Русская Православная Церковь в Синодальный период

Особенности бытия Русской Православной Церкви в Синодальный период.

В XVIII в. начинается новый период в истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью — Святейшего Правительствующего Синода — именуется синодальным периодом.

После кончины патриарха Адриана в 1700 г. и до 1721 г. место патриарха было вакантным. Вместо него Петром I был поставлен Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, а в 1721 г. был издан «Духовный регламент» об отмене патриаршества и о создании вместо него Духовной коллегии, преобразованной сразу же в Синод. Учреждение Синода опиралось не на православное каноническое право, а копировало протестантские церковные синоды Германии. Церковь в этом манифесте рассматривалась нс как Божественное установление, а как один из государственных институтов.

Русская Православная Церковь в Синодальный период

Духовный регламент 1721 г. (Титульный лист)

Так Петром I была проведена церковная реформа, которая являлась частью преобразования всего государства, и начался Синодальный период, закончившийся лишь в 1917 г. Петр отверг роль Церкви, как совести государства и свел ее к непосредственным потребностям верующих, которые он определил сам. С этого времени государство передало Церкви некоторые свои функции. Это была каноническая революция, проведенная сверху. В сущности, был установлен надзор государства над Церковью. Синод состоял из двенадцати человек, трое из которых были епископами, остальные назначались из числа настоятелей монастырей или из женатого духовенства. Лицом государевым в Синоде являлся обер-прокурор — светский чиновник из военных или гражданских лиц. Эта должность была учреждена Петром I в 1722 г. Статус обер-прокурора изменялся с течением времени: сначала обер-прокуроры не имели никакого веса в Синоде, к середине XIX в. они стали фактически министрами, управляющими делами Церкви.

Церковь пережила потрясения не только в результате упразднения ее канонического высшего органа управления и замены его Святейшим Синодом. Отмена патриаршества была только частью более широкого замысла Петра, который ставил перед собой задачу не просто лишить Церковь главенствующих позиций в обществе, но и устранить ее из участия в общественной жизни. Средоточием социальной деятельности в русском обществе до тех пор были монастыри. Именно поэтому монастыри испытали самый существенный удар с введением синодальной системы. Согласно «Духовному регламенту» монашество прямо называлось «источником бесчисленных смут и беспорядков» и поэтому сковывалось множеством ограничений. При Петре I начался процесс секуляризации монастырских владений. Была проведена перепись монастырей и монашествующих, создавалось множество препятствий к пострижению в монахи, было воспрещено отшельничество, началось закрытие монастырей с превращением их в школы и госпитали, новые монастыри могли основываться только по особому разрешению.

Самые тяжелые испытания Церковь перенесла в годы правления Анны Иоанновны и Бирона, когда священники и духовенство заключались в тюрьмы. При Елизавете (1741-1762) была конфискована большая часть монастырского имущества. Екатерина II (1764- 1796) завершила дело Петра I. Вступив на престол, императрица издала в 1764 г. Указ о секуляризации церковных земель. В рамках реализации этого указа было закрыто больше половины русских монастырей, а на оставшиеся наложены строгие ограничения относительно числа монахов; духовенство, черное и белое, было переведено на грошовое государственное жалование. Закрытие монастырей стало настоящей катастрофой для отдаленных российских провинций, где монастыри были фактически единственными центрами культуры и благотворительности.

При императоре Павле I Церкви были оказаны милости: священники освобождены от телесных наказаний, для особо отличившихся введены награды светскими орденами. Однако религиозные взгляды Павла I были вовсе не православными. Император предлагал римскому папе во время Великой Французской Революции убежище в России и оказывал поддержку иезуитам и мальтийскому ордену.

При Александре I, либеральном и сентиментальном государе, когда обер-прокурором Синода был князь Голицын, впервые на государственном уровне стали внедряться идеи надконфессио- налыюго христианства. Было образовано Двойное министерство, в котором существовали департаменты для христианских и нехристианских вероисповеданий, а также создано Библейское общество с целью организации перевода текста Библии на современный русский язык. События войны с Наполеоном способствовали проникновению в Россию протестантского мистицизма (в виде разного рода западных мистических сект) и франкмасонства (в виде масонских лож) [1] . Император Александр I иод влиянием великих событий, в которых он сам принимал непосредственное участие, пережил мистическое обращение, которое привело его не к церковному учению, а к тому убеждению, что истинное, идеальное христианство не проявилось во всей полноте ни в одном из существующих христианских вероисповеданий. Отсюда у него появилось стремление найти религиозную истину в каком-то отвлеченном христианстве без Церкви и догматов, в котором могли бы объединиться представители различных конфессий, исповедующие одну универсальную евангельскую религию. Таких же взглядов держался князь А.Н.Голицын, обер-прокурор Святейшего Синода, ас 1817 г. — глава новосозданного министерства духовных дел и народного просвещения. С 1817 года под его эгидой издавался масонский журнал «Сионский вестник», широко распространялись сочинения западных мистиков.

При Николае I по отношению к Церкви со стороны государства установился казенно-охранительный режим. Идеи веротерпимости были изгнаны из университетов и школ. Библейское общество закрыли, переводить Священное Писание запретили, цензура была ужесточена. Реформы, проведенные обер-прокурорами С.Д. Нечаевым и Н.А.Протасовым в 30-50-е гг. XIX в., в целом завершили перестройку высшего церковного управления на ведомственный лад. Синод превратился в большое и сложное «министерство» по делам православия. В правление Николая I в Церкви сильно вырос штат чиновников. Особое усиление государственного надзора над Церковью произошло при обер-прокуроре Н.А.Протасове.

Русская Православная Церковь в Синодальный период

К.П. Победоносцев (1827-1907)

При Александре II обер-прокурор граф Д.А. Толстой впервые низвел преподавание Закона Божия в школах до второстепенного предмета.

В годы правления Александра III и Николая II обер-прокурором Святейшего Синода был К.П. Победоносцев. В это время оживилась церковная жизнь в России, что выразилось в создании церковных братств и просветительских благотворительных обществ, в созыве съездов епископов и Миссионерских съездов. Духовенство было поставлено во главе народного образования, у него появились твердые государственные оклады.

Ссылка на основную публикацию