Основы социальной концепции русской православной церкви

История создания

Необходимость появления всеобъемлющего церковного документа рассматривалась в начале 90-х годов XX столетия. В 1994 г. Собор издал указ о том, чтобы Синод собрал группу людей, которая займется разработкой этой социальной концепции.

На заметку! Митрополит Кирилл в 2000 г. рассказал о сложностях создания этого проекта. Святитель пояснил, что ранее не существовало подобного документа, в котором Церковь четко сформулировала и систематизировала собственную позицию по различным вопросам бытия. За время существования РПЦ накопилось множество остросоциальных тем, на которые не были даны категоричные ответы Патриархата. К тому же то, что рассматривалось уместным в прошлом, сегодня не всегда применимо.

Рассмотрение положений

Православная Церковь утверждает, что взаимная благодетельность в рамках разумного подхода ко всякому делу приведет людей к познанию Истины, несмотря на различие в вероисповеданиях. Совместное сотрудничество поможет сохранить или воскресить приверженность к нравственным законам, данным Единым Господом, приблизит к порядку и умиротворенному благоденствию. За счет этих взаимных добродетелей Церковь способна наилучшим образом выполнить спасительную миссию.

Документ разделен на четыре блока и 16 параграфов. Каждый из них рассматривает определенную значимую проблему современности, освещает различные направления в делах государства и народа.

  • В первой главе духовного документа раскрывается смысл термина Церковь. Здесь сказано, что это есть собрание людей, свято верующих в Иисуса Христа. Господь каждого человека, без разделения на религии и нацию, призывает войти в Божие Царство и соединиться в Спасителе, ибо Он есть Глава. Именно через Церковь происходит обожествление создания и исполняется первоначальный замысел Всевышнего Творца. Ее появление есть результат искупления Сына, которого послал Отец. Церковь — это тело Богочеловека, продолжающее войну с мирским грехом, поэтому она не во всем соответствует Совершенству.
  • Во втором параграфе текста говориться о том, что Православие обладает наднациональным (вселенским) характером. Церковь — община детей Господа, которую объединяет вера в христианское учение и Крещение. Родина чад Бога — небесный Иерусалим. Здесь же утверждается, что израильский народ ветхозаветного периода является богоизбранным, так как именно Господь возлюбил его и сделал Своим. В уме израильтян укоренилась их принадлежность Единому Творцу. Они стали хранителями веры в Бога и проповедниками явления Христа. Древнееврейский же язык считался священным, даже несмотря на распространение греческой культуры.

Архипастыри заграничного отделения ответствовали, что документ сыграл знаковую роль в ходе церковной конгломерации. Осмысление путей, которые прошли две разрозненные после революции части Русской Церкви, стало возможным только после торжественного ритуала канонизации семьи Страстотерпцев Романовых в 2000 г. и принятия социальной концепции.

Продолжение анализа

В документе подчеркивается, что среди епископата, священников и простых мирян допускается наличие разнообразных политических взглядов. Исключения составляют те убеждения, которые противоречат Православию и моральным законам Предания. В хартии сказано: участие священнослужителей в политической деятельности государства невозможно, ибо практика показывает, что нельзя принимать решение, удовлетворяющее одних и противоречащее другим — это чрезвычайно осложнит миссионерство и пастырство.

  • Вторая часть документа начинается с рассуждения о человеческом труде. Любая работа — творческое раскрытие личности, которая благодаря изначальному богоподобию (Адам и Ева) способна быть сотворцом, помощником Господа. Однако люди обольщаются результатами труда, забирают славу Бога себе и тем самым удаляются от Него и мнимо считают, что общество способно существовать в безбожии. Такие помыслы всегда приводят к трагическим последствиям.
  • Говоря о собственности, Церковь занимает усредненное положение. Православие призывает воспринимает её как Божий дар, который должно использовать на благо свое и других людей. В специальную категорию относят собственность церковную, так как она приобретается в основном за счет добровольных пожертвований. Поэтому она не поддается налогообложению.

Читайте о браке в православии:

Заключительная часть рассмотрения

Третий раздел документа начинается с сужений о здоровье. Православие активно призывает, чтобы учащиеся медучреждений знакомились с основами христианства и его биомедицинской этикой. Церковь утверждает, что люди, поддающиеся искушениям алкоголя и наркотиков, страдают духовной опустошенностью, размытостью моральных границ и глубоким унынием.

Зависимость — это расплата как личности, так и общества за идеологию безмерного потребительства, за бездуховность. В хартии описано негативное отношение Православия к экстракорпоральному (внетелесному) способу зачатия ребенка, аборту, клонированию человека, извращенным модификациям сексуальности, а также эвтаназии.

Говоря об экологии, Церковь призывает нас не забывать, что вся вселенная принадлежит единственно Господу, а люди — те, кому доверено мудрое управление над богатствами природы. Патриархат активно призывает продолжать сотрудничество в деле преодоления экологической проблемы. Православие утверждает, что и растения, и животные, и человек взаимосвязаны и не разделяются на категории. Природа — дом для людей, а также и храм. Сама жизнь пронизана святостью, неуважение к которой — богохульство.

Церковный документ утвердили на Архиерейском соборе, состоявшемся в 2000 г. Идея создания этой концепции возникла в 1990 г. В тексте даны ответы на важнейшие вопросы современности: отношение с государством, обществом, политикой. В социальной концепции находятся всеобъемлющее утверждения Православия на религиозные и церковно-социальные темы.

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Читать содержание основ социальной концепции РПЦ по главам.

________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации.

На базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата.

По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.

Москва, 13-16 августа 2000 г.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 265 Кб, 144с. (читать) (читать постранично) (скачать fb2) (post)

Добавлена: 10.09.2012 Версия: 1.0.
Дата создания файла: 2009-12-10
Кодировка файла: windows-1251

[url=https://coollib.com/b/154852]
[b]Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (fb2)[/b]
[/url]

QR-код книги

Аннотация

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.
Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 144 страниц — немного ниже среднего (235)
Средняя длина предложения: 114.50 знаков — немного выше среднего (84)
Активный словарный запас: немного выше среднего 1639.97 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.00% — очень мало (26%)
Подробный анализ текста >>

Основы социальной концепции русской православной церкви

Содержание

влияние

Основы социальной концепции аккумулировали в себе наработки обновленчества, нового религиозного сознания и являются прямым наследием мирологии. Аналогичны документам Второго Ватиканского собора, в частности, конституции «Gaudium et Spes».

Согласно о. Всеволоду Чаплину, католики и православные выступают «единым голосом» в таких сферах, как миротворчество, общественная нравственность, биоэтика, отношения полов, социальная справедливость: «В этой области у наших Церквей много общего. Не случайно многие отмечают близость положений „Основ социальной концепции Русской Православной Церкви“ и католического социального учения» [1] .

история создания

Архиерейский Собор 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом» [2] .

Священный Синод на двух заседаниях 11 октября 1996 [3] и 17 февраля 1997 года [4] утвердил состав рабочей группы. Группа была создана на основе Синодального отдела внешних церковных связей. Глава: митр. Кирилл (Гундяев). Разработчики: архиеп. Феофан (Галинский), о. Николай Балашов, Андрей Зубов, Алексей Осипов, Олег Шведов.

В Рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Церкви были специально собраны людей разных взглядов, различных политических убеждений. Временами казалось, что им в принципе не удастся выработать единую точку зрения по множеству неоднозначных и противоречивых процессов, происходящих в современном обществе, что нужно временно оставить идею создания такого документа, дать прежде завершиться происходящим ныне в стране и мире изменениям [5] .

Заседания рабочей группы начались в январе 1997 года.

Архиерейский Собор 2000 года утвердил Основы социальной концепции.

будущее Основ социальной концепции

коллективное спасение

Согласно Основам социальной концепции «мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви» [7] :41 .

В развитие учения о продолжающемся Боговоплощении Церкви приписывается роль искупительницы в процессе коллективного спасения: «Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» [7] :39 .

обмирщение

Основы социальной концепции служат в качестве обоснования многообразной деятельности по обмирщению Церкви, «призывая своих верных чад и к участию в общественной жизни» [7] :40 . Участие в общественной жизни всей Церкви как «нераздельного церковного организма» [7] :41 оправдывается в качестве противоядия против «манихейского гнушения жизнью окружающего мира» [7] :41 .

экологическое сознание

Тема экологии… получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году [8] .

равноправие женщин

Основы социальной концепции «утверждают важность женского начала» [7] :108 , «высоко оценивают общественную роль женщин и приветствуют их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами» [7] :109 .

контрацепция

В 2010 о. Всеволод Чаплин утверждал, что Церковь снисходительно относится к неабортивным контрацептивам:

В «Основах социальной концепции» Русской православной церкви различаются контрацептивы абортивного и неабортивного действия. И в случае применения вторых священник может применять снисхождение к своим пасомым [9] .

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Основные богословские положения

I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней “все небесное и земное” должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава “Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем” (Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.

Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство “нового человека во Христе”, “единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати” (А.С.Хомяков). “Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства. — всех их Церковь воссоздает в Духе. Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга. В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры” (святой Максим Исповедник).

I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, “синергии” членов и Главы церковного тела.

Церковь — не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос — не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, “смирив” Себя до его условий, — в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве. Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное, “да уверует мир” (Ин. 17. 21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк. 10. 45).

Спаситель говорит о Себе: “Я посреди вас, как служащий” (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть “солью земли” и “светом миру”.

Церковь, являясь телом Богочеловека Христа, богочеловечна. Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всем Его выражает и Ему соответствует.

I.3. Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. “Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Пет. 4. 10). “Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но “служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех” (1 Кор. 12. 5-6).

Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: “Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир” (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия.

Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание.

В настоящее издание включены документы «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г., и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятые Архиерейским Собором 28 июня 2008 г. В Приложении помещён документ «О канонических аспектах церковного брака», принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Собственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светская наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

Определение Освящённого Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви»

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ДОСТОИНСТВЕ, СВОБОДЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. Предисловие к изданию Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория
II. Свобода выбора и свобода от зла
III. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества
IV. Достоинство и свобода в системе прав человека
V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви

Определение Освящённого Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24–29 июня 2008 года) «Об Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»

О КАНОНИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ЦЕРКОВНОГО БРАКА

I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака
II. Признание церковного брака недействительным
III. Браки с инославными христианами
IV. Браки с нехристианами
V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу

О кровном родстве

Издание подготовлено Отделом духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии

Заведующая редакцией — Т. Тарасова

Редактор — А. Концевенко

Технический редактор — З. Кондрашова

Корректор — М. Просветова

Вёрстка — М. Алимпиев

  • Описание издания

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает
базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращённостью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей Церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем.

  • Аннотация
  • Содержание
  • Персоны
  • Описание издания
  • Отзывы (0)

В настоящее издание включены документы «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 15 августа 2000 г., и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятые Архиерейским Собором 28 июня 2008 г. В Приложении помещён документ «О канонических аспектах церковного брака», принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

I. Основные богословские положения
II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Собственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светская наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

Определение Освящённого Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви»

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ДОСТОИНСТВЕ, СВОБОДЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. Предисловие к изданию Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория
II. Свобода выбора и свобода от зла
III. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества
IV. Достоинство и свобода в системе прав человека
V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви

Определение Освящённого Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24–29 июня 2008 года) «Об Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»

О КАНОНИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ЦЕРКОВНОГО БРАКА

I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака
II. Признание церковного брака недействительным
III. Браки с инославными христианами
IV. Браки с нехристианами
V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу

О кровном родстве

Издание подготовлено Отделом духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии

Заведующая редакцией — Т. Тарасова

Редактор — А. Концевенко

Технический редактор — З. Кондрашова

Корректор — М. Просветова

Вёрстка — М. Алимпиев

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает
базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращённостью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей Церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем.

Новые общественно-политические условия, в которых живет сегодня церковь, побудили ее выработать принципиальные позиции по всем возникшим в связи с этим вопросам. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденные Архиерейским Собором РПЦ 15 августа 2000 года, определяют базовые положения учения РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

В Концепции подчеркивается, что позиция церкви по отношению к государству и обществу, ее оценка современных явлений социальной, экономической и духовной жизни вытекают из основных положений христианского вероучения. Однако религиозная интерпретация роли и места церкви в обществе и государстве, как правило, не вступает в противоречие с нормами действующего законодательства.

Церковь и нация составляют конкретно-историческое единство. Будучи по природе вселенской, общечеловеческой религией, христианство не отдает предпочтения одним нациям перед другими. Однако в исторической жизни каждый народ создает национальную христианскую культуру, ядром которой является церковь. Поэтому, осуждая любые проявления национализма и ксенофобии, РПЦ усматривает в христианском патриотизме, предполагающем защиту отечества, труд на его благо и участие в народной жизни, нравственную обязанность верующего.

Церковь и государство. В качестве богочеловеческого организма церковь не считает возможным отдавать предпочтение какому-либо типу государственного устройства, каким-либо политическим движениям и партиям, но стремится быть в обществе примиряющей и объединяющей силой. Поскольку целью церкви является духовное спасение людей, а государства – устроение их земной жизни, то церковь не вправе брать на себя функции, принадлежащие государству. Как государство не должно вторгаться в церковную жизнь, так и церковь ограничивает себя от вмешательства в сферу светских дел. Это касается недопустимости членства священнослужителей в политических объединениях, участвующих в избирательных кампаниях, равно как и вовлеченности их в предвыборную политическую агитацию. Ограничения не распространяются на мирян, которые могут участвовать в политических организациях и сами создавать их. Однако подобные организации не могут выступать от имени Церкви. Выражение официальной позиции Церкви – прерогатива церковных соборов, Святейшего патриарха и Св. Синода.

Вместе с тем Церковь готова активно взаимодействовать с государством, светскими общественными объединениями в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. В этом плане положительно оценивается практика подписания соглашений Московской Патриархии с центральными государственными ведомствами, а также взаимодействие епархий с местными органами власти.

Руководство церкви признает справедливость конституционного принципа правового равенства религий и стремится к поддержанию доброжелательных уважительных отношений с традиционно существующими в нашей стране мусульманскими, буддийскими, иудейскими религиозными объединениями. Вместе с тем считает правомерным признание Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также присутствие различных уровней власти: общегосударственного, регионального и местного, определяет специфику взаимоотношений Церкви с органами властями и управления.

Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному партнерству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. В контактах с исполнительной властью Церковь должен вестись диалог по вопросам принятия взаимоустраивающих решений, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти.

Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов церкви в суде. Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд, чего нельзя сказать о внутрицерковных спорах.

Контакты и взаимодействие Церкви с высшими органами государственной власти осуществляются Патриархом и Св. Синодом непосредственно или через своих представителей. На региональном уровне такие функции осуществляются епархиальными Преосвященными. С местными органами власти и самоуправления – благочиниями и приходами по благословению епархиальных Преосвященных.

Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о социальном служении Церкви, призванной противодействовать установлению тотального контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь рассчитывает на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.

Областями сотрудничества с государством Церковь считает:

— миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

— заботу о сохранении нравственности в обществе;

— духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

— дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

— охрану, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу о памятниках истории и культуры;

— диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе связанным с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

— попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

— труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

— науку, здравоохранение, культуру и творческую деятельность;

— работу церковных и светских средств массовой информации;

— деятельность по сохранению окружающей среды;

— экономическую деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

— поддержку семьи, материнства и детства;

— противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

По большинству из этих направлений в Концепции сформулирована позиция РПЦ, обосновывается видение причин и способов решения наиболее актуальных для российского общества проблем и противоречий.

Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7. 21). Вместе с тем, Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».

III.8. Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью ее спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.

Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

и) наука, включая гуманитарные исследования;

л) культура и творческая деятельность;

м) работа церковных и светских средств массовой информации;

н) деятельность по сохранению окружающей среды;

о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

п) поддержка института семьи, материнства и детства;

р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;

б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – наиболее востребованный на сегодняшний день церковный документ, расставляющий точки над «і» в сложных взаимоотношениях современного государства и церкви. Документ этот был принят в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе в Москве как попытка урегулировать различные разногласия между церковью и государством, а также донести до верующих свою позицию в вопросах, присущих современному миру, и ответ на которые невозможно найти в Священном Писании.

Однако, несмотря на то, что простым православным русским человеком эта православная концепция была принята на «ура», со стороны церкви и государства она сразу после принятия подверглась и до сих пор периодически подвергается серьезной критике. В чем же причина недовольства? Какие недостатки усмотрели наши государственные и духовные мужи в документе, который, казалось бы, должен был, наоборот, погасить недопонимание? При изучении этого вопроса оказалось, что в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви прописаны различные механизмы воздействия на власть, которые, по соборному мнению церкви, могут применяться народом в случае, если светская власть злоупотребляет своим положением ради личной наживы. Помимо этого, существует еще несколько пунктов, которые неоднозначно трактуются представителями как одной, так и другой стороны.

Русский православный человек и концепция о социуме

В основах православной концепции, касающейся социальных отношений, церковь поднимает и освещает множество вопросов, начиная от проблем института брака и заканчивая вопросами продолжения рода, включая искусственное оплодотворение, донорство яйцеклеток, аборты и усыновление. Имеет ли право православная церковь вмешиваться в такие интимные вопросы жизни своей паствы? Безусловно, да. Ведь все перечисленные вопросы касаются морально-этических отношений между людьми, а эта сфера, как никакая другая, во все времена подпадала под сферу влияния религии.

Кроме того, Основы социальной концепции православной церкви отвечают на вопросы, которые были актуальными многие десятилетия, с которыми русский православный человек подходил к священнослужителям, и поэтому церковь была поставлена перед необходимостью высказать по ним единое, аргументированное где-то Священным Писанием, где-то поучениями святых отцов, а где-то просто моральными устоями, свойственными православному русскому человеку, мнение.

Медицина в православной концепции

Еще одной злободневной темой, поднятой в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, является тема медицины и православия.

Имеет ли право русский православный человек становиться донором крови, органов? Как православная церковь относится к эвтаназии? Как верующему относиться к своей болезни – пытаться вылечиться или принять как крест от Бога? Что входит в понятие «православные методы» лечения? Отношение церкви к психическим расстройствам. Благодаря обилию вопросов, интересных для большинства мирян, медицинский раздел православной концепции стоит чуть ли не на первом месте по популярности. Помимо этого, в концепции присутствуют разделы, касающиеся проблем экологии, отношения церкви к труду, его оплате, проблеме частной собственности и капитала, взаимодействия церкви с наукой, культурой, образованием.

На сегодняшний день многим русским православным людям очень интересно было бы ознакомиться с разделами «Церковь и политика», «Церковь и светские средства массовой информации», «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма».

Ви́ки (англ. wiki ) — веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. В частности, на базе этих принципов построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа [1] .

Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода [2] , созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый» [3] [4] . Каннингем объяснил выбор названия движка тем, что он вспомнил работника международного аэропорта Гонолулу, посоветовавшего ему воспользоваться вики-вики шаттлом — небольшим автобусом, курсировавшим между терминалами аэропорта. Каннингем же планировал сделать движок, позволявший пользователям максимально быстро редактировать и создавать статьи. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать» [5] . Позже этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is…» («то, что я знаю, это…») [6] .

Основы социальной концепции русской православной церкви

Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:

  • Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
  • Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
  • Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Вики характеризуется такими признаками:

  • Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
    • Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы [7] .
    • Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
  • Проявление изменений сразу после их внесения.
  • Разделение содержимого на именованные страницы.
    • Гипертекст: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
  • Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Основы социальной концепции русской православной церкви

Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, поскольку почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа основана на движке MediaWiki.

Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.

Многие вики позволяют изменять их содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Ссылка на основную публикацию