Кипрская православная церковь

За признание архиепископом Кипрским Хризостомом II раскольнической «новой церкви Украины» (ПЦУ) Русская православная церковь прекращает с Хризостомом II все контакты.

Имя Хризостома II отныне не поминается на литургии в числе других предстоятелей православных церквей. Прихожанам Русской православной церкви не дозволяется молиться и прибегать к таинствам в храмах, где поминают за богослужением главу Кипрской православной церкви. Священнослужители РПЦ не имеют права вместе служить с клириками, которые игнорируют запрет патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общение с Хризостомом II.

Состоявшееся сегодня 20 ноября заседание Синода РПЦ выявило следующее. 24 октября 2020 года на литургии в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ города Пафос) архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе предстоятелей автокефальных православных церквей главу «новой церкви Украины» Епифания (Думенко).

«В последовавших заявлениях архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали», — говорится в заявлении Синода РПЦ.

В РПЦ отметили, что Хризостом II, признав ПЦУ, повел себя как клятвопреступник. В июле 2018 года архиепископ Кипра написал патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: «Кипрская церковь никогда не отступит от своей позиции, которую мы Вам многократно излагали, то есть что всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской православной церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине».

Признав украинских раскольников, Хризостом II спровоцировал раскол внутри Кипрской православной церкви. Поступок кипрского предстоятеля официально осудили митрополит Лимасольский Афанасий (Николау), настоятель известного в православном мире монастыря Киккской Богоматери митрополит Никифор (Киккотис), хореепископ Амафунтский Николай (Тимиадис). Эти иерархи назвали поминовение своим предстоятелем ПЦУ «грубым нарушением соборного, коллективного и демократического устройства нашей православной Церкви и способа функционирования Кипрской православной Церкви на основании этой системы». Заявление кипрских иерархов также было учтено на заседании Синода РПЦ.

79-летний Хризостом II (настоящее имя Геродот- Димитриос Энклестриотис) в 2011 году выразил возмущение тем, что Русская православная церковь расширяет свое влияние в православном мире — в ущерб Кипрской церкви и Вселенскому (Константинопольскому) патриархату. За несколько месяцев до этого заявления Хризостом ездил в Москву, где его как любимого брата во Христе принимал патриарх Кирилл. Кипрский иерарх также известен своей непримиримой позицией насчет воссоединения греческой Республики Кипр с непризнанной «Турецкой республикой Северного Кипра».

Вопреки требованию РПЦ и других церквей, Хризостом II отказался разрывать общение с признавшим ПЦУ Константинопольским патриархом Варфоломеем. С помощью Варфоломея зимой этого года кипрский иерарх лечился в элитной американской клинике от рака желудка. Позже Варфоломей интересовался здоровьем Хризостома, помогал ему и приглашал его в Стамбул, на что Хризостом всегда отвечал благодарностью.Напомним, что Варфоломей — официальный глава «новой церкви Украины».

Кроме Хризостома II, украинских раскольников ранее признали патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II. Все эти иерархи -этнические греки, тесно связанные с Константинопольским патриархом Варфоломеем. В «Синоде» «новой церкви Украины» есть бывший клирик Элладской церкви Епифаний (Димитриу), который опекает греков, румын и болгар юга Украины с титулом «епископа Ольвийского».

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Кипрская Православная Церковь — поместная автокефальная Церковь .

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел , Марк и Варнава , последний из которых стал первым правящим архипастырем острова и особенно чтим здесь. До 325 года Кипр находился в ведении Иерусалимской кафедры , затем — Антиохийской . В первой половине IV века на острове начинается монашество , связанное с именами преподобного Илариона Великого , святителя Николая Мирликийского , равноапостольных Константина и Елены .

На III Вселенском (Ефесском) Соборе в 431 году Кипрская Церковь была провозглашена автокефальной . Антиохийский предстоятель впоследствии вновь претендовал на управление Кипром, но в 478 году на острове была найдена гробница апостола Варнавы. Это поддтвердило апостольское основание Кипрской Церкви, благодаря чему позднее в том же году император Зинон подтвердил автокефалию и даровал архиепископу «три привилегии» — право подписываться киноварью, носить одежды цвета порфиры вместо черных под облачениями, использовать царский скипетр вместо епископского посоха .

Арабские вторжения в VII веке заставили архиепископа бежать с острова на Геллеспонт , где, под защитой императора Иустиниана II , он основал новый город — Новая Юстиниана . В 698 году арабы были изгнаны с острова и архиепископ возвратился на остров, но с тех пор сохранял за собой титул архиепископа Новой Юстинианы.

В эти века многие монахи покинувшие Сирию и Палестину из-за арабского захвата этих земель, а также защитники икон из Малой Азии во времена иконоборчества искали прибежища на Кипре. Их пребывание укрепило Православие на острове, способствовало основанию новых монастырей. Также развитию монашества в эту пору помогали набеги арабов и стихийные бедствия, так как они воспринимались как проявления Божественного гнева и побуждали людей посвящать жизнь свою Церкви и завещать обителям свое имущество. Противостояние арабов и византийцев на Кипре закончилось в 965 году победой последних, после чего император всячески старался поощрить монашество на острове.

В период оккупации Кипра крестоносцами с 1091 , а затем венецианцми с 1489 года, латинские правители притесняли православную иерархию, снизив число архиереев на острове с 14 до четырех. Римо-католические прелаты силились упразднить Православие вынуждая православных пойти на компромиссы как в догматах так и обычаях.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей. По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. Турки поставили архиепископа Кипра в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадежность паствы. По этой причине объявление греческой независимости в 1821 году привело к смерти архиепископа Киприана и многих видны клириков и мирян Кипрской Церкви.

В 1878 году, с занятием острова англичанами , Православная Церковь обрела больше свобод, включая право использовать колокола в храмах. При этом британские власти стали серьезно вмешиваться в церковную жизнь, что привело к церковному восстанию в октябре 1931 году, после которого англичане наложили дополнительные ограничения на выборы архиепископа.

Британская оккупация острова продолжалась до 1960 года, когда Кипр вновь обрел свою независимость и провозгласил себя республикой вместе с избранием архиепископа Макария III как духовным так и политическим главой страны. Это совмещение властей продолжалось до его кончины в 1977 году.

Воспользовавшийсь попыткой военного переворота в 1974 году, Турция вторглась на Кипр и оккупировала его северную часть, составляющую около трети острова. Почти все православное население этой части бежало на юг, и оставшиеся на севере православные храмы и имущества — 514 храмов, часовен и монастырей — по большей части подверглись повреждению и осквернению.

Каноническая территория — Республика Кипр .

Священный Синод Кипрской Православной Церкви является высшим органом церковной власти на Кипре. Епископат Кипрской Церкви ныне насчитывает 18 архиереев.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.

Резиденция предстоятеля и кафедральный собор во имя апостола Иоанна Богослова находятся в Никосии .

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь

МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КИПРА

Кипрская православная церковь

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Кипрская православная церковь

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ

КИПР — ОСТРОВ СВЯТЫХ

Остров Кипр , земля которая еще в I веке приняла Апостолов Святого Павла , Святого Варнаву и Святого Марка. В разные исторические периоды множество христиан гонимых за веру, нашли на Кипре долгожданный кров и покой. Неисчислимое количество чудотворных святых мощей , икон , книг и святых христианских реликвий были сохранены от уничтожения в храмах , монастырях и укромных местах на Кипре, во времена нападений и правления завоевателей. Кипр по праву называют Островом Святых.

Кипрская церковь на протяжение многих веков боролась за свое существование. Все инородные завоеватели захватив эту святую землю и пытались насадить на Кипре свои верования и культуру. Нашествия арабов в VII-X веках , более чем 350 лет правления латинян и 300 лет правления турок-осман, времена правления английского колониального протектората , все эти «покорители» Кипра , не смогли сломить дух борьбы за христианские ценности греков-киприотов. Борьба кипрского народа во главе с кипрской ортодоксальной христианской церковью воспитала в греках-киприотах дух национального самосознания и верности канонам православной веры.

Церковь на Кипре выполняла и выполняет роль важнейшего духовного и культурного наставника и принимает активное участие во всех аспектах жизни острова. Как следствие участия церкви в жизни общества , греки-киприоты в основном законопослушны, добродушны и в основном не конфликтны, они открыты к общению и сотрудничеству.

Уже в Ι веке , на Кипр неся слово Божье прибыли Апостолы Святой Павел, Святой Варнава и Святой Марк. В 45 году н.э. римский проконсул Сергиус Павел управляющий Кипром того времени , был обращен Апостолами Павлом и Варнавой в христианскую веру. С этого момента Кипр стал первым государством в мире, которое управлялось христианским правителем. Знаменательное событие произошло на заре христианства в городе Ларнака (бывший Китион и Соли) в I веке н.э. После череды трагических событий и вынужденного оставления родных мест, на Кипр прибыл Святой Лазарь Четверодневный . Именно здесь Святой Лазарь , друг Иисуса Христа , был рукоположен Апостолами Святым Варнавой и Святым Павлом в сан епископа Китионского ( Китион –древнее название города Ларнака). Величайшие христианские Святые и святыни озарили землю Кипра своим присутствием. На Кипре были рождены Святой Святитель Спиридон Тримифундский, Святой Неофит Затворник, Святой Епифаний Кипрский. Остров Кипр неразрывно связан с именами Византийского императора Константина Великого и его матери Византийской Императрицы Святой Елены.

Афтокефалия ( независимость ) была предоставлена Кипрской церкви , еще в III веке на Никифском соборе. Этот факт подчеркивает особое место Кипрской церкви в православном мире. Главой Кипрской церкви является Архиепископ Кипрский. В состав Кипрской церкви входят епархии во главе с Епископами: Тримифундская, Тамасосская, Константийская, Киккско-Тириллийская , Морфская, Лимассольская, Керенийская, Китийская , Пафосская. На Кипре в каждой деревне и в любом районе города находятся великолепные церкви и храмы. Более 570 приходов , 30 мужских и женских монастырей включает в себя Кипрская ортодоксальная церковь.

На сегодняшний день Кипрская церковь полностью независима и автономна от светских государственных структур. Но и сегодня церковь сохраняет влияние на все сферы жизни кипрского народа , указывая направления их пути развития в соответствие с законами и канонами христианства.

На протяжение многих веков, еще с первых лет крещения Руси, остров Кипр посещали православные паломники из земель русских. Теплая духовная близость русского и кипрского народа , во все времена , особенно ощущается при посещение величайших христианских святынь на Кипре, византийских церквей, храмов и монастырей. Паломничество к Кипрским святыням в монастыри , соборы и храмы , позволяет увидеть и соприкоснуться с самыми значимым местами и святынями острова Кипр.

Посетить Святые места можно на наших экскурсиях по Кипру. Экскурсии для паломников вы можете выбрать на нашем сайте в разделе «Паломнические экскурсии» . На основе нашего многолетнего опыта проведения экскурсий мы постарались и объединили по территориальному признаку места и основные достопримечательности интересные и важные для посещения.

Кипрская православная церковь

Хроники Кипра — 26 ноября 2020 года

Новости пандемии на Кипре. Священный синод поддержал Хризостома. Чем ответил РПЦ? Раскол православных церквей продолжает расширяться

Вначале о ситуации с пандемией

26 ноября в Республике Кипр сделано 5935 ПЦР-тестов. Выявлено 220 положительных реакций. Таким образом, за всё время пандемии уже 9673 человека предположительно заразились COVID-19.

Сообщается о смерти 82-летнего мужчины, имевшего сопутствующие хронические заболевания. 3 человека госпитализировано. 4 пациента выписано домой. В клиниках Республики – 109 пациентов с диагнозом “коронавирус”. Из них двадцать один – в реанимации. 89 человек – на реабилитации в Eden Resort в Терсефану.

Коэффициент опасности страны342.65 (+3.96).

На Севере острова за предыдущие сутки сделано 1045 ПЦР-тестов, которые показали 9 положительных результатов. 4 пациента выписаны из клиник. Общее число заболевших за всё время пандемии предположительно достигло 1077 человек.

Смогут ли теперь прихожане Русской православной церкви молиться в кипрских храмах?

Синод поддержал Блаженство, но не преодолел раскол

Девять против шести при одном воздержавшемся. Таков итог голосования иерархов церкви Кипра по вопросу поддержки единоличного решения архиепископа Хризостома II о признании автокефальности новообразованной Православной церкви Украины (ПЦУ). В заявлении, опубликованном на официальном сайте, говорится, что Синод надеется на более широкие консультации, чтобы преодолеть «нынешний кризис, который угрожает Церкви Христовой расколом».

Церковным лидерам острова потребовалось два дня 23 и 25 ноября, чтобы принять это непростое решение. Таким образом, Кипрская церковь стала четвертой, признавшей автокефалию ПЦУ. Ранее это сделал Константинопольский патриарх Варфоломей, ставший официальным главой новой церкви Украины, патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II. Все – греки.

Как это было

24 октября во время литургии в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II помянул в числе предстоятелей автокефальных Православных церквей главу ПЦУ Епифания (Думенко).

Это произошло вопреки неоднократным официальным заявлениям Хризостома. Так 26 июля 2018 года, в письме на имя патриарха Кирилла он заверял, что «Кипрская церковь никогда не отступит от своей позиции… и всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской православной церкви в вопросе так называемой автокефалии на Украине».

Год назад, Священный Синод Кипрской церкви принял компромиссное решение о сохранении нейтралитета в вопросе оценки раскола, произошедшего на Украине.

Понятно возмущение членов Синода, когда Хризостом не предупреждая никого самочинно принял решение о поминовении Думенко. По этой причине группа епископов Кипра выступила с протестом против такого решения своего предстоятеля и потребовала созыва Синода.

Кипрскому иерарху припомнили, что при посредничестве патриарха Варфоломея (Константинополь) прошлой зимой Хризостом лечился в элитной американской клинике от рака желудка.

Реакция РПЦ и что она означает

Русская православная церковь (РПЦ) восприняла произошедшее ожидаемо резко. Уже 20 ноября Синод РПЦ принял решение о том, что патриарх Кирилл прекратит молитвенное поминовение главы Кипрской церкви.

Это означает, что…

Начало современного раскола

ПЦУ была признана Вселенским Патриархатом Константинополя в феврале 2019 года. Но ещё до этого была отлучена от церкви Московским Патриархатом, который считает Украину частью своей канонической территории, на основании соборной грамоты 1686 года, о передаче Константинополем Киевской митрополии в состав Московского патриархата.

Сразу после того, как Вселенский (Константинопольский) патриархат заявил о намерении создать единую автокефальную поместную церковь на Украине, в октябре 2018 году Русская православная церковь разорвала евхаристическое общение с Фанаром.

Возможен ли раскол церкви Кипра?

Один из проголосовавших против, епископ Киккоский Никифорос, предлагал компромиссное решение, в котором говорилось, что несогласные не должны быть связаны решением Священного Синода, когда это касается вопроса веры. Также предлагалось не возражать против решения архиепископа при условии, что он не будет совершать литургию с Крещением.

Однако, этот вариант был отклонён.

«Решения Священного Синода – и это сказано в нашем уставе – обязательны для всех, если они приняты большинством», – заявил впоследствии епископ Пафоса Георгиос. «Это не вопрос веры, это вопрос поминовения приматов, которых поминают наши приматы, а не мы. Для Священного Синода дело закрыто».

А как вы относитесь к происходящему?
Затрагивает ли вас прекращение евхаристического общения РПЦ и Кипрской церкви?
Чего здесь больше, политики или духовности?

Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!

НИКОСИЯ, 25 октября. /ТАСС/. Поминание во время богослужения предстоятелем Кипрской православной церкви (КПЦ) Хризостомом II главы так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания (Думенко) без соответствующего решения Священного синода представляет собой вопиющее попрание сложившейся в КПЦ системы коллективного управления. Об этом заявили в субботу четыре иерарха Кипрской церкви — митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор, митрополит Лимасольский Афанасий, митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, а также хорепископ Амафунтский Николай, которые призвали архиепископа Кипрского немедленно отменить практику упоминания главы украинских раскольников.

«С большой тревогой, но также и с глубочайшей печалью мы были проинформированы об упоминании «предстоятеля украинской церкви» Епифания архиепископом Кипрским Хризостомосом сегодня, в субботу, 24 октября 2020 года, во время божественной литургии в святом монастыре Богородицы Хрисорроятисса… Действия архиепископа представляют собой вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического режима нашей православной церкви и ее функционирования, основанного на этой системе», — сказано в совместном заявлении четырех иерархов.

Они сообщили, что вопрос об упоминании Епифания «был поднят блаженнейшим на недавнем заседании Священного синода от 9 сентября 2020 года, после чего было решено рассмотреть его на другом заседании», чтобы выслушать взгляды и позиции всех членов синода. Таким образом, четверо священнослужителей дали понять, что этот момент никак не был согласован высшим органом коллективного управления в Кипрской православной церкви.

Митрополиты и хорепископ заявили, что тот факт, что патриарх Константинопольский Варфоломей нарек выходца из раскольнических церковных организаций Епифания «предстоятелем» так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) «вызвало потрясения в [мировой] Православной церкви», и в итоге ПЦУ на сегодняшний день признали только Элладская церковь и Александрийский патриархат. «Все остальные поместные православные церкви относятся к этому отрицательно», — подчеркнули авторы заявления.

Они назвали актом произвола действия вселенского патриарха по предоставлению раскольническим структурам автокефалии в контексте того обстоятельства, что Украинская Православная Церковь находится в юрисдикции Московского патриархата. «В связи с этим Русская православная церковь, отреагировав на это, обоснованно прервала церковное общение со Вселенским патриархатом, а также с Элладской и Александрийской церквями», — сказано в заявлении митрополитов Никифора, Афанасия и Исаии, а также хорепископа Николая.

Четверо иерархов заявили, что «Вселенский патриарх, несмотря на то, что содержат священные каноны и церковное предание, и в противоречие с его более ранними заявлениями, в данном случае действовал в одностороннем порядке и произвольно». Авторы письма отметили, что, «к сожалению, этому примеру последовал святитель Кипрской церкви», продемонстрировав пренебрежения и презрение по отношению к Священному синоду. «Мы призываем Его Блаженство немедленно аннулировать свое незаконное и недопустимое деяние», — заявили иерархи Кипрской православной церкви.

Позиция архиепископа

До середины осени прошлого года Хризостом II заявлял, что церковный раскол на Украине «нанесет вред единству всего православия», и предлагал посреднические услуги с целью нормализации ситуации. Так, принимая в октябре 2019 года в архиепископском дворце в Никосии председателя Императорского православного палестинского общества Сергея Степашина, предстоятель Кипрской церкви дал понять, что остается привержен идее единства православия на Украине и своей позиции в этом вопросе не меняет. Однако в начале ноября он уже заявил, что не разделяет ни позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, отказавшегося поминать архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, ни возглавляемой последним Элладской православной церкви, признавшей право патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию ПЦУ. В конце прошлого года риторика Хризостома II в адрес руководства РПЦ стала ужесточаться, но в нынешнем году архиепископ Кипрский в публичных выступлениях практически не затрагивал данной темы.

В декабре 2018 года в Киеве представителями Константинопольского патриархата при активном участии украинской власти был проведен объединительный собор, на котором две раскольнические организации — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь — объявили о создании так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). 6 января 2019 года патриарх Константинопольский Варфоломей передал главе ПЦУ митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию (Думенко) томос об автокефалии. РПЦ и Украинская православная церковь (УПЦ) считают и томос об автокефалии, и объединительный собор в Киеве канонически ничтожными.

Раскол в православии продолжится до тех пор, пока Константинопольский патриарх Варфоломей не прекратит оказывать влияние на поместные церкви, считает глава Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь

— Это разделение [православия], надо полагать, будет и далее сохраняться, и до тех пор, пока Константинопольский патриарх Варфоломей не прекратит оказывать давление на поместные церкви с целью признания его беззаконных деяний, можно ожидать, что и в других местных церквях будут возникать подобного рода разделения, — сказал митрополит Иларион в эфире телеканала «Россия-24».

Митрополит напомнил, что раскол в кипрской православной церкви произошел после того, как архиепископ Хризостом II изменил первоначальную позицию о непризнании украинского раскола и «начал в богослужении по наущению патриарха Варфоломея поминать лидера украинских раскольников Епифания».

— Это привело к глубокому разделению внутри кипрской церкви, часть его поддержала, а часть категорически отвергла это нововведение, — пояснил Иларион.

По его словам, «с одной стороны, можно понять тех архиереев, которые заботятся о сохранении единства своей церкви, но, с другой стороны, верность священным канонам церкви не позволяет части кипрских архиереев признать украинских самозванцев полноценными епископами».

Митрополит Иларион подчеркнул, что Русская православная церковь воспринимает разделение кипрской церкви спокойно.

— Мы несем ответственность за свою церковь, за единство нашего епископата, духовенства и церковного народа, а перед лицом этих разделений Русская православная церковь ощущает себя полностью сплоченной, — сказал он. — У нас есть единство епископата и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других частях нашей церкви, и мы всеми силами будем укреплять это единство вне зависимости от действий наших друзей или недругов.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь

Ки́прская правосла́вная це́рковь; официальное название — Це́рковь Ки́пра (греч. Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου , тур. Kıbrıs Kilisesi ) — автокефальная поместная православная церковь, занимающая 10-е место в диптихе Константинопольского патриархата; одна из древнейших поместных Церквей Востока.

История

По преданию, основана апостолом Варнавой в 47 году.

В VII веке попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 году.

В начале XII века русский игумен Даниил писал: «Кипр есть остров велик зело, и множество в нём людий, и обилен есть всем добром. И суть в нём епископи 20, митрополия же едина, а святых в нём без числа лежит: и ту лежит святый Епифание и апостол Варнава, и святый Зинон, и святый Трифолие епископ» [3] .

В 1191 году остров Кипр был захвачен крестоносцами, с 1489 по 1571 года принадлежал Венеции.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей. По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом — ромеями («рум миллет»), а Православная Церковь — единственной легальной христианской Церковью. В 1660 году турки поставили архиепископа Кипрского Никифора в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадёжность паствы.

Рост национально-освободительных настроений достиг своего апогея к началу XIX века. После начала в Греции восстания 1821 года киприоты с оружием в руках вступили в борьбу за освобождение от османского ига. В ответ на это наместник острова Мехмед Кучу обрушил на православных жителей Кипра жесточайшие гонения: все три митрополита (Пафский Хрисанф, Киттийский Мелетий и Киринийский Лаврентий) были казнены, а архиепископ Кипрский Киприан был повешен на центральной площади Никосии. Всего за пять дней с 9 по 14 июля 1821 года было убито 486 игуменов монастырей, священников и старейшин. Почти все православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети или хозяйственные помещения [4] . В том же 1821 году Патриарх Антиохийский Серафим послал на Кипр епископов, рукоположивших трёх митрополитов и нового предстоятеля Кипрской Церкви [4] .

Османское правление закончилось в 1878 году продажей Кипра англичанам. Новость была встречена с радостью народом и Церковью, но их надежды быстро развеялись. В 1925 году британское правительство объявило Кипр своей колонией. Церковь включилась в борьбу за освобождение Кипра.

В 1960 году Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал архиепископ Макарий (1959—1977).

В течение того же 1973 года были образованы две новые митрополии: Морфская (выделившаяся из Киринейской) и Лимасольская (отделившаяся от Киттийской), кроме того на все вдовствующие кафедры были избраны и хиротонисаны новые архиереи [5] .

Ввод турецких войск 20 июля 1974 года и последующая турецкая оккупация (35 % территории острова) вызвало массовый отток христианского населения с оккупированной части острова; 20 тысяч первоначально оставшихся подверглись преследованиям.

Доступ к территории, где остались исторические святыни кипрских христиан (например, мощи и монастырь апостола Варнавы) был для православной Церкви закрыт. Турецкими властями были изгнаны православные епископы и священники и запрещены общественные богослужения. Храмы и монастыри были сожжены, а уцелевшие — закрыты [4] . Всего в оккупированной части острова находится 514 храмов, часовен и монастырей, большая часть которых обращена в мечети, музеи или находится в запустении. [6] . В оккупированной части острова произошли серьёзные разрушения христианских храмов и памятников. [7]

После смерти архиепископа Макария III церковная и светская власти были разграничены: президентом стал Спирос Киприану, а Архиепископом Кипрским был избран Хризостом (Аристодиму). В 1979 году был принят новый устав Кипрской православной Церкви [4] .

11 мая 2007 года Священный Синод Кипрской Церкви принял решение об увеличении числа епископов до четырнадцати, как это было в прошлом.

13 сентября 2010 года Священный Синод Кипрской Церкви официально утвердил новый Устав Церкви [8] .

Современное устройство и состояние

Предстоятель Кипрской православной церкви — Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра (῾Ο Μακαριώτατος ᾿Αρχιεπίσκοπος Νέας ᾿Ιουστινιανῆς καί πάσης Κύπρου) с 12 ноября 2006 года — архиепископ Хризостом II, избранный после того, как в мае 2006 года собор в Шамбези под председательством патриарха Константинопольского Варфоломея рекомендовал увольнение ввиду болезни его предшественника Хризостома I.

Высший орган власти — Священный синод Церкви Кипра (Ἱερὰ Σύνοδος τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου), состоящий из Предстоятеля (глава Синода), правящих архиереев (митрополитов) и викарных архиереев как постоянных членов.

В административном плане церковь состоит из девяти епархий со статусом митрополий: Пафская, Китийская, Киринийская, Лимасольская, Морфская, Киккско-Триллирийская, Константийско-Аммохостская, Тамасско-Оринисская, Тримифунтская [9] . Киринийский и Морфский митрополиты пребывают в Никосии ввиду турецкой оккупации северной части государства. В юрисдикции Кипрской православной церкви находится более 500 храмов и более 40 монастырей [10] .

В настоящее время на оккупированной части острова остаётся лишь несколько сотен греков и маронитов.

Кипрская православная церковь содействует развитию туристического бизнеса в стране [11] .

Число членов Кипрской православной церкви по состоянию на 2018 год оценивается в 500 тыс. человек [2] .

Украинский вопрос предлагается вынести на всеправославное обсуждение.

Кипрская православная церковь

Кипрская Православная Церковь не готова признать «Православную церковь Украины» и призывает Константинопольский Патриархат вынести украинский вопрос на всеправославное обсуждение. Об этом, опираясь на новость греческого агентства Romfea, сообщает на своей странице в Фейсбук заместитель председателя ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич.

По словам священника, главный итог обсуждения украинской проблемы, состоявшегося на Синоде Кипрской Православной Церкви 18 февраля 2019 года, – Кипрская Церковь не готова и не собирается признавать ПЦУ в существующем ныне статусе. Причина: недействительность священнических и епископских хиротоний в ПЦУ и отсутствие церковного единства в Украине.

В Кипрской Церкви считают, передает зампредседателя ОВЦС, что намерение Константинопольского Патриархата предоставить автокефалию Украине было продиктовано желанием примирения и единства, однако эта цель не достигнута.

«Кипрская Церковь призывает Вселенский Патриархат к Всеправославному Собору или Собранию Предстоятелей. Но и в таком случае нужно решать вопрос с недействительностью хиротоний, совершенных в расколе, для того, чтобы «успокоить сознание верующих». Также нужно достичь единства между православным в Украине», – пишет протоиерей Николай Данилевич.

Священник также отмечает готовность Кипрской Церкви быть посредником в этом кризисном вопросе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector