Сколько православных церквей в мире

Сколько православных церквей в мире

Вычитал, что Константинопольский патриарх — главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория — Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Сколько православных церквей в мире

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сколько православных церквей в мире

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из ­древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Сколько православных церквей в мире

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в вероучении и пребывающая с ними в литургическом (евхаристическом) общении [1] [2] .

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий в провинциях Византийской империи. Автокефальность не следует смешивать с церковной автономией.

В древности автокефальной называлась независимая от местного митрополита архиепископия, подчинённая непосредственно патриарху.

Содержание

  • 1 Автокефальные церкви
  • 2 Частично признанные автокефалии
    • 2.1 Православная церковь в Америке
    • 2.2 Православная церковь Украины
  • 3 Самочинные автокефалии
  • 4 Другие непризнанные (отколовшиеся) православные церкви
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

Автокефальные церкви [ | ]

Согласно диптиху, принятому в Константинопольской церкви, в настоящее время существуют 15 автокефальных православных церквей (из которых 14 являются общепризнанными и одна частично признанная церковь), которые расположены в следующей иерархии чести: [3]

  1. Константинопольская (7 млн чел.)
  2. Александрийская (1 млн чел.)
  3. Антиохийская (1,5 млн чел.)
  4. Иерусалимская (156 тыс. чел.)
  5. Русская (160 млн. чел.)
  6. Сербская (8 млн чел.)
  7. Румынская (20 млн чел.)
  8. Болгарская (8 млн чел.)
  9. Грузинская (3 млн чел.)
  10. Кипра (500 тыс. чел.)
  11. Элладcкая (10 млн чел.)
  12. Польская (1 млн чел.)
  13. Албании (700 тыс. чел.)
  14. Чешских земель и Словакии (74 тыс. чел.) [4]
  15. Украинская

Диптихи, принятые в других поместных церквях, могут несколько отличаться от диптиха Константинопольской церкви. Например, в диптихе Русской православной церкви существуют 10 общепризнанных церквей и одна частично признанная церковь, которые расположены в следующем порядке:

Константинопольская православная церковь в диптихе Русской православной церкви отсутствует с 14 сентября 2018 года, когда Священный синод РПЦ принял решение приостановить поминовение патриарха Константинопольского за богослужениями, а также сослужение с иерархами Константинопольского патриархата. [6] . В ответ на признание ПЦУ, Русская православная церковь исключила из своего диптиха Элладскую церковь (3 ноября 2019 года) [7] [8] , Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года) [9] [10] и Кипрскую церковь (20 ноября 2020) [11] .

Существуют также автономные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской).

Частично признанные автокефалии [ | ]

Православная церковь в Америке [ | ]

Автокефалия ПЦА была предоставлена Русской православной церковью в 1970 году.

Православные церкви, признающие автокефалию ПЦА:

Остальные Православные церкви не признают автокефальный статус ПЦА, в то же время не оспаривая её каноничность, так как считают её самоуправляемой частью Русской православной церкви. [12] [13]

Православная церковь Украины [ | ]

Автокефалия ПЦУ была предоставлена Константинопольской православной церковью в 2019 году [14] .

Православные церкви, признающие автокефалию ПЦУ:

Остальные Православные церкви либо отвергают канонический статус ПЦУ, либо пока не давали официальных комментариев насчёт её признания.

Самочинные автокефалии [ | ]

