Месяцеслов православной церкви

Иногда Церковь вносит новые имена прославленных святых в свой месяцеслов. Мы решили подробнее рассказать, как это происходит и что это вообще такое.

Что такое месяцеслов?

Месяцеслов или святцы — это календарь с указанием имен святых, почитаемых Церковью (в нашем случае — Русской Православной). Содержит имена святых и дни их памяти. Иногда добавляют краткое житие и молитвы.

Что меняется после включения того или иного святого в месяцеслов?

Включение в месяцеслов означает, что теперь Церковь в установленные дни будет поминать и этих святых, их имена можно будет нарекать при Крещении, в честь них могут освящаться храмы.

Кто принимает решение о внесении святых в месяцеслов?

Священный Синод — орган управления Русской Православной Церкви. Ему, в свою очередь, предлагает списки на внесение специальная Комиссия по составлению месяцеслова, основанная в 2014 году.

Добавление в месяцеслов равно канонизации?

Не всегда. Поместная Православная Церковь (всего их 15), канонизируя своего святого, рассылает в остальные Поместные Церкви информацию об этом. А те просто включают новые имена и даты в свои календари (месяцесловы), не проводя чин канонизации еще раз.

А как быть с Западными святыми? Их тоже вносят в месяцеслов.

Все верно. Яркий пример — внесение в 2017 году святого Патрикия (Патрика) Ирландского и еще полтора десятка святых. Для этого у комиссии есть четкие критерии:

• Безупречное исповедание Православной веры;
• Обстоятельства, при которых состоялось прославление;
• Отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом;
• Современое почитание в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

Они же католики?

Нет. Речь идет только о святых, подвизавшихся до раскола 1054 года, с которого началось окончательное отделение западных христиан от восточной Церкви и разделение на католиков и православных. Последнее внесение древних святых в месяцеслов Русской Церкви состоялось 18 мая 2018 года. Кроме трех ирландских подвижников туда включили и двух грузинских: царя Мириана и царицу Нану — первых правителей-христиан в Грузии.

Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Центральной и Западной Европы до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.

При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

При работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Также Комиссией был рассмотрен вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Православной Церкви.

Члены Священного Синода на состоявшемся 14 мая заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:

  • преподобного Галла (16/29 октября; †650);
  • преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября/6 декабря; †615);
  • преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; †540);
  • равноапостольного царя Иверского Мириана (1/14 октября; †после 361);
  • равноапостольной царицы Иверской Наны (1/14 октября; †ок. 364).

Жития указанных святых будут опубликованы в Журнале Московской Патриархии.

10.08.2020 13:29

Месяцеслов православной церквиВышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2021 год». Издание, являющееся тематическим приложением к Богослужебным указаниям на 2021 год, выпускаемым Издательством Московской Патриархии.

Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.

Объем 176 страниц, мягкая обложка имеет вид аналогичный оформлению Богослужебных указаний.

На 1-й полосе обложки изображен Николо-Пешношский мужской монастырь (Московская епархия).

Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

09.03.2017 23:41

Месяцеслов православной церкви9 марта 2017 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах (журнал № 14).

Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.

При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Члены Священного Синода на состоявшемся 9 марта заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Метка: месяцеслов

В месяцеслов РПЦ включены имена западных святых

В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 марта 2017 года

СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах.

Справка:
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Месяцеслов православной церкви

Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви публикует для общецерковного использования официальную календарную сетку на 2021 год. Документ представляет собой месяцеслов, учитывающий благословения священноначалия о внесении в святцы Русской Православной Церкви новопрославленных святых, и содержащий на каждый день года список имен празднуемых Церковью святых, а также указание на фрагменты Священного Писания, читающиеся за богослужениями.

Публикация осуществляется в рамках проекта Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви по онлайн поддержке выпуска календарных изданий в Русской Православной Церкви. Проект предоставляет возможность всем издателям, приступающим к работе над календарными изданиями на предстоящий год, осуществить выпуск изданий, полностью соответствующих официальному церковному календарю, по которому будет жить и молиться Русская Православная Церковь.

Скачать сетку Официального церковного календаря на 2021 год: Calendar2021

В настоящее время для свободного скачивания открыта публикация общедоступной версии календаря постов и трапез на 2021 год.

Скачать Календарь постов и трапез на 2021 год: Trapeza_2021

Условия использования:

Календарь постов и трапез на 2021 год предоставляется бесплатно.

Для подтверждения легитимности использования месяцеслова, в издании, где данная календарная сетка будет использована, необходимо указать следующую информацию:

Месяцеслов православной церкви

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2022 год». Издание, являющееся тематическим приложением к Богослужебным указаниям на 2022 год, выпускаемым Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.

Объем 176 страниц, мягкая обложка имеет вид аналогичный оформлению Богослужебных указаний.

На 1-й полосе обложки: Свято-Троицкая Сергиева Лавра (к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского).

Богослужебный месяцеслов является полезным подспорьем для священнослужителей в алтаре.

Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Месяцеслов православной церкви

Синод Русской православной церкви включил в церковный месяцеслов — поминальный список святых — крестителя Ирландии святого Патрика, а также еще более десятка святых Западной Европы, — приводит «РИА-Новости» слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды.

Верховный Синод постановил включить в месяцеслов* всех святых, кто был канонизирован до 1054 года. именно тогда произошло разделение христианских церквей на западную и восточную. Всего в православный месяцеслов были включены почти два десятка святых западной церкви. Среди них и святой Патрикий — небесный покровитель Ирландии, в нашей стране известный как святой Патрик.

На Западе День святого Патрика отмечается 17 марта. Согласно календарю «нового стиля» в России эта дата выпадает на 30 марта.

Справка

Святой Патрик — христианский святой, покровитель Ирландии и Нигерии. Его почитание раньше было особо распространено в католицизме.

*месяцесловправославный календарь с указанием дней памяти святых и церковных праздников

Месяцеслов православной церкви

Подготовка единого месяцеслова, в который были бы включены все имена святых, прославленных в Православной Церкви, стала одним из вопросов, которые были подняты на прошедшем в 2014 году Епархиальном собрании российской столицы.

Сегодня, выступая перед участниками Епархиального собрания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что работа по составлению такого сборника сейчас ведется Издательским советом Московского Патриархата. Уже составлен предварительный список святых, включенных в календарь Русской Православной Церкви – в частности, святых, прославленных другими Поместными Церквами и включенных в наш календарь с 1945 по 1989 годы. Ведется формирование списка местночтимых святых, которые внесены в церковный календарь, причем внимательно изучаются основания внесения имени святого в календарь. При содействии зарубежных епархий Московского Патриархата составлен список западных святых Древней Церкви (до разделения), пользующихся особым почитанием среди православных христиан Западной Европы.

Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, предстоит еще длительная и сложная работа, поскольку полученный материал требует глубокого анализа с привлечением широкого круга агиографических и исторических источников.

Портал «Приходы»

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала «Приходы». Взносы можно перечислять несколькими способами:

Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney: R287462773558
Банковская карта 4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

В переводе указать «пожертвование на уставную деятельность».

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Синод Русской Православной Церкви включил в месяцеслов более десятка святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы и канонизированных до 1054 г., когда произошла Великая схизма — разделение Церкви на западную и восточную, сообщает Патриархия.ru.

Созданная в 2014 г. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви сформировала список древних западных святых на основании сведений об их почитании православными в западно-европейских епархиях Русской Церкви и традиции их почитания в других поместных православных церквах.

В месяцеслов были включены: священномученик Пофин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие (2 / 15 июня; 177 г.), мученица Бландина и мученик Понтик Лионские (2 / 15 июня; 177 г.), мученик Епиподий Лионский (22 апреля / 5 мая; ок. 177 г.), мученик Александр Лионский (24 апреля / 7 мая; ок. 177 г.), священномученик Сатурнин, первый епископ Тулузский (29 ноября / 12 декабря; III в.), мученик Виктор Марсельский (21 июля / 3 августа; ок. 290г.), мученик Албан Британский (22 июня / 5 июля; III — нач. IV вв.), святитель Гонорат, епископ Арльский (16 января / 29 января; 429 г.), святитель Герман, епископ Осерский (31 июля / 13 августа; 448 г.), преподобный Викентий Леринский (24 мая / 6 июня; до 450 г.), святитель Патрикий, просветитель Ирландии (17 / 30 марта; после 460 г.), святитель Луп, епископ Труа (29 июля / 11 августа; 479 г.), преподобная Женевьева Парижская (3 / 16 января; 512 г.), святитель Герман, епископ Парижский (28 мая / 10 июня; 576 г.), преподобный Прокопий, игумен Сазавский (16 / 29 сентября; 1053 г.).

Как отмечается на сайте Патриархия.ru, при рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 г., Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и поместных православных церквах.

Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 г., статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.

Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

МОСКВА, 9 марта. /ТАСС/. Имена древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года, в том числе святителя Патрикия, решением заседания Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) внесены в месяцеслов. Об этом сообщили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик», — заявил председатель Синодального отдела Владимир Легойда.

Он также отметил, что формирование перечня святых шло на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях РПЦ, а также на основании традиции их почитания в других поместных православных церквах.

Дни празднования памяти 15 древних западных святых включены в святцы — православный церковный календарь, сообщил Легойда.

«При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом», — подчеркнул он.

Месяцеслов или святцы — церковный календарь с указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников. Включение в календарь означает, что Церковь по определенным датам будет поминать и этих святых. В России среди православных верующих принято выбирать имена новорожденным, ориентируясь на святцы.

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что одним из основных вопросов, рассматривавшихся в ходе заседания под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стали планы проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине начала эпохи гонений на РПЦ. По его словам, предстоятель РПЦ отметил, что 2017 год является «юбилейным годом, годом воспоминания о трагических событиях 100-летней давности, годом, который мы особым образом посвящаем памяти новомучеников и исповедников Российских, и годом, в котором надлежит состояться Архиерейскому Собору».

Священный Синод постановил на протяжении текущего года проводить в епархиях РПЦ торжественные богослужения, приуроченные к памяти новомучеников и исповедников, крестные ходы, а также научные и общественные мероприятия.

В рамках заседания также были рассмотрены вопросы создания новых епархий и избрания архиереев на вакантные кафедры. Так, в пределах Архангельской епархии была образована Плесецкая епархия. Как сообщил Легойда, главой новой епархии, епископом Плесецким и Каргопольским был избран иеромонах Александр (Зайцев), клирик Гатчинской епархии, преосвященным Великоустюжским и Тотемским — иеромонах Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии, а викарием Орловской епархии с титулом «Мценский» — игумен Алексий (Заночкин), клирик Орловской епархии.

МЕСЯЦЕСЛО́В (каль­ка греч. сло­ва μηνο λόγιον ), 1) ка­лен­дар­но упо­ря­до­чен­ная сис­те­ма хри­сти­ан­ских празд­ни­ков, па­мя­тей свя­тых, вос­по­ми­на­ний свя­щен­ных и ис­то­рич. со­бы­тий. Эта сис­те­ма яв­ля­ет­ся син­те­зом не­сколь­ких древ­них ли­тур­гич. тра­ди­ций. Их наи­бо­лее ар­ха­ич. пласт пред­став­лен в греч. ру­ко­пи­сях дои­ко­нобор­че­ско­го пе­рио­да па­ле­сти­но-си­най­ско­го ре­гио­на, а так­же в пе­ре­ве­дён­ных с греч. язы­ка др.-груз. и др.-арм. па­мят­ни­ках. От­но­си­тель­но пол­ные гим­но­гра­фич. ру­ко­пи­си па­ле­сти­но-си­най­ско­го ре­гио­на да­ти­ру­ют­ся не ра­нее 8 в. (напр., ви­зант. Тро­по­ло­гий млад­шей раз­но­вид­но­сти), др.-груз. и др.-арм. па­мят­ни­ки от­ра­жа­ют со­стоя­ние ли­тур­гич. тра­ди­ции кон. 4–7 вв.

