О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
- За что не любят православных?
- Сердце чисто созижди во мне Боже…
- Причастие. Почему не допускают к Причастию?
- Агав, апостол от 70-ти, священномученик . Житие
- В чем смысл Петрова поста?
- Анатолий Баданов — Ошибки миссионера: проповедь сектантам (2018)
- Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
- Как обрести душевный покой?
- Заказать бесплатно православный сайт
- Суббота — как Церковь относится к субботе?
- Как терпели скорби Оптинские старцы
- Смирение — смирять или смиряться?
- Анатолий Баданов — Чтение молитвенного правила по Феофану Затворнику
- Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
- Верба — зачем освящать вербу?
- Один ли Бог в разных религиях?
- Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва
- Ушел из жизни иеросхимонах Силуан (Сухаревский)
- Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
- Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
- Церковные суеверия. Как искажается христианство
- Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
- Крещение — 33 вопроса о крещении
- Петр Первозванный, апостол. Житие
- Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
Наши друзья
Семейная жизнь – частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, которая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели – значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу – это целое духовное искусство, духовная мудрость.
Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», на что хозяин отвечает: «Аминь»; либо гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения, церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди.
Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый – на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.
При посещении храма Божия православные верующие должны соблюдать опредёленные традиции и правила поведения в храме. Православный храм – это дом Божий, то место, куда верующие приходят для общения с Самим Господом – в личной и общей молитве во время участия в богослужении и церковных Таинствах, через которые Господь преподаёт всем членам Своей Церкви благодать Святого Духа для укрепления их веры, дальнейшего несения Креста и соблюдения Его святых заповедей. Те прихожане, которые посещают храм Божий редко, преимущественно – по праздникам, часто не осведомлены о существующих правилах поведения в храме, вследствие чего и сами они не получают необходимой духовной пользы от участия в церковном богослужении, и мешают в этом всем остальным.
Правила поведения в православном храме (до, во время и после богослужения)
1. Приходить в храм на богослужение надо загодя, за какое-то время до начала службы, особенно – во время крупных церковных праздников, чтобы, протискиваясь сквозь ряды прихожан, не толкать их и не мешать им сосредоточиться на словах молитв и песнопений.
2. Не следует уходить из храма до завершения богослужения, а в случае, если уйти раньше необходимо, следует встать в том месте в храме, где мало молящихся, чтобы выйти незаметно, никому не помешав.
3. Входить в храм следует неспешно, а войдя – надо перекреститься перед Царскими вратами и сотворить благоговейный поясной поклон, после чего можно пройти на выбранное вами место (по существующей традиции мужчинам на богослужении следует стоять в правом крыле храма, а женщинам – в левом). Не следует стоять у прохода к Царским вратам, ни тем более – в самом проходе, так как это может помешать действиям священнослужителей, совершающих службу.
4. Во время совершения богослужения не следует передвигаться по храму. Приложиться к св. иконам и возжечь перед ними свечи следует до начала либо по окончании службы, (если служится Полиелей – после елеопомазания).
5. При начале богослужения следует отложить все мирские попечения и мысленно сосредоточиться на словах церковных молитв и песнопений.
6. При открытии Царских врат даже тем, кто не может отстоять всю службу на ногах, следует встать и благоговейно стоять всё время до их закрытия.
7. Недопустимо стоять спиной к алтарю. При выходе из храма следует перекреститься в сторону алтаря, совершить поясной поклон и только после этого повернуться лицом к выходу.
