Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Георгием (Юрием) Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

В XVIII веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский – ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией МатериВ XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр Каменский, здесь он окончил свой земной путь и был похоронен.

Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским князем Эдигеем.

В 1927 году мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт большевиками . Храмы взорваны в конце 40-х годов XX века.

В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом монастырь был освящен.

Храм монастыря

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Святыни монастыря

Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

Икона Киево-Печерских святых с 84 частицами мощей святых угодников Киево-Печерских.

Ковчег с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

Ковчег с частицами мощей мученика Феодора Стратилата, благоверного князя Александра Невского, апостола Андрея Первозванного.

Ковчег с 21 частицей мощей, в числе которых частицы мощей преподобного Шио Мгвимского, святителя Димитрия Ростовского, святителя Мартина Папы Римского, преподобного Афанасия Серпуховского, мученика Константина Богородского, преподобного Марсалия Дивногорского, святителя Феофана Затворника, преподобного Антипа Афоно-Валаамского, святителя Митрофана Воронежского, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, святителя Арсения Суздальского и др.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Адрес: 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Русские православные обители, расположенные по обширным весям нашей матушки родины, православной Российской Империи или возникали в стариннейшие времена, или образовывались после издания монастырских штатов, во время царстования Императрицы Екатерины II-й, во 2-й половине XVIII века, или же получали свое возникновение, благодаря особым знамениям Господним, которыми Всеблагой Творец хотел ознаменовать народу присутствие высшей небесной силы и Свой промысел. Феодоровская Городецкая обитель, по времени своего основания, принадлежит к числу основанных в древнейшие времена.

История монастыря

Не от избытка средств испокон веков строились храмы на Руси! Строили всем миром и делились, порой, последним! Основание городов начиналось на новом месте со строительства церкви, потому что люди всегда знали, что без Божьего благословения хорошей жизни не жди. И нам эту истину « Без Бога не до порога» забывать нельзя.

Сколько не боролись при советской власти с храмами, а ныне они возрождаются практически на тех же местах, где ставились еще до революции.

Знаковое место в городе Городце – Феодоровский мужской монастырь, один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий.

Здесь в монастыре подвизались: Прохор из Городца — соратник и учитель Андрея Рублева, чьи росписи украшают Успенский собор Московаского Кремля; преподобный Павел Обнорский — ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный иеромонах Тимон Надеевский — ученик преподобного Серафима Саровского.

В 19 веке монастырь был важным духовным просветительским центром. Во многом этому способствовала деятельность известного церковного миссионера и ученого-востоковеда, начальника 10 Пекинской миссии — архимандрита Петра Каменского, который провел последние годы своей жизни в монастыре, жертвуя все свои сбережения и именные государственные награды на общественную и благотворительную деятельность.

Обитель процветала. К тому времени в монастыре было несколько храмовых сооружений: церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней, храм Александра Невского, церковь в честь Феодора Стратилата, церковь Целителя Пантелеимона и другие постройки.

Но в 1927 году обитель была закрыта. В 1934 году все монастырские строения переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Последний настоятель монастыря игумен Израиль в 1937 году был расстрелян. Впоследствии в зданиях монастыря размещались различные организации, например, в храме целителя Пантелеимона был клуб судоремонтного завода.

Впервые идею о восстановлении Феодоровского монастыря в Городце озвучил полномочный представитель Президента по Приволжскому Федеральному округу Александр Владимирович Коновалов ( с 2008 года — министр юстиции РФ). Возрождение Феодоровского собора и всего монастыря в целом стало возможным благодаря попечению и финансовой помощи генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Анатольевича Козицына.

7 апреля 2008 года состоялась торжественная закладка Феодоровского собора. 12 сентября 2009 года, в день памяти перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, вновь воссозданный Феодоровский собор Городецкого монастыря был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Началась новая история древней обители. Её наместником стал игумен Августин (Анисимов).

Во время каждого богослужения в храме всем миром молятся за попечителей, устроителей и благотворителей монастыря.

В настоящее время монастырь входит в состав Городецкой епархии, его наместником продолжает оставаться теперь уже Правящий архиерей епархии епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Владыка Августин известен в Русской Православной Церкви как проповедник и миссионер. Поэтому епархия и монастырь формируются как миссионерские.

В настоящее время ведутся работы по воссозданию и внутреннему убранству храма целителя Пантелеимона, где уже сейчас проводятся соборования и совершаются Богослужения во исцеление душевных и телесных болезней страдающих недугами.

К 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя планируется начать воссоздание храма в честь защитника земли русской и святого покровителя Городца Александра Невского.

Сегодня история предоставляет нам второй шанс и возможность исправить ту трагедию во взаимоотношении с Богом, которая случилась 100 лет назад и принесла в Святую Русь гонения, репрессии против духовенства, разрушение храмов, переформатировала идеологию православной России на атеистическую. Революция — это поруганные святыни и поломанные судьбы. Но духовный голод сказался и привел к краху той политической системы, которая отвергла духовные основы. Восстанавливаются святыни, возрождается духовность. Православные храмы призваны объединить российский народ. Храмов много не бывает! Каждый вновь воздвигнутый свидетельствует о возрождении народной веры в Спасителя.

Настоятель: епископ Августин (Анисимов)

Храмы монастыря

Храм в честь Целителя Пантелеимона

Святыни монастыря

Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

Просветительская деятельность

В монастыре создан Центр православной культуры имени Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

  • Музей истории монастыря
  • Научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря
  • Экскурсионная служба музея
  • Выставочная галерея
  • Киноцентр
  • Библиотека с читальным залом
  • Зал собраний
  • Учебные аудитории

Социальное служение

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Древняя Костромская земля славится своими духовными богатствами — монастырями, чудотворными иконами, огромным духовным наследием и молитвенными подвигами многих угодников Божиих. В нашем материале — лишь 10 из множества святынь Костромской земли.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь. В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

Также среди святынь монастыря: мощи преподобного Никиты Костромского (XIV век) (в крипте под алтарем) и Тимона Надеевского (XIX век), Костромская-Смоленская икона Божией Матери.

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий пребывал на попечении русских царей. И неслучайно: именно там находился в 1613 году юный боярин Михаил Романов, когда к нему приехало посольство из Москвы с вестью, что Земской Собор избрал его царем. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году.

Святыни: чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, частица ризы Господней, частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского, часть главы блаженного Симона Юрьевецкого.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Храм Спаса-на-Запрудне построен в 1754 году на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня, установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В храме находится чудотворная икона Спаса Нерукотворного.

Храм стоит на правом берегу реки Запрудни (притока Костромы), на северной окраине Костромы.

Воскресенский собор на Дебре

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.

Более 50 лет в этом храме хранилась его главная святыня — чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная из разрушенного Успенского собора. Не так давно ее передали в Богоявленско-Анастасиин монастырь. А здесь теперь находится список, выполненный в середине XIX века.

Еще одной святыней является Бабаевская икона святителя Николая Мирликийского. Кроме того, в церкви на Дебре можно увидеть уникальный иконостас. Некоторые образы в нем сохранились с XVII века. Перед иконостасом размещен небольшой ковчег с частицами мощей святых. Над ковчегом икона, где все они изображены.

Троице-Сыпанов женский монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Православный женский монастырь в Костромской области. Основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским.

Святыни: мощи преподобного Пахомия Нерехтского (XIV век); чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пахомия Нерехтского.

Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Православная женская обитель, основанная в 1439 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1919 году, возвращен Церкви в 1994 году. Основатель: преподобный Макарий Унженский, Желтоводский (XV век).

Святыни: мощи преподобного Макария, Унженского и Желтоводского чудотворца, список с чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери, святой источник преподобного Макария.

Иаково-Железноборовский мужской монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Этот мужской монастырь основан около 1390 года. После революции монастырь был закрыт, возрожден в 1994 году. Основатель — преподобный Иаков Железноборовский (XIV век), его мощи покоятся в обители.

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Основан в конце XIV века. Возобновлен в 1994 году. Основатель: преподобный Макарий Писемский (XIV век).

Святыни: мощи преподобного Макария Писемского; посох преподобного Макария, колодец, выкопанный преподобным Макарием.

Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Основан во второй половине XIV века. Основатели: преподобный Паисий Галичский (XV век) и галичский боярин Иоанн Овин.

Святыни: мощи преподобного Паисия Галичского, чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери .

Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Основан в XIV веке. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х годах, возвращен Церкви в 1991 году. Основатель: преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец (XIV век).

Святыни: мощи преподобного Макария, старинный покров с раки мощей преподобного, колодец, выкопанный основателем монастыря.

27 марта Церковь чтит Феодоровскую икону Богородицы. Этот день установлен 405 лет назад в честь призвания на царство первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича. Известно, что при избрании на царство Михаила, его мать, инокиня Марфа, благословила сына этим старинным образом Пресвятой Богородицы. С тех пор икона стала покровительницей царственного дома Романовых.

История создания Образа и появления его на Руси

Святой евангелист Лука – первый автор этого образа. Согласно преданию икона была написана им в одно время с Владимирской иконой Богородицы, хотя существует мнение что Феодоровская икона является одной из более поздних вариаций Владимирского образа.

О том, каким образом икона попала на Русь – история умалчивает. Известно, что в ХII веке икона оказывается в деревянной часовне небольшого города Городец, но вскоре, после пожара, устроенного монголо-татарами в 1239 году, икона была утрачена. Через некоторое время икона была обретена уже в Костроме князем Василием. Сказание повествует о том, что во время охоты князь увидел на верхушке дерева икону Богородицы. При попытке снятия иконы – чудесный образ подымался на воздух. Изумленный этим чудом князь, поспешил в город, где обратился к духовенству. И тогда, народ во главе со священниками совершили крестный ход к этому чудесному месту. После усердной молитвы икону удалось снять с дерева. А затем образ Богоматери был торжественно перенесен в главный храм города, в честь воина-великомученика Феодора Стратилата. Люди, прибывшие из Городца, засвидетельствовали, что это именно та, утраченная из их города икона.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Многие костромчане, видевшие это чудо, поведали о том, что накануне этого события, некий воин пронес на руках ту самую икону Богородицы через весь город. По всем признакам стало понятно, что это был святой воин Феодор Стратилат. С тех пор, икона Богородицы стала носить название «Феодоровская». А на месте её чудесного обретения был основан Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Далее, история повествует о том, что великий князь Ярослав Всеволодович этой иконой благословляет своего сына Александра (будущего великого полководца, получившего прозвище Невский) на брак с полоцкой княжной, Александрой. Об этом свидетельствует характерная особенность этой иконы — на оборотной стороне ее изображена святая Параскева, именуемая Пятницей, которой молятся о благополучном браке.

Чудесная помощь иконы

Неоднократно Небесная Заступница Богородица являла свою чудесную помощь на костромской земле. Так во время пожаров в Феодоровском соборе Костромы икона оставалась невредимой, а в 1260 году икона спасла город от татарского разорения. Благодаря молитвам костромчан перед святой иконой, произошло чудо. Во время битвы на Святом озере, где находилась в тот момент икона, образ Богородицы засиял словно солнце. Ослепленные этими яркими лучами враги бежали прочь от этого места. В ознаменование этого чудесного события, жители на том месте установили памятный деревянный крест, где в последствии воздвигли часовню уже из камня.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери
Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823), “Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года”

Заступница царственного дома Романовых

Свою, значимую роль, Феодоровская икона Божией Матери сыграла при избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, первого русского царя из этой знаменитой династии.

Так, в 1613 году состоялся Земский собор, на котором было принято решение воздвигнуть на престол Михаила Романова. Но он сам и его мать, инокиня Марфа, наотрез отказывались принять на себя такое тяжкое бремя. Ведь Михаилу на тот момент было всего 15 лет.

Его мать, памятуя о недавних страшных событиях Смутного времени, хотела оградить и сына от подобных бед. И лишь пламенное слово архиепископа Феодорита смогло переубедить Романовых.

Тогда Марфа обращается к Феодоровской иконе Богородицы со словами «Да будет воля твоя, Владычице!» и преподносит сыну своё благословение. Так началась история царственного дома Романовых.

Примечательно, что в последствии многие из русских княгинь и цариц при вступлении в брак меняли своё родное отчество на «Феодоровна», тем самым памятуя о благословении на царство Михаила Феодоровича, как родоначальника их династии и заручаясь заступничеством самой Богородицы. Принимая это отчество, русские царицы как бы отказывались от своей прежней родины в пользу своей нового дома – богоизбранного удела Пресвятой Богородицы.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Иконография образа

Иконография образа Пресвятой Богородицы Феодоровская относится к типу — «Умиление». Это прямолинейное опоясное изображение Божией Матери, на правой руке Которой в умиленной позе сидит младенец Христос.

Их лики прижаты «щека к щеке», что создает сходство с Владимирской иконой Богородицы и других подобных икон иконографического типа Елеуса, что в переводе с греческого обозначает «Умиление».

Левая ножка младенца Христа обнажена до колена, что делает её схожим с иконописным изводом «Гликофилуса» — «сладкое лобзание» из за как бы шагающих ножек Младенца. Левой рукой Богоматерь указывает на своего Пречистого Сына. Христос левой рукой обнимает шею Матери, а правой держится за Её одежды.

Дни памяти и местонахождение чудотворного образа

В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» хранится в соборе Богоявления Господня в городе Кострома.

Церковь дважды отмечает празднование этой чудесной иконы 29 августа в память о ее чудесном явлении и 27 марта – в день избрания Михаила Федоровича на царство.

На Руси издревле люди молятся перед Федоровской иконой Богородицы, прося Ее заступничества в семейных нуждах, спорах, неурядицах, а так же о благополучном вступлении в брак, о даровании детей и легких родах.

Интересные факты о Феодоровской иконе Богородицы

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

С именем Феодоровской иконы Богородицы связано не только имя родоначальника династии Романовых, Михаила Феодоровича, не только святое имя великомученика Феодора Стратилата, но и множество храмов, престолов и монастырей нашей необъятной Родины.

14.10.2021 594 Автор: Анжела КИСЕЛЁВА

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

С 14 по 18 октября в Казани будет пребывать чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская». Эта икона Богоматери тесно связана с историей рода Романовых. Даже иноземным невестам, выходившим замуж за российских князей и принимавших Православие, давали отчество «Феодоровна» по названию чтимого родового образа. Но икона «Феодоровская» имеет настолько древнюю историю, что и до династии Романовых святыня особо почиталась царским семейством. Поэтому с полной уверенностью икону «Феодоровская» можно назвать покровительницей российского престола.

Происхождение образа и наименования

По преданию икона «Феодоровская» принадлежит кисти апостола и евангелиста Луки. Остается загадкой, каким образом святыня попала на русские земли. Первые упоминания о «Феодоровской» восходят к XII веку. В часовне города Городец икона была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Затем на том месте был возведен монастырь. Там и пребывала святыня, пока обитель, да и сам городок не разорил Батый со своим войском. Городец был сожжен. Какое-то время считалось, что икона тоже погибла в огне.

Святой образ обнаружился в 1239-м году. Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской».

Благоверный князь Александр Невский

История «Феодоровской» тесно связана с именем и другого великого князя — Александра Невского, вошедшего в небесное воинство в лике святых благоверных. В 1239-м году его отец Ярослав Всеволодович благословил его иконой «Феодоровская» на брак с дочерью полоцкого царя Александрой. На обратной стороне образа находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб.

С того времени «Феодоровская» всегда находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Она стала его молельным образом, и великий князь всегда брал его с собой во все походы и на все сражения. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой Александр не проиграл ни одной битвы!

Благословение на царство Романовых

Так как же образ «Феодоровская» стал родовым для всей династии Романовых? Случилось это в 1613-м году. Страна переживала страшные времена: отсутствие государя, натиск иноземных интервентов, смута, голод… Решено было поставить на русский престол Михаила Федоровича Романова — сына Патриарха Филарета и инокини Марфы. Он приходился родственником последнего царя из рода Рюриковичей.

Однако мать Михаила Федоровича, понимая всю ответственность и тяжесть этого шага, долго не давала согласия и благословения на возведение в государи ее сына. Тогда архиепископ Феодорит поднес к инокине Марфе образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Только после этих слов инокиня Марфа благословила им своего сына на царский престол. Произошло это в Костромском Троицком соборе Ипатьевского монастыря, который в связи с этим событием называют «колыбелью дома Романовых». Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым царица Александра Федоровна никогда не расставалась.

Чудотворный образ

С образом Пресвятой Богородицы «Феодоровская» связано множество случаев чудотворений, которые происходили по милости Божией. Даже само явление иконы князю Василию произошло чудесным образом. Дважды Костромской собор, в котором пребывал образ Богоматери, был сожжен, и оба раза сама икона оставалась в целости. Известен также чудесный случай заступничества Матери Божией при набеге татар на Кострому, случившемся в 1272-м году. Тогда князь Василий Ярославович — младший брат Александра Невского, вышел на бой с захватчиками, призывая на помощь Богоматерь и взяв с собой икону «Феодоровская». Как гласит предание, татары разбежались, пораженные необыкновенным сиянием святого образа.

Случаи помощи Пресвятой Богородицы по молитвам перед образом «Феодоровская» происходили на протяжении многих веков. Об особом почитании иконы свидетельствуют ее многочисленные списки. В народе всегда с особой теплотой и любовью относились к «Феодоровской». Перед этим образом молятся Богородице, прося помощи при женитьбе и семейных неурядицах, о даровании чад и в трудных родах. И Матушка Богородица помогает верующим — о многочисленных чудесах по слезным прошениям перед «Феодоровской» имеются письменные свидетельства.

Является чудом и сам тот факт, что оригинал Костромской святыни вообще сохранился от уничтожения большевиками — и это несмотря на то, что она была знаковой для царственной семьи. Кстати, через некоторое время после кровавой расправы над августейшими особами икона «Феодоровская» потемнела, хотя веками хранила светлый лик…

Сегодня икона Пресвятой Богородицы находится в Богоявленско-Анастасиинском кафедральном соборе города Кострома. Туда для поклонения чудотворному образу стекается большое число паломников — особенно в дни торжеств. В честь иконы «Феодоровская» установлены два празднества: 27 марта — день избрания Михаила Федоровича Романова на царство и 29 августа — в память о чудесном обретении иконы в 1239-м году.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией МатериПредание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Монастырь находится на въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы, ворота его выходят на Ярославское шоссе. Проехать мимо, не увидеть — невозможно. Сюда приезжают помолиться у чудотворного Андрониковского образа Божией Матери. Об истории обители и своей личной истории, связанной с этой иконой, рассказывает наша корреспондент.

Письма Царице Небесной

Каждые выходные у монастырских ворот — скопление автомобилей. Люди едут отовсюду, многие из Москвы. Чудотворная икона Богородицы находится во Введенском храме монастыря. Я оказалась в нём в первый раз почти случайно. Об иконе ничего не знала, просто зашла в храм. И встретила там пожилую монахиню с молодыми лучистыми глазами. Она посоветовала: «Напиши Ей письмо». — «Как?» — «Да как маме, Она же Мама наша небесная!»

Письмо нужно было положить в специальный ящичек в киоте. Сёстры монастыря кладут сюда записочки каждый день. И я написала, откровенно, со слезами. А потом уехала и думала, что не вернусь. Но случилось так, что вскоре моя жизнь, рассказанная Царице Небесной у Её иконы, изменилась настолько, что я вернулась и поселилась у стен этой обители.

Дар паломницы из Вышнего Волочка

Интересно, что в монастыре не оригинал, а список — литографическая копия Андрониковской иконы. Древний подлинник был семейной реликвией византийских императоров. По имени одного из них — Андроника III Палеолога — икона и получила своё название.

В России образ оказался при Николае I и стал почитаемой святыней. Она хранилась в Зимнем дворце, затем в Казанском женском монастыре Вышнего Волочка, а позже была перенесена в Богоявленский храм того же города, откуда её украли в 1984 году. Следы затерялись…

Но однажды в Феодоровский монастырь приехала паломница из Вышнего Волочка и привезла в дар копию- литографию. Было это в 2000 году. Образ взяли на хранение в риз ницу, где он находился пять лет. Пока не пришла в монастырь одна бабушка с иконой Николая Угодника в старинном киоте. Образ был очень ветхий, пришлось его вынуть. А киот с ящиком для свечей ровнёхонько подошёл к Андрониковской.

Теперь это ящичек для тех самых записок. Потому что вынесенная из ризницы икона вдруг заблагоухала и мироточила целых два месяца. И тогда же начались чудеса: исцеления от тяжких болезней, дарование чадородия, решение семейных проблем.

«Странная мысль» будущего епископа

У входа в обитель стоит памятник святителю Луке Войно-Ясенецкому. Он жил неподалёку в 1910-1917 годах. Дом его не сохранился, но известно, что здесь была написана монография «Регионарная анестезия» — труд, принесший ему европейскую известность.

Именно в Переславле Господь указал ему дальнейший путь. Он работал земским врачом, лечил местных жителей, сестёр монастыря. Задумал капитальный труд — «Очерки гнойной хирургии».

А дальше случилось чудо. Вот что пишет святитель в автобиографии: «К моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны всеведущему Богу».

Как гласит древнее предание, Феодоровская икона Божией Матери была творением апостола и евангелиста Луки. Но точно никто не может сказать, каким образом и в какое время она оказалась в России. Считается, что в начале XII века святыня пребывала в селе Малый Китеж, недалеко от небезызвестного Городца Волжского, в часовне. Еще в те времена признавалась чудотворность иконы.
Благодаря чудодействию той самой иконы, во многих православных храмах и монастырях стали почитать списки Феодоровской иконы Божьей матери. Именно от них снисходит благодатное свечение и благодать каждому молящемуся перед ней.

Чудодейственна двухсторонняя Феодоровская икона Богородицы. Образ святой великомученицы Параскевы украшает ее оборотную сторону. С чем же связано именование ценнейшей иконы?

Еще князь Ярослав, которого окрестили Феодором, прославляя святого великомученика Феодора Стратилата, этой самой иконой дал благословение на венчание своего отпрыска Александра Невского, ставшего отцом святого князя благоверного Даниила Московского.

Феодоровская икона почиталась в молении князя Александра Невского, он всегда носил ее при себе. В дальнейшем, воротясь из Орды, князь оканчивал свои дни в Городецком – Феодоровском монастыре, который был воздвигнут на месте обретения чудодейственной святыни.

Икона потерялась, когда Руси грозило страшнейшее татарское нашествие, но, как чудо, появилась вновь. Как считают православные христиане, святой Феодор Стратилат не один раз возвращал святыню верующим. Именно потому она носит его имя.

После того, как Городец был объят пламенем, многие думали, что икона была сожжена, однако, в 1239 году великая радость была дарована православным – ее возвращение. Некоторые свидетели этого чуда в день Успения Божией Матери увидали, как неизвестный воин (таким образом, чаще всего, на Руси изображали святого великомученика Феодора Стратилата) вознес на руках вновь обретенную икону. А на другой день, 16 августа (29 августа по новому стилю), князь Василий Ярославович, являвшийся святому Александру Невскому младшим братом, когда охотился, узрел на сосне чудотворную икону Богородицы. Поразившись увиденному, князь пожелал взять святыню с собой, но, как только дотронулся до нее, икона была возведена в воздух.

Преклонившись, князь долгое время возносил молитвы – только тогда икона появилась на прежнем месте. Князь еще раз попробовал дотянуться до святыни, но икона снова вознеслась к небу. Князь второпях направился в город, созвал духовенство и всех православных людей, и те с крестами и молитвами отправились в чудотворное место.

Был прочитан молебен, и только тогда икона вновь была дарована верующим, которые принесли святыню в Кострому. Образ ее остался в красивейшем соборе Федора Стратилата. И именоваться она окончательно стала Феодоровской после ее чудесного обретения. А день 16 (29 по новому стилю) августа почитается днем вознесения молитв этой святыне.

Помощь простым верующим от Феодоровской иконы Божьей матери является чудесной наградой за искренние молитвы, но также история земли Русской тесно связана с этой иконой.

В Кострому во времена смут от поляков и литовцев направилась со своим сыном Михаилом монашествующая Марфа Романова. Под защитой чудодейственной Феодоровской иконы жили они в молитве и делая людям добро. Тогда же в Москве, которую освободили от врагов, но которую продолжали терзать смуты и безначалие, проводилось избрание царя Земли Русской. Голосующие в едином мнении сошлись, что хотели бы видеть царем Михаила Романова. Затем было отправлено Михаилу посольство, чтобы огласить его избрание. Выборные всяческими благородными словами просили Михаила принять на себя обязанности главы православной державы.

Михаил не хотел для себя такой участи, да и мать боялась за жизнь сына, не желая, чтобы он возглавил престол. Непрестанно прибывшие просили согласия Михаила, но сын и мать стояли на своем решении. Видя такую категоричность, архиепископ Феодорит взял в руки икону Божьей Матери, которую принесли из Москвы, сообщил инокине Марфе, что сия икона прошла столь долгий путь, чтобы благословить будущего царя и что ослушаться ее будет величайшим грехом, что святые иконы выбрали Михаила на великое дело. После таких слов инокиня Марфа привела сына к чудотворному образу Феодоровскому и благословила его на престол, попросив защиты Богородицы в его деяниях и помыслах.

Сразу после этого, царь возглавил Землю Русскую, взошел на престол, который приготовили для монарха в храме. Событие это произошло 14 марта 1613 года. В честь этого деяния был объявлен второй день почитания Федоровской иконы. Список с благодатной Феодоровской иконы, который инокиня Марфа привезла с собой, стал образом для вознесения молитв всей семьи Романовых.

В дальнейшем сложилась традиция давать иностранным принцессам, которые венчались с русскими князьями, в честь этой святыни отчество Федоровна в святом Крещении.

Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор. На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.

Как и раньше, православные люди почитают святой образ. Как и раньше, воздаются от него неисчислимые благодати каждому просящему. Верующие люди издавна обращаются к чудотворной Федоровской иконе Божьей Матери, как покровительнице семейного согласия, в Церкви считается великим благочестием преклонять колени от бремени перед этой иконой. Почитания Федоровской иконы Божьей Матери свершаются дважды за год – 14/27 марта и 16/29 августа.

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери

4(27) марта Церковь совершает память Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Феодоровской. Феодоровский образ Божией Матери – древнейшая святыня нашего Отечества, икона, почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной, хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Название иконы напрямую связано с ее историей. Первое упоминание Феодоровского образа относится к началу XIII в.
Так, например, в «Легенде о граде Китеже» говорится о возведении в это время близ Городца Богородицкого монастыря в честь чудотворной иконы. Но уже во время Батыева нашествия, Городец, а вместе с ним и монастырь, были сожжены. Жители были уверены, что святыня погибла в огне. Однако, спустя некоторое время, 29 августа 1239 г., она была чудесным образом обретена местным князем Василием Костромским (младшим братом Александра Невского).

Согласно «Сказанию об иконе Божьей Матери Феодоровской» (датируется 17 веком, автор точно неизвестен), пришествие иконы в Косторому произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15(28) августа, накануне ее обретения костромским князем.
В этот день местные жители видели воина в блистающих одеждах, в котором многие узнали великомученика Феодора Стратилата (именно в честь него был освящен главный косторомской храм).

«…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.»

Он прошел через весь город, неся в руках икону Богородицы. На следующий день, во время охоты, князь, оказавшись в чаще леса, увидел на сосне икону Пресвятой. Но взять он ее так и не смог, ни сразу после обретения, ни после долгого моления. Князь был вынужден вернуться в Кострому, где собрал крестный ход и отправился к месту явления иконы. После молебного пения священники беспрепятственно смогли взять икону, с честью перенесли ее в город, где поставили в алтаре храма вмч. Феодора Стратилата. Икону назвали Феодоровской, памятуя о чудесном явлении Феодора Стратилата с иконой и являвшегося покровителем Костромского храма. Несколько раз храм горел, но икона чудесным образом оставалась невредимой. Тогда на месте пожарища князь решил построить каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (так как в этот праздник было видение вмч. Феодора с иконой на руках), куда и была поставлена святыня.

Для городецких жителей, которые признали в Феодоровском образе древнюю святыню своего города и много скорбели, что лишились особого заступничества Пресвятой, был изготовлен список с чудотворной иконы и передан монастырю, теперь носившему название Феодоровского. А на месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – мужской монастырь в честь Спаса Нерукотворного (ныне Спасо-Запрудниковский), так как именно в тот день, 16(29) августа, когда она была чудесно обретена князем, Церковь празднует Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Царьград.

Все эти события также нашли отражение в древней службе иконе, написанной, согласно исследователям, не позднее XV в. Она подтверждает историчность «Сказания». Согласно костромскому исследователю, свящ. В. А. Соколову, «Не могло быть, чтобы служба прославляла событие, которого не существовало; напротив, она составляет как бы эхо этого события, — выражая главным образом то настроение и те чувства, которые внесло оно в жизнь церковную».
Особое распространение почитания по всей России Феодоровской иконы Божией Матери связано с событиями начала XVII века — окончанием Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 (27) марта.
С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что часто Феодоровский образ заказывали представители царской семьи.
Например, по заказу Николая II была написана икона Богоматери Феодоровской с предстоящими преп. Серафимом Саровским и митр. Алексеем Московским – преподобного очень почитали в Царской семье, ему был посвящен нижний храм государева собора, а митр. Алексий был небесным покровителем цесаревича Алексея.
Также к 300-летию дома Романовых была написана серия икон — Феодоровский образ с предстоящими покровителями царской семьи – Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митр. Алексием и Михаилом Малеином. Также список иконы Феодоровской Божьей Матери, принадлежащий Императрице Александре Федоровне, был обнаружен в Ипатьевском Доме Екатеринбурга после расстрела царской семьи.

Многие российские царицы и княгини иноземного происхождения получали при крещении отчество Феодоровна, в честь фамильной иконы.
Императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна; императрица Мария Феодоровна.

Появились многочисленные списки с Феодоровской иконы.

Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Клейма рассказывают о явлении иконы и ее чудесах. Но и в XIII, и в XIXв. Продолжались писаться иконы «в размер и подобие» первого образа.

С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления.
18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской Православной Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии, где она сейчас и находится.

Ссылка на основную публикацию