  • 1448 год — самостоятельное избрание в Москве собором епископов предстоятеля Русской митрополии — считается началом автокефалииРусской православной церкви от Константинопольской церкви. Получение от него канонической независимости произошло только 26 января ( 5 февраля ) 1589 года, когда, по согласию патриарха Константинопольского Иеремии II, был избран первый патриарх Русской православной церкви Иов (патриарх Московский).
  • В 1865 году Румынская православная церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал её только в 1885 году.
  • В 1872 году Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии. Только 22 февраля 1945 года Константинопольская патриархия издала томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской церквами.
  • С 1919 года появление Украинской автокефальной православной церкви.
  • В 1918 году Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная церковь выделилась в самочинную автокефалию. Томосом Григория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.
  • С 1922 года появление преследуемых советскими властями катакомбных церквей в России.
  • С 1922 года появление Турецкой православной церкви.
  • С 10 ( 23 ) марта 1924 года раскол Старостильных церквей.
  • 1—3 марта 1927 года Димитрий (Беликов) в условиях частой смены церковного руководства объявил Томскую епархию автокефальной. Был запрещён в служении заместителем Патриаршего местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем).
  • С 29 июля 1927 года появление Русской зарубежной церкви. После 17 мая 2007 года в расколе остался Синод противостоящих.
  • В 5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергия (Охотенко).
  • В 1967 году Македонская православная церковь провозгласила самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
  • 5—6 июня 1990 года в Киеве состоялся «Всеукраинский собор УАПЦ». Собор выработал и утвердил новый устав Украинской автокефальной православной церкви. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал Мстислав (Скрипник).
  • 25—26 июня 1992 года состоялся учредительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата.
  • В 1993 году провозгласила автокефалию Черногорская православная церковь.
  • С мая 2011 года имеет место раскол в Абхазской православной церкви.

Другие непризнанные (отколовшиеся) православные церкви [ | ]

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII—XXI веках. Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

1. Перевод «Русская православная церковь» на английский язык: — Russian Orthodox Church. (Нет возможности привести греческий перевод, но смысл тот же)

English-russian dctionary of diplomacy:
1) оrthodox — ортодоксальный, правоверный; общепринятый
2) Orthodox (рел.) Православный
Итак, с прописной буквы Orthodox (рел.) – всегда переводится православный (христианин, обычай и т.д.), Православная (Церковь, вера), а со строчной буквы оrthodox – общепринятый, традиционный.

Ортодоксальный — от греческого «орто» : прямой, правильный; «докса» — мнение, слава, сияние, яркость, хвала и др.

В переводах Библии и богослужебных текстах греческое слово «;;;;» (докса) чаще всего переводится как «слава», «хвала» и встречается в этом значении ещё в 3-2 веке до Рождества ХРИСТОВА в переводе Ветхого Завета с еврейского на греческий (Септуагинта).
Слово (докса) употребляется в значении «слава» в Священном Писании более 200 раз.

Примеры из Ветхого Завета:
1) Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. (Исх.15.2))
2) И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; (Исх. 24, 16)
3) Воспою Господу моему песнь новую. Велик Ты, Господи, и славен, дивен силою и непобедим! (Иудф. 16,13) и т.п.

Примеры из Нового Завета:
4) Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. (Фил.4, 2)
5) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Мф. 6, 13) и т.п.

В Новом Завете «докса» — в значении «слава, честь, величие» встречается более 80 раз:
Ссылки: Мф. 4:8; 6:13, 29; 16:27; 19:28; 24:30; 25:31; Мк. 8:38; 10:37; 13:26; Лк. 2:9, 14, 32; 4:6; 9:26, 31, 32; 12:27; 14:10; 17:18; 19:38; 21:27; и т.д.

Пример употребления доксазо именно в понятии «славления», а не «верования»:

6) И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. (Лк.13:13) и т.п.

Поэтому, уже в 1 веке «докса» именно в значении «слава» получило самое широкое распространение среди тех, кто изучал Ветхий Завет на греческом, а потом — и в среде христиан. Во втором веке встречается уже письменное свидетельство о Православной вере, в 4 веке – о Православной Церкви.

2. Православие ( Правильное славление) — название веры Восточного обряда Христианства.

В отличие от Православия, правоверие никогда не было названием веры.

правоверие . 1) Верность догматам какой-либо веры. 2) Верность какому-л. учению, системе взглядов. (Толковый словарь Ефремовой. 2012)
Верность догматам какой веры? Любой! Верность каким догматам? — традиционным.

