Служба державной иконе божией матери

Матерь Божия Державная, спаси Землю Русскую!

Служба державной иконе божией материГрада Сионска взыскующе, / под Твой Покров, Дево чистая, днесь притекаем, / и никтоже возможет на ны, / яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, / и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Державная икона: Москва-Дивеево

Служба державной иконе божией материВеличаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем с верою к нему притекающим, – возглашают 2(15) марта в новом храме Державной иконы Божией Матери в Дивееве, а также и во всех храмах Православной Руси. Православная Русь – это наименование, которое использовалось в древности, в допетровское время, для территории Московского Патриархата, в 1943 году было выбрано для титула Патриарха Сергия (Страгородского). Такой титул не связывает территорию Московской Патриархии с границами какого-либо государства. После гибели императорской России государственные границы многократно менялись в 20-х, 30-х, 40-х и 90-х годах ХХ века, а территория Московской Патриархии оставалась практически неизменной. Подробнее…

2/15 марта — день явления Державной иконы Божией Матери

Служба державной иконе божией матери

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, усердно молим Тя, Владычице: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державней, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех, с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу: аллилуия.

Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней, песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея.

ЗЕМЛИ РУССКИЯ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ

Слово о Державной иконе Божией Матери

В 1917 году произошла катастрофа: в нашей издревле православной стране начал устанавливаться полностью безбожный порядок. Но Матерь Божия, явившая Свою Державную икону в тот самый день, когда началась эта историческая эпоха, дала возможность всем, кто останется верным Ее Божественному Сыну, Его Церкви, быть подданными Её Царства, Её Удела – Святой Руси. Подробнее…

Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Как и при каких обстоятельствах это произошло и почему этот образ стал столь почитаем в материале «Фомы».

alt=»8 фактов из истории Державной иконы Богоматери» width=»621″ height=»978″ />Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенское (wikipedia.org)

Икона была найдена в подвале Вознесенского храма в усадьбе Коломенское в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокии Андриановой во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и через некоторое время икона была найдена заброшенной в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Вскоре после явления иконы, в Коломенское толпами начали стекаться богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить не только по окрестным храмам, но также по заводам и фабрикам. В Вознесенской церкви икона пребывала только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала в Марфо-Мариинской обители милосердия в Замоскворечье, где ее торжественно встречала игуменья монастыря – великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами обители.

Служба и акафист “Державной” иконе составлены с участием святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон призывал православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Он особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице. Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной.

Икона в многочисленных списках вошла в православные храмы России. Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений.

Священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».

После начала гонений советской власти на Церковь икона была изъята и находилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. 27 июля 1990, в канун памяти равноапостольного князя Владимира, “Державная” обрела “дом” в Казанской церкви в Коломенском.

Восстановление Храма Христа Спасителя в 1995 году начиналось с установки закладного камня с высеченной «Державной» икона. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Именно эта икона была установлена в Храме Христа Спасителя в момент подписания Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как явный символ духовного единства.

У иконы есть множество списков. Самые почитаемые из них находятся в храме Вознесения Господня (г. Москва, улица Радио, дом 2) и в храме Илии Пророка (г. Москва, 2-й Обыденский переулок). Последний был написан в 1920-хх годах православным художником Николаем Чернышевым.

Служба державной иконе божией матери Среди многочисленных православных икон Божией Матери есть икона с особым смыслом для России. Это – «Державная» икона Божией Матери. Она явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-Мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос поведал о том, что в селе Коломенском есть большая черная икона, которую нужно сделать красной, и молиться перед ней.

Через некоторое время сновидение повторилось, во сне Евдокия увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Евдокия обратилась к настоятелю Вознесенской церкви села Коломенское отцу Николаю Лихачеву, он показал все иконы Богородицы в иконостасе, однако искомой иконы не нашлось. Тогда после долгих поисков в подвале среди старых досок нашли большую старую черную икону. Отёрли её после многолетней пыли, и всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседавшей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках.

На коленях она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. В этом образе Евдокия Андриановна увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено – в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение, но затем о ней забыли. Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица небесная приняла на себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы изъяли из всех церквей, арестовали тысячу верующих, осмелившихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составителей службы и канона расстреляли. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Использованы материалы из Православного календаря на 2013 год. Изд-во «Лествица» Подготовила С.Г. Ворончук, приход храма Преображения Господня, Муравленко.

15 марта православные празднуют день иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, она явилась 2 марта (по старому стилю) 1917 года в селе Коломенском под Москвой. Служба и акафист ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона.

Явление Державной иконы Божией Матери совершилось в день отречения от престола страстотерпца императора Николая II, в селе Коломенском. Крестьянка Бронницкого уезда Евдокия Андрианова во сне услышала таинственный голос, повелевший найти в селе Коломенском большую чёрную икону, отмыть, сделать красной и молиться перед ней. Евдокия Андрианова отправилась в Коломенское и поведала священнику Николаю Лихачёву о своём видении. Вместе со священником Евдокия стала искать образ. После долгих поисков в церковном подвале они обнаружили чёрную икону, на которой после промывания появилось изображение Божией Матери в царской порфире и короне, со скипетром и державой в руках.

Весть о чудесном обретении иконы Божией Матери в день отречения царя от престола вскоре облетела всю Россию. Само явление этой чудотворной иконы православные люди восприняли как особое заступничество Божией Матери за Россию в годы скорби и тяжёлых испытаний. Сейчас эта икона находится в Казанской церкви Коломенского.

Псковское Агентство Информации

ВЛуки.ру в любимой социальной сети Одноклассники
Актуальные новости, мероприятия, публикации и обзоры в удобном формате.

Новости далее

Ссылки по теме:

  • 13 марта 2009 г.  Икону Божией Матери «Державная» будут чтить православные 15 марта
  • 15 марта 2007 г.  15 марта отмечают 90-летие отречения императора Николая II и чтят Державную икону Божией Матери
  • 15 марта 2007 г.  15 марта исполняется 90 лет со дня отречения Николая II и явления иконы Божией Матери «Державная»
  • 15 марта 2012 г.  Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил Божественную литургию и молебен
  • 14 марта 2008 г.  В Дно пройдет крестный ход в память явления иконы Божией Матери «Державной» и отречения Николая II

Комментарии

Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.

Служба державной иконе божией матери

Подобная служба совершалась в честь принесения иконы Божией Матери «Державная» на Бобровскую землю.

Икона была ранее написана для Воронежской митрополии специально к 100-летию явления образа и восстановлению Патриаршества в Русской Православной Церкви.

Божественную Литургию возглавил благочинный Бутурлиновского округа иерей Александр Горденин. Ему сослужили клирики благочиния. По окончании Литургии в храме был совершен молебен с чтением акафиста Божией Матери.

15 марта в Русской Православной Церкви празднуется икона Божией Матери Державная. Как сообщили в информационной службе Псковской епархии, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит Божественную Литургию и молебен чудотворной иконе «Державная» в Спасо-Елеазаровском монастыре, где в Трехсвятительском соборе есть придел, освященный во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

Служба державной иконе божией матери

Икона «Державная» была создана на Русской земле, предположительно в XVIII веке, и находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в село Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. Некоторое время она хранилась в Марфо-Мариинской сестринской общине, окормляемой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Вновь образ Божией Матери «Державная» был обретен в день отречения от престола императора-мученика Николая II — 2 (15 марта) 1917 года.

Псков напрямую связан с трагическими великими событиями 1917 года: в феврале в Дно царский поезд был остановлен и арестован, чтобы император не смог попасть в войска, его вернули в Псков, где 2 марта Государь подписал акт отречения от престола. Последними словами этого документа были: «Да поможет Господь Бог России. »

История первого обретения иконы началась перед отречением императора Николая II, когда Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой. 13 февраля 1917 года Евдокия услышала слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять — пусть молятся». А 26 февраля она видела белый храм и в нем восседавшую величественную Жену. Крестьянка решила разыскать увиденную во сне церковь, и 2 марта в селе Коломенском близ Москвы она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приносили для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист «Державной» иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

История чудотворного образа «Державная» продолжилась после революции 1917 года, когда икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея.

В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона была негласно перенесена в издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

За несколько лет до второго обретения иконы «Державная» в Гдове, по совету старца Николая Гурьянова, был заложен собор во имя иконы Божией Матери «Державная» на месте разрушенного Димитриевского. Собор заложили в год 1000-летия Крещения Руси.

На острове Верхнем в Псковском озере в храме свв. Петра и Павла мироточила икона «Державная». В Пскове в конце 90-х годов была построена «Державная часовня» в память о всех воинах Псковской земли, погибших в современных войнах. В самом псковском воинском храме св. А.Невского есть икона Божией Матери «Державная», подаренная общиной Храма Христа Спасителя. В Пскове к 1100-летию города была построена у вокзала часовня Воскресения Христова (Царская) в память о событиях июля 1918 года. В этом году отмечается 90-летие гибели Царственных мучеников, и в эти дни марта, когда последний русский Царь отрекся от престола, и 17 июля, когда он и его семья были мученически казнены, во всех храмах Русской Православной Церкви сугубо поминаются убиенные Царственные страстотерпцы: в Царской часовне в 12 часов дня 15 марта будет совершен молебен Царственным мученикам. В городе Дно 15 марта будет совершаться большой Крестный ход от храма Михаила Архангела к вокзалу в память «Державной» иконы и Царственных страстотерпцев, возле которого был арестован царский поезд.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Дер­жав­ная», яви­ла се­бя рус­ско­му пра­во­слав­но­му на­ро­ду 2/15 мар­та 1917 го­да — в день насильственного от­ре­шения от пре­сто­ла им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, бу­ду­ще­го Цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца, — в се­ле Ко­ло­мен­ском близ Моск­вы.

Служба державной иконе божией матери

Некой кре­стьян­ке Ев­до­кии Адри­а­но­вой, жи­тель­ни­це де­рев­ни Пе­ре­рвы, бы­ло три­жды во сне от­кры­то, что есть по­за­бы­тый об­раз Бо­го­ро­ди­цы, через ко­то­рый от­ныне бу­дет яв­ле­но небес­ное по­кро­ви­тель­ство Ца­ри­цы Небес­ной рус­ско­му на­ро­ду. Она яс­но слы­ша­ла сло­ва: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».

На­сто­я­тель хра­ма в Ко­ло­мен­ском, отец Ни­ко­лай Ли­ха­чев, к ко­то­ро­му об­ра­ти­лась Ев­до­кия, не стал пре­пят­ство­вать, и они вме­сте осмот­ре­ли все ико­ны, на­хо­див­ши­е­ся в церк­ви. Не най­дя ни­че­го по­хо­же­го в хра­ме, отец Ни­ко­лай пред­ло­жил по­смот­реть ико­ны в под­ва­ле церк­ви, по раз­ным при­чи­нам сло­жен­ные там, сре­ди ко­то­рых и вы­бра­ли са­мую боль­шую, по­кры­тую ве­ко­вой пы­лью. Очи­стив ико­ну от пы­ли, они к сво­е­му удив­ле­нию уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, си­дя­щей на троне. По ме­ре при­ве­де­ния ико­ны в по­ря­док об­на­ру­жи­лось, что Мла­де­нец-Хри­стос на ко­ле­нях Бо­жи­ей Ма­те­ри про­стер бла­го­слов­ля­ю­щую ру­ку. В од­ной ру­ке Вла­ды­чи­ца дер­жа­ла ски­петр, в дру­гой — дер­жа­ву (зна­ки цар­ской вла­сти над ми­ром), на гла­ве Ее бы­ла ко­ро­на, а на пле­чах — крас­ная ман­тия или пор­фи­ра. При необык­но­вен­но су­ро­вом ли­ке Бо­го­ма­терь на иконе име­ла цар­ствен­ный вид — все ука­зы­ва­ло на то, что Вла­ды­чи­ца от­ныне при­ни­ма­ет на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о мно­го­стра­даль­ном рус­ском на­ро­де.

Адри­а­но­ва сра­зу при­зна­ла ви­ден­ную во сне ико­ну, а свя­щен­ник тот­час же от­слу­жил пе­ред об­ра­зом мо­ле­бен с ака­фи­стом.

Слух о вновь най­ден­ной иконе быст­ро рас­про­стра­нил­ся не толь­ко в се­ле Ко­ло­мен­ском; бо­го­моль­цы сте­ка­лись в цер­ковь Воз­не­се­ния из Моск­вы и дру­гих мест, по­лу­чая от Бо­жи­ей Ма­те­ри бла­го­дат­ную по­мощь. В «Сер­ги­ев­ских лист­ках» опи­са­но при­бы­тие Дер­жав­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мар­фо-Ма­ри­ин­скую оби­тель в Москве, где ико­на бы­ла встре­че­на Ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми с боль­шим тор­же­ством. Ико­ну для по­кло­не­ния во­зи­ли и в дру­гие церк­ви, а по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням она оста­ва­лась в се­ле Ко­ло­мен­ском.

По неко­то­рым све­де­ни­ям, Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри до 1812 го­да пре­бы­ва­ла в Воз­не­сен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. Спа­сая ико­ну от На­по­лео­нов­ско­го раз­граб­ле­ния, ее спря­та­ли в се­ле Ко­ло­мен­ском и, по всей ве­ро­ят­но­сти, за­бы­ли там на 105 лет, по­ка она не яви­ла се­бя в по­ло­жен­ное вре­мя.

Зна­ме­на­тель­но, что свя­той об­раз был об­на­ру­жен в осо­бое вре­мя — в на­ча­ле рус­ско­го ли­хо­ле­тья. Цар­ствен­ный вид ико­ны, ски­петр и дер­жа­ва слов­но под­чер­ки­ва­ют, что Вла­ды­чи­ца при­ня­ла на Се­бя и опе­ку, и окорм­ле­ние вер­ных чад Церк­ви Рос­сий­ской. Зна­ме­на­тель­на и алая пор­фи­ра Бо­го­ма­те­ри, цвет ко­то­рой на­по­ми­на­ет цвет кро­ви…

Служ­ба и ака­фист Дер­жав­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ле­ны с уча­сти­ем Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на († 1925).

Ныне эта свя­тая ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ко­ло­мен­ском, ку­да бы­ла воз­вра­ще­на 27 июля 1990 го­да.

8-960-346-31-04, 8 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected]

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2022 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

Служба державной иконе божией матери

В этот день в 1938 на Бутовском полигоне за веру пострадали:

сщмч. Иоанн Артоболевский, прот.;

сщмч. Николай Кандауров, прот.;

сщмч. Борис Назаров, прот.;

сщмч. Николай Поспелов, прот.;

сщмч. Александр Соколов, прот.;

сщмч. Петр Соколов, прот.;

сщмч. Иоанн Тихомиров, прот.;

сщмч. Иоанн Алешковский, свящ.;

сщмч. Андрей Беднов, свящ.;

сщмч. Феодор Бобков, свящ.;

сщмч. Николай Голышев, свящ.;

сщмч. Димитрий Кедроливанский, свящ.;

сщмч. Алексий Княжеский, свящ.;

сщмч. Алексий Лебедев, свящ.;

сщмч. Аркадий Лобцов, свящ.;

сщмч. Александр Минервин, свящ.;

сщмч. Александр Покровский, свящ.;

сщмч Михаил Рыбин, свящ.;

сщмч. Евстафий Сокольский, свящ.;

сщмч. Алексий Шаров, свящ.;

сщмч. Серафим Вавилов, архидиак.;

прмц. Рафаила (Вишнякова), схим.;

прмц. Мария Виноградова, послушница;

прмц. Анна Ефремова, послушница;

мч. Василий Иванов;

мч. Димитрий Казамацкий;

мч. Феодор Пальшков;

мч. Иоанн Шувалов;

протоиерей Алексий Синайский;

игумен Епифаний (Авдеев);

иеромонах Нестор (Балашов);

иеромонах Савватий (Григорьев);

иеромонах Михаил (Дубовенко);

иеромонах Иероним (Киселев);

иеромонах Иуст (Мишин);

иеромонах Митрофан (Преображенский);

священник Георгий Бабченко;

священник Сергий Крупин;

священник Иоанн Лавров;

священник Николай Любимов;

священник Феодор Петровский;

священник Петр Поспелов;

священник Александр Протопопов;

священник Александр Ремов;

священник Николай Рождественский;

священник Павел Серговский;

священник Иоанн Смирнов;

священник Алексий Соболев;

священник Иоанн Троицкий;

священник Николай Успенский;

священник Петр Успенский;

иеродиакон Афоний (Вишняков);

диакон Феодор Бабаров;

диакон Владимир Величкин;

диакон Иоанн Виноградов;

иподиакон Сергий Чистяков;

монахиня Анастасия (Зубкова);

монахиня Лидия (Иванова);

монахиня Елисавета (Орлова);

монахиня Анна (Трушина);

монахиня София (Тучкова);

послушник Архип Пастухов;

ктитор Феодор Твердовский;

ктитор Иоанн Усанов;

псаломщик Василий Макаров;

псаломщик Алексий Некрасов;

подробнее

Служба державной иконе божией матери Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.

Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

  • Назад
  • Вперёд

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Служба державной иконе божией матери

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.

В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.

Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.

Как сообщили в пресс-службе Екатеринбургской епархии, богослужение прошло в храме во имя державной иконы Божией Матери. По завершении литургии правящий архиерей поздравил духовенство и паству с праздником и преподал архипастырское благословение.

День празднования иконы Божией Матери «Державная» отмечается 15 марта. Однако из-за того что праздник в 2019 году выпал на пятницу первой недели Великого поста, то полиелейная служба в честь державной иконы была исполнена сегодня. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная» была явлена чудесным образом 15 марта 1917 года, в день насильственного отрешения государя от престола.

Напомним, храм во имя державной иконы Божией Матери возведён рядом с историческим зданием старого железнодорожного вокзала уральской столицы. Именно сюда 30 апреля 1918 года (по новому стилю) прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Феодоровной, Великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь состав простоял несколько часов.

Державная Икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона [1] , 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского (ныне в черте Москвы).

Содержание

Обретение иконы

Служба державной иконе божией матери

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря).» [1]

В тот же день, 2 марта 1917 года Императора России вынудили подписать Отречение от Престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель конституционной монархии России послана народу в наказание, [2] но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Новейшая история

Служба державной иконе божией матери

В 1990 году икона была возвращена в Коломенское.

После объединения Русской церкви и Руской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии [3] .

Празднование иконе совершается в день её явления — 2 марта по юлианскому календарю.

Икона является главной святыней монархистов России.

Гимнография

  • Величание иконе Божией Матери «Державная»:
  • Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:

Примечания

  1. 12К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.
  2. «Наша история прошлого века связана с наказанием Божьим». Известные православные священнослужители высказали свое отношение к советской эпохе в истории России…
  3. Началась поездка официальной делегации Русской Православной Церкви по епархиям Зарубежной Церкви На официальном сайте МП 31 августа 2007 г.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Державная икона Божией Матери» в других словарях:

«Державная» икона Божией Матери — Державная Икона Божией Матери Дата появления: 2 марта 1917 год Место нахождения: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском Дата празднования 2 марта по юлианскому календарю Державная Икона Божией Матери почитаемая в … Википедия

ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича. Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв. Богородица дважды явилась во сне… … Православная энциклопедия

Державная икона Божией Матери — явила себя русскому народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского … Православный энциклопедический словарь

Державная Икона Божией Матери — явила себя русскому народу 2 (15) марта 1917 г., в день отречения царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села… … Православие. Словарь-справочник

Икона Божией Матери «Державная» — Державная Икона Божией Матери Оригинал иконы из Казанской церкви села Коломенское Дата появления: 2 марта 1917 (обретение), создание иконы относят к концу XVIII века Место нахождения: Храм Казанской иконы Божией Матери … Википедия

Икона Божией Матери Державная — Державная Икона Божией Матери Дата появления: 2 марта 1917 год Место нахождения: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском Дата празднования 2 марта по юлианскому календарю Державная Икона Божией Матери почитаемая в … Википедия

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА — «ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II (см. НИКОЛАЙ II Александрович), что в глазах русского православного народа… … Энциклопедический словарь

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — Православный храм Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском … Википедия

Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (Екатеринбург) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/3 сентября 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

В субботу, 15 марта, Русская Православная Церковь празднует обретение иконы Божией Матери «Державная». «Державная» – необычная икона. Она была создана на Русской земле предположительно в XVIII веке и находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в село Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. Некоторое время она хранилась в Марфо-Мариинской сестринской общине, окормляемой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Вновь образ Божией Матери «Державная» был обретён в день отречения от престола императора-мученика Николая II — 2 (15 марта) 1917 года. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершает Божественную Литургию и молебен чудотворной иконе «Державная» в Спасо-Елеазаровском монастыре, где в Трехсвятительском соборе есть придел, освященный во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

На фото: чудотворная икона Божией Матери Державная

Псков напрямую связан с трагическими событиями 1917 года: в феврале в Дно царский поезд был остановлен и арестован, чтобы император не смог попасть в войска, и возвращён в Псков, где 2 марта государь подписал акт отречения от престола. Последними словами этого документа были: «Да поможет Господь Бог России. «

История обретения иконы началась перед отречением императора Николая II, когда Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой в феврале 1917 года. Крестьянка решила разыскать, увиденную во сне церковь, и 2 марта в селе Коломенском она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с неё делали многочисленные списки, её приносили для совершения молебнов во все окрестные сёла, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист «Державной» иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.

На иконе Богородица, облачённая в красное одеяние, напоминающее императорскую мантию, и зеленый хитон, представлена как Царица Небесная и земная. Она восседает на престоле, держа в простёртой правой руке скипетр, левая рука Её положена на державу, на голове, окруженной золотым нимбом, царская корона. На коленях Владычицы благословляющий Богомладенец левой рукой указывает на державу. Образ Божией Матери «Державная» был воспринят русским православным народом как свидетельство передачи верховной власти и попечительства о России Самой Царице Небесной. Царские регалии на иконе — Корона, Скипетр и Держава — знак того, что они отъяты от земных властей и символизируют начало прикровенного Царствования. Возможно, что они означают также освобождение от церковной клятвы народа, находящегося, тем не менее, под клятвой Суда Божия.

В 1613 году народ в лице лучших своих представителей, собравшихся на Земском Соборе, дал торжественную клятву на верность Царю Михаилу Феодоровичу, призванному на Престол после окончания Смуты, и всему роду Романовых. В Соборном Уложении Утвержденной Грамоты Собора 1613 года наши предки пригрозили всем ослушникам сей клятвы отлучением от Церкви Христовой и, как следствие, лишением Божьего благословения.

Эта серьёзная проблема «русской вины» клятвопреступления всего народа была названа и нашим Святейшим Патриархом Алексием II, который в своём «Послании к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи» летом 1993 года говорил: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад — усопших и ныне живущих — приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора».

Много лет спустя произошло второе обретение чудотворного образа. Путь двух обретений чудотворной иконы Божией Матери чудесен и промыслителен. После революции «Державная» икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. В конце 1980-х годов она была негласно перенесена в Московскую Патриархию. В июле 1990 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

Но за несколько лет до этого второго обретения иконы «Державная» в Гдове, по совету старца Николая Гурьянова, был заложен собор во имя иконы Божией Матери «Державная» на месте разрушенного Димитриевского. Его заложили в год 1000-летия Крещения Руси. На острове Верхнем (Белов) в Псковском озере в храме свв. Петра и Павла мироточила икона «Державная». В Пскове в конце 90-х годов была построена поминальная «Державная часовня» в память о всех воинах Псковской земли, погибших в современных войнах. В самом псковском воинском храме св. А. Невского есть икона Божией Матери «Державная», подаренная общиной Храма Христа Спасителя.

На фото: Царская часовня возле Псковского (Варшавского) вокзала

В Пскове к 1100-летию города в годы управления областью губернатором Евгением Михайловым по его инициативе и с благословения Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия покаянно от всего псковского народа была построена у Псковского вокзала часовня Воскресения Христова (Царская) в память о трагических событиях июля 1918 года. В этом году отмечается 90-летие гибели Царственных мучеников, и в эти дни марта, когда последний русский Царь отрекся от престола, и 17 июля, когда он и его семья были мученически казнены, во всех храмах Русской Православной Церкви сугубо поминаются убиенные Царственные страстотерпцы: в Царской часовне в 12 часов дня 15 марта будет совершен молебен Царственным мученикам. В городе Дно 15 марта будет совершаться большой Крестный ход в память «Державной» иконы и Царственных страстотерпцев: от храма Михаила Архангела к вокзалу, возле которого был арестован царский поезд.

Компания ФОНД "ПОМОЩИ ЦЕРКВИ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЮРИСДИКЦИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" зарегистрирована 26.12.2002 г. в городе БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. Краткое наименование: ФОНД ПОМОЩИ ЦЕРКВИ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЮРИСДИКЦИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. При регистрации организации присвоен ОГРН 1027809015101, ИНН 7820023914 и КПП 470501001. Юридический адрес: ОБЛАСТЬ ЛЕНИНГРАДСКАЯ РАЙОН ГАТЧИНСКИЙ МАССИВ БЕРЕЗОВАЯ РОЩА ДОМ ЛИНИЯ 7 КОРПУС УЧ. 58.
Зверев Илья Владимирович является генеральным директором организации. Учредители компании — Зверев Илья Владимирович, Чудилова Любовь Альфредовна, Герасимова Елена Павловна, Ногайцев Роман Викторович, Капралов Николай Викторович и другие.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ФОНД "ПОМОЩИ ЦЕРКВИ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЮРИСДИКЦИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" по ОКВЭД: 94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки. Общее количество направлений деятельности — 1.
На 09 февраля 2022 организация ликвидирована.
Юридический адрес ФОНД ПОМОЩИ ЦЕРКВИ ДЕРЖАВНОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЮРИСДИКЦИИ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.

Дата почитания: 15.03 2899 Автор: Редакция портала «Православие в Татарстане»

Служба державной иконе божией матери

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения царя-мученика Николая Александровича от престола.

Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой во сне был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели увидела во сне белую церковь; в ней величественно восседала Женщина, в Которой она сердцем почувствовала Царицу Небесную. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

По ее просьбе настоятель храма принялся за поиски образа и нашел — в подвале среди старых досок и рухляди, в пыли. Когда большую, узкую, почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название “Державная”.

Служба державной иконе божией матери

Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы; чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея, а сейчас вернулась в Коломенское, где и пребывает в Казанском храме.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Разговор со священником

Наши святыни

История храма

Как нас найти?
(наши реквизиты)

Поиск по сайту

Страница юриста

In English

ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»

Служба державной иконе божией матери

По благословению Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Ижевского и Удмуртского, рядом с храмом Новомученников и Исповедников Российских в 2009 году заложен двухпрестольный храм. Нижний храм посвящается Преподобному Сергию Радонежскому, «игумену земли Русской». Верхний храм будет освящён в честь Державной иконы Божией Матери, тесно связанной с историей нашего народа, помогающей и оберегающей его в самые трудные революционные времена. Для нашей страны соединение в едином комплексе храмов этих сильнейших хранителей земли Российской уникально.

Храм Державной иконы Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского построен в память о светлом человеке, который возродил духовность нашей страны – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии ΙΙ. Всю свою жизнь Алексий ΙΙ служил примером духовной стойкости и высоких человеческих поступков. 5 декабря 2008 года он ушел из жизни, но навсегда остался в наших сердцах.

Город: Ижевск

Адрес: микрорайон Липовая Роща, Вараксинский бульвар, 47

Объявления

  • График проведения огласительных бесед в 2022 году
  • Социально-реабилитационный центр (приют)

Оказать помощь монастырю

Служба державной иконе божией матери

Служба державной иконе божией матери

Служба державной иконе божией матери

Служба державной иконе божией матери

Служба державной иконе божией матери

  • Главная />
  • Новости />
  • Ночная служба в день памяти Державной иконы Божией Матери

Ночная служба в день памяти Державной иконы Божией Матери

Служба державной иконе божией материВ день празднования Державной иконе Божией Матери на Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря в Никольском храме была совершена ночная Божественная Литургия. Возглавил богослужение настоятель Подворья, ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин.

За Литургией возносились особые молитвы об исправлении раздоров и нестроений семейных. Впервые за богослужением пел хор православного молодежного объединения «Держава». После службы для всех было устроено чаепитие.

В столицу Урала прибыла православная святыня — икона Божьей Матери «Державная», которую считают свидетельством отречения императора Николая II от престола. Для участия в праздничной службе, посвященной этой иконе, в Екатеринбург приехали 15 митрополитов, а также председатель комиссии по религиозным делам Госдумы.

Праздничная литургия, посвященная святыне, прошла в Храме на Крови при огромном стечении народа: во время службы в церкви было не протолкнуться. «Мы думали, что мы потеряли нашу державу — сначала в 1917-м, затем в 1991-м, но мы же видим, что каждый раз из этого пепла возрождается новая жизнь, — обратился к собравшимся митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. — Великую державу нельзя делать слабым умом и сердцем. Царь Николай II, как глава государства, наверняка делал какие-то человеческие ошибки, но дух его был державен, и сила его духа победила его убийц».

По словам митрополита, приезд «Державной иконы» в Екатеринбург и в Храм на Крови (в место русской Голгофы) — знаковое событие. «Не стало царя земного, но царица небесная с нами осталась: это знак того, что Божья Матерь и господь Бог от нас не отвернулись», — объяснил журналистам значение иконы владыка Кирилл.

У иконы Божьей Матери «Державная» очень интересная история. Согласно церковным преданиям, ее нашла настоятельница храма в селе Коломенском Евдокия, которой было «веление свыше»: она отправилась в подвал и раскопала ее, черную (в грязи и копоти), среди старых икон и гнилых досок. Произошло это 2 марта по старому стилю — в день отречения Николая II от престола. Икону очистили, она оставалась темной, но постепенно лики на ней просветлели.

В смутное революционное время к обретенной святыне потянулись богомольцы со всех окрестных мест, ее стали возить по храмам, фабрикам и заводам, возвращая в Коломенское лишь на воскресные и праздничные. Появились служба и акафист, посвященные иконе, составленные с участием патриарха Тихона. С началом гонений копии иконы были изъяты из всех церквей, а составители службы и канона были расстреляны. Подлинник хранился в запасниках Исторического­ музея. После перестройки в конце ХХ века «Державная» вернулась в Вознесенскую церковь села Коломенского, где и хранится в те дни, когда не «путешествует» по стране.

Сегодня в Прощеное воскресенье, в день памяти иконы Божией Матери «Державная», епископ Салаватский и Кумертауский Николай совершил Божественную литургию в Богородице-Державном храме поселка Маячный города Кумертау.

В этот день по благословению архипастыря, традиционно от Свято-Тихоновского храма села Ермолаево Куюргазинского района, вышел казачий крестный ход с иконой Божией Матери «Державная», который прибыл в храм поселка Маячный перед литургией.

По сугубой ектении владыка Николай вознес молитвы о мире в Украине, о прекращении вредоносного поветрия и о помощи врачам.

Державный храм построен в 2010 году по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Никона (ныне митрополита Уфимского и Стерлитамакского, главы Башкортостанской митрополии), названный в честь иконы Божией Матери «Державная», прославление которой выпадает на 15 марта.

В храме находятся частицы мощей святителя Луки Крымского, преподобной Зосимы Еннатской, блаженной Варвары Скворчихинской.

На протяжении 10 лет ежегодно из Свято-Тихоновского храма, расположенного в соседнем селе Ермолаево, до храма поселка Маячный организовывается казачий крестный ход с образом Божией Матери «Державная».

На церковной территории работает воскресная школа для детей, воспитанники которой участвуют в епархиальных, митрополичьих, всероссийских и международных конкурсах.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в страшное смутное время 1917 года, когда было разрушение всех основ жизни, разделение одного народа на враждующие лагеря, разделение поколений, нравственное падение людей, неисчислимые страдания и гибель большой части некогда единого народа разных классов.

В день вынужденного отречения от престола царя-мученика Николая, 15 марта ( 2 марта по старому стилю) 1917 года в селе Коломенском Пресвятая Богородица явила свой державный покров над Россией. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой.

Весть о явлении новой иконы в день отречения государя от престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. С радостным страхом и покаянным трепетом начал народ русский молиться перед «Державной» иконой Божией Матери по всей России, а сама икона в многочисленных копиях стала украшать все русские храмы.

Появился акафист и канон этой иконе, слушая который вся церковь падала на колени. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление «Державной». После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист «акафист акафистов». Одна из служб «Державной» и Акафист составлены с участием самого святителя Тихона.

Служба державной иконе божией матери

Образ Божьей Матери «Державная» является одним из самых таинственных среди богородичных икон, явленных в России. В первую очередь это связано с тем, что день его явления – это день отречения святого царя-страстотерпца Николая Второго от престола. Как показала дальнейшая история, два этих события стали грозным предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви, ее чад и всей нашей страны в целом.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской.

Эта икона явила себя 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя Николая II от престола.

Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была обретена в подмосковном селе Коломенское 2 марта 1917 года. Жительнице слободы Перерва, прихожанке храма в честь Вознесения Христова Евдокии Адриановой было трижды открыто в тонком сне, что в храме находится позабытая чудотворная икона, которую надлежит с подобающей честью водрузить в храме, так как отныне через нее будет явлено Небесное Покровительство и Заступничество Царицы Небесной. На иконе, чтимый список которой поныне имеется в Казанском храме (Коломенское), Пресвятая Богородица изображена восседающей на троне. В руках Она держит скипетр и державу (отсюда и название иконы «Державная»). Служба и акафист ей составлены с участием Патриарха Тихона (+ l925); иная Служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким.

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, / и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, / Богородице Дево, / усердно молим Тя, Владычице:/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе Твоей Державней, / и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея / на всех, с верою Тебе молящихся / и вопиющих Богу: аллилуйя.

Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней, / песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, / еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, / не от человек бо спасение наше, / но Преблагословенныя Владычицы милосердием. / Темже днесь радуемся и празднуем светло, / яко прииде Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак, глас тойже:

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, / покровом Своей благости покрывающей страну нашу православную, / благодарственныя пения приносим Ти, Владычице, / о явлении нам чудныя иконы Твоей Державныя. / Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Матерь Божия Державная, / Заступнице Усердная рода христианскаго.

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим Державный образ святыни Твоея, / имже подаеши велию милость / всем, с верою к нему притекающим.

О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодаряще Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших, да вси, благодарив воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Престол: в честь иконы Божией Матери «Державная».

Освящен: 4 декабря 1996 года иерейским чином.

Богослужения: в воскресенья и праздники литургия в 8.00, накануне вечернее богослужение в 16.00. Храм открыт ежедневно с 8.00 до 14.00, в эти часы храме дежурит священник.

Службы, действующие при храме: воскресная школа, библиотека. При воскресной школе действует кружок декоративно-прикладного искусства.

Церковно-социальная деятельность: Регулярно проводятся встречи с учащимися средней школы. В местной газете «Заволжские степи» два раза в месяц публикуются статьи на церковные темы. Совершается духовное окормление верующих, находящихся на лечении в местной больнице. Духовно окормляются психо-неврологический интернат и дом престарелых в ЗАТО п. Михайловский; жители близлежащих сел. Силами прихода организовано преподавание учебного курса «Основы Православной культуры» учащимся 1-3 классов продленного дня. Оказывается благотворительная помощь малоимущим одеждой и деньгами.

Адрес: 413540, Саратовская обл., Краснопартизанский район, п. Горный, ул. Некрасова, 35а, тел. (845-77) 2-12-99; (8-927) 629-23-71-дежурный.

Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов — п. Горный. Расстояние от г. Саратова до п. Горный 240 км.

В наши дни: 4 декабря 1996 года помещение храма передано приходу в безвозмездное пользование, собственник помещения — ЗАО «Монолит». В храмовый комплекс входит также причтовый дом, находящийся в собственности прихода.

В поселке был заложен новый храм. В строительстве активно помогал ктитор храма депутат Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Николай Васильевич Панков.

К концу 2015 года строительство храма было завершено, был установлен иконостас. 17 апреля 2016 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Чин Великого освящения храма.

Источник: в с. Корнеевка в честь иконы Пресвятой Богородицы «Испанская» — закрытый с купальней.

Ссылка на основную публикацию