Дополнительные рекомендации – как правильно вести себя во время богослужения:
– здороваться со знакомыми желательно молча, с благоговейным поклоном, без рукопожатий и поцелуев;
– после начала богослужения не должно шептаться, тем более – переговариваться вслух с рядом стоящими;
– во время богослужения не следует вертеть головой и разглядывать окружающих: в храм верующие приходят ради совместной молитвы и внимательного слушания Слова Божия;
– на богослужении в храме следует стоять (сидеть во время службы могут лишь люди преклонного возраста либо люди со слабым здоровьем);
– даже больные люди стоят во время чтения Св. Евангелия и во время важных моментов Божественной Литургии;
– при каждении следует встать ближе к центру храма, чтобы не мешать передвижению священнослужителя;
– при каждении на молящихся им следует стоять со склонённой головой;
– следует склонять голову и при закрытии/открытии Царских врат, в ответ на слова приветствия иерея «Мир вам!», а также во время благословения им прихожан;
– при освящении Св. Даров (при молитве «Тебе поем») следует сделать земной поклон, а при многолюдстве – низко опустить голову, чтобы не помешать остальным молящимся;
– в праздничные дни и на воскресных богослужениях вместо земных поклонов совершаются поклоны поясные;
– свечи следует осторожно возжигать от пламени других свечей, ставить их следует ровно, чтобы они, оплывая, не сильно пачкали воском церковные светильники;
– если в храме многолюдно, и служка затушил вашу свечу, заменив её другой, – ничего страшного не произошло: Господу видно наше молитвенное усердие и каждое наше действие;
– стоя в храме, следует молится и петь от сердца, не отвлекаясь умом и внимательно следя за ходом богослужения;
– креститься и совершать поклоны следует не произвольно, а вместе со всеми (при славословиях Св. Троице и Господу Иисусу Христу, возглашениях «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также при начале и окончании молитв);
– крестное знамение и поклон следует совершать также перед свв. иконами, подходя к ним и отходя от них;
– креститься с поспешностью, неблагоговейно и без внимания к словам произносимых в это время молитв – недопустимо.
Таинство Евхаристии (Причащения) в православном храме
1. Ко Святому Причастию православный христианин допускается только после Таинства Исповеди, по совершении священником разрешительной молитвы (исключением являются дети в возрасте до 7-и лет, которым дозволяется причащаться без исповеди).
2. Ко Святому Причащению надо подходить неспешно, благоговейно скрестив руки на груди, чтобы ненароком не толкнуть священнослужителя, держащего в руке чашу со Святыми Дарами.
3. Ожидая своей очереди, подходящему ко Св. Чаше недопустимо толкать окружающих и размахивать руками.
4. По причащении следует осторожно поцеловать Чашу и сразу же отойти в сторону, чтобы запить принятые Св. Дары т.н. «теплотой» (особой запивкой, стоящей в храме на специальном столике).
5. После принятия Св. Причастия не следует сразу же покидать храм, необходимо смиренно и благоговейно дождаться окончания Божественной Литургии и т.н. «отпуста», после которого следует, перекрестившись, приложиться ко Кресту, выносимому священником на амвон. В некоторых храмах по окончании Таинства Евхаристии читаются «Молитвы по Св. Причащении», которые, при желании, можно выслушать в храме (также эти молитвы причастники могут прочитать сами, по возвращении домой).
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
Впервые в храме
Цель христианской этики и морали – формирование привычки совершать добро, или выражаясь богословским языком, стяжание добродетелей. Святые Отцы различали несколько видов добродетелей, и, восходя от одного совершенства к другому, христианин поднимался, как по ступеням к Богу. Верующий, посредством Церковных Таинств, собирал в своей душе благодать Параклита. Таинства это своеобразные пути к Господу. При их совершении и в них самих, особым образом присутствует в мире Божество, подобно тому, как вода находится за Полярным кругом в виде снега, в средней полосе – в виде дождя, а в пустынях – в виде испарений. Святой Дух находится в нетленных телах святых, которые есть живые храмы Господа.
Христиане древности совершали Таинства на гробницах святых, пророков и мучеников за веру в Иисуса. Находящиеся в могилах святые, сообщали Церковным Таинствам силу любви Параклита, в результате действия которой, Таинства и совершались. У христиан не было мертвых и живущих, все были живы перед Богом и, поэтому, верующие собирались для совершения Таинств и произнесения молитв на кладбищах. Они приходили к местам захоронения своих близких и родственников, членов религиозной общины, которые, в большинстве случаев, были казнены по враждебному отношению к ним Римской империи. Общественные кладбища были для римских граждан неприкосновенным местом, там не могли арестовать человека, пришедшего к могилам предков. На кладбищах беспрепятственно разрешалось совершение любых обрядов и церемоний.
