- Главные православные Богородичные праздники
- Какие есть православные праздники в 2017 году
- Какие православные праздники называются Великими
Четыре Богородичных праздника входят в число наиглавнейших христианских торжеств. Среди них: Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери. Эти праздники именуются двунадесятыми.
В первом месяце богослужебного года (сентябре) Церковь воспоминает день рождения Богородицы. В православной уставной традиции этот праздник отмечается 21-го сентября (новый стиль).
Следующий двунадесятый Богородичный праздник приходится на 4-е декабря. В этот день торжественно отмечается Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этом событии проявляется исполнение обета, данного родителями Девы Марии Иоакимом и Анной, Богу. Согласно обету, в случае рождения ребенка благочестивые родители должны были посвятить дитя на служение Богу. Так и произошло.
Седьмого апреля православная Церковь воспоминает событие Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен благой вести о рождении Спасителя мира. Именно это обетование возвестил архангел Гавриил Деве Марии.
В конце августа (28-го числа по новому стилю) православная Церковь воспоминает день Успения Божией Матери. Христианство возвещает о том, что Дева Мария и после смерти не осталяет своим заступлением человеческий род. Этому празднику предшествует святой Успенский пост.
Можно выделить и другие большие Богородичные православные праздники. Например, Покров Пресвятой Богородицы (14-е октября), дни памяти чудотворных богородичных икон (память Казанского образа Девы Марии — 4-е ноября и 21-е июля).
Событие, которое православные считают одним из главных в году, в Новом Завете никак не описано. Все, что мы знаем о женщине, родившей Иисуса Христа, рассказывается в Священном Предании — канонах и творениях святых отцов, которые дополняют священные тексты Библии.
ТАСС рассказывает об истории рождения самой великой христианской святой.
Кем были родители Девы Марии?
В Протоевангелии Иакова II века, которое относится к Преданию, говорится о том, что рождение Марии не было случайным: ее родителями была благочестивая, праведная, но бездетная пара из израильского города Назарет Галлилейский. Анна и Иоаким прожили вместе 50 лет и очень страдали, что не могут испытать радость рождения ребенка. В древнем Израиле люди, которые не могли иметь детей, считались проклятыми за тяжкие грехи, и из-за своей бездетности Иоаким не имел права даже приносить жертвы в храме.
Что означает имя Богородицы?
После того как первосвященник запретил Иоакиму приносить Богу жертву, он, отчаявшись, отправился в пустыню для молитвы. И тогда к нему явился ангел, который возвестил о том, что его просьба услышана и скоро он с его престарелой женой станут родителями. Обрадованная пара дала обет, что рожденного ребенка они посвятят служению Богу. Девочку назвали еврейским именем Мария, что означает «госпожа», «надежда». Когда Марии было три года, родители принесли ее в храм. Там ее встретил первосвященник Захария. Согласно Преданию, девочку поставили на ступени храма и она, не оглядываясь, побежала в храм, чем поразила собравшихся священников и родителей. В храме Мария воспитывалась до своего совершеннолетия и свадьбы с Иосифом.
Когда начали праздновать Рождество Девы Марии?
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к пятому веку. Первыми о нем упоминают Константинопольский патриарх Прокла (439–446 годы) и папа Геласий (492–426 годы). Также о празднике в своих трудах говорили святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Изображать на иконах Божью Матерь стали изображать гораздо позже: в X веке. Некоторые древние фрески в храмах Сербии, Украины, России сохранились до наших дней. Иконописцы изображали в центре иконы мать Марии — праведную Анну, а рядом с ней — акушерку, слуг, женщин с дарами в руках, которые пришли поклонится будущей великой святой.
Праздничный стол
Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября, когда нет поста. Однако если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу, верующим делается послабление и разрешается есть рыбу.
21 сентября (8 сентября по старому стилю) православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы.
Рождество Божией Матери является первым двунадесятым праздником церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
О событии рождения Девы Марии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».
Согласно существующему преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме.
