Новогодние праздники православные

19.03Суббота 2-й седмицы Великого поста.

26.03Суббота 3-й седмицы Великого поста.

02.04Суббота 4-й седмицы Великого поста.

03.05Радоница.

09.05Поминовение усопших воинов

11.06Троицкая родительская суббота

05.11Димитриевская родительская суббота

Когда совершается венчание

Православный календарь

Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.

День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквами (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

В январе отмечается 81 православный церковный праздник. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.

Православный календарь на январь 2020 года

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Календарь церковных праздников по дням месяца

Мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской и святой мученицы Иулианы Никомидийской

Церковный календарь содержит в себе даты основных православных праздников, посвященных воспоминанию исторических событий из жизни Иисуса Христа, Девы Марии (Богородицы) и других святых. При помощи календаря можно узнать дату начала и конца постов, Пасхи и других великих христианских праздников в 2022 году.

Православный календарь на 2022 год

Великие праздники

Важнейшие православные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым большим и светлым событием в церковном календаре христиан является Пасха. Она имеет особый статус и наиболее торжественную службу. Дата празднования определяется по солнечно-лунному календарю и уникальна для каждого года (попадает в период с 4 апреля по 8 мая).

Остальные великие праздники делятся на двунадесятые и недвунадесятые.

Двунадесятые – это 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории:

  • Непереходящие
    Имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число. К ним относят 9 двунадесятых праздников.
  • Переходящие
    Имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней. К ним относят 3 двунадесятых праздника.

Недвунадесятые – это 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню и памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.

Выделяют 4 многодневных поста: Великий, Петров (Апостольский), Успенский, Рождественский и 3 однодневных: Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Также существует пост по средам и пятницам.

Сплошные седмицы – это недели, в течение которых отменяется пост по средам и пятницам. В году 5 таких седмиц: Святки, Мытаря и фарисея, Сырная (запрещено мясо), Пасхальная, Троицкая.

Дни особого поминовения усопших

В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них. В кругу богослужебного года такими датами являются: Вселенская родительская суббота, 2-4 субботы Великого Поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Троицкая и Димитриевская родительская субботы.

При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ско­го Но­во­го го­да, и в Церк­ви вновь ожи­ва­ют спо­ры: сто­ит ли от­ме­чать этот празд­ник и ес­ли от­ме­чать, то как это сле­ду­ет де­лать?

Ко­неч­но, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну чуж­до пья­ное ве­се­лье под теле­ви­зи­он­ные за­вы­ва­ния и про­слав­ле­ния но­во­го «га­да»: мы­ши, кры­сы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ско­го ка­лен­да­ря.

С дру­гой сто­ро­ны в на­ших се­мьях мно­го нево­цер­ко­в­лен­ных да и про­сто неве­ру­ю­щих лю­дей. Для них всё это буй­ство – празд­ник. При­чем, по­жа­луй, един­ствен­ный дей­стви­тель­но об­ще­на­род­ный празд­ник, ко­гда все рос­си­яне чув­ству­ют еди­не­ние по ней­траль­но­му по­во­ду.

Для боль­шин­ства неве­ру­ю­щих рос­си­ян все ка­лен­дар­ные во­сточ­ные «га­ды» – лишь ми­лая эк­зо­ти­ка, а празд­ник – по­вод к ве­се­ло­му об­ще­нию. При­чем да­ле­ко не все­гда ал­ко­голь­но­му: лю­ди вы­ез­жа­ют на при­ро­ду, устра­и­ва­ют экс­кур­сии, на­ве­ща­ют род­ствен­ни­ков и т. п. Да­же сло­жи­лась тра­ди­ция, иду­щая еще от до­ре­во­лю­ци­он­но­го празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, от­ме­чать этот празд­ник в се­мей­ном кру­гу.

Пло­хо ли это? Нет. Греш­но ли нам так празд­но­вать Но­вый год: се­мей­ным за­сто­льем, лыж­ны­ми про­гул­ка­ми в зим­нем ле­су и пр.? Ду­маю, то­же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер­вых, стро­гий пост, ис­клю­ча­ю­щий по мо­на­стыр­ско­му уста­ву ры­бу, елей и ви­но (от­ме­тим, что для ми­рян ду­хов­ни­ки все­гда де­ла­ли по­слаб­ле­ние пи­ще­вой стро­го­сти Уста­ва, на­пи­сан­но­го для па­ле­стин­ских ино­ков) на­чи­на­ет­ся со 2-го ян­ва­ря.