В Риме первого века, так же существовала христианская община, основанная учеником Иисуса Христа, апостолом Петром. В силу того, что слово «христианин» в Риме было синонимом выражения «осужденный на смерть». Там верующие собирались на катакомбах, где находились общественные кладбища. Знаменитые древнеримские катакомбы составляли под городом целый мегаполис, увеличиваясь вглубь и вширь. Самые древние захоронения находились близко к поверхности, а более поздние находились достаточно глубоко. Римские катакомбы были до недавнего времени забыты и заброшены, и только в XIX веке был обнаружен вход в одну из галерей. Катакомбы оказались наполнены христианскими фресками, гробницами мучеников, там были подземные храмы и места сбора первых христиан.
Археологические исследования римских катакомб, подтвердили древность обычая совершать христианские Таинства на гробницах мучеников и святых. В каждом современном православном храме, имеются частицы тел святых, на которых совершаются Церковные Таинства. Без мощей святых, храм не более, чем простое помещение. Таинства приобретают действительность, лишь при условии совершения их священнослужителем, имеющим право совершать их, которое происходит от апостольской преемственности рукоположения. Иными словами, свершение Таинств возможно только священнослужителем. Он должен быть рукоположен апостолами или их приемниками. Только при этом условии Таинства совершаются, во всех иных случаях они не имеют силы и не являются таковыми.
Итак, обычай совершать христианские Таинства на гробницах мучеников и святых – очень древний, существующий со времен основания первых религиозных общин. Указание на установление данной традиции имеются в последней книге Библии – Апокалипсисе, или откровении Иоанна Богослова, где утверждается, что Царство Бога основано на подвигах мучеников и святых, где под символическим престолом Бога находятся души убитых во имя Христа.
Первые христианские храмы, были очень скромными и внешне простыми. Это были простые помещения, неприспособленные для вмещения большого количества людей. В древнеримских катакомбах, это были просто большие подземные комнаты, где находились гробницы христиан. Они были украшены символическими изображениями Иисуса Христа – в виде ягненка или рыбы. Христиане тех лет должны были распознавать друг друга по особым знакам. Таким символическим действием стало крестное знамение. Крестясь, то есть изображая на себе знак креста рукой, последователи Иисуса узнавали таким образом своих. Крещение несло в себе еще и символическое значение – верующий, тем самым публично выражал свою веру в Иисуса, демонстрируя присутствующим веру в факт крестной смерти и воскресения Господа. Христос умер, нося на себе грехи всех людей и дав, тем самым, человечеству возможность прощения и исцеления духовных недугов. Крестясь, верующий выражал этим еще и сущность вероучения христианства. Помимо того, крестное знамение обладает, как и произнесение имени Иисуса Христа, свойством изгонять бесов и укреплять дух человека.
В разное время, у различных христианских общин, крестное знамение символизировало разнообразные религиозные истины. Некогда крестились одним пальцем, в Риме – ладонью, на Востоке – тремя пальцами, на Руси – двумя. Крестились правой рукой, справа – налево, иногда слева – направо. Крестясь, дотрагивались лба, плеч, живота. Крещение одним пальцем означало единство Бога, двумя пальцами – два естества, или две природы Иисусу Христу.
В настоящее время, православные христиане крестятся правой рукой, сложив большой, указательный и средний пальцы вместе щепотью, а два оставшихся пальца – безымянный и мизинец, пригибают к руке. Три пальца символизируют веру в троичность Божества, сложение пальцев при этом, обозначает единство Бога. Два согнутых пальца символизируют две природы единой личности Богочеловека. Крестясь, верующие прикасаются тремя сложенными пальцами правой руки поочередно лба, живота, правого и левого плеча. Прикосновение ко лбу означает очищение Богом ума, прикосновение к животу – очищение внутренних сил, правого и левого плеча – освящение дел человеческих рук. При крещении, во время прикосновения ко лбу, произносится: «Во имя Отца», при прикосновении к животу: «И Сына», к плечам: «И Святого Духа. Аминь».
Традиционно крестятся при входе в православный храм и при выходе из него, осеняют себя крестным знамением при целовании иконы, а также в различных моментах богослужения. Крестятся при окончании молитвы, во время прошений священнослужителя во время молитвенного призывания последним Бога. Обычно, присутствуя во время православного богослужения, крестятся вместе со всеми молящимися. Впрочем, обычай часто креститься при богослужении, присущ только славянам, особенно русским. Греки крестятся во время богослужения значительно реже.
Церковь – духовная сторона жизни человека. Искренняя вера в Бога, праведность и любовь к ближнему наполняют человеческую душу богатством Господнего света. Некоторые приходят к Богу сразу, чаще всего этому способствует воспитание в православной семье, некоторые понимают необходимость почитания духовного в зрелом возрасте и посещают храм уже будучи сознательными людьми. Однако в таких ситуациях возникает ряд проблем, когда прихожанин не знает как правильно вести себя в церкви.
Правила поведения в церкви:
- Посещать церковь необходимо в простой закрытой одежде. Женщинам стоит надевать длинные юбки и покрывать голову, также отказаться от косметики. Мужчинам следует избегать экстравагантности.
- Решившись посетить храм, следует заранее узнать время проведения службы и прийти до ее начала. Перед входом в церковь, необходимо перекреститься три раза и направиться к церковной лавке с целью приобретения свечек. Цена церковных свечей оптом от производителей в Москве невысока, поэтому для их покупки не потребуется большого количества средств.
- Количество и размер церковных свечей не имеет значения, также не важно, куда именно человек их поставит. Следует помнить, что круглый подсвечник используются для установки за здравие, а квадратный — за упокой. «Хорошим тоном» считается ставить свечу храмовой иконе.
- При зажжении свечи, необходимо полностью погрузиться в молитву и постараться не думать о посторонних вещах. Не стоит переживать о мелочах – нет особых правил, как устанавливать свечки, главное делать это искренне и от чистого сердца. Возжигать свечи следует от уже горящих или от лампадки. При отсутствии мест, свечку следует положить на подсвечник, служители церкви обязательно зажгут ее позднее.
- В церкви можно встретить человека, который слишком ревностно следует церковным правилам и упрекает других за их нарушение. Не следует вступать в полемику с такими людьми, лучше просто поблагодарить их за заботу и за ценную информацию, которую они вам предоставили. Их недовольство – это один из показателей гордыни, которую в христианской церкви считают грехом, единственное, что в данном случае может сделать христианин – это пожалеть их и надеется, что они избавятся от этого порока.
Церковные свечи при христианских таинствах:
Венчание – важное таинство, подразумевающие создание новой семьи не только на земле, но и на небесах. Перед проведением торжества, следует обсудить все вопросы со священником, а также позаботиться о приобретении свечек. Церкви часто покупают свадебные свечи от производителей оптом, однако, при желании сделать свечки более красивыми и уникальными, можно заказать их самостоятельно.
То же самое касается покупки декоративных свечей оптом – идеальных сувениров для родных и друзей.
Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени
Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)
Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.
Если закажете до 11:00 в будни — постараемся отправить в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день. В предпраздничный сезон сроки могут увеличиться на 1–2 дня.
Стоимость доставки зависит от количества товаров в заказе. Чем больше — тем выгоднее доставка. В среднем, доставка почтой стоит 200 р., самовывоз из пункта выдачи — 100 р.
Пункты выдачи есть в каждом крупном городе. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта РФ. Заказы приходят быстро, за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.
Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении. Можно оформить рассрочку на карту «Халва».
Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если по нашей вине что-то не дошло или повредилось — без вопросов вернем деньги или вышлем замену за наш счет.
Бог всегда был центральной фигурой в жизни христианина. Утро, вечер, даже прием пищи еще в недавнем прошлом люди обязательно начинали с молитвы. Сегодня многие правила, которых требует придерживаться церковь , обществом игнорируются. Но христианином продолжает себя считать даже человек, который не молится и не посещает церковь . По мнению священнослужителей, большого греха в этом нет, главное, чтобы были чисты помыслы и поступки человека и он жил по законам Божьим.
Православный этикет – одежда верующих
Этикет требует соблюдения не только норм приличия, но и правил ношения одежды. По правилам христианского этикета, в храм запрещено являться в пестрых, вызывающих нарядах. Предпочтительнее надевать одежду однотонного цвета. Не следует также выбирать спортивную одежду. Наряд должен быть скромным, не обнажающим человеческое тело. Образ не должен быть ярким – от украшений лучше отказаться. Церковь – не место, где можно демонстрировать свое одеяние. Нарушение данного запрета говорит о том, что пришедший в храм человек думает не о Боге, а о том, чтобы привлечь к себе внимание. Представителям сильного пола перед входом в храм следует снимать головные уборы. Дамам запрещено пользоваться косметикой и входить в священное место с непокрытой головой. Дамам также возбраняется облачаться в мужские костюмы: недопустимо приходить в церковь в брюках, джинсах, шортах.
