Образ божией матери

Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами.

Хромолитография А.В. Васильева. Москва.

В Богоявленском соборе в Елохове (Москва) находится икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (конец XVIII – начало XIX вв.), которая могла быть взята за основу для хромолитографии.

Образ божией матери

Общий вид документа.

Образ божией матери

1. Елецкая:

Согласно легенде, Тамерлан, перед походом на Москву в 1395 г., отдыхал в своем шатре под Ельцом. Там ему явилась грозная Пресвятая Дева с сонмом святых. В тот же день (26 августа), жители Москвы встречали икону Владимирской Божьей матери и молились перед ней о спасении. Опасаясь грозного ведения, Тамерлан повернул орду назад и ушел. В память о чудесном событии и была написана икона Богоматери Елецкой, а также установлено месточтимое празднование – 8 сентября (26 августа по старому стилю).

Образ божией матери

2. Египетская:

Икона явилась в 1060 г. и с самого начала считалась чудотворной. На иконе изображается Богоматерь, которая прижимает к себе правой рукой Младенца, в его левой руке находится полуразвернутый свиток. Встречаются изображения без свитка. Существует мнение, что изображения Богородицы без свитка возникли из-за ошибки иконописца, который перепутал данную икону с иконой Богоматери Елецкой, празднование которой происходит в тот же день. Есть и варианты иконы Богоматери Египетской, где также изображается святой Савва Сербский.

Образ божией матери

3. Ватопедская:

Икона Богоматери Ватопедской также именуемая «Отрадой» или «Утешением», находится в Благовещенском храме Ватопедского монастыря на Афоне. Название иконы связано с чудесным событием: в 390 г. рядом со Святой горой из корабля выпал царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, но благодаря заступничеству Богородицы, был перенесен на берег целым и невредимым. Наутро его нашли под густым кустом, «ватопед» – «куст отрока». Император Феодосий в благодарность за спасение сына воздвиг новый храм, алтарь которого находился как раз на том месте, где был найден юноша.

Икону Богоматери прославило событие, случившееся в 807 г. Разбойники, собираясь разграбить монастырь, укрылись в береговых камнях и ждали открытия монастырских ворот. В это время монахи уже разошлись по своим кельям, в храме остался лишь настоятель, молившийся около образа Богородицы. Неожиданно от иконы донесся голос, повелевший ему не открывать ворот, а взойти на стены и разогнать разбойников. После этого раздался голос младенца, запрещающего своей матери помогать монахам, дабы они были наказаны. Пораженный игумен, созвал всю братию к иконе, где они увидели произошедшие в образе изменения: Богоматерь несколько уклонялась от младенца и придерживала его руку, которая пыталась закрыть ей уста. Образ Богородицы был полон любви и сострадания, а младенец был грозен. Исполнив наказ Богоматери, монахи прогнали разбойников и спасли монастырь.

Икона Богоматери Ватопедской особенно почитается среди православных верующих России, известно большое количество ее списков, а также совершенных чудес.

Образ божией матери

4. Утоли мои печали:

Икона была привезена в Москву в 1640 г. при царе Михаиле Федоровиче и помещена в церковь святителя Николая, что на Пупышах. Документально были засвидетельствованы многочисленные ее чудеса, особенно во время чумы в 1771 г., но при пожаре в том же году все бумаги были уничтожены. В 1930-х гг. образ перенесли в храм святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он хранится и по сей день.

Отличительной особенностью данной иконы можно считать то, что Младенец держит в руках развернутый свитой, а Богоматерь одной рукой подпирает щеку.

Образ божией матери

5. Елецкая-Черниговская:

В 1060 г. при князе Святославе Ярославиче, близ Чернигова, на ели явилась икона Богоматери Елецкой-Черниговской. Так было записано в синодике черниговского епископа (Зосимы Прокоповича). Икону поставили в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божьей матери. На месте явления иконы преподобный Антоний благословил основать монастыря в XI в., который в 1238 году был разрушен татарами. Однако икона была спасена, так как ее поместили внутрь монастырских стен. В 1470 году обитель была восстановлена, а икона вновь заняла свое место в храме.

Дальнейшая судьба иконы туманна: по одной версии, потомок Черниговских князей увез ее в Москву, когда город перешел польскому королю Стефану Баторию; по другой – она исчезла в XVII в., когда обитель разоряли польские войска Сигизмунда III.

Образ божией матери

6. Взыскание погибших:

С давних времен эта икона почиталась как последнее прибежище, последняя надежда погибающих людей. О происхождении данного образа нет никакой достоверной информации, но известно несколько чудотворных икон под аналогичным названием. Один из наиболее известных списков иконы – Борский, он прославился множеством чудес. Эта икона была написана по обету. Ее заказал крестьянин, благодарный Богородице за свое спасение (в пути он был застигнут пургой и был на пороге смерти).

Богоматерь несколько наклоняет голову влево, поддерживает Младенца, с которым они соприкасаются головами. Руки Богоматери сплетены, а Младенец держится одной рукой за ее шею.

Образ божией матери

7. Иверская:

Икона Иверской Богоматери также известна под именем Вратарницы. Свое имя она получила по имени Иверского монастыря на Афоне. История ее обретения не известна, но первые упоминания встречаются уже в IX в. Эта история связана с периодом иконоборчества. Одна женщина держала дома образ Богородицы, вскоре об этом узнали солдаты. Они пришли в дом с тем, чтобы либо уничтожить икону, либо осквернить ее. Один из воинов пронзил образ копьем. В том месте, из щеки Богородицы, потекла кровь. Узрев ценность иконы и ее чудотворные силы, женщина опустила икону в воду, чтобы спасти ее. Доска стоя двинулась по волнам. Сын той женщины подвязался монахом на Афон и стал жить рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль Богородицы, и где впоследствии был построен Иверский монастырь. Именно к тому месту и приплыла чудесная икона, осененная огненным столпом. Иверскую Богоматерь несколько раз помещали в соборном храме монастыря, но каждый раз она оказывалась над монастырскими воротами, защищая обитель и покровительствуя ей.

В XVII в. о чудесах иконы узнали и на Руси. Будущий патриарх Никон и царь Алексей Михайлович заказали точный список Иверской иконы, который также прославился множеством чудес и исцелений.

Ссылка на основную публикацию