Православная церковь и российское государство

Монография известного историка, доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Сергея Львовича Фирсова посвящена анализу основных проблем, связанных с церковно-государственными отношениями в Российской империи 1825–1855 гг.: что представляла собой церковная жизнь в николаевскую эпоху, кто и как исполнял самодержавную волю в церковных делах, какие задачи стояли перед православным обществом и каким оно было. Также исследуются вопросы, могла ли Православная Церковь отвечать на вызовы времени и противостоять наступающему секуляризму, и отвечала ли Российская империя эпохи Николая I своему предназначению: охранять и приумножать объявленные государственными ценности — «православие, самодержавие, народность», — названные «якорем спасения», который должен был предохранить державу от революционных потрясений.
Книга рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов, а также всем интересующимся историей Русской Православной Церкви и историей России.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
Император Николай Павлович как православный государь и верующий христианин.
Штрихи к социально-психологическому портрету

ОЧЕРК ВТОРОЙ
«Православный абсолютизм».
Светская власть и Православная Церковь в эпоху императора Николая I

ОЧЕРК ТРЕТИЙ
«Охранительная идеология» и Православная Церковь в России 1825–1861 гг.

ОЧЕРК ЧЕТВЁРТЫЙ
Религиозная политика и народное благочестие в России (1825–1861 гг.)

ОЧЕРК ПЯТЫЙ
Архимандрит Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пустыни

ОЧЕРК ШЕСТОЙ
Святой империи. К истории канонизации святителя Митрофана Воронежского в 1832 году

ОЧЕРК СЕДЬМОЙ
Православное государство и русские старообрядцы-поповцы в эпоху императора Николая I

ОЧЕРК ВОСЬМОЙ
Святейший Правительствующий Синод в эпоху императора Николая Павловича. Историко-социологический очерк

ОЧЕРК ДЕВЯТЫЙ
«Око Государево». Обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода в эпоху императора Николая Павловича.
Штрихи к социально-психологическому и политическому портрету

ОЧЕРК ДЕСЯТЫЙ
Отчёты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая Павловича как источник по истории
Православной Российской Церкви

Православная церковь и российское государство

Вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Сергея Львовича Фирсова «"Якорь спасения". Православная Церковь и Российское государство в эпоху императора Николая I. Очерки истории».

Монография написана на основе цикла статей, опубликованных в 2004–2020 гг. в различных журналах, и посвящена анализу основных проблем, связанных с церковно-государственными отношениями в российской империи 1825–1855 гг.: что представляла собой церковная жизнь в николаевскую эпоху, кто и как исполнял самодержавную волю в церковных делах, какие задачи стояли перед православным обществом и каким оно было.

Также автором исследуются вопросы, могла ли Православная Церковь отвечать на вызовы времени и противостоять наступающему секуляризму и отвечала ли российская империя эпохи Николая I своему предназначению: охранять и преумножать объявленные государственными ценности — «православие, самодержавие, народность», — названные «якорем спасения», который должен был предохранить державу от революционных потрясений.

Рецензентами новой монографии С. Л. Фирсова выступили Сергей Константинович Лебедев — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий отделом новой истории россии Санкт-Петербургского института истории российской академии наук, и Леонид Владимирович Выскочков — доктор исторических наук, профессор кафедры истории россии с древнейших времен до XX века института истории Санкт-Петербургского государственного университета.

Об истории создании книги и о дальнейших творческих планах Сергей Львович Фирсов рассказывает в беседе с директором Издательства СПбДА Д. В. Волужковым.

Монография рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви и предназначена для преподавателей и студентов богословских и светских вузов, а также всех интересующихся историей Русской Православной Церкви и историей России.

Приобрести книгу можно в интернет-магазине издательства, в книжной лавке академии, в книжных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы.

