19.03Суббота 2-й седмицы Великого поста.
26.03Суббота 3-й седмицы Великого поста.
02.04Суббота 4-й седмицы Великого поста.
03.05Радоница.
09.05Поминовение усопших воинов
11.06Троицкая родительская суббота
05.11Димитриевская родительская суббота
Когда совершается венчание
Православный календарь
Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.
День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквами (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.
Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).
В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.
В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.
Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.
В январе отмечается 81 православный церковный праздник. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.
Православный календарь на январь 2020 года
Январь 2020 | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
Календарь церковных праздников по дням месяца
Мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской и святой мученицы Иулианы Никомидийской
Церковный календарь содержит в себе даты основных православных праздников, посвященных воспоминанию исторических событий из жизни Иисуса Христа, Девы Марии (Богородицы) и других святых. При помощи календаря можно узнать дату начала и конца постов, Пасхи и других великих христианских праздников в 2022 году.
Православный календарь на 2022 год
Великие праздники
Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).
Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.
Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:
- Непереходящие
Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников. - Переходящие
Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.
Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.
Православные посты и сплошные седмицы
Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.
Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.
Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.
Дни особого поминовения усопших
В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.
Приблизилось празднование гражданского Нового года, и в Церкви вновь оживают споры: стоит ли отмечать этот праздник и если отмечать, то как это следует делать?
Конечно, православному христианину чуждо пьяное веселье под телевизионные завывания и прославления нового «гада»: мыши, крысы, свиньи и пр. скотских красот буддистского календаря.
С другой стороны в наших семьях много невоцерковленных да и просто неверующих людей. Для них всё это буйство – праздник. Причем, пожалуй, единственный действительно общенародный праздник, когда все россияне чувствуют единение по нейтральному поводу.
Для большинства неверующих россиян все календарные восточные «гады» – лишь милая экзотика, а праздник – повод к веселому общению. Причем далеко не всегда алкогольному: люди выезжают на природу, устраивают экскурсии, навещают родственников и т. п. Даже сложилась традиция, идущая еще от дореволюционного празднования Рождества Христова, отмечать этот праздник в семейном кругу.
Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так праздновать Новый год: семейным застольем, лыжными прогулками в зимнем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.
Но ведь пост идёт?
Во-первых, строгий пост, исключающий по монастырскому уставу рыбу, елей и вино (отметим, что для мирян духовники всегда делали послабление пищевой строгости Устава, написанного для палестинских иноков) начинается со 2-го января.
Во-вторых, здесь сразу надо отметить, что для христианина в данном случае важно даже не то, что мы празднуем (повод ведь нейтральный – календарное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по «совершенно церковному» поводу, на «законных основаниях» уничтожая килограммы колбасы и салатов и всю неделю вместо ликования в храме мучиться от похмелья и переедания. Следовательно, празднование православного христианина всегда будет сопровождаться неким воздержанием, независимо от меню и качества пищи.
Поэтому для христианина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Морепродукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не проблема, смотреть телевизор или нет – во многих семьях смотрят только обращение Президента, и первые несколько минут развлекательных программ. Затем продолжается живое общение, а «ящик» лишь жужжит фоном для беседы или выключается вовсе.
Иными словами – можно отпраздновать вместе с невоцерковленными родственниками Новый Год и не нарушить Устава Церкви.
Только надо добавить очень важную часть празднования – молитву. Ведь для христианина праздник это повод для сугубой молитвы. Освятить молитвой наступающий год, к которому все мы, как граждане страны, живущей по новому стилю, имеем отношение, наш христианский долг и перед собой, и перед своими неверующими соотечественниками. Поэтому естественно сложилась традиция совершать Новогодний молебен либо после вечерней службы 31 декабря, либо после литургии 1 января.
Есть даже храмы, где за последние годы сложилась традиция служить литургию прямо в ночь с 31 на 1-е января, за которой желающие могут начать Новый Год причащением Святых Христовых Таин. По моим наблюдениям, в эту ночь бывает до 20 причастников. Многие приходят целыми семьями, с детьми разного возраста, а затем в трапезной храма вкушают постную трапезу с шампанским и доброй беседой начинают новогодние торжества, которые потом переходят из храма в дома прихожан.
Преображающая сила Церкви
Итак, для нас важно как мы встретим праздник: и православный, и 1-е января, и другие, сложившиеся в нехристианском обществе памятные даты. Не стоит бояться делать их миссионерским оружием Христовой Церкви, иначе они станут орудием нехристианских сил.