В Русской православной церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский, о том, что родители Девы Марии жили в Назарете (ныне город в Израиле), где она и родилась. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала позже матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Супруги были бездетны и достигли преклонных лет, но Иоаким и Анна не теряли надежды, твердо веря, что Богу все возможно. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя, которое им пошлет Господь, для служения в храме. Бездетность считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву жертву Господу, первосвященник отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия».
Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там молился Богу о даровании дитя.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей бездетности, сокрушаясь, стала еще усерднее молиться Богу, чтобы он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей ангел и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все роды земные. Нареки ее Мария».
Ангел явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену». Иоаким немедленно отравился в Иерусалим.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им. По прошествии положенного срока беременности праведная Анна родила дочь, которую назвала Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только в V веке. Первые упоминания о нем содержатся у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. В VII-VIII веках в греческой церкви праздник отмечался с большой торжественностью. Святой Андрей Критский составил на него два слова и канон.
Отцы церкви видели смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог — боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление
Той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, «во всецелой верности своему человеческому величию».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Как возносить молитву
услышана Пресвятой Богородице о зачатии ребенка
Молитва Богородице перед Скоропослушница «иконой»
Упрощенный вариант молитвы
Православные праздники, посвященные Пресвятой Молиться
В число праздников Богородичных также входят:
- Память святых Иоакима праведных и Анны, родителей Богородицы, 22 сентября (9
- праведной Зачатие Анной Пресвятой Марии, 22 декабря (9 Успение)
- декабря праведной Анны, 7 августа (25 июля)
- Пресвятой Собор Богородицы — «Синакси», 8 января (26 декабря)
- Пресвятой Покров Богородицы, 14 октября (1 октября)
- Положение ризы честной Пресвятой Богородицы во Влахерне, 15 июля (2 Положение)
- июля пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, 13 августа (31 сентября)
Среди переходящих праздников Богородице два посвящено:
- Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота память), в Акафиста о чудесной защите Константинополя от авар и 621 в персов году, 5-я суббота Великого Поста
- храма Обновление Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в день, Константинополе освящения собора, в котором Богородица по совершила преданию ряд чудес, пятница Светлой Кроме
седмицы перечисленных выше в число Богородичных входят праздников многочисленные праздники,
посвященные чудотворным и иконам чтимым Божией Матери.
Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.
История празднования
Рождение Богородицы
Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.
Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.
Другие праздники Рождества:
Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.
Весть Ангела
Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.
Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.
Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.
Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.
Значение праздника
Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.
О других Богородичных праздниках:
Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.
Как отмечают праздник Рождество Богородицы
Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.
Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.
На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.
В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан, поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.
Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.
Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день
- Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
- Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
- Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
- День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
- С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
- С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.
Народные приметы
21 сентября — это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.
- Птицы поднимаются ввысь, в небо — осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
- Ясное солнце на Богородицу — означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
- Утреннее небо звездное, ясное — к скорому наступлению морозов.
- Туман на Рождество — предвестник дождей. Если он быстро рассеивается — нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
- Дождь с раннего утра — ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
- Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
- Сохнет быстро роса — к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда — то следует ожидать много снега.
- Ветер 21 сентября — к зиме малоснежной и ветреной.
- С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело — нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
- Яркое и теплое солнышко — к частым оттепелям в холодную зиму.
Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».
Действительно, появление на свет Божий Девы Марии — Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.
Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314
Возникновение праздника
4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.
Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.
Что Церковь вспоминает?
Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.
И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.
С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.
Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.
Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.
Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.
С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.
История утверждения праздника
Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).
Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.
На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.
В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.
Праздничное богослужение
Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.
Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».
Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.
Сакральный смысл праздника
Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.
После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.
Почему этот праздник особенный?
Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.
Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.
«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».
Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.
Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.
Честно служи, ни о чем не тужи
Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.
Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит Евангелие. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).
Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла, как главное дело своей жизни.
Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.
Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).
Что важно сделать в этот день?
Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.
Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.
Где родилась Богородица и кем были ее родители?
Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарет. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Долгое время они были бездетны.
