Катакомбная православная церковь

Сайт посвящен истории гонений духовенства и мирян, арестованных и осужденных как «участники контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь»», находящаяся во время и после войны в «катакомбах».

Работа осуществлялась в рамках программы научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» — «Репрессии против духовенства в период 1918-1960 годов».

Материалы документов следственных дел духовенства и мирян, арестованных и осужденных за принадлежность к Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, ставшие доступными для историков в 1990-е годы, открыли неизвестные страницы трагического пути Патриаршей Церкви, долгое время замалчиваемые официальной советской цензурой. И так важно теперь понять, кем же на самом деле были руководители ИПЦ и сами истинно-православные христиане — «еретиками» и «раскольниками», как их называла официальная Церковь, или же истинными мучениками и исповедниками веры Христовой. А воспоминания истинно-православных христиан, оставшихся в живых после всех испытаний, как подлинные свидетельства крестного пути пастырей и чад этой Церкви, дают ответы на многие мучительные вопросы. И сейчас — в свете объединения РПЦ с РПЦЗ и возрастающих связей нынешнего руководства официальной Церкви с государственной властью — вновь встают эти вопросы перед новыми общинами истинно-православных христиан.

В ПРЕДИСЛОВИИ дан краткий исторический очерк о гонениях духовенства и мирян РПЦ и Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви в сталинские и хрущевские времена (конец 1920-х — начало 1970-х годов).

Огромная благодарность и признательность Игорю Васильевичу Ильичеву, сотруднику НИПЦ «Мемориал», за многолетнюю и кропотливую работу по этой теме, обнаружение и копирование наиболее важных документов в государственных архивах и архивах УФСБ во многих городах России. Искренняя признательность друзьям-коллегам по «Мемориалу» и руководителю научных программ НИПЦ Арсению Борисовичу Рогинскому, работникам Центральных архивов ФСБ РФ и МВД РФ, работникам государственных и архивов ФСБ РФ по Брянску, Москве и Московской области, Воронежу, Кирова, Костромы, Липецка, Нижнему Новгороду, Оренбурга, Перми, Санкт-Петербургу, Твери, Чебоксарам, Ярославлю, архивов ФСБ по Республике Татарстан и Республики Марий Эл, Республиканских архивов Коми и Чувашии, архива ЦГАОО Украины.

Особая признательность Френсису ГРИНУ, без дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна эта многолетняя работа.

Ирине Осиповой
Российская Федерация, Москва 127051
Малый Каретный пер., 12
НИПЦ «Мемориал»
тел./факс: (+7-499) 746 5314
email: [email protected]
или
Лидии Сикорской
email: [email protected]

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Катакомбная церковь — Собирательное название для той части православного духовенства и православных общин, которая в 20-е годы XX в. вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, обвинив его в сотрудничестве с советскими властями, и заняла нелегальное положение.

По завещанию патриарха Тихона были назначены Местоблюстители Патриаршьего Престола: митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) (впоследствии один из основателей Катакомбной церкви), митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и митрополит Крутицкий Пётр (Полянский). Первые двое были арестованы, а митрополит Пётр, ожидая ареста, назначил временных заместителей среди которых был митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), ставший одним из основателей Катакомбной церкви. Вокруг него сформировалось движение «иосифлян», состоявшее из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти. Впоследствии священники, не признававшие Декларацию митрополита Сергия, репрессировались и не могли легально осуществлять церковные службы.

К катакомбной церкви в настоящее время себя относят «Истинно православная церковь» , «Истинно православные христиане» , «Апостольская Православная Церковь» и ряд других, не всегда стремящихся легализовать свою деятельность и требующих от РПЦ публичного покаяния в » См. также

Пожалуйста авторизуйтесь через одну из следующих служб:

9 февраля
Среда Рядового времени

Правда о
Католической
Церкви † Απολογία.ru

КАТАКОМБНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Катакомбники – общее название всех православных общин, отказавшихся сотрудничать с советской властью и перешедших на нелегальное положение. В 20-е годы ХХ века эти общины вышли из-под юрисдикции Московского Патриархата. Окончательное формирование Катакомбной Церкви относится к 1927 г. После того, как было опубликовано послание главы Русской Православной Церкви митрополита Сергия Страгородского к пастве, в котором он призвал верующих быть лояльными к советской власти, примирение катакомбников с официальной Церковью стало невозможным.

Также называется «Серафимо-Геннадиевской» ветвью, «Секачевцами». Основателем этой ветви является Серафим (Поздеев), который 5 апреля 1925 года патриархом Тихоном был тайно рукоположен епископом, вскоре был арестован и до 1946 года находился в заключении. Основная часть катакомбников не признает рукоположения Серафима, либо считает что настоящий Серафим вскоре скончался, а основатель «секачевской» ветви был самозванцем. В 1935 г. ему в горячке явился ангел и сообщил, что он будет «выпущен из темницы и много сделает для Церкви». С 1946 по 1952 был в ссылке в Оренбурге, где совершал службы. В 1952 вновь арестован, но через 4 года выпущен. Скончался в 1971. Однако фактическим основателем этой ветви ИПЦ является преемник Серафима Геннадий, с 1958 бродячий священник, изгнанный из РПЦ. По легенде он за три дня до смерти встретился с Серафимом, который его и рукоположил епископом. Вернувшись в Абхазию, Геннадий продолжил устраивать тайные общины и монастыри. В 1970-ых основал 3 монастыря на Украине, 4 в Белоруссии, 2 на Кубани. Всего поставил 12 архиереев. В 1980 Геннадий принял схиму, а скончался 2 мая 1987 года. Ему удалось создать достаточно значительную разветвленную подпольную церковь. Считается что «секачевцы» имеют до ста общин в Белоруссии, на Украине, на Северном Кавказе, в Центральной России и в Сибири, а их паства (вместе с «исаакианами» и «алфеевцами») превышает пол миллиона человек (что мне представляется сомнительным). Епископы этой ветви нарекаются без титулов по кафедрам. Отличаются от прочих ИПЦ тем, что посещают храмы Московской патриархии, даже служат в них, прикидываясь обычными священниками. 13 февраля 2001 года митрополит Епифаний был лишен сана за канонические нарушения и к управлению церковью вернулся схимитрополит Феодосий (после 1991 большей частью передавший бразды правления Епифанию). 14 июля 2003 года глава своей собственной ветви Епифаний участвовал в «Объединительном Архиерейском Соборе Истинно-Православной Церкви в России», где вроде бы признал главенство митрополита Рафаила (Прокопьева). В середине ноября 2004 года произошел новый раскол в группе — схимитрополит Феодосий, под влиянием епископа Льва распространил письма (атированные 15 февраля 2004 года), в которых объявил себя последним главой ИПЦ и что епископы уходят на самоуправление в своих пределах. Архиереи Иоанн, Василий, Владимир и Никита решили не следовать этим письмам и отложились от Феодосия и своим собором лишили сана епископа Льва. В свою очередь 18 февраля 2005 года схимитрополит Феодосий отлучил епископа Никиту, а епископ Владимир вернулся под его омофор. Также в ноябре 2004 года епископом был рукопложен бывший игумен РПЦ Василиск из Ставропольского края.

Глава церкви

Серафим (Поздеев) (1946- 16 мая 1971)
Геннадий (Секач) (1971 — 1980)
Феодосий (Гумеников) (1980-1991 и 2001-)
Епифаний (Каминский) (1991-2001)

Епископы

Феодосий (Гумеников) (1971-1980)
Григорий (1973 — 16 июля 1987)
Епифаний (Каминский), епископ Светлогорский (1980 — 1991)
Владимир (Абрамов) (1984/85- 15 января 1987)
Херувим (Дегтярь), епископ Черниговский (середина 70-ых —
Варсонофий (Яковлев) (1978-1995)
Андриан (Лапин), архиепископ Почаевский, митрополит Украины (конец 70-ых -ныне)
Антоний (Пилецкий), епископ Гомельский (-2005)

Петр (Громов), епископ
Иларион (Светлов), епископ
Антоний (Голеновский/Калиновский), епископ, в 1986-1990 проживал в Белгородской обл.
Досифей/Дионисий?, епископ в Воронеже (уп. 1990)
Никодим, епископ в Азове (уп. в 1990)
Василий (Беляк), епископ Устюжский (1987-)
Исидор, епископ Иркутский
Федор, епископ Закарпатский (уп. в 1999)
Серафим (Ахрамович), епископ Жлобинский (1999-
Афанасий (Савицкий), епископ Вологодский (20 октября 2004 — 4 сентября 2008)
Архиепископ Иоанн (Зайцев) (- 4 сентября 2008)
Епископ Владимир
Варсонофий (Солопов), епископ Прутский, затем митрополит Черновецкий и Буковинский (1999 — 2003) (дано полное самоуправление в июне 2003)
Епископ Никита (Матфеев) (2003-
Епископ Лев (Гнып) (2003-
Епископ Василиск (Серый) (ноябрь 2004 —

Ссылки

Официальный сайт церкви — фракция схимитрополита Феодосия (рус.)
Официальный сайт церкви — фракция епископа Никиты (рус.)

Также «Секачевским» епископом Валаамским считает себя и Алексий (Рогов) (19 декабря 1986 рукоположен в иеромонахи Геннадием (Секачем) и с 1987 служивший в своей домовой церкви в Санкт-Петербурге; 12 января 2000 его домовая церковь была разрушена). 26 июня 2005 он был хиротонисан во епископа Кириаком (Темерциди) и еще двумя епископами (т.е. фактически в общении с секачевцами уже не состоит, схимитрополитом Феодосием (Гуменниковым) он был лишен сана и отлучен от ИПЦ). Находящийся на покое епископ скончался 6 августа 2019 года.

Катакомбная православная церковь

Всероссийского митрополита Рафаила Мотовилова обвиняют в использовании чуждых России потусторонних сил. Фото с сайта www.ipckatakomb.ru

ФСБ 24 августа с.г. провела обыск в храме на улице Радио в Москве, в общине Истинно-православной церкви России (ИПЦР), возглавляемой «митрополитом Всероссийским» Рафаилом Мотовиловым (также известным как Леонид Прокопьев). Сообщается, что силовики искали брошюру ИПЦР, признанную экстремистским материалом за дискредитацию Московского патриархата и призывы к свержению действующей российской власти.

Интересовавшую силовиков брошюру ИПЦР «О месте Истинно-православной церкви в современном мире» Басманный суд города Москвы признал экстремистским материалом в мае 2015 года. Сама брошюра – изложение доклада предстоятеля ИПЦР, прочитанного им на Соборе ИПЦР в Москве в июле 2011 года. Русская православная церковь в этом докладе названа «учрежденной большевиками псевдоцерковью», а действующая российская власть – «антихристовой». «Декларируемые «догматы» МП (Московского патриархата. – «НГР») уже совершенно не предусматривают какого-то возрождения, тем паче торжества православия в приниженной России, дабы свет правды Божией не высветил глубину темных замыслов Кремля и всех антихристовых планов европеидной РФ. Власти не нужен русский народ», – говорилось в докладе.

Истинно-православная церковь России (ИПЦР) ведет свою историю от православных общин СССР, которые не приняли соглашения митрополита Сергия (Страгородского) с советской властью, откололись от «московской» РПЦ и образовали потом Зарубежную церковь и катакомбные общины внутри страны. Но существует иное мнение, согласно которому ИПЦР ведет свою генеалогию с 90-х годов, от альтернативных православных институций независимой Украины. По одной из версий, хиротонию отставного советского офицера-разведчика Леонида Прокопьева в епископа Рафаила в 1996 году совершал «сонм» епископов Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Киевского патриархата. Тем не менее среди нынешних «автокефалистов» в Украине ИПЦР считается раскольнической группой, отколовшейся в 1996–1997 годах от УАПЦ. Помимо «прокопьевской» ИПЦ в России и Украине есть еще несколько других сообществ с предикатом «истинно православные» (например, «Российская истинно-православная церковь» (РИПЦ) Тихона Пасечника или откровенно маргинальная община Амвросия Сиверса, где почитают Адольфа Гитлера). Все эти группы враждуют, обвиняя друг друга в ереси.

На взаимопересекающиеся связи ИПЦР с «самостийными православными» указывает биография ее архиерея Стефана Линицкого, уроженца города Сумы. «Истинно-православный» митрополит Крутицкий и Можайский Стефан (Степан) Линицкий чин епископа получил в 1996 году на Соборе УАПЦ в Тернополе. По линии УАПЦ Линицкий активно пересекался с украинскими националистами: в частности, был близок к ныне покойному духовнику запрещенной в России УНА – УНСО Владимиру Романюку и лидеру УНА – УНСО Дмитрию Корчинскому. Самостийный епископ Линицкий также причастен к катакомбному оккультному направлению так называемых секачевцев-поздеевцев. В 1982 году Линицкого рукоположил в диаконы катакомбный украинский епископ Геннадий Секач – последователь «всероссийского катакомбного патриарха Серафима Поздеева». Серафим (Михаил) Поздеев (1886–1971) – одна из самых фактурных личностей в современной истории Русской церкви. Околоцерковный авантюрист и штатный осведомитель ОГПУ – НКВД, Поздеев в юности служил в публичном доме под Вяткой, был театральным актером на женских ролях. По его рассказам, принял монашеский постриг, но реально был только послушником в монастыре под Пермью, откуда его изгнали за нарушение устава. После 1918 года бродяжничал по России и Украине, нередко выдавая себя за брата царя Николая II великого князя Михаила Романова. В конце 1920-х годов отбывал наказание на Соловках за мошенничество (под видом странствующего монаха собирал пожертвования), и там же, в лагере, был завербован советской госбезопасностью. Несмотря на реноме уголовника и сексота, Поздеева почитают как «священномученика» «истинно-православные» группы бывшего СССР и оккультный «Богородичный центр» (он же Церковь Божьей Матери Преображающейся) Иоанна Береславского. Береславский, как и Секач, ведет свою «благодать» от Поздеева и считает себя его духовным сыном. Как итог, Линицкий, получивший «благодать» от целой ветки околоцерковных маргиналов, оказался в одной компании с откровенными оккультистами. Оккультная подоплека есть и у Прокопьева-Мотовилова. Он занимается за деньги нетрадиционной медициной, снятием сглаза, порчи и т.д. Им основан целительский центр «Проис» (он же «Православная миссия святого Иоанна Иерусалимского»). Община Береславского с конца 1990-х годов находится под наблюдением правоохранительных органов.

Не менее интересная биография бывшего архиерея ИПЦР Амвросия Катамадзе, уроженца Грузии. В советские годы Катамадзе стал епископом Грузинской православной церкви. В 1980-х годах примкнул к радикальным грузинским националистам, вошел в окружение Звиада Гамсахурдия. Катамадзе находился возле Гамсахурдия во время его пребывания в дудаевской Чечне, в доме Джохара Дудаева. После гибели Гамсахурдия в 1993 году Катамадзе, потерпев неудачу в попытке стать епископом канонической Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), вошел в клир общины Прокопьева–Мотовилова, став там митрополитом Коломенским. После разногласий с начальством ИПЦР Катамадзе в 1998 году «отпочковался», создав альтернативную ИПЦ во главе с самим собой. В 2004 году после революции роз Катамадзе вернулся в Грузию и публично покаялся перед Грузинской церковью за раскольничество. После смерти Катамадзе в 2008 году его отпевал лично патриарх – католикос Грузинский Илия II.

До недавнего времени ИПЦР не привлекала к себе особого внимания спецслужб России. Эта организация имеет легальную регистрацию в Минюсте РФ, оформленную по всем правилам недвижимость вроде нескольких храмов в Москве и женского монастыря в Раменском районе Подмосковья, легальную типографию.

Заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин в беседе с «НГР» сказал, что сейчас нельзя точно сказать, что будет с ИПЦР после обыска ФСБ, поскольку, кроме хранения экстремистской брошюры, других правонарушений за ней пока не выявлено. «Но если говорить чисто исторически, то сектантские организации часто использовались зарубежными спецслужбами против России, – сказал Смолин. – Все эти истинно православные, катакомбные и прочие секты – это наследие антисоветского и антироссийского политического диссидентства, но только в религиозной сфере. Это направление – давний объект внимания тех, кто хочет зайти в православную общину и дестабилизировать ее. Накануне выборов в Госдуму могут быть попытки выстроить очередной фланг оппозиции внутри каких-то неканонических «церквей». Деструктивные силы обратят внимание на те «церкви», чьи центры находятся в Украине. Например, институцию Агафангела Пашковского».

Напомним, в 2007 году епископ Одесский от РПЦЗ Агафангел Пашковский выступил против канонического общения РПЦЗ с Московским патриархатом, был за это лишен сана, ушел в раскол и создал свою личную «Православную церковь за границей», с центром в Одессе. Церковь Пашковского связана с «истинно-православной» ветвью: в 2008 и 2010 годах она приняла в свой клир несколько украинских катакомбных епископов из направления Геннадия Секача – Михаила Поздеева. В 2014 году Пашковский поддержал евромайдан и военную операцию в Донбассе, чем спровоцировал раскол внутри своей Церкви.

Оперативные разработки, по мнению органов госбезопасности, показали, что нелегальные группы ИПЦ стремились к прочным контактам и в перспективе – к созданию всесоюзного объединения общин.

Период Великой Отечественной войны стал переломным для катакомбного движения. Ее начало было положительно воспринято частью ИПХ, рассчитывавшего на быстрое падение безбожной власти. В период оккупации территории Украины катакомбные общины получили определенные возможности развития, чему способствовала и квазирелигиозная политика нацистской Германии, а также союзной ей Румынии, являвшаяся продуманным элементом информационно-психологической войны, инструментом социально-психологического раскола общества и подрыва духовно-культурной идентичности славянских народов(1). В целом германская администрация первоначально активно поддерживала церковных сепаратистов и способствовала созданию автокефальной Украинской Церкви в противовес возникшей на несколько месяцев раньше автономной Церкви в составе Московского Патриархата.

Деятельность в СССР представителей различных нелегальных (катакомбных) течений и групп Русской Православной Церкви, основную часть которых составляли представители так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) и истинно-православные христиане (ИПХ), в последние два десятилетия вызывает как значительное внимание исследователей, так и острые дискуссии среди верующих. Действительно, движение «катакомбной» церкви в СССР, возникшее в конце 1920-х годов как крайняя реакция на жестокие преследования Православия в форме вызванного остротой момента возмущения «конформизмом» местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), пережило политику государственного атеизма в СССР. Само движение никогда не представляло собой единой организационно оформленной структуры и являлось собирательным термином для обозначения различных «оппозиционных» православных течений.

Збірник містить статті з поетики художніх творів церковної тематики: від відомих давньоруських агіографічних та епідейктичних текстів до ма
лодосліджених та не введених у науковий обіг творів церковної літератури XX ст. Автор пропонує досвід герменевтичного аналізу творів та ста-вить собі за мету дослідження картини світу у різних епохах через вивчен-ня поетики церковної художньої літератури.

Для науковців, викладачів, аспірантів, студентів та усіх, хто цікавиться літературознавством та історією вітчизняної літератури.

  • by Светлана Шумило
  • by Alexandr Slesarev
  • by Alexandr Slesarev
  • by Alexandr Slesarev
  • by Alexandr Slesarev

На протяжении многих десятилетий Гомельская область Белорусской ССР являллась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции.

К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе.

После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью.

Известный палач Русской Православной Церкви в СССР Е.А. Тучков, в последний год жизни св. Патриарха Тихона, задумал заставить Высшую Церковную Власть издать осо­бую “Декларацию”, которая должна была превратить Русскую Православную Церковь в канонически оформленную “Совет­скую Церковь”, служащую антихристианским планам сатанократического советского государства.

Св. Патриарх Тихон, шедший на целый ряд уступок советской власти для облегчения невыносимого положения Цер­кви, такую “Декларацию” издать категорически отказался, за что и заплатил своей жизнью. По свидетельству разстрелян­ного в 1930 г. врача и друга святейшего Патриарха Тихона, профессора доктора М.А. Жижиленко (который, будучи глав­ным врачем московской тюрьмы “Таганки”, с 1927 г. стал первым катакомбным епископом Максимом) — свя­тейший был несомненно отравлен.

“Завещание” св. патриарха Тихона, по авторитетному мнению проф. Уголовного Права Петроградского Университе­та А. А. Жижиленко (родного брата епископа Максима) — было несомненно подложным.

После кончины патриарха, во главе Церкви стал закон­ный Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр, оказавшийся воистину “камнем” в деле сохранения духовной свободы Церкви. Митрополит Петр категори­чески отказался подписать “Тучковскую Декларацию”, за что был арестован, сослан и замучен в ссылке.

Отказались подписать эту “Декламацию” и самые выдаю­щиеся, самые высокие и по положению и по нравственному облику иерархи-исповедники и мученики: митрополит Кирилл, ми­трополит Агафангел, митрополит Иосиф, архиепис­коп Углический Серафим и другие.

Во главе Церкви стал “заместитель местоблюстителя Патриаршого Престола” митрополит Сергий (Страгородский). Выставление кандидатуры митрополита Сергия на пост “заместителя местоблюстителя” было невольной ошибкой Местоблюсти­теля митрополита Петра. Митрополита Сергия ни в коем случае нельзя было допускать стать во главе Церкви уже по одному тому, что во время ареста св. Патриарха Тихона он изменил Православию и стал обновлен­цем. После неожиданного для всех освобождения па­триарха Тихона митрополит Сергий “покаялся”, но, как выразился о нем оптинский старец Нектарий, “яд в нем остался”.

Митрополит Сергий предал в руки врагов Русскую Православную Церковь, и подписал “Тучковскую Декларацию”, которая появи­лась 16/29 июля 1927 г. от имени “Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола”, хотя “Заместитель” не имел права на издание такого ответственного акта.

Как известно, в этой “Декларации”, “радости” и “горе­сти” советской власти признавались “радостями” и “горестями” Православной Церкви и предлагалось вынести антихристианской власти “всенародную благодарность” за ее “заботы о Право­славии”.

Истинно православным людям было совершенно нравственно невозможно принять эту “Декларацию”. Произо­шел раскол. Массовые жесточайшие гонения, расстрелы и пытки, обрушившиеся на “не принявших Декларации”, кото­рых советская власть стала выявлять при помощи “Советской Церкви”, — не поддаются описанию. Поэтому, истинная Православная Русская Церковь, эта чистая и непорочная Невеста Христова, вынуждена была уйти в катакомбы, где она пребывает и до сего дня.

Сведения о Катакомбной Церкви в Советском Союзе не подлежат оглашению. Изредка и скупо сообщаются некоторым бывшим катакомбникам о жизни этой многострадальной Цер­кви краткие весточки, с неизменным эпиграфом: “Не бо Врагом Твоим тайну повем”.

Русская Православная Зарубежная Церковь, основанная и возглавлявшаяся до 1935 г. митрополитом Антонием (Храповицким), а после 1935 г. до наших дней возглавляемая митрополитом Анастасием, после раскола Церкви в Сов. России в 1927 г. сразу поняла все трагические последствия “Декларации” митрополита Сергия и отказалась иметь с ним какое-либо общение. Этим Зарубежная Церковь оказала огром­ную духовную и моральную поддержку Катакомбной Церкви.

Митрополит Сергий, как известно, 8 сентября 1943 г. стал “советским патриархом”; после его смерти, 15 мая 1944 г., “советским патриархом” стал Алексий (Симанский). За все время существования “Советской Церкви” и “советских патриархов” — Сергия и Алексия — только одна Русская Зарубежная Церковь никогда не признавала, не признает и никогда не может признать этой “Церкви лукавнующих” с ее лже-патриархами. Все осталь­ные Православные Церкви, как Автокефальные, так и отко­ловшиеся от Зарубежной Церкви (“Парижский экзархат”, “Американская митрополия”), признавали “Советскую Цер­ковь”, в зависимости от благоприятной для Советов политической ситуации и имели с ней каноническое общение.

Поэтому, Тайная, Катакомбная Церковь признает Рус­скую Зарубежную Церковь своей родной сестрой и благословляет всем русским православным церковным людям зарубежом входить в лоно только этой Церкви. При этом Катакомбная Церковь предупреждает, что в случае измены Русскому Православию со стороны и Зарубежной Цер­кви — следует выйти из состава ее и искать Катакомбы зару­бежом.

После последней войны вся Советская Россия знает, что зарубежом существуют: Советская, просоветские и антисо­ветская Русские Церкви и что последняя возглавляется митропо­литом Анастасием.

Вся Катакомбная Церковь и большинство православных русских людей, ходящих (страха ради иудейска или по недостаточной канонической сознательности) в советские церкви, — поминают в своих молитвах митрополита АНАСТАСИЯ, считая его первоиерархом всей Русской Православной Цер­кви.

  • Катако́мбная це́рковь (Катакомбники) — собирательное именование тех представителей российского православного духовенства, мирян, общин, монастырей, братств и т. д., которые начиная с 1920-х в силу различных причин перешли на нелегальное положение. В узком смысле под понятием «катакомбная церковь» понимают не просто нелегальные общины, а общины, отвергшие после 1927 года подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), и находившиеся на антисоветских позициях. В таком значении (с положительной коннотацией) этот термин был популяризирован Русской зарубежной церковью сперва в русском зарубежье, а потом и в СССР путём отправки туда нелегальной литературы. В качестве синонима «катакомбной церкви» в этом значении используется и термин Истинно-Православная Церковь (ИПЦ), но как отмечает историк Михаил Шкаровский: «катакомбность Церкви не обязательно означает её непримиримость. Этот термин охватывает всякую неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность».

Организационно «катакомбные» общины как правило не были связаны (организации существовали лишь на бумаге, в делах НКВД). Поэтому говорить об общей идеологии движения трудно. В подполье находились как общины, вполне лояльно относившиеся к Московскому Патриархату, но не имевшие возможности зарегистрироваться и собираться легально, так и те, кто считал, что пришла власть антихристова, по духу, и с официальной церковью не может быть никакого контакта. Несмотря на отсутствие общей идеологии и какой-либо организации, подполье существовало — как религиозная общность и характерная субкультура.

Связанные понятия

Данная статья разъясняет значение и использование термина и не излагает сведений о Русской православной церкви (Московском патриархате).Московский патриархат (сокращённо МП) — другое официальное наименование Русской православной церкви, признающей своим предстоятелем патриарха Московского и всея Руси. В терминологии, принятой в Уставе РПЦ от 2000 года, термины Московский патриархат и Московская патриархия имеют разное значение, что было отражено уже в «Уставе об управлении Русской православной церкви.

Русская катакомбная церковь истинно-православных христиан (сокращённо РКЦ ИПХ) — малочисленная неканоническая незарегистрированная [1] ультраправая экстремистская [2] [3] [4] [5] религиозная группа, декларирующая своё преемство (в части «андреевской» иерархии) от архиепископа Уфимского Андрея. РКЦ ИПХ заявляет, что в её состав входят также группы старообрядцев-«климентовцев» (в Сибири), «беловодцев», «иосифлян», «даниловцев», хотя фактических подтверждений этому нет. Активную миссионерскую работу ИПХ проводят среди общин «альтернативного православия». Некоторые исследователи определяют её как псевдоправославную [6] [7] [8] секту [6] [9] [10] . Согласно Игорю Барыгину, «в основной ритуал группы введено поклонение „Святому Гитлеру“, который для этого случая изображён на соответствующей иконе» [9] .

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О милостыне и раскольниках

Очень часто у храмов, на улицах, в вагонах метро можно встретить людей просто в черной или монашеской одежде, собирающих пожертвования или милостыню на храм.
Помимо откровенных мошенников,есть и большое количество сектантов и раскольников, пользующихся невниманием и добротой людей.
Наглядный пример- на Пятницкой улице у храма св. Климента стоящие дамы . Если внимательно прочитать надпись на ящике — собирают деньги на "Истинно-Православную Церковь". Это одна из наиболее распространенных ветвей катакомбной церкви ( а всего их более 30 видов и толков).

По этому поводу небольшой ликбез.

К Катакомбной церкви себя относят: Истинно-Православная Церковь России, Церковь Иоанна Богослова, Российская православная автономная церковь, Истинно-православные христиане-федоровцы, Русская катакомбная церковь истинно православных христиан, Российская Автокефальная Истинно-Православная Церковь, Истинно-Православная Катакомбная Церковь, Истинно-Православная Церковь (Московская митрополия), Российская Истинно-Православная Церковь (Московская архиепископия), Православная Российская Церковь (Истинно Православная Церковь), Православная Российская Церковь (Высшее церковное управление), Апостольская Православная Церковь и ряд других общин.

В 20-е годы вокруг основателей Катакомбной Церкви митрополита Иосифа (Петровых), архиепископов Феодора (Поздеевского) и Андрея (Ухтомского) сформировались, соответственно, движения «иосифлян», «даниловцев» и «андреевцев», состоявшие из части архиереев, духовенства и мирян, не признавших Декларацию митрополита Сергия 1927 года о лояльности церкви по отношению к советской власти.
Достаточно часто возникновение катакомбных общин не имело характера церковной схизмы, а являлось лишь временным средством церковной самозащиты в условиях гонений. При потеплении советской религиозной политики такие группы сразу же официально присоединялись к канонической Церкви. Многие катакомбные общины и священнослужители, в основном последователи митрополита Кирилла (Смирнова), считавшие неканоничным приход к управлению Русской Церковью митрополита Сергия (Страгородского), встали на путь легализации после кончины последнего и избрания в 1945 г. патриарха Алексия I (Симанского).
На территории постсоветского пространства к настоящему времени получила наибольшее распространение так называемая «серафимо-геннадиевская» («тихоновская») ветвь "Российской Православной Катакомбной Церкви" (РПКЦ). Данная раскольническая религиозная организация представляет собой относительно многочисленную структуру в многоликой среде русских «катакомбных» группировок.
Так же весьма многочисленна так называемая "Русская Истинно-Православная Церковь" (РИПЦ), известная также как «лазаревская» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви (РПКЦ), представляющая собой дезинтегрированную сеть тайных православных общин и даже епархий, возглавляемых тайными священниками и епископами.
Неканоническая религиозная организация «Истинно-Православная Катакомбная Церковь» (исаакиевская) образовалась в результате раскола "серафимо-геннадиевской" ветви Российской Катакомбной Церкви, произведенного в 1989 г. "епископом" Исаакием (Анискиным).На Освященном Соборе Епископов "Истинно-Православной Катакомбной Церкви" (исаакиевской), проходившем 24 февраля 1991 г., было принято решение о причислении к лику святых патриарха Московского и всея России Никона ("святитель Никон, Патриарх Великия и Белыя России — исповедник") и Григория Распутина ("святой мученик Григорий, наставник Царской семьи Романовых").

«Церковь возносит круглосуточные заупокойные молитвы по жертвам коммунистических расстрелов в подмосковном Бутове, на Соловках и в других местах массовых захоронений. «
( Александр Солженицын
В интервью журналу «Штерн», 2007 )

«. прокурор Крыленко, охарактеризовав меня как идущего напролом против советской власти. «Это он, — закричал он, указывая на меня патетическим жестом, — собрал вместе православных и католиков для противодействия власти. Это он организовывал общий фронт против коммунизма. » (Леонид Федоров. О себе. Цит. по. Кн.: Волконский П. Экзарх Леонид Федоров (Некролог). Логос, №48, Брюссель-Москва, 1993)

Катакомбная православная церковь

«Вы хотите загнать всех в Церковь», — говорил мне на допросе в Лефортовской тюрьме в 1982 году мой следователь, подполковник КГБ. Что я могла ответить ему на эту бесстыдную чушь? Я проговорила, запинаясь, что у меня нет «в наличии» ни войск, ни милиции, чтобы с их помощью загнать Россию в Церковь. Самую верную Христу часть ее уже сгубили к тому времени в Соловецком лагере и на других «островах» империи ГУЛАГ» (Зоя Крахмальникова. Церковь должна возродить надежду. Независимая газета. №155, 19.08.2000)

Духовное сопротивление коммунизму: через Cоловки в Катакомбы

alt=»Ученый-математик Игорь Шафаревич» />В выступлении по телевидению известного русского ученого, философа и публициста Игоря Шафаревича «Шостакович и русское сопротивление коммунизму» главная роль в нравственном сопротивлении коммунистическому террору была отдана Православной церкви во главе с патриархом Тихоном, Соловецкими исповедниками и представителям катакомбной церкви.

История русского сопротивления коммунизму конечно когда-то будет написана, потому что она нам может быть даже нужнее, чем история всех тех ужасов, которые перенес тогда наш народ. Ведь это в Германии Гитлер пришел к власти практически конституционным путем и сопротивление ему в тот момент унесло несколько десятков жизней. У нас же было 4 года гражданской войны, поглотившей миллионы жизней — и эти миллионы до сих пор сосчитать не удается.

Но было и духовное сопротивление, которое надо, наверное, начать с посланий Патриарха Тихона, где он обличал коммунистов, говоря об убийствах священников и епископов и расстреле царской семьи. Он пророчески предсказывал коммунистам, что взыщется с них всякая невинно пролитая кровь и они, поднявши меч, от того же меча погибнут. Находясь в полной их власти, он анафемствовал их (тех, кто хоть по крещению принадлежал к Церкви) и запрещал православным общение с ними. По его пути следовало великое множество священников и епископов, отказывавшихся молиться за «власть предержащую», когда она была властью безбожников. Их называли «непоминающими», и они наполняли Соловки, а потом и другие лагеря. Или священники, служившие тайные службы в лагерях и все на них присутствовавшие — под угрозой за это расстрела. Наконец, катакомбная Церковь.

Митр. Сергий (Страгородский). «обратился со знаменитой Декларацией в 1927 году к советскому правительству с заверениями: «Ваши радости — наши радости», т.е. гонимой Православной Церкви. Декларация имела успех у Сталина и у НКВД, Церковь раскололась, истинные служители ее под конвоем отправились на Соловки и в другие зоны ГУЛАГа, а митр. Сергий стал патриархом РПЦ. Гонения длились чуть ли не полвека, земля стала пропитана кровью служителей Христа и их прихожан. А сергианство — так было названо новоправославие по-советски — процветало» (Зоя Крахмальникова. Церковь должна возродить надежду. Независимая газета. №155, 19.08.2000).

«Декларация» митрополита Сергия получила в церковном народе ироническое название «наши радости — ваши радости». Единство РПЦ, достигнутое с таким трудом Патриархом Тихоном после преодоления обновленческого раскола, вновь оказалось под угрозой. Отпечатанная в количестве 5000 экземпляров «Декларация» была разослана по православным приходам. 90 процентов отослали текст обратно в Москву. Епископы, отбывавшие заключение на Соловках, обратились к православным с Посланием. В нем, в частности, говорилось о «Декларации» митрополита Сергия: «Мы не можем принять и одобрить послания в его целом по следующим соображениям: а) . мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения церкви и государства. « Это замечание оказалось пророческим. До наших дней политику митрополита Сергия представляют как некое новшество, которое привело к уходу наиболее активной части христиан в «катакомбы». (Сергей Бычков. Громкие дела. Ваши радости – наши радости». Московский комсомолец. 159. 26.08.1997)

Катакомбной Церкви ( русский : Катакомбная церковь ) является собирательное название этих представителей Русской Православной духовенства, мирян , общины, монастыри , братства и т.д., которые по разным причинам перешли на нелегальное положение , так как в 1920 — е годы. В узком смысле термин «катакомбной церкви» означает не только нелегальные общины, но и общин , которые отвергли подчинение заместителю патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) после 1927 года, и были на анти — советских позиций. В последнем смысле термин был популяризирован РПЦЗ. во время холодной войны сначала в русской диаспоре , а затем в СССР, отправляя туда нелегальную литературу. [1] В качестве синонима для «катакомбной церкви» в этом смысле, термин Истинно — Православной Церковь (русские: истинно-православная церковь , . Тр istinno-Православная Церковь ) также используется, но как историк Михаил Шкаровских примечаний: « Катакомбность Церкви не обязательно означает ее непримиримость. Этот термин охватывает всю неофициальную и, следовательно, не контролируемую государством церковную деятельность » [2]

Организационно «катакомбные» сообщества обычно не были связаны (организации существовали только в делах НКВД ). [3] Поэтому сложно определить общую идеологию движения. В подполье находились как общины, довольно лояльные к Московскому Патриархату, но не имевшие возможности регистрироваться и собираться на законных основаниях, так и общины, считавшие, что сила антихриста пришла и что не может быть никаких контактов с официальной церковью. Несмотря на отсутствие единой идеологии и какой-либо организации, Катакомбная церковь существовала как религиозное сообщество и субкультура .

Смерть патриарха Тихона , лидера Русской православной церкви в апреле 1925 года, вызвала волнения среди последователей церкви. Назначенные преемники Тихона были арестованы гражданскими властями, а митрополит Сергий был назван « местоблюстителем » (то есть клириком, назначенным на замену другому). В 1927 году Сергий издал декларацию [ ru ], в которой призвал всех членов Русской Православной Церкви заявить о своей лояльности по отношению к Советскому правительству . Декларация вызвала разделение между иерархией , духовенством и мирянами. , что привело к образованию Русской Истинно Православной Церкви, или Катакомбной Церкви, частью которой было движение Иосифа .

Противодействие заявлению Сергия было основано не только на его политических уступках , но и на канонических и богословских разногласиях. Его союз с властями позволил ему передать гражданским властям всех иерархов (церковных администраторов) и духовенства, которые расходились с ним как по политическим, так и по церковным вопросам.

Многие члены церкви и клирики были против Сергия в церковном учении и поддерживали позицию новой Истинно-Православной Церкви. Большинство из них старались соблюдать советские законы . Тем не менее, советские власти заняли свою позицию в споре и были готовы использовать все необходимые средства, чтобы подчинить епископов своему фавориту Сергию. Этот советский контроль привел к тому, что епархии Истинно-Православной Церкви (географические районы, находящиеся под контролем епископа) и общины ушли в подполье на весь советский период.

В 1970-х и 1980-х годах многие из этих общин потеряли своих последних епископов и многих священников. Они были вынуждены существовать в подполье и проводить службы без духовного лидера.

Катакомбная православная церковь

РАСПЯТАЯ И ПОГРЕБЁННАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ В АНГЛИИ УМЕРЛА МЕЖДУ 1945 И 1985 ГОДАМИ?

Sciencia Scripts (2020-11-04) — ISBN-13: 978-620-2-96692-4

Катакомбная православная церковь

Церковь времен апостолов

Церковь вне времени

Sanktum (2017-03-07) — ISBN-13: 978-3-639-60594-5

Катакомбная православная церковь

ЦЕРКОВЬ И СЕКТА:

развитие научных представлений

Катакомбная православная церковь

Грузинская православная церковь Christianity

Катакомбная православная церковь

Церковь прошлого и настоящего

Sanktum (2019-05-14) — ISBN-13: 978-613-8-25895-7

Катакомбная православная церковь

Единоверческая церковь в Зауралье

в XIX — первой трети XX века

Катакомбная православная церковь

Церковь как народ Божий

Согласно Lumen gentium в контексте Бангладеш

Sciencia Scripts (2021-09-13) — ISBN-13: 978-620-4-07910-3

Катакомбная православная церковь

Церковь — это церковь только тогда, когда она существует для других

Экклезиология Дитриха Бонхеффера

Катакомбная православная церковь

Человек, культура, Церковь. Православная перспектива

Православный урок христианской культуре

Sanktum (2012-12-14) — ISBN-13: 978-3-8484-7947-4

Катакомбная православная церковь

Церковь и советское государство:1917-1953 Том II:1929-1953

Хронология событий, документы и материалы

Sanktum (2017-08-15) — ISBN-13: 978-620-2-49308-6

Катакомбная православная церковь

Церковь и Молодёжь

Точки соприкосновения и воцерковления в постмодернистическую эпоху

Sanktum (2017-03-13) — ISBN-13: 978-3-330-71901-9

Катакомбная православная церковь

Русская православная церковь

История и каноны

Катакомбная православная церковь

Церковь и общество

Катакомбная православная церковь

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

Конфессиональный и социокультурный феномен.

Катакомбная православная церковь

Российское государство и церковь Religion / Theology

Катакомбная православная церковь

Русская православная церковь и экуменическое движение

«И явилось на небе великое знамение — жена,

облеченная в солнце;под ногами ее луна,

и на главе ее венец из двенадцати звезд.

. жена убежала в пустыню, где приготовлено

было для нее место от Бога, чтобы питали

ее там тысячу двести шестьдесят дней»

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1. Литургическая память.

2. Преображение России началось с Голгофы 1917-го года.

3. Сокровенная история России.

— Церковь, необоримая адскими вратами.

— Соловецкая Голгофа. Загадка жизни и смерти великого князя Михаила Романова.

— Бог не любит теплохладных.

— «Се дщерь Моя возлюбленная. С ней Мое благоволение».

2. Страницы жития.

3. Преемство печатей.

5. Из слов Откровения старца Серафима.

1. Крестное христианство.

2. Исихазм исповедников.

3. Откровение малого суда.

4. Лагерные постриги.

5. Литургии Иоанна Златоуста.

6. Видение небесного иконостаса.

7. Великое покаяние.

8. Церковная епитимия.

9. «Стойко стойте в вере отцов Духом Святым».

1. Свидетельство историка.

2. Из Жития владыки.

3. Истинная Церковь: катакомбы в тюрьме

1. Жизнь исповедника.

2. Тайный Почаевский скит.

3. Независимая церковь.

4. Преемство исповедничества

1. Святоотеческая традиция подвижнического православия.

2. Всероссийская весть покаяния и преображения под покровом Пречистой Девы.

3. Духовное творчество и Откровение Слова. Краткий обзор.

4. Духовная музыка.

5. Служение Любви.

1. Смоленская Одигитрия — Путеводительница в Царствие.

2. Открывшееся миру Слово.

1. По благословению праведных отцов Церковь выходит из катакомб.

2. Свидетельство о государственной регистрации.

1. Посвящение России Пречистой Матери.

2. Всероссийский Покаянный Собор.

3. Международное сотрудничество церквей.

4. Откровение Жены Облеченной в Солнце.

1. Отзывы о Церкви.

2. Встречи, конференции, выступления.

3. Межконфессиональные контакты.
4. Выступление на радио «Свобода» 11.06.2004 г. «Слово благодати».

1. Из книги «В поисках обещанного рая».

Исцеление России связано с отречением от церковной лжи.

2. Из книги “Русская идея матери Марии”, 1997 г.

Христиане — ветви Креста.

Плен рождает жажду свободы.

Апокалиптический ангел уже протрубил.

3. Вступление к книге: Блаженный Иоанн Береславский «Серафим, патриарх Соловецкий». М., 2004г.

4. «Красота креста». М., 2000г.

5. Памяти Зои Александровны Крахмальниковой

1. Крест сочетает прошлое и настоящее.

2. Вопиющая память.

3. Штрафная командировка.

4. Невозможно забыть.

5. Небесная Псалтырь.

6. Молитва Серафима.

7. Вечное Братство.

см. также сайты:

1. Новая Святая Русь.

2. Cвяторусская вера: Духовные стихи Руси изначальной.

Церковный историк и богослов священник Иоанн (Кологривов): «вся русская духовность носит богородичный характер». Философ и публицист Иван Ильин: «Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в Боге и видим ее такой, какой она была на самом деле».

Официальный сайт Общины Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы (с) Все права сохранены. МРО Община Православной Церкви Божией Матери Державная. Москва, 1999-2019 гг. (с) Священник Илья (Попов). E-mail: fr. iliya @ mail. ru (без пробелов)

С 1982 по 1991 гг. — Катакомбная церковь. В 1991 г. в Москве зарегистрировано добровольное общественное объединение — общественно-благотворительный просветительский фонд «Богородичный центр», который в 1993 г. был переименован в фонд «Новая Святая Русь» и в 1999 г. перестал действовать.

В 1992 г. в Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся». Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ о свободе совести и о религиозных объединениях оно было переименовано и действует по настоящее время как «Местная религиозная организация — Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы», свидетельство о регистрации N747, ОГРН 1037700054094.

04.02.1997 г. Министерством Юстиции РФ зарегистрировано добровольное религиозное объединение Православная Церковь Божией Матери Державная, свидетельство о регистрации N388, ОГРН 1025000003621

Катакомбная православная церковь

Альтернативные православные России громко заявили о себе в подмосковном поселке Денежниково, отметив годовщину подписания договора — Томоса о каноническом общении — с Истинно-православными церквями Греции, Болгарии и Америки.

Их называют сектантами и чуть ли не "Белым братством". Но сами себя они считают самыми настоящими православными. В свое время они откололись от Зарубежной Русской православной церкви, посчитав ее объединение с РПЦ не братским союзом, а простым "слиянием и поглощением". Истинно-Православная Церковь России ИПЦ (Р) — альтернатива Русской православной церкви Московского патриархата и патриарху Кириллу, не признает продолжателями дореволюционной Церкви. Предстоятель ИПЦ (Р) — митрополит Рафаил (Мотовилов). Она образовалась 1927 году, отказавшись идти за патриархом Сергием, который согласился сотрудничать с большевиками. До перестройки эта Церковь называлась Катакомбной, поскольку ютилась в подвалах и никогда не регистрировала свои общины. ИПЦ (Р) до сих пор признает законной только власть царя Николая Второго. Соответственно, и тех, кто стоит ныне во главе российского государства, эта Церковь не поддерживает. За что и терпит множество притеснений как от государства, так и от ставшей практически его идеологическим придатком РПЦ МП.

Поэтому истинно-православным так важно заручиться международной поддержкой. Это непросто, поскольку даже Вселенский патриарх Варфоломей признает пока только РПЦ МП. Впрочем, после истории с Pussy Riot мировое православное сообщество, возможно, пересмотрит свое отношение к ИПЦ (Р). Митрополит Рафаил заявил на пресс-конференции в связи с этим вопросом, что церковь должна быть местом для любви и спасения.

Как бы то ни было, международная поддержка у митрополита Рафаила уже есть, и годовщину подписания Томоса он отпраздновал вместе с главой Священного Митрополичьего Синода Церкви отеческого календаря ИПХ Греции митрополитом Ангелом и предстоятелем ИПЦ Америки и Британских островов митрополитом Иоанном. В грандиозном празднике приняли участие казаки, являющиеся основными спонсорами ИПЦ (Р).

Женский Иоанно-Предтеченский монастырь в поселке Денежниково — один из немногих монастырей ИПЦ (Р), не испытывающих особых проблем в отношениях с государством. Хотя и здесь есть свои трудности. На пресс-конференции после торжественной церемонии и крестного хода митрополит Рафаил рассказал о гонениях, которые его Церковь продолжает претерпевать на Родине, так и не избавившейся, по его мнению, от груза коммунистического прошлого.

Феликс Шведовский

Мой блог на Радио Свобода — буддийский взгляд монаха ордена Ниппондзан Мёходзи, буддолога, кандидата исторических наук, писателя, журналиста — обращен не только на религиозные проблемы нашей жизни. Не принадлежу, не привязан, не состою. А значит — принадлежу, привязан и состою. Это и есть моя Свобода.

Катакомбная православная церковь Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Всех Святых
Год постройки: Между 1931 и 1939. Расширена и обложена кирпичом в 1990-х гг.
Адрес: 644047, г.Омск-47, ул. 3-я Ремесленная, 34.
Координаты: 55.001912, 73.388876
Проезд: Проезд на трамвае №7 до ул. 3-я Ремесленная
Катакомбная православная церковь
JuNe
20 февраля 2010

Катакомбная православная церковь

Катакомбная православная церковь
JuNe
20.02.2010 — 24.02.2010

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Комментарии и обсуждение

Ваш комментарий будет первым.

Внести изменения в объект

Добавить статью или комментарий

Загрузка фотографий временно приостановлена — идут профилактические работы.

Катакомбная православная церковь

Русская истинно-православная церковь, староверы и древлеправославные. Министерство культуры Украины назвало 5 религиозных организаций, которые обязаны указать в своих статутах на связь с Россией. Именно эти организации, по версии министерства, подпадают под действие одной из обновленных статей закона «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме смены названия, юристам этих религиозных организаций необходимо будет перерегистрировать культовые сооружения, руководство УПЦ (Московского патриархата) этого очень опасается.

«Все проблемы происходят от того, что вещи не называются своими именами», – эти слова Конфуция эксперт-религиовед Вита Титаренко называет «золотыми» по отношению к церквям. Министерство культуры Украины обнародовало перечень из пяти церквей, которым необходимо указывать свою принадлежность к Русской православной церкви (РПЦ) или другую связь со страной-агрессором.

1. Русская истинно-православная церковь (РИПЦ) – 38 громад;

2. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) – 35 громад;

3. Украинская православная церковь (в единстве с Российской православной церковью (УПЦ) – 12 тысяч громад;

4. Русская древлеправославная церковь (РДЦ Новозыбковского согласия) – 6 громад;

5. Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) – 54 громады.

Так связаны ли эти религиозные организации с Россией?

Русская истинно-православная церковь (другое название – Катакомбная церковь) – ветвь Российской православной катакомбной церкви (РПКЦ). Центр управления находится в России: ныне возглавляется Синодом под председательством архиепископа Омского и Сибирского Тихона. Зарегистрирована в Украине в 2001 году в Одессе, в соборе св. Иоанна Кронштадтского.

В 80-90-х годах РПКЦ имела центры влияния и общины в Северной Америке и Европе, руководимые священниками, эмигрировавшими из СССР. В 1998 году обе ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции Русской православной церкви заграницей, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская истинно-православная церковь» (РИПЦ).

В 2018 году глава Русской истинно-православной церкви архиепископ Тихон (Пасечник) заявил, что возможное создание автокефалии в Украине – неразумный шаг со стороны Константинопольского патриархата и самого патриарха Варфоломея, тем самым поддержал позицию РПЦ.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). Согласно информации российского проекта «Иерархия церквей», в Левобережной части Украины с XVII века начали селиться поморцы, ориентировавшиеся в духовных делах на Москву. Расселены они были по всей Восточной Украине, но наиболее компактно в районе Харькова, недалеко от которого находился Чугуевский монастырь.

В 1989 году был создан Российский совет ДПЦ, опекающий поморцев России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Киргизстана. А в 2001 году создан единый Совет ДПЦ в Санкт-Петербурге, который подчиняет себе Центральный совет ДПЦ Украины – 35 общин, наиболее крупная Харьковская.

Украинскую епархию Русской Древлеправославной церкви (РДЦ) возглавляет епископ Никола (Просин), а ее центр находится в Кременчуге – однако Украинская епархия всецело находится в структуре Русской древлеправославной церкви, подчиняется ее Собору и возглавляется «патриархом Московским и всея Руси» Александром. «Каноническая и территориально-административная структура Русской Древлеправославной церкви на территории Украины» – так официально называется эта община в Украине. Раньше, до 2010 года, существовала вообще одна Украинско-Белорусская епархия РДЦ, которая потом была разделена.

Интересно, что Древлеправославную церковь Русская православная церковь раскольниками не называет (в отличие, скажем, от Киевского патриархата) и давно ведет с ней диалог. Нынешний настоятель Украинской епархии Никола Просин, тогда еще в чине протоиерея, как раз и представлял РДЦ на одной из встреч с Русской православной церковью, о которой официальное издание РПЦ писало как о «прошедшей в обстановке взаимного уважения и доброжелательности»

Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) украинской епархии насчитывает 54 громады. Украинская епархия имеет центр в Виннице, но является структурно-территориальным подразделением Русской православной старообрядческой церкви и подчиняется Московской митрополии. Количество прихожан по состоянию на 2019 год, по разным оценкам, – от 5000 до 10000 человек. В основном, старообрядческие общины находятся на территории Одесской, Винницкой и Черновицкой областей. На своем конгрессе старообрядцы РПСЦ принимали Владимира Путина и называли отечеством Россию. Следует отметить, что община РПСЦ в городе Черновцы в декабре 2018 года приняла решение выйти из подчинения Московской митрополии и убрала из своего названия упоминание о стране-агрессоре. Теперь эта община будет действовать автономно.

Почему выбрали эти церкви?

Выбору этих церквей Минкультом предшествовала религиоведческая экспертиза, изучение статутных документов. Эти церкви так или иначе связаны с руководящими центрами, которые расположены в России. Уже из их названия видно, что эти церкви имеют российские корни, и значит, так или иначе подчиняются РПЦ, считает доцент Института философии имени Сковороды НАН Украины, кандидат философских наук Вита Титаренко.

«Несмотря на то, что эти церкви имеют свои собственные управляющие центры в России, я думаю, так или иначе влияние РПЦ все равно присутствует. Говорить про автономность этих церквей и их незаангажированность от РПЦ не приходится, – отмечает Вита Титаренко. – Эти церкви находятся на территории страны-агрессора и не отличаются дружественным отношением как к украинским церквям, так и к верянам этих церквей».

Указанные церкви должны в течение трех месяцев внести в свой устав изменения и подать их на регистрацию – так указано в новом законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Не только сменить название, а и перерегистрировать недвижимость

Цель нового закона – не сменить названия церквей, а забрать у них право на недвижимость: приходы и другие религиозные сооружения, так считает глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) архиепископ Климент.

«Под прикрытием смены названия нужно будет перерегистрировать статуты, перезаключать соглашения о пользовании теми или другими религиозными сооружениями. И это просто будет повод для того, чтобы наши громады лишились своих храмов и культовых сооружений, которыми они владеют на основе соглашений с различными государственными организациями».

Изменение названий выявит, какие культовые сооружения находятся в собственности государства, а какие в собственности громады – именно громада, а не церковь должны владеть церквями, считают эксперты-религиоведы.

Предлагаем вниманию наших читателей весьма ценный документ, а именно — доклад профессора Ивана Андреева "Катакомбная Церковь в СССР. О положении Православной Церкви в Советском Союзе", прочитанный им 7 декабря 1950 года перед Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей.

Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Катакомбная православная церковь
Есть то же в PDF Катакомбная православная церковь

Мистическое единство Церкви как тела Христова проявляется, как единство общин, имеющих единую законную иерархию и находящихся в евхаристическом (молитвенном литургическом) общении. Прошедшие полтора десятилетия принесли России не только свободу, но и многочисленные разделения. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством и так далее.

Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последнее десятилетие образованные автономные Поместные Церкви отражают новые политические реалии современного мира.

Тем не менее, мы стали свидетелями возникновения и стремительного роста новых религиозных общин и групп, имеющих в своем официальном названии словосочетание «православная церковь», претендующих на каноническое достоинство и, нередко, хотя бы формально признанные государством.

Перечислим некоторые группы. Одни из них не имеют государственной регистрации и не стремятся ее получить, другие зарегистрированы в органах юстиции и даже заявляют о своих претензиях на имущество, принадлежавшее Русской Православной Церкви до революции. Насколько нам известно, ни одна из них не имеет своих образовательных учреждений или богословских центров в России.

1. После раскола в РПЦЗ по вопросу о переговорах с Московским Патриархатом появилась Русская Православная Церковь в изгнании, возглавляемая митрополитом Виталием. В Приморском крае к этой группе принадлежат приходы, возглавляемые епископом Анастасием (бывшим протоиереем Анатолием Суржиком, запрещенным в священнослужении архиепископом Вениамином в начале 90-х годов). Эти православные общины не участвуют в переговорном процессе о соединении РПЦ и РПЦЗ.

2. Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан («Андреевцы»). На Соборе «Андреевцев» 1999 года приводились фантастические данные о том, что в церкви состоит около 1 миллиона крещеных и около 2, 5 миллиона оглашенных.

3. Российская истинно-православная церковь. Эта молодая ветвь ИПЦ, возникшая в 1996 году, уже в 1999-2000 годах раскололась на четыре самостоятельных синода.

4. Истинно-православная церковь – Московская митрополия (один из осколков Российской истинно-православной церкви). Возглавляется «архиепископом Московским и Коломенским» Вячеславом.

5. Российская православная автономная церковь (прежнее название – Российская православная свободная церковь). Возглавляется «митрополитом» Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым), лишенным сана в Патриаршей Церкви и повторно лишенным сана в Зарубежной Церкви. Примечательно, что это единственная группа, которая получила ощутимую поддержку со стороны крупных политтехнологов. Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский хотя и не высказался публично в поддержку Валентина Русанцова, тем не менее предоставил свои информационные ресурсы – интернет-журналы «Страна.ру» и «Русский журнал» — его сторонникам.

6. Истинно-православная церковь Киевского Патриархата. Это около шести приходов, которые возглавил бывший священник Русской Православной Церкви Адриан Старина, запрещенный в служении за нарушение правил церковной жизни.

7. Российская православная кафолическая церковь. Ее возглавляет выпускник Рижской католической семинарии «митрополит» Михаил Анашкин.

8. Апостольская православная церковь (в некоторых документах – Православная церковь возрождения). Провозглашена в Москве 13 мая 2000 года священниками и епископами истинно-православной церкви. Декларацию подписали пять епископов и «протопресвитер» Глеб Якунин.

9. Истинно-православная Церковь (Объединенная). Процесс дробления юрисдикций иногда сменяется объединением. 13 июля 2003 года в Москве прошел собор, вынесший постановление об объединении православной соборной церкви, апостольской православной церкви, российской истинно-православной церкви, казанской митрополии истинно-православной церкви и катакомбной церкви в единую истинно-православную церковь во главе с местоблюстителем патриаршего престола Истинно-Православной Церкви «митрополитом» Рафаилом (Прокопьевым).

Даже среди самих катакомбных общин нет полного единства мнений о том, кто из них представляет каноническое православие, а какие группы – неканоническое. И сегодня нет необходимости вникать в это подробно.

Однако даже катакомбники признают, что есть и секты, которые в своих названиях прикрываются Православной Церковью, а некоторые из них вышли из общин катакомбной церкви:

1. «Истинно-православная церковь Божией Матери Державной» (Другие названия – «Фонд новой святой Руси», «Церковь Божией Матери преображающейся», «Истинно-православная церковь Божией Матери Державной», «Российская вселенская марианская церковь» и т. д.). Во главе «архиепископ» и «пророк» Иоанн Береславский (Вениамин Яковлевич Янкельман).

2. «Истинно-православная церковь Откровения Иоанна Богослова» (другое название – Апокалипсическая церковь «Царя и Патриарха») «архиепископа» Лазаря (Васильева).

3. Небесная восточная церковь Иоанна Богослова, отделившаяся несколько лет назад от «архиепископа» Лазаря.

В отличие от самих катакомбников, признающих сектантский характер перечисленных выше групп, некоторые публицисты предпочитают говорить о них как о представителях «крайне эсхатологического направления» Истинно-православной церкви.

Легитимизировать многочисленные неканонические группы в середине 90-х годов попытались некоторые религиозные публицисты. Они предложили ввести термин «альтернативное православие» и активно использовали его в светской прессе и даже экспертных и религиоведческих изданиях. Следует признать, что это была самая энергичная попытка обосновать существование общин, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью и не желающих вступать с ней в общение.

Термин «альтернативное православие» отвергается православными богословами и публицистами как недопустимый с точки зрения православной экклезиологии. Возникновение и публичная деятельность многочисленных групп, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью, дает широкие возможности тем, кто недостойно носит священный сан. Находясь под каноническим прещением в Патриаршей Церкви, они свободно могут продолжать священнодействовать, перейдя в другую юрисдикцию. Нередко возникают случаи, когда священнослужитель находится под запретом или лишен сана