То есть, «правоверие» — это не название конкретной веры, а характеристика приверженности традиционным догматам в любой вере; следование традиционному учению основателя веры; традиционное течение, направление в какой-либо вере.

Повторяю для грамотеев-неоязычников, правоверие – никогда не было названием веры.
Правоверие – это направление,течение в любой вере, которое означает приверженность учению основателя веры. Для православных основатель – это Иисус ХРИСТОС, в Исламе – Магомет, в марксизме — Маркс и т.д. Все, кто веровал иначе внутри веры (иногда также иноверцы) – считались не правоверными.

На Руси в начале Христианства практически не было ересей, а потому всех православных часто называли правоверными, то есть верными учению ХРИСТА.
К слову «правоверный», чтобы было ясно о правоверном какой вере идёт речь нужно всегда добавлять название веры: правоверный христианин, иудей, мусульманин, буддист, марксист, католик, лютеранин и т.д. Не добавляют только тогда, когда понятно о какой вере идёт речь.
Ещё раз повторяю, для особо упёртых неоязычников, правоверие не является названием веры. )))

3. Первоначально «Православная» было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.

Самое раннее письменное употребление слова «Православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
«Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;». И это за 600 лет до раскола!

О Церкви – «великая православная съборная церкви» письменное свидетельство впервые встречается в Сказании о нашествии Едигея (1400-1500):
«В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть».

Заметьте, что «Великая православная соборная Церковь есть похвала и слава по всей вселенной живущим христианам»- это для тех неоязычников, которые по своей дремучести утверждают, что «православные — не христиане». Нелепее трудно что-либо придумать.)

К тому же начало письменного использования названия «Православная Церковь» на Руси. зафиксировано задолго до реформ Патриарха Никона, по меньшей мере, за 200 лет до раскола, а никак не после, как любят сочинять сектанты-неоязычники и атеисты.
А использовалось определение «Православная» гораздо раньше, так как в Византийской Империи это название Церкви существует с 4 века, естественно, также называлась на Руси, и за Восточной Церковью окончательно закрепилось в 11 веке (с 1054г.), после отпадения Римской Церкви, которая стала называться «католической».

4. В первые века своего существования на Руси, Церковь именовалась по разному: Православная кафолическая греко-российская церковь (кафолическая – соборная, греко – греческого или восточно — восточного обряда, ортодоксальная- православная ), Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, великая православная соборная церковь (15 век), а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона и т.п.
Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется «Православная Российская Церковь».
Название «Русская православная церковь» применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года.

В настоящее время официальное название: Русская православная церковь (РПЦ), другое
официальное наименование— Московский патриархат (МП)).
Это самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. В ней крещены в Православие — более 125 млн. человек, это 86% населения России.

Названия менялись, но сущность Православной Церкви оставалась неизменной — она была и есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь (Символ Веры, 381г.), про которую сказал ХРИСТОС:
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

1. Перевод «Русская православная церковь» на английский язык: — Russian Orthodox Church. (Нет возможности привести греческий перевод, но смысл тот же)

English-russian dctionary of diplomacy:
1) оrthodox — ортодоксальный, правоверный; общепринятый
2) Orthodox (рел.) Православный
Итак, с прописной буквы Orthodox (рел.) – всегда переводится православный (христианин, обычай и т.д.), Православная (Церковь, вера), а со строчной буквы оrthodox – общепринятый, традиционный.

Ортодоксальный — от греческого «орто» : прямой, правильный; «докса» — мнение, слава, сияние, яркость, хвала и др.

В переводах Библии и богослужебных текстах греческое слово «;;;;» (докса) чаще всего переводится как «слава», «хвала» и встречается в этом значении ещё в 3-2 веке до Рождества ХРИСТОВА в переводе Ветхого Завета с еврейского на греческий (Септуагинта).
Слово (докса) употребляется в значении «слава» в Священном Писании более 200 раз.

