История
Дискуссии о неизбежности реформы церковного уклада начались в 1640-х. Тогда в Москве организовали «кружок ревнителей благочестия». Союзный совет духовенства, который входил в эту группу, боролся за однообразие церковных текстов и верховных главнокомандующих богослужения. Так возникли предпосылки раскола церкви на Руси в 17 веке.
Причины раскола
В союзном совете духовенства не было единства в решении проблемы об избрании модели, служившей образцом. Поэтому, люди разделились на две части: предлагавшие древние русские церковные книги и греческие образцы.
В итоге победили те, кто был за византийские каноны. Объяснить это можно следующим:
- противоречие византийского уклада в русском служении Богу.
- добавление коррективов в литургические законы. Посредством этого и произошёл церковный распад.
- урегулирование политической обстановки внутри страны. Только недавно прошло Смутное время, а народные возмущения пока не утихали. Упрочение однотипности законов церковного уклада являлось для руководства первостепенным инструментом в обретении народного единения.
- устремление Российской державы укрепить международное положение в потоке православных стран.
В правительстве стало модным выражение «Москва — это Третий Рим», которое было высказано еще в 15 веке старцем Филофеем. В истории много примеров. Например, по прошествии церковного раскола в 1054 году Константинополь стал главной духовной державой Православной церкви. Филофей считал, что после падения Византии столица России являлось местом истиной веры. Государю России в качестве доказательства такого положения Москвы было важно содействие церкви греческой. В итоге понадобилось привести церковную службу в неделимость с греческими правилами.
Площадь польской Украины к 1654 году примкнула к России. На присоединившихся территориях литургия велась по греческой модели, вследствие чего унификация законов богослужения помогла бы проведению реформ, связанных с соединением Малороссии с Россией.
Раскол при Алексее Михайловиче
Периодом церковного раскола на Руси принято считать 1645−1676 годы, ознаменованные царствованием Алексея Михайловича. Он являлся правителем деятельным, вникал в любые вопросы, направленные на развитие России. Он считал себя человеком истинно верующим и много времени посвящал религиозным учениям.
Распад церкви на Руси произошёл отчасти из-за патриарха Никона (1605−1681). Вследствие родительского принуждения он стал священником и добился успехов на этом поприще. В 1643 году он довольствовался высоким духовным саном игумена Кожеозёрского монастыря.
К 1646 году Никон, будучи в столице, исполнял монастырские обязанности. Там же он познакомился с юным царём Алексеем Романовым. Молодому государю настолько понравился игумен, что тот предложил стать ему придворным и величал архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Вследствие такой милости правителя в будущем Никон удостоился сана Новгородского митрополита. Это позволило ему провести ряд реформ.
По указанию правителя в 1651 году Никон снова отправился в столицу. Тогда его воздействие на царя стало ещё могущественнее. Государь полностью доверял патриарху, а тот принимал активное участие в разрешении множества проблем державы.
В 1652 году Никон получил главенство на патриаршеском престоле, как только отошёл на тот свет патриарх Иосиф. Тогда и началась разработка церковной реформы.
Суть распада и его последствия
Редакция абсолютно всех религиозных писаний, которые должны были соответствовать греческим канонам — главное, на что обратил своё внимание новый патриарх. Церковный распад начался в 1653 году, когда богослужебные законы начали меняться. Тогда же и начинается борьба Никона и его союзников со сторонниками старого уклада.
Кратко о реформах Никона:
- Двуперстное знамя поменять на троеперстное. Противники такой реформы были ошеломлены. Это оценивалось как оскорбительное поведение по отношению к самому Богу, ведь таким образом получалась некрасивая картина из нескольких пальцев;
- В слове «Иисус» писать 2 буквы «и»;
- Уменьшение количества просфор для литургии;
- На время служения поклоны совершать лишь до пояса;
- Передвижение при крёстном ходе против солнца, а не наоборот;
- Произношение слова «Аллилуйя» три раза, а не два.
Религиозный распад в Российской державе сопровождался отстранением большей части верующих и противников церковных преобразований от православия.
Неграмотная политика церковных и светских правителей — вот суть церковного раскола в 17 веке. Он отрицательно отразился на взаимодействиях церкви и власти, так как методы Никоновских реформ были жёсткими. Так, по установлению царя в 1660 году духовное правительство понизило чином Никона, согнав того с места патриарха. Затем у него отняли священнический сан и отправили в Ферапонтов Белозёрский монастырь. После отстранения Никона от правления церковные реформы не завершились.
В 1666 году в Церковном Соборе были официально провозглашены другие обряды и новые книги, которые была обязана принять вся Православная Церковь. Также по его указаниям противники сего мероприятия были отлучены от веры и назывались еретиками.
Влияние на умы людей
Церковный раскол — народная драма середины 17 века. Русские разделились на приверженцев новой Православной Церкви и старообрядцев.
Духовное единство исчезло. Появляется первая вражда на религиозной почве. Установилась чёткая граница социальной разобщённости среди жителей.
Во главе встаёт царская власть над церковной. Положение России среди других стран укрепляется. Старообрядцы стали родоначальниками искусства. Они разработали множество духовных центров, иконопись, сохранили традиции Древней Руси в книгописании и церковном пении.
История ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Церковный раскол в России в 17 веке.
Причины и последствия церковного раскола:
.Способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
.Резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
.Низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере».
В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.
Значение церковного раскола
.Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
.Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
.Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
.Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
.Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.
Раскол в православной церкви наблюдался в 17 веке, причем начало берет с Москвы в 1650 году. Обладает непосредственным отношением к реформам, которые инициированы Никоном. Разработанные с целью внесения в имеющиеся богослужебные московские издания определенных изменений. Главная задача заключается в попытках унификации непосредственно с греческими установленными канонами.
Во время наблюдающегося церковного раскола большая часть местных верующих принимает решение отделиться от сложившейся действующей православной церкви. В результате выступили категорически против многочисленных преобразований, которые были разработаны Никоном. Главная проблема заключалась непосредственно в применяемых жестких методах патриарха.
В 1660 году Алексей Михайлович принимает решение низложить Никона. В итоге последовало лишение сана священнослужителя с последующей ссылкой в Ферапонтовский монастырь, расположенный на территории Белозерска.
Причины
Выделяют несколько причин церковного раскола. Причем главными являются:
- использование повсеместно разработанных жестких методов проведения реформ. Как следствие, наблюдается отталкивание многочисленных официальных представителей духовенства и части местного населения. Суть заключалась в принудительном изъятии духовных изданий и икон, различных святынь – если не установлен факт соответствия греческим канонам. Изъятое имущество публично уничтожалось;
- непродуманная структура планомерного перехода к разработанным новым правилам проведения богослужения, что повлекло за собой автоматическое формирование убеждений народа о навязывании другого вероисповедания. В случае отказа принимать новую форму, принималось решение о физическом воздействии;
- низкие показатели образованности непосредственно у представителей духовенства. Священнослужители не могли четко объяснить верующим главную суть вносимых изменений;
- недостоверный перевод с греческого, что автоматически повлекло за собой искажение первичной исчерпывающей информации. Главное возмущение направлено непосредственно на суть молитвы «Символ веры»;
- отсутствие единства непосредственно в плане проведения реформ. Поэтому многочисленные противники стали появляться среди лидеров духовенства и обрели статус градоначальников старообрядчества.
В комплексе это стало причинами формирования определенных негативных последствий.
Последствия
Рассматривая ключевые последствия, выделяют следующие:
- процесс церковного раскола в максимально сжатые сроки сумел обрести статус национальной трагедии. Местное население автоматически разделилось на несколько кланов – оставшихся верными православию и тех, кто принял решение служить непосредственно по новым установленным канонам;
- полное разрушение духовного единства на русских землях. Можно с уверенностью говорить о начале первой вражды по причине расхождения мнений в религии;
- фиксация приоритета непосредственно на церковью. Реформы инициированы царскими градоначальниками, поэтому можно с уверенностью говорить о максимальной поддержке. В результате сформировался государственный университет управления духовенством;
- существенное укрепление Российской империи на международной арене – исключительно с государствами, где наблюдается православие.
Дополнительно требуется обращать внимание на то, что сформированное движение старообрядцев оказывало прямое воздействие на показатели развития страны в целом. В результате сформированы специализированные духовные центры, индивидуальная уникальная иконописное учреждение, а также сохранены сложившиеся традиции по изданию книг с одновременными пениями.
Итоги
Действующие соборы, расположенные на территории Российской империи мгновенно осудили приверженцев старых обрядов, назвав их, как минимум, еретическими и оказывающими негативное воздействие на развитие местного духовенства. Московский собор наложил на высказывания санкции, после чего последовала череда разработанных реформ.
С 1800 года принимается решение допустить применение обрядов в различной форме Святейшим Синодом, а в 1971 году сформирован поместное собрание, на котором избрался патриарх. В 1929 году принимается решение, которое уравнивает права православных и старообрядцев с целью примирения. Однако несмотря на многочисленные попытки, положительного результата достичь не удалось. В результате враждебное отношение начало стремительный путь развития, что повлекло за собой угрозу национальной безопасности.