Поминовение усопших по уставу православной церкви

ТРЕТИЙ, ДЕВЯТЫЙ, СОРОКОВОЙ ДНИ. ГОДИНА

Сверх общих дней поминовения усопших из глубокой первохристианской древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в 3-й, 9-й и 40-й дни по кончине. Иногда у нас выделяется как особо поминальный день и двадцатый. Кроме того, подобно тому как живые обычно отмечают нарочитою молитвою и братской трапезой дни своего рождения и именин, установился обычай ежегодно совершать поминовение наших близких усопших в день кончины (рождение в новую жизнь) и в день тезоименитства.

Типикон дает предписание только о том, когда можно совершать поминовение, если один или несколько таких поминальных дней случаются в Великом посте. Никаких других указаний о совершении заупокойных богослужений в другое время в этих случаях он совсем не делает. Это означает, что общественное богослужение при совершении частных поминовений не допускает никаких изменений и отступлений от точного исполнения всего положенного на тот день по уставу, не допускает никаких заупокойных дополнений сверх того, что устав разрешает для данного дня. И Большой Московский Собор 1666-1667 годов, говоря о поминовении усопших в третины, девятины, сорочины, годины и в других случаях, не делает указаний о каких-либо изменениях в последовании вечерни, утрени, повечерия, часов, которые, очевидно, должны совершаться точно по уставу, для данного дня положенному, без всяких заупокойных добавлений. Поминовение усопших соборное постановление ограничивает совершением панихиды накануне после вечерни, чтением на литургии заупокойных апостола и евангелия, и совершением заупокойной литии по заамвонной молитве и вторично по отпусте литургии на гробе, если последний находится вблизи. А указания церковного устава о том, когда должно совершаться поминовение 3-го, 9-го и 40-го дней, если оно случается в Великом посте, должно иметь то принципиальное значение, что и всегда в течение всего года гласное поминовение усопших по случаю нарочитых дней, даже совершение после общественного богослужения панихиды или литии, следует приноравливать к тем будничным дням, когда можно совершить гласное поминовение усопших в полном согласии с уставом. К сожалению, с этим у нас совсем не желают считаться и во что бы то ни стало хотят совершать гласное поминовение своих усопших, требуют совершения заупокойных последовании в тот именно день, когда случится та или иная память усопшего, хотя бы то был великий праздник. Как будто заупокойное богослужение, перенесенное за послушание Святой Церкви на ин день, не будет иметь своей силы? В древности поступали иначе. Так, Константинопольский патриарх Алексий, известный по сохранившемуся с его именем уставу, который он дал для основанного им в Константинополе монастыря Успения Пресвятой Богородицы, заповедуя, чтобы братия монастыря совершали после его кончины поминовение о нем, и имея в виду приурочить это поминовение, между прочим, к ежегодному торжественно справлявшемуся в обители 14 августа дню освящения главного храма и ко дню своего Ангела преп. Алексия Человека Божия, в честь которого в обители тоже был храм, назначает для совершения панихиды не самые эти праздники, а 12-е августа и 15-е марта. Таким образом, гласное заупокойное моление отодвигается от монастырских праздников на два дня вперед, чтобы не только самые праздники, но и кануны их были освобождены даже от могущей быть совершенной не в связи с общественным богослужением панихиды.

В соответствии с церковным уставом и древней практикой поступали и на Руси еще в прошлом столетии. Так, Митрополит Московский Филарет, получив в субботу известие о смерти своей сестры, во вторник пишет к родным: “Получив известия ваши в субботу, в Воскресение совершил я литургию, молясь о ней тайно. Панихида была после вечерни, а открытое поминовение на литургии вчера”. Таким образом, святитель Филарет не только не дерзнул на гласное поминовение новопреставленной за литургией в воскресный день, но не нашел возможным даже и панихиду совершить непосредственно после воскресной литургии (как обычно, не задумываясь, делают теперь), а отложил ее до окончания будничной вечерни к понедельнику, и отпевание своей матери, скончавшейся в пятницу, он совершил не на третий день, в воскресенье, а на 4-й — в понедельник. он случился в такой день, когда устав не допускает никакого гласного поминовения усопших даже в качестве частной требы, в ближайший к нему день, когда таковое поминовение может быть совершаемо.

Если и для таких нарочитых дней, как 3-й, 9-й, 40-й, годовой, не допускается никаких изменений в основных службах дня сравнительно с тем, что положено по уставу, то тем более не может и не должно быть никаких изменений при совершении так называемых сорокоустов, т. е. поминовения усопших непрерывно в течение 40 дней по кончине. Если бы и ради сорокоустного поминовения усопших можно было усиливать и умножать заупокойные молитвословия на основных службах общественного богослужения, тогда нарушился бы весь строй нашего Устава, весь так ревниво охраняемый им порядок чередования скорбно-покаянного с радостно-праздничным, ибо пришлось бы в течение долгих периодов, если не заглушать, то во всяком случае довольно сильно ослаблять радость случающихся праздников заупокойными песнопениями.

Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока литургий, хотя бы это поминовение ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освящении Святых Даров. Сорокоуст — это значит сорок литургий. Но редко когда заупокойный сорокоуст исполняется точно. Обычно его заканчивают в сороковой день по кончине. В число сорока дней входит и самый день кончины, в который редко когда бывает первая заупокойная литургия. Таким образом, в 40-й день чаще всего бывает лишь 39-я литургия. Между тем устав церковный предписывает совершать литургию не до 40-го дня по кончине, а до исполнения дней четыредесяти, что значит — до исполнения 40 литургий. Поэтому если поминовение за литургией началось не в самый день кончины, или если оно совершалось не непрерывно изо дня в день, то оно должно быть продолжено и после сорокового дня до исполнения полного числа 40 литургий, хотя бы их пришлось совершать спустя продолжительное время после сорокового дня, как это может быть о скончавшемся в Великом посте, сорокоустное поминовение коего начинается лишь с понедельника Антипасхи. Самый же сороковой день должен быть справлен в свое время или, если бы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В день памяти пророка Божия Илии Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме Илии Пророка в Обыденском переулке в Москве

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл: Наше служение следует оценивать только по результатам реального воздействия Церкви на умы и сердца людей

В день памяти равноапостольного князя Владимира Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Архив

Поминовение усопших по уставу православной церкви

В канун дня особого поминовения усопших — Радоницы — портал Патриархия.ru публикует выдержки из фундаментального труда выдающегося литургиста святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (+1962).

«Пасхальная панихида»

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не возбраняется и на Пасхе; не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими.

Христосование с усопшими

В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия*, «яко живи суще. и по смерти. от среды гробов отвечали: Воистину воскресе»**.

Поминовение усопших по уставу православной церкви

Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут.

От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются их обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Пасхальное посещение могил священнослужителями

Для людей церковных естественно желание, чтобы священный обряд христосования с усопшими происходил при участии священнослужителей, подобно тому, как первое, самое радостное христосование с живыми во время утрени первого дня Пасхи происходит также при участии священнослужителей.

Кроме того, как для самих церковных людей отрадно и утешительно посещение с молитвой в праздник их жилищ священоослужителями, так естественно для них позаботиться о том, чтобы такую же радость и утешение доставить и умершим. Но и пасхальное посещение могил священнослужителями, соответственно особливому характеру праздника праздников и торжества из торжеств, должно быть радостным, праздничным, торжественным и совершенно отличным от посещения могил во всякое другое время.

В Пасху на могилке священнослужителями приличнее всего совершить то, что обычно совершается при посещении на Пасхе священнослужителями домов их живых духовных чад, т. е. пропеть пасхальные песнопения, какие где принято, и как там, в конце может быть присоединена ектения о здравии предстоящих, так здесь может быть присоединена ектения об усопших, разумеется, с красным, а не заупокойным Господи помилуй.

Больше из заупокойного ничего, — ни кондака, ни «Вечной памяти» не должно быть.

Поминовение усопших по уставу православной церкви

У гроба скончавшегося во святые дни Пасхи может быть более продолжительное служение, но не пасхальной панихиды, а пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектении. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как исключительное и почти единственное отличие последования пасхального погребения.

Служение же полной панихиды должно быть отложено до Радоницы, когда у нас обычно совершается поминовение усопших. Но и в Радоницу должна быть не какая-либо особая пасхальная панихида, а самая обычная великая панихида, изложенная в Типиконе и Октоихе, предваряемая только после начального иерейского возгласа троекратным пением тропаря Пасхи, как это делается на всех службах в послепасхальные дни.

* Преподобный Дионисий, по прозванию Щепа, был блюстителем Антониевых пещер. Почивает в затворе в дальних пещерах. Память 28 августа.
** Служба преподобным отцам Печерским и всем святым в Малой России просиявшим, песнь 8, тр. 4.

Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления своих живущих на земле членах и от их лица, Церковь сокращает так вые моления в праздники.

Церковный устав о поминовении. На вечернем, утреннем и дневном богослужениях в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших. Вечернее богослужение. Поминовение усопших на ней совершается краткой общей формулой на сугубой ектеньи: «О всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных». Повечерие заканчивается ектеньей: «Помолимся. ». На ней ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы братия наши, зде лежащие и повсюду православные. Утреннее богослужение. Начинается полунощницей: вся вторая ее половина, посвящает молению об усопших (особая заупокойная молитва и заключительная ектения «Помолимся»). На утрени, как и на вечерне – краткое прошение на сугубой ектенье «о всех преждепочивших отцех и братиях наших». Дневное богослужение. На литургии – поминовения на ектениях великой, сугубой и заупокойной, на проскомидии, по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам, «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Вселенские родительские субботы. На службах вселенских суббот Церковь поминает «всех прежде почивших православных христиан». Наиболее усиливаются заупокойные моления в субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницей. эти две вселенские субботы по Церковному Уставу совсем оставляется служба Минеи, служба святым переносится на другой день (если Срентение или храмовый, то переносится суббота). Устав в эти две вселенские субботы назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Канон здесь – один из обычных субботних заупокойных канонов Октоиха, содержащий общее моление об упокоении и прощении грехов.

Субботы Великого поста (вторая, третья, четвертая). Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, они просто родительские. Устав не назначает в эти дни особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон Октоиха переносит на повечерие. Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены в возмещение не могущего быть в будние дни поста литургического поминовения. Прославление случившихся в эти субботы святых Минеи не отменяется, и рядом с заупокойными пениями Октоиха и Триоди поются и песнопения Минеи в честь празднуемого в этот день святого.

Субботы малых постов. 13 глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуиа», имеет в виду субботы малых постов: Рождественского, Апостольского и Успенского. Если память малого святого случится в субботу, то в таком случае должна быть совершаема служба с аллилуйей, но субботняя, подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот. Заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, что в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Все заупокойные песнопения не нарочитые и берутся из Октоиха рядового гласа. Служба Минеи не оставляется, но поется наряду с Октоихом.

Особенности субботней поминальной службы.

а) употребление на вечерне, утрени, часах и Литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков Минеи;

б) стихословие по особому чину непорочных на утрени;

в) произнесение на утрени заупокойных ектений.

Наша Русская Православная Церковь имеет и еще два особых поминальных дня: субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября) и на Фоминой седмице, так называемой Радонице.

Радоница совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник – первый день когда может быть совершена не только полная литургия но и панихида. Может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи.

3-й, 9-й, 40-й день и година. В эти дни с древности установилось обыкновение совершать поминовение о каждом усопшем в отдельности (и по Уставу). Гласное нарочитое заупокойное моление всегда приноравливается к тем будничным дням, когда его можно совершать в полном согласии с уставом.

Сорокоуст. Его смысл в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока Литургий, хотя бы это поминовение ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освящении Святых Даров.

Если день поминовения приходится на праздник, то заупокойное моление отодвигается на два дня вперед, чтобы не только праздники, но и кануны их были освобождены от могущей быть совершенной не в связи с общественным богослужением панихидой.

Каждая суббота, особенно когда поется Октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. В субботу может быть отправляема и заупокойная служба по чину, изложенному в 13-й главе Типикона. Но такая служба может быть совершаема, если в данную субботу не будет памяти великого, святого или вообще не будет праздника, которому положена служба со славословием. Благословение колива в праздники – добрые дела в память усопших.

Чины отпеваний: Чин отпевания мирских человек, чин отпевания мирских человек в Светлую седмицу Пасхи, чин отпевания младенцев, чин отпевания монахов, чин отпевания священников, чины отпевания архиереев, чинопоследования над усопими неправославными.

Во время прохождения Божественной литургии Православной Церковью совершается главное прошение в молитвах об упокоении умерших и здоровье живых прихожан, принося таким образом за них жертву бескровную Господу Богу. Будем помнить, что на литургии наибольшее добро и благо для дорогих и близких нам людей представляет собой поминовение усопших по уставу Православной Церкви.

Поминовение

Поминовение усопших по уставу православной церкви

Первым и одним из самых важных и значимых моментов, совершаемых во время проскомидии, является поминовение усопших по уставу Православной Церкви, которое представляет собой невидимое и неслышное молитвенное поминовение имен, поданных в записках. Оно совершается на поданных в алтарь верующими и богослужебных просфорах. При прохождении этого этапа читаются книжки-помянники и записки, где содержатся имена живых и уже умерших христиан. На этом этапе священнослужитель вынимает частицу из просфоры со словами: «Помяни, Господи, (указывается имя поминаемого)». После чего они ложатся рядом с агнцом на дискос.

Стоит помнить и знать, что панихиды совершаются только за крещенных и не совершаются по некрещенным в православии и самоубийцам, в том числе последние также не поминаются на литургии, поскольку частицы за них считаются в Теле Христа чужеродными предметами, и это нарушает свободу личности, данную свыше нашим Творцом. Кроме того, это считается своего рода насильственным путем причисления человека к Церкви и Телу Христову — без его ведома или предварительного согласия.
Поминовение усопших по уставу православной церкви

Во время поминовения усопших по уставу Православной Церкви в проскомидии священниками вынимаются частицы из просфор за здравие или за упокоение священнослужителей церкви и зачисленных в синод членов прихода, а имена, внесенные вами в записки, поминаются обычно на просфорах, которые были вами заказаны (как правило, принято заказывать одну просфору).

Если же по благочестивому обычаю было заказано две просфоры, за здравие и за упокой, то таким действием вы не мало не погрешите, так как ввиду ее двусоставности священник вынимает из каждой кусочек как за здравие, так и за упокой, а записки стоит прежде всего писать большими разборчивыми или печатными буквами. Как правило, в записках в начале пишут имена служителей церкви, архиереи, иереи, диаконы, монашествующие.
Поминовение усопших по уставу православной церкви
После чего уже указываются имена близких и родных. Желательно следить за количеством имен, чтобы записки не были длинными, и не стоит писать о том, кто и как «нуждающийся», «страждущий» и т. д. Бог знает о том, кто и в чем нуждается. Подавать записки лучше заранее. Не зная полного имени христианина и того момента, что он крещен или нет, стоит воздержаться от упоминания его в записке, и желательно помянуть его в частной молитве.

Панихида

Естественно, по логике, на ней проходит поминовение усопших по уставу Православной Церкви, где правила оформления записки идентичны проскомидии, но помечаемые словом «панихида».

В силу того, что на панихиде довольно неудобно использовать помянник, пишутся записки отдельно на листках и, если все же заупокойная литургия, то их готовят заранее и на алтарь подается помянник или же нужно положить записку у свечного ящика. Они попадут к священнику до начала панихиды и поминовения усопших по уставу Православной Церкви. Кроме того, пожертвования, которые вы можете внести, кладут рядом со столиком для колива (кутьи) или рядом с аналоем.

Поминовение усопших по уставу православной церкви

Также обычно приносят коливо или кутью из пшеницы с медом, фруктами и орехами, которая является символом всеобщего воскресения в нашей вере и в строго определенные дни включается в литургию ее освящение. Другие же продукты не рекомендуется приносить, поскольку это противоречит традиции, но их можно пожертвовать для общей трапезы следующей за поминовением в литургии.

Поминовение усопших в Великом посте

Поминовение усопших по уставу православной церкви

То есть 3-й и 9-й день после кончины совершаются в две субботы, близкие ко дню смерти, абсолютно в независимости от того, будут ли они 3-ми или 9-ми. Хотя в будние дни при Великом посте поминовения усопших по уставу Православной Церкви совершаются ежедневно в обычных литиях, а нарочитое поминовение может быть только в первые четыре субботы.

Поэтому поминовения усопших по уставу Православной Церкви умершему в этот пост только в эти четыре дня приурочены к третьему и девятому дню, так же в эти дни может быть совершено поминовение 40-го дня.
Поминовение усопших по уставу православной церкви

Сорокоустное поминовение отошедших в мир иной берет начало с Фоминой седмицы в понедельник и заканчивается спустя сорок литургий. Поминовение же усопших в будни Великого поста не представляет собой резона, так как в эти дни отсутствует полная литургия.

Популярные вопросы о православии. Православный форум «Соборно.ру»

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • ПоискМобильная версия

Популярные вопросы о православии ⇒ О поминовении усопших по уставу Православной Церкви

Модератор: Марфа

Поминовение усопших по уставу православной церкви

Сообщение Марфа » 02 мар 2012, 14:32

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Поминовение усопших в Великом посте

О поминовении скончавшихся в Великом посте церковный Устав дает такое указание. «Подобаеть ведати, яко аще будеть брату нашему отыти ко Господу во святыхъ сихъ днехъ посреде седмицы , не бывають третины его даже до пятка вечера , тогда бо совершается панихида его : подобно и въ субботу литургия его. В грядущую же субботу бывають девятины его, аще случится, аще ли ни. Четыридесятницы же его бываютъ, егда число дней его исполнится. Приношенияже и памяти его начинаются отъ Новыя недели, даже до исполнения дней четыредесяти.»

Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями. Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы. Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста. Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий. Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет. В Великом посте наш устав в некоторые дни совершенно отменяет трапезу или разрешает только сухоядение. Употребление в пищу елея, кроме суббот и воскресений, он разрешает лишь в редких случаях при праздниках не ниже полиелейных и совсем не разрешает даже при полиелее на 1-й и 7-й седмицах и в среды и пятки всех остальных седмиц. Церковный устав, воспрещая совершать в будничные дни Великого поста освящение храмов, мотивирует это, между прочим, тем, что в будничные дни Четыредесятницы не может быть праздничной трапезы, приличествующей торжеству освящения. Тем более не должна быть поставляема в будничные дни Великого поста полная поминальная трапеза. Доброе дело поминовения усопших не должно соединяться с нарушением Устава церковного, и устроителям поминовения не следует брать на себя грех соблазнителей. И как торжество освящения храма отлагается до другого времени, между прочим и ради того, чтобы в седмичные дни Четыредесятницы не было ослабления поста, так следует и поминовение усопших перенести на “инъ день”, один из тех, когда оно может быть совершено без нарушения не только правил церковных, касающихся великопостного богослужения, но и без нарушения правил великопостного пощения.

Ссылка на основную публикацию