Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
  Икона Пресвятой Богородицы Оковецкая (Ржевская)
26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве – небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.
Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539-1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.
В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
Это событие произошло более чем четыре с половиной века тому назад в Оковецких лесах. Шумели высокие сосны и ели, лиственные кустарники закрывали просветы в лесу. Там-то и собрались воры — дядя Ермолай и племянничек Иванко обменяться воровской добычей- краденых лошадей поменять на краденых коров. Да и концы в воду. Пусть плачут хозяева пропавших, как в воду канувших кормильцев-коровушек. Ворам-то что за печаль? Их ремесло не сеять, не пахать, а прибыток дома есть.
Да Богу не все равно, как люди живут.
И случился великий шум над воровскими головушками. Застонали ветки сосен , зашумели и заметались под ураганным ветром. Упали подельнички в страхе и увидели на дереве крест. Явил им Господь напоминание, за что он страдал, терпя муки тяжелой казни за людей, за каждого человека на свете белом живущего. Пробудилась совесть и у этих лихих людей. В страхе ринулись они в село, ища у духовенства спасения в покаянии. Собрали Крестный ход , и пошли поклониться явлению святыни. А там, в нескольких шагах на сосне другая святыня – икона Божией Матери «Прозрение очес». На ней Богородица держит своего безгрешного младенца, Спасителя нашего. И святитель Николай предстоит вместе с ней.
Тут же с пришедшими людьми стали совершаться чудесные исцеления от недугов. Благоговейно, с почетом, с молитвами сняли иконы с деревьев, и пришли крестным ходом в село Оковцы.
Духовные и гражданские власти в России еще в древние времена относились с особенным вниманием и осторожностью к делу признания св. икон чудотворными. Ими производились точные дознания и следствия о чудесах от икон, вновь являвшихся.
Царь и бояре решили комиссию послать для освидетельствования на месте.
Посланные прибыли с намерением сделать подробное и строгое обследование. Но Богоматерь избавила их от долгого труда. В самый день прибытия их на городище 170 человек получили исцеление, а ночью еще 42 человека.
Царь, прознав о том, по совету митрополита и бояр, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм во имя Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца, а на месте явления креста воздвигнуть другой храм — во имя «Происхождения Честных Древ». Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях их поставить престолы новосоздаваемых церквей. Торжество их освящения было ознаменовано новыми чудесами.
Много воды утекло в реках Волге и Пырошне, там где леса глухие и доныне. Много времен минуло, много об этих событиях сказано у церковных историков. Все это доступно для любознательно читателя. А нам, как милость Божья, остался с давних времен дивный храм, построенный нашими предками-ржевичами, освященный в честь чудотворной иконы Божией Матери- Оковецкая-Ржевская.
Память ее чудесного явления мы и готовимся отпраздновать 24 июля.
Несут прихожане цветы для украшения любимого собора и чудотворного образа, детки «ткут» рукотворные ковры из зеленой травушки-муравушки, полевых и садовых цветов в церковном дворе. По нему незримо Сама Владычица придет к нам на праздник.
Принесем и мы в дар Божией Матери свои сердца, очищенные покаянием, свои труды и таланты. И даст Бог, после праздничной Литургии и Крестного Хода, наполненные благодатью святого дня, поедем в с.Оковцы ,к месту чудесного явления икон и омоемся в хрустальных водах чудотворного источника.
26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве — небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.
Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539–1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.
В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.
Храм иконы Божией Матери «Смоленская» (Оковцы) — построен в середине XVIII века на месте чудесного обретения икон Животворящего Креста и Божией Матери, в дальнейшем получившей название Оковецкая (или Ржевская). Недалеко от церкви находится Оковецкий ключ.
Содержание
История [ править ]
Храм стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построен он осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в 1860 году.
Ныне здание состоит из первоначального главного храма типа «восьмерик на двусветном четверике».
Оковецкая церковь является ярким примером осташковской традиции зодчества, сочетающего барочные и древнерусские формы и испытывающего активное влияние столичного барокко. Для Селижаровского района это уникальный памятник XVIII века, имеющий большое художественное значение. Недалеко от церкви находится Оковецкий ключ.