Вспомним, как Церковь постепенно вытесняла языческие обычаи и празднования христианскими и так воцерковляла неофитов, во множестве пришедших после Миланского Эдикта (IV в.). Ведь и сам праздник Рождества Христова заменил собой языческий день «непобедимого солнца», и масленица со святками, войдя в церковный календарь, перестала быть прославлением языческих божеств. Для Церкви каждый день – это полноценный праздник пришедшего в мир Христа Спасителя, поэтому любой день наполняется при необходимости тем или иным миссионерским содержанием для удобства обучения членов Церкви основам веры и благочестия.
Поэтому стоит не разражаться гневными обличениями в адрес новомодных праздников, отдаляясь от наших соотечественников и закрывая от них богатство и красоту Православия, а молиться в эти дни, помня, что мы сами недалеко от них ушли и в вопросах нравственности, и в любви к Богу.
Наше свидетельство о Православии должно выражаться в стремлении к осмысленной молитве в храме, хорошем знакомстве со святоотеческим наследием, знании церковных канонов и установлений и применении их в послушании священноначалию.
По моему мнению, надо Евхаристически преображать суть новых праздников, разумно празднуя «Новые Года», «Восьмые Марта» и «Дни Святого Валентина». И тогда даже не придется искусственно переносить суть этих праздников (начало года, уважение к женщинам, радость влюбленных и пр.) на другие дни. Нужно дать возможность маловоцерковленным людям придти в эти дни в храм, услышать доброжелательную проповедь, почувствовать дух Любви Христовой и радости. И если люди почувствуют нашу любовь, проникнутся доверием к своим пастырям, то и праздники будут ими праздноваться по-другому.
Языческая и нехристианская шелуха с этих праздников спадет, и мы будет поздравлять друг друга не с новым «гадом», а все мы встретим новый гражданский год в единении веры и молитвы.
Что самое важное в любом празднике? Ответ на такой вопрос кажется очень легким! На мысль сразу же приходят надежды и ожидания. Ведь перед встречей праздника нам непременно хочется, чтобы наши надежды оправдались, а ожидания воплотились в жизнь. Но стоит отнять у человека само праздничное настроение и день праздника превратится в самый обыденный день в повседневных заботах.
Праздник всегда внутри человека. Не стоит полагать, что одни внешние события (включая отдых от работы) могут стать решающими для праздничного настроения. Если человек испытывает внутреннюю дисгармонию или глубоко несчастен, то никакие внешние его душе события не могут сделать для него праздник лучше. Настоящий праздник — это всегда праздник самой человеческой души, ее внутренняя радость. А внутренняя радость связана с внутренним обновлением. Без внутреннего обновления души праздник лишается своего высокого смысла, приносит человеку лишь временный отдых от повседневных забот.
Празднование Нового года выглядит по-особенному. С одной стороны, это всего лишь простая смена времени, обычный хронологический рубеж. В связи с этим у скептически настроенного человека всегда возникает вопрос: что здесь праздновать? Ведь наступление нового года само по себе не несет какой-то особой радости, разве что напоминает о возрасте. Но, с другой стороны, каждый человек, хоть сколько-нибудь знающий и любящий свою историю и культуру, ощущает в этом празднике свою причастность чему-то важному для себя и своей цивилизации, чувствует нечто новое, что может влиять на его жизнь и личность.
Новый год — не просто новый год. Новый год имеет свое великое начало. И это начало связано с величайшим событием в истории всей Земли — Воплощением Бога. Каждый новый год есть год Новой Эры, ибо с пришествием Богочеловека Иисуса Христа для всего человечества открылась Новая Эра — Эра Искупления, Спасения и Преображения. Это и есть то новое, что из века в век несет в себе новогодний праздник. Поэтому Новый год — не просто обычный зимний временной интервал, а праздник наступления Новой Эры — Эры Царства Божьего, которое может получить любой человек. Ведь Царство Божье не приходит приметным образом, но пребывает внутри нас. Принесенное на Землю Царство Божье и есть та вечная радость, которая может наполнить новой жизнью человеческую душу. Эта радость выражает радость Нового Завета — нераздельного единства Вечного Бога и человека, Создателя и создания, Творца и творения.
Новогодний праздник имеет высший смысл. Его высший смысл заключается в неразрывной связи с Рождеством Богочеловека. Без Рождества Христова Новый Год утрачивает свое праздничное значение, лишается ощущения новизны. И это отражается в самой праздничной символике, которая остается священной и по сей день.
Символы Нового Года остаются Рождественскими символами. Зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, ибо Сам Иисус Христос вновь открыл человечеству путь в рай. Звезда на вершине ели — незабвенная Вифлеемская звезда, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса. Украшающие ель свечи — символ Христа, ставшего Светом миру. Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса имеет христианский смысл. Он восходит к святителю Николаю Чудотворцу, спасшему от бедности детей с помощью тайной благотворительности. Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских традиций. Без христианских символов и образов праздник утрачивает свое значение. И именно христианские символы делают праздник подлинным праздником, сообщают ему атмосферу радости и новизны. Поэтому Новый Год можно назвать преддверием Рождества.
Вступая в новый год от Рождества Христова, будем помнить, что Сам Господь снизошел в наш маленький и скромный мир. Он не оставил нас в неведении о Себе, но сообщил нам неоценимый дар Богопознания. Он открыл нам Себя как Бесконечную Любовь. Он явил нам Свое совершенное смирение и кротость. Он дал нам пример всепрощения и добровольной жертвы.
Современный мир все чаще отходит от Христа и Его учения. Такой отход ведет к катастрофам и конфликтам. Люди теряют способность любить, а значит, и понимать друг друга. Мы призываем мир обратиться ко Христу. Мы призываем всех христиан стать истинным образом Основателя нашей Богооткровенной религии. Мы призываем всех представителей иных религий проявить интерес к познанию учения и Личности Иисуса Христа, Живого Истинного Бога и Совершенного Человека. Мы надеемся, что наш призыв не останется тщетным и наступающий год принесет вам больше радостей в познании Бога.
Хотим закончить обращение словами святителя Игнатия (Брянчанинова), написанными более чем полтора века назад, но не потерявшими свою актуальность:
Скоро промчался (18)47‑й год, так же скоро промчится и 48‑й; скоро протекут многие годы, пожирая друг друга, приходя на смену друг другу. И мы незаметно пролетим пространство жизни на крыльях времени, незаметно прилетим к самым вратам в вечность!… Старюсь, — мне представляется, что время сделалось торопливее! Спешит, спешит!… Остановись! Дай нам вглядеться в себя, и подробнее узнать волю Божию, приготовить себя к вечности, как к вечности! — Не внимает неумолимое! не удостаивает умоляющих его — ниже взгляда! Летит!… Человеки! вам заповедал Бог: «бдите!» вам сказал Бог о времени: «дние лукави суть» (…)
С детства зима у каждого связана с ощущением ожидания праздника.
Это время остается в памяти светлым, искрящимся от снега, с румянцем на щеках, съехавшей от игр на глаза шапкой и полными валенками снега, запахом согревающего чая с лимоном и маминого яблочного пирога.
Зима и в самом деле – особенное время – по-детски радостное, потому что этому времени принадлежит очень детский праздник великой радости рождения в мир Младенца Христа.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Прежде чем приблизится к колыбели Богомладенца, зима начинает свой путь с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), показывая нам в еще одном ребенке – трехлетствующей Деве Марии, входящей в храм, начало Великой Тайны.
«Никола зимний»
Кабинетная икона «св. Николай Чудотворец» — дуб, серебро
За две недели до Рождества Христова во многих семьях празднуется память святителя Николая Чудотворца (19 декабря), и многие любят деткам дарить подарки от Святителя Николая. Эта традиция давняя, и зародилась она в Германии (святитель Николай почитается не только в православии). Почему же именно святитель Николай приносит подарки детям на свой день памяти?
Святой жил в 3-4 веках от Р.Х. на территории современной Турции. Сердце этого человека было преисполнено такой великой любви и милосердия, что будущий святитель решил тайно помогать бедным и детям, принося им в дом необходимое, вещи и игрушки. Множество чудес связано с именем Николая Угодника. Поэтому так любим этот святой.
В православной Церкви иконы Николая Чудотворца есть в каждом храме и в каждом доме, которые почитаются с особым сердечным теплом.
Рождество Христово
Дома светятся разноцветными огоньками, утихли новогодние торжества у тех, кто празднует, а в воздухе затаенное ожидание долгожданного чуда.
6‑го января – Навечерие праздника Рождества Христова, то есть канун, называемый также Сочельником. В этот день хозяйками заканчиваются приготовления праздничного стола. Утром в храмах служится Литургия в соединении с вечерней, на которой в центр храма выносится свеча и торжественно поется тропарь Рождества Христова.
Существует традиция сугубого поста в этот день и неядения до появления первой звезды. А с появлением первой звезды (прообраз Вифлеемской звезды, увиденной волхвами) принято вкушать сочиво (коливо) – вареные зерна пшеницы или риса. Этого правила нет в Типиконе (свод законов), поэтому благочестивая традиция воздержания от пищи исполняется по желанию.
Белые скатерти на домашних столах, огоньки вертепов мерцают в окнах, хрустит под ногами снег. В храмы стекаются молящиеся. Церковь наполняется огоньками свечей, запахом ладана и тихой радостью. В центре храма Богородица и младенец Христос.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» (перевод с церковно-славянского на русский тропаря Рождеству Христову).
Вся следующая неделя от Рождества называется святками – атмосфера ликующей детской радости под пение колядок и шелест конфет.
Крещение Господне
Крест «Крещение Господне»
И вот, крепчают морозы, на прорубях готовят купели к празднику Богоявления (Крещения Господня).
В этот день вспоминается событие Крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем. Часто в этот праздник во многих храмах также служится ночная Литургия, как и на Рождество. Совершается Великое освящение воды в навечерие и в день праздника. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, призывая благодать Святого Духа и благословение. Христиане, принимая крещенскую воду, освящают душу и тело, а окропляя жилища, также освящают его для всякой пользы.
С ночи на 19 января начинается массовое купание во всех водоемах, источниках, так как в эту ночь освящается вся вода. Это благочестивая традиция не является обязательной. Но такая радостная не только для воцерковленных христиан, но и находящихся еще только на пути к храму!
Сретение Господне
Икона Сретение Господне (16 век, Новгород)
Февраль заключает череду больших зимних праздников воспоминанием встречи 40-дневного младенца Христа в храме Симеоном Богоприимцем (15 февраля – Сретение Господне).
Чем примечательно это событие? Старец Симеон был переводчиком Священного Писания на греческий язык. Когда он переводил слова пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой и хотел исправить на слово «жена» (женщина). Тогда явился ему Ангел Господень и сказал, что старец не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами непорочно зачатого младенца Христа. Поэтому ко времени встречи со Христом Симеон был глубоким старцем. Слова, произнесенные им в день Сретения, стали молитвой, входящей в богослужебный чин («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»). Святой Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».
Разработано в
Ниже расположен церковный православный календарь на каждый месяц 2020 года.
Если хотите узнать какие праздники сегодня — перейдите по кнопке:
Как работать с календарём:
- При наведении курсора на дату отображается информация о праздниках и событиях этого дня.
- При нажатии на дату Вы перейдёте на отдельную страницу с информацией о праздниках и событиях в этот день.
- Если Вы хотите просмотреть развёрнутую информацию о церковных датах праздниках месяца — перейдите по ссылке «Подробно на…».
Цветовые условные обозначения:
- Жирным красным шрифтом в календаре выделены Великие и двунадесятые праздники.
- Жирным синим шрифтом выделены дни поминовения усопших.
- Серым фоном обозначены постные дни.
Январь
В январе 2020 года православные верующие отмечают целых три великих праздника:
- Рождество (7 января)
- Обрезание господне (14 января)
- Крещение (19 января)
Начинается год с Рождественского (Филиппова) поста, последняя седмица которого продлится с 1 по 6 января. После него наступает череда праздничных непостных дней (Рождество, Обрезание Господне, Святки с 8 до 17 января) вплоть до крещенского сочельника (это строгий однодневный пост). В сочельник верующие подготавливаются к Крещению, после появления на небе первой звезды можно разговеться крещенским сочивом. 19 января — Крещение Господне.
Февраль
Знаменательная для верующих дата февраля — Сретение. Отмечается 15 февраля (непереходящая дата), на сороковой день после Рождества. Праздник посвящён встрече («сретение» и означает «встреча») младенца Иисуса Богоприимцем Симеоном. Мир ждал спасителя, его появление было предречено. Старец Симеон получил эту честь — встретить Спасителя.
Ещё одно немаловажное событие февраля — Вселенская родительская суббота (22 февраля). Это второй в году день поминовения усопших. Первый в 2020 году день поминовения — 9 февраля (поминают пострадавших и погибших в годину гонений за веру)
Постных дней в феврале всего четыре. Это однодневные посты 5, 7, 19 и 21 февраля.
На протяжении всего марта православных верующих ожидает Великий пост, 1-5 его седмицы. Этот месяц знаменателен сразу тремя днями поминовения — Родительские субботы 14, 21 и 28 марта.
Апрель
Апрель богат на церковные праздники. В этом месяце православные ждут Великую Пасху, которая в 2020 году выпадает на 19 апреля. И ещё три знаменательных дня — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля, Вербное воскресенье 12 апреля, Радоница 28 апреля (день поминовения усопших).
В апреле продолжается Великий пост. С 1 по 12 апреля — пятая и шестая его седмицы, с 13 апреля и до Пасхи самый строгий пост — Страстная седмица.
28 мая 2020 года — Вознесение Господне. Этот двунадесятый праздник посвящён вознесению Спасителя на небеса. День переходящий, празднуется всегда в четверг.
9 мая — день поминовения усопших воинов.
7 июня 2020 — день Троицы. Это переходящий праздник, отмечается всегда в воскресенье, на 50-й день после Пасхи.
Троице предшествует Троицкая родительская суббота, которая в этом году выпадает на 6 июня. В этот день поминают усопших и своих родителей.
15 июня начинается Петров пост, который продлится 27 дней (или четыре седмицы)
События православного календаря в июле 2020 года:
- 7 июля — Рождество Иоанна Предтечи. Житие Крестителя >>>
- 8 июля отмечается не так давно обретенный светский праздник «День семьи, любви и верности». А приурочен он к христианскому малому славословному празднику — дню памяти супругов Петра и Февронии.
- 12 июля — День апостолов Петра и Павла.
- 18 июля хоть и не отмечено графическим образом в нашем календаре, но многие верующие почитают эту дату как День обретения мощей чудотворца Сергия Радонежского.
С 1 по 11 июля — Петров пост.
Август
Краткий православный календарь на август 2020:
- 2 августа — день памяти Пророка Илии, более известный в народе как Ильин день.
- 14 августа — Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Медовый спас.
- 19 августа — Преображение господне.
- 28 августа — Праздник Успения Пресвятой Богородицы, день памяти Икон Божией Матери.
Сентябрь
Основные события в сентябре 2020:
- 11 сентября — Усекновение головы Иоанна Предтечи.
- 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня.
- 30 сентября — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.
Октябрь
Главный праздник октября — Покров Пресвятой Богородицы. В 2020 году он выпадает на среду, 14 октября.
Январь 2020 года щедр на православные праздники. В этом месяце заканчивается Рождественский пост, празднуется Рождество Христово, Крещение, проходят Святки. Люди отдыхают, купаются в проруби, гадают.
28 ноября 2019 – 6 января 2020 ‒ Рождественский пост
6 января заканчивается многодневный церковный пост. За это время человек приходит к очищению своей души и может начинать готовиться к Рождеству, чтобы встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа.
За сорокадневный период человек должен переосмыслить свою жизнь и встать на правильный путь, покаявшись в своих прегрешениях. Только таким образом можно по-настоящему прочувствовать Рождество.
7 января ‒ Рождество Христово
Праздник Рождества Христова символизирует собой появление на свет Иисуса и связанные с этим события. Этот праздник считается государственным, поэтому в этот день всегда официальный выходной.
Согласно православному календарю Рождество — один из 12 главных праздников в году.
Традиции праздника
Праздновать Рождество люди начинают 6 января, садясь за стол после появления первой звезды. Принято ставить на стол 12 различных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. А после ужина верующие идут в храмы на ночную службу и литургию.
В разных регионах страны распространены различные обычаи. Где-то носят крестным кутью, а где-то колядуют, за что получают деньги или сладости. Всецело распространены гадания. Чаще всего люди хотят знать сбудется ли задуманное, девушки гадают на своих суженых.
Что нельзя делать
На Рождество нельзя заниматься рукоделием, затевать уборку в доме, охотиться на любых живых существ и ссориться.
7 – 18 января ‒ Святки
Святки — это 12 праздничных дней между Рождеством и Крещением, то есть от первой рождественской звезды и до крещенского освящения воды.
Первый день Святок обычно празднуют дома или у близких людей, а начиная с 3-го дня уже начинаются визиты к друзьям и остальным родственникам.
В эти дни также принято гадать и загадывать желания. Кстати, именно в этот период солнце начинает свой поворот с зимы на лето, а световой день начинает все больше увеличиваться.
14 января ‒ Обрезание Господне (Старый Новый год)
Этот праздник отмечается в православной и католической церкви. Во всех церквях и храмах в этот день идут праздничные богослужения. Согласно Евангелию на 8-ой день после своего Рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола. В честь этого и есть празднество.
В России 14 января больше известно, как «Старый Новый год», так как до 1918 года эта дата совпадала с началом нового года.
18 января ‒ Крещенский сочельник
Этот праздник подытоживает череду рождественских празднеств. В этот день начинаются основные приготовления к Крещению. Слово «сочельник» пошло от «сочиво» — традиционного блюда из размоченных зерен пшеницы или риса, с добавлением изюма, орехов, меда.
Начинаются богослужения и освящение воды. Прихожане причащаются, святят воду и окропляют ею свой дом. Хозяйки готовят кутью (сочиво), а на косяках дверей и окнах люди чертят мелом кресты, чтобы отпугнуть нечистую силу.
Крещенский сочельник считается последним праздничным днем, когда можно колядовать и гадать.
Что можно есть
В этот день должен соблюдаться пост. После первой звезды можно садиться за стол. Разрешены постная кутья, тушеные овощи, соленья, вареники, пироги, напиток узвар.
На десерт можно есть сладкие пряники, пирожки, рулеты.
Что нельзя делать
В этот день нельзя переедать, пить спиртные напитки, ругаться, занимать деньги, выносить что-то из дома.
19 января ‒ Крещение Господне
Крещение — великий православный двунадесятый праздник. Событие символизирует крещение Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. По традиции в этот день святят воду, окропляют ею свое жилье, купаются в проруби.
В ночь на 19 января в церквях проходит ночная служба, переходящая в утреннюю литургию.
5 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Предлагаем вашему вниманию церковный календарь на текущий месяц. В январе православные христиане празднуют Рождество Христово, Собор Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Святое Богоявление, а также чтят дни памяти преподобного Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, святителя Феофана Затворника и многих других Божиих угодников.
О наиболее важных датах читайте ниже.
6 января (четверг)
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
В сочельник служится особое богослужение. Оно состоит из Великих (или Царских) часов, великой вечерни и литургии Василия Великого. Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.
7 января(пятница)
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда.
Святитель Григорий Богослов писал: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1)! И скажу обоим в совокупности: да веселятся небеса, и да торжествует земля (Пс 95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды».
8 января (суббота)
Собор Пресвятой Богородицы
Богородица после успения была взята Богом в Царство Небесное, став главным просителем и ходатаем за всю Церковь перед Своим Сыном.
Интересные видео о Пресвятой Богородице:
11 января (вторник)
Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
Царь Ирод велел избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях, боясь прихода в мир нового Царя.
14 января (пятница)
Обрезание Господне
Обрезание Младенца Христа было совершено в соответствии с законом, который был установлен для еврейского народа Самим Богом.
15 января (суббота)
ПреподобногоСерафима, Саровского чудотворца
Преставление святого совершилось в 1833 году, а второе обретение мощей в 1991 году. Старца любят и почитают во всем христианском мире.
18 января (вторник)
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению.
19 января (среда)
Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей.
20 января (четверг)
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В этот день православные верующие собираются в храме, чтобы воздать хвалу святому Иоанну Предтече, послужившему делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
Также рекомендуем к просмотру:
23 января (воскресенье)
Святителя Феофана, Затворника Вышенского
Святитель — один из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. Он оставил после себя богатое духовное наследие.
27 января (четверг)
Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Посвятив свою жизнь проповеди Евангелия, она была прославлена в лике святых как равноапостольная.
30 января (воскресенье)
Преподобного Антония Великого
Величайший аскет и подвижник. Он стал образцом для подражания для многих монахов.
Будучи отшельником Антоний жил сначала у разных пустынников, а позже решился на полное удаление от мира. Он поселился в древнем захоронении на берегу Нила и спал в гробнице. Предание гласит, что каждый день бесы собирались возле его жилища, стараясь напугать подвижника. Однако Антоний говорил им: «Я знаю, что, если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля». Посрамленные мужеством и верой Антония, бесы каждый раз отступали.
31 января (понедельник)
Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского
Благочестивые отец и мать великого подвижника земли Русской приняли ангельский образ под конец жизни по примеру своего сына.
Фото из открытых источников
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