Католики в православной церкви

Совместное заявление Католической и Православной церкви не будет подписано в ожидавшийся срок. Рабочие группы с обеих сторон работают над документом с марта 2010 года. Процесс должен был завершиться уже много месяцев назад, но совместный вариант текста так и не был согласован.

Совместное заявление Католической и Православной церкви не будет подписано в ожидавшийся срок.

Рабочие группы обеих Церквей работают над документом с марта 2010 года. Процесс должен был завершиться уже много месяцев назад, но совместный вариант текста так и не был согласован. Сейчас до подписания документа осталось уже немного.

Сейчас в создании документа начинается новый, возможно переломный, этап: в Польшу приезжает митрополит Волоколамский Илларион – ближайший соратник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В среду он будет беседовать о документе с польскими иерархами: архиепископом Мушиньским, главой Совета по вопросам межхристианского единства епископом Тадеушем Пикусом (Tadeusz Pikus) и генеральным секретарем Конференции епископов Станиславом Будзиком (Stanisław Budzik).

Заявление должно упростить польско-российский диалог. В него, в частности, войдет призыв к взаимному примирению. Поэтому документ часто сравнивают со знаменитым посланием польских епископов к немецким от 1965 года – «Прощаем и просим о прощении». Церкви могут также призвать к тому, чтобы история не использовалась в инструментальных целях. Наверняка будет упомянута Катынь.

Щекотливым остается, в частности, вопрос прозелитизма: попыток обращать в католичество людей, исповедующих православие. В ходе последней встречи говорилось, что спорные вопросы могут задержать подписание документа.

С другой стороны, представлялось, что ускорить работы над заявлением (и положительным образом повлиять на его содержание) может смоленская катастрофа. На это указывали теплые жесты как с католической, так и с православной стороны. 10 апреля 2010 года свои соболезнования прислали патриарх Кирилл и патриарх Александрийский Феодор II. Поминальные службы прошли не только в католических, но и православных соборах. В свою очередь, кардинал Станислав Дивиш (Stanisław Dziwisz) в краковской базилике Святой Марии в присутствии президента Дмитрия Медведева говорил о «братьях россиянах» и призывал к «доброй воле для начала диалога».

В 1054 году единая христианская Церковь раскололась на Католическую и Православную. К этому привели накопившиеся расхождения в догматах и обрядах, которые не получилось преодолеть. О главных различиях между православием и католичеством расскажем в нашей статье.

Начнем с католических догматов — основ вероучения.

Догмат о чистилище — промежуточном состоянии между Раем и адом. Туда попадают души, которые не успели получить прощение от всех грехов при жизни и нуждаются в очищении. А затем, освободившись от того, что мешает воссоединению с Творцом, души из чистилища переходят в Царствие Небесное.

В учении Православной Церкви идеи чистилища мы не найдем, зато встретим такое понятие как мытарства — испытания, через которые проходит душа после смерти.

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Он гласит, что Богородица не унаследовала первородный грех, который «вшит» в человеческую природу после грехопадения Адама и Евы. Православная Церковь с этим догматом не согласна: Божия Матерь не родилась совершенной, а смогла преодолеть поврежденную человеческую природу благодаря своей праведной жизни.

Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, или «филиокве». Такую поправку к Символу веры Западная Церковь приняла в XI веке, в то время как изначально считалось, что Святой Дух исходит только от Бога Отца. Этот шаг стал одной из главных причин, почему раскол между Церквями все-таки произошел.

Но, пожалуй, важнейшей причиной раскола оказались догматы о примате (то есть первенстве) и непогрешимости Папы Римского. Согласно католическому учению, Папа Римский — викарий, что значит «заместитель» Христа, верховный первосвященник Вселенской Церкви. Вдобавок к этому, официально высказанная Папой Римским позиция по церковным вопросам признается безошибочной. В момент обращения к верующим Папа не способен заблуждаться, считает Католическая Церковь.

В православном же учении единственным верховным главой Церкви признается Иисус Христос. Принятый в Православной Церкви титул «Патриарх» означает Предстоятель, первый среди равных. Он не может замещать Христа, но может отвечать перед Ним. Важные для Церкви решения принимаются не единолично Патриархом, так как он не застрахован от ошибок, а собором (множеством) епископов. Эта радикальная разница во взглядах до сих пор остаётся самой большой сложностью в общении между двумя Церквями.

Теперь посмотрим на обряды и традиции.

В православии младенцев можно причащать с рождения, а в католичестве первое Причастие случается у ребенка не раньше 6-7 лет. В Католической Церкви для литургической службы используется пресный хлеб (гостия), а в Православной — квасной хлеб (просфора). А ещё в католичестве долгое время существовала практика причащения мирян только Телом Христовым, в то время как священники причащались и Телом, и Кровью. Сейчас эта традиция не столь распространена.

Католическая Церковь живёт по григорианскому календарю, а Православная — по юлианскому. Из-за этого некоторые общие праздники отмечаются в разные дни, как, например, Рождество. Есть и такие праздники, которые отмечает одна Церковь, но не отмечает другая. Так, в следующее воскресенье после Рождества католики празднуют День Святого Семейства, а у православных такой традиции нет.

Священники Католической Церкви принимают обет безбрачия, а православные священники могут вступать в брак.

Крестное знамение католики совершают слева направо пятью пальцами.

За многовековую историю двух Церквей всяческих различий накопилось много. Можно вспомнить еще разные изображения Распятия на крестах и некоторые богословские расхождения. Мы перечислили основные различия, а более полно ознакомиться с нюансами двух вероучений можно, изучив Катехизисы православных и католиков.

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

В Белоруссии сегодня две самых заметных конфессии – православие и католицизм. Именно они борются за внимание митингующих. Вся проблема в том, что у Восточной и Западной церквей слишком разные взгляды на революцию.

Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии

В белорусских протестах есть и религиозный фактор. Точно так же, как он присутствовал и на украинском Майдане. В Белоруссии сегодня две самых заметных конфессии – православие и католицизм. Именно они борются за внимание митингующих. Вся проблема в том, что у Восточной и Западной церквей слишком разные взгляды на революцию.

Мягкая сила

В Белой Руси свыше 1700 общин Белорусской православной церкви и около 500 учреждений Римско-католической церкви. По разным статистическим данным, в стране 65–70% православных верующих и около 15–20% католиков. Причем свыше 60% всех католиков сосредоточены на западе Белоруссии, который граничит с Польшей – в Гродненской области, где проживает множество этнических поляков. Всего в стране около 400 тысяч поляков, подавляющее большинство которых, разумеется, католики.

Польша давно простирает свое влияние на Белоруссию, которую видит своей геополитической буферной зоной. Именно поэтому Польша транслирует свои идеи через кабельное телевидение («БелСат»), радиостанции («Рация», «Полония», «Европейское радио для Беларуси»), интернет-сайты («Хартия-97», «Белорусский партизан», «Историческая правда») на белорусском языке, а также посредством фондов («Свободная Беларусь», «Польша – Беларусь», «Помощь полякам на востоке») и системы грантов, развивающих «демократию».

Кроме этого, Римско-католическая церковь уже несколько лет рассматривается белорусскими властями в качестве польской «мягкой силы». Поскольку среди католического духовенства немало ксендзов из Польши, которые, по мнению уполномоченного по делам религии Белоруссии Леонида Гуляко, «пробуют заниматься политикой». В этой связи власти страны начали урезать квоту на въезд в страну иностранных проповедников, ратуя за появление национальных ксендзов.

Критика режима

Удивительно другое: некоторые православные белорусы искренне завидуют католикам, которые первыми и чуть ли не официально поддержали протесты – в лице, например, главы Римско-католической церкви в Белоруссии Тадеуша Кондрусевича, выступившего с резкой критикой режима Лукашенко. Во время акций протеста в Минске торжественно звонили колокола католического кафедрального собора.

Свои заявления в поддержку белорусского протеста сделали и другие католические деятели, например мюнхенский кардинал и глава украинских греко-католиков. А на акции возле белорусского посольства в Москве можно было заметить веселого священника-францисканца.

И для католиков, в отличие от православных, участие в политических акциях не является моветоном, потому что подобное в природе Римско-католической церкви, которая прошла исторический путь до христианского социализма, выступающего за солидарность с трудящимися.

Теология освобождения

Одним из самых радикальных течений стала теология освобождения, в которой Христос представлялся освободителем угнетенных, где христианская миссия сводилась к политической деятельности по поиску социальной справедливости и защите притесняемых. Свое развитие это учение получило в Латинской Америке, где католические священники шли рабочими на производства, чтобы разделить участь народа, и даже брали в руки оружие во время государственных переворотов. Яркой иллюстрацией стала сандинистская революция в Никарагуа, когда многие католические священники, последователи «теологии освобождения», оказались на определенное время министрами нового правительства.

Мирное житие

Православная церковь на Руси во все времена была хотя бы внешне аполитичной, а в периоды гражданских потрясений – контрреволюционной. По православному вероучению, первым революционером стал дьявол, а из людей – Адам и Ева. Именно поэтому верующие за православным богослужением просят «тихого и мирного жития», то есть избавить их от революций и переворотов. Потому что святые Восточной церкви в один голос утверждают, что справедливости на земле не существует. Тем не менее, в новое время в Русской православной церкви появились миряне и священники, которые не против примерить роль участников борьбы за справедливость. Они вместе с оппозицией подписывают «открытые письма» и даже участвуют в митингах протеста.

Последние события в Белоруссии словно гильотиной разрубили полотно мнений верующих Русской православной церкви на две части. Равные или неравные – об этом должны рассуждать социологи. Этот факт можно невооруженным взглядом увидеть в социальных сетях, где визуализируются идейные баталии. Одни безоговорочно поддерживают митингующих белорусов, выступающих против нечестных выборов, насилия и несменяемости власти. Другие видят «оранжевые» сценарии, которые приведут к большой крови и к появлению на карте еще одной братской страны, заряженной ненавистью к России и всему русскоязычному.

Разность подходов

В этом проявляется та самая разность исторических подходов к протестам в Белоруссии. И христиане здесь не исключение из правил. Православные либералы широко раскрытыми глазами смотрят в будущее, в котором наивно жаждут видеть только позитив. Верующие консерваторы черпают вдохновение из прошлого, предпочитая учиться на ошибках минувших дней.

Русская православная церковь пусть и в меньшем масштабе, но проходит путь, которым уже давно идут католики. В русском сегменте интернета уже давно действуют такие информационные рупоры православной либеральной мысли, как, например, «Православие и мир», «Богослов.ру», а сейчас к ним присоединились и некоторые телеграм-каналы. Примечательно, что на том же «Правмире» во время украинских событий 2014 года появлялись статьи, прославляющие госпереворот, например «Богословие Майдана». Вокруг этих площадок формируется группа православных либералов, среди которых немало священников, и даже епископов, симпатизирующих митингам протеста в России и на постсоветском пространстве.

Гимн оппозиции

В этой связи примечательно, что с резкой критикой своего правительства выступил глава Гродненской епархии архиепископ Артемий (Кищенко), а духовенство исполнило гимн белорусской оппозиции «Могутны Божа». Там же, в Гродно, состоялось шествие в поддержку протеста, в котором приняли участие священнослужители и верующие разных религиозных деноминаций – православные, католики, протестанты и иудеи.

Другие материалы автора

В свою очередь на провластном митинге в Гродно президент Белоруссии Александр Лукашенко, обратившись к священникам, призвал их остепениться и заняться своим делом. И намекнул, что государство на эти факты с безразличием смотреть не будет. Но дело даже не в Лукашенко, которого считают диктатором и дипломатически легкомысленным. А в попытке поймать чужую волну.

Чужие речевки

Проблема в том, что когда духовенство солидаризируется с какой-либо политической силой, это раскалывает верующих, для которых священники являются лидерами мнения. Потому что политика – это всегда борьба за власть, которая в том числе предполагает и антиконституционные кровавые сценарии.

Получается, что православные должны молчать? Конечно, нет. Конструктивная критика допустима, опасно другое – протестовать за компанию, пробавляясь чужими речевками, поскольку у организаторов могут быть скрытые мотивы. Ведь мало кто захочет, чтобы его использовали в корыстных целях. Ибо, как приписывают Жоржу Жаку Дантону слова, якобы сказанные им перед казнью: «революция пожирает своих детей». И потом, самое главное дело православных верующих – это молитва.

Различия между католической и православной церквями видны невооруженным взглядом. Но спустя тысячелетия мало кто может рассказать, в чем суть конфликта двух религий, как он возник и почему за столько веков христианская церковь не смогла справиться с расколом. Проследим, как разные ветви изначально единого христианского мира ссорились и мирились, а также обсудим, каковы перспективы новых встреч и объединений.

То, что крещение или причастие выглядят по-разному — только верхушка айсберга. Поговорим про символ веры и культовые, богослужебные, политические, географические и культурные причины, которые способствовали разделению церквей. Обсудим, какие расхождения были преодолимы, а какие стали настолько критичными, что даже снятие взаимных анафем в XX веке не привело к решению. Вспомним ключевых личностей и события: Карла Великого и Александра Невского, католических пап и византийских императоров, взятие крестоносцами Константинополя и подписании унии. Наконец, доберемся до взаимоотношений католицизма и православия в Российской империи и в новейшей истории.

«Святые — знаки и семена единства» Русской Православной Церкви и Католической Церкви: такова тема конференции, которая проходила в Риме в четвёртую годовщину подписания в Гаване Совместного заявления Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Виктор Владимиров – Град Ватикан

Православная и Католическая Церкви разделяют «общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие ‘семенем христианства’». Именно этот четвертый пункт Совместного заявления, подписанного 12 февраля 2016 года в гаванском аэропорту имени Хосе Марти Папой Франциском и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, послужил основой для конференции, проходившей 12 февраля в Риме. Встречу в Папском университете Святого Фомы Аквинского организовали Папский совет по содействию христианскому единству, руководимый кардиналом Куртом Кохом, и Отдел внешних связей Московского Патриархата во главе с его председателем митрополитом Волоколамским Иларионом.

В начале встречи кардинал Кох и митрополит Иларион приветствовали участников конференции, отметив, что святые объединяют Церкви прежде всего в Риме, где особенно почитаются праведники первого тысячелетия, времён неразделённой Церкви. По словам кардинала, почитание этих святых со стороны верующих-мирян имеет принципиальное значение: в то время как главы Церквей и богословы вносят свой вклад в дело единства, не менее важно, чтобы частью экуменического пути становились простые люди, ибо «это путь сближения Церквей, укоренённых в народе».

Со своей стороны, митрополит Волоколамский Иларион отметил, что в Совместном заявлении признаются существующие препятствия и раны на пути к полному единству, однако вместе с тем воссоздаётся «общее духовное Предание первого тысячелетия христианства» в свидетельстве святых и мучеников, которые отдали жизнь за верность Христу. В выступлениях кардинала Коха и митрополита Илариона слово «мученичество» стало ключевым. Насильственная смерть христиан первых веков неотделима от жертв атеизма 20-го века, принёсшего в Россию великое кровопролитие, а также от страданий сегодняшних христиан на Ближнем Востоке. В этом заложена основа для совместной деятельности наших Церквей, отметил православный иерарх.

Католики в православной церкви

Кардинал Кох: экуменизм святых сближает католиков и православных

Спустя четыре года после исторической встречи Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 12 февраля в Риме началась межконфессиональная конференция на тему «Святые .

Митрополит Волоколамский подчеркнул важную объединяющую роль почитания святых в народе, вспоминая перенесение мощей святого Николая Чудотворца из Бари в российскую столицу и Санкт-Петербург, где в июне 2017 года им поклонились миллионы верующих. Принесение мощей Мирликийского святителя «сделало для примирения Востока и Запада столько, сколько не сделала никакая дипломатия – ни светская, ни церковная», – сказал митрополит, цитируя слова Патриарха Кирилла. Иерарх упомянул святого монаха и мистика Серафима Саровского, любимого также Папой Франциском, и «святого доктора Москвы» Фёдора Петровича Гааза, немецкого врача-католика, который большую часть жизни провёл в России, посвятив себя бедным. Эти две фигуры, любимые и почитаемые верующими обеих Церквей, являются небесными светилами, которые указывают направление для нашего непростого общего пути. В конце выступления митрополит Волоколамский Иларион вознёс молитву к Пресвятой Богородице, первой среди святых, дабы она «выслушала просьбу о единстве, восходящую от земли».

На конференции выступили с докладами православный священник и преподаватель Алексей Андреев, католический священник и художник Марко Иван Рупник, православный протоиерей Кирилл Каледа и католическая монахиня Габриелла Мастурца. Встреча в Папском университете Святого Фомы Аквинского завершилась показом фильма митрополита Илариона «Апостол Пётр», а вечером в римской базилике Святого Иоанна на Латеранском холме состоялся совместный концерт Московского Синодального хора и Папской Сикстинской капеллы.

В продолжение мероприятий, посвящённых четвёртой годовщине исторической встречи в Гаване, утром 13 февраля Папа Франциск примет на частной аудиенции в Ватикане председателя Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.

Пасху представители христианских конфессий отмечают в разные даты. Так получается из-за того, что дни переходящих праздников восточная и западная ветви церкви рассчитывают по разным календарям. Почему так произошло и чем еще отличаются православные и католики, верующие в одного Бога, мы объясняем в этом материале.

16 июля 1054 года посол Папы Римского в Константинополе кардинал Гумберт положил на алтарь храма Святой Софии буллу, предающую анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через восемь дней в Константинополе состоялся собор, который предал ответной анафеме Гумберта и его приспешников. Ссора между представителями римской и греческой церквей стала следствием политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Столкнулись также личные амбиции папы и патриарха. Взаимное недоверие Востока и Запада переросло в открытую враждебность после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли на собратьев по вере. Лишь через 1010 лет после раскола, в 1964 году, папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор официально отменили анафему 1054 года. Однако различия в традициях, укоренившиеся за века, преодолеть уже невозможно. Вот и получается, что бог один, а общаются с ним по-разному.

Богородица

  • Для католиков она — дева, то есть символ чистоты. Они считают, что Дева Мария и сама была зачата непорочно, ее не коснулся первородный грех. А в конце жизни живой вознесена на небо.
  • Для православных Дева Мария прежде всего Матерь Божья. Но зачатая, как и все люди, обычным способом. И почившая тоже, как все простые смертные.
  • Католический священник во время причастия дает прихожанам пресный хлеб.
  • Православный священник — хлеб из заквашенного теста и вино, символизирующие тело Господа и его кровь.

Символ веры

  • Католики исповедуют, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.
  • Православные исповедуют Дух Святой, исходящий лишь от Отца.

Крещение

  • Во время крещения в католическом храме ребенка или взрослого обрызгивают водой.
  • В православной церкви положено окунаться в купель полностью.

Между раем и адом

  • Для католиков, кроме рая и ада, существует чистилище: в нем находятся души, предназначенные в рай, но пока не готовые к нему.
  • У православных такого понятия нет.

Вера и мораль

  • Для католиков безошибочным в вопросах веры и морали является мнение Папы Римского — единого главы церкви.
  • Православные безошибочными считают лишь решения Вселенских соборов.

Крестное знамение

  • Католики крестятся слева направо. Причем у них нет единого правила, как при этом нужно складывать пальцы, поэтому существует несколько вариантов.
  • Православные творят крест справа налево тремя пальцами.

Иконы

  • У католиков святые изображаются натуралистично, часто не на картинах, а в виде статуй.
  • На православных иконах святые пишутся в двухмерном изображении — так подчеркивается, что действие происходит в мире духа, другом измерении, которое обычными чувствами не постичь.

Распятие

  • У католиков это просто две перекладины, составляющие крест. Если на нем изображается Иисус, то обе его ноги прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях изображается натуралистично — тело обвисает под тяжестью, во всем образе чувствуются муки и страдания.
  • Православный крест имеет еще верхнюю короткую перекладину: она символизирует табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина — подножье — одним своим концом указывает вверх, потому что один из распятых рядом с Христом разбойников уверовал и вознесся с ним. Второй, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад — на это указывает опущенный вниз конец перекладины. На православном распятии ноги Христа прибиты каждая отдельным гвоздем. Его образ — не мученика, но победителя, раскрывшего для всех свои объятия.

Поминки по усопшему

  • Католики обязательно поминают усопших в День поминовения — 1 ноября. В европейских странах это официальный выходной. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников.
  • Православные поминают умерших на третий, девятый и 40-й дни, затем через год.

Пасха

  • Крашеные яйца присутствуют на Пасху во всех христианских традициях. Остальные пасхальные блюда в разных странах свои — в зависимости от особенностей национальной кухни. У большинства католиков центральное место занимают блюда из ягненка. Кроткий Агнец Божий — символ католической Пасхи. Православные считают, что после длительного поста не стоит в первый же день налегать на мясо. Поэтому основные праздничные блюда — это яйца, кулич и творожная пасха.
  • В некоторых странах Западной Европы и в США еще один неотъемлемый символ праздника — пасхальный заяц. Это он складывает крашеные яйца в заранее приготовленную в укромном месте корзинку или прячет их в саду, чтобы дети их искали.

Брак

  • Католические священники не имеют права жениться, тем более не должны иметь плотских отношений вне брака.
  • Православное духовенство бывает двух видов: белое и черное. Представители белого — дьяконы и священники — могут жениться и плодить детей, но карьеры не сделают. Черного — монахи — должны забыть о плотских удовольствиях. Однако и высшие звания достаются только им.

Разводы

  • Католическая церковь не признает развод ни при каких обстоятельствах.
  • Православная церковь в некоторых случаях развод допускает. К уважительным причинам относятся, например, измена, заболевание сифилисом или СПИДом, официально подтвержденные алкоголизм или наркомания, неизлечимая душевная болезнь супруга.

Контрацепция

Католики в православной церкви

– Те святые, которые были прославлены Церковью еще до ее разделения в середине XІ века (окончательно раскол между Востоком и Западом произошел фактически намного позже, однако официально практически во всех учебниках по истории Церкви раскол датируется именно 1054 годом), являются общепризнанными как в Восточной Церкви, так и в Западной. К ним можно отнести, во-первых, святых апостолов, мучеников и тех святителей и преподобных, которые подвизались в указанный период. Поэтому имена таких святых, как, например, Николай Мирликийский, Василий Великий или Амвросий Медиоланский, преподобные Антоний и Пахомий Великие, имеются в святцах как одной, так и другой Церкви.

– Почему Католической Церковью почитаются прп. Сергий Радонежский, прп. Андрей Рублев и прп. Серафим Саровский?

– Подобная практика почитания православных святых в Западной Церкви была введена сначала в 1940 году Римским Папой Пием XII, а в 1969-м – Папой Павлом VI в прозелитических целях, то есть для того, чтобы более успешно проповедовать католицизм в православной среде. Однако при этом многие представители Римско-Католической Церкви утверждают, что образы некоторых святых, исконно почитаемых Православной Церковью, весьма импонируют им и являются для католиков неким идеалом духовности и любви к ближним.

– Принимает ли Православная Церковь каких-то католических святых? Приведите пример, пожалуйста.

– Многие святые, канонизированные Западной Церковью, не отвечают тем критериям святости, которые приняты в Церкви Православной. Если сравнить, например, православных святых и святых, прославленных в Римско-Католической Церкви, особенно в последнее время, мы можем увидеть, что принципы духовной жизни и отношение к спасению у первых кардинально отличаются от данных критериев у вторых. Так, из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя при жизни достигшим спасения. Более того, многие святые называли себя самыми грешными и последними из людей. В Западной же Церкви, наоборот, согласно житию таких «подвижников», как Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, они считали себя угодившими Богу и в связи с этим имеющими полное право говорить от Его имени. Святитель Игнатий Кавказский по этому поводу замечает: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им. Иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впали в самообольщение». Таким образом, мы видим, что в первом случае людьми руководили кротость и смирение, а во втором – гордость и прелесть, которые никогда не смогут привести человека к Богу.

– Находятся ли мощи православных святых в католических храмах? Можно ли к ним прикладываться?

– Исторически сложилось так, что большинство христианских святынь, за исключением, конечно, тех, которые находятся в Святой Земле – в том месте, где совершил Свой Крестный подвиг Господь наш Иисус Христос, хранятся в католических храмах. Данное обстоятельство объясняется тем, что первые императоры – христиане, такие как, например, святой равноапостольный Константин Великий, большую часть своей жизни провели именно в западной части Римской (позднее – Византийской) империи. В связи с этим многие святыни христианского мира, естественно, свозились туда, где жил император. Именно потому так много христианских святынь находится в католических храмах Рима (первая столица империи) или Милана (фактическое место пребывания св. Константина, к которому, собственно, и восходит практика «собирания» святынь). Однако это вовсе не является препятствием для почитания их православными. Святыня не может «испортиться» или умалиться от того, что находится не в православном храме. Так, мощи одного из самых чтимых святых – Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских – также пребывают на территории католического храма в итальянском городе Бари, но при этом православные имеют свободную возможность приложиться к ним и даже совершать на них Божественную литургию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector