Иногда Церковь вносит новые имена прославленных святых в свой месяцеслов. Мы решили подробнее рассказать, как это происходит и что это вообще такое.
Что такое месяцеслов?
Месяцеслов или святцы — это календарь с указанием имен святых, почитаемых Церковью (в нашем случае — Русской Православной). Содержит имена святых и дни их памяти. Иногда добавляют краткое житие и молитвы.
Что меняется после включения того или иного святого в месяцеслов?
Включение в месяцеслов означает, что теперь Церковь в установленные дни будет поминать и этих святых, их имена можно будет нарекать при Крещении, в честь них могут освящаться храмы.
Кто принимает решение о внесении святых в месяцеслов?
Священный Синод — орган управления Русской Православной Церкви. Ему, в свою очередь, предлагает списки на внесение специальная Комиссия по составлению месяцеслова, основанная в 2014 году.
Добавление в месяцеслов равно канонизации?
Не всегда. Поместная Православная Церковь (всего их 15), канонизируя своего святого, рассылает в остальные Поместные Церкви информацию об этом. А те просто включают новые имена и даты в свои календари (месяцесловы), не проводя чин канонизации еще раз.
А как быть с Западными святыми? Их тоже вносят в месяцеслов.
Все верно. Яркий пример — внесение в 2017 году святого Патрикия (Патрика) Ирландского и еще полтора десятка святых. Для этого у комиссии есть четкие критерии:
• Безупречное исповедание Православной веры;
• Обстоятельства, при которых состоялось прославление;
• Отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом;
• Современое почитание в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
Они же католики?
Нет. Речь идет только о святых, подвизавшихся до раскола 1054 года, с которого началось окончательное отделение западных христиан от восточной Церкви и разделение на католиков и православных. Последнее внесение древних святых в месяцеслов Русской Церкви состоялось 18 мая 2018 года. Кроме трех ирландских подвижников туда включили и двух грузинских: царя Мириана и царицу Нану — первых правителей-христиан в Грузии.
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Центральной и Западной Европы до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
При работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Также Комиссией был рассмотрен вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Православной Церкви.
Члены Священного Синода на состоявшемся 14 мая заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:
- преподобного Галла (16/29 октября; †650);
- преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября/6 декабря; †615);
- преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; †540);
- равноапостольного царя Иверского Мириана (1/14 октября; †после 361);
- равноапостольной царицы Иверской Наны (1/14 октября; †ок. 364).
Жития указанных святых будут опубликованы в Журнале Московской Патриархии.
10.08.2020 13:29
Вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2021 год». Издание, являющееся тематическим приложением к Богослужебным указаниям на 2021 год, выпускаемым Издательством Московской Патриархии.
Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.
Объем 176 страниц, мягкая обложка имеет вид аналогичный оформлению Богослужебных указаний.
На 1-й полосе обложки изображен Николо-Пешношский мужской монастырь (Московская епархия).
Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
09.03.2017 23:41
9 марта 2017 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах (журнал № 14).
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Члены Священного Синода на состоявшемся 9 марта заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метка: месяцеслов
В месяцеслов РПЦ включены имена западных святых
В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 марта 2017 года
СЛУШАЛИ:
Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах.
Справка:
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви публикует для общецерковного использования официальную календарную сетку на 2021 год. Документ представляет собой месяцеслов, учитывающий благословения священноначалия о внесении в святцы Русской Православной Церкви новопрославленных святых, и содержащий на каждый день года список имен празднуемых Церковью святых, а также указание на фрагменты Священного Писания, читающиеся за богослужениями.
Публикация осуществляется в рамках проекта Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви по онлайн поддержке выпуска календарных изданий в Русской Православной Церкви. Проект предоставляет возможность всем издателям, приступающим к работе над календарными изданиями на предстоящий год, осуществить выпуск изданий, полностью соответствующих официальному церковному календарю, по которому будет жить и молиться Русская Православная Церковь.
Скачать сетку Официального церковного календаря на 2021 год: Calendar2021
В настоящее время для свободного скачивания открыта публикация общедоступной версии календаря постов и трапез на 2021 год.