Примеры из Ветхого Завета:
1) Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. (Исх.15.2))
2) И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; (Исх. 24, 16)
3) Воспою Господу моему песнь новую. Велик Ты, Господи, и славен, дивен силою и непобедим! (Иудф. 16,13) и т.п.

Примеры из Нового Завета:
4) Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. (Фил.4, 2)
5) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Мф. 6, 13) и т.п.

В Новом Завете «докса» — в значении «слава, честь, величие» встречается более 80 раз:
Ссылки: Мф. 4:8; 6:13, 29; 16:27; 19:28; 24:30; 25:31; Мк. 8:38; 10:37; 13:26; Лк. 2:9, 14, 32; 4:6; 9:26, 31, 32; 12:27; 14:10; 17:18; 19:38; 21:27; и т.д.

Пример употребления доксазо именно в понятии «славления», а не «верования»:

6) И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. (Лк.13:13) и т.п.

Поэтому, уже в 1 веке «докса» именно в значении «слава» получило самое широкое распространение среди тех, кто изучал Ветхий Завет на греческом, а потом — и в среде христиан. Во втором веке встречается уже письменное свидетельство о Православной вере, в 4 веке – о Православной Церкви.

2. Православие ( Правильное славление) — название веры Восточного обряда Христианства.

В отличие от Православия, правоверие никогда не было названием веры.

правоверие . 1) Верность догматам какой-либо веры. 2) Верность какому-л. учению, системе взглядов. (Толковый словарь Ефремовой. 2012)
Верность догматам какой веры? Любой! Верность каким догматам? — традиционным.

То есть, «правоверие» — это не название конкретной веры, а характеристика приверженности традиционным догматам в любой вере; следование традиционному учению основателя веры; традиционное течение, направление в какой-либо вере.

Повторяю для грамотеев-неоязычников, правоверие – никогда не было названием веры.
Правоверие – это направление,течение в любой вере, которое означает приверженность учению основателя веры. Для православных основатель – это Иисус ХРИСТОС, в Исламе – Магомет, в марксизме — Маркс и т.д. Все, кто веровал иначе внутри веры (иногда также иноверцы) – считались не правоверными.

На Руси в начале Христианства практически не было ересей, а потому всех православных часто называли правоверными, то есть верными учению ХРИСТА.
К слову «правоверный», чтобы было ясно о правоверном какой вере идёт речь нужно всегда добавлять название веры: правоверный христианин, иудей, мусульманин, буддист, марксист, католик, лютеранин и т.д. Не добавляют только тогда, когда понятно о какой вере идёт речь.
Ещё раз повторяю, для особо упёртых неоязычников, правоверие не является названием веры. )))

3. Первоначально «Православная» было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.

Самое раннее письменное употребление слова «Православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
«Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;». И это за 600 лет до раскола!

О Церкви – «великая православная съборная церкви» письменное свидетельство впервые встречается в Сказании о нашествии Едигея (1400-1500):
«В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть».

Заметьте, что «Великая православная соборная Церковь есть похвала и слава по всей вселенной живущим христианам»- это для тех неоязычников, которые по своей дремучести утверждают, что «православные — не христиане». Нелепее трудно что-либо придумать.)

К тому же начало письменного использования названия «Православная Церковь» на Руси. зафиксировано задолго до реформ Патриарха Никона, по меньшей мере, за 200 лет до раскола, а никак не после, как любят сочинять сектанты-неоязычники и атеисты.
А использовалось определение «Православная» гораздо раньше, так как в Византийской Империи это название Церкви существует с 4 века, естественно, также называлась на Руси, и за Восточной Церковью окончательно закрепилось в 11 веке (с 1054г.), после отпадения Римской Церкви, которая стала называться «католической».

4. В первые века своего существования на Руси, Церковь именовалась по разному: Православная кафолическая греко-российская церковь (кафолическая – соборная, греко – греческого или восточно — восточного обряда, ортодоксальная- православная ), Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, великая православная соборная церковь (15 век), а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона и т.п.
Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется «Православная Российская Церковь».
Название «Русская православная церковь» применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года.

В настоящее время официальное название: Русская православная церковь (РПЦ), другое
официальное наименование— Московский патриархат (МП)).
Это самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. В ней крещены в Православие — более 125 млн. человек, это 86% населения России.

Названия менялись, но сущность Православной Церкви оставалась неизменной — она была и есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь (Символ Веры, 381г.), про которую сказал ХРИСТОС:
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

Число верующих в мире постоянно растет, число атеистов – падает

В XXI в. в мире продолжает расти число верующих людей и уменьшаться количество атеистов, сообщает портал аргентинских католиков «aica On line» со ссылкой на данные ежегодного исследования «Состояния глобальной миссии», сообщает Седмица.ру.

Эксперты утверждают, что за последние 11 лет в мире стало на 2.7 млн. меньше «неверующих» (не принадлежащих ни к одной религиозной организации) и на 1.37 млн. меньше абсолютных атеистов.

Согласно исследованию, ислам ежедневно принимают 79 тыс. человек, индуизм – 37 тыс. человек. Исповедующих буддизм становится больше на 13.8 тыс. человек в день, конфуцианство и даосизм – на 9.3 тыс., этнические религии – на 9 тыс. человек.

Среди христианских конфессий самый стремительный рост отмечают харизматы-пятидесятники – 37 тыс. человек в день во всем мире. На 2-м месте – Католическая Церковь, которая прибавляет 34 тыс. в день. За ней следуют традиционные протестантские церкви, число прихожан в которых увеличивается на 20 тыс. в день. Православие в мире принимают 5 тыс. человек в день. Англикан ежедневно становится больше на 3 тыс. человек.

ПРАВОСЛАВИЕ В ЦИФРАХ

Сколько православных церквей в мире

Сколько православных в России и в мире.

Наиболее частый вопрос, касающийся статистических данных относительно православия, звучит так: «Сколько православных в России?» При этом наши читатели говорят, что было бы интересно узнать и о численности православных людей в мире, и о том, какова доля православных, а также других иноверующих у нас и в других странах. И может быть, это один из самых трудных вопросов. Прежде всего потому, что официальных данных о количестве православных в России, как, впрочем, и о численности представителей иных конфессий, не существует.

Почему так случилось?

Что касается нашей страны, то официальные статистические данные публикуются по результатам всероссийской переписи. Последняя перепись у нас состоялась в 2002 году. И к сожалению, информации о конфессиональной принадлежности граждан России в ней не содержится, так как этот вопрос не был включен в перечень вопросов переписи.

Важно отметить, что Русская православная церковь настаивала на необходимости достоверной оценки количества верующих людей разных вероисповеданий, а также неверующих и просила включить вопрос о принадлежности к той или иной конфессии в перечень обязательных вопросов переписи. Это дало бы возможность учесть и отразить в планах развития нашей страны духовно-нравственные потребности граждан России. Но это не было сделано. И результатом сразу же стали многочисленные спекуляции на данную тему.

Если мы просмотрим информацию по этому вопросу в СМИ, в Интернете, в социологических изданиях, то найдем множество самых различных оценок численности православных в России. Причем разброс данных очень значительный, что обусловлено как политической и религиозной заинтересованностью исследователей, так и сложностью оценки понятия «православный человек».

У католиков есть четкий критерий: к их конфессии относятся те люди, которые платят государственный налог как католики. У мусульман оценка числа приверженцев ведется по этническому признаку: если ты родился в мусульманской стране, то ты уже относишься к последователям этой религии. Что же касается православных, то здесь очень много разных критериев. Отсюда и множество расхождений.

Механизм таких оценок очень прост. Авторы формируют свой критерий того, кто есть православный. Например, это человек, крестившийся в православии, или тот, кто считает себя православным, или же верующий, который регулярно причащается, или человек, часто посещающий храм, или человек, отождествляющий себя с православной культурой.

