Русская церковь в XVIII веке

Полушина Оксана 10 б класс РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В XVIII ВЕКЕ.

Гонения на церковь Отмена патриаршества Петром I, подчинение церкви гражданским властям и последующие гонения на православную церковь со стороны всевозможных иностранцев, приобретших вес при дворах начала XVIII века, а также и со стороны «просветившихся» русских – всё это поставило русскую церковь в тяжёлое положение. Например, основателем Саровской обители в XVII веке был иеросхимонах Иоанн. В апреле 1734 г. его (и ещё двух монахов) арестовали и, заковав в цепи, увезли в тюрьму, где он провёл четыре года, в течение которых ему не разрешали причащаться. После некоторой «Елизаветинской передышки», притеснения церкви продолжались при Екатерине II. Так, указом 1764 г. было упразднено до 80% монастырей (впоследствии Пушкин утверждал, что это нанесло непоправимый ущерб православию). Это заявление Пушкина, конечно, совершенно справедливо. Монастыри на Руси, с момента их возникновения, служили духовными «исследовательскими институтами» и «домами отдыха», очагами, где в чистоте хранился огонь православия (не говоря уже об их чисто хозяйственном значении). По словам В. Русака, «История российской церкви», стр. 103: «Одновременно монашество, как никакой другой слой, влияло на мир своим бесценным даром учительства и учёности».

Не лучше обстояло дело и с управлением церкви. Из двух «обер-прокуроров», назначенных Екатериной, один (И. Мелиссино) по своим убеждениям был крайний протестант, предложивший такие «пункты» по переустройству церкви, что их принятие вообще положило бы конец православию. Заместитель его, по В. Русаку, стр. 276:». «Чебышев, масон, открыто проявлявший свой атеизм. Он запрещал печатать сочинения, в которых доказывалось бытие Божие. ‘Никакого Бога нет!’ вслух говорил он не однажды». Такие и иные богохульства он не стеснялся произносить даже на заседаниях Синода.

Свет во тьме В такое тяжёлое для русской церкви время, 19 июля 1759 г., в г. Курске, родился будущий св. преподобный Серафим Саровский под именем Прохора в купеческой семье Мошниных. Отец его Исидор и мать Агафья всю жизнь занимались постройкой православных храмов. Последним делом жизни Исидора Мошнина была постройка в Курске известного Казанско-Богородицкого собора. Прохору было только три года, когда умер его отец. Мать продолжала строить Казанско-Богородицкий собор и воспитывать сына. Бывая на постройке, она брала с собой Прохора. Один раз тот свалился с большой высоты, но остался невредим. С 10 лет он стал обучаться грамоте и проявил большие способности, но вскоре его обучение прервалось из-за болезни, во время которой он в первый раз увидел во сне Пресвятую Деву, обещавшую ему исцеление – и рассказал об этом матери.

Через несколько дней после видения был крестный ход с Чудотворной иконой Знамения. Из-за дождя, пошедшего в это время, икону пришлось пронести через двор Мошниных. Агафья вынесла больного мальчика к иконе; он приложился к ней, а икону пронесли над ним. Вскоре после этого он выздоровел и опять стал прилежно изучать Часослов, Псалтирь, Библию и другие духовные книги. К 18-му году он решил стать монахом. Сначала он пошёл в Киев на поклонение святым мощам Печерских угодников. Там его благословил на подвиг старец схимонах Досифей , направивший его в Саровскую обитель. Прохор вступил в неё накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 20 ноября 1779 г.

Послушание он проходил под руководством казначея обители иеромонаха Иосифа. Здесь он по очереди исполнял послушания в пекарне, просфорне , столярне. Особенно проявил он большое мастерство в столярном деле — его прозвали Прохор-столяр. Уже в это время он проявлял большую воздержанность в еде: он ел один раз в день, по средам и пятницам (т.е., в «постные» дни недели) не ел вообще. Тогда же он стал уединяться в лесу, чтобы в полной сосредоточенности совершать молитвенное правило св. Пахомия Великого. В 1780 г. Прохор тяжело заболел и проболел около трёх лет. От помощи врачей он отказывался, а просил молитв о себе. Наконец, один раз были отслужены Всенощная и Литургия о здравии больного; его исповедали и причастили. Последовало быстрое выздоровление. Лишь незадолго до своей смерти подвижник рассказал о тайне своего исцеления: оно было чудом, явленным на нём, как и в первый раз, Божией Матерью.