Скачать Календарь постов и трапез на 2021 год: Trapeza_2021
Условия использования:
Календарь постов и трапез на 2021 год предоставляется бесплатно.
Для подтверждения легитимности использования месяцеслова, в издании, где данная календарная сетка будет использована, необходимо указать следующую информацию:
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2022 год». Издание, являющееся тематическим приложением к Богослужебным указаниям на 2022 год, выпускаемым Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.
Объем 176 страниц, мягкая обложка имеет вид аналогичный оформлению Богослужебных указаний.
На 1-й полосе обложки: Свято-Троицкая Сергиева Лавра (к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского).
Богослужебный месяцеслов является полезным подспорьем для священнослужителей в алтаре.
Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Синод Русской православной церкви включил в церковный месяцеслов — поминальный список святых — крестителя Ирландии святого Патрика, а также еще более десятка святых Западной Европы, — приводит «РИА-Новости» слова главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды.
Верховный Синод постановил включить в месяцеслов* всех святых, кто был канонизирован до 1054 года. именно тогда произошло разделение христианских церквей на западную и восточную. Всего в православный месяцеслов были включены почти два десятка святых западной церкви. Среди них и святой Патрикий — небесный покровитель Ирландии, в нашей стране известный как святой Патрик.
На Западе День святого Патрика отмечается 17 марта. Согласно календарю «нового стиля» в России эта дата выпадает на 30 марта.
Справка
Святой Патрик — христианский святой, покровитель Ирландии и Нигерии. Его почитание раньше было особо распространено в католицизме.
*месяцеслов — православный календарь с указанием дней памяти святых и церковных праздников
Подготовка единого месяцеслова, в который были бы включены все имена святых, прославленных в Православной Церкви, стала одним из вопросов, которые были подняты на прошедшем в 2014 году Епархиальном собрании российской столицы.
Сегодня, выступая перед участниками Епархиального собрания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что работа по составлению такого сборника сейчас ведется Издательским советом Московского Патриархата. Уже составлен предварительный список святых, включенных в календарь Русской Православной Церкви – в частности, святых, прославленных другими Поместными Церквами и включенных в наш календарь с 1945 по 1989 годы. Ведется формирование списка местночтимых святых, которые внесены в церковный календарь, причем внимательно изучаются основания внесения имени святого в календарь. При содействии зарубежных епархий Московского Патриархата составлен список западных святых Древней Церкви (до разделения), пользующихся особым почитанием среди православных христиан Западной Европы.
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, предстоит еще длительная и сложная работа, поскольку полученный материал требует глубокого анализа с привлечением широкого круга агиографических и исторических источников.
Портал «Приходы»
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала «Приходы». Взносы можно перечислять несколькими способами:
Яндекс-деньги: 41001232468041 | |
Webmoney: R287462773558 | |
Банковская карта | 4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
В переводе указать «пожертвование на уставную деятельность».
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.
Синод Русской Православной Церкви включил в месяцеслов более десятка святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы и канонизированных до 1054 г., когда произошла Великая схизма — разделение Церкви на западную и восточную, сообщает Патриархия.ru.
Созданная в 2014 г. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви сформировала список древних западных святых на основании сведений об их почитании православными в западно-европейских епархиях Русской Церкви и традиции их почитания в других поместных православных церквах.
В месяцеслов были включены: священномученик Пофин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие (2 / 15 июня; 177 г.), мученица Бландина и мученик Понтик Лионские (2 / 15 июня; 177 г.), мученик Епиподий Лионский (22 апреля / 5 мая; ок. 177 г.), мученик Александр Лионский (24 апреля / 7 мая; ок. 177 г.), священномученик Сатурнин, первый епископ Тулузский (29 ноября / 12 декабря; III в.), мученик Виктор Марсельский (21 июля / 3 августа; ок. 290г.), мученик Албан Британский (22 июня / 5 июля; III — нач. IV вв.), святитель Гонорат, епископ Арльский (16 января / 29 января; 429 г.), святитель Герман, епископ Осерский (31 июля / 13 августа; 448 г.), преподобный Викентий Леринский (24 мая / 6 июня; до 450 г.), святитель Патрикий, просветитель Ирландии (17 / 30 марта; после 460 г.), святитель Луп, епископ Труа (29 июля / 11 августа; 479 г.), преподобная Женевьева Парижская (3 / 16 января; 512 г.), святитель Герман, епископ Парижский (28 мая / 10 июня; 576 г.), преподобный Прокопий, игумен Сазавский (16 / 29 сентября; 1053 г.).
Как отмечается на сайте Патриархия.ru, при рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 г., Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и поместных православных церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 г., статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.
МОСКВА, 9 марта. /ТАСС/. Имена древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года, в том числе святителя Патрикия, решением заседания Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) внесены в месяцеслов. Об этом сообщили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
«В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик», — заявил председатель Синодального отдела Владимир Легойда.
Он также отметил, что формирование перечня святых шло на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях РПЦ, а также на основании традиции их почитания в других поместных православных церквах.
Дни празднования памяти 15 древних западных святых включены в святцы — православный церковный календарь, сообщил Легойда.
«При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом», — подчеркнул он.
Месяцеслов или святцы — церковный календарь с указанием дней памяти святых, годового круга церковных праздников. Включение в календарь означает, что Церковь по определенным датам будет поминать и этих святых. В России среди православных верующих принято выбирать имена новорожденным, ориентируясь на святцы.
Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что одним из основных вопросов, рассматривавшихся в ходе заседания под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стали планы проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине начала эпохи гонений на РПЦ. По его словам, предстоятель РПЦ отметил, что 2017 год является «юбилейным годом, годом воспоминания о трагических событиях 100-летней давности, годом, который мы особым образом посвящаем памяти новомучеников и исповедников Российских, и годом, в котором надлежит состояться Архиерейскому Собору».
Священный Синод постановил на протяжении текущего года проводить в епархиях РПЦ торжественные богослужения, приуроченные к памяти новомучеников и исповедников, крестные ходы, а также научные и общественные мероприятия.
В рамках заседания также были рассмотрены вопросы создания новых епархий и избрания архиереев на вакантные кафедры. Так, в пределах Архангельской епархии была образована Плесецкая епархия. Как сообщил Легойда, главой новой епархии, епископом Плесецким и Каргопольским был избран иеромонах Александр (Зайцев), клирик Гатчинской епархии, преосвященным Великоустюжским и Тотемским — иеромонах Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии, а викарием Орловской епархии с титулом «Мценский» — игумен Алексий (Заночкин), клирик Орловской епархии.
МЕСЯЦЕСЛО́В (калька греч. слова μηνο λόγιον ), 1) календарно упорядоченная система христианских праздников, памятей святых, воспоминаний священных и историч. событий. Эта система является синтезом нескольких древних литургич. традиций. Их наиболее архаич. пласт представлен в греч. рукописях доиконоборческого периода палестино-синайского региона, а также в переведённых с греч. языка др.-груз. и др.-арм. памятниках. Относительно полные гимнографич. рукописи палестино-синайского региона датируются не ранее 8 в. (напр., визант. Тропологий младшей разновидности), др.-груз. и др.-арм. памятники отражают состояние литургич. традиции кон. 4–7 вв.
Священный Синод Русской Православной Церкви включил в число почитаемых святых тех, что были канонизированы Церковью до раскола на западную и восточную в 1054 году. Все они почитаются в западных странах, и мы привыкли считать их католическими, — например, широко известного святого Патрика — покровителя Ирландии.
Месяцеслов — православный календарь с именами святых, которые расположены по дням месяца
— Однако древние святые не являются католическими — они принадлежали ещё Единой церкви, — пояснил «ОГ» заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе.
Комиссия по составлению месяцеслова РПЦ была создана в 2014 году. С того времени она провела работу и сформировала список древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, — на основании того, как почитают их православные в западноевропейских епархиях РПЦ и в других Поместных православных церквах.
Каких святых отбирали для включения в православный календарь? За критерии брали безупречное исповедание православной веры, исследовали обстоятельства, при которых состоялось прославление. Важно, что эти святые не упоминались в связи с полемикой при борьбе с Восточной Церковью.
