Сергий радонежский игумен земли русской

Сергий радонежский игумен земли русской

Преподобный участвует в строительстве келий основанной им обители. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ )

18 июля — день памяти святого Сергия Радонежского

Для Сергиева Посада имя Сергия Радонежского значит больше, чем для любого другого города: основав Троицкую обитель, «игумен земли Русской» в будущем дал начало и нашему городу. Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был столь почитаем? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков? Какое влияние он оказал на культуру и развитие Северо-востока Руси?

Основал Троице-Сергиев монастырь

Преподобный Сергий [2]
Х[2] Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина.
Читать далее. вместе с братом Стефаном основал маленькую лесную обитель на горе Маковец, в отдалении от людных мест. Вдвоем они срубили себе бревенчатую келью и деревянную церковь, что потребовало немалого труда. Братья питались тем, что можно было добыть в лесу, голод мучил их постоянно. Не выдержав суровой жизни, Стефан перешёл в московский Богоявленский монастырь.

Позднее, когда обитель разрослась, преподобный Сергий основал еще несколько монастырей. О числе их спорят. Но, несомненно, плодом его духовных трудов стали Киржачская Благовещенская обитель, Высоцкая обитель в Серпухове и Успенская на Дубенке (на реке Дубне, сегодня это место — неподалёку от села Закубежье в нашем округе; монастырь был упразднён в XVIII веке. — Ред.). С именем Сергия также связывают создание знаменитого Старо-Голутвина монастыря под Коломной.

Преобразовал монашество

До преподобного Сергия севернорусское монашество знало, главным образом, особножительные монастыри. Там всякий инок имел свою келью, одевался и питался так, как позволял ему личный достаток. Общинное начало в подобных монастырях получило ослабленный, «смазанный» вид. Нередко такая обитель становилась пристанищем для благочестивых аристократов, доживавших тут век или же коротавших ссылку, порой купаясь в роскоши и ведя привычную жизнь, весьма далекую от монашеского идеала.

Со времен Сергия в иноческой среде начались разительные изменения. Повсюду стали появляться общежительные, или, иначе, киновиальные, монастыри. Там имущество, вплоть до книг и мелких бытовых вещей, становилось общим, а трапеза — совместной. Общинное начало обрело мощный толчок для развития. Кроме того, киновиальный монастырь мог вести сложное, прогрессивное хозяйство: ему охотно жертвовали землю и другие угодья, а доход с них шёл на храмовое строительство, благотворительность и нужды духовного просвещения. Общежительный монастырь сплошь и рядом оказывался центром книгописания и церковной живописи. Между тем никто из монахов не мог присваивать себе все материальные блага, происходившие от такого уклада.

Особо отметим: деятельность преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского, открыла врата для целой эпохи масштабной иноческой колонизации русских окраин. Ученики Сергия и ученики его учеников отправлялись в лесные дебри, на арктические берега, в места глухие и безлюдные, ставили там новые и новые обители, и уже к этим обителям прирастали посады, крепости и целые городки. Движение иноков, ищущих место для уединенной молитвы, для самоотверженного посвящения себя Богу было очень значительным. Оно представляет собой страницу не столько даже русской, сколько мировой истории христианства.

Укрепил русскую государственность

Преподобный Сергий сыграл значительную роль в становлении русской государственности и «собирании земель» Москвой. Так, известны его «миротворческие походы», когда преподобный Сергий отправлялся в дальние места, чтобы смирить гордыню сварящих меж собой князей и склонить их к миролюбию. Самый известный из них был совершён пешком из Троице-Сергиева монастыря [1]
Х[1] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. в Нижний Новгород (по прямой это более 350 км. — Ред.).

В 1374 году Сергий крестил Юрия, сына великого князя московского Дмитрия Ивановича. Это произошло в Переславле-Залесском, во время большого съезда русских князей, договорившихся о военно-политической коалиции под эгидой Москвы, т. е. сделавших очень большой шаг в сторону объединения Руси. Преподобный своим участием в съезде освятил это великое дело.

Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами. В источниках по-разному рассказывается об этом. По одним, государь московский лично посетил со свитой преподобного Сергия. По другим, Сергий прислал русской рати грамоту с благословением. Но, так или иначе, он сыграл роль духовного наставника, стоящего у самых истоков освобождения Руси от ордынского ига.

Сергий радонежский игумен земли русской

Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ )

Всему русскому народу преподобный Сергий любезен чистотой души и прямотой поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Вел аскетическую жизнь, питался мало, молился много, сну отдавал ничтожное время, не чуждался простого тяжелого труда, бывало, плотничал, хотя происходил из боярского семейства, носил сермяжную небеленую одежду с заплатками. Но в аскезе никогда не доходил до вычурного самоистязания.

