Скорби божьей матери

Скорби божьей матери

6 ноября православные верующие отмечают день почитания иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Среди богородичных икон есть несколько таких, отношение к которым в народе очень теплое, глубоко личностное. К ним относится и икона «Всех скорбящих радость». Даже ее название говорит о том, что к ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде, в горе.

В народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях больных, которые совершались после молитв у этой иконы. Самое первое из упомянутых в рукописных документах чудес произошло 6 ноября 1688 года. Именно с него и началось особое почитание этой иконы – сперва в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге.

Чудесные исцеления

Согласно преданию, чудесное исцеление по молитвам у этой иконы получила родная сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Она была настолько серьезно больна, что уже давно не вставала с постели. Она усердно молилась Богородице об исцелении и вот однажды услышала отклик Царицы Небесной, которая велела ей призвать священника из храма Преображения на Ордынке с образом «Всех скорбящих радость».

Икона действительно стояла в этом храме с левой стороны, где обычно становятся на службе женщины. И была она уже тогда весьма древней. К сожалению, историки не смогли установить, как и когда эта икона попала в храм, но вероятнее всего она была приобретена для него в 1685 году, когда сам храм был заново отстроен в камне.

Скорби божьей матери Фото: Википедия

Священник пришел к больной, принес с собой древнюю икону, отслужил водосвятный молебен, окропил освященной водой болящую, и та полностью выздоровела. Возможно, чудесные исцеления по молитвам у этой иконы случались и раньше, но благодаря тому, что на этот раз чудо произошло с сестрой патриарха Московского, история эта стала широко известна. К иконе потекли сотни больных и убогих. По преданию, многие из них получали исцеление и избавление от бед.

Древняя икона была укреплена и отреставрирована, были также написаны специальные молитвы, обращенные к Богородице, чтобы читать их именно у этого чудотворного образа. Появились и многочисленные списки с иконы, сделанные в царской иконописной мастерской.

Где тот самый чудотворный образ

Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ, или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Но был ли это оригинал чудотворной иконы, или список с нее, неизвестно.

Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы.

Скорби божьей матери Фото: Федосенко Наталия/ТАСС

У иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» молятся:

  • Об исцелении любых телесных болезней, в том числе неизлечимых.
  • Об облегчении душевных страданий.
  • Об избавлении от разных напастей, в том числе о покровительстве сирот и убогих.
  • О защите в отчаянии и скорби, когда притесняют сильные и власть имущие.
  • Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О защите от врагов.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации.
  • О вразумлении близких, потерявших верный путь.
  • Об избавлении от наркотической зависимости и алкоголизма.

Икона «с грошиками»

Позже в Санкт-Петербурге появился совсем особенный, очень почитаемый список иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» – «с грошиками». Сперва список иконы был обычным и находился в часовне при стекольном заводе.

Однако летом 1888 года от удара молнии случился пожар, и часовня сгорела. После того, как пожар потушили и начали разбирать завалы, среди обгоревших обломков была найдена икона «Всех скорбящих радость». Она упала на пол вниз изображением, но чудесным образом не только не пострадала в огне, но и стала словно бы еще светлее и чище, словно ее подновили. Стоявшая перед иконой кружка для пожертвований разбилась вдребезги, а медные грошики, рассыпавшиеся из нее, намертво впаялись в икону в нескольких местах, словно обрамляя изображение Богоматери. Так все и оставили. Новый преображенный вариант иконы получил в городе на Неве большую известность и до сих пор почитается как чудотворный. В годы советской власти он был тайно сохранен прихожанами, а потом, когда в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое прежнее место. Теперь на одном из устоявшихся вариантов иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» краской изображают медные грошики.

Скорби божьей матери Фото: Википедия

Интересно, что на иконе «Всех скорбящих радость» изображается не только Богоматерь и окружающие ее ангелы, но и те убогие, больные и нищие, которым она несет помощь и спасение. Это большая редкость для иконографии. Однако все встает на свои места, если вспомнить, что Богоматерь является в православии еще и совершеннейшим образом Церкви. Той Церкви, в которой ищут защиты и помощи, черпают силы и вдохновение все верующие вообще, а не только больные, униженные и беззащитные. Может быть, это не вполне осознается в народе, но теплое личностное отношение к иконе «Всех скорбящих радость» говорит о том же. Ведь у каждого верующего человека в жизни происходит его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.

6 ноября — праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Протоиерей Александр Шаргунов

Скорби божьей матери

Э тот праздник связан с событием, которое было в XVII веке, в 1688 году, когда родная сестра патриарха Иоакима среди молитвы на смертном одре вдруг услышала голос: «Почему ты не придешь ко Мне на Большую Ордынку в храм Преображения Господня, где образ «Всех скорбящих Радосте?» Когда она приложилась к иконе, совершилось чудо исцеления. Почему Божия Матерь избрала эту женщину для прославления святыни, которая самим своим именованием до скончания века (и чем ближе к концу истории, тем больше) будет символизировать главную тайну христианства? Несомненно, за ее особые скорби и за ее любовь ко Господу.

Часто жизнь разрывает нас между двумя полюсами: восторгом и страданием, славой и крестом. Наш дух бывает восхищен среди пасхального ликования в заполненном небесным пением храме, где веками возносится хвала величию Божию. И затем, почти в то же самое время, наше сердце внезапно пронзает печаль. Перед этим миром, где страдание для многих кажется бессмыслицей, перед нищетой и унижением целого народа, перед смертью, перед глумлением над человеческой личностью среди торжества греха, перед детьми, убиваемыми во чреве матери или выброшенными на улицу, или растлеваемыми, перед изгнанниками из собственного Отечества, перед умирающими в страшных муках. И мы не знаем, что нам делать с этим океаном человеческого горя, когда стоим перед ним в нашей внутренней потерянности.

Почти каждый проходит через эти переживания восторга и печали. Но наше призвание — войти в эту тайну, узнать, что одно ведет к другому, что страдание и сострадание встречаются. Попытка избегнуть страданий никогда не может дать радости. Спрятаться от скорбей, сделать вид, что они не существуют, закрыть их в памяти бесконечными картинками телевидения или воображением идеального мира, в котором им нет места, — будет самообманом. Потому не таись перед лицом страданий, говорят нам святые отцы, но найди в себе мужество войти в них, чтобы встретить там таинственное присутствие Христа Воскресшего и Божией Матери.

Наш Господь сокрыт, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст, в таинстве брата — нашего ближнего, пребывающего в страдании. И там же Божия Матерь, Всех скорбящих Радосте, Которая всегда спешит туда, где беда, вместе со Своим Божественным Сыном.

И не отворачивайся от собственных скорбей, от твоей тоски, от твоего надлома, от твоего одиночества и твоей пустоты, не делай вид, что ты очень сильный. Входи в себя каждый день с молитвой, пока не найдешь в своей сокровенной глубине присутствие света во тьме. Это Господь, Который предстательством Божией Матери в Духе Святом ищет твоего спасения. Если ты сподобишься узнать эту благодать, ты исполнишься решимости идти путем святых, приносящих себя вместе с Господом за жизнь мира.

Этот путь не всегда легок. Будут искушения малодушия и гнева, будут позорные отступления и сомнения. Но постепенно, если тебе будет постоянно сопутствовать Божия Матерь, ты начнешь замечать свет, который светит во тьме, и тебе дано будет узнать, что значит напиться воды, струящейся из безводной земли всех скорбящих.

6 ноября 2011 г.

В о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Радуйся, в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая.

Сегодня у нас праздник иконы «Всех скорбящих радосте». Промыслом Божиим из глубины веков просиял этот чудотворный образ в день, который однажды откроется кануном великой скорби нашей Церкви, когда начнутся небывалые в истории гонения. Заступничеством Пречистой обретут утешение в новых испытаниях миллионы православных людей. И приобщится вечной пасхальной радости Ее благословением сонм новых мучеников и исповедников российских. Мы знаем, что с не меньшей силой эта икона обращена к нашим дням. Потому что как никогда у нашего народа много скорбей. Никого из приходящих к Ней не оставляет без утешения Божия Матерь. И, может быть, самое главное Ее утешение в том, что Она открывает нам смысл всего, что сегодня совершается с нами.

Скорби не означают, что мы оставлены Богом. Они не то, что порой говорили о них в Ветхом Завете не достаточно просвещенные люди. Они — не знак того, что Бог предал нас в руки врагов наших. В самом деле, Тот, Кто страждет на Кресте, приемлет свидетельство Отчее: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ». Жизнь — это тайна служения нам Бога, Который распят. Если сравнить с тем, что переживали в Ветхом Завете перед лицом страданий многие праведники, голоса которых наполняют Писание, мы увидим, что после Крестной смерти Христа — все иное. Смысл страданий изменился — не потому, что появились новые теории и новые объяснения. Но благодаря тому, что совершил Христос, и что мир теперь живет в ситуации Христовой. Всякий, кто страждет, может всегда повторить последние слова Христа на Кресте: « Отче, в руки Твои предаю дух Мой ». Человек может оказаться в муках предельной оставленности, но и среди этого мрака он может узнать, что его жизнь — в руках любящего Отца. Он недалеко от Бога. Напротив, он тем ближе к Богу, чем большие скорби он переживает.

Этот взор веры необходим нам, чтобы мы могли истинно судить об обстоятельствах, которыми вызваны наши скорби. Речь не идет о том, чтобы у нас был мучительный деморализующий настрой предания себя враждебной судьбе или гигантскому бездушному механизму, который перемалывает нас, а мы не в состоянии ничего сделать. Мы не игрушки слепых сил. Ибо Отец Небесный, Чья любовь обнимает нас посреди наших скорбей, — Бог Творец, от Которого все зависит.

Мы должны всегда помнить, что Он — Тот, о Ком Христос говорит Своим ученикам: « Не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: Великое утешение — сознавать себя среди скорбей окруженным любовью, даже если эта любовь бессильна и исходит от того, кто не может ни в коей степени изменить события. И разве не может быть источником глубокого благодатного мира — вера, что Тот, Кто попускает быть нашим скорбям действует бесконечной любовью? Только такая вера может вдохновить нас на предание нашей жизни воле Божией. И жить в верности правде Христовой и согласно водительству Бога.

Мы не должны допускать в наших скорбях ничего, что так легко среди нынешнего торжества зла может наполнить нас местью и злобой. И, тем более, не может быть у нас стоической покорности судьбе, которая не имеет ничего общего с христианским смирением. Ибо оттого мы непоколебимы в наших чувствованиях, оттого с такой уверенностью предаем себя любви Божией среди всех скорбей, что знаем, какие страдания принял ради нас Сын Божий. То, что является теперь символом скорбей, — Крест, одновременно есть символ любви Божией. Крест — жребий Того, Кого Отец Небесный любит больше всего. Наши страдания физические и нравственные, наши беды, разлуки, поражения, разочарования не умаляются и не усыпляются этим. Но они обретают иное качество и иное измерение. Они внутренне преобразуются и обретают новый смысл. И Та, Которая усыновила нас у Креста Господня, именуется Церковью Всех скорбящих радостью. Аминь.

Икона Богородицы «В скорбях и печалях Утешение» — уникальный створчатый складень. На нем изображена Божья Матерь с Младенцем, рядом с Ними стоят святые, молитвы которым помогают в различных жизненных ситуациях.

Православные христиане почитают этот образ 2 декабря, на богослужениях читается акафист и молитва.

Описание святого изображения

Чудодейственное изображение Божьей Матери с маленьким Иисусом появилось на свет в Афонском ските, принадлежавшем святому Андрею. На святом образе Богоматерь с Младенцем Иисусом Христом изображена в самом центре. Правой рукой Младенец осеняет христиан и благословляет, в другой находится скипетр, символ власти.

Перед Божественной парой изображены два Иоанна, Креститель, названный Предтечей, и апостол, любимый ученик Спасителя. Нижнюю часть благословенного изображения представляют преподобные Великие святые:

  • Антоний;
  • Евфимий;
  • Савва Освященный;
  • Онуфрий.

Читайте о других чудотворных иконах Афона:

На створках складня написаны образа великомучеников Св. Георгия и преподобного Дмитрия Солунского, сидящими на лошадях, там же лики святых Спиридона Тримифунтского и Николая Угодника из Мирликии. Ризы Божьей Матери и Сына отделаны чеканной позолотой, золотые венцы украшают Их головы. Венец над Богородицей держат два ангела.

Важно! История не сохранила первоначальной святыни, в храмах находятся только списки изображения, которые приобрели славу благодаря многочисленным чудесам, происходящим по молитвам христиан.

Первоначально в оригинале святого изображения Божьей Матери «В скорбях и печалях утешение» находился мощевик с останками святых: архидиакона Стефана, преподобного Григория, великомучеников Михаила, Нового Игнатия, Афонских Евфимия и Акакия, но святыня исчезла во время гонений на христианскую веру.

История и чудесные дарования у святого лика

По форме написания святыня относится к семнадцатому столетию. По историческим данным, чудотворное изображение хранилось у патриарха святителя Афанасия Третьего, он не расставался со святыней во время многочисленных путешествий, совершаемых по миру.

  • Св. Афанасием чудотворная святыня в 1653 году привезена в Россию, а после кончины патриарха Афанасия Третьего оказалась в Ватопеде, мужском монастыре на святой Афонской горе.
  • 22 октября 1849 года при открытии и освящении Андреевского скита, чудотворный образ был передан в дар митрополитом Григорием настоятелю Виссариону. На месте новооткрытого скита ранее стояла келья патриарха св.Афанасия Третьего.
  • С 1853 по 1859 года святой образ находился в Одессе, а затем в Санкт-Петербурге, где иеромонах Феодорит собирал пожертвования для Афонской обители. В дороге святыня была повреждена и возвращена на Афонскую гору игумену Виссариону, который завещал ее братству, благословляя их словом: «Пусть будет святыня вам отрадой и утешением в скорбеях и печалях».

В 1863 году иеромонах Паисий в Казани начал сбор средств для Андреевского скита, ему передали икону, где она явила впервые свою чудотворную силу, исцелив в Слободском монастыре от немоты Владимира Неволина.

История болезни юноши носила духовный характер, ибо Владимир посмел не исполнить приказ, передать весть из Вятского уезда его отцу. То ли по забывчивости, то ли и по растерянности Владимир не исполнил приказ, и вскоре начал недомогать, а затем и онемел. Прошло шесть лет, во время молебна около святыни, привезенной в Россию, юноша приложился устами к иконе и почувствовал жар на кончике языка, а к вечеру он заговорил.

Весть моментально распространилась по округе, к иконе Богородицы «В скорбях и печалях Утешение» потянулись:

  • косноязычие;
  • немые;
  • страдающие от припадков;
  • парализованные.

Почти ежедневно на протяжении ноября происходили чудеса исцелений: обрела речь Параскева Овчинникова, дочь диакона в Слободске, семилетняя Ксения Кайсина впервые встала на ноги, прошел паралич ног у крестьянина Николая Ворожцова. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Ещё о других иконах Богородицы:

В 1890 году Афонская братия решила передать святыню в Россию. По свидетельству иеромонаха Иосифа сразу по прибытии в Одессу начались исцеления. Во время богослужений в местах остановок присутствовало огромное количество людей, люди исцелялись от различных болезней.

В 1929 году икона исчезла во время закрытия обители. Возможно, она хранится в частных владениях. Ныне в храме Андреевского скита находится список, который также обладает чудотворными свойствами.

Россия богата списками святого образа «В скорбях и печалях Утешение», Никольский собор Санкт-Петербурга является одним из места хранения святыни.

В чем помогает икона

Святой образ содержит изображения Богородицы с Младенцем и святых, каждый из них обладает своей Богом данной силой творить чудеса. Возможно, в этом секрет исцелений, происходящих после молений у иконы. Этот чудотворный лик Божьей Матери дарует просящим:

  • исцеление от болезней, в том числе и неизлечимых по вердиктам врачей;
  • душевную поддержку при жизненных падениях и потерях;
  • избавляет от зависимостей;
  • возвращает мир и покой в семью;
  • избавляет от бедности.

Важно! Спаситель и Богородица обладают Божественной силой, помогут справиться с любой проблемой, если прийти к Ним с чистым сердцем.

Не имеющие домашнего иконостаса христиане, могут восполнить этот пробел, приобретя святой образ Божьей Матери в виде складня.

Скорби божьей матери

Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили.
Словно аспиды мы басурманской крови.
Даже места нам нет, в ошалевшей от горя России,
И Господь нас не слышит зови, не зови.

Вот уж год мы не спим, под шинелями прячем обиду,
Ждём холодную пулю пониже петлиц.
Вот уж год как Тобольск отзвонил по Царю панихиду
И предали анафеме души убийц.

Им не Бог и не Царь, им не боль и не совесть.
Всё тюрьма им да ложь, да пожар до небес.
И судьба нам читать эту страшную повесть,
В воспалённых глазах матерей да невест.

И глядят нам во след они долго в безмолвном укоре.
Как покинутый дом на дорогу из тьмы.
Отступать дальше некуда, сзади Японское море.
Здесь кончается наша Россия и мы.

В красном Питере кружится, бесится белая вьюга.
Белый иней на стенах московских церквей.
В сером небе не радости нет, не испуга.
Только скорбь Божьей Матери по России моей.

Икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)

Скорби божьей матери

Празднование иконы – 6 ноября

Скорби божьей матери

История явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери – тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела ее и не узнала – таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами – где и когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.

Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне – художники, ученые, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Ее печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая – 20×16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».

Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.

В Свято-Троицком кафедральном соборе (ныне Свято-Троицкий женский монастырь) был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день почитания иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. И ныне Господь являет Свои чудотворения по молитвам ко святому образу Богоматери «Скорбящая».

Скорби свои принесем Богородице

(посвящается празднику иконы Богородицы (Скорбящая)
в Свято-Троицком женском монастыре)

Скорби божьей матери

Есть у нас надежное пристанище – Пресвятая Матерь Божия. Ее чудотворные иконы защищали и спасали и отдельных людей, и целые народы. В житейских неурядицах, в горе и болезни молятся люди у святых образов, прося помощи и защиты. Наши предки не стали бы говорить: «Я пойду к иконе Богородицы», они говорили: «Я пойду к Богородице». Они понимали, что, предстоя перед иконой Богоматери, действительно предстоят перед Пречистой, и происходит реальная встреча. Святые отцы, установившие догмат иконопочитания, писали что, «обращаясь к образу, ты вступаешь в общение с Первообразом».

Сколько чудотворных икон даровала нам Пресвятая Богородица! В сонме этих великих святынь есть и наша, крымская святыня, так чудесно просиявшая 14 лет назад в скромном селе. Иногда за тысячи километров едут люди помолиться у чудотворных икон – не каждому городу дана такая благодать. А мы, крымчане, зачастую и не сознаем, что дивный образ – рядом с нами, в нескольких десятках километров, через несколько кварталов или буквально в двух шагах. Стоит только переступить порог Свято-Троицкого женского монастыря – и встретит нас Пресвятая Богородица прекрасной своей иконой «Скорбящей».

Тих и благодатен этот образ. На синем одеянии Богородицы – мафории – контур церковных куполов. Молитвенно сложены руки Богоматери. Кажется, что Ее огромные глаза полны непролившихся слез. Она, так страдавшая Сама, сострадает нашим страданиям и печалям, скорбит с нами о наших грехах. Обращайтесь к Ней – и Она обязательно подаст нам Свою Небесную помощь.

Людмила Ясельская,
руководитель отдела культуры Симферопольской и Крымской епархии

Образ Божией Матери, на иконе «В скорбях и печалях Утешение», изображен при неизвестных обстоятельствах. При этом прочитав письмо иконы, можно получить свидетельство о древнем происхождении, которое, несомненно, добавляет весомость существующей иконе и предает ей особую значимость, подтверждая уникальность и возможность совершать настоящие чудеса и поддерживать в печалях и скорбях народ.

  1. История иконы
  2. Чудеса иконы
  3. Молитва иконе «В скорбях и печалях утешение»
  4. Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «В скорбях и печалях Утешение»
  5. Кондак Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»
  6. Молитва Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

История иконы

По одному из существующих преданий икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» на протяжении долгого времени находилась во владении у Афанасия Третьего, цареградского патриарха и святителя. Именно он привез ее в середине семнадцатого века на территорию государства Российского. Владелец скончался и изображенный образ был передан в Афонский монастырь под названием Ватопед. Там она пробыла на протяжении нескольких столетий.

В девятнадцатом веке окончилось масштабное строительство Андреевского скита, поэтому митрополит Ватопеда решил выразить собственное благословение и пожелал процветания новому месту, и передал ценный подарок икону Богородицы «В скорбях и печалях утешение», которая до этого имела статус келейной святыни.

Скорби божьей матери

На данный момент она является достоянием Свято-Никольского собора, расположенного на территории Санкт-Петербурга. На пороге двадцать первого века один из престолов Крестовоздвиженского монастыря, который ранее был мужским, был освящен в честь образа, который по праву считается чудотворным. Сама икона «В скорбях и печалях утешение» имеет строение, которое имеет название створчатый складень, то есть состоит из разных частей, которые могут складываться. Хотя образ может выполняться и на плоскости с нарисованными рамками.

Кроме Богоматери тут представлен и ряд других святых, в том числе и получившие статус великомучеников из них Георгий Победоносец и Сологунский Дмитрий, Николай Чудотворец и Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча.

Сам образ для украшения обрамлен несколькими ризами, одна из которых покрыта золотом.

Скорби божьей матери

Чудеса иконы

Много в чем помогает икона «В скорбях и печалях утешение» и особенно следует отметить различные чудеса, многие из которых занесены в специальные церковные книги, которые созданы для того, чтобы фиксировать различные чудеса. На протяжении 19 века святой образ много путешествовал с территории Афона и многократно отправлялся на своеобразные «гастроли» с монахом, который собирал средства для строительства храма. На протяжении таких путешествий образ сотворил немалое количество чудес.

Из наиболее популярных и часто фиксируемых следует отметить такие как:

  • исцеление студента в Вятском уезде от немоты;
  • исцеление речи Акулины Фроловой;
  • лечение от паралича представителя мещанства Савелия Ермакова;
  • исцеление Елизаветы Мартыновой от родильной горячки.

Есть возможность и далее продолжать перечисление этих фактов, они излагаются в огромном количестве в различных церковных книгах. Чудеса фиксируются до сих пор.

В начале 20 века образ оказался на территории Петербурга и в годы Первой мировой велась так называемая неусыпная молитва иконе «В скорбех и печалех утешение» для того, чтобы помочь русским войскам. Таким образом монахи и священнослужители непрестанно читали специально написанные для этого образа слова.

Скорби божьей матери

Этот акафист иконе известен до сих пор и используется для того, чтобы даровать или получить особое оберегание от Богородицы. Собственно, само название говорит о значении этой иконы – образ уберегает верующих от всякого зла, дает возможность избавиться от различных горестей.

Ведь Богородица непрестанно молит Господа о всех людях, подобным занимаются и святые подвижники, которые ходатайствуют о других людях перед Господом. Именно поэтому обращение с искренней молитвой к образу является действенным методом для того, чтобы покаяться и связаться с высшим и духовным миром.

Молитва иконе «В скорбях и печалях утешение»

Днем почитания этого образа является 5 декабря

Именно в этот день целесообразно прийти в храм помолиться перед этой иконой или при возможности молиться келейно. Так или иначе, есть смысл раскаяться в собственных грехах и просить у Богородицы и святых подвижников заступничества и помощи в вере.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «В скорбях и печалях Утешение»

глас 5

Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, Утоли́вшая вся́ку сле́зу от лица́ земли́: Ты́ бо челове́ком боле́зни отго́ниши и гре́шных ско́рби разруша́еши, Тебе́ бо вси́ стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние, Пресвята́я Ма́ти Де́во.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

глас 6

Не вве́ри мя́ челове́ческому предста́тельству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба́ Твоего́: ско́рбь бо обдержи́т мя́, терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где́ прибе́гну окая́нный, всегда́ побежда́емь, и утеше́ния не и́мам, ра́зве Тебе́, Влады́чице ми́ра, упова́ние и предста́тельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́.

Молитва Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м, гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́, гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́, гре́шнаго, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице, Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ Преблага́я и ско́рая Засту́пнице, покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем, еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние; и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о, Пренепоро́чная и Пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю! Ами́нь.

Божию Матерь именуют многими именами – Матушка-Заступница, Царица Небесная, Богородица, Богоматерь – все эти Её имена отражены в молитвенных обращениях к Ней, веками складывавшихся в православии. Иконы Божией матери – предмет величайшего почитания. Сама же Заступница зачастую единственная и последняя инстанция, куда мы можем обратиться со своими горестями, неразрешимыми земными способами проблемами. Мы просим Её, главную Ходатаицу за нас перед Богом, о помощи и прощении, ибо наши молитвенные силы невелики, и Она, Богородица, всегда слышит истинно горячую, слезную мольбу за нас самих и наших близких, за чью-то дорогую нам жизнь.

Сколько раз общая молитва к Ней, крепость веры в Бога и в заступничество Царицы Небесной перед Сыном в смутные и тяжкие для нашего Отечества часы спасали Россию! Мольба, возносимая перед иконами Божией Матери, и неслышный уху, но сердцем ощутимый Её ответ придавали русскому народу мужества, где для него почти не оставалось сил, и противник, который, казалось, был близок к победе, обращался в бегство! И тогда оказывалось: правда – за нами, за Русью, Россией, ибо на нашей стороне была Матерь Божия и Её горячая молитва к Господу за Её удел на земле!

Нет у нас ни одного не то что храма Божия – нет ни одного истинно православного дома, где не светил бы с иконы светлый лик Богородицы – Казанской, Владимирской, Иверской, и зачастую не один, поскольку чтимых списков икон Богородицы, перед которыми молятся в самых разных жизненных ситуациях, в православии несколько сотен. У каждого – своя история, сопровождающаяся явлениями чудотворения, чудесного его обретения. Из этих событий и явлений мы видим, что Богородица никогда не оставляет человеческий род, взятый Ею в усыновление, и через Её иконы – иконы Божией Матери Она снова и снова являет миру Своё Материнское внимание и благоволение.

Житие Пресвятой Богородицы (Божьей Матери) именуемыми «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радосте» — празднование иконе совершается 6 ноября (24 октября ст.ст.) и 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Икона «Всех скорбящих радость» одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром во время молитвы она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась. Это произошло 24 октября(по н. ст.6 ноября) 1688 года. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа.

23 июля 1888 года во время грозы в часовню близ стеклянного завода в деревне Клочки под Петербургом ударила молния. После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона Всех скорбящих Радость не только не сгорела, но обновилась, лик Богородицы просветился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 грошиков прилепилось к иконе. Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями. Известно и много списков с иконы, на них грошики уже пишут краской.

Существует много разных типов иконы «Всех скорбящих Радость», когда Богородица изображена увенчанная короной, в царском одеянии. Иногда Она держит Младенца Иисуса на руках. На иконе с грошиками Богородица предстает в обычной Своей земной одежде, с белым покрывалом на голове.

Перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» молятся в отчаянии, скорби, в поиске утешения и защиты, а также при неизлечимых болезнях. Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» является покровительницей сирот и убогих, обиженных и угнетенных, страждущих и страдающих. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (чудотворная) находится в Преображенском храме на Ордынке в Москве.
Пресвятая Богородице, Всем скорбящим Утешение. Ты избави землю Русскую От напасти и погибели, Церковь нашу Православную Сохрани от всяких ересей, Архипастырям и пастырям Даруй, Дево, дерзновение, Чтоб могли со всею стойкостью Ради правды Православня Обличать сынов погибели И дела отца их — дьявола.

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Божия Матерь на иконе «Всех скорбящих радость» изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней — бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: “Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление”. Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на Богоматерь.

Икона Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” прославилась в конце XVII века. Родная сестра Патриарха Иоакима (умер в 1660 году), жившая в Москве, долгое время страдала тяжелой болезнью. Однажды во время молитвы она услышала голос “Евфимия! Отчего в страдании твоем ты не прибегаешь к общей Целительнице всех? В храме Преображения Сына Моего есть образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Призови священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление”. Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась.

Чудотворная икона и по сей день пребывает в храме Преображения Господня, что в Москве на Большой Ордынке. И по сей день люди в скорбях и напастях умиленно молятся Пресвятой Богородице: “Всех скорбящих Радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышнего Ты еси Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим”.

Великое множество списков с иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость” также прославились чудотворениями. В Петербурге и Тобольске, в Твери и Киеве, в Воронеже и Нижнем Новгороде люди, страждущие от различных скорбей и болезней, припадают с молитвой к чудотворному образу.

Празднование этой иконе совершается 6 ноября (24 октября).

Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»

С древних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, дали Ей наименование “Взыскание погибших” как последнему прибежищу и надежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, в малоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затем раскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовного совершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.

В России образ Божией Матери “Взыскание погибших” почитается издавна. Известно несколько чудотворных икон, через которые Богородица явила Свою милость людям.

Прославление одной из них совершилось в XVII веке после чудесного избавления от смерти калужского крестьянина Федота Обухова, заблудившегося в страшную вьюгу. В благодарность за спасение он, по обету, заказал список с иконы “Взыскание погибших”, находившейся в городе Болхове Орловской губернии. С того времени икона прославилась чудесами и исцелениями.

Прославился чудотворениями и образ, находящийся в Москве, в храме Воскресения славущего, что на Успенском вражке (улица Неждановой). Прежде эта икона находилась в Церкви Рождества Христова в Палашевском переулке, куда была передана человеком, избавленным от нищеты и отчаяния после усердной молитвы Пресвятой Богородице. Он счел себя недостойным иметь дома чудотворный образ и передал икону в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами, а поруганная святыня найдена расколотой на три части. При обретении иконы совершилось множество исцелений. Перед этой иконой молились невесты, чтобы брак их был спасительным, люди, погибающие от пьянства, замученные нищетой, страждущие в болезнях. Матери молились пред ней о погибающих детях.

На иконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединенной с левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шею Богородицу, которая чуть наклонила к нему голову.

“Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дева, не по грехом нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши. Избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас”, поется в тропаре иконе “Взыскание погибших”.

Празднование иконе Божией Матери, именуемой “Взыскание погибших”, совершается 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Молитвы святых@prayerssaints.ru

Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске

Как повествует старинная церковная летопись, в 1648 году терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас:
«Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?»
— «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная.
«Есть в храме Преображения Сына Моего, — отвечал невидимый голос, — образ Мой, именуемый „Всех скорбящих Радость“.
Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины.
Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени».

Евфимия обратитилась к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием.
Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление.

Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии,
яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского
(хотя главный престол его и освящен во имя Преображения).
Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании.
У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Всех скорбящих Радость с грошиками — чудотворная икона с прилипшими к красочному слою во время пожара медными Скорби божьей материмонетами (на списках с иконы монеты изображаются краской).

По преданию, образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве.
Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных,
который пожертвовал ее часовне деревни Клочки под Петербургом,
находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода.

23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния.
После того, как потушили пожар, с удивлением увидели, что икона Всех скорбящих Радость не только не сгорела,
но обновилась, лик Богородицы просветился.
Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги и 12 «грошиков» (медных монет) прилепилось к иконе.
Весть об этом немедленно разнеслась по Петербургу и толпы людей устремились к иконе, которая прославилась многими чудотворениями.

В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги на строительство каменного храма, который был освящен 2 августа 1898 года.

Празднование этому чудотворному списку иконы совершается 5 августа (23 июля по старому стилю).

В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Иконографически образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принадлежит к типу «Путеводительница» («Одигитрия»).

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Ссылка на основную публикацию