Монография известного историка, доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Сергея Львовича Фирсова посвящена анализу основных проблем, связанных с церковно-государственными отношениями в Российской империи 1825–1855 гг.: что представляла собой церковная жизнь в николаевскую эпоху, кто и как исполнял самодержавную волю в церковных делах, какие задачи стояли перед православным обществом и каким оно было. Также исследуются вопросы, могла ли Православная Церковь отвечать на вызовы времени и противостоять наступающему секуляризму, и отвечала ли Российская империя эпохи Николая I своему предназначению: охранять и приумножать объявленные государственными ценности — «православие, самодержавие, народность», — названные «якорем спасения», который должен был предохранить державу от революционных потрясений.
Книга рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов, а также всем интересующимся историей Русской Православной Церкви и историей России.

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
Император Николай Павлович как православный государь и верующий христианин.
Штрихи к социально-психологическому портрету

ОЧЕРК ВТОРОЙ
«Православный абсолютизм».
Светская власть и Православная Церковь в эпоху императора Николая I

ОЧЕРК ТРЕТИЙ
«Охранительная идеология» и Православная Церковь в России 1825–1861 гг.

ОЧЕРК ЧЕТВЁРТЫЙ
Религиозная политика и народное благочестие в России (1825–1861 гг.)

ОЧЕРК ПЯТЫЙ
Архимандрит Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пустыни

ОЧЕРК ШЕСТОЙ
Святой империи. К истории канонизации святителя Митрофана Воронежского в 1832 году

ОЧЕРК СЕДЬМОЙ
Православное государство и русские старообрядцы-поповцы в эпоху императора Николая I

ОЧЕРК ВОСЬМОЙ
Святейший Правительствующий Синод в эпоху императора Николая Павловича. Историко-социологический очерк

ОЧЕРК ДЕВЯТЫЙ
«Око Государево». Обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода в эпоху императора Николая Павловича.
Штрихи к социально-психологическому и политическому портрету

ОЧЕРК ДЕСЯТЫЙ
Отчёты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая Павловича как источник по истории
Православной Российской Церкви

Каталог выполненных запросов

Прошу вас помочь с поиском литературы для написания дипломной работы по специальности — теология. Тема работы «Православная церковь и русское общество в 15-16 веках».

Если это возможно, прошу соблюсти пожелание относительно характера литературы. Так как тема затрагивает вопрос идеологических основ мировоззрения русского народа, в период весьма значимый для формирования централизованного государства, прошу помочь найти труды, как советских ученых, так и современных исследователей, с либеральными воззрениями, так же историков имперского периода, и современных, патриотически-ориентированных исследователей. Считаю, что реалии требуют именно такого рассмотрения проблемы.

XIII Международная научная конференция, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование»

(ВлГУ, Владимир 11-14 мая 2021 г.)

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Союз краеведов Владимирской области проводят XIII Международную научную конференцию, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука и образование».

Конференция посвящена памяти просветителей славянских народов равноапостольных Кирилла и Мефодия, научным аспектам исследования православной традиции. Язык конференции – русский и английский (для тезисов <статей>иностранных участников).

В ходе конференции предполагается обсуждение следующей тематики:

  1. Русская Православная Церковь в истории России и Православной ойкумены.
  2. Образование и культура как основа национальной безопасности России
  3. Александр Невский в истории России и православия.
  4. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви в XX столетии.
  5. Императорское Православное Палестинское Общество и Святая Земля в духовном развитии России.
  6. Традиция православного паломничества: история и современность.
  7. Российское государство и общество.
  8. Деятельность поместных Православных церквей.
  9. Мировое Православие и Россия.
  10. Духовные и культурные связи православных народов.
  11. Актуальные проблемы религиозного, религиоведческого и духовно-нравственного образования.
  12. Диалог науки и религии в православном контексте.
  13. Православие, философия и религиоведение.
  14. Концептосфера русского языка
  15. Христианская традиция в истории русской и западноевропейской литератур.