Бескорыстный человек, и в то же время добрый и разумный, Сергий вызывает какое-то безотчетное доверие. Он как будто всей Руси родной, всей Руси свой. Святость его высока, но помимо неё, есть ещё какоето народное чувство… дружества, братства. Словно у работников [3]
Х[3] Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.
Читать далее. к честному и справедливому старшому в громадной артели — размером на всю страну. Сергий среди нас первый, его Бог ведет, но к каждому, кто к нему тянется, Сергий относится как к брату.

Дмитрий Володихин
По материалам журнала «Фома»

Родителями Сергия Радонежского[/b]были бояре Кирилл и Мария, которые жили на территории княжества Ростовского. Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей – Стефан, Варфоломей, Петр. Вскоре Ростов был разорен, и семья переехала в город Радонеж, который находился под властью московского князя.

Варфоломею плохо давались науки, он сильно переживал. Но мальчик старался, и усердно молился. Однажды Варфоломею явился инок. Инок благословил мальчика, и с тех пор Варфоломей без труда усваивал все науки. Когда родители Варфоломея состарились, то они ушли в монастырь . Вскоре Кирилл и Мария умерли. Тогда Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру, и вместе со Стефаном решили принять монашеский постриг. Варфоломей и Стефан долго готовились к постригу. Братья срубили в Радонежском лесу келью, где они горячо молились. Через некоторое время, живя в труде, братья возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Сергий радонежский игумен земли русскойВарфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о Варфоломее разнеслась во все уголки земли русской . Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный Варфоломеем и Стефаном. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи. В иночестве Варфоломей стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию. Говорят, что с медведем научился ладить монах. Люди рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах и Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Разносившая слава о Сергии Радонежском[/b], приводила в лес много самых разных людей. Кто приезжал сюда ненадолго, искать уединения и покоя, кто-то как Сергий Радонежский[/b] хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. Пройдет немного времени и вокруг Троицкого собора, появится много домиков, в которых жили монахи. Сергий Радонежский[/b] не чем не отличался от своих братьев. Также носил воду, колол дрова, возделывал землю, молился. Несколько раз выдавались трудные годы, не хватало еды. Тогда в Радонежский лес, большие московские монастыри присылали, кто что мог: пшено, рожь…

Обитель, построенная Сергием Радонежским[/b], росла. Вскоре Сергию Радонежскому[/b] предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным. В итоге, обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского[/b], через какое-то время стать игуменом его же обители.

Шли годы. Русь начинала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы, примером для всех стал Сергий Радонежский[/b]. Преподобный Сергий сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества, благодаря нему в народе царили патриотические настроения. Именно Сергий Радонежский[/b] благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой [/b] князя Дмитрия Донского . Помимо благословления, Сергий Радонежский отправил в ряды русского войска, двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, благословление Сергия Радонежского и Божья помощь, сыграли в этой великой ратной победе не последнюю роль.

Сергий Радонежский, послеКуликовской битвы, прожил еще 20 лет. Вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, свести братоубийственные усобицы практически на «нет». Сергием Радонежским был разработан устав длямонахов. Устав был принят с благословления митрополита Алексия. По данному уставу, в будущем жили практически все монастыри России. Перед смертью Сергий Радонежский благословил на игуменства обителью своего ученика Никона. На месте обители построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра – одно из самых благодатных мест на русской земле. Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших русских подвижников. Сергий Радонежский канонизирован русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем.

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

18 июля (5 июля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 4-я по Пятидесятнице (то есть четвёртый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Значимый праздник Русской Православной Церкви – день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Также сегодня совершается память ещё восьми святых и празднование в честь одной святыни.

Обретение честных мощей преподобного Сергия. Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют Игуменом Земли Русской, были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском, ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Аскет и молитвенник. Учитель сонма русских святых и наставник князей. Родоначальник монашества в Московской Руси и её духовный отец. Всё это – преподобный Сергий Радонежский, Игумен Земли Русской. Подвижник, чей вклад сегодня признаётся не только церковной, но и светской властью. Подробнее об этом великом подвижнике вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближённых, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года. Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.

Сергий радонежский игумен земли русской

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru

Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после гибели своего супруга, великого князя Сергея Александровича, убитого в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Преподобный Афанасий Афонский. Святой X века, уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путём изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Ещё при земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000–1001 годов от Рождества Христова.

Сергий радонежский игумен земли русской

Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru

Мученица Агния (Анна) Римская, дева. Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но, сражённый Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.

Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская. Эта святая страдалица, как и Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.

Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер. Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками. Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года.

Преподобный Агапит (Таубе), исповедник. Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушёл на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.

После Гражданской войны ушёл в Оптину пустынь, принял постриг и стал заведующим её библиотекой, а после закрытия обители – сотрудником музея Оптиной пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провёл немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в ссылке. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.

Икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» («Домостроительница»). Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века, который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.

Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Около семисот лет назад в 70 верстах от Москвы в городе Радонеже нашли приют благочестивые родители Кирилл и Мария с юным отроком Варфоломеем. Юноша с любовью служил им до той поры, как они вступили в хотьковский Покровский монастырь, где и скончались. Вскоре юноша принял постриг с именем Сергий и через несколько лет в десяти верстах от Хотькова основал Свято-Троицкую обитель, ставшую для Руси Московской такой же святыней, каковою была в Киевской Руси, Печерская лавра.

В Свято-Троицкой обители у преподобного Сергия Радонежского государственные деятели искали совета, указания, брали благословение на добрые дела и выслушивали строгие слова правды, осуждающие беззаконие и вероломство. Здесь возносились непрестанные молитвы о благе России, ибо в сердцах отрешившихся от земных помыслов горела святая любовь к Отечеству.

Сергий радонежский игумен земли русской

Неповиновение Орде

В 1367 году в Москве начали строить белокаменный кремль. Раньше на Руси таких крепостей не было. Юный московский князь Дмитрий Иванович перестал выполнять предписания орды уже с начала 70-х годов, задерживал выплату дани. У монголов же были усобицы, и это сходило с рук.

Великий Московский князь Дмитрий был праправнуком Александра Невского и важнейшим делом считал внутреннее укрепление Московского княжества, а не расширение его, создание военно-политического союза русских княжеств под руководством Москвы.

Поднять Русь на решительную борьбу с Ордой мешало убеждение о Божием попущении на ордынскую власть и христианском смирении и подчинении ей. Так уж сложилось за время монгольского владычества. Чтобы преодолеть это убеждение-заблуждение, Русская Православная Церковь взяла на себя подвиг создания духовной основы единой Руси, свободной и независимой, способной сбросить с себя ненавистное иго.

Расстроенная Золотая Орда, бывшая до тех пор непобедимой, казалось, умягчила свой гнёт, уменьшив дань, уплачиваемую Россией. Но Россия уже не была прежней, собиралась и усиливалась, а московский князь не показывал татарскому хану прежней покорности. В нескольких столкновениях русские испытывали свои силы и оружие против татарских карательных отрядов, подчинив себе часть земель на Волге с Казанью, основанной, по преданию, сыном Батыя.

В 1374 году нижегородцы при поддержке Москвы перебили отряд татарского посла, прибывшего за данью. В этом же году Москва отказалась платить дань Мамаю, что, по сути, означало объявление войны Орде.

Сергий радонежский игумен земли русской

Путь к войне

Мамай клялся погубить великого князя, со всех сторон начались новые татарские набеги, грозясь испепелить церкви христианские. Но русские люди уже не верили в непобедимость Орды. Дмитрий готовился – со всех сторон ратники тысячами устремились к Москве, пламенное воодушевление охватило весь народ, всякий решил принять участие в священном деле. Между тем как мужи снаряжали оружие, готовясь или победить врага или умереть за веру и Русь, старцы, жёны, духовенство молились в храмах, раздавалась щедрая милостыня, духовенство благословляло воинов. Сергий радонежский игумен земли русской

Великий князь отправился в Свято-Троицкую обитель просить совета и благословления у преподобного Сергия; с ним были князья и воеводы. Святой пустынник благословил воинов на битву. Он предсказал победу, но и смерть многих, окропил святою водой готовившихся к сражению и отпустил с ними двух иноков: Андрея Осляблю и Александра Пересвета, бывших воинов, горевших желанием сразиться за Отечество.

Мамай двинул своё войско в поход на Русь в июне 1380 года. Он уже дошёл до устья реки Воронеж и распустил всю свою силу, стал готовиться к бою. Эту весть Дмитрию принесли из летописного города Воронежа. Накануне битвы, на берегу Дона шло совещание между князьями и военачальниками, идти дальше или ждать Мамая здесь. До них уже дошли слухи о несметной силе татар.

Вдруг гонец принёс письмо великому князю просфору от преподобного Сергия. Подвижник писал: «Или смело, поможет ти Бог и святая Богородица». 8 сентября 1380 года Куликовская битва нанесла тяжкий удар татарам. Инок Пересвет начал бой с татарином-великаном, и оба пали мёртвыми. Ослябля тоже положил жизнь за Отечество. Во всё время битвы игумен Сергий, стоя на молитве с братьями, говорил о ходе битвы, называл по именам павших и молился – да упокоит Господь их души.

Сергий радонежский игумен земли русской

Победы православных

Эта славная победа подняла дух народа, Россия радовалась и торжествовала. Сохранилось чудное предание о том, что в ночь перед Куликовской битвой было одному владимирскому церковнослужителю чудесное явление Александра Невского в церкви обители Рождества Богородицы, где покоился под именем схимника Алексия славный князь Александр: «княже Александре восстане из гроба на помощь праправнуку Дмитрию, одолеваемому татарами…»

По возвращении в Москву с победоносными войсками Дмитрий явился к преподобному Сергию, вместе с ним благодарил Бога и молился об упокоении души павших в битве.