Однажды Иоаким, будучи уже в преклонном возрасте, во время одного из еврейских праздников пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, однако первосвященник отклонил дары, поскольку Иоаким не имел детей (как считалось раньше, по причине своей греховности).
Иоаким и Анна долго молили Господа послать им дитя и однажды супругам явился ангел и сообщил о том, что их молитва была услышана, и у них скоро родится ребенок. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь и назвала Марией, как повелел ей Ангел.
Когда и как празднуется Рождество Богородицы?
Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
В этот день поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.
В православных храмах в день Рождения Пресвятой Богородицы совершается богослужение. В службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).
Народные традиции празднования
Праздник Рождества Богородицы в народном календаре связывают с приходом осени и праздником урожая.
Этот праздник еще называют Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками.
В этот день устраивали гуляния на целую неделю и ходили друг к другу в гости. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и укрепления добрых отношений между членами семьи.
В это время также убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Все летние работы заканчивались и крестьяне благодарили Богородицу за урожай и просили ее помощи на год будущий.
В народе говорили:
- «На Пречисту в поле чисто»
- «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».
- «Пречиста — картопля чиста» (укр.).
- «На вторую Пречистую заготавливают калину» (укр.).
- Если в этот день хорошая погода — будет теплой осень.
21 сентября весь православный люд отмечает Рождество Пресвятой Богородицы — первый из двенадцати (двунадесятых) великих праздников.
Рождество Пресвятой Богородицы – кратко о празднике
В Назарете, галилейском городе, жил потомок царя Давида Иоаким с супругою своею Анной. Смиренна и богоугодна была их жизнь и только одно омрачало их существование — отсутствие детей.
Несмотря на преклонность лет, не переставали они молится и взывать бога о ниспослании им наследника. Но тщетно. И тогда Иоаким и Анна дали обет, что если Бог пошлет им младенца, то они посвятят его на служение Богу. В один и праздничных дней пришел Иоаким в Иерусалимский Храм с жертвоприношением, но был попран первосвященником ввиду бездетности.
Заливаясь слезами, ушел Иоаким в пустыню, где молился Богу ниспослать ему дитя. Анна же, прознав о том, что случилось в Храме, пошла в сад и села под лавровым деревом горевать. «Даже птицы детей имеют, а нас некому будет утешить на старости», – подумалось Анне.
Вдруг явился перед ней Ангел Господень и молвил: «Ты зачнешь и родишь Дочь. Через Нее будет славен род твой во всем мире!». С Тем же пророчеством ангел явился и к Иоакиму. И правда, через положенный срок, в семье благочестивых Иоакима и Анны родилась девочка. Марией нарекли ее, что значит «госпожа и надежа».
В этот день в храмах совершаются праздничное богослужение по канонам святителя Андрея Критского, преподобного Иоана Дамаскина и патриарха Германа Константинопольского.
Праздник отмечается 6 дней и включает предпразднство — молитвопение в преддверии большого события и постпразднство — гимны во славу после события. Пост в этот праздник не подразумевается.
Что можно и нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы
Существует ряд ограничений, которые нужно знать, чтобы не навлечь на себя гнев Пресвятой Девы Марии.
1. Нельзя выполнять тяжелую физическую работу (стирать, убирать в доме, работать на огороде). Лучше в этот день сходить в церковь и помолиться перед иконой Богоматери, попросить у нее семейное счастье и здоровье, а также богатый урожай в следующем году.
2. Нельзя проходить мимо нищих и просящих, так как женщинам это грозит бесплодием.
3. В день праздника не рекомендуется есть мясные продукты и употреблять алкоголь. А все остатки с праздничного стола нельзя выбрасывать. Их нужно отдать домашним животным.
4. Нельзя пользоваться ножницами (подстригать ногти или волосы) и нельзя резать хлеб, его рекомендуется ломать руками.
5. Чтобы не собрать болезни, в праздничный день нельзя ходить босиком по траве.
6. Самое главное – нельзя скандалить и ссориться, чтобы не навлечь гнев Богоматери.
Подробнее о приметах и традициях праздника смотрите в видео ниже:
Если вы учтете все эти рекомендации и проведете праздничный день в позитивном настроении, то Пресвятая Богородица услышит ваши молитвы и пошлет вам лад, здоровье и благополучие на весь год.
Каждый церковный год оканчивается воспоминанием событий блаженной кончины Пресвятой Девы. Затем, первого сентября (14 сентября по новому стилю) следует церковное новолетие. И через несколько дней каждый новый церковный год открывается воспоминанием событий Рождества Пречистой – Той, с кого началось искупление человечества.
В ничем не примечательном иудейском городе Назарете, о котором некоторые израильтяне пренебрежительно спрашивали “из Назарета может ли быть что доброе?” (Ин. 1:46) жила пожилая пара благочестивых супругов – Иоаким и Анна.
Иоаким был состоятельным скотоводом и происходил из рода царя Давида, а Анна имела корни в священническом сословии. Жена первосвященника Захарии Елисавета приходилась ей племянницей, а сын Захарии и Елисаветы Иоанн Предтеча – троюродным братом её внуку (по человечеству), Господу нашему Иисусу Христу.
История Рождества Богородицы
Благословлённую Всевышним жизнь пожилой четы святых праотцев Иоакима и Анны омрачало только одно обстоятельство – у них не было детей (как не было их некогда и у святых праотцев Авррама и Сары, также благословлённых Богом).
Праведники не роптали на Бога и не теряли веру. Вместо этого, они много благотворили и горячо молили Господа о рождении чада. Иоаким и Анна даже дали Богу обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу.
Однажды Иоаким, оставив супругу дома на хозяйстве, пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу положенную по закону Моисееву жертву в дни одного из иудейских праздников.
Первосвященник Иссахар знал о неплодности Иоакима и Анны и считал, что через это Господь обличает какой-либо сокрытый святой четой грех. “Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия”, – заявил первосвященник.
Опечаленный Иоаким тут же покинул храм и ушёл в пустыню, где стал со слезами молить Бога о даровании дитя. Его супруга Анна в это же время молилась о том же в Назарете, в саду своего дома.
В этот момент перед святой Анной предстал Ангел, который возвестил ей волю Всевышнего: “Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой”. Одновременно, с аналогичным приветствием ангел явился и к Иоакиму в пустыне.
Обрадованный праотец поспешил домой, где встретил радостную жену свою. Очень скоро по возвращении мужа Анна поняла, что носит под сердцем дитя. Через положенное время, супруга Иоакима родила дочь, которую нарекли “Марией”, что значит “надежда, госпожа”.
До трёх лет святые Иоаким и Анна утешались общением со своей благословенной дочерью, а потом, согласно данному Богу обету, привели её в Иерусалимский храм и отдали на обучение первосвященнику.
Источники и установление праздника
О событиях, предшествующих Рождеству Пречистой Девы, нам сообщает апокрифический источник написанный в конце II века по Рождестве Христовом и известный как “Протоевангелие Иакова”.
Часть сведений о событиях начала земной жизни Богоматери содержат и другие вошедшие в Предание Церкви сочинения, такие как “Евангелие детства” (оно же – “Евангелие от Фомы”), “Книга Иосифа Плотника” и т.п.
Празднование Рождества Богородицы установлено Церковью в V-VI веках. Первые сведения об этом относятся к сочинениям Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и требнику Римского папы Геласия (492-426 годы), а также не дошедшему до нас кондаку преподобного Романа Сладкопевца (536-556 годы).
Как и другие богородичные праздники, Рождество Богородицы Церковь стала отмечать более торжественно в противовес распространившейся в те времена монофизитской ереси, объявлявшей, что если даже Господь Иисус Христос и был не только Богом, но и человеком, вся человеческая природа в Нём была поглощена природой Божества.
На православном Востоке Торжество в честь рождения Пречистой Девы распространилось широко уже в VII столетии, а в Римской Церкви только к XIII-XIV векам.
Практически во всех Церквях Запада и Востока Рождество Богородицы открывает новый церковный год (непосредственная дата начала 1 сентября) и приходится на 8 сентября (21 сентября по н.ст.). И только египетские христиане-копты отмечают его 9 мая (н.ст.).
Традиции и особенности Торжества
Богослужения Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, включающие 1 день предпразднства и 4 дня попразднства, духовенство совершает в облачениях голубого цвета.
Каноны праздника принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому. Стихиры праздника писали Константинопольский патриарх Герман, Солунский епископ Анатолий, Иосиф Песнописец, Стефан и Сергий Святоградцы.
Всенощное бдение с полиелеем содержит в себе три чтения из ветхого завета (паремии), содержащие прообразы рождества Богородицы: “Лестница Иакова”, “Пророчество Иезекииля”, а также слова из “Книги Притчей Соломоновых”.
В первой паремии сообщается о видении Иаковом лестницы, которая соединила небо с землею; во второй пророк Иезекииль Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, то есть Господом Иисусом Христом.
Если празднество выпадает на постный день, то ради великого события, православным христианам разрешается вкушение рыбы.
В народном календаре к празднику Рождества Богородицы уже убирали урожай и устраивали праздник, посвящённый плодородию и семейному благополучию, за которые благодарили Матерь Божию.
Интересные факты о Рождестве Пресвятой Богородицы
Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы – наиболее древнее из дошедших до нас песнопений этого торжества (V-VII века) и редкий случай полного совпадения богослужебного песнопения в Римо-католической церкви и Православных Церквях.
В Москве существует целый небольшой район, посвящённый родителям Пресвятой Богородицы – Якиманка. Он состоит из улиц Большая Якиманка, Малая Якиманка, Якиманский проезд и прилегающих к ним территорий.
Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили в Назарете, их Пресвятая дочь родилась в Иерусалиме. На территории Старого города около Львиных ворот сегодня располагается монастырь Святой Анны, где по Преданию раньше располагался дом, в котором Пречистая появилась на свет.
В 1854 году папа Пий IX-ый возвёл в степень догмата ранее выдвигавшееся некоторыми католическими богословами мнение о непорочном зачатии Девы Марии, которое не разделяют Православные Церкви, так как на это нет никаких указаний в Священном Писании и Священном Предании.
Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по указанию матери святого императора Константина Великого,святой равноапостольной царицы Елены, еще в IV веке.
В Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском мужском монастыре (Вологодская область) в соборе Рождества Богородицы сохранились удивительные по глубине фрески начала XVI столетия, выполненные знаменитым иконописцем из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Дионисием.
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – в православной церкви, событие очень важное. Отмечали этот праздник на протяжении недели. Готовили разнообразные кушанья, убирали в доме, ожидая прихода дорогих гостей. Работы на земельных участках были закончены, поэтому можно было себе позволить хорошо отдохнуть.
Рождество пресвятой богородицы
В Священном Писании не упоминается о рождении и жизни Богородицы Девы Марии. Мы узнаем о ее жизненном пути со слов верующих, которые передавались из поколения в поколение. Именно из священных записей, мы открываем для себя тайны рождения на свет женщины, которая прошла много мучений, преданно служила Богу и отдала всю себя для рождения и воспитания сына Божьего и спасителя всего человечества.
Родителями Девы Марии были глубоко верующие, смиренные и милосердные люди. Отец – Иоаким был царского происхождения, а мать – Анна, воспитывалась в семье священнослужителя, глубоко чтила все религиозные традиции, обычаи и обряды. Родители строго придерживались основных Божьих Заповедей и часто приносили дары в церковь.
Несмотря на это, долгое время, они не могли иметь детей, что в то время считалось огромным грехом, неся смерено свой тяжкий жизненный крест до почтенного возраста, не уставая просить у Бога помилование их грешных душ.
Отец, очередной раз, придя в храм Божий, и принеся жертвоприношение, был изгнан священнослужителем как бездетный человек. Он почувствовал умиротворение и искренне желание обратиться к Богу с чистосердечной молитвой о желанном, долгожданном ребенке.
Уединившись, он неустанно взывал к Творцу Мира, его молитвы были настолько чистыми и сокровенными, что были сразу же услышаны, и в качестве вознаграждения за преданное служение, он стал избранным из всех людей проживающих на Земле, родить дочь, которая спасет весь мир.
Иоаким и Анна дали обещание выполнить волю Творца и воспитать ребенка, во всей строгости религиозных обрядов, зная о ее миссии и предназначении на Земле – стать Матерью Спасителя человечества.
Православное Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовало начало нового периода в жизни всех людей на Земле.
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
Жизненный путь Матери Божией был нелегким, много она пережила горя, страданий и мучений, видя, как умирает распятый на Христе единственный, любимый сын, в которого она вложила все свои знания, душу и сердце. Такое могут выдержать не многие.
Достойно пройдя все жизненные испытания, она ни на минуту не сожалела о том, что всю свою жизнь посвятила Богу. С любовью она относилась ко всем людям и всегда молилась за отпущение их грехов и дарование Божьего милосердия и прощения. Своей праведностью, жизненными устремлениями и мудростью, а также незыблемым желанием отдать всю себя служению Богу, эта женщина стала защитницей всех людей, живущих на Земле.
Одна из основных жизненных истин всего человечества – рождение здоровых, счастливых детей – продолжателей рода. Но не каждой молодой семье дано иметь детей, поэтому многие обращаются с молитвой к иконе Рождения Пресвятой Богородицы, с просьбами о зарождении новой жизни. Ведь само зачатие – это чудо, которое произошло с матерью Девы Марии.
Главное не терять надежды и верить в чудеса Господние. Именно в этот Великий праздник молодые девушки молятся за создание новой семьи и возможности иметь здоровых детей, матери – за здоровье своих детей, за исцеление родных и близких от хвори и болезней.
На Иконе Рождения Пресвятой Богородицы нарисован момент появления на свет будущей матери Иисуса Христа. Всем молящимся перед этой иконой о спасении грешной души и покаянии за нарушение Заповедей Божьих даруется прощение.
В Православии в честь Рождества Пресвятой Богородицы были созданы такие иконы:
- Глинская икона Рождения Божьей Матери – известная своими чудотворными свойствами, исцелившая многие заблудшие души. Она помогает женщинам излечиться от гинекологических болезней и бесплодия;
- Исааковская икона Рождения Матери Божьей – была замечена людьми между веток плакучей ивы, на берегу речки. Жители близлежащей деревни перенесли ее в храм, а со временем, на том месте, где ее нашли, построили новый храм, который существует и в наше время. Она была защитницей младенцев и маленьких детей;
- Лукиановская икона Рождения Богородицы – названа так в честь монаха Лукиана, который первый увидел ее, на этом месте построил новую церковь и создал монастырь. Она славится своими чудотворными, целительными качествами и защищает от младенческих недугов.
Предоставляем текст молитвы:
«Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас».
Служба Рождеству Богородицы
21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы – великий православный праздник всех верующих людей. К нему очень тщательно готовятся, придерживаясь всех церковных обрядов и канонов.
Служба в церкви начинается до восхода солнца, все женщины зажигают свечи и пишут просьбы, ставя их возле иконы. Во время службы они искренне молятся и просят здоровья детям и близким, гармонии в семейных отношениях, благополучия в семье, излечение от многих недугов и даровании возможности родить здорового ребенка.
Считалось за должное, в этот день помогать незащищенным слоям населения, раздавая продукты питания (хлеб и сдобу, испеченные заранее, разные виды круп, овощи и фрукты, выращенные своими руками).
Существует много примет, которые передаются из поколения в поколение:
- До этого праздника, практически на всех земельных участках старались убрать весь выращенный урожай, таким образом, заканчивая сельскохозяйственный сезон;
- Нашими предками было замечено, если женщина успеет искупаться до первых лучей солнца, то красота не покинет ее до самой старости;
- В день Рождества Богородицы, девушки готовились к свадьбам, читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу;
- Молодожены встречали родственников: молодая жена старалась показать свои наилучшие кулинарные блюда, а ее муж – показывал животных, выращенных на протяжении года.