По словам священнослужителей, придерживаться этих правил следует не только в церкви. Настоящий христианин везде должен оставаться христианином. Это не значит, что женщинам нужно всегда носить платья и платки. Речь идет о соблюдении определенного минимума правил, переступать который нельзя. Для этого следует прислушиваться к внутреннему голосу.
Правила поведения в храме
Во время службы не рекомендуется подпевать хору. Делать это можно только в том случае, если петь совсем тихо, не мешая окружающим. Также запрещено курение внутри храма или нахождение с животными. Еще один нюанс, о котором многие не знают, касается положения тела. В храме можно только стоять. Присесть могут исключительно те прихожане, которые больны либо слишком утомлены (например, старики). Закидывать при этом ногу на ногу возбраняется. Следует проявить наблюдательность и стараться повторять действия остальных людей, пришедших на службу. Например, вставать на колени в случае совершения этих действий молящимися. Разговоры, перешептывания при чтении Евангелия и совершения Божественной литургии следует отложить до их завершения. Также в этот момент нежелательно прикладываться к святыням, иконам, зажигать свечи. Быть в церкви следует до полного завершения службы. Ранний уход допустим в том случае, если человек испытывает в этом острую необходимость или вынужден сделать это по причине ухудшения самочувствия.
Как обращаться к христианам
Люди, исповедующие христианство , должны знать, что соблюдение православного этикета предполагает не только способность вести себя должным образом в храме, но и умение обращаться к находящимся там людям. Если к прохожему на улице можно обратиться, указав на его принадлежность к полу (женщина/мужчина, парень/девушка), то по отношению к прихожанину это будет являться демонстрацией своего бескультурья. Церковь призывает пользоваться более сердечными обращениями: сестра (при желании окликнуть девушку), матушка (при обращении к женщине). Юношей называют братьями, более зрелых мужчин – отцами.
Священников в православной среде называют батюшками и отцами. К последнему нередко добавляют имя священнослужителя. Правда, употреблять нужно церковнославянские имена, а не те, которые указаны в официальных документах: «отец» или «батюшка Иоанн» (но не Иван).
Важным отличием христианского этикета от делового является возможность обращения священнослужителей друг к другу на «ты». Прихожанам же предпочтительнее использовать вы-форму. Несмотря на то, что к Господу как к самому близкому христиане обращаются на «ты» (Господи, спаси; Боже, помилуй нас; царствие Твое), вы-форма по отношению к служителям храма считается более деликатной и не режет слух.
Нормы морали и этикетные правила действуют всюду – в светском обществе, в деловой среде, в спорте. Существует в мире особый этикет , который именуются религиозным. Православные церкви, соборы, храмы, прочие священные сооружения являются особыми местами, на территории которых действуют свои правила. Нарушить запреты церкви – оскорбить ее святость. Человек, который считает себя православным, обязан чтить христианские законы и предписания. Это особый мир, оказавшись в котором каждый может стать чуточку добрее и человечнее.
1. Входи в св. храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).
2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
3. Когда входишь в храм и видишь св. иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
4. Войдя в св. храм, сотвори — в будничные дни три земных, а в праздники три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».
5. Православные христиане подают во время Божественной Литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников (крещеных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Оформляются они следующим образом:
Имена пишутся аккуратно, разборчиво — полные, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Иоанна, Никифора и т. п. Количество имен не имеет значения, однако не очень длинную записку священник обычно читает внимательнее и — молитвеннее. А ведь именно такие записки и подаются, когда человек часто приходит в храм!
Записки подаются перед началом службы, обычно там же, где покупают и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.
6. Благоговейно относись к церковной свече: это — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
7. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских Врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.
8. В св. храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Св. Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.
9. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне. » и вся Литургия, начиная от «Иже херувимы. ».
10. В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
11. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.
12. Когда священнослужитель совершает каждение храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Св. Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола.
13. В храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Св. Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
14. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
15. Никогда не позволяй ребенку есть в св. храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб.
16. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.
17. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
18. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.
19. До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — грех перед Богом. Если же это случится, скажи на исповеди священнику.
20. По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины — в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.
21. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться Св. Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
22. Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.