Сергий радонежский игумен земли русской
В 1943 году перед битвой на Курской дуге многие видели, как ходит по небу монах, седой, с крестом на груди. Ходит и кадит ладаном. То было явление преподобного Сергия Радонежского. Игумен Земли Русской благословил русское воинство. Перед сражением был такой момент, когда немецкие «тигры» и «фердинанды» были уже готовы к бою, а наши ещё только выгружались с железнодорожных платформ.

Сергий радонежский игумен земли русской
Немцам оставалось подъехать и расстрелять всю нашу технику в упор, однако почти целый час ни одна немецкая машина без всякой явной причины не смогла завестись. Этого хватило, чтобы разгрузить наши танки и построить в боевой порядок. И таких случаев во время войны было много: видимо, помогал Бог и Святая Богородица.

Сергий радонежский игумен земли русской

На нем исполнились пророческие слова Псалтири: «от чрева матере моея Бог мой еси Ты» (Пс. 21:10). Известно предание о том, как, еще пребывая в материнской утробе, будущий святой трижды воскликнул во время Божественной Литургии: перед чтением Святого Евангелия, когда пели Херувимскую песнь и при возгласе священника «Святая святым!». На лицах многих неверующих и обновленцев этот рассказ вызывает скептическую улыбку — но не таким ли подвигом прославил Бога до своего рождения величайший из пророков и Предтеча Господень Иоанн? «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1:44), — эти строки помнит любой, внимательно изучавший Новый Завет.

То, что младенец Варфоломей (как звали преподобного до монашеского пострига) как бы повторил первое исповедание Предтечи, бесспорно говорит о некой преемственности между ними. Подражание Иоанну Крестителю, которого считают своим покровителем иночествующие, изображаемому на одной из икон в виде ангела, наконец, именуемому в Писании небожителем, посланным перед Мессией (Мал. 3:1), засвидетельствовало: на свет появится еще один ангел во плоти, готовый идти тернистым путем иных.

Была и другая преемственность: от святого апостола Варфоломея («сына радости»), он же Нафанаил из Каны Галилейской, в честь которого был наречен младенец. О святом покровителе будущего игумена Сам Христос однажды изрек: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Пытаясь познать Мессию и сердцем, и умом, апостол Нафанаил то искренне вопрошает, может ли быть что-либо доброе из Назарета, то, оставив все сомнения, твердо исповедует: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев!» (Ин. 1:49). Такая же участь ожидала и отрока Варфоломея: преодолев непростые жизненные испытания, сомнения и потери, он оставил себе только исповедание Христово, достигнув этим и Царствия Небесного, и дарованной Самим Богом славы.

То, что может быть благом для одного, для другого становится тяжким испытанием. Таковым для Варфоломея было его знатное происхождение, которым Господь не раз испытывал его и в детстве, и в отрочестве, и даже в зрелости. Когда ему, боярскому сыну, исполнилось семь лет, и он вместе с братьями Стефаном и Петром был отдан в обучение грамоте, оказалось, что умный, необычный мальчик не имеет к ней никакой способности. За этот позор для знатного человека родители бранили Варфоломея, товарищи насмехались, учитель, выбившись из сил, тоже был очень недоволен и наказывал «нерадивого» ученика…

Наверное, мальчик не раз задавал себе вопросы: ну почему, ну за что?! И Господь достаточно долгое время не отвечал на них. Ведь, как в случае со слепцом на дороге (Ин. 1-7), в несособности к учебе не был виноват ни сам Варфоломей, ни его родители — но, пострадав, он через это приобрел нечто большее — Божие чудо.

Встреча с ангелом в виде старца-монаха открыла отроку Варфоломею новую истину — он получит от Господа дар понимать намного больше, чем знание человеческое. Вот как повествует об этом откровении краткая агиография святого подвижника:

— Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг.

Он не роптал в скорби, не сомневался, а просто понадеялся на Того, Кто никогда в беде не оставит. И теперь тысячи христианских мам вместе с детьми зажигают свечи перед иконами преподобного Сергия и его молитвами получают помощь в учении на благо…

До пострига оставалось еще много времени, и лишь 7 октября 1337 года, после смерти родителей, преподобных Кирилла и Марии, Варфоломей принял монашество с именем Сергий в честь святого мученика Сергия (память 7 октября). Но он от юности знал, куда ведет его путь, поэтому, в отличие от братьев Стефана и Петра, не связал себя брачными узами и сохранил девство для Господа.

