Лавра сергия радонежского

Лавра сергия радонежского

11 августа 1337 года – дата основания преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиевой лавры.

Преподобный Сергий Радонежский

Еще при жизни своих родителей Сергий, в миру – Варфоломей, изъявил желание полностью посвятить себя служению Господу. Вместе с братом Стефаном он отправился в уединенное место недалеко от города Радонеж, где была построена келья и церковь. Однако Стефан не выдержал трудностей жизни отшельника и вскоре удалился в Богоявленский монастырь. Сергий же принял постриг, совершенный старцем Митрофаном и остался жить в пустынном месте. Около двух лет Сергий провел в одиночестве, после чего в его обитель стали стекаться другие монахи.

Лавра сергия радонежского

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Уже в начале XV века это был крупный монастырь, который обзавелся первым каменным Троицким собором. Один этот собор был уникальным явлением. К его фрескам прикоснулись знаменитые преподобные иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев. Икона Рублева «Троица» так полюбилась царю Ивану Грозному, что он отдал распоряжение украсить ее золотым окладом. К слову, Иван, этот по-настоящему суровый царь, монастырю благоволил. В нем государя крестили, в нем он заказывал молебен по случаю взятия Казани.

Лавра сергия радонежского

С монастырем связана история и других царствований. Государь Федор Иоаннович вместе с супругой вымаливал в стенах монастыря наследника. В монастыре во время стрелецкого бунта скрывалась царевна Софья Алексеевна с малолетними Петром I и Иваном V. В нем же подверглись допросу мятежники Софьиного бунта, а из ворот обители Петр I фактически выехал русским правителем.

Расцвет монастыря

Расцвет монастыря начался после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Троице-Сергиев монастырь удостоился звания Лавры, открылась духовная семинария, для обустройства монастыря был выделен придворный архитектор Иван Мичурин. Сама же Елизавета Петровна ходила в лавру на Богомолье весьма интересным способом. Она выходила из дворца, шла две-три версты, после чего карета отвозила ее обратно во дворец. На следующий день карета высаживала императрицу на то же самое место, до которого она дошла. Такое Богомолье растягивалось на несколько месяцев.

Лавра сергия радонежского

Боевое прошлое обители

Особая глава истории монастыря – его боевое прошлое. Почти каждый крупный монастырь России был крепостью, что уж говорить про Троице-Сергиеву обитель. К началу Великой Смуты здесь были стены высотой до 6 метров, которые обороняли 110 пушек. В 1608 году сюда подошло крупное литовское войско Яна Сапеги. Иногда называется цифра в 10-15 тысяч человек. До нас дошли такие полные боли слова:

«В обители была страшная теснота. Многие люди и скотина оставались без крова… Жены рождали детей пред всеми людьми, и негде было укрыться со своей срамотой…»

Лавра сергия радонежского

Надо понимать, что в обители искали защиты крестьяне всех окрестностей. Осада же ее стен, которые обороняли гарнизон стрельцов и простые монахи, длилась 16 месяцев. Когда к концу этого срока защитников оставалось лишь пара сотен, подошли царские войска и только тогда монастырь получил глоток свободы. Стенам Лавры еще не раз угрожали враги, но разорили ее… свои же соотечественники.

Лавра сергия радонежского

Лавра после революции 1917 года

31 мая 1920 года колокола Троицкого собора зазвонили в последний раз. Территория обители была ограблена новой властью, колокола отправлены на переплавку. В здании монастыря открылся Загорский учительский институт.

«11 января 1930 года сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как Большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю», – так описал Михаил Пришвин гибель лаврского «Царь-колокола», весившего более 65 тонн.

Возрождение Троице-Сергиевой обители

Лишь 30 мая 2004 года отлитый заново «Царь колокол» вновь зазвонил для Троице-Сергиевой лавры. Из 42 колоколов Троице-Сергиевой лавры до наших времен «дожили» лишь 23. Один из них «Чудотворцев» – самый ранний. Он отлит еще при ученике Сергия Радонежского – Никоне.

Троице-Сергиева лавра, Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области. Имеет статус ставропигиального. Является крупнейшим центром образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV-XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры находится под охраной ЮНЕСКО. Сейчас в монастыре находится более 10 храмов. В таблице приведены названия храмов и построек, периоды их строительства и хранящиеся в них святыни.

Наместник епископ Парамон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Храмы и соборы Лавры

Колокольня (1741 — 1770)
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Успенский кладезь с часовней (1644 г. — кон. XVII в.)
Успенский собор (1585)
Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637)
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.)
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. )
Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.)
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 — 1753)

Башни, стены и служебные строения

Водяная башня (XVII в.)
Звонковая башня (XVI — XVII вв.)
Каличья башня (1759 — 1772)
Келарская башня (1643)
Луковая башня (XVI — XVIII вв.)
Пивная башня (XVI — XVII вв.)
Плотничья башня (XVII в.)
Пятницкая башня (1640)
Стены Лавры
Сушильная башня (XVI — XVII вв.)
Уточья башня (XVII в.)
Благовещенское подворье
Богородское подворье
Варницкое подворье в городе Ростове Великом
Владимирское подворье
Всеxсвятское подворье
Гефсиманский Черниговский скит
Деулинское подворье. Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино
Московское Троицкое подворье
Пересветское подворье
Подворье «Куликово Поле»
Покровский скит
Пятницкое подворье
Радонежское подворье
Свято-Успенский женский скит-подворье
Сергиевский скит
Сергиевское подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переславле-Залесском
Скит Параклит
Спасо-Вифанский монастырь
Храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Сергиев Посад)
Храм во имя св. Марии Магдалины
Черниговское подворье Троице-Сергиевой лавры в Геленджике

Мастерские

Белокаменная мастерская
Витражная мастерская
Звукозаписывающая студия
Золотошвейная мастерская
Керамическая мастерская
Лазерная мастерская
Мозаичная мастерская
Печатная мастерская
Пошивочная мастерская
Свечной цех
Столярная мастерская

16-18 июля 2014 года пройдут торжества, посвященные 700-летию Сергия Радонежского (1314-1392), основателя и первого настоятеля Троице-Сергиевой лавры. Их кульминация придется на 18 июля — день обретения мощей преподобного Сергия.

Свято-Троицкая Сергиева лавра — православный мужской монастырь России, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиев Посад. Датой основания принято считать 1337 год, когда Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) и его брат Стефан основали пустынь в честь Троицы на горе Маковец. В 1340-х годах здесь был освящен первый деревянный храм. В 1344 году Сергий стал игуменом обители.

В 1422 году были обретены мощи Сергия Радонежского (в 1920-1946 годах находились в музее, 20 апреля 1946 года возвращены церкви). В том же году был построен первый каменный собор во имя Святой Троицы. Иконы и фрески храма были выполнены артелью мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 годах. С 1561 года настоятели обители имеют сан архимандрита. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры.

Троице-Сергиева лавра сыграла значительную роль в русской истории. В 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. В 1608-1609 годах обитель выдержала 16-месячную осаду польских войск Сапеги и Лисовского, помогала организации первого земского ополчения, затем ополчения Минина и Пожарского (пожертвовала драгоценные вещи из ризницы, деньги, принимала раненых и т. д.).

С 1742 года здесь действовала Троицкая духовная семинария. В 1814 году в лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, позднее на ее базе образована Московская духовная академия.

1 ноября 1918 года решением Совета народных комиссаров лавра была национализирована. 10 ноября 1919 года монастырь был закрыт по решению Сергиевского исполкома. 20 апреля 1920 года вышло постановление Совнаркома «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». В том же году был создан Сергиево-Посадский историко-художественный музей (в 1940 году получил статус музея-заповедника). Возрождение обители началось в 1946 году, 9 июня 1947 года здесь состоялось первое патриаршее богослужение.

В лавре хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского, митрополита Московского Иоасафа, преподобного Максима Грека и др. Здесь захоронены князья Андрей Радонежский и Дмитрий Трубецкой, семья Бориса Годунова, патриархи Алексий I и Пимен, московские архиереи Платон, Августин, святитель Филарет и др.

Самая почитаемая святыня лавры — икона Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора (с 1929 года оригинал иконы находится в Третьяковской галерее, в лавре представлена копия).

В Троице-Сергиевой лавре проводятся поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви (РПЦ), международные конференции и совещания религиозных деятелей.

Ансамбль лавры состоит из памятников архитектуры XV-XIX веков: Троицкий и Успенский соборы, церкви Духовская, Пятницкая, Иоанна Предтечи, Смоленская, пятиярусная Лаврская колокольня, больничные палаты, трапезная, Царские чертоги и т. д. В комплекс зданий духовных школ входят также академический храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Церковно-археологический кабинет, выполняющий функции религиозного музея (альтернативный музею-заповеднику).

Лавра отнесена к особо ценным объектам историко-художественного наследия России. В 1993 году архитектурный ансамбль монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

14 сентября 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». К этой дате была приурочена масштабная реставрация Троице-Сергиевой лавры.

В мае 2013 года Министерство культуры РФ объявило тендер на ремонт и реставрацию монастыря. Его выиграло ЗАО «Балтстрой» (реставрировало Соловецкий, Ново-Иерусалимский монастыри и др.). Руководитель проекта — Александр Ахромов. Директор Архитектурно-реставрационного центра в лавре — Сергей Демидов.

На восстановление комплекса было выделено около 4,5 млрд руб. Впервые за всю историю обители была налажена гидроизоляция, укреплены крепостные и церковные стены, обновлена кровля, фасады 11 храмов, росписи. Восстановлен практически полностью уничтоженный после 1917 года некрополь лавры. Всего отремонтирован 21 объект. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 8 июня 2014 года (праздник Святой Троицы), ознакомившись с работами, заявил, что «ничего подобного за всю историю лавры на ее территории не совершалось».

Сегодня в монастыре живут около 300 монахов. С 30 ноября 1988 года наместник лавры — архиепископ Феогност (Гузиков). Согласно уставу РПЦ, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры является патриарх Московский и всея Руси.

В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр. Троице-Сергиеву лавру ежегодно посещают около 1 млн паломников, проводятся экскурсии для посетителей.

Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка), наместник Троице-Сергиевой лавры, куда после снятия ограничений снова устремились туристический и паломнический потоки, объяснил кого и почему не пускают в лавру, несмотря на ее открытие, и пускать не будут.

Через официальной сайт Троице-Сергиевой лавры ее наместник обратился к прихожанам, паломникам и туристам с просьбой соблюдать масочный режим и режим социальной дистанции.

Лавра сергия радонежского

Лавра сергия радонежского

«Я бы хотел призвать всех вас, чтобы вы не относились к этому легкомысленно. Чтобы соблюдали те меры предосторожности, о которых говорят санитарные власти нашей страны . для того, чтобы сохранились жизни всех тех, кто нас окружает и кто нам дорог», — написал в обращении епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка).

Его обращение продиктовано тем, что вырос поток посетителей и паломников без медицинских масок или тех, кто их и перчатки имеют, но не желают надевать. Или периодически снимают. Как сообщает сайт монастыря, вход на территорию Троице-Сергиевой лавры без средств защиты категорически запрещен. При этом в Москве православные храмы были открыты 6 июня, а ворота Троице-Сергиевой Лавры, расположенной в подмосковном Сергиевом Посаде, вновь открылись для молящихся и туристов 13 июня.

Жесткое следование правилам, введенным Роспотребнадзором, в лавре объясняют тем, что в обители от осложнений, вызванных заражением COVID-19, умерли десять монахов. При этом епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) особо подчеркивает в обращении, что «хоть мы и были в самоизоляции, но при этом мы не чувствовали, что мы одиноки . » Он нашел слова благодарности для «всех прихожан монастыря и медиков, которые в трудное время в период пандемии коронавируса различными способами поддержали обитель и оказали лечебную помощь монахам».

Наместник Троице-Сергиевой лавры призвал прихожан продолжать соблюдать масочный режим в храмах обители, принятую социальную дистанцию и другие санитарно-гигиенические меры, которые введены в обители.

Ссылка на основную публикацию