говорит протоиерей Живко Панев (Франция).

В паломничестве в Троице-Сергиеву лавру многие участники делегации видят особый символизм. Преподобный Сергий Радонежский почитается как духовный собиратель русского народа. И это напрямую перекликается с преодолением многолетнего разделения наших церквей.

«Я люблю русскую церковь, Россию, патриарха Кирилла, Путина. Это большая радость для меня», — говорит Игумен Емельян (Швеция).

На торжества приехали и потомки русских эмигрантов. Представители известных дворянских родов. История семьи Лопухиных типична для того времени. После революции бежали в Китай, затем перебрались в Европу. Для Николая Лопухина его родители стали неким духовным камертоном. Для нынешнего знакового события у него есть и личное измерение.

«Мои бы родители, если бы были живы, они были бы очень довольны», — признается секретарь Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Николай Лопухин.

Православная вера, по его словам, и стала тем спасательным кругом, что помогла эмигрантам не потеряться на чужбине.

«Это наше сердце, это самое важное для нас, и когда наши деды эмигрировали, все собрались вокруг церкви, и у нас был чудный митрополит Евлогий, и он собрал нас», — рассказывает секретарь Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Николай Лопухин.

Благодаря митрополиту Евлогию — основателю Архиепископии — Русская церковь состоялась и в изгнании. Открывались храмы и семинарии, развивалась богословская мысль. Он верил, что разделение церквей — временное, и до конца дней мечтал о воссоединении: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению».

На торжествах в храме Христа Спасителя сегодня часто вспоминали эти пророческие слова, которым суждено было сбыться спустя почти 90 лет.

02.11.2019, 2:32 В России Видео 343

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал Патриаршую и Синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской православной церковью.

Фото, видео: ТАСС / Невар Виталий; 5-tv.ru

Свыше 60 приходов Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе подтвердили свое желание перейти в юрисдикцию Русской православной церкви, пишет ТАСС. Документ об их переходе будет принят 3 ноября в Москве.

По случаю этого события в столице приходят торжественные мероприятия. Для участия в них в город прибыли члены делегации Архиепископии Западной Европы во главе с архиепископом Иоанном Дубнинским.

Священники и миряне, посетившие Россию, не скрывают своей радости от присоединения западноевропейских церквей русской традиции к РПЦ. Члены делегации признаются, что давно ждали этого события, и рады, что, наконец, смогли вернуться к собственным истокам.

Свои эмоции от происходящего выразил иеромонах Порфирий, настоятель прихода Пророка Божия Илии в Эксетере (Великобритания).

«Я очень счастлив, очень тронут. Будучи маленьким мальчиком восьми лет, мне говорили молиться за русскую церковь, потому что русская церковь страдала. Мне 67 лет, то есть это было 60 лет назад. И с восьми лет русская церковь, русский народ были в моем сердце. И вот этот день настал, и меня переполняет большая радость, что все ожидания выполнены», — поделился священнослужитель.

Вслед за ним искреннюю радость от событий выразили миряне. По словам члена делегации из Франции, русская церковь стала для них «матерью» и перейти в ее юрисдикцию — большое событие для западноевропейских церквей русской традиции.

«Меня очень тронуло это. Великий собор в Париже долгое время был отделен от Русской православной церкви, но это же наши корни, мы начинали, как частица русской церкви. И это отделение во время коммунизма очень трагично. Но времена изменились. Россия изменилась. И мы возвращаемся к своим истокам. И русская церковь в Париже — это наша церковь-мать», — рассказал француз.

В рамках торжественных мероприятий члены делегации посетят Донской ставропигиальный монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Московский епархиальный дом. 3 ноября они примут участие в Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Константинопольский Патриархат решил упразднить Архиепископию русских православных церквей в Западной Европе, отменив Патриарший Томос 1999 года. Об этом со ссылкой на сайт Orthodoxie сообщает Korrespondent.net.

По данным СМИ, имеющую статус экзархата Архиепископию присоединят к Галльской митрополии Константинопольского Патриархата. Такое решение принял Священный Синод Константинопольской Православной Церкви на заседании 27 ноября 2018 года.

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (Западноевропейский экзархат русских приходов) была создана на основе приходов, сформированных русскими эмигрантами, которые покинули родину после революции 1917 года. Западноевропейскими русскими церквями управлял архиепископ Евлогий (Георгиевский), однако в 1930 году РПЦ отстранила его от должности. Евлогий обратился к Патриарху Константинопольскому и получил от него титул Патриаршего экзарха. В 1944 году Евлогий предпринял попытку вернуться в юрисдикцию Московской Патриархии, и с тех пор статус Архиепископии оставался неопределенным.

В 1971 году Константинопольский Патриархат возобновил свою юрисдикцию над приходами бывшего русского Западноевропейского экзархата, превратив его в Русскую Православную архиепископию Западной Европы. Томос от 19 июня 1999 года, предоставленный Патриархом Варфоломеем, подтвердил пребывание Архиепископии под омофором Константинопольского Патриарха и восстановил её статус экзархата.

В настоящее время экзархат объединяет 65 приходов, 11 храмов, 2 монастыря; клир насчитывает около 150 священнослужителей. Центр Архиепископии расположен в Париже (Франция). Возглавляет экзархат архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето).

Напомним, недавно архиепископ Иоанн призвал Русскую Православную Церковь, прекратившую евхаристическое общение с КПЦ, вернуть мирянам право причащаться в храмах Константинопольского Патриархата.

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Синод Константинопольского патриархата, заседание которого началось в Стамбуле 27 ноября, распустил Западноевропейский экзархат русских приходов. Об этом сообщает «Церквариум» со ссылкой на греческий церковный портал «Ромфея». На официальном сайте Вселенской патриархии подтверждающей информации пока не опубликовано.

Западноевропейский экзархат русских приходов ‒ церковная юрисдикция Константинопольского патриархата, созданная после Гражданской войны в России для окормления эмигрантов российской традиции. Изначально их приходы были объединены во «Временный экзархат святого апостольского и патриаршего трона Константинополя в Западной Европе». В 1971 г. экзархат был преобразован в Русскую Православную Архиепископию Западной Европы. В 1999 г. Патриарх Варфоломей специальным Томосом восстановил статус экзархата, но без обозначения «временный». Данная церковная юрисдикция распространяется на Францию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Германию, Норвегию, Швецию, Испанию, Италию и Данию. В составе экзархата около 65 приходов, 100 священников и 30 диаконов. Центр экзархата находится во Франции и сосуществует параллельно с греческой митрополией Франции, которую ныне возглавляет митрополит Галльский Эммануил.

«Церквариум» предполагает, что на это решение повлияли последние собвытия во Флоренции, когда священники Константинопольского патриархата попробовали перевести общину в РПЦЗ МП.

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Заявление Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе: Мы не прерываем общения

19 октября 2018 Ахилла

Заявление Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе (Экзархат Вселенского Патриархата).

Сообщение канцелярии Архиепископа

Дорогие Братья и Сестры, извещаем вас о том, что наша Архиепископия-Экзархат, находящаяся в юрисдикции Вселенского Патриархата, состоит в полном общении со всей Православной Церковью. Также извещаем вас о том, что Вселенский Патриархат не прерывал общения с Московским Патриархатом и продолжает его поминать в порядке, установленном в диптихе.

Все православные верующие могут принимать полное участие в литургической жизни и церковных таинствах в наших приходах. Мы призываем всех священников, диаконов, монахов, монахинь и верующих нашей Архиепископии-Экзархата молиться о единстве Церкви и просим священнослужителей громко возносить в конце сугубой ектении за Божественной Литургией следующую молитву архимандрита Софрония.

Молитва о единстве Церкви

Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас! Даруй нам силы любить друг друга так, как Ты заповедывал нам.

Ты, рекл еси учеником твоим: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас», даруй же и нам благодать Твою и сию мудрость, каждый день исполнять Твою заповедь.

Духом Твоим Святым укрепи нас и даруй нам мужество смиряться друг перед другом, зная, что тот, кто больше смиряется, тот больше и любит.

Научи нас молиться друг за друга и терпеливо носить бремена и тяготы друг друга.

Узами нерушимыя любви Твоея соедини нас с нашими досточтимыми патриархами и епископами как послушных овец единого стада с возлюбленными пастырями.

Дай нам видеть в каждом из братьев и в каждой из сестер образ неизреченныя Твоея Славы, дабы не предаться нам забвению, яко жизнь наша в брате нашем есть.

Сохрани нас под кровом Пречистыя Твоея Матери, Твоего Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостолов, великих Учителей и Святителей Церкви, преподобных праведных Отцев и Исповедников веры нашея и всех святых. Аминь.

Читайте также:

  • Профессор Алексей Осипов: Константинопольская Церковь потеряла Духа Святого
  • Предстоятель ЭАПЦ: Мысли об Украине
  • Заявление ФПЦ о решении Синода РПЦ: «Одностороннее, досадное и достойное сожаления решение»

Вселенский патриарх Варфоломей, судя по всему, решил, что его чин в действительности распространяется на всю Вселенную. Последние решения Варфоломея приводят православное сообщество в мире, мягко говоря, в недоумение. Одно из таких решений связано с роспуском Русской православной церкви в Западной Европе. Речь идёт о так называемом отзыве томоса и роспуске Архиепископства русских православных церквей в Западной Европе, который был предоставлен в 1999 году.

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Решение принято Варфоломеем в ходе заседания синода Константинопольского патриархата. При этом каких-либо внятных объяснений роспуска Русской православной церкви в Западной Европе не представлено.

На своей странице в «Живом Журнале» решение Варфоломея прокомментировал дьякон Андрей Кураев:

Эксперты в области религиоведения и взаимоотношений между различными сегментами христианских церквей в очередной раз говорят о том, что Варфоломей окончательно решил представить себя в роли «православного папы», который считает возможным нарушать каноны, принимая решение не всеправославным собором, а в одиночку.

Ранее в СМИ проходила информация о том, что с Варфоломеем активно поработали американские спецслужбы – после проведения объединяющих православных соборов. Это является прямым доказательством того, что объединение огромного православного мира явно не входит в круг интересов Вашингтона. И Варфоломей назначен тем, кто будет решать задачу по внесению раскола в православие, которое на Западе, ассоциируясь с Россией, воспринимается как «угроза европейским ценностям».

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ — административно-территориальная еди­ни­ца в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

Пред­ыс­то­рия эк­зар­ха­та от­но­сит­ся к 1920 году, ко­гда ар­хи­епископ Ев­ло­гий (Ге­ор­ги­ев­ский) был на­зна­чен Выс­шим Вре­мен­ным Рус­ским Цер­ков­ным Уп­рав­ле­ни­ем управ­ляю­щим русскими при­хо­да­ми в Западной Ев­ро­пе. В ию­не 1923 года Ар­хие­рей­ский со­бор Русской пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей пре­об­ра­зо­вал при­хо­ды в Западной Ев­ро­пе в ав­то­ном­ный ми­тро­по­ли­чий ок­руг. В 1926-1930 годах ок­руг на­хо­дил­ся в под­чи­не­нии пат­ри­ар­ше­го ме­сто­блю­сти­те­ля митрополита Сер­гия (Стра­го­род­ско­го); с февраля 1931 года — в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та в ка­че­ст­ве вре­мен­но­го эк­зар­ха­та. В сентябре 1945 года при­нят в РПЦ. С мар­та 1947 года — в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В но­ябре 1965 года уп­разд­нён Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Афи­но­го­ром. В декабре 1965 года со­вет эк­зар­ха­та про­воз­гла­сил его са­мо­стоя­тель­ной ар­хи­епи­ско­пи­ей Пра­во­слав­ной церк­ви Фран­ции и Западной Ев­ро­пы. С 1966 года Пра­во­слав­ная ар­хи­епи­ско­пия Фран­ции и русских западноевропейских Церк­вей рас­сея­ния. С января 1971 года в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та как ар­хи­епи­ско­пия рус­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов в Западной Ев­ро­пе. В ию­не 1999 года Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Вар­фо­ло­мей вос­ста­но­вил пат­ри­ар­ший эк­зар­хат в Западной Ев­ро­пе.

В начале XXI века в эк­зар­ха­те — 3 епи­ско­па, бо­лее 90 при­хо­дов и об­щин, главным образом во Фран­ции, а так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ни­дер­лан­дах, Бель­гии, Да­нии, Шве­ции, Нор­ве­гии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Ис­па­нии. В юрис­дик­ции эк­зар­ха­та на­хо­дит­ся Пра­во­слав­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут в Па­ри­же.

Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

Константинопольский патриархат расформировал экзархат русских приходов в странах Европы. Решение было принято на Синоде Константинопольской православной церкви, который проходил в Стамбуле в среду. Архиепархия объединяла 80 приходов в странах Западной Европы, в основном во Франции. Почему их лишили самоуправления и кому они достанутся?

Архиепархия была создана в 1931 году для эмигрантов из России

После революции 1918 года в Европе оказались сотни тысяч эмигрантов из России, многие из которых были православными. Западноевропейскими русскими церквями управлял архиепископ Евлогий, но в 1930-м он был отрешён от должности находящимся в Москве патриаршим местоблюстителем Сергием. Большая часть приходов отказалась принять это решение, посчитав его принятым под давлением советских властей. Русские приходы обратились к Константинопольской церкви и были приняты в её состав в качестве экзархата – наместничества за пределами канонической территории.

До конца XX века церковная юрисдикция несколько раз меняла свой статус, пока не была восстановлена в 1999 году патриархом Варфоломеем. Экзархат управлял приходами в католических и протестантских странах Западной Европы – в них сохраняются службы на церковнославянском языке, большая часть прихожан и духовенства сохраняют свою преемственность с белой эмиграцией.

Центр экзархата оставался во Франции, ему принадлежат большинство русских храмов в стране

Самый известный храм русского экзархата во Франции – собор Александра Невского в Париже, но ему принадлежат полтора десятка более маленьких церквей в стране. С 2016 года ими управлял 76-летний архиепископ Иоанн (Ренетто).

Под его управлением экзархат русских приходов первым во Вселенском патриархате озвучил позицию, что Константинополь не будет разрывать общение с РПЦ после того, как РПЦ разорвал общение с Константинопольской церковью. Экзархат призвал всех прихожан, монахов и священников молиться о единстве церкви.

Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом: что это означает на практике

При этом Иоанн запретил в служении протоиерея Георгия Блатинского и священника Олег Цуркана, возглавляющих приход во Флоренции. После разрыва РПЦ с Константинополем они объявили о переходе из Константинопольской церкви в Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), объяснив свой переход желанием общины.

В Константинополе объясняют роспуск экзархата историческими обстоятельствами

В момент создания экзархата в Западной Европе почти не было православных. Однако теперь русский экзархат действует параллельно с епископами, назначенными из Константинополя для управления другими православными церквями. Поэтому русские приходы относятся к различным митрополиям Константинопольского патриархата в странах, где они находятся. При решении церковных вопросов священники в разных странах должны были обращаться не к местному епископу, а к экзарху во Францию, что в Константинополе посчитали непрактичным и неканоничным, объясняет Би-би-си.

Цель решения – еще больше укрепить связь приходов русской традиции с материнской церковью Константинопольского патриархата, сообщается в официальном коммюнике Константинопольского патриарха. В тексте отмечается, что в русских приходах будут сохраняться духовные и литургические традиции русской церкви. При этом текст сообщения – единственное обращение к прихожанам на сайте экзархата, не переведённое на русский язык.

Экзархат не определился со своим отношением к решению Синода

В среду в экзархате русских православных приходов сообщили, что решение Константинополя было для экзархата неожиданным. В ближайшее время архиепископ Иоанн проведёт в Париже заседание совета архиепархии, которая рассмотрит отмену экзархата.

Русская православная церковь призвала общины экзархата вернуться в РПЦ. Заместитель главы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов заявил ТАСС, что в Москве не согласны с переходом общин экзархата к Константинополю, и напомнил, что в 2003 году патриарх Алексий II предлагал епархиям и приходам в Западной Европе объединиться в одну митрополию. Может быть, эта тема вновь обретет актуальность, предположил Балашов.

Ссылка на основную публикацию