Вся дальнейшая жизнь до пострижения в иноки стала для него ожиданием Иного Счастья — единения с Богом в одном из самых тяжких, но одновременно и легких подвигов. А когда это свершилось, как повествует житие, верный слуга Христа стал восходить «из силы в силу», постепенно преодолевая и бесовские нападки, и слабости собственной плоти. Ему не было равных в строгом посте и горячей молитве. Его чистота и святость еще при жизни поражали монахов, которые искали руководства преподобного. И он по смирению и христианской любви к людям не мог им отказать. Так и была постепенно основана Троице-Сергиева лавра — святая обитель, выстоявшая во времена самых тяжких гонений на Церковь и ее верных детей…

Богом данная слава святого игумена дошла и до константинопольского патриарха Филофея, который прислал ему крест, параман и схиму, наградил благословенной грамотой и посоветовал преподобному Сергию устроить общежительный монастырь. С Божией Помощью радонежский чудотворец исполнил пожелание Патриарха, но, вместе с Благодатию Божией, нашли на него и серьезные искушения. Монахи, ранее преклонявшиеся перед подвижничеством наставника, внезапно стали роптать на слишком строгие порядки, как только он потребовал того же усердия и от них.

Смиренный отец оставил монастырь, чтобы положить конец «бунту», — и кто знает, каких слез и боли это ему стоило? Ведь правду говорят — чем чище человек, чем проще его ранить… Но справедливость Господа быстро расставила все точки над «і». Проходит немного времени — и братия уже умоляет святителя Алексия Московского, близкого друга преподобного, уговорить батюшку вернуться… Конечно же, отец Сергий простил согрешивших детей и возвратился их окормлять. Ведь святые не умеют обижаться.

Его чудеса, сотворенные и для отдельного человека, и для всего Отечества, можно описывать несколькими томами. Подражая святому апостолу Петру и Самому Христу, он воскрешает отрока — сына безутешной вдовы, исцеляет множество болящих, благословляет благоверного князя Димитрия Донского на противостояние Орде — и помогает ему одержать победу. Ему сослужили ангелы и являлась Богоматерь… Но не чудеса и видения были главным в его вере. Через многие столетия мы слышим тихие слова Батюшки: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

Аудио

В прошлом году исполнилось «700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного». Еще при своей жизни Радонежский игумен стал Игуменом всей Русской земли, общенацио­нальным духовным лидером, великим старцем, к но­гам которого припадали и князья, и бояре, и свя­щеннослужители, и купцы, и простые крестьяне. И всех он обнимал своей любовью, всем готов был уделить от той «мудрости, которая нисходит свыше». О нем — «Игумене земли Русской» рассказывает и данная книга, занявшая свое место сегодня на нашей книжной полке. ***

Книга — «Преподобный Сергий Радонежский. Игумен земли Русской» вышла в свет в Издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к 700-летию со дня рождения Преподобного. Первая часть книги рассказывает о жизни святого Сергия, о его монашеском подвиге, о том великом деле, к которому призвал его Господь совершить на Руси, дабы исполнилась над этой землей, истерзанной вековым монголо-татарским игом, Его святая воля и стала эта земля могучим Государством Российским, твердыней веры православной. Читатели узнают о том времени, когда преподобный Сергий и его ученики в глухой Радонежской глуши смиренно творили молитву и жили по законам высшей правды — правды Божией и любви, преодолевающей «страх ненавистной розни мира сего».

Вторая часть книги познакомит читателей с самыми известными учениками святого Сергия. Как повествует автор, «после кончины преподобного старца братия Троицкой обители почувствовали себя осиротевшими, будто потерявшими отца и мать, и в этом нет ни доли преувеличения, потому что Преподобный был для них и добрым и любящим отцом, и заботливой, чадолюбивой матерью, и мудрым учителем и проводником в Царство Небесное. Однако скорбь Троицкой братии длилась недолго, скоро почувствовали они, что их великий Авва и по кончине не оставил своей обители. Видели его некоторые иноки стоящим на своем обычном месте в церкви, замечали видимые знаки его небесного благосло­вения, а один из иноков, пора­нившись при колке дров, был исцелен явившимся ему Преподобным».

А потом разошлись ученики по Руси-матушке, распространяя повсюду свет веры православной и создавая новые обители. Их влияние на духовную жизнь Московской Руси, берущее начало от преподобного Сергия, имело поистине грандиозное по своим культурным и историческим последствиям значение. Русь поднялась на новую ступень в своем миропонимании и развитии. Это стало решающей предпосылкой расцвета искусства и подъема национального самосознания, определившего политическое возвышение Московского государства. Художественная культура Московской Руси явилась во многих отно­шениях вершиной современной восточно-христианской культуры. В творческом делании, в духовном обновлении росло и созидалось могучее Российское государство, объединенное, скрепленное и одушевленное еди­ным духом святой православной веры.