Во-вто­рых, здесь сра­зу на­до от­ме­тить, что для хри­сти­а­ни­на в дан­ном слу­чае важ­но да­же не то, что мы празд­ну­ем (по­вод ведь ней­траль­ный – ка­лен­дар­ное на­ча­ло го­да), а как мы это де­ла­ем. И не так важ­но, есть пост или нет. Мож­но ведь и на Пас­ху на­пить­ся по «со­вер­шен­но цер­ков­но­му» по­во­ду, на «за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях» уни­что­жая ки­ло­грам­мы кол­ба­сы и са­ла­тов и всю неде­лю вме­сто ли­ко­ва­ния в хра­ме му­чить­ся от по­хме­лья и пе­ре­еда­ния. Сле­до­ва­тель­но, празд­но­ва­ние пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все­гда бу­дет со­про­вож­дать­ся неким воз­дер­жа­ни­ем, неза­ви­си­мо от ме­ню и ка­че­ства пи­щи.

По­это­му для хри­сти­а­ни­на не во­прос, что есть и пить в Но­вый Год. Мо­ре­про­дук­ты, фрук­ты и ово­щи най­ти не труд­но. Да­же не про­бле­ма, смот­реть теле­ви­зор или нет – во мно­гих се­мьях смот­рят толь­ко об­ра­ще­ние Пре­зи­ден­та, и пер­вые несколь­ко ми­нут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм. За­тем про­дол­жа­ет­ся жи­вое об­ще­ние, а «ящик» лишь жуж­жит фо­ном для бе­се­ды или вы­клю­ча­ет­ся во­все.

Ины­ми сло­ва­ми – мож­но от­празд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми Но­вый Год и не на­ру­шить Уста­ва Церк­ви.

Толь­ко на­до до­ба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния – мо­лит­ву. Ведь для хри­сти­а­ни­на празд­ник это по­вод для су­гу­бой мо­лит­вы. Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми. По­это­му есте­ствен­но сло­жи­лась тра­ди­ция со­вер­шать Но­во­год­ний мо­ле­бен ли­бо по­сле ве­чер­ней служ­бы 31 де­каб­ря, ли­бо по­сле ли­тур­гии 1 ян­ва­ря.

Есть да­же хра­мы, где за по­след­ние го­ды сло­жи­лась тра­ди­ция слу­жить ли­тур­гию пря­мо в ночь с 31 на 1-е ян­ва­ря, за ко­то­рой же­ла­ю­щие мо­гут на­чать Но­вый Год при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По мо­им на­блю­де­ни­ям, в эту ночь бы­ва­ет до 20 при­част­ни­ков. Мно­гие при­хо­дят це­лы­ми се­мья­ми, с детьми раз­но­го воз­рас­та, а за­тем в тра­пез­ной хра­ма вку­ша­ют пост­ную тра­пе­зу с шам­пан­ским и доб­рой бе­се­дой на­чи­на­ют но­во­год­ние тор­же­ства, ко­то­рые по­том пе­ре­хо­дят из хра­ма в до­ма при­хо­жан.

Пре­об­ра­жа­ю­щая си­ла Церк­ви

Итак, для нас важ­но как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1-е ян­ва­ря, и дру­гие, сло­жив­ши­е­ся в нехри­сти­ан­ском об­ще­стве па­мят­ные да­ты. Не сто­ит бо­ять­ся де­лать их мис­си­о­нер­ским ору­жи­ем Хри­сто­вой Церк­ви, ина­че они ста­нут ору­ди­ем нехри­сти­ан­ских сил.

Вспом­ним, как Цер­ковь по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ски­ми и так во­цер­ков­ля­ла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших по­сле Ми­лан­ско­го Эдик­та (IV в.). Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва за­ме­нил со­бой язы­че­ский день «непо­бе­ди­мо­го солн­ца», и мас­ле­ни­ца со свят­ка­ми, вой­дя в цер­ков­ный ка­лен­дарь, пе­ре­ста­ла быть про­слав­ле­ни­ем язы­че­ских бо­жеств. Для Церк­ви каж­дый день – это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­ше­го в мир Хри­ста Спа­си­те­ля, по­это­му лю­бой день на­пол­ня­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским со­дер­жа­ни­ем для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церк­ви ос­но­вам ве­ры и бла­го­че­стия.