Современное состояние [ править ]
В советские годы храм в находился в плохом состоянии. Когда храм передали верующим, он был в таком плохом состоянии, что совершать богослужения в нем не было никакой возможности: не было ни дверей, ни рам, свод сохранился, но без кровли.
Первые богослужения после длительного перерыва были совершены в доме рядом с храмом, который местная администрация временно выделила для церкви. Сначала служились молебны, затем после соответствующего благоустройства и литургия. Но все-таки храм начал восстанавливаться. Потребовалось много усилий верующих людей и средств для восстановления храма.
Святыни [ править ]
Церковь построена на месте явления Оковецкой иконы Божией Матери, список с которой хранится в храме.
Об Оковецкой иконе Божией Матери в России известно с XVI века. После чудесного обретения святая реликвия сразу явила чудотворные способности излечивать в первую очередь слепых, глухих, хромых. Целебный источник и священный лик Богоматери на протяжении многих лет были последней надеждой для сотен и тысяч православных верующих, страдавших от этих недугов.
История Оковецкой иконы Божией Матери
Русская Православная церковь почитает более 260 ликов Божией Матери. Один из них явился в 1539 году и сразу прославился чудесами исцеления. Первыми увидели икону два вора, явившиеся в лесную чащу на встречу с конокрадами. Но вместо подельников обнаружили на сосне изображение Богородицы, что их сильно испугало. Вскоре весть об иконе разнеслась по округе.
Монах Стефан, прослышав об иконе в лесной чаще, в сопровождении крестьян с близлежащих деревень отправился 6 мая 1539 года проверить слухи, будоражившие людей. Толпа шла вдоль берегов реки Вырышни, осматривая стволы деревьев. Наконец, кто-то закричал, что нашел икону. Все бросились на голос и увидели чудо: к одной сосне был прибит железный крест, к другой – небольшая, старинного письма икона Богородицы с Младенцем Иисусом и Николаем Чудотворцем.
Инок Стефан взял икону в руки. В то же мгновение вершины деревьев закачались и зашумели, как от сильного ветра, а над Божественными ликами появилось свечение. В течение недели свершилось более 100 исцелений. Стефан в сопровождении Григория Онисифорова, священника из Ржева, отправился в Москву с описанием чудесного явления лика Богородицы, креста и чудотворных исцелений. Митрополит Московский Иоасаф повелел проверить свидетельства на месте.
После подтверждения чудотворных свойств образа, по его благословению, на месте обретения были построены два храма: Креста Господня и Богоматери Одигитрии с приделом Николая Чудотворца.
Для оснащения и украшения церквей из Москвы были присланы:
- образа;
- книги святых отцов;
- колокола;
- ризы.
В Москве в честь Ржевского (Оковецкого) Богородичного образа был воздвигнут храм. В январе 1541 года лик Ржевской Богоматери и крест были принесены в Москву для его освящения. Затем они были перенесены в Успенский собор, где находились до июля, чтобы народ московский мог помолиться перед чудотворным образом. В этот же период со святой реликвии был сделан список для московского храма. 11 июля святой лик торжественно препроводили до храма в селе Оковцы.
Спустя некоторое время в лесу, на месте обретения, забил целебный источник.
В конце XIX века рядом с ним была построена часовня. В 20-е годы прошлого столетия часовня была разрушена, источник засыпан. В 1930 году храм в селе Оковцы, где находились чудотворный образ и крест, был закрыт. Когда его открыли, святынь на месте не оказалось.
Прошло более 60 лет. Церковь в селе Оковцы и часовня были восстановлены. Паломники едут в Тверскую область, чтобы помолиться перед чудотворным изводом иконы «Прозрение очес», окунуться в целебные воды источника.
Значение иконы в православии
Обращение к чудотворному образу воодушевляет больных и немощных, давая надежду на выздоровление.
Почитание
С 1542 года 11 июля (24 июля по новому стилю) – день празднования Ржевской иконы Божьей Матери.
О чем молятся перед образом Ржевской Божией Матери
В молитве к Ржевской Богородице просят излечить:
- от глухоты;
- слепоты;
- хромоты.
У Богоматери просят заступничества перед Господом за грехи, укрепления в вере.
Текст молитвы
О Пречистая наша Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице и Всеблагая Богородице Одигитрие, благодарим Тя, яко сподобила еси нас великой Своей милости, творити пресветлое торжество честнаго Твоего Образа с предстоящим Ти святителем и чудотворцем Николаем, явленного благоволением Твоим в светозарном сиянии и приосененною многими чудесы на брегу реки Пыршни черноризцу Стефану и иже пришедшим с ним народом в пределах Оковецких, и приносити прилежное нашими недостойными устнами моление Честному Животворящему Кресту, всех святых Святейшему Слову и Тебе Матери Всемилостиваго и Великодаровитаго Бога нашего. Днесь от усердия нашего раболепно с трепетом, якоже рече псалмопевец Давид: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь ему с трепетом», пред святою иконою Твоею припадая прося напоить наше немощное человеческое естество живительными и цельбоносными струями непристанных молитв Твоих и очиститися от всякия скверны плоти и духа, совершая святыню в страсе Божием, ибо вемы, яко много может молитва Твоя пред престолом Триединаго Бога. Се мы смиренныя и грешныя, обремененнии игом тяжких многих беззаконий наших, во умилении глубоцем просим подать исцеление слепым, хромым, глухим и другим страждущим, одержимым многими и различными скорбями и недугами, и избавити от праведнаго наказания прежде времене общаго воздаяния в день Страшнаго Суда единородного Сына Божия, ибо мы вемы, яко ничтоже возможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Также просим утвердить нашу веру праву, Церкви Русстей мир, тишину и благостроение, укрепить православные люди в настоящую годину испытания и избавить от душепагубных ересей, расколов и разделений, сподобить соблюсти всех в единомыслии и да познают неверующие и непокланяющиеся Честному Образу Твоему, яко Ты еси несравненное наше Украшение, Слава, Небесный и Державный Покров, скорая Помощница, непостыдная Заступница и постоянная Ходатаица у единаго Ходатая Бога и человеков Иисуса Христа. Яко Тя ради подобает всякое благодарение Всесильному и Всеблагому Содетелю, Господу нашему Иисусу Христу купно со Безначальным его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Оковецкий кафедральный собор — православный храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери в городе Ржев.
Содержание
История [ править ]
Первоначально деревянная церковь в Ржеве в честь местночтимой иконы Божией Матери с приделами Рождества Иоанна Предтечи и святого Нила Столобенского была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах (повествование об этой церкви см. выше). XVIII век начал замену деревянных церквей на каменные. Ржевских прихожан деревянная церковь перестала удовлетворять. Она была тесновата, неказиста, слишком близко от реки Волги, не исключена была возможность затопления во время весеннего паводка. На строительство каменной церкви прихожане проводят сбор средств. По их желанию и на их средства будет возведена каменная церковь и в купеческом Ржеве.
И в 1818 году в мае месяце владыка Серафим подписал храмозданную грамоту на строительство церкви на Спасской площади. И когда всё было закуплено, в октябре 1818 года поступает доношение, что место не отводят, и, если до зимы не будет обозначено место, то не только чревато денежным уроном в 5000 рублей, но и ещё не дадут никакого другого места.
После переговоров владыки с губернатором Николаем Всеволжским, который, в свою очередь, переговорив с городничим, было обозначено место для Оковецкого храма «в среде самого его прихода», где в древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел. Речь идет о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей, или разрушенной во имя Иоанна Предтечи. В документах XVвека встречается упоминание Ивановской слободы – по имени церкви, как и Спасская слобода, т.е. нынешние улицы Марата и Смольная (назывались 1я и 2я Предтеченские), и сходились на перекрестке у холма с фундаментом той самой «древней церкви».
И Николай Всеволжский дал указание городничему об отводе именно этого места под новый храм.
И с начала 1819 года Большая Спасская слобода (ныне ул. Марата) становится строительной площадкой. Многие церковные и литературные источники называют время окончательного строительства храма 1821 год (построенном вчерне), без отделки. Это был первый этап. Задержкой строительства была нехватка материальных средств, неопытность строителей. Лишь только в 1829 году возобновляется строительство храма. В 1830 году строительство близится к завершению и к 1832 году было полностью завершено строительство.
Но с самого начала строительства храма прихожане хотят построить колокольню на свои средства. И в первый год возобновления строительства храма был возведен её первый этаж. Но и здесь начинается каскад жалоб, записок, связанных с деньгами, занявших целое десятилетие до 1840 года, но самое главное – дело спорилось.