Заявки и тезисы (статьи) на участие в конференции просим прислать не позднее 11 апреля 2021 года (включительно) по адресу: 600000,г.Владимир, ул.Белоконской 3/7, 3 корпус ВлГУ, ауд. 211, Владимирский государственный университет, кафедра философии и религиоведения, Оргкомитет Кирилло-Мефодиевских чтений или на электронный адрес: [email protected]

В заявке необходимо указать Ф.И.О. (полностью), тему доклада, место работы, ученую степень и должность, домашний и рабочий адрес (с индексом), телефон (факс), электронный адрес.
Вместе с заявкой необходимо прислать: тезисы (2–3 страницы) или статьи (до 6 страниц) в редакторе Word электронной почтой;
Требования по оформлению.
1. Формат – лист А 4, шрифт – 14 для TimesNewRoman.
2. Междустрочный интервал – 1,5

  1. Поля – 2 см.
    4. Красная строка – 1,25 см.
    5. По центру страницы полужирным шрифтом печатаются: фамилия и инициалы автора (строчными буквами), должность автора и место работы печатаются обыкновенным шрифтом (строчными буквами), название доклада (прописными), подзаголовок в скобках с новой строки (строчными).

В тексте обязательны: УДК, ФИО, название доклада и аннотация на русском и английском.

  1. Через пробел в одну строку от «шапки» следует текст тезисов.
    7. В тексте ссылки должны даваться нумерацией в квадратных скобках с указанием страницы: [1, с. 8], [2, л. 56], [3], [4]. Библиографический список размещается в конце текста в алфавитном порядке. Тексты библиографических ссылок должны быть оформлены в соответствии с ГОСТом. Для тезисов ссылки рекомендуется давать только в исключительных случаях.
    8. Тексты должны быть выверены. Авторы несут полную ответственность за содержание.

Образец выполнения заглавия тезисов:

УДК

Иванов А.В.
Доцент Ивановского государственного университета

Орлов Игорь Борисович — доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя Департамента политической науки Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

План лекции

1. Смерть патриарха Адриана и период местоблюстительства создание Монастырского приказа, частичная секуляризация церковных земель; 2. Регламент Духовной коллегии и создание Святейшего Синода; 3. Ликвидация поста президента Духовной коллегии переход контроля над Церковью в руки обер-прокурора Синода; 4. Реформа Синода 1726 г. — создание Коллегии экономии; 5. Русская православная церковь в 1730-1762 гг.: конфликты и сотрудничество; 6. Петр III и указ о секуляризации церковных земель; 7. Секуляризация церковных земель и утилитарная политика в отношении Церкви при Екатерине II; 8. Церковная политика Павла I — попытка восстановления авторитета Церкви; 9. Реформа Синода и создание министерства духовных дел и народного просвещения при Александре I; 10. Русская православная церковь («ведомство вероисповедных дел») в период царствования Николая I: между открытой государственной поддержкой и бюрократизаций (обер-прокурор Н.А. Протасов); 11. Церковная реформа графа П.А. Валуева в 1860-е гг.: успехи и провалы; 12. Взаимоотношения церкви и государства при Александре III (обер-прокурор К.П. Победоносцев): попытка реанимации идеологии официальной народности.

Аннотация

В лекции освещаются основные сюжеты, связанные с взаимоотношениями государства и Русской православной церкви в XVIII — XIX вв. на которые пришелся (до 1917 г.) Синодальный период ее истории. Фундаментальные перемены в жизни Церкви связаны с ликвидацией Петром I патриаршества и созданием «коллективного патриарха» — Синода — во главе с «оком государевым» — обер-прокурором. Самому государю отводилась роль «судии» в церковных делах (это положение сохранялось до 1901 г.). Павел I объявил себя главой Церкви, а в российское законодательство эта формула попала при Николае I.

XVIII столетие стало периодом противостояния государства и Церкви, закончившимся секуляризацией церковных земель при Екатерине II и окончательным утверждением власти обер-прокурора. Правление Павла можно рассматривать как попытку возвращения к допетровской модели власти, освященной Церковью. Однако при Александре I, чье правление стало началом пересмотра утилитарного отношения к Церкви, очевидно покровительство всем христианским церквям (Библейское общество) и усиление власти обер-прокурора (А.Н. Голицын).

Преобразования в Церкви в течение первой половины XIX в. преследовали только одну, высшую цель — охранение основ самодержавия. Во имя этой цели претерпела изменения церковно-административная система, во имя нее дважды подвергались пересмотру уставы духовно-учебных заведений, открывались новые епархии, вводились новые штаты причтов. Но все это усиливало правовую зависимость церкви от государства.

Попытки преодолеть кризисные явления в Церкви при Александре II (реформа, инициированная министром внутренних дел Валуевым) не достигли своей конечной цели. Не удалось ни поднять авторитет Церкви, ни даже существенно улучшить положение низшего духовенства. После трагической гибели Александра II новое правительство сделало вывод о неудаче церковной реформы, не оправдавшей охранительных надежд. Поэтому в середине 1880-х гг. церковь снова подверглась преобразованиям: были учреждены 13 новых архиерейских кафедр, восстановлены 2 тыс. приходов, учрежден Совет по церковно-приходским школам, проведено 14 крупных общественных празднеств, призванных укрепить новую модель государственности в народном сознании. Но церковные преобразования Победоносцева не принесли ни решения политических задач самодержавия, ни внутренних проблем Церкви.

Вопросы по теме лекции

1. Почему некоторые религиозные адепты считали Петра I «антихристом»? 2. Соответствовало ли введение Синода юридическим православным канонам? 3. В чем проявлялось утилитарное отношение к Церкви в XVIII ст.? 4. Каков был формальный и неформальный статус императора в отношении Церкви в Синодальный период? 5. Почему провалились церковные реформы Александра II?

Литература

1. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: Официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Казань, 1997. 2. Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб., 1998. 3. Левченко И.В. Русская православная церковь и государство. Иркутск, 1997. 4. Николин А. Церковь и государство: (История правовых отношений). М., 1997. 5. Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865 // Вопросы истории. 1993. №11-12. 6. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996. 7. Реснянский С.И. Церковно-государственная реформа Петра I. Протестантская модель или византийское преемство. М., 2009. 8. Римский С.В. Церковная реформа 60-70-х гг. XIX века // Отечественная история. 1995. № 2. 9. Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб., 2000.

После распада Советского Союза российское духовенство едва ли не впервые в своей истории обрело всю полноту прав и свобод. Их обеспечению были посвящены специальные пункты в Конституции, Уголовном кодексе, КоАП, Трудовом кодексе, УПК, Законе «О плате за землю» и других нормативных актах.

О деталях происходившего с первого года существования современной России законодательного процесса облегчения условий работы духовенства и предоставления ему особых правовых условий рассказывает в двадцать восьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

После принятия Съездом народных депутатов РСФСР решения о суверенитете Российского государства в 1990 году и после распада СССР все вопросы защиты прав человека и гражданина перешли в ведение законодательных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Власти республики продолжили курс на полное восстановление прав духовенства, взятый СССР в годы перестройки. В результате устранения коммунистической идеологии как основы государственной политики отношение российского руководства к церкви приобрело устойчивый позитивный характер.

После 1991 года стало еще более интенсивным начатое ранее возвращение Русской Церкви ее святынь, храмов и монастырей. Церкви были переданы знаменитые северные обители – Соловецкий и Валаамский монастыри, в Новгороде патриарх Алексий II освятил закрытый с 1929 года Софийский собор, а Успенский собор Московского Кремля вновь стал патриаршим собором Русской православной церкви.

В 1993 году патриарх освятил восстановленный Казанский собор на Красной площади, а осенью 1994-го началось восстановление главного храма дореволюционной России – Христа Спасителя в Москве, которое к 1998 году было закончено.

С тех лет и по настоящее время каждая структурная единица, находящаяся в каноническом ведении Русской православной церкви, зарегистрирована Министерством юстиции как самостоятельное юридическое лицо (религиозная организация), со всем объемом положенных в этом случае прав без малейшего изъятия или их умаления.

С точки зрения налогообложения законодательство РФ рассматривает структуры РПЦ, как и прочих религиозных объединений, в качестве некоммерческих организаций (НКО). Русская православная церковь предоставляет Федеральной регистрационной службе финансовую отчётность упрощённой формы, предусмотренной для религиозных объединений, и имеет ряд налоговых льгот.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила важнейшие гарантии реализации прав религиозных организаций. К ним относятся следующие положения: Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности; каждому гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства.

Также и самые общие положения Конституции тоже можно рассматривать как нормы, защищающие права духовенства и верующих. В частности, часть 2 статьи 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что, несомненно, относится и к религиозным правам и свободам.

26 сентября 1997 года в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», по которому священники и религиозные организации были наделены широкими правами. Так церковь получила право обращаться к президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей.

Священники, согласно этому закону, могут беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей.

Кроме этого, духовенство получило право проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан.

В развитие положений Конституции закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года установил запрет на введение каких-либо преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Все граждане РФ абсолютно равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к вере и религиозной принадлежности.

Священники получили право свободно производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и печатные, аудио- и видеоматериалы, а также иные предметы религиозного назначения. В целях пополнения своих рядов духовенство имеет право создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала.

Права духовенства России защищены и другими нормативными актами. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. С 1996 года воспрепятствование деятельности священников и религиозных организаций является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса РФ.

К юридическим гарантиям реализации права на свободу совести также относится и право гражданина, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданскую службой

В то же время государство ведет себя корректно и деликатно по отношению к тем вопросам, которые регулируются самой церковью. Так, Трудовой кодекс не регулирует отношения религиозных организаций со священнослужителями. По мнению авторитетных ученых правоведов, противоположное решение законодателя явилось бы вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных организаций и могло бы создать трудноразрешимые проблемы в правоприменительной практике.

Таким образом, в России, взявшей курс на строительство правового государства, права духовенства надежно защищены и законодательством, и на практике. Священники уравнены в правах со всеми слоями населения и пользуются всем набором гражданских прав, т.е. достигли полноправия.

А если и есть особенности правового положения священнослужителей, то они объясняются спецификой их деятельности и направлены на облегчение условий работы, на то, чтобы духовенство могло беспрепятственно осуществлять свою миссию.

Так, Закон РФ «О плате за землю» устанавливает норму, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

А Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет, что при производстве по уголовному делу священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему из исповеди.

XV – XVII века стали эпохой становления и укрепления Русского централизованного государства. Так же в это время накапливались силы, создавались основы для того, чтобы Россия совершила новый подъем – русское государство перешло в новое качество – стало империей. Этой основой стали и перемены государственного строя, и определенные экономические процессы, и небывалое до этого времени расширение территорий. Великое культурное наследие нашей страны хранит это особое и неповторимое время, когда к концу XV в. завершилось русское возрождение и началось взаимодействие русской и западной культур. Его итоги поразили воображение. Однако к основному факту этого времени, конечно, относиться формирование централизованного государства. Это факт разграничил Древнюю Русь и Россию. Граница пролегла через все области жизни, такие как: политическая, экономическая, социальная, церковная и духовная и пр.

Диссертация по уголовному праву на заказ — один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.

. Образ России за границей в XVI-XVII вв. был необыкновенно популярен. Идея богоизбранности Руси нашла свое отражение в теории «Москва— Третий Рим», которую сформулировал монах Псково-Печерского монастыря Филофей около 1524 г. В ней отразился настрой русских церковнослужителей, которые были враждебны католицизму («латинству»).. При помощи теории «Москва — Третий Рим» Русская православная церковь укрепила авторитет. Параллельно с этой теорией Московским правительством использовалась теория Спиридона-Саввы, которая декларировалась в «Послании о Мономаховом венце» и «Сказании о князьях Владимирских», и объединяла государственность Руси с мировыми державами прошлого. Новизной, которой обладала официальная историография конца XV-XVI вв., стала более отчетливая и определенная, чем раньше, идея самодержавия и устранения всех самостоятельных, а так же полу самостоятельных княжеств. Помимо этого, сильно повысился интерес к всеобщей истории. Конец XV— начало XVI вв. – это время, когда московские книжники решили включить историю Руси в историю всемирную, и объединить между собой два этих исторических процесса, которые до сих пор рассматривались независимо друг от друга. Целью написания реферата является исследование государства и церкви в России 15-17 века.

Период XV — XVII вв. в Российском государстве — это время существенных политически и экономических преобразований. Культурная и политическая жизнь передвигается на северо-восток, где и формируется Московское государство. Со временем власть становиться централизованная, а вокруг Москвы «собираются» русские земли. Происходит формирование национального самосознания русского народа. Огромная роль в возвеличивании Московского государства и превращении Москвы в центр культурной и политической жизни была сыграна не только воинами и правителями, но и духовными, и идеологическими наставлениями той эпохи.Для объединения и централизации Российского государства была необходима военная, политическая сила, а так же направляющая идея, являющаяся нравственно-идеологическим обоснованием этих действий. И именно в этой связи московские правители изо всех сил старались привлечь церковь на свою сторону, так как она представляла собой ведущую идеологическую силу в стране. Русской православной церковью всеми силами защищалось и поддерживалось объединение вокруг Москвы русских земель, укреплялась великокняжеская власть и формировалась централизованное государство. Благодарные великие князья также всеми силами поддерживали церковь. Она получала новые земельные владения, большие вклады деньгами, дорогие вещи, так же, церковные земельные собственники имели налоговые льготы, обладали правом судить и рядить людей, проживающих на их землях. Такой порядок на Западе назывался иммунитетом, укрепился он и в России. Особенно авторитетна Русская православная церковь стала после того как пал Константинополь и она с середины XV века превратилась в автокефальную, т.е. стала самостоятельной организацией, независимой от константинопольского патриарха. На тот момент времени она была самой крупной, богатой, хорошо организованной православной церковью в Евразии. Даже, не смотря на определенные противоречия с великокняжеской властью, Церковь продолжила разными способами возносить Русское централизованное государство. Именно церковная среда в начале XVI в. предложила теорию «Москва – третий Рим», которую хорошо приняло общество, так как она четко вписывалась в идеологию того времени. Эта концепция, можно сказать, стала неким оплотом русской философии, в значительной мере определившим мессианское направление и проблему ее развития.

Борисов Н.С. Иван. Калита. М.: Молодая гвардия, 1995. — 304с. Серия «Жизнь Замечательных Людей». Вып.776 Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005г. – 73 с. «Записки о Московии барона Герберштейна». — СПб., 1866 Исаев И.А. История государства и права России. / Под ред. И.А. Исаева. – М.: 1999. Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. — М.: Языки славянской культуры, 2002 Карташов А.В. Судьбы Святой Руси. – М., 1999. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Т. 3. — М., 1987. Ключевский, В. О. О русской истории : сборник / В. О. Ключевский . – М. : Просвещение, 1993 . – 574 с. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2001г. – 479с. Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М., 1914. Лейст. О.Э. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство «Зерцало», 2006 – 568с. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф.В. С. Нерсесянца.—4-еизд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 944 с Никольский, Н.М. История русской церкви. Монография – М.: Политиздат, 1983. – 440 с. Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. Погасий А. Церковные расколы в российском православии XIV — начала XX веков. Монография — М.: МедДок, 2009. — 292 с. Скрынников, Р.Г. Святители и власти. Монография. – Л.: Лениздат, 1990. – 333 с. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI –XVI). Монография. — М.: Издательство МГУ, 1986., 208 с. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. 1.Изд. 3-е, перераб. и доп. //Под редакцией О.И. Чистякова — М.: Юристъ, 2005г. – 430с.

Ссылка на основную публикацию