По­это­му сто­ит не раз­ра­жать­ся гнев­ны­ми об­ли­че­ни­я­ми в адрес но­во­мод­ных празд­ни­ков, от­да­ля­ясь от на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков и за­кры­вая от них бо­гат­ство и кра­со­ту Пра­во­сла­вия, а мо­лить­ся в эти дни, пом­ня, что мы са­ми неда­ле­ко от них ушли и в во­про­сах нрав­ствен­но­сти, и в люб­ви к Бо­гу.

На­ше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии долж­но вы­ра­жать­ся в стрем­ле­нии к осмыс­лен­ной мо­лит­ве в хра­ме, хо­ро­шем зна­ком­стве со свя­то­оте­че­ским на­сле­ди­ем, зна­нии цер­ков­ных ка­но­нов и уста­нов­ле­ний и при­ме­не­нии их в по­слу­ша­нии свя­щен­но­на­ча­лию.

По мо­е­му мне­нию, на­до Ев­ха­ри­сти­че­ски пре­об­ра­жать суть но­вых празд­ни­ков, ра­зум­но празд­нуя «Но­вые Го­да», «Вось­мые Мар­та» и «Дни Свя­то­го Ва­лен­ти­на». И то­гда да­же не при­дет­ся ис­кус­ствен­но пе­ре­но­сить суть этих празд­ни­ков (на­ча­ло го­да, ува­же­ние к жен­щи­нам, ра­дость влюб­лен­ных и пр.) на дру­гие дни. Нуж­но дать воз­мож­ность ма­ло­во­цер­ко­в­лен­ным лю­дям прид­ти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, по­чув­ство­вать дух Люб­ви Хри­сто­вой и ра­до­сти. И ес­ли лю­ди по­чув­ству­ют на­шу лю­бовь, про­ник­нут­ся до­ве­ри­ем к сво­им пас­ты­рям, то и празд­ни­ки бу­дут ими празд­но­вать­ся по-дру­го­му.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская ше­лу­ха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы бу­дет по­здрав­лять друг дру­га не с но­вым «га­дом», а все мы встре­тим но­вый граж­дан­ский год в еди­не­нии ве­ры и мо­лит­вы.

Что самое важное в любом празд­нике? Ответ на такой вопрос кажется очень легким! На мысль сразу же при­хо­дят надежды и ожи­да­ния. Ведь перед встре­чей празд­ника нам непре­менно хочется, чтобы наши надежды оправ­да­лись, а ожи­да­ния вопло­ти­лись в жизнь. Но стоит отнять у чело­века само празд­нич­ное настро­е­ние и день празд­ника пре­вра­тится в самый обы­ден­ный день в повсе­днев­ных забо­тах.

Празд­ник всегда внутри чело­века. Не стоит пола­гать, что одни внеш­ние собы­тия (вклю­чая отдых от работы) могут стать реша­ю­щими для празд­нич­ного настро­е­ния. Если чело­век испы­ты­вает внут­рен­нюю дис­гар­мо­нию или глу­боко несча­стен, то ника­кие внеш­ние его душе собы­тия не могут сде­лать для него празд­ник лучше. Насто­я­щий празд­ник — это всегда празд­ник самой чело­ве­че­ской души, ее внут­рен­няя радость. А внут­рен­няя радость свя­зана с внут­рен­ним обнов­ле­нием. Без внут­рен­него обнов­ле­ния души празд­ник лиша­ется своего высо­кого смысла, при­но­сит чело­веку лишь вре­мен­ный отдых от повсе­днев­ных забот.

Празд­но­ва­ние Нового года выгля­дит по-осо­бен­ному. С одной сто­роны, это всего лишь про­стая смена вре­мени, обыч­ный хро­но­ло­ги­че­ский рубеж. В связи с этим у скеп­ти­че­ски настро­ен­ного чело­века всегда воз­ни­кает вопрос: что здесь празд­но­вать? Ведь наступ­ле­ние нового года само по себе не несет какой-то особой радо­сти, разве что напо­ми­нает о воз­расте. Но, с другой сто­роны, каждый чело­век, хоть сколько-нибудь зна­ю­щий и любя­щий свою исто­рию и куль­туру, ощу­щает в этом празд­нике свою при­част­ность чему-то важ­ному для себя и своей циви­ли­за­ции, чув­ствует нечто новое, что может влиять на его жизнь и лич­ность.