Часовня Иоанна Предтечи расположена неподалёку от колокольни, построена по некоторым данным в 1868 году, другие источники называют 1864 год.
Часовня каменная. Это позднее классическое сооружение выполнено, как сейчас говорят, «по типовому проекту» (подобные часовни до недавнего времени сохранились во многих городах области – очень похожая у Вознесенской каменной церкви в Торжке).
После реставрации в 2016 в году здании часовни вновь функционирует крестильное помещение.
1832 год. Был освящен алтарь и основная часть храма протоиереем Алексием Соколовым.
1834 год. Освящён престол Рождества Иоанна Предтечи архиеп. Тверским и Кашинским. В этом же году освящён и левый придел Нила Столобенского протоиереем Алексием Соколовым.1845 год. Устроена церковная ограда.
После революции церковь была упразднена.
Обследование 1941 года: здание крайне запущено. В 1936 году уничтожена ограда для нужд строительства.
Впоследствии склад и контора хлопкосбыта, находившиеся в нём, были выведены из храма, и после ремонта в 1959 году здесь разместился краеведческий музей.
С 1984 года неоднократно ставился вопрос о передаче православного храма верующим для возрождения православной жизни Ржева (при митрополите Алексии Коноплеве).
И лишь только в 1991 году по инициативе благочинного округа протоиерея Олега (Чайкина), и православной общины города Ржева снова была затронута проблема и получено, наконец, положительное решение.
22 января 1991 года решением Исполкома Горсовета, здание Оковецкого храма было передано Православной Церкви.
Епископ Тверской и Кашинский Виктор благословил восстановление храма. С Божией помощью, огромными усилиями некоторых местных предпринимателей и организаций, при содействии и личного труда священнослужителей, прихожан, храм начал возрождаться.
24 июля 1991 года, спустя полгода, от Вознесенского собора к храму прошёл крестный ход, возглавляемый двумя епископами Тверским и Кашинским Виктором и Аргентинским и Южноамериканским Марком. (Иконописцы тверской школы церковных ремёсел уже в наши дни написали икону Ржевской Божией Матери по старинным спискам с чудотворной иконы. Новая икона написана в духе древнего, ещё рублевского иконописного стиля. Эта икона и была перенесена в Оковецкий храм крестным ходом.
1993 год. Настоятелем храма назначен иерей Константин Чайкин. И на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы им было совершено первое Богослужение.
12 января 1994 года выдано Свидетельство о регистрации православного Прихода храма Оковецко-Ржевской Божией Матери.
А вскоре запела колокольня. Первая звонница из четырех колоколов подарена коллективом ОАО «Высота» и лично генеральным директором В.Т. Степанченко. Затем колокола изготавливают по заказу на московском заводе. Их поднимали в страстную субботу в апреле 1993 года.
А главный колокол в 40 пудов (640 кг) был поставлен весной 1994 года.
В сентябре 1996 года открыты Воскресная школа при храме, просфорня, церковная лавка. Спустя некоторое время на прихрамовой территории было построено отдельно стоящее здание где расположились воскресная школа, мастерские, библиотека. Начало развиваться подсобное хозяйство.
13-14 декабря 2003 года состоялась архиерейская служба на освящение престола Нила Столобенского.
В сентябре 2009 года на базе Воскресной школы создан Детский Православный Центр.
27-28 декабря 2011 года решением Священного Синода образована Ржевская епархия путём выделения из состава тверской епархии и включения в состав Тверской митрополии. Правящим архиереем назначен епископ Адриан, которому Синод постановил иметь титул Ржевского и Торопецкого.
Оковецкий храм в Ржеве принял статус кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая».
Современное состояние [ править ]
При храме действует Воскресная школа, Отдел Религиозного образования и Катехизации, Миссионерский отдел. Также действует церковная лавка, в которой представлен широкий ассортимент как церковной утвари, так и печатной продукции различных жанров.
История этого уникального чудотворного источника напрямую связана с явлением чудотворной иконы Богоматери Оковецкая (Ржевская).
Оковецкая (Ржевская) икона Богоматери — это две чудотворные иконы: Происхождение Честного Древа Животворящего Креста Господня и Богоматерь «Одигитрия» с Младенцем и предстоящим святителем Николаем, которые впоследствии были установлены в один киот. Именование иконы происходит от места ее явления — Оковецкого леса и Ржевского уезда, в границах которого со временем возникло село Оковцы.
Явление чудотворной иконы Богоматери
Оковецкая (Ржевская)
В 1539 году в лесной глуши у древнего городища на реке Пыршня, неподалеку от деревень Дрябки и Клочки, явились иконы Происхождения Честного Древа Животворящего Креста Господня и Богоматери «Одигитрия» с Младенцем и предстоящим святителем Николаем. Некоторые жители этих деревень занимались разбоем — Иван, по прозвищу Пономарёв, и его родной дядя Ермолай. Они сговорились с другими «хищниками» из Клочков угнать двух лошадей и двух коров. Быстро исполнив свой уговор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условленное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило — то была стоящая на древе икона Честного Животворящего Креста Господня. В деревне Клочки не сразу поверили их рассказу, но, отправившись в лес, жители действительно обрели икону с изображением Креста Господня. Вторую же чудотворную икону — Богородицы — поначалу никто не заметил, так как она была в самой чаще леса.
Вскоре после случившегося житель деревни Клочки по имени Исидор направился за десять верст к «Спасу на погост», чтобы пригласить из этого храма священника для совершения в своем доме молебна. Не найдя батюшку, он пошел к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказал ему о явленной иконе Креста Господня. Собрав множество народа, в день Пятидесятницы инок Стефан и Исидор отправились в лес и, придя на городище (бывшее на месте нынешней церкви и кладбища села Оковцы), все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался и поклонился явленному образу. Между тем налетел сильный ветер, вся окрестность погрузилась во мрак, но над городищем воздух озарялся необыкновенным сиянием. В это время инок Стефан и все пришедшие увидели на сосне вторую чудотворную икону — образ Богородицы с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и предстоящим святителем Николаем Чудотворцем. Иконы были явлены друг от друга на расстоянии 10 локтей.
Как только инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу, сразу началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но еще ярче прежнего засиял повсюду необыкновенный свет. Весь народ пребывал в страхе и трепете и в великом изумлении, дивясь необыкновенному сиянию.
По преданию, в первый день по Пятидесятнице 25 человек получили исцеления от своих недугов. Видя столь обильно изливающуюся благодать Божию от иконы, инок Стефан «подробну вся исписа: како Честный и Животворящий Крест Господень в пределах их явися и обретение Богородицыны иконы како бысть и како многое исцеление даровася в различных недузех зле страждущим…» и отправился с этим описанием в Москву.
Прибывшие из Москвы посланники также стали свидетелями Божественной благодати, явленной в канун праздника пророка Божия Илии: здесь вновь 42 человека получили исцеление. Засвидетельствовав лично чудеса исцеления, посланники поспешили к царю Иоанну Васильевичу и Московскому митрополиту Иоасафу с донесением о чудесах и привезли в свидетели местного жителя Иону. Выслушав донесение, царь приказал поставить на месте обретения икон церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы «Одигитрии» с приделом святителя Николая Чудотворца.
В конце 1540 года чудотворные иконы были принесены в Москву. По пути их следования в городе Ржеве получили исцеление 9 человек, в селе Рождественское исцелилась расслабленная женщина, вышедшая встречать иконы. Жители Москвы, наслышанные о таком изобилии исцеляющей благодати от чудотворных икон, вышли встречать их за 25 верст от города.
Чудотворные иконы были торжественно встречены Государем Иоанном Грозным, братом его Юрием, Московским митрополитом и всем собором сначала в Новинском монастыре, потом в Успенском соборе Кремля. В честь Ржевской иконы Божией Матери в Москве была возведена церковь в Чертолье (впоследствии это место получило название Пречистенские ворота и улица Пречистенская). После снятия списка икона была возвращена в Ржев; на обратном пути следования иконы исцелилось еще 4 человека в селе Новое Городище и несколько человек во Ржеве. Всего за 8 дней пути исцеление получили 26 человек.
В период междуцарствия церковь на Оковце подверглась разорению, как и все окрестные земли, от поляков и литовцев. Чудотворные явленные Оковецкие иконы по Промыслу Божию были вывезены в Новгород и находились там до 1667 года, также являя чудеса исцеления болящим. В том же году был восстановлен и Оковецкий храм, возобновились богослужения.
В 1930 году Оковецкий храм во имя иконы Богоматери «Одигитирии», где находились в тот момент явленные иконы, был закрыт. Дальнейшая судьба Оковецких чудотворных икон неизвестна.
Явление этой иконы произошло при довольно необычных обстоятельствах. В 1539 году в деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии четыре вора решили совершить кражу. Двое жителей деревни должны были украсть двух лошадей, а двое крестьян боярина Ивана Повадина – двух коров, а затем краденым обменяться.
Боярские воры украли коров, спрятали их в лесу и направились в условленное место за лошадьми, которых там должны оставить клочковские. Придя же на место, лихоимцы лошадей не обнаружили, но увидели на сосне икону. Испугавшись, воры с этого места поспешили уйти, но постепенно об удивительной находке стало известно во всей округе.
Около ста жителей окрестных деревень отправились в лес и увидели прибитый на дереве железный крест, а недалеко от него небольшую икону старинного письма. На иконе была изображена Богородица с Младенцем на руках, а по левую сторону от Неё – святитель Николай Чудотворец . Как только икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение.
Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес, в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала икону чудотворной.
Через некоторое время неподалёку от обретения святынь забил целебный источник, возле которого в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм не опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.
В 90-е годы ХХ столетия в селе Оковцы (Селижаровский район, Тверская область) восстановлен храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, также восстановлена часовня и источник. Земля Оковецкого источника находится в пользовании Нило-Столбенской пустыни. У целебного источника оборудованы купальни для паломников, куда мощным потоком поступает исцеляющая вода. Желающих омыться святой водой всегда очень много.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Оковецкая-Ржевская» молятся об избавлении от различных телесных и душевных недугов, а также о помощи в пути. Оковецкую (Ржевскую) икону Божией Матери называют также «Прозрение очес», так как по молитве пред этим образом с
Параметры для платежной системы для формирования чеков:
Два разбойника на Пырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Пырошни в Оковецкой волости, нашли прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве — небольшую, старого письма икону, изображавшую Божию Матерь с Богомладенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским. Они сообщили об этом односельчанам, и в день Сошествия Святого Духа инок Селижарова монастыря Стефан при стечении народа из четырех окрестных деревень обрел эти святыни. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершились исцеления.
Одна слепая, не видевшая в продолжение 8 лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. В продолжение одной недели —от Духова дня до заговенья перед Петровым постом совершилось и было записано 27 случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону.
Инок Стефан и священник из Ржева Григорий Онисифоров поехали в столицу с описаниями явления святынь и исцелений от них. Митрополит Иоасаф, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма -во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Причем в качестве престолов были использованы пни вековых деревьев, на которых висели чудотворная икона и крест.
В январе 1541 года по указу царя Иоанна Васильевича Оковецкий образ был торжественно принесен в столицу для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 (24) июля.
Со временем неподалеку от места обретения Ржевских святынь из земли забил целебный источник, названный в народе Оковецким. Возле этого источника в 1870 году была построена часовня в честь Преображения Господня. В 1930 году из опечатанного властями Оковецкого храма чудесным образом бесследно исчезли оковецкие святыни. В 1934 году с закрытием храма в с. Оковцы разрушили часовню, а источник был засыпан строительным мусором и камнями.
В 1991 году земля Оковецкого источника была передана Нило-Столобенской пустыни. В 2002 году, по сохранившимся фотографиям, восстановлена Преображенская церковь. В деревне Оковцы (Селижаровского района, Тверской обл.) восстановлен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Ежегодно 24 июля (н. ст.) в храме на святом источнике совершается архиерейская Божественная литургия, после которой верующие окунаются в живительные воды Оковецкого ключа. Из огромного родника-колодца мощным потоком льется исцеляющая вода, которая поступает в специально оборудованные купальни, расположенные одна ниже другой. Поток желающих омыться святой водой обычно не иссякает до позднего вечера. Оковецкую (Ржевскую) икону Божией Матери называют также «Прозрение очес», так как по молитве пред этим образом совершилось множество исцелений от слепоты и глазных болезней.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прозрение очес»(Ржевско-оковецкой)
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающия, и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти, и злых клевет, и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да, спасеннии Тобою, славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.