Священный Синод Русской Православной Церкви включил в число почитаемых святых тех, что были канонизированы Церковью до раскола на западную и восточную в 1054 году. Все они почитаются в западных странах, и мы привыкли считать их католическими, — например, широко известного святого Патрика — покровителя Ирландии.

Месяцеслов — православный календарь с именами святых, которые расположены по дням месяца

— Однако древние святые не являются католическими — они принадлежали ещё Единой церкви, — пояснил «ОГ» заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе.

Комиссия по составлению месяцеслова РПЦ была создана в 2014 году. С того времени она провела работу и сформировала список древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, — на основании того, как почитают их православные в западноевропейских епархиях РПЦ и в других Поместных православных церквах.

Каких святых отбирали для включения в православный календарь? За критерии брали безупречное исповедание православной веры, исследовали обстоятельства, при которых состоялось прославление. Важно, что эти святые не упоминались в связи с полемикой при борьбе с Восточной Церковью.

— Вопрос о включении в месяцеслов древних святых неразделённой Церкви периодически рассматривается Синодом, — говорит Вахтанг Кипшидзе. — После 1054 года общение между католической и восточной православной церквями прекратилось. По причине дефицита их взаимодействия многие святые единой церкви не были включены в месяцеслов, и это сейчас восполняется. Исследователи, историки работают над тем, чтобы православные верующие получили возможность знать жития святых западной части неразделённой церкви.

Никакого графика пополнения месяцеслова именами святых не существует — это делается и будет делаться по мере того, как исследователи изучают историю церкви до разделения в XI веке. Кипшидзе уточняет, что включение в месяцеслов и канонизация новых святых никак не связаны между собой: древние святые были канонизированы очень давно, несколько веков назад.

— Исключений из месяцеслова не происходит никогда — причисление к лику святых делается раз и навсегда, — однозначен в ответе Вахтанг Кипшидзе.

Кстати

Члены Священного Синода включили в месяцеслов имена следующих святых:

Месяцеслов православной церкви

В этот день в 1938 на Бутовском полигоне за веру пострадали:

сщмч. Иоанн Артоболевский, прот.;

сщмч. Николай Кандауров, прот.;

сщмч. Борис Назаров, прот.;

сщмч. Николай Поспелов, прот.;

сщмч. Александр Соколов, прот.;

сщмч. Петр Соколов, прот.;

сщмч. Иоанн Тихомиров, прот.;

сщмч. Иоанн Алешковский, свящ.;

сщмч. Андрей Беднов, свящ.;

сщмч. Феодор Бобков, свящ.;

сщмч. Николай Голышев, свящ.;

сщмч. Димитрий Кедроливанский, свящ.;

сщмч. Алексий Княжеский, свящ.;

сщмч. Алексий Лебедев, свящ.;

сщмч. Аркадий Лобцов, свящ.;

сщмч. Александр Минервин, свящ.;

сщмч. Александр Покровский, свящ.;

сщмч Михаил Рыбин, свящ.;

сщмч. Евстафий Сокольский, свящ.;

сщмч. Алексий Шаров, свящ.;

сщмч. Серафим Вавилов, архидиак.;

прмц. Рафаила (Вишнякова), схим.;

прмц. Мария Виноградова, послушница;

прмц. Анна Ефремова, послушница;

мч. Василий Иванов;

мч. Димитрий Казамацкий;

мч. Феодор Пальшков;

мч. Иоанн Шувалов;

протоиерей Алексий Синайский;

игумен Епифаний (Авдеев);

иеромонах Нестор (Балашов);

иеромонах Савватий (Григорьев);

иеромонах Михаил (Дубовенко);

иеромонах Иероним (Киселев);

иеромонах Иуст (Мишин);

иеромонах Митрофан (Преображенский);

священник Георгий Бабченко;

священник Сергий Крупин;

священник Иоанн Лавров;

священник Николай Любимов;

священник Феодор Петровский;

священник Петр Поспелов;

священник Александр Протопопов;

священник Александр Ремов;

священник Николай Рождественский;

священник Павел Серговский;

священник Иоанн Смирнов;

священник Алексий Соболев;

священник Иоанн Троицкий;

священник Николай Успенский;

священник Петр Успенский;

иеродиакон Афоний (Вишняков);

диакон Феодор Бабаров;

диакон Владимир Величкин;

диакон Иоанн Виноградов;

иподиакон Сергий Чистяков;

монахиня Анастасия (Зубкова);

монахиня Лидия (Иванова);

монахиня Елисавета (Орлова);

монахиня Анна (Трушина);

монахиня София (Тучкова);

послушник Архип Пастухов;

ктитор Феодор Твердовский;

ктитор Иоанн Усанов;

псаломщик Василий Макаров;

псаломщик Алексий Некрасов;

подробнее

24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью.

Синод постановил включить имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября (журнал № 105).

Максим Тимофеевич Сандович родился 31 января 1886 году в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня (ныне Польша) в семье грекокатолического псаломщика.

С юных лет отличался благочестием. Обратившись в Православие, Максим Сандович в 1904 году стал послушником в Почаевской лавре, а затем поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире. По ее окончании в 1911 году был рукоположен во диакона и священника и вернулся на родину, где подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей, враждебных по отношению к православным. С марта 1912 года по июнь 1914 года находился в тюремном заключении, не поддавшись на обещание освобождения в случае отречения от Православия и перехода в унию. В августе 1914 года последовал новый арест, а 6 сентября 1914 года без суда и следствия — расстрел во дворе тюрьмы города Горлице.

В 1922 году останки святого погребли рядом с церковью в селе Ждыня. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпаторусских православных.

Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Горлицкий (Сандович) был причислен к лику святых. Его память празднуется 24 августа/6 сентября.

Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов РПЦЗ.

Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года).

  • Назад
  • Вперёд

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Месяцеслов православной церкви

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.

В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.

Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.

Месяцеслов православной церкви

«Верный Месяцеслов всех русских святых» был издан в 1903 году по благословению Святейшего Синода. Он составлен на основании присланных правящими епархиальными архиереями сведений о «всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно». Авторитетный специалист в области агиографии, в бытность свою председателем Календарно-богослужебной комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) писал о Месяцеслове: «В отношении Русских святых нам должно руководствоваться “Верным Месяцесловом всех Русских святых”, изданным по благословению Святейшего Синода в 1903 году». Он указал на некоторые неточности, связанные с днями памяти святых, а также на отсутствие имени святителя Феодора Ростовского, почитание которого было восстановлено уже после издания «Верного Месяцеслова». В данном издании эти неточности исправлены, а также внесены памяти святых, канонизованных с 1903-го по 1918 год.

В Месяцеслов так же внесены коррективы в соответствии с определением Святейшего Синода от 30 июня – 21 июля 1904 года, распорядившегося служить трем подвижникам не молебны, а панихиды, исключив их имена из Месяцеслова. Некоторые даты памяти местных епархиальных празднований, бывших раньше, но не празднуемых в настоящее время, опущены. В «Верном Месяцеслове» 1903 года были опубликованы краткие сведения о некоторых святых, которые в данном издании опущены. Главная цель издания – это представление полного списка имен русских святых, канонизованных Русской Православной Церковью к 1918 году.

Порядок помещения имен в дне памяти дается по хронологии, то есть в соответствии с годом кончины святого. Если имеется переходящий, дополнительный день празднования, то сведения о нем даются в именном указателе, за исключением дня празднования памяти преподобному Пахомию Кенскому и преподобным Тихону, Василию и Никону Соколовским, у которых имеется только переходящий день празднования. Память преподобным Авраамию, Кассиану и Пиору Печерским, не имеющим отдельного дня памяти, помещена на день празднования Собора Киево-Печерских святых.

Дни памяти святых приводятся по старому и новому стилю, а в алфавитном указателе только по старому стилю.

«Верный Месяцеслов» предваряется пояснением, которое имелось в издании 1903 года, с некоторым сокращением.

Месяцеслов православной церкви

На заседании Синода был заслушан рапорт митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви (журнал № 7).

Члены Священного Синода постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:

  • преподобного Галла (16/29 октября; †650);
  • преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября/6 декабря; †615);
  • преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; †540);
  • равноапостольного царя Иверского Мириана (1/14 октября; †после 361);
  • равноапостольной царицы Иверской Наны (1/14 октября; †ок. 364).

Созданная 18 сентября 2014 года Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Церквах.

При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия также руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием Православия; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом.

При работе учитывались сведения из «Полного месяцеслова Востока» архиепископа Сергия (Спасского), доклада святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статей «Православной энциклопедии», а также синаксара, составленного иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.

Также Комиссия рассмотрела вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Церкви.

Месяцеслов православной церквиФото: сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Святейший синод Русской православной церкви на своем заседании 26 декабря принял решение снять ограничения в таинствах и поминовении для людей, которые носят имена святых любых поместных православных церквей мира или созвучные им имена.

Это значит, что отныне в храмах при крещении, к примеру, Майклов, не будут именовать младенцев Михаилами, а при отпевании женщин с мирским именем Жанна ее не будут называть Иоанной. Если, конечно, против этого не будут возражать их родственники.

Вопрос о возможности принятия Крещения с сохранением национального имени был включен в повестку дня комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации церковной миссии РПЦ еще в январе 2015 года.

Изучив проблематику вопроса, комиссия пришла к выводу, что месяцеслов Русской Православной Церкви не содержит имен всех святых, прославленных православными церквами. Поэтому, сложившаяся традиция наречения имени принимаемого крещение по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных православных церквах.

Комиссия отметила, что не существует препятствий к принятию в таинстве крещении имени в ином национальном звучании (например: Иоанн — Джон; Иоанна — Жанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании.

Исходя из мнения комиссии, Святейший Синод РПЦ принял решение обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного — по усмотрению родителей — наречения младенцев и последующего их крещения именами святых, почитаемых в любой из Поместных православных церквей. Также подчеркивается недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей или имена в иных национальных звучаниях.

При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, человеку будет предложено самостоятельного избирать свое крестильное имя из православного месяцеслова. Желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем.

Традиция месяцеслова восходит к первому изданию календаря, который назывался «Календарь, или Месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709. От миробытия 7217», и был полон советов, предсказаний и поучений. В данном месяцеслове наглядно демонстрируется гармоничное сочетание основных событий и праздников, и священных имен календаря Православной Церкви с народным календарем, численником. При составлении численника использовалась следующая схема: в первом абзаце указываются дни памяти разного лика святых, основные церковные праздники; во втором даются народные имена или прозвища избранного из святцев народом того или иного святого. Здесь же приводятся народные названия этого дня – как бы его своеобразная характеристика. Этот абзац является своего рода оглавлением материала численника на этот день, определяющим последовательность его подачи. Возьмем в качестве примера день 15 мая. Второй абзац выглядит таким образом: «Святые Борис и Глеб Сеятели, Борисов день, Борис-день, барышдень, соловьиный день (праздник, свистозарник), свистуньи, свистопляски». День посвящен памяти перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба в новую церковь в 1115 году. Его называют в народе барышднем, потому что торговцы стараются что-нибудь продать выгодно – чтобы весь год торговать с барышом. Соловьиным называется день Бориса и Глеба потому, что начинают петь соловьи. Свистозарное пенье птичьего царя – праздник земледельца. Свистуньи и свистопляски – старинные весенние ярмарки. Далее по тексту идут связанные с данным днем народные приметы и пословицы, поговорки, обычаи и обряды, праздники и суеверия и т.п. Любознательный читатель найдет на страницах этой книги ответы на многие вопросы, возможно, сам научится наблюдать за явлениями природы.

8-960-346-31-04, 8 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected]

Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)

Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».

Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

©2004—2022 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены

С кратким историческим и хронологическим описанием их жизни и кончины, и с означением всех Гоподских и Богородничных праздников, торжественных и викториальных дней, крестных ходов и царских панихид. Содержит при каждом месяце на 30 лет служащие разные таблицы о рядовых и приходящих церковных праздниках, также о восхождении и захождении солнца, и о лунном течении. С присовокуплением полного алфавита и толкования имен Святых, краткого изъяснения Пасхалии и пасхальных знаков, и трех росписей, всем находящихся в обеих столицах и других местах России достопамятным соборным, монастырским, ружным и приходским церквям, с показанием начала и построения оных. Месяцеслов собран из достоверных источников.

Месяцесло́в или свя́тцы – список памятей святых в порядке месяцев и дней года.

Окончательной, однообразной редакции месяцесловов не существует; одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое в святцы, должно принадлежать канонизированному Церковью святому. Этим святцы отличаются от старинных церковных диптихов, или «поминаний», которые каждый может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями.

Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления и содержат отсылки к определенным евангельским или апостольским чтениям. Такие святцы прилагаются к богослужебным Евангелию или Апостолу; содержатся в Служебнике и Типиконе, печатаются при богослужебных книгах — Следованной Псалтири, Часослове, Молитвослове, Канонике, Акафистнике.

Церковные святцы также существуют в виде отдельной книги, и в этом случае чаще называются месяцесловами. Такие месяцесловы могут состоять из кратких житий, расположенных в порядке годового круга, совпадая в этом случае с синаксарем. Месяцесловы могут также содержать тропари, кондаки святым и необходимые богослужебные указания.

Святцы также издавались для домашнего употребления частными лицами, и не имели обязательной нормы состава имен святых, как в месяцесловах богослужебных книг, но подчинялись общему цензурному правилу о включении в них только канонизированных святых. Примером таких частных изданий святцев может служить «Календарь Православной Церкви» в «Настольной книге для народа», изданной комиссией народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях; он был составлен протоиереем Н.К. Смирновым [1], под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д.П. Соколова [2].

Синод Русской православной церкви (РПЦ) отменил ограничения в таинствах и поминовении для людей, носящих имена святых любых поместных православных церквей мира или созвучные им имена. Таким образом, теперь можно будет крестить детей в Русской православной церкви под именами иностранных святых, почитаемых в любой из поместных православных церквей. Об этом решении Священного синода сообщается на официальном сайте РПЦ.

Как изменятся правила крещения?

На прошедшем в четверг, 26 декабря, заседании Синода Русской православной церкви обсуждалась разработка документа «О возможности принятия крещения с сохранением национального имени». Работа над этим вопросом велась с конца 2017 года. В результате в РПЦ пришли к выводу, что существующая на сегодняшний день традиция выбора крестильного имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других православных церквях.

Месяцеслов православной церкви

В отчете о заседании говорится, что месяцеслов РПЦ (церковный календарь с указанием дней памяти святых и церковных праздников — прим. ред.) не содержит имен всех святых, прославленных другими православными церквями. Поэтому россиянам позволят крестить младенцев под именами святых, почитаемых в любой из поместных православных церквей.

В документе также отмечается, что, по библейской традиции, выбирать имя ребенку — это прерогатива родителей. По этой причине в Русской православной церкви не видят поводов препятствовать крещению ребенка под именем в иностранном звучании, если он носил это имя до таинства. В качестве примера в РПЦ приводят такие зарубежные и русские звучания имен, как Иоанн — Джон и Иоанна — Жанна. В дальнейшем принятие такого имени не может препятствовать участию верующего и в других таинствах.

В сообщении подчеркивается «недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других поместных православных церквей (или имена в иных национальных звучаниях)». При этом в РПЦ отмечают, что речь идет только об иностранных звучаниях имен, находящихся в православных месяцесловах. Современные иностранные имена, которые не имеют связи с культурой православных народов, в крещении использоваться не могут.

Месяцеслов православной церкви

Как выбрать имя для крещения взрослому человеку?

Некоторые люди хотят присоединиться к православной церкви и принять таинство крещения во взрослом возрасте, однако их имена не имеют аналога в месяцесловах поместных православных церквей. В таком случае будущему православному христианину необходимо самостоятельного выбрать крестильное имя из православного месяцеслова. При этом желательно, чтобы оно «было близко по звучанию с гражданским именем», говорится в постановлении Синода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector