Собор божьей матери фото

Величественный собор построили на месте обветшалой Рождественско-Богородичной церкви в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери — той самой, что сохранилась при пожаре в Казани и которую нашли через 25 лет после взятия этого города Иваном Грозным.

В начале 19 века Казанский собор был самым высоким храмом в городе — 71,6 метра. В советское время здесь находился Музей истории религии и атеизма, но в 1991 году здание вернули церкви.

Сегодня есть особые правила посещения Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, поскольку это не просто музей, тут проходят службы. Перед входом надо выключить звук телефона и не разговаривать по нему внутри храма. Мужчины должны заходить без головного убора, а женщины — наоборот, покрыть голову, а также стереть губную помаду. Женские брюки, короткие шорты или юбки недопустимы. Разговаривать между собой следует шепотом. Если вы пришли в собор с ребенком, и он закапризничал, выйдите и, успокоив его, зайдите снова. Кроме того, в Казанский собор нельзя приносить животных, приходить с роликами и велосипедами.

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2

Координаты: 59.934199, 30.324456

Режим работы: 7:00-20:00 (будни), 6:30-20:00 (выходные).

Официальный сайт: kazansky-spb.ru

Интересные факты

Особенностью собора было то, что строили его исключительно из материалов отечественного производства. Ничего привозного, сплошное импортозамещение. Тут вам и известняк, и гранит и мрамор — все свое.

А вот архитектура как раз, наоборот, далека от русской. Казанский собор строили в стиле ампир. Павел Первый хотел, чтобы храм напоминал Собор Святого Павла в Риме.

Освятили храм в 1811 году, и через полгода сюда привезли Казанскую икону Божией матери.

Собор божьей матери фотоОбязательно зайдите в Казанский собор и осмотрите его внутреннее убранство
Фото: globallookpress.com Собор божьей матери фотоПеред Новым годом на Казанской площади устанавливают украшенную ель
Фото: globallookpress.com Собор божьей матери фотоПолукруглый фасад Казанского собора украшают 94 колонны
Фото: globallookpress.com

Что посмотреть

Полукруглый фасад с 94 колоннами раскрывается к Невскому проспекту, к людям. А внутри собор напоминает римскую базилику: помещение разделено на коридоры, с перегородками, которыми служат массивные колонны.

Если вы верующий, прежде всего стоит помолиться главной иконе храма. К ней выстраиваются целые очереди из желающих.

Вы можете посмотреть Казанский собор самостоятельно. Возьмите аудиогид, с его помощью вы посмотрите все самое главное здесь. Кроме того, можно записаться на одну из экскурсий, которые проводятся каждый день с 10 до 18 часов, и тогда интересные подробности вам расскажет гид.

Напомним, что храм действующий. В течение дня здесь совершаются молебны и панихиды, таинства венчания и крещения.

Казанский собор в разное время года

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге круглый год открыт как для верующих, так и для туристов, которые решили в него просто заглянуть или прийти на экскурсию.

Летом в сквере перед храмом работает фонтан, который туристы облюбовали для своих селфи. Зимой на месте фонтана вырастает богато украшенная рождественская елка.

Где сделать красивое фото

Собор божьей матери фотоЧтобы в кадр попал весь собор, фотографируйте его с Невского проспекта
Фото: Ирина АФОНСКАЯ

Фото на фоне Казанского кафедрального собора — едва ли не обязательный пункт туристической программы в Санкт-Петербурге. Чтобы в кадр попал весь храм, лучше встать не рядом с ним, а на Невском проспекте.

В помещении фотографировать разрешают, только без вспышки. Нельзя снимать богослужения и клириков без их разрешения.

А еще можно подняться в легендарное здание «Зингер» прямо напротив собора. Оттуда открывается необыкновенный вид.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)

  • Проживание
  • Достопримечательности
  • Экскурсии
  • Дешевые авиабилеты

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери): фото и описание

Исполнять императорские желания бросились в конце 18 столетия. Старались максимально повторить прототип, а потому колокольни храму не досталось, у оригинале же её нет.

Самого Павла убили в 1801 году, он не увидел не только результата своей задумки, но даже на закладке фундамента не поприсутсвовал. Заменил «прогульщика» Александр Первый.

К слову, проект, разработанный Воронихиным, не был воплощен от и до. Колоннада появилась только со стороны Невского проспекта (а должна была быть с обеих). Отделку храма завершили в 1811 году, «результат» освятили и открыли для посещений. На тот момент выше Казанского собора в городе ничего (и никого, пожалуй) не было: 71,5 метров победили.

В 19 столетия пространство у собора облагораживают сквером, в 1905 году скамейки этого «оазиса» превратились в баррикады революционеров. После свержения монархии, коммунисты принялись искоренять религию из жизни простых тружеников. Хорошо, что Казанский собор не познал того же, что было уготовлено Страстному монастырю или, например, московскому Храму Христа Спасителя. Казанскому сохранили «жизнь». Правда, крест с купола сняли, заменив его позолоченной сферой со шпилем.

В 30-х годах прошлого века собор закрыли, чтобы организовать внутри музей истории религии и атеизма (советское время такое советское). Упомянутую выше икону отвезли в Князь-Владимирский собор. Почти тогда же появляется фонтан работы Тома де Томона, перенесенный к собору с Пулковского шоссе.

Блокада Ленинграда
отразилась и на Казанском соборе, в него угодило несколько снарядов, но после победы здание капитально отремонтировали. В середине 50-х 20 века храм еще раз реставрировали, а спустя 25 лет то же сделали и с оградой.

В 1991 году возобновили богослужения, вернули икону, затем храм снова освятили.

В наши дни храм продолжают совершенствовать, строительные леса «не переводятся». Увидеть Казанский собор снаружи – лишиться ненадолго дара речи, но надо брать себя в руки и идти внутрь, где глазам предстанут коринфские колонны, розовый гранит, капители в позолоте и другие соборные «фишки».

Собор божьей матери фото

Собор Казанской иконы Божией Матери – одно из главных украшений Невского проспекта. Храм, являющийся памятником русского классицизма, возведен по воле Павла I. Грандиозный собор в форме латинского креста заменил обветшалую церковь, стоявшую на этом месте. Прототипом величественного сооружения является римский собор святого Петра.

Архитектор проекта – А.Н.Воронихин. Строительство культового здания началось в 1801 году, завершилось — через десять лет. Освещение собора состоялось в 1811 году. Сюда поместили чудотворную икону Божией Матери Казанской. В 1813 году собор стал местом упокоения знаменитого полководца Кутузова.

В конструкции собора есть интересная особенность. Он обращен к главной улице Петербурга боковым фасадом. Воронихин оригинальным образом решил сложнейший вопрос с каноническим расположением православного храма, когда в восточной части должен находиться алтарь, а в западной – вход. Архитектор украсил северный фасад величественной колоннадой, раскрывающейся к Невскому проспекту. Удачное решение подарило городу одно из самых красивых зданий.

Казанский собор – действующий православный храм, но осмотреть его великолепное внутреннее убранство может каждый. Практически все экскурсии по Санкт-Петербургу включают в свой маршрут внешний осмотр Казанского собора и рассказ о нем.

Казанский собор – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь хранится икона Казанской Богоматери – основная святыня города. Храм является памятником архитектуры общегосударственного значения.

Царь Павел I, отличавшийся большой любовью ко всему европейскому, был потрясен великолепием римского собора Святого Петра, и в 1799 году он распорядился построить в Петербурге аналогичное здание.

Было решено заменить новым собором возведенную в начале XVIII в. церковь Казанской Богородицы. На объявленный царем конкурс поступили сотни проектов. Победу в тендере одержал молодой архитектор А. Воронихин.

Павел I не успел начать строительство собора: весной 1801 года царь был убит в результате заговора. Торжественную церемонию закладки первого камня в фундамент храма провел 21 августа 1801 года новый император – Александр I.

Строительство Казанского собора продолжалось вплоть до 1811 года. В соответствии с канонами, принятыми в православии, храм должен быть сориентирован с Запада на Восток. Но Невский проспект располагается в этом же направлении, поэтому Воронихину пришлось расположить главный вход на Казанской улице, а не на главной магистрали Петербурга. Тем не менее, благодаря полукруглой колоннаде с портиком, у зрителя создается иллюзия, что главный вход находится со стороны Невского.

Если смотреть на собор с высоты птичьего полета, он имеет форму католического креста с огромным куполом северного входа в перекрестье.

Для облицовки храма Воронихин использовал пудостский камень – из него выполнены многочисленные колонны, барельефы и статуи. Добывали материал в каменоломнях поблизости от Петербурга.

Скульптуры – важнейшая часть убранства Казанского собора. На аттиках порталов строители разместили барельефы на библейские темы, выполненные знаменитыми художниками И. Мартосом, И. Прокофьевым, Ж. Рашеттом.

Отдельной достопримечательностью храма являются огромные двери со стороны Невского проспекта: это абсолютная копия знаменитых «Райских врат» из храма Баптистерий во Флоренции. Выполнены врата из чистой бронзы.

Рядом с дверями находятся ниши с крупными бронзовыми скульптурами Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Святого Владимира и Александра Невского.

Северный портик также использован под барельефы библейской и православно-житийной тематики.

Казанский собор поражает воображение не только снаружи, но и внутри. Окна настолько высокие, что купол кажется парящим в воздухе. Воронихин разработал уникальную систему колонн, благодаря которой здание изнутри кажется еще выше. Рядом с колоннами – многочисленные скульптуры и барельефы. Стены расписаны знаменитыми русскими живописцами.

Помолившись в Казанском храме, отправился в расположение российских войск знаменитый полководец М. И. Кутузов, а в 1813-ом году его тело было привезено сюда для погребения в склепе.

В соборе хранятся сотни трофеев войны с Наполеоном. Это – флаги французских дивизионов, ключи от взятых с боем городов.

В 1837 году у боковых порталов храма были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли работы Б. Орловского.

После революции церковные службы в Казанском соборе были прекращены. Большевистская власть разместила в здании Музей атеизма, часть икон была отправлена в Эрмитаж.

Главную святыню храма – Казанскую икону Богоматери — перенесли в собор Князя Владимира. Большой ущерб был нанесен внутреннему убранству храма, многие ценные предметы были безвозвратно утрачены.

В 1990-ом году здание было возвращено РПЦ. В настоящее время храм является кафедральным собором Петербурга. В 2001-ом году в собор торжественно внести икону Казанской Богоматери, чтобы возвратить ее на центральное место в иконостасе.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name=»Казанский собор» description=»Санкт-Петербург, Невский проспект, 25″]Санкт-Петербург, Невский проспект, 25[/yandexMap]

Собор божьей матери фото

Своим появлением Казанский кафедральный собор обязан Павлу I — именно по его указанию ветхую церковь Рождества Богородицы снесли, заложив на том месте храм, являющийся сегодня одним из самых узнаваемых архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Автором проекта выступил А. Воронихин, строительство заняло 10 лет (1801—1811 гг.). К сожалению, сам император не дожил даже до начала работ, и контроль над реализацией плана принял Александр I.

Очертания храма часто сравнивают с контурами собора Святого Петра в Ватикане, и сходство, действительно, налицо: колонный ряд и внушительный купол — характерные особенности обоих строений, причём, в отличие от итальянской, для русской архитектуры того периода подобная форма была нехарактерна в принципе.

Не уступает петербургский кафедральный собор ватиканскому и по известности — именно здесь хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, перенесённая из церкви Рождества Богородицы и занимающая особое место в истории России.

Форма собора — крестово-купольная с расходящимися по сторонам колоннадами-рукавами. Основной материал внешнего убранства — пудостский камень с алебастровой затиркой кирпичного оттенка. Внутренняя отделка включает яшму, вставки из разных видов мрамора, доломита, порфира, финского гранита, сланца и иных сортов ценных минералов. Общий бюджет строительства составил порядка пяти миллионов рублей.

Для оформительских работ и фасадной, и внутренней части были приглашены лучшие ваятели (Степан Пименов, Иван Мартос, Василий Демут-Малиновский, Фёдор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев) и художники (Карл Брюллов, Василий Шебуев, Владимир Боровиковский, Борис Бессонов, Фёдор Бруни, Григорий Унрюмов, Пётр Басин) страны.

Несмотря на столь внушительный список фамилий мастеров, убранство Казанского кафедрального собора поражает целостностью оформления и общей выверенностью деталей — и стены с барельефами, и пилоны под куполами, и сам иконостас представляют собой единую композицию в стилистике эпохи Возрождения. Довершают архитектурный ансамбль массивные парадные двери и 56 величественных колонн: сочетание розового гранита с позолотой на капителях придаёт всему облику храма особенную монументальность и одновременно чувство простора.

С течением времени все иконостасы (главный, северный и южный) были облицованы серебром. Причём для реконструкции центрального использовали благородный металл, конфискованный у французов. Автором этого проекта выступил архитектор Константин Тон, работы в сумме велись два года (1834—1836 гг.).

Основная особенность внутреннего устройства собора — разделение на три нефа, где тот, что находится посередине, в четыре раза превосходит боковые по ширине. В 1814 году значительная часть барельефов, украшающих стены помещений, отсырела и разрушилась, и их пришлось заменить более износостойкими росписями с использованием масляных красок. До наших дней в оригинальном виде сохранились лишь «Шествие на Голгофу» и «Взятие воинами Христа в вертограде» (северный и южный входы).

Мало кому известно, что Казанский собор в Санкт-Петербурге до начала XX века служил и музейным хранилищем: его «запасники» до передачи в Исторический московский музей насчитывали целую коллекцию штандартов, порядка ста знамён и ключей от городов, взятых русской армией. Частично этот же статус имеет храм и сегодня — на его площади стоят памятники Михаилу Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову, а в северной части захоронен прах русского полководца.

XX век для истории собора — время разрушений и потерь. Уже в 1918-м он лишился настоятеля — его расстреляли вместе с детьми. В 1922 году храм начали понемногу разграблять под предлогом изъятия ценностей «для народных нужд». Первым вывезли серебряный иконостас, за ним последовали другие предметы и атрибуты культа, книги и иконы были сожжены, а крест, венчающий купол, сброшен вниз. В 1929-м собор был официально закрыт, чтобы через год открыть двери в новом статусе — как музей научного атеизма.

В 30-70-е годы чердаки храма использовали, чтобы замуровать мощи сразу нескольких святых, в том числе Серафима Саровского, останки которого были обнаружены и переправлены в Свято-Дивеевский монастырь только в 1990-м.

В годы Великой Отечественной войны весь комплекс несколько раз подвергался бомбёжке — часть «шрамов» от разорвавшихся снарядов на колоннах впоследствии было решено оставить как напоминание о тяжёлом времени. Сама же реставрация началась лишь в 1951 году и продлилась до 1960-го, после чего здание получило новый статус — музея воинской славы и истории религии.

Непосредственно собором «музей» вновь стал в 1990 году, а через 9 лет — в 1999-м — ему вернули звание кафедрального, то есть главного храма в городе.

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801–1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Собор божьей матери фото

Казанский кафедральный собор

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи.

С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Собор божьей матери фото

Казанский собор Богородицкого монастыря города Казани был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова казанским архитектором Ф.Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.

4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.

Большое внимание и содействие строительству также оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.

Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.

21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора.

Расписание богослужений

Собор Казанской иконы Божией Матери открыт для посещения с 7:30 до 19:00. Богослужения в храме совершаются ежедневно.

В будние дни Божественная литургия начинается в 8:00, в воскресные – в 9:00. Начало вечернего богослужения в 17:00.

Ежедневно в 12:00, кроме воскресенья, духовенством города Казани служится молебен с акафистом перед чудотворным образом Казанской Божией Матери.

В воскресные дни в Казанско-Богородицком монастыре совершаются четыре Литургии:

— в 6:00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пещерный храм Казанского собора);

— в 7:00 в Софийском храме;

— в 8:00 в Крестовоздвиженском храме;

— в 8:15 в Казанском соборе совершается Параклисис перед чудотворным образом Казанской Божией Матери;

— в 9:00 в соборе начинается Божественная литургия.

Каждый воскресный день в 17:00 совершается вечерня с акафистом перед чудотворной Казанской иконой Богородицы.

Контакты

Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная д.5, Казанско-Богородицкий монастырь

Главное здание

16 июля 2021 г. в 11.00 в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открывается выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение».

Проект приурочен к празднованию явления Казанской иконы Божией Матери (21 июля) и освящению Казанского собора Казанского Богородицкого монастыря. Выставка является продолжением научно-выставочного проекта «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» 2016 г.

В залах представлены памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства, прославляющие явленный чудотворный образ Богородицы. Впервые на выставке будут экспонироваться вместе Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI в. из собрания ГМИИ РТ и пелена «Богоматерь Казанская» 1580–1590-х гг. из собрания Национального музея Республики Татарстан.

В экспозиции будут представлены как чертежи XIX в. из собрания НМ РТ, ставшие отправной точкой при воссоздании Казанского собора, так и современные проекты, разработанные архитекторами ГУП «Татинвестгражданпроект» и ООО «Центр независимой экспертизы».

Знаковой темой для воссоздания Казанского собора стало творческое наследие Василия Степановича Турина (1780 – после 1834), ведущего мастера религиозной живописи в Казани в начале XIX в. Впервые на выставке будут виртуально показаны произведения В.С. Турина из собраний Государственного музея Палехского искусства, Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки.

Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре, оказавшей большое влияние на развитие религиозной православной живописи. В экспозиции будут представлены как станковые листы, так и гравированные увражи на темы Священного Писания из собраний ГМИИ РТ и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.

Большая часть гравюр происходит из коллекции Григория Ивановича Мешкова (1810–1890), почетного члена Императорского Казанского университета. На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, гравюру к. XVI–XVII веков известных нидерландских мастеров интернациональной школы и граверов школы Рубенса, граверов Франции, Италии.

Гордостью коллекции Г.И. Мешкова, было прижизненное нюренбергское издание «Апокалипсиса» 1511 года, серии гравюр, которые он преподнес императору Александру II. Ныне это издание хранится в Государственном Эрмитаже, увидеть его можно будет в электронном формате.

В экспозиции широко представлена гравюра Нидерландов второй половины XVI–XVII веков, сыгравшая особую роль в приобщении России к

общеевропейской художественной традиции. Это и гравюры страстных циклов, и редкие издания знаменитой Библии Пискатора, обширной серии гравюр на темы Священного Писания, пользовавшейся особой популярностью у отечественных иконописцев и мастеров религиозной православной живописи.

Гости музея увидят эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, выполненные художниками ООО «Мастерская Пахомова» и Проектно-производственного предприятия Лаврентьевых ООО «Домострой». Представленный материал отражает процесс творческого поиска художников, демонстрирует огромную работу по воссозданию интерьеров и экстерьеров Казанского собора.

Небольшой раздел выставки посвящен воссозданию Пещерного храма Рождества Пресвятой Богородицы, устроенного на месте явления чудотворного образа Богородицы. В залах будут представлены образцы украшений иконостаса, виртуально – материалы о внутреннем убранстве нижнего храма.

Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» отражает уникальный опыт сотрудничества широкого круга специалистов и живого процесса работы по воссозданию Казанского собора Казанского Богородицкого монастыря. Проект станет знаковым событием в культурной жизни России и Республики Татарстан.

Ссылка на основную публикацию