После выздоровления послушник Прохор стал собирать на больничную церковь, заложенную в 1784 г., и собирал три года. В церкви этой стоял сделанный им кипарисовый престол. 13 августа 1786 г. Прохор был пострижен в монахи под именем Серафима, а в 1793 г. – был рукоположен в иеромонахи. С этого времени до своей смерти преподобный Серафим много времени проводит в уединении, отдаваясь службе Богу. Умер он 2 января 1832 г., совершив множество чудес в течение своей жизни: исцелений от болезней, как физических, так и душевных. Он оставил после себя целое учение, говорящее о том, как должен жить православный христианин. Несмотря на не благоприятные для церкви условия XVIII века, в это время, кроме св. преп. Серафима Саровского, проявился целый ряд светильников веры (ИРЦ, стр. 331): основательница Серафимо-Дивеевской обители Агафья Мельгунова, в иночестве Александра(1789 );

дочь императрицы Елизаветы княжна Августа Тараканова (затворница Досифея ), наставительница будущих отцов Оптинских Моисея и Исаии (1810); затворник Досифей в Киево-Печерской Лавре, как выяснилось после кончины (1776) – девица Дарья Тяпкина; в Задонском монастыре подвизался схимонах Митрофан, близкий святителю Тихону Задонскому (1783). Афон и Молдавия дали более 200 подвижников, среди которых и Паисий Величковский . Вопросы. Русская церковь в XVIII веке. Каким было положение церкви в XVIII веке? Почему? Что сделала Екатерина II с монастырями? Чем были монастыри на Руси? Кого Екатерина II назначала управлять Синодом? Расскажи о жизни св. преп. Серафима Саровского. Каких ещё светильников веры XVIII веке ты знаешь? Сколько подвижников вышло из Афона и Молдавии?

С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

  • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
  • Строительство церквей
  • Открытие кафедр
  • Выбор и назначение епископов
  • Определение церковных праздников
  • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
  • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
  • Канонизация святых

Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский.

Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан.

Секуляризация церковных земель.

Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими. С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными.

Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах. Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях.

Церковный раскол.

В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви.

Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес.

Положение Русской церкви в 1725-конец XVIII в.

При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор.

В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы.

При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III , ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство.

Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II, приходившаяся вдовой Петра III. Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало.

Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I, Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие.

1920 год – Священный Синод принял постановление о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах все церковные дела в случае прекращения связи с органами высшего церковного управления.

Имелись в виду даже те дела, которые ранее входили в компетенцию Синода.

1922 год – Обновленцы вновь допущены к святителю Тихону.

Александр Введенский, Евгений Белков и С. Калиновский опять явились в покои святителя Тихона, требуя подписать составленное ими прошение о передаче им канцелярии Святейшего Патриарха, «дабы не продолжалась пагубная остановка в делах управления Церковью». «По приезде Вашего заместителя, утверждалось в прошении, — он тотчас же вступит в отправление своих обязанностей. К работе канцелярии мы временно привлекаем, до окончательного сформирования управления под главенством Вашего заместителя, находящихся на свободе в Москве святителей». На самом деле обновленцы планировали, что ВЦУ возьмет на себя всю полноту власти в Церкви: еще 15 мая от председателя ВЦИК М. И. Калинина они узнали, что митрополита Агафангела в Москву не пустят.

Русская церковь в XVIII веке
Митрополит Сергий (Страгородский)

1927 год – Митрополит Сергий (Страгородский) образовал Временный Патриарший Священный Синод.

Митрополит Сергий собрал совещание архиереев и образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия которого, как и в 1923 г ., при патриархе Тихоне, проистекали из полномочий учредителя, и подал заявление о регистрации. Очевидно, постепенными шагами он проверял, будут ли власти исполнять обещанное.

20 мая Административный отдел Центрального административного управления НКВД удовлетворил прошение “исполняющего дела местоблюстителя патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия” о разрешении деятельности Временного Патриаршего Священного Синода и выдал справку о временной регистрации.

Через пять дней состоялось первое официальное заседание новоучрежденного Синода; и митрополит Сергий издал указ, предписывающий правящим архиереям организовать при себе временные епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. Но власти регистрировать их не спешили — ждали издания Декларации о лояльности.

1935 год – Митрополит Сергий по требованию советских властей упразднил Временный Патриарший Священный Синод.

После этого управление епархиями митрополит Сергий осуществлял с помощью своего викарного епископа Дмитровского Сергия (Воскресенского) и канцелярии.

Русская церковь в XVIII веке
Яффо. Мозаика у могилы св. праведной Тавифы

1973 год – По благословению Святейшего Патриарха Пимена в Советском Союзе находился Высокопреосвященный Феодосий, архиепископ Токийский, митрополит всей Японии (18–28 мая).

Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви сопровождали протопресвитер Василий Такеока и протоиерей Кирилл Арихара.

Русская церковь в XVIII веке
Тиверия, храм во имя св. Марии Магдалины

1992 год – Святейший Патриарх посетил русские участки Русской Духовной Миссии.

Его Святейшество побывал в Тиверии, в храме во имя св. Марии Магдалины, в Хайфе, в Ильинском храме, в Яффе, у могилы св. праведной Тавифы и в храме в честь св. апостола Петра, а также в Троицком храме Русской Духовной Миссии. В самой Миссии Патриарх посетил храм в честь мученицы Александры. Во всех храмах Святейший Патриарх Московский совершил молебны.

В этот же день Святейший Патриарх Алексий II посетил Преображенский монастырь на горе Фавор. Его Святейшество совершил молебен и беседовал с игуменом, а также г. Назарет, в Благовещенском кафедральном соборе которого совершил молебен.

В ночь на 19 мая Святейший Патриарх совершил Божественную литургию на Гробе Господнем. Затем Его Святейшество имел беседу с митрополитом Фаворским Даниилом.

2000 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил национальный музей в Токио.

Первосвятитель Русской Православной Церкви осмотрел обширную экспозицию археологических находок, предметов старины, произведений современного искусства.

Затем состоялась официальная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с премьер-министром Японии господином Иосиро Мори. Премьер-министр заявил, что визит Патриарха всея Руси – историческое событие в японо-российских отношениях.

Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева, А. В. Журавский (Русская православная церковь в СССР) Авторы: А. В. Назаренко (Русская церковь во 2-й половине 15 – конце 16 века), В. А. Цыпин (Русская православная церковь в 1905–1917), О. Ю. Васильева; >>

ПРАВОСЛАВИЕ


Православие на Руси до монгольского нашествия

Русская церковь в XVIII веке

Архив «Православной энциклопедии» «Святые мученики Борис и Глеб». Икона. Кон. 13 в. Киевский музей русского искусства.

Хри­стиа­ни­за­ция и судь­бы язы­че­ст­в а. Про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва на вос­точ­но­сла­вян­ские зем­ли на­ча­лось в 9 в. син­хрон­но го­су­дар­ст­во­об­ра­зо­ва­тель­ным про­цес­сам. Су­дить о его кон­крет­ных фор­мах труд­но, т. к. на­чат­ки цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции с цен­тром в Кие­ве, с 860-х гг. фор­маль­но яв­ляв­шей­ся епи­ско­пи­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, бы­ли унич­то­же­ны в хо­де язы­че­ской ре­ак­ции по­сле за­хва­та Кие­ва кня­зем Оле­гом в кон. 9 в. Од­на­ко уже к 40-м гг. 10 в. сре­ди дру­жи­ны ки­ев­ско­го кня­зя Иго­ря бы­ло дос­та­точ­но мно­го хри­сти­ан. По­сле­до­вав­шая вско­ре ещё од­на по­пыт­ка хри­стиа­ни­за­ции Ру­си в прав­ле­ние кня­ги­ни Оль­ги, вдо­вы Иго­ря, ока­за­лась так­же не­удач­ной в свя­зи с ак­тив­ным со­про­тив­ле­ни­ем сто­рон­ни­ков язы­че­ст­ва, спло­тив­ших­ся во­круг ки­ев­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча, сы­на Оль­ги.

После смерти Петра – императрицей стала Екатерина I. Она не понимала, что происходит в стране. Поэтому в 1726 году был создан Верховный тайный совет. Ему стал подчинятся Синод.

При Екатерине Феофан Прокопович – практическая главная личность в государстве.

После Петра II – Анна Иоанновна. Она жила за границей. Многие ждали. Что она подпишет все, что захочет Верховный Совет. При ней Феофан еще более усилился: он ходил к Анне Иоанновне и уговаривал её не подписывать кондиции. Страной управляли немцы: Бирон, Остерман. Всех несогласных с политикой государыни Канцелярия тайный розыскных дел подвергала пыткам, низлагала священников и т.п. В Канцелярию входил и Феофан Прокопович. Таким образом он расправлялся со своими врагами.

В 1736 году Феофан умер.

В 1741 году воцарилась Елизавета Петровна. Дочь Петра Великого. Благодаря Преображенскому полку. Издав указ, она стала царствовать как ее отец. При ней не было смертных казней. Елизавета Петровна была милосердной, веселой. Набожной. Монашество, прижатое Петром. Стало развиваться. До этого постричься можно было только старикам. Елизавета же разрешила постриги. Ее тайный муж граф Разумовский влиял на церковный ход жизни.

Епископ Ростовский Арсений (Мациевич) был независимым иерархом. Он отказался приносит клятву, в которой император провозглашался крайним судией.

После Екатерины — Петр III – человек чуждый русскому духу. Он начал секуляризацию церковных ценностей в 1762 году.

Екатерина II — жена Петра III. Она была лютеранка. Но приняла Православие. Она продолжила реформу секуляризации, т.к. церковные земли не приносили дохода государству. Около 1 миллиона мужчин проживало на церковных землях.

Суть реформы:

1. Все земли входят в новую экономическую коллегию.

2. Епархии делятся на классы:

a. Первый класс – больше дохода

b. Второй класс – меньше дохода

c. Третий класс – еще меньше дохода

3. Монастыри упразднялись. Если в них было 2-3 человека братии.

4. Крестьяне, проживающие на церковных землях, передавались в эту новую экономическую коллегию, и в дальнейшем назывались «экономическими крестьянами».

В итоге монастырей стало в 2 раза меньше. Несколько сотен монастырей стало заштатными. Им денег не давалось. Они кормились за счет пожертвований и за счет полей вокруг обителей. Поля обрабатывала братия.

В это время прославился митрополит Арсений (Мациевич). Он написал записку против положения вещей. Слушая его, Екатерина II приказала воткнуть в его рот кляп. Его лишили кафедры и отправили в монастырь на покаяние. Но он не умолкал. Последние годы своей жизни провел в Ревельской крепости.

Остальные иерархи и священники покорно приняли.

Екатерина II царем хотела оставить своего внука Александра. Она изолировала его от отца. В будущем Александр принял участие в убийстве отца, императора Павла.

Во время правления Павла I император официально стал называться главой Церкви. Он вернул прежний указ о престолонаследии.

На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России идет ожесточенная борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII в.

Петр III, презиравший все русское, соответственно относился и к православной церкви. При нем были закрыты привычные для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства требовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское платье. Невыгодно для духовенства был решен вопрос о церковных землях. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации населенных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне с землями передавались в ведение Коллегии экономии, подчинявшейся Сенату.

Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духовенства в укреплении своего положения, желая заручиться его поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритетными для императрицы были интересы дворянства, а ее отношение к церкви прекрасно характеризует тот факт, что в Уложенной комиссии все духовенство страны было представлено одним депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церковных земель был восстановлен. Екатерина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духовенство же должно заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами. В результате секуляризации около миллиона церковных крестьян были превращены в особый разряд государственных крестьян, получивших название экономических (от управлявшей ими коллегии экономии), государству перешло более 8 млн. десятин земли, число монастырей сократилось более, чем в два раза. После секуляризации на содержание духовенства были назначены штатные оклады по трем классам, выдавалась земля — для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов — от 6 до 9 десятин.В 1786 г. секуляризация была распространена на Украину, тогда же была закрыта Коллегия экономии, и бывшие церковные земли окончательно слились с государственными.

Павел I, исходя из своих общих взглядов, в каком-то смысле рассматривал себя как главу церкви, а духовенство — как состоящее на службе у государства и в соответствии с этим заботился о своих «служащих«. В 1797 г. штатное содержание духовенства было увеличено: денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при Екатерине II — до миллиона рублей; земельные наделы монастырям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам — до 30 десятин.

В целом секуляризация церковных земель во второй половине XVIII в. позволила государству увеличить земельный фонд, предназначенный для пожалований дворянству, окончательно поставила духовенство в зависимость от самодержавной власти.

В системе государственного управления в России второй половины XVIII в. можно выделить два неравнозначных по времени и по принципам его переустройства периода: время царствования Екатерины II и годы правления Павла I. При Екатерине II наиболее широкие права получило дворянское сословие: оно могло создавать свои сословно-корпоративные организации, дворянские общества на различных уровнях территориального деления. Получили определенные выгоды самоуправления городские жители. Екатерина II создала единообразную административно-территориальную структуру государства и оформила четкую систему сословного судопроизводства. Несмотря на то, что при Екатерине II роль Сената по сравнению с Петровским временем уменьшилась, и акцент преобразований был перенесен на местное звено управления, контрольные функции власти усилились — число губерний увеличилось, местные органы были разукрупнены, а в каждую губернию Сенатом назначался наместник, деятельность которого контролировалась самой императрицей. Там, где ситуация становилась взрывоопасной, Екатерина II расставалась с маской просвещенной на европейский манер государыни и ликвидировала, например, самоуправление на юге, осуществила перестройку казацких округов, включила их в зону действия крепостного права.

При Павле I, напротив, осуществлены попытки максимальной централизации управления, предельного усиления личной власти императора, сокращено число губерний, ограничено сословное самоуправление, что не принесло положительных результатов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г., какие принципы были положены в ее основу?

2. Какую роль в реформировании системы государственного управления сыграла Уложенная комиссия?

3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствования Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной системе управления?

4. Как изменилась система государственного управления при Павле I; с чем это связано?

В ходе реформ Петра I (1672–1725) церковь была окончательно подчинена светской власти. «Симфония» сменилась распоряжениями бюрократической машины.

Петр I ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе назначаемым обер-прокурором. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически, через Синод император контролировал и жизнь Церкви. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: начальное образование, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, «клонящихся ко вреду государства». Вводились серьезные ограничения для монашества: число монахов сокращалось, обители закрывались.

Екатерина II (1729–1796) продолжала политику секуляризации в отношении Церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа – Коллегии экономии синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов иод полный контроль государства.

Начиная с конца XVIII в. политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот и имущества, растет число монастырей, их освобождают от некоторых повинностей. Манифестом Павла I (1754–1801) от 5 апреля 1797 г. император был объявлен главой Русской Православной Церкви.

С 1842 г. правительство стало выдавать священникам жалованье как лицам, находящимся на государственной службе.

В течение XVIII–XIX вв. правительством был предпринят ряд законодательных и административных мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Много сделал для становления духовного образования митрополит московский Филарет (Дроздов) (1783–1867). Во второй половине XIX в. ведущие высшие духовные учебные заведения стали влиятельными центрами религиозно-духовной культуры.

Принципы российского православного миссионерства были заложены Стефаном Пермским (ок. 1340–1396). Русские миссии помимо христианского вероучения несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока, они действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. С 1801–1820 гг. миссию в Пекине возглавлял знаменитый востоковед-китаист Иоакинф Бичурин (1777–1853).

Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью Паисия Величковского (1722– 1794), Серафима Саровского (1759–1839), Феофана Затворника (1815–1894), Амвросия Оптинского (1812–1891) и других оптинских старцев.

После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран московский митрополит Тихон (Беллавин) (1865–1925). В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после опубликования Советским правительством декретов и постановлений о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и особенно «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные акты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28 февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае 1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.

Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обстановку, потребовала изменения курса церкви в направлении лояльного отношения к власти.

К числу сторонников изменения курса относилось внутрицерковное движение, возглавляемое протоиереем А. Введенским (1888–1946), получившее название «обновленчество». Обновленцы хотели приспособить политику церкви к новым историческим условиям. В апреле-мае 1923 г. они созвали «собор» отклонившихся от остальной церкви групп «Живая церковь», «Союз общин древлеапостольской церкви» и др., «лишили» патриарха Тихона сана и высказались в поддержку Советской власти.

Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал: «Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или тайную, против нового государственного строя».

В июле 1927 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944) подписал декларацию, в которой призвал верующих и духовенство активно поддерживать Советскую власть.

Рубеж XVII — XVIII веков — начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

Начало XVIII века ознаменовалось реформами Петра I, которые призваны были ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Важное место в преобразованиях занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства.

К концу XVII века церковь оставалась крупнейшим феодалом в России и сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде находилось наибольшее число противников обновления страны. В ходе своего правления Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти.

Наконец, в 1721 году единоличное патриаршее управление церковью было заменено соборным, коллегиальным. 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. В истории русской православной церкви открылся новый период — синодальный. Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений.

Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение белого духовенства и монашествующих, ограничивалось количество обслуживающего персонала. В 1722 году реформа церкви была дополнена введением должности обер-прокурора. Причем если на первых порах его функция была преимущественно наблюдательная, то со временем он фактически становится руководителем Синода, облеченным неограниченной властью. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически через Синод император контролировал и жизнь церкви.

Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций:

руководство начальным образованием;

запись актов гражданского состояния;

наблюдение за политической благонадежностью подданных.

Попав под юрисдикцию государственной власти и в систему государственной бюрократии, церковь превратилась в послушную помощницу светских правящих органов. Вместе с тем, церковная реформа Петра I стимулировала творческие силы православной церкви. Русское православие переживало в этот период духовный подъем. В сравнении с патриаршим периодом Русская церковь выросла и численно, и духовно. Во времена патриаршества Россия имела 20 епархий с 20 епископами. В конце синодального периода она насчитывала уже 64 епархии и около 40 викариатств, возглавляли их более 100 епископов. Этот рост был обусловлен прежде всего внутренним и внешним миссионерством Русской православной церкви. Были учреждены православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Америке, Японии, Китае, Корее.

Синодальный период ознаменовался зарождением экуменического движения в Русской церкви.

В октябре 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул Отца Отечества Императора Всероссийского, и Россия становится империей.

Официальная идеология русского абсолютизма, разработанная Петром I и его единомышленниками и завещанная последующим эпохам, выдвинула взамен религиозного обоснования государевой службы идею служения общему благу, общей пользе, понимаемой как государственный интерес. При этом искусство и культура, взятые под покровительство государства и поставленные ему на службу, получили некое подобие идеологической автономии от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация, обмирщение культур, достигнутое в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века.

Общим итогом одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I было превращение церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

Правительственная политика в отношении православия и церкви несколько меняется лишь в конце XVIII столетия. Церкви возвращается ряд льгот, часть имущества, монастыри освобождаются от некоторых повинностей.

В XVIII- XIX веках правительством предпринимается ряд законодательных административных мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование.

Таким образом, положение русской православной церкви в Российской империи определялось реформой начала XVIII века, которая упразднила патриаршество и установила государственную церковность в лице православия. Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. В последующие за реформой два столетия она обожествляла царскую власть, признавая царя верховным правителем церкви через Синод, находящийся под контролем и руководством обер-прокурора, назначаемого царем. Идея самодержавия была политическим символом веры русского православия.

Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство закреплялось в законе только за православной церковью.

Ссылка на основную публикацию