Так, «от лампады, возжженной в малой лесной обители, разгорелась душа народная любовью к Богу, к ближнему, к родной земле, к заповеди Христовой о любви, высшей мерой которой является готовность «душу свою положить за други своя» (Ин. 15, 13). С этой любви начиналось на Руси духовное Возрождение, в отличие от Запада, который признал мерой вещей человека. Более 6 веков «прошло с тех пор, как угасла земная жизнь великого и тихого старца Сергия, светильника веры и благочестия. И чем дальше в стремительном беге времени удаляются от нас его век и его дела, тем таинственнее и величественнее становится его образ, его высокие и светлые черты, его судьбоносная для наших народов святость. »

Вторая половина книги повествует о великом наследии преподобного Сергия: его обители, ставшей Великой Лаврой, духовным сердцем Рос­сии, неколебимым оплотом православ­ной веры. Вокруг Лавры раскинулся многолюдный город — Сергиев Посад. Сергиев город. Он живет своей шумной и многообразной жиз­нью, а за могучими стенами обители совершенно иной мир: мир Божий, мир молитвы, мир радости и душевного покоя — мир преподобного Сергия. Святые мощи его покоятся в серебряной раке, установленной в древнем Троицком соборе, воздвигнутом вскоре после кончины великого святого в его па­мять. Люди приходят поклониться Пре­подобному, испросить его благослове­ния, поведать ему свои скорби и нуж­ды, попросить помощи, укрепить душу миром и покоем. Приходят с надеждой и верой, потому что знают: услышит Преподобный каждую молитву, каждый вздох скорбящей души и подаст по­мощь и утешение.

И вера эта – пишет автор, — не напрасная. Каждого пришельца, кто бы он ни был — государственный муж или видный обществен­ный деятель, знаменитый артист или писатель, скромный труженик или бездомный нищий, — всех незримо встретит святой первоначальник Великой Лав­ры и одарит радостью и благословени­ем. И по этой радости, вдруг озарившей душу, познает каждый пришедший несомненное присутствие Преподобного здесь и сейчас, на этой вот святой земле, до которой Господь сподобил его добраться. И память об этих благодатных минутах останется в сердце неотъемлемой частью его жизни и будет звать снова и снова сюда, в Дом Живоначальной Троицы, к гробу Ее смиренного служителя.

В заключительной части рассказывает автор и о Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Как отмечает Нина Павловна, «подворье Троицкого монастыря возникло в Москве еще при жизни самого прп. Сергия. Желая видеть святого старца рядом с собой, благоверный князь Димитрий Донской пожаловал ему землю под церковь и келлии близ своего двора. Уже к середине 15 века Троицкий двор получил статус монастыря, с которым связаны многие знаменательные события, запечатленные в истории России. Так, например, «в 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние». Сегодня при Троицком подворье работает воскресная и хоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская и мастерская по пошиву церковных облачений. Здесь же действует музыкальное и книжное Издательство, в числе изданных книг которого находится и данная книга.

*** Автор книги — Нина Павловна Малахова в течение многих лет сотрудничает с православными издательствами как редактор, составитель православных календарей, автор небольших рассказов, которые печатались в различных сборниках, и текстов альбомов, посвященных православным обителям. В этой книге, Нина Павловна (по ее словам) в меру своих скромных сил пыталась рассказать о святом Сергии так, чтобы слова В.О. Ключевского и Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла, предваряющие сборник, раскрылись в реалиях исторического времени и стали частью души, приобщившейся к тайне смиренного и тихого старца — великого святого, служителя Святой Троицы, Игумена земли Русской, ее печальника, молитвенника и заступника.

Центр
регистрации
доменов

Услуга по регистрации доменного имени VOBLAGO44.RU временно не предоставляется.

Если администратор домена не продлит регистрацию, домен освободится.

Домены

  • Регистрация
    доменов
  • Освобождающиеся
    домены
  • Аукцион доменов
  • Направленная
    продажа

© Региональный Сетевой Информационный Центр, 2001—2021

Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он благословил русские рати на победоносную Куликовскую битву. Им и его учениками было возрождено монашество. В юности преподобный сам чудом Божиим уразумел грамоту, а в зрелом возрасте содействовал просвещению народа. Поэтому ему молятся также все учащиеся и учителя.

Вера

Сергий радонежский игумен земли русской

С самого детства преподобный Сергий отличался удивительным благочестием. Он крепко уповал на Бога в каждой из своих нужд. Поэтому, Творец всего сущего и Податель всех благ, видя в сердце святого такую крепкую веру, всегда подавал преподобному всё необходимое. Когда в обители заканчивалась провизия, и братия начинала роптать, преподобный просто вставал на молитву. И вскоре в монастырь жертвовали муку или другие съестные припасы.

Своих учеников, монахов и мирян, преподобный Сергий Радонежский также увещевал всегда иметь в себе твёрдую веру в Бога и упование на Его заботу: «А ни о чем бесполезном, не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от Него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим».

Пост

Сергий радонежский игумен земли русскойПреподобный делит хлеб с медведем

Согласно житию, святой Сергий уже от рождения отличался аскетизмом. Так, он полностью отказывался от материнского молока в среду и пятницу, когда Церковью предписан пост. Также он не вкушал грудное молоко, если в этот день его мать употребляла в пищу мясо. После принятия иночества, святой остался верен себе. Он одевался крайне просто, пищу употреблял весьма умеренно. В основном это были хлеб, овощи и травы.

«Приемлю Вас, но да будет известно каждому, что если пришли работать Богу и хотите здесь со мной безмолвствовать, то уготовайте себе претерпеть беды и печали, нужды и недостаток, ибо многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное», — говорил святой всем вновь пришедшим в обитель инокам. Он, как никто другой, понимал вред для души разных телесных излишеств, ибо:

«где сокровище ваше там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).

Благоговение

Сергий радонежский игумен земли русскойПреподобный Сергий совершает Литургию

Особое внимание своих учеников «игумен Земли Русской» обращал на молитву. Святой считал, что молитва для нашей души столь же важна, как дыхание для тела. Сам преподобный вставал раньше других и ложился спать позже остальных монахов. А первыми и последними словами каждого его дня были слова благодарности Богу за Его бесконечные милости. При этом, преподобный всегда совершал правило, всем своим существом отдаваясь беседе с Богом.

Будучи иеромонахом, святой Сергий с особым тщанием совершал и все священнодействия Литургии. Так, что иноки не раз видели его объятым пламенем благодати или же в окружении сослужащих ангелов. «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву», — постоянно напоминал святой монахам Троицкой обители.

Терпение и труд

Сергий радонежский игумен земли русскойПреподобный Сергий на строительстве обители

Помещая веру в основание всех добродетелей, святой предписывал братии соединять молитву и телесное воздержание с физическими и умственными трудами. Скорби святой переносил мужественно, без ропота, и к тому же побуждал остальных монахов: Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать.

Будучи начальником обители, преподобный всегда брался за самую тяжёлую работу и выполнял её дольше и усерднее других. С молитвой на устах, он старался ободрить уставших братий и послужить своим трудом и им. «Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой», — часто повторял подвижник слова Спасителя, присовокупляя к этому краткое ободрение: «Любовью и единением спасемся!».

Смирение

Сергий радонежский игумен земли русскойЯвление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию

Говоря ученикам о трудностях монашеского пути, преподобный Сергий Радонежский отмечал, что многие иноки с успехом победили все свои страсти, но были побеждены гордыней. Поэтому святой постоянно призывал монахов «смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского оказалось столь значительным, что Церковь почтительно именует его «игуменом Земли Русской». Его покровительством и советами много веков пользуются не только иноки, но и миряне, желающие стяжать благодать Духа Святого. В день памяти преподобного, Вы можете молитвенно поблагодарить святого чудотворца за его помощь и попросить его о самом важном для Вас.

Молитвами преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, да откроется Ваш ум к познанию тайн Божиих, а сердце – да наполнится благодатью Всевышнего!

Владимир Чефонов # написал комментарий 18 июля 2020, 15:35 еврейские СКАЗКИ милок .
РАЗУМ материального Мира . РАЗУМ Социума . РАЗУМ Духовного Мира .

ЧТО такое разум как просто ПРОЦЕСС . .

Это просто три триединых совокупности организации и работы ПРОЦЕССА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ в ходе организации и работы ПРАКТИКИ всякой всячены — . это случайные компоненты процесса или один раз за весь процесс . это стихийные компоненты в ходе работы процесса . это постоянные или просто господствующие в бытии практики процесса .

А потому РАЗУМ или процесс ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ во вяской всячене имеет три триединых совокупности процессов :

— это целеполагание в материальных процессах или в физических, химических, биологических ;

— это целеполагание в социальных процессах или в СРЕДЕ БЫТИЯ где работают три триединых совокупности РЕАЛЬНОСТЕЙ — это реальная реальность, моделированная, отраженная ;

— это целеполагание в духовных процессах или просто в организации и работе самого целеполагания где работают три триединых уровня сложности самого РАЗУМА — это элементарные процессы или обыденный или монистический уровень сложности; эмпирический или на основе ОПЫТА или диалектический; это сложный уровень в основе которых работает технология Триединства от идеалистического начала ;

Таким образм процесс ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ или просто основа организации и работы РАЗУМА имеет три троединых уровня сложности — это РАЗУМ Материального Мира, это РАЗУМ социума, это РАЗУМ или просто целеполагание в организации и работы ПРАВИЛ БЫТИЯ или просто в ДУХОВНОСТИ и материального Мира, и Социума, и Духовности .

Это ТЕХНОЛОГИЯ Триединства от идеалистического начала или просто организация и работы трех триединых совокупности процессов КУЛЬТУРЫ ЖИЗНИ Этно-Русского Народа — это Правь, Явь, Навь .

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

ВЕДУН, ЖРЕЦ — СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ПОДВИЖНИЧЕСТВО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

И только посвященный понимал, что ведический глава Богов Род, по учению Сергия стал «Отцом небесным».

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского. Родился он около 1314 года и при крещении был назван Варфоломеем. Семи лет был отдан в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр. Поначалу ученье не давалось Варфоломею, и потому он подвергался наказанию от учителя и насмешкам от сверстников. Часто молился отрок о том, чтобы ему была дарована способность к учению.

Однажды отец послал его в поле привести лощадей. У стоящего в поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Дождавшись окончания молитвы, отрок подошел к старцу и попросил его помолиться о том, чтобы ему открылась грамота. Сотворив молитву, старец дал отроку кусочек церковного хлеба — просфоры. В тот же день Варфоломей поразил своих родителей и братьев тем, что начал успешно читать по Псалтири и вскоре знаниями превзошел своих братьев и сверстников. Описанный эпизод из детства преподобного Сергия запечатлен на картине «Явление отроку Варфоломею» художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена татаро-монгольского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы. Ныне этот монастырь известен всему миру как Троице-Сергиева Лавра. Эта обитель до сего дня является сердцем церковной жизни и величайшей сокровищницей православной культуры России.

«Чтобы понять Россию, — писал священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца», святого Сергия».

Нередко преподобного Сергия в литературе называют «Печальником Земли Русской». Что означает в данном случае слово «Печальник»?

«Печаловаться» — в переводе с церковнославянского языка значит ‘ходатайствовать за кого-либо, заботиться, защищать, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого’. Великим Печальником за всю Землю Русскую стал преподобный Сергий Радонежский.

Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к Преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Историк В.О. Ключевский называет преподобного Сергия «благодатным воспитателем русского народного духа». «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими».

Результатом укрепления нравственных сил народа явилась победа на Куликовом поле. Святой Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы.

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Неслучайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Единодушие и братолюбие сынов и дочерей Руси стали залогом освобождения от татаро-монгольского ига.

В Смутное время начала XVII в., по словам историка К.К. Случевского, «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»1. Организовывая освободительное движение, лаврский игумен Дионисий «писцов борзых и доброумных у себя имея, работая с ними по ночам, писал грамоты поучительные и во все города их посылал». Около 16 месяцев (1608 – 1610 гг.) две с половиной тысячи защитников Лавры сопротивлялись двадцатитысячному войску Лжедмитрия II и польского воеводы Яна Сапеги. К концу осады, по свидетельствам летописателей, оставалось только двести человек, способных носить оружие, но Лавра выстояла!

Келарь (помощник игумена) Троице-Сергиевой Лавры, известный писатель своего времени, Авраамий Палицын (ум. 1626), был одним из руководителей освободительного движения. Он лично ездил к князю Пожарскому, убеждая его двинуться на освобождение Москвы. Казна и продовольственные запасы Лавры была полностью предоставлены на нужды народного ополчения. Именно отсюда, от стен Лавры, как когда-то князь Дмитрий Донской, уходили ополченцы на Москву, каждый получая благословение игумена. Роль Лавры в деле освобождения Руси от поляков была оценена современниками и потомками: именно Авраамию Палицыну было доверено торжественно объявить народу на Красной площади об избрании нового царя — Михаила Романова. В одном ряду с Мининым и Пожарским в качестве примера самоотверженного служения Родине император Александр I в Манифесте, объявлявшем начало Отечественной войны 1812 года, назвал имя келаря Авраамия Палицына.

«Многосветлым светильником Российской Земли» именуется преподобный Сергий в церковных молитвах. Основанная им Лавра стала одним из важнейших просветительных центров России: «Бесчисленные поколения русских святых, бывших преподобного Сергия именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать, русскую идею в ее целом. ». (Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей. Т. 16.— М., 1990, с. 408.)

В Лавре многие годы трудился преподобный Максим Грек, «Максим чудный философ», как называли его древние авторы,— один из образованнейших людей эпохи, долгие годы перед этим живший в культурной столице Европы — Флоренции и лично общавшийся с известнейшими философами и художниками Возрождения. Его книги, как и множество других, в Лавре переписывали и рассылали «в монастыри многие, паче же в соборные храмы». По словам древнего автора, «у Живоначальной Троицы в Чудотворцеве Сергиеве обители книгами исполнено» — библиотека Лавры к XVIII веку насчитывала более тысячи рукописей. Это было одно из крупнейших рукописных собраний в России! В основу духовного чтения братии преподобным Сергием были избраны творения преподобного Иоанна Лествичника и Аввы Дорофея. (Азбука духовной жизни.— М., 2001.)

И по сей день стекаются в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры люди со всех концов России, чтобы помолиться, поклониться ее главной святыне — мощам преподобного Сергия, великого святого, воплотившего в себе лучшие черты русского человека.

Ссылка на основную публикацию