Празднование православных праздников

Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресение. Сияние Воскресения буквально пронизывает православный мир. В православной литургике праздник Пасхи имеет безмерно большее значение, чем в Католичестве, где вершина — праздник Рождества Христова. Но тайна Воскресения не только человеческая, но и космическая. Восток космичнее Запада. Запад же человечнее.

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, — когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все — и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся — радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово — это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.

Пасха — это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все — родные, все — семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью — все братья!

Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса — всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха — это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" — Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов. Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании — она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Годовой цикл христианских праздников строится из двух праздничных кругов "подвижного" или "переходящего" круга праздников, в центре которого стоит Пасха, и "неподвижного" или "непереходящего" круга с центральным праздником Рождества Христова. Два этих круга сформировались на основе двух календарей — лунного и солнечного.

Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный — рождественскому.

Пасха Христова — это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.

Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".

Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.

Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.

Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми", т.к. их количество — 12 (Пасха не входит в их число).

Праздники эти следующие:

  1. Рождество Богородицы (8/12 сентября).
  2. Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря).
  4. Рождество Христово (25 декабря/7 января).
  5. Крещение Господне (Богоявление) (6/19 января).
  6. Сретение Господне (2/15 февраля).
  7. Благовещение (25 марта/7 апреля).
  8. Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи).
  9. Пасха Христова — Светлое Христово Воскресение.
  10. Вознесение Господне (в 40-й день после Пасхи).
  11. Троица (Пятидесятница) (в 50-й день после Пасхи).
  12. Преображение Господне (6/19 августа).
  13. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

МОСКВА, 13 января. /ТАСС/. Так называемый Старый Новый год традиционно встречают в России в ночь с 13 на 14 января, а православные верующие в эти же дни, начиная уже с вечера четверга, отмечают большие христианские праздники — день памяти святителя Василия Великого и праздник Обрезания Господня.

До введения в России в 1918 году григорианского календаря, так называемого нового стиля, на эти дни приходились даты 31 декабря и 1 января, когда в стране и праздновалось новолетие. Как отмечают в Московской патриархии, Старый Новый год — народный, а не церковный праздник, и как-то отдельно отмечать этот день в церкви не принято.

"Первого января по старому стилю, а 14 января по григорианскому календарю в Русской православной церкви — великий праздник Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Он исключительно так и отмечается, по уставу: всенощное бдение служится накануне и Божественная литургия святителя Василия Великого — в самый день праздника. Каких-то других богослужебных особенностей, связанных с гражданским Старым Новым годом, в Русской церкви нет", — рассказал ТАСС председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.

Он отметил, что традиционные новогодние молебны — когда христиане благодарят Бога за прошлый год и испрашивают благословения на предстоящий — сейчас приурочиваются к светскому Новому году, который уже отметили две недели назад по новому стилю, а "по старому стилю" их не служат.

"Мне кажется, все жители нашей страны реально вступили в новый год 1 января, и психологически Новый год абсолютным большинством населения нашей родины — ну, может быть, кроме тех, кто живет по какому-то лунному или китайскому календарю, сейчас есть и такие любители — отмечается именно 1 января. Соответственно, молебен на Новый год служится именно тогда, когда этот рубеж переживается верующей частью населения. То есть, либо в канун, 31 декабря, либо в самый день 1 января", — пояснил священнослужитель.

А 14 января, не без иронии добавил он, "можно служить молебен только об общем отрезвлении", что после длительных "новогодних каникул" может оказаться довольно актуально.

Календари и Обрезание

В дореволюционное время в России был распространен юлианский календарь, введенный древнеримским правителем Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Он на две недели "отставал" от григорианского календаря, который появился после реформы 1582 года Папы Римского Григория XIII, скорректировавшего возраставшую разницу между астрономическим и календарным годом. Именно по этому календарю к началу XX века жила Европа.

Большевистское правительство в начале 1918 года поменяло календарь, решив "догнать" Запад. Согласно подписанному Владимиром Лениным декрету, новый стиль был утвержден "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". В отличие от светских властей, Русская православная церковь тогда не перешла на григорианский календарь, сохранив верность старому стилю.

В церковном календаре на 14 января (1 января по старому стилю) приходится "великий праздник" Обрезания Господня, который совпадает с днем памяти одного из наиболее известных отцов и учителей Церкви — святителя Василия Великого (ок. 330-379), архиепископа Кесарии Каппадокийской, проповедника и богослова.

Согласно Книге Бытия (Ветхий завет), на восьмой день после рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, который был обязателен в Израиле для всех младенцев мужского пола как знак следования завету Бога праотцу Аврааму и его потомкам. В соответствии с ветхозаветными правилами обрезание делало ребенка принадлежащим Богу и богоизбранному народу, являясь, по сути, предтечей новозаветного Крещения. При совершении этого обряда младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое архангел Гавриил назвал Деве Марии в день Благовещения. Оно стало свидетельством служения Христа делу спасения мира и человечества.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын, Иисус Христос принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения божественных установлений, а также чтобы никто впоследствии не сомневался в том, что он был не только Богом, но и истинным человеком.

В Новом завете обряд обрезания плоти уступил место "обрезанию сердца Духом по вере в Господа Иисуса Христа", при котором человек освобождается от греха через таинство Крещения.

Празднование в регионах

В Старый Новый год около 20 деревень и городов в разных районах Архангельской области приглашают на гадания и колядки. В Каргополе 13 января предлагают традиционно погадать в бане, на перекрестке и у поленницы, а также необычно на "Сказулях" и "подблюдных песнях". В Лядинах организуют чаепитие с ватрушками и ягодниками и старинные игры "Сидит олень" и "Василек". В Архангельске областная библиотека устраивает квест и викторину по популярным новогодним фильмам "Ирония судьбы", "Один дома" и "Реальная любовь".

В Омске, Барнауле и Новосибирске Старый Новый год отметят концертами в филармониях. Омская филармония представит концерт "Венский бал", в алтайской прозвучат джазовые баллады и песни из кинолент и мюзиклов, а в новосибирской — хиты Фрэнка Синатры. Во Владимире праздник отметят под аккомпанемент Владимирского русского оркестра. "В этом году мы впервые сделаем концерт не только для взрослых, но и для детей — с новогодними мелодиями и песнями из мультфильмов", — сообщила ТАСС замдиректора филармонии Елена Бутырева.

В Петербурге зрителей ждут на "Снежном шоу" Славы Полунина, а также на Новогоднем фестивале в Филармонии джазовой музыки. "Несмотря на пандемию, у петербуржцев есть возможность провести староновогодний вечер культурно. Правда, вместе с билетом придется предъявить QR-код", — отмечается на городском портале "Культура Петербурга".

В Кургане пройдут костюмированные шествия, парад автоклубов региона и дефиле новогодних костюмов на центральной площади города. Представители Липецкой области отметят Старый Новый год в Москве праздником на ГУМ-катке липецкими гуляниями, где будет представлен туристический потенциал региона. На катке состоится хоккейный матч между сборными Липецкой области и службы коменданта Московского Кремля. В Нарьян-Маре на льду пройдет бал-маскарад, правда, из-за сильного ветра его пришлось перенести с открытого катка на закрытый, на коньках приглашают встретить Старый Новый год и в центральном парке культуры и отдыха в Екатеринбурге.

В Республике Коми 13 января пройдет республиканский фестиваль современной коми песни "Василей". Он ежегодно проводится в день Святого Василия и был назван по имени трех известных коми-композиторов Василия Лодыгина, Василия Гущина и Василия Чувьюрова. На сегодня фестиваль является одним из главных музыкальных событий региона. Как сообщили ТАСС в Минкультуры Коми, в этом году на отборочный тур поступило 40 конкурсных песен. В Новгородской области Старый Новый год встретят в музее народного деревянного зодчества "Витославлицы", где пройдет праздник "Новый год — к весне поворот". Он также приурочен ко дню святого Василия Кесарийского, приходящегося раньше на 1 января. А жители Мурманска встретят Старый Новый год вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга. Заполярье станет заключительным регионом путешествия сказочного поезда волшебника перед его возвращением в резиденцию в Вологодской области.

Какой православный праздник 15 января встречают верующие — узнайте на УНИАН.

Празднование православных праздников

Святой Сильвестр родился в Риме, в семье благочестивых родителей. Воспитывался юноша в любви к Богу и людям, поэтому с самого детства бережно относился к больным и нищим. Правитель города убеждал Сильвестра отречься от Христа, тот отказался и был подвергнут пыткам. Но выдержал мучения и предсказал градоначальнику скорую гибель.

За такой поступок люди еще больше стали уважать святого, многие язычники приходили к нему с беседами и обращались в христианство. На 30-м году жизни Сильвестр стал священником, а затем епископом. Славился, как знаток Священного Писания и Божий проповедник. Неоднократно в спорах побеждал иудеев и язычников, крестил царя Константина. 20 лет правил римской церковью, скончался около 335 года.

В честь памяти святого сегодня отмечается народный праздник 15 января — Сильвестров день.

Православный праздник 15 января — день памяти Серафима Саровского

Читайте также 15 января 2022 — какой сегодня праздник, приметы и именинники, что сегодня нельзя делать Преподобный Серафим родился в 1759 году, был родом из Курска, воспитывался в благочестивой купеческой семье. В 17 лет принял иноческий постриг с именем Прохор, два года прожил в Саровской Успенской пустыни. В декабре 1787 года стал архидиаконом, после 1810 года за многие подвиги был удостоен дара прозорливости и чудотворения.

Серафим был знаменит, как прославитель веры Христовой, много рассказывал о русских святых. Убедил многих раскольников оставить свои убеждения и присоединиться к церкви. Говорил, что чистота православия только лишь и состоит в непоколебимости веры.

Приметы 15 января

  • месяц светит ярко — погода будет ясной, покрыт туманом — пойдет снег;
  • куры засыпают рано — к скорым холодам;
  • сороки прячутся под крышу — к сильным снегопадам;
  • петухи поют очень рано — начнутся оттепели.

Что сегодня нельзя делать

Наши предки в этот день не ели мясо птицы, если нарушить запрет, то счастье «упорхнет» из дома. Согласно поверьям, готовить ужин сегодня должен мужчина, женщину допускать к таким делам вечером нельзя, иначе домашняя птица может заболеть. Как и в любой другой церковный праздник, 15 января запрещено ссориться и сквернословить.

Что можно делать 15 января

Сегодня особенное внимание стоит уделять домашней птице. В старину люди окуривали курятники травами, чтобы отпугнуть нечисть. Чистили помещения, кормили животных. Также принято было делать карамельных «петушков» и угощать ими детей. 15 января хозяйки мыли окна и двери освященной водой, разбавляя ее с обычной — защищали свои жилища от недругов.

Ссылка на основную публикацию