И эти критерии, соответственно, дают разные результаты при оценке численности православных. Например, если мы берем за основу количество крещеных в православии, то получаем цифру по России порядка 100 миллионов человек. Если же взять регулярно причащающихся, то выходит около 20 миллионов. А если учитывать людей, отождествляющих себя с православной культурой, то таких около 70% населения страны.

А что говорят социологи?

Посмотрим результаты исследований, осуществленных ведущими социологическими центрами России. Их достоверность имеет, как правило, погрешность, не превышающую 5%. Поэтому общий разброс между результатами разных социологических центров не должен превышать 10%. Что мы и видим по оценке доли православных от всего нашего населения:

ВЦИОМ — 75% (опрос проведен 25 — 26 августа и 1 — 2 сентября 2007 года, выборка — 1600 человек);

«Левада-Центр» — 71% (опрос проведен 18 — 22 января 2008 года и 22 — 25 февраля 2008 года, выборка — 1600 человек). (Данные «Левада-Центра» по предыдущим годам: в конце 1980-х к православным причисляла себя треть населения России, к 1995 — 1998 годам их доля выросла до 40 — 50%, а после 1999-го превысила этот показатель. В 2003-м таких было 59%, в 2004-м — 60%, а в 2007-м — 69%.)

Эти цифры отражают самооценку тех, кто относит себя к православию. Конечно, результаты меняются в зависимости от регионов страны. (К примеру, по Воронежской области, по данным института общественного мнения «Квалитас», в 2007 году этот показатель составил 80%. А в Татарстане или Башкирии он будет гораздо ниже.) Но в любом случае цифра 70 миллионов человек является сегодня нижним порогом численности православных в нашей стране.

Кроме того, существуют экспертные оценки, основывающиеся, в частности, на этнической принадлежности. Вот как на рубеже веков оценивала численность православных авторитетная парижская информационная служба «Service Orthodoxe de Presse»:

Россия. до 80 млн.

Румыния. 19,8 млн.

Белоруссия. 6 млн.

Македония. 1 млн.

Помимо того, православные есть и в других странах:

Сколько православных церквей в мире

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Сколько православных церквей в миреФото Вячеслав Сазонов

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Сколько православных церквей в мире

Сколько православных церквей в мире

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

Сколько православных церквей в мире

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.

Сколько православных церквей в мире

Что такое Церковь и чем она отличается от храма? Кем и когда Церковь основана и почему говорят «Поместная Церковь»?

Сколько православных церквей в миреФото Вячеслав Сазонов

Когда произносят слово «Церковь», чаще всего имеют в виду здание для собрания верующих на богослужение. «Ты в церкву ходила?» — спрашивает бабушка у подруги по уличной лавочке. В книгах можно прочесть фразы типа «Церковь XIX века».

Но точнее было бы назвать такое здание «храмом». «Храм — это дом Божий», — читаем в церковной литературе. При этом крупные храмы особой архитектуры, часто являющиеся главными в той или иной местности, называются «соборами». А поскольку из верующих, посещающих тот или иной храм, создается сплоченная община, этот храм могут называть «приходом».

Что же тогда Православие называет «Церковью»? Это общество верующих во Христа людей. Иными словами, храм — это здание, в Церковь — это православные люди. Основана самим Иисусом Христом, потому и называется «христианской», а днем её рождения принято считать День схождения Святого Духа на апостолов — 50-й день после светоносного воскресения Христа.

В каждом городе своё православное общество верующих, а в каждом храме свой коллектив. Получается «Церквей» столько же, сколько и городов или столько же, сколько храмов. Оказывается, что не совсем так! В мире всего 15 Поместных (Автокефальных) Православный Церквей, и Русская Православная Церковь, в которую входит Белорусский Экзархат, — только одна из них!

Каждая из этих Православных Церквей — крупное общество верующих на определенной территории планеты. Названия их таковы:

  1. Константинопольская (Турция и часть Греции; на Вселенском соборе 381 года признана первенствующей, а её Патриарх — первым Патриархом всех остальных, т.е. первым среди равных).
  2. Александрийская (включает всю территорию Африки).
  3. Антиохийская (Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова).
  4. Иерусалимская (Израиль, Иордания и Палестина).
  5. Русская (страны СНГ).
  6. Грузинская (Грузия).
  7. Сербская (страны, входившие в Социалистическую Федеративную Республику Югославию).
  8. Румынская (Румыния).
  9. Болгарская (Болгария).
  10. Кипрская (о. Кипр, самая маленькая Поместная Церковь).
  11. Элладская (Греческая) (Греция).
  12. Албанская (Албания).
  13. Польская (6 епархий на территории Польши).
  14. Чешских земель и Словакии (Чешская и Словацкая Республики).
  15. Православная Церковь в Америке (США и некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке).

На картах можно посмотреть, где находятся центры всех Поместных Православных Церквей. В этих же центрах располагаются резиденции глав Церквей — Патриархов (иногда — Архиепископов или Митрополитов).

Сколько православных церквей в мире

Сколько православных церквей в мире

Внимательный читатель заметит, какую Поместную Церковь мы намеренно на карте не отметили.

У каждой Церкви свои история, традиции, особенности, которые отличают её от остальных. Так в Русской Церкви на Рождество и святки колядки поют, в Кипрской «Василопиту» пекут — новогодний пирог (Новый год совпадает с Днем памяти святого Василия Великого), а в Александрийской почти всё духовенство — темнокожее, как и святые на иконах этой Церкви.

Психологически эти несущественные различия понятны, — все нации разные, и на одно и тоже смотрят через разные «очки». Ведь темнокожей расе легче молиться перед иконой темнокожего Христа, хотя умом все понимают, что Он принадлежал к совсем другой этнической семье.

Сколько православных церквей в мире

При некоторых разностях все Поместные Церкви едины в вероучении и в вере в одного Бога-Троицу. Хоть и на разных языках, но читают во всех Церквах одну и ту же Библию, исполняют единые для всех Церковные каноны, имеют множество общих святых (к примеру, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец) и читают их труды.

Несмотря на то, что Поместных Церквей 15, все они живятся одинаковыми Библией, вероучением и церковными канонами и вместе составляют Вселенскую Православную Церковь. Церковь христианская одна, но состоит из 15 региональных частей.

Главным же для верующих всех Православных Церквей является заповедь искренней любви к Богу и к людям (евангелие от Матфея, 18) и активная жизнь по этой вере.

Многое изменилось с момента основания первой православной церкви – Константинопольского патриархата. С тех пор прошло почти 2 тысячи лет, поднимались церкви, создавались приходы, и сейчас в мире существует пятнадцать официально признанных автокефалий. И отнюдь не самая древняя из них является самой многочисленной. 10 патриархатов православия – в нашем обзоре.

1 Московский патриархат (РПЦ)

Сколько православных церквей в мире
Русская православная церковь является самым многочисленным по числу прихожан патриархатом мира. Более 80 миллионов верующих исповедуют православие на территории России, Украины, Беларуси, Молдавии, Японии, Китае и Монголии, других стран, и все они являются прихожанами РПЦ. В самостоятельном виде, как автокефалия, Московский патриархат существует с 1448 года.

2 Румынская православная церковь

Сколько православных церквей в мире
Этот патриархат получил самостоятельность довольно поздно – в 1885 году. Прихожанами Румынской церкви являются жители Румынии, Молдавии и Украины, в общей сложности их насчитывается 16 миллионов. Румынская церковь является одной из немногих, священнослужители которой получают жалование, как государственные служащие.

3 Сербская православная церковь

Сколько православных церквей в мире
Сербская православная церковь, основанная в 1219 году, окормляет порядка 10 миллионов верующих Македонии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Черногории и, конечно, Сербии. Это одна из немногих православных церквей, которая празднует Пасху и другие переходящие праздники по григорианскому календарю.

4 Болгарская православная церковь

Сколько православных церквей в мире
Болгарский патриархат является одним из новейших патриархатов православия, автономии он добился только в 1953 году. Число прихожан составляет около 8 миллионов человек.

Сколько православных церквей в мире
Элладская православная церковь окормляет граждан Греции и близлежащих стан – порядка 8 миллионов человек. Эта церковь – единственная в православии, управляемая Синодом, а не Предстоятелем. Интересно, что Кипрская православная церковь существует абсолютно автономно от Элладской.

6 Александрийская православная церковь

Сколько православных церквей в мире
Православные самого жаркого континента нашей планеты – Африки являются прихожанами Александрийской православной церкви. На всем континенте их 7 миллионов человек. Это одна из старейших и самых значимых церквей христианского мира.

7 Грузинская православная церковь

Сколько православных церквей в мире
Грузинская православная церковь, хотя и является одним из самых древних оплотов православия, долгое время входила в Московский патриархат. Самостоятельность церкви была признана только в 1943 году. Прихожанами Грузинской православной церкви (их более 4 миллионов человек) являются граждане Грузии и Турции. К слову, это единственная церковь, которая запрещает своим прихожанам сочетаться браком с инословными христианами.

8 Вселенская патриархия

Сколько православных церквей в мире
Вселенская (Константинопольская) патриархия — одна из первых православных церквей древнего мира. Название патриархии символично – ее прихожане разбросаны по всему миру, а их общая численность превышает 2 миллиона.

9 Патриархат Антиохии и всего Востока

Сколько православных церквей в мире
Приходы Антиохийской православной церкви разбросаны по всему Востоку: они находятся в Сирии, Ливане, Иране, Турции и Ираке, а также в других странах. Численность ее прихожан составляет около 2 миллионов человек. Богослужение здесь, помимо греческого языка, происходит на арабском и английском.

10 Православная церковь в Америке

Сколько православных церквей в мире
Североамериканский континент стал вотчиной патриархата, последним получившего статус автокефалии. Произошло это в 1970 году. Несмотря на молодость, это самый быстрорастущий патриархат: за последние 10 лет численность прихожан здесь выросла на 21%.

Нужно сказать, что существует несколько достаточно больших, но не признаных патриархатов. Среди них Киевский патриархат, Македонский патриархат, Черногорский патриархат. Не смотря на то, что церковь прямо не связана с государством в этих странах, все они образовались после разделения государств на части: СССР, Югославия, Союзная Республика Югославия.

Не встреча ешь потому что если верующий должен понять. Это дело не мирское а Божье. Из за такого богохульства и Украина богом наказана. Пока они это не поймут там ничего хорошего не будет.

Что все десять патриархатов подписали Томас украинский ? Что то сомневаюсь

Что именно мне ему рассказать? Он все это и сам прекрасно знает.
Кирилл, все-таки, патриарх.
А ваш патриарх — сидит в Стамбуле.
Это же надо, прийти на поклон к этой мизерной патриархии, мда, сдобулы…

Хорошо быть наркоманом? Ваша Стамбульская Церковь Украины будет подчиняться одной из самых малочисленных патриархий — Стамбульской, по недоразумению называемой Вселенской и прав будет иметь гораздо меньше, чем было в Московском патриархате Ну, с «победой», чо.
Выдача секте под названием «Киевский патриархат» так называемого «ТОМОСА» (составленного с ошибками, хаха) вообще не имеет никакой канонической силы. Вселенский патриарх грубо и нагло влез в дела чужой патриархии, равной по статусу его собственной, если что, начал снимать анафемы и выдавать «автокефалии» (в строгом подчинении себе любимому, конечно же).
Варфоломей уже вызвал раскол в православной среде. Как бы его самого за такое не предали анафеме — этого стамбульского патриаршика.

Ссылка на основную публикацию