Сколько русских православных церквей

Русская православная церковь решила разорвать отношения с Константинополем. Вселенский патриархат, базирующийся в современном Стамбуле, ранее решил предоставить автокефалию, то есть самостоятельность, Украинской православной церкви и отменил решение от 1686 года, когда Киевскую митрополию передали под крыло Москвы. То есть сейчас произошел полный разрыв отношений между двумя патриархатами, и теперь прихожане РПЦ, к примеру, больше не смогут участвовать в таинствах в церквях Константинопольского патриархата — то есть молиться, причащаться и прочее.

Сколько русских православных церквей

Сколько всего патриархатов?

Сначала нужно сказать, что канонические православные церкви бывают двух видов — автокефальные и автономные. По сути, практически все из них представляют патриархат — это когда глава церкви носит титул патриарх, а отличие заключается в том, что в автономных церквях глав утверждает материнская церковь. Например, Украинская православная церковь Московского патриархата — автономная. Автономной церковь чаще всего считается, если ее признали не все автокефальные церкви. Хотя разницу между двумя этими видами церкви заметить сложно.

Всего в мире насчитывается 14 автокефальных церквей согласно диптиху Константинопольского патриархата и 15 — согласно Московскому патриархату (плюс Православная церковь в Америке). Патриархатом являются лишь 9 из 15 церквей: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский — в этих церквях во главе стоят патриархи. Остальные официально называются Кипрская православная церковь, Греческая, Польская, Албанская, Чехословацкая и Православная церковь Америки — здесь главные архиепископы-митрополиты. Отличие патриархов от митрополитов заключается в том, что патриарх — по сути, тот же митрополит, только главнее — в его подчинение входят все митрополии поместной церкви. Митрополит же — это епископ, стоящий во главе церкви определенного региона, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Русская православная церковь начала составлять публичный список лжесвященников, в том числе раскольников, которые ведут незаконную деятельность. Специальный раздел появился на сайте Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

«В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись либо были запрещены в служении или отлучены от церкви. Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих», — говорится в пояснении.

Пока в списке десять фамилий. Среди них — бывший схиигумен Сергий (Николай Романов). В этом году церковный суд Екатеринбургской епархии лишил Сергия сана из-за того, что тот отрицал опасность COVID-19 и критиковал руководство РПЦ, патриарха и властей России из-за закрытия храмов. Несмотря на это решение, схимонах продолжил записывать ролики с проповедями и фактически захватил Среднеуральский женский монастырь. Митрополит Кирилл официально назвал Сергия раскольником Русской православной церкви, после чего схимонаха отлучили от церкви. Сейчас в связи с событиями в Среднеуральском женском монастыре расследуется ряд уголовных дел.

Лжесвященниками также названы Михаил Махов (бывший протоиерей Ивановской епархии), Александр Липин (бывший диакон Вологодской епархии, примкнул к расколу секачевцев), бывший священник Тульской епархии Вениамин Филиппов (примкнул к расколу бывшего епископа Диомида), «иеромонах Михаил» (Сергей Кучеров), «иеромонах Антоний» (Петр Шляхов), «иеросхимонах Димитрий» (он же — Владимир Баканин). Последний, по информации РПЦ, занимается мошеннической деятельностью. Еще один, Сергей Кирсанов, называет себя клириком и монахом, говорит, что «возглавляет монастырь», публикует фотографии себя в схиме. В свою очередь Эдуард Агеев, сообщают в РПЦ, создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве «епископа Сергия». Последний в списке — Владимир Головин, он был лишен сана в 2019 году.

Помимо этого, на сайте РПЦ размещен перечень онлайн-ресурсов, ведущих несанкционированный сбор пожертвования от лица Русской православной церкви. Некоторые из этих ресурсов вызывают подозрения в мошенничестве, сообщил глава синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Сколько русских православных церквей

Храмы в республике строятся ударными темпами, но есть ли для них прихожане?

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата. "Кавказ.Реалии" попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы — 1 206 551 человек (95,3%), русские — 24 382 (1,9%), кумыки — 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь "Всех скорбящих радость" (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию. Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил "Кавказ.Реалии", что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

Ссылка на основную публикацию