Новый год — не просто новый год. Новый год имеет свое вели­кое начало. И это начало свя­зано с вели­чай­шим собы­тием в исто­рии всей Земли — Вопло­ще­нием Бога. Каждый новый год есть год Новой Эры, ибо с при­ше­ствием Бого­че­ло­века Иисуса Христа для всего чело­ве­че­ства откры­лась Новая Эра — Эра Искуп­ле­ния, Спа­се­ния и Пре­об­ра­же­ния. Это и есть то новое, что из века в век несет в себе ново­год­ний празд­ник. Поэтому Новый год — не просто обыч­ный зимний вре­мен­ной интер­вал, а празд­ник наступ­ле­ния Новой Эры — Эры Цар­ства Божьего, кото­рое может полу­чить любой чело­век. Ведь Цар­ство Божье не при­хо­дит при­мет­ным обра­зом, но пре­бы­вает внутри нас. При­не­сен­ное на Землю Цар­ство Божье и есть та вечная радость, кото­рая может напол­нить новой жизнью чело­ве­че­скую душу. Эта радость выра­жает радость Нового Завета — нераз­дель­ного един­ства Веч­ного Бога и чело­века, Созда­теля и созда­ния, Творца и тво­ре­ния.

Ново­год­ний празд­ник имеет высший смысл. Его высший смысл заклю­ча­ется в нераз­рыв­ной связи с Рож­де­ством Бого­че­ло­века. Без Рож­де­ства Хри­стова Новый Год утра­чи­вает свое празд­нич­ное зна­че­ние, лиша­ется ощу­ще­ния новизны. И это отра­жа­ется в самой празд­нич­ной сим­во­лике, кото­рая оста­ется свя­щен­ной и по сей день.

Сим­волы Нового Года оста­ются Рож­де­ствен­скими сим­во­лами. Зеле­ная ново­год­няя ель сим­во­ли­зи­рует бла­жен­ную веч­ность, ибо Сам Иисус Хри­стос вновь открыл чело­ве­че­ству путь в рай. Звезда на вер­шине ели — неза­бвен­ная Виф­ле­ем­ская звезда, по кото­рой волхвы нашли путь к колы­бели Мла­денца Иисуса. Укра­ша­ю­щие ель свечи — символ Христа, став­шего Светом миру. Даре­ние подар­ков (прежде всего детям) вос­хо­дит к дарам волх­вов Богом­ла­денцу, при­нес­ших Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса имеет хри­сти­ан­ский смысл. Он вос­хо­дит к свя­ти­телю Нико­лаю Чудо­творцу, спас­шему от бед­но­сти детей с помо­щью тайной бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Вся ново­год­няя сим­во­лика — свое­об­раз­ный синтез хри­сти­ан­ских тра­ди­ций. Без хри­сти­ан­ских сим­во­лов и обра­зов празд­ник утра­чи­вает свое зна­че­ние. И именно хри­сти­ан­ские сим­волы делают празд­ник под­лин­ным празд­ни­ком, сооб­щают ему атмо­сферу радо­сти и новизны. Поэтому Новый Год можно назвать пред­две­рием Рож­де­ства.

Всту­пая в новый год от Рож­де­ства Хри­стова, будем пом­нить, что Сам Гос­подь сни­зо­шел в наш малень­кий и скром­ный мир. Он не оста­вил нас в неве­де­нии о Себе, но сооб­щил нам неоце­ни­мый дар Бого­по­зна­ния. Он открыл нам Себя как Бес­ко­неч­ную Любовь. Он явил нам Свое совер­шен­ное сми­ре­ние и кро­тость. Он дал нам пример все­про­ще­ния и доб­ро­воль­ной жертвы.

Совре­мен­ный мир все чаще отхо­дит от Христа и Его учения. Такой отход ведет к ката­стро­фам и кон­флик­там. Люди теряют спо­соб­ность любить, а значит, и пони­мать друг друга. Мы при­зы­ваем мир обра­титься ко Христу. Мы при­зы­ваем всех хри­стиан стать истин­ным обра­зом Осно­ва­теля нашей Бого­от­кро­вен­ной рели­гии. Мы при­зы­ваем всех пред­ста­ви­те­лей иных рели­гий про­явить инте­рес к позна­нию учения и Лич­но­сти Иисуса Христа, Живого Истин­ного Бога и Совер­шен­ного Чело­века. Мы наде­емся, что наш призыв не оста­нется тщет­ным и насту­па­ю­щий год при­не­сет вам больше радо­стей в позна­нии Бога.

Хотим закон­чить обра­ще­ние сло­вами свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова), напи­сан­ными более чем пол­тора века назад, но не поте­ряв­шими свою акту­аль­ность:

Скоро про­мчался (18)47‑й год, так же скоро про­мчится и 48‑й; скоро про­те­кут многие годы, пожи­рая друг друга, при­ходя на смену друг другу. И мы неза­метно про­ле­тим про­стран­ство жизни на кры­льях вре­мени, неза­метно при­ле­тим к самым вратам в веч­ность!… Ста­рюсь, — мне пред­став­ля­ется, что время сде­ла­лось тороп­ли­вее! Спешит, спешит!… Оста­но­вись! Дай нам вгля­деться в себя, и подроб­нее узнать волю Божию, при­го­то­вить себя к веч­но­сти, как к веч­но­сти! — Не вни­мает неумо­ли­мое! не удо­ста­и­вает умо­ля­ю­щих его — ниже взгляда! Летит!… Чело­веки! вам запо­ве­дал Бог: «бдите!» вам сказал Бог о вре­мени: «дние лукави суть» (…)

Новогодние праздники православные

С детства зима у каждого связана с ощущением ожидания праздника.

Это время остается в памяти светлым, искрящимся от снега, с румянцем на щеках, съехавшей от игр на глаза шапкой и полными валенками снега, запахом согревающего чая с лимоном и маминого яблочного пирога.

Зима и в самом деле – особенное время – по-детски радостное, потому что этому времени принадлежит очень детский праздник великой радости рождения в мир Младенца Христа.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Новогодние праздники православные

Прежде чем приблизится к колыбели Богомладенца, зима начинает свой путь с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), показывая нам в еще одном ребенке – трехлетствующей Деве Марии, входящей в храм, начало Великой Тайны.

«Никола зимний»

Новогодние праздники православные

Кабинетная икона «св. Николай Чудотворец» — дуб, серебро

За две недели до Рождества Христова во многих семьях празднуется память святителя Николая Чудотворца (19 декабря), и многие любят деткам дарить подарки от Святителя Николая. Эта традиция давняя, и зародилась она в Германии (святитель Николай почитается не только в православии). Почему же именно святитель Николай приносит подарки детям на свой день памяти?

Святой жил в 3-4 веках от Р.Х. на территории современной Турции. Сердце этого человека было преисполнено такой великой любви и милосердия, что будущий святитель решил тайно помогать бедным и детям, принося им в дом необходимое, вещи и игрушки. Множество чудес связано с именем Николая Угодника. Поэтому так любим этот святой.

В православной Церкви иконы Николая Чудотворца есть в каждом храме и в каждом доме, которые почитаются с особым сердечным теплом.

Рождество Христово

Новогодние праздники православные

Дома светятся разноцветными огоньками, утихли новогодние торжества у тех, кто празднует, а в воздухе затаенное ожидание долгожданного чуда.

6‑го января – Навечерие праздника Рождества Христова, то есть канун, называемый также Сочельником. В этот день хозяйками заканчиваются приготовления праздничного стола. Утром в храмах служится Литургия в соединении с вечерней, на которой в центр храма выносится свеча и торжественно поется тропарь Рождества Христова.

Существует традиция сугубого поста в этот день и неядения до появления первой звезды. А с появлением первой звезды (прообраз Вифлеемской звезды, увиденной волхвами) принято вкушать сочиво (коливо) – вареные зерна пшеницы или риса. Этого правила нет в Типиконе (свод законов), поэтому благочестивая традиция воздержания от пищи исполняется по желанию.

Белые скатерти на домашних столах, огоньки вертепов мерцают в окнах, хрустит под ногами снег. В храмы стекаются молящиеся. Церковь наполняется огоньками свечей, запахом ладана и тихой радостью. В центре храма Богородица и младенец Христос.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» (перевод с церковно-славянского на русский тропаря Рождеству Христову).

Вся следующая неделя от Рождества называется святками – атмосфера ликующей детской радости под пение колядок и шелест конфет.

Крещение Господне

Новогодние праздники православные

Крест «Крещение Господне»

И вот, крепчают морозы, на прорубях готовят купели к празднику Богоявления (Крещения Господня).

В этот день вспоминается событие Крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем. Часто в этот праздник во многих храмах также служится ночная Литургия, как и на Рождество. Совершается Великое освящение воды в навечерие и в день праздника. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, призывая благодать Святого Духа и благословение. Христиане, принимая крещенскую воду, освящают душу и тело, а окропляя жилища, также освящают его для всякой пользы.

С ночи на 19 января начинается массовое купание во всех водоемах, источниках, так как в эту ночь освящается вся вода. Это благочестивая традиция не является обязательной. Но такая радостная не только для воцерковленных христиан, но и находящихся еще только на пути к храму!

Сретение Господне

Новогодние праздники православные

Икона Сретение Господне (16 век, Новгород)

Февраль заключает череду больших зимних праздников воспоминанием встречи 40-дневного младенца Христа в храме Симеоном Богоприимцем (15 февраля – Сретение Господне).

Чем примечательно это событие? Старец Симеон был переводчиком Священного Писания на греческий язык. Когда он переводил слова пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой и хотел исправить на слово «жена» (женщина). Тогда явился ему Ангел Господень и сказал, что старец не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами непорочно зачатого младенца Христа. Поэтому ко времени встречи со Христом Симеон был глубоким старцем. Слова, произнесенные им в день Сретения, стали молитвой, входящей в богослужебный чин («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»). Святой Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Разработано в

Ниже расположен церковный православный календарь на каждый месяц 2020 года.

Новогодние праздники православные

Если хотите узнать какие праздники сегодня — перейдите по кнопке:

Как работать с календарём:

  • При наведении курсора на дату отображается информация о праздниках и событиях этого дня.
  • При нажатии на дату Вы перейдёте на отдельную страницу с информацией о праздниках и событиях в этот день.
  • Если Вы хотите просмотреть развёрнутую информацию о церковных датах праздниках месяца — перейдите по ссылке «Подробно на…».

Цветовые условные обозначения:

  • Жирным красным шрифтом в календаре выделены Великие и двунадесятые праздники.
  • Жирным синим шрифтом выделены дни поминовения усопших.
  • Серым фоном обозначены постные дни.

Январь

В январе 2020 года православные верующие отмечают целых три великих праздника:

  • Рождество (7 января)
  • Обрезание господне (14 января)
  • Крещение (19 января)

Начинается год с Рождественского (Филиппова) поста, последняя седмица которого продлится с 1 по 6 января. После него наступает череда праздничных непостных дней (Рождество, Обрезание Господне, Святки с 8 до 17 января) вплоть до крещенского сочельника (это строгий однодневный пост). В сочельник верующие подготавливаются к Крещению, после появления на небе первой звезды можно разговеться крещенским сочивом. 19 января — Крещение Господне.

Февраль

Знаменательная для верующих дата февраля — Сретение. Отмечается 15 февраля (непереходящая дата), на сороковой день после Рождества. Праздник посвящён встрече («сретение» и означает «встреча») младенца Иисуса Богоприимцем Симеоном. Мир ждал спасителя, его появление было предречено. Старец Симеон получил эту честь — встретить Спасителя.

Ещё одно немаловажное событие февраля — Вселенская родительская суббота (22 февраля). Это второй в году день поминовения усопших. Первый в 2020 году день поминовения — 9 февраля (поминают пострадавших и погибших в годину гонений за веру)

Постных дней в феврале всего четыре. Это однодневные посты 5, 7, 19 и 21 февраля.

На протяжении всего марта православных верующих ожидает Великий пост, 1-5 его седмицы. Этот месяц знаменателен сразу тремя днями поминовения — Родительские субботы 14, 21 и 28 марта.

Апрель

Апрель богат на церковные праздники. В этом месяце православные ждут Великую Пасху, которая в 2020 году выпадает на 19 апреля. И ещё три знаменательных дня — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля, Вербное воскресенье 12 апреля, Радоница 28 апреля (день поминовения усопших).

В апреле продолжается Великий пост. С 1 по 12 апреля — пятая и шестая его седмицы, с 13 апреля и до Пасхи самый строгий пост — Страстная седмица.

28 мая 2020 года — Вознесение Господне. Этот двунадесятый праздник посвящён вознесению Спасителя на небеса. День переходящий, празднуется всегда в четверг.

9 мая — день поминовения усопших воинов.

7 июня 2020 — день Троицы. Это переходящий праздник, отмечается всегда в воскресенье, на 50-й день после Пасхи.

Троице предшествует Троицкая родительская суббота, которая в этом году выпадает на 6 июня. В этот день поминают усопших и своих родителей.

15 июня начинается Петров пост, который продлится 27 дней (или четыре седмицы)

События православного календаря в июле 2020 года:

  • 7 июля — Рождество Иоанна Предтечи. Житие Крестителя >>>
  • 8 июля отмечается не так давно обретенный светский праздник «День семьи, любви и верности». А приурочен он к христианскому малому славословному празднику — дню памяти супругов Петра и Февронии.
  • 12 июля — День апостолов Петра и Павла.
  • 18 июля хоть и не отмечено графическим образом в нашем календаре, но многие верующие почитают эту дату как День обретения мощей чудотворца Сергия Радонежского.

С 1 по 11 июля — Петров пост.

Август

Краткий православный календарь на август 2020:

  • 2 августа — день памяти Пророка Илии, более известный в народе как Ильин день.
  • 14 августа — Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Медовый спас.
  • 19 августа — Преображение господне.
  • 28 августа — Праздник Успения Пресвятой Богородицы, день памяти Икон Божией Матери.

Сентябрь

Основные события в сентябре 2020:

  • 11 сентября — Усекновение головы Иоанна Предтечи.
  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября — Воздвижение Креста Господня.
  • 30 сентября — день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.

Октябрь

Главный праздник октября — Покров Пресвятой Богородицы. В 2020 году он выпадает на среду, 14 октября.

Январь 2020 года щедр на православные праздники. В этом месяце заканчивается Рождественский пост, празднуется Рождество Христово, Крещение, проходят Святки. Люди отдыхают, купаются в проруби, гадают.

Новогодние праздники православные

28 ноября 2019 – 6 января 2020 ‒ Рождественский пост

6 января заканчивается многодневный церковный пост. За это время человек приходит к очищению своей души и может начинать готовиться к Рождеству, чтобы встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа.

Новогодние праздники православные

За сорокадневный период человек должен переосмыслить свою жизнь и встать на правильный путь, покаявшись в своих прегрешениях. Только таким образом можно по-настоящему прочувствовать Рождество.

7 января ‒ Рождество Христово

Праздник Рождества Христова символизирует собой появление на свет Иисуса и связанные с этим события. Этот праздник считается государственным, поэтому в этот день всегда официальный выходной.

Новогодние праздники православные

Согласно православному календарю Рождество — один из 12 главных праздников в году.

Традиции праздника

Праздновать Рождество люди начинают 6 января, садясь за стол после появления первой звезды. Принято ставить на стол 12 различных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. А после ужина верующие идут в храмы на ночную службу и литургию.

Новогодние праздники православные

В разных регионах страны распространены различные обычаи. Где-то носят крестным кутью, а где-то колядуют, за что получают деньги или сладости. Всецело распространены гадания. Чаще всего люди хотят знать сбудется ли задуманное, девушки гадают на своих суженых.

Что нельзя делать

На Рождество нельзя заниматься рукоделием, затевать уборку в доме, охотиться на любых живых существ и ссориться.

Новогодние праздники православные

7 – 18 января ‒ Святки

Святки — это 12 праздничных дней между Рождеством и Крещением, то есть от первой рождественской звезды и до крещенского освящения воды.

Первый день Святок обычно празднуют дома или у близких людей, а начиная с 3-го дня уже начинаются визиты к друзьям и остальным родственникам.

Новогодние праздники православные

В эти дни также принято гадать и загадывать желания. Кстати, именно в этот период солнце начинает свой поворот с зимы на лето, а световой день начинает все больше увеличиваться.

14 января ‒ Обрезание Господне (Старый Новый год)

Этот праздник отмечается в православной и католической церкви. Во всех церквях и храмах в этот день идут праздничные богослужения. Согласно Евангелию на 8-ой день после своего Рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола. В честь этого и есть празднество.

Новогодние праздники православные

В России 14 января больше известно, как «Старый Новый год», так как до 1918 года эта дата совпадала с началом нового года.

18 января ‒ Крещенский сочельник

Этот праздник подытоживает череду рождественских празднеств. В этот день начинаются основные приготовления к Крещению. Слово «сочельник» пошло от «сочиво» — традиционного блюда из размоченных зерен пшеницы или риса, с добавлением изюма, орехов, меда.

Новогодние праздники православные

Начинаются богослужения и освящение воды. Прихожане причащаются, святят воду и окропляют ею свой дом. Хозяйки готовят кутью (сочиво), а на косяках дверей и окнах люди чертят мелом кресты, чтобы отпугнуть нечистую силу.

Крещенский сочельник считается последним праздничным днем, когда можно колядовать и гадать.

Что можно есть

В этот день должен соблюдаться пост. После первой звезды можно садиться за стол. Разрешены постная кутья, тушеные овощи, соленья, вареники, пироги, напиток узвар.

Новогодние праздники православные

На десерт можно есть сладкие пряники, пирожки, рулеты.

Что нельзя делать

В этот день нельзя переедать, пить спиртные напитки, ругаться, занимать деньги, выносить что-то из дома.

Новогодние праздники православные

19 января ‒ Крещение Господне

Крещение — великий православный двунадесятый праздник. Событие символизирует крещение Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. По традиции в этот день святят воду, окропляют ею свое жилье, купаются в проруби.

Новогодние праздники православные

В ночь на 19 января в церквях проходит ночная служба, переходящая в утреннюю литургию.

Новогодние праздники православные

5 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Предлагаем вашему вниманию церковный календарь на текущий месяц. В январе православные христиане празднуют Рождество Христово, Собор Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Святое Богоявление, а также чтят дни памяти преподобного Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, святителя Феофана Затворника и многих других Божиих угодников.

О наиболее важных датах читайте ниже.

6 января (четверг)

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

В сочельник служится особое богослужение. Оно состоит из Великих (или Царских) часов, великой вечерни и литургии Василия Великого. Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.

7 января(пятница)

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда.

Святитель Григорий Богослов писал: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1)! И скажу обоим в совокупности: да веселятся небеса, и да торжествует земля (Пс 95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды».

8 января (суббота)

Собор Пресвятой Богородицы

Богородица после успения была взята Богом в Царство Небесное, став главным просителем и ходатаем за всю Церковь перед Своим Сыном.

Интересные видео о Пресвятой Богородице:


11 января (вторник)

Мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

Царь Ирод велел избить младенцев в Вифлееме и его окрестностях, боясь прихода в мир нового Царя.

14 января (пятница)

Обрезание Господне

Обрезание Младенца Христа было совершено в соответствии с законом, который был установлен для еврейского народа Самим Богом.

15 января (суббота)

ПреподобногоСерафима, Саровского чудотворца

Преставление святого совершилось в 1833 году, а второе обретение мощей в 1991 году. Старца любят и почитают во всем христианском мире.

18 января (вторник)

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению.

19 января (среда)

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей.

20 января (четверг)

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этот день православные верующие собираются в храме, чтобы воздать хвалу святому Иоанну Предтече, послужившему делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

Также рекомендуем к просмотру:

23 января (воскресенье)

Святителя Феофана, Затворника Вышенского

Святитель — один из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. Он оставил после себя богатое духовное наследие.

27 января (четверг)

Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Посвятив свою жизнь проповеди Евангелия, она была прославлена в лике святых как равноапостольная.

30 января (воскресенье)

Преподобного Антония Великого

Величайший аскет и подвижник. Он стал образцом для подражания для многих монахов.

Будучи отшельником Антоний жил сначала у разных пустынников, а позже решился на полное удаление от мира. Он поселился в древнем захоронении на берегу Нила и спал в гробнице. Предание гласит, что каждый день бесы собирались возле его жилища, стараясь напугать подвижника. Однако Антоний говорил им: «Я знаю, что, если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля». Посрамленные мужеством и верой Антония, бесы каждый раз отступали.

31 января (понедельник)

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Благочестивые отец и мать великого подвижника земли Русской приняли ангельский образ под конец жизни по примеру своего сына.

Фото из открытых источников

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector