Молитва (Молю святое Провиденье…); Н. Языков

Молю святое Провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

Дата создания: 1824 г.

Анализ стихотворения Языкова «Молитва»

Стихотворение написано в 1824 году. В это время поэт проходит обучение на этико-политическом отделении университета в Дерпте и живет далеко от родного дома.

Произведение такой тематики свидетельствует о том, что Николай Михайлович не все время проводил в кутежах и разгуле. Очевидно, что он находил время подумать о вечном, будучи глубоко чувствующей, тонкой натурой, религиозным и творческим человеком. Удивительно, что двадцатидвухлетний юноша уже задумывается о том, что ждет его в будущей (загробной) жизни, и оказывается способным математически точно выразить свою мысль. Поэт, обращаясь к высшим силам, рассказывает о своих интимных переживаниях, о том, что его волнует, что для него значимо.

Стихотворение серьезно и ровно, оно не содержит экспрессии, как настоящая молитва. Средства художественной выразительности, которые поэт умудряется вместить в столь малое по объему произведение: эпитеты – «святое провиденье», «тягостные дни», «железное терпенье», «таинственные врата», «вал белоголовый»; метафору – «врата жизни»; сравнение – «неизменен, как …вал»; синтаксический параллелизм – «но дай …, но … окамени»; инверсию – «жизни … приду к … вратам (царствия небесного)», «Волги вал (волна)», «вал доходит целый»; авторский неологизм – «окамени» – отсылает к тексту молитвы святого Иоанна Златоуста, которую автор, как истинный христианин, не мог не знать: «избави меня от … окамененного нечувствия».

В стихотворении «Молитва» молодой поэт ожидаемо использует лексику высокого стиля – «молю», «провиденье», уместную при прошении. Автор косвенно использует олицетворение: он просит провиденье (высшую силу, направляющую судьбы людей и всего мира) оказать ему конкретные милости – «дай терпенье, окамени». Моление не следует понимать, как просьбу окаменить сердце: поэт желает чистоты, душевной твердости и силы противостояния злу и искушениям, которые посылает судьба.

Молодой автор не желает избежать жизненных невзгод, не простит облегчения своей участи и готов страдать – «оставь тягостные дни», но просит дать ему оружие, чтобы противостоять превратностям судьбы, чтобы с честью выдержать жизненные испытания и сохранить себя, сохранить поэтическое восприятие жизни, талант и принципиальность. Определением «неизменен» поэт подчеркивает, что, невзирая на течение лет, желает сохраниться как личность, во всей полноте своей природы.

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

См. также Николай Языков — стихи (Языков Н. М.) :

Молитва (Моей лампады одинокой)
Моей лампады одинокой Не потушай светило дня! Пускай продлится сон гл.

Море
Струится и блещет, светло как хрусталь, Лазурное море, огнистая даль .

Моей лампады одинокой
Не потушай светило дня!
Пускай продлится сон глубокой
И ночь глухая вкруг меня!
Моей молитвенной лампады
При догорающем огне,
Позволь еще забыться мне,
Позволь еще вкусить отрады
Молиться богу за нее.
Его прелестное созданье,
Мое любимое мечтанье
И украшение мое!

Да жизни мирной и надежной
Он даст ей счастье на земле:
И в сердце пламень безмятежной,
И ясность мысли на челе!
И даст ей верного супруга,
Младого, чистого душой,
И с ним семейственный покой
И в нем приветливого друга;
И даст почтительных детей,
Здоровых, умных и красивых,
И дочерей благочестивых,
И веледушных сыновей!

Но ты взошло. Сияньем чистым
Ты озарило небеса,
И блещет пурпуром златистым
Их величавая краса;
И воды пышно заструились,
Играя отблеском небес,
И свежих звуков полон лес;
Поля и холмы пробудились!
О! будь вся жизнь ее светла,
Как этот свод лазури ясной,
Высокий, тихий и прекрасной
Живая господу хвала!

2009 — 2010 © Стихотворения. Права на программное обеспечение для просмотра стихотворений принадлежат владельцу этого сайта.

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

  • Фрагменты — Алексей Борычев
  • Любовь осталась — Бувакин Сергей Владимирович
  • Шальная любовь — Бувакин Сергей Владимирович

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

Другие стихи автора:

Молитва (Моей лампады одинокой. )
Моей лампады одинокой Не потушай светило дня! Пускай продлится сон глубокой И ночь глухая .

Море
Струится и блещет, светло, как хрусталь, Лазурное море; огнистая даль Сверкает багрянцем, .

О личной жизни Н.М. Языкова известно немного. В его творчестве есть произведения, раскрывающие любовную тему. Они подсказывают, что в Дерпте Николай Михайлович встретил возлюбленную, а потом хранил нежные чувства в душе. Стихотворение «Молитва» было написано в 1835 году, когда поэт жил в симбирской деревне Языково. Его болезнь давала знать о себе с новой силой.

Анализируемое произведение относится к интимной лирике. Поэт назвал его молитвой, но отнести стихотворение к этому жанру невозможно. Это элегия с признаками молитвы. Тема – обращение к высшим силам с просьбой семейного счастья для возлюбленной. Автор утверждает веру в Бога, восхваляет чистые чувства. Кроме того, Николай Михайлович показывает, что настоящая любовь не знает ненависти.

В центре стихотворения лирический герой. Он обращается к дневному светилу, чтобы оно не потушило одинокую лампаду. Ему хочется, чтобы дольше длилась ночь, а вместе с ней – сон. Лирический герой просит возможность еще помолиться Богу за «неё». Н.М. Языков дает женщине интересную характеристику, называя её прелестным созданием Бога. Мужчина считает её своим украшением.

Следующие строки дают понять, что влюблённые не вместе. Лирический герой просит для любимой мирной и надежной жизни. Он не сомневается, что Бог даст ей и пламень в сердце, и ясную мысль, и верного, молодого супруга с чистой душою. Вместе с супругом женщина обретёт семейный покой. В произведении видим образ идеального мужа: надежного, приветливого. Перечисляются также лучшие качества, которые должны быть в детях: «даст почтительных детей, здоровых, умных и красивых». Н.М. Языков утверждает, что дочери должны быть благочестивыми, а сыновья – великодушными.

В последней строфе рассказывается о том, что взошло солнце, озарило небеса. Всё пробудилось, заблестело, наполнилось радостью. Лирического героя не покидаю мысли о возлюбленной. Он ещё раз просит для неё светлой жизни и возносит Господу хвалу.

Стихотворение Н.М. Языкова «Молитва» состоит из трёх строф, в каждой из которых по двенадцать строк. Они объединены перекрёстной и кольцевой рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – восьмистопный ямб. По смыслу стихотворение также делится на части: обращение к дневному светилу, с просьбой не всходить дольше; просьба семейного счастья для женщины; описание утра, повторение просьб, хвала Господу.

Раскрыть тему и реализовать идею Н.М. Языкову помогли художественные средства. В тексте есть метафоры («позволь ещё вкусить отрады», «ясность мысли на челе», «воды … заструились, играя отблеском небес», «поля и холмы пробудились»), эпитеты («лампада одинокая», «молитвенная лампада», «прелестное созданье», «любимое мечтанье», «жизнь мирная и надежная»). Особенную роль играют эпитеты во второй строфе. Нанизывая их, автор создает образ идеального супруга, детей. Также в тексте есть сравнение: «будь вся жизнь её светла, как этот свод лазури ясной».

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.

Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.

Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.

Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает.

Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его.

Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи.

И я их благословляю и не кляну.

Молитва Николаю Сербскому о защите дома

Боже, благослови входящего в сей дом, защити и сохрани исходящего из него
И даруй мир в нем прибывающим!

†Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли от всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Неприложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая «молитва по соглашению», когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастье, бедствии и т. п. — двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.

Такой молитвой пользовались отец Иоанн Кронштадтский и один из московских пастырей о. Константин Ровинский. По словам последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговорённые врачами к смерти; возвращались потерянное зрение, способность ходить; прекращались упорные приступы ненависти и т. п.

При молитве по соглашению отец Константин Ровинский читал четыре раза в день нижеприведённую молитву (утром, днём, вечером и ночью), которую также читали и те лица, с кем он соглашался молиться до тех пор, пока не наступало, по милости Господней, исполнения просимого в молитве.

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать рабов Твоих ( назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем ( болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем ( имя) — да подаждь ему. ( изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.

Молитва читается ежедневно (например в 21.00 по Московскому времени).

Молитва по соглашению

О, святая угодница Божия блаженная Ксения! Призри милостиво твоим оком на нас, раб Божиих(имена), честной твоей иконе умильно молящиеся и просящие у тебя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему тёплые твоя молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатицу милостивую ко Владыце и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молиться за ны, и от бед избавляти. Тебе убо просим, не призри нас недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость прославим всех благих Источника и Дароподателя и Бога Единого, в Троице Святей славимого, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва по соглашению

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем (имя) — да подаждь ему. (изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.

Молитва по соглашению
О здравии

† Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земли от всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их.
Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца.
Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (назвать имена просящих) и всем, чьи имена Сам веси, Господи, согласившимся просить Тя
о даровании рабам Твоим (имена) здравия, укрепления, исцеления, вразумления и избавления от действа дьявольского, исполнения нашего прошения.
Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты.
Да будет во веки воля Твоя.
Аминь

Ссылка на основную публикацию