— Вопрос о включении в месяцеслов древних святых неразделённой Церкви периодически рассматривается Синодом, — говорит Вахтанг Кипшидзе. — После 1054 года общение между католической и восточной православной церквями прекратилось. По причине дефицита их взаимодействия многие святые единой церкви не были включены в месяцеслов, и это сейчас восполняется. Исследователи, историки работают над тем, чтобы православные верующие получили возможность знать жития святых западной части неразделённой церкви.
Никакого графика пополнения месяцеслова именами святых не существует — это делается и будет делаться по мере того, как исследователи изучают историю церкви до разделения в XI веке. Кипшидзе уточняет, что включение в месяцеслов и канонизация новых святых никак не связаны между собой: древние святые были канонизированы очень давно, несколько веков назад.
— Исключений из месяцеслова не происходит никогда — причисление к лику святых делается раз и навсегда, — однозначен в ответе Вахтанг Кипшидзе.
Кстати
Члены Священного Синода включили в месяцеслов имена следующих святых:
В этот день в 1938 на Бутовском полигоне за веру пострадали:
сщмч. Иоанн Артоболевский, прот.;
сщмч. Николай Кандауров, прот.;
сщмч. Борис Назаров, прот.;
сщмч. Николай Поспелов, прот.;
сщмч. Александр Соколов, прот.;
сщмч. Петр Соколов, прот.;
сщмч. Иоанн Тихомиров, прот.;
сщмч. Иоанн Алешковский, свящ.;
сщмч. Андрей Беднов, свящ.;
сщмч. Феодор Бобков, свящ.;
сщмч. Николай Голышев, свящ.;
сщмч. Димитрий Кедроливанский, свящ.;
сщмч. Алексий Княжеский, свящ.;
сщмч. Алексий Лебедев, свящ.;
сщмч. Аркадий Лобцов, свящ.;
сщмч. Александр Минервин, свящ.;
сщмч. Александр Покровский, свящ.;
сщмч Михаил Рыбин, свящ.;
сщмч. Евстафий Сокольский, свящ.;
сщмч. Алексий Шаров, свящ.;
сщмч. Серафим Вавилов, архидиак.;
прмц. Рафаила (Вишнякова), схим.;
прмц. Мария Виноградова, послушница;
прмц. Анна Ефремова, послушница;
мч. Василий Иванов;
мч. Димитрий Казамацкий;
мч. Феодор Пальшков;
мч. Иоанн Шувалов;
протоиерей Алексий Синайский;
игумен Епифаний (Авдеев);
иеромонах Нестор (Балашов);
иеромонах Савватий (Григорьев);
иеромонах Михаил (Дубовенко);
иеромонах Иероним (Киселев);
иеромонах Иуст (Мишин);
иеромонах Митрофан (Преображенский);
священник Георгий Бабченко;
священник Сергий Крупин;
священник Иоанн Лавров;
священник Николай Любимов;
священник Феодор Петровский;
священник Петр Поспелов;
священник Александр Протопопов;
священник Александр Ремов;
священник Николай Рождественский;
священник Павел Серговский;
священник Иоанн Смирнов;
священник Алексий Соболев;
священник Иоанн Троицкий;
священник Николай Успенский;
священник Петр Успенский;
иеродиакон Афоний (Вишняков);
диакон Феодор Бабаров;
диакон Владимир Величкин;
диакон Иоанн Виноградов;
иподиакон Сергий Чистяков;
монахиня Анастасия (Зубкова);
монахиня Лидия (Иванова);
монахиня Елисавета (Орлова);
монахиня Анна (Трушина);
монахиня София (Тучкова);
послушник Архип Пастухов;
ктитор Феодор Твердовский;
ктитор Иоанн Усанов;
псаломщик Василий Макаров;
псаломщик Алексий Некрасов;
подробнее
24 декабря 2015 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви священномученика Максима Горлицкого (Сандовича), прославленного Польской Православной Церковью.
Синод постановил включить имя священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 24 августа/6 сентября (журнал № 105).
Максим Тимофеевич Сандович родился 31 января 1886 году в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня (ныне Польша) в семье грекокатолического псаломщика.
С юных лет отличался благочестием. Обратившись в Православие, Максим Сандович в 1904 году стал послушником в Почаевской лавре, а затем поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире. По ее окончании в 1911 году был рукоположен во диакона и священника и вернулся на родину, где подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей, враждебных по отношению к православным. С марта 1912 года по июнь 1914 года находился в тюремном заключении, не поддавшись на обещание освобождения в случае отречения от Православия и перехода в унию. В августе 1914 года последовал новый арест, а 6 сентября 1914 года без суда и следствия — расстрел во дворе тюрьмы города Горлице.
В 1922 году останки святого погребли рядом с церковью в селе Ждыня. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпаторусских православных.
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Горлицкий (Сандович) был причислен к лику святых. Его память празднуется 24 августа/6 сентября.
Решением Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви от 10 сентября 1996 года внесен в месяцеслов РПЦЗ.
Решениями Синода Украинской Православной Церкви имя священномученика Максима внесено в состав собора Галицких святых (3 апреля 2001 года), собора Карпаторусских святых (22 ноября 2006 года) и собора Волынских святых (20 июля 2012 года).
- Назад
- Вперёд
СЛОВО ПАСТЫРЯ
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.
В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.
Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.
«Верный Месяцеслов всех русских святых» был издан в 1903 году по благословению Святейшего Синода. Он составлен на основании присланных правящими епархиальными архиереями сведений о «всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно». Авторитетный специалист в области агиографии, в бытность свою председателем Календарно-богослужебной комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) писал о Месяцеслове: «В отношении Русских святых нам должно руководствоваться “Верным Месяцесловом всех Русских святых”, изданным по благословению Святейшего Синода в 1903 году». Он указал на некоторые неточности, связанные с днями памяти святых, а также на отсутствие имени святителя Феодора Ростовского, почитание которого было восстановлено уже после издания «Верного Месяцеслова». В данном издании эти неточности исправлены, а также внесены памяти святых, канонизованных с 1903-го по 1918 год.
В Месяцеслов так же внесены коррективы в соответствии с определением Святейшего Синода от 30 июня – 21 июля 1904 года, распорядившегося служить трем подвижникам не молебны, а панихиды, исключив их имена из Месяцеслова. Некоторые даты памяти местных епархиальных празднований, бывших раньше, но не празднуемых в настоящее время, опущены. В «Верном Месяцеслове» 1903 года были опубликованы краткие сведения о некоторых святых, которые в данном издании опущены. Главная цель издания – это представление полного списка имен русских святых, канонизованных Русской Православной Церковью к 1918 году.
Порядок помещения имен в дне памяти дается по хронологии, то есть в соответствии с годом кончины святого. Если имеется переходящий, дополнительный день празднования, то сведения о нем даются в именном указателе, за исключением дня празднования памяти преподобному Пахомию Кенскому и преподобным Тихону, Василию и Никону Соколовским, у которых имеется только переходящий день празднования. Память преподобным Авраамию, Кассиану и Пиору Печерским, не имеющим отдельного дня памяти, помещена на день празднования Собора Киево-Печерских святых.
Дни памяти святых приводятся по старому и новому стилю, а в алфавитном указателе только по старому стилю.
«Верный Месяцеслов» предваряется пояснением, которое имелось в издании 1903 года, с некоторым сокращением.
На заседании Синода был заслушан рапорт митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви (журнал № 7).
Члены Священного Синода постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:
- преподобного Галла (16/29 октября; †650);
- преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября/6 декабря; †615);
- преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; †540);
- равноапостольного царя Иверского Мириана (1/14 октября; †после 361);
- равноапостольной царицы Иверской Наны (1/14 октября; †ок. 364).
Созданная 18 сентября 2014 года Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия также руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием Православия; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом.
При работе учитывались сведения из «Полного месяцеслова Востока» архиепископа Сергия (Спасского), доклада святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статей «Православной энциклопедии», а также синаксара, составленного иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Также Комиссия рассмотрела вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Церкви.
Фото: сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Святейший синод Русской православной церкви на своем заседании 26 декабря принял решение снять ограничения в таинствах и поминовении для людей, которые носят имена святых любых поместных православных церквей мира или созвучные им имена.
Это значит, что отныне в храмах при крещении, к примеру, Майклов, не будут именовать младенцев Михаилами, а при отпевании женщин с мирским именем Жанна ее не будут называть Иоанной. Если, конечно, против этого не будут возражать их родственники.
Вопрос о возможности принятия Крещения с сохранением национального имени был включен в повестку дня комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации церковной миссии РПЦ еще в январе 2015 года.
Изучив проблематику вопроса, комиссия пришла к выводу, что месяцеслов Русской Православной Церкви не содержит имен всех святых, прославленных православными церквами. Поэтому, сложившаяся традиция наречения имени принимаемого крещение по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других Поместных православных церквах.
Комиссия отметила, что не существует препятствий к принятию в таинстве крещении имени в ином национальном звучании (например: Иоанн — Джон; Иоанна — Жанна), а также к участию в таинствах с этим именем, в тех случаях, когда человек носил имя в данном звучании до крещения или когда был крещен с именем в таковом звучании.
Исходя из мнения комиссии, Святейший Синод РПЦ принял решение обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного — по усмотрению родителей — наречения младенцев и последующего их крещения именами святых, почитаемых в любой из Поместных православных церквей. Также подчеркивается недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей или имена в иных национальных звучаниях.
При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, человеку будет предложено самостоятельного избирать свое крестильное имя из православного месяцеслова. Желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем.
Традиция месяцеслова восходит к первому изданию календаря, который назывался «Календарь, или Месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709. От миробытия 7217», и был полон советов, предсказаний и поучений. В данном месяцеслове наглядно демонстрируется гармоничное сочетание основных событий и праздников, и священных имен календаря Православной Церкви с народным календарем, численником. При составлении численника использовалась следующая схема: в первом абзаце указываются дни памяти разного лика святых, основные церковные праздники; во втором даются народные имена или прозвища избранного из святцев народом того или иного святого. Здесь же приводятся народные названия этого дня – как бы его своеобразная характеристика. Этот абзац является своего рода оглавлением материала численника на этот день, определяющим последовательность его подачи. Возьмем в качестве примера день 15 мая. Второй абзац выглядит таким образом: «Святые Борис и Глеб Сеятели, Борисов день, Борис-день, барышдень, соловьиный день (праздник, свистозарник), свистуньи, свистопляски». День посвящен памяти перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба в новую церковь в 1115 году. Его называют в народе барышднем, потому что торговцы стараются что-нибудь продать выгодно – чтобы весь год торговать с барышом. Соловьиным называется день Бориса и Глеба потому, что начинают петь соловьи. Свистозарное пенье птичьего царя – праздник земледельца. Свистуньи и свистопляски – старинные весенние ярмарки. Далее по тексту идут связанные с данным днем народные приметы и пословицы, поговорки, обычаи и обряды, праздники и суеверия и т.п. Любознательный читатель найдет на страницах этой книги ответы на многие вопросы, возможно, сам научится наблюдать за явлениями природы.
8-960-346-31-04, 8 (8452) 23-04-38,
23-77-23, [email protected].
Учредитель — Централизованная православная религиозная организация Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71197 от 27 сентября 2017 г. (Роскомнадзор)
Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт «Православие и современность».
Перепечатка материалов портала в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.
©2004—2022 Информационно-издательский отдел Саратовской епархии — Все права защищены
С кратким историческим и хронологическим описанием их жизни и кончины, и с означением всех Гоподских и Богородничных праздников, торжественных и викториальных дней, крестных ходов и царских панихид. Содержит при каждом месяце на 30 лет служащие разные таблицы о рядовых и приходящих церковных праздниках, также о восхождении и захождении солнца, и о лунном течении. С присовокуплением полного алфавита и толкования имен Святых, краткого изъяснения Пасхалии и пасхальных знаков, и трех росписей, всем находящихся в обеих столицах и других местах России достопамятным соборным, монастырским, ружным и приходским церквям, с показанием начала и построения оных. Месяцеслов собран из достоверных источников.
Месяцесло́в или свя́тцы – список памятей святых в порядке месяцев и дней года.
Окончательной, однообразной редакции месяцесловов не существует; одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое в святцы, должно принадлежать канонизированному Церковью святому. Этим святцы отличаются от старинных церковных диптихов, или «поминаний», которые каждый может приносить с собой в храм для поминовения священнослужителями.
Церковные святцы назначаются для богослужебного употребления и содержат отсылки к определенным евангельским или апостольским чтениям. Такие святцы прилагаются к богослужебным Евангелию или Апостолу; содержатся в Служебнике и Типиконе, печатаются при богослужебных книгах — Следованной Псалтири, Часослове, Молитвослове, Канонике, Акафистнике.
Церковные святцы также существуют в виде отдельной книги, и в этом случае чаще называются месяцесловами. Такие месяцесловы могут состоять из кратких житий, расположенных в порядке годового круга, совпадая в этом случае с синаксарем. Месяцесловы могут также содержать тропари, кондаки святым и необходимые богослужебные указания.
Святцы также издавались для домашнего употребления частными лицами, и не имели обязательной нормы состава имен святых, как в месяцесловах богослужебных книг, но подчинялись общему цензурному правилу о включении в них только канонизированных святых. Примером таких частных изданий святцев может служить «Календарь Православной Церкви» в «Настольной книге для народа», изданной комиссией народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях; он был составлен протоиереем Н.К. Смирновым [1], под редакцией известного автора учебников по Закону Божию, протоиерея Д.П. Соколова [2].
Синод Русской православной церкви (РПЦ) отменил ограничения в таинствах и поминовении для людей, носящих имена святых любых поместных православных церквей мира или созвучные им имена. Таким образом, теперь можно будет крестить детей в Русской православной церкви под именами иностранных святых, почитаемых в любой из поместных православных церквей. Об этом решении Священного синода сообщается на официальном сайте РПЦ.
Как изменятся правила крещения?
На прошедшем в четверг, 26 декабря, заседании Синода Русской православной церкви обсуждалась разработка документа «О возможности принятия крещения с сохранением национального имени». Работа над этим вопросом велась с конца 2017 года. В результате в РПЦ пришли к выводу, что существующая на сегодняшний день традиция выбора крестильного имени по святцам не всегда учитывает многообразие практик и традиций, сложившихся в других православных церквях.
В отчете о заседании говорится, что месяцеслов РПЦ (церковный календарь с указанием дней памяти святых и церковных праздников — прим. ред.) не содержит имен всех святых, прославленных другими православными церквями. Поэтому россиянам позволят крестить младенцев под именами святых, почитаемых в любой из поместных православных церквей.
В документе также отмечается, что, по библейской традиции, выбирать имя ребенку — это прерогатива родителей. По этой причине в Русской православной церкви не видят поводов препятствовать крещению ребенка под именем в иностранном звучании, если он носил это имя до таинства. В качестве примера в РПЦ приводят такие зарубежные и русские звучания имен, как Иоанн — Джон и Иоанна — Жанна. В дальнейшем принятие такого имени не может препятствовать участию верующего и в других таинствах.
В сообщении подчеркивается «недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других поместных православных церквей (или имена в иных национальных звучаниях)». При этом в РПЦ отмечают, что речь идет только об иностранных звучаниях имен, находящихся в православных месяцесловах. Современные иностранные имена, которые не имеют связи с культурой православных народов, в крещении использоваться не могут.
Как выбрать имя для крещения взрослому человеку?
Некоторые люди хотят присоединиться к православной церкви и принять таинство крещения во взрослом возрасте, однако их имена не имеют аналога в месяцесловах поместных православных церквей. В таком случае будущему православному христианину необходимо самостоятельного выбрать крестильное имя из православного месяцеслова. При этом желательно, чтобы оно «было близко по звучанию с гражданским именем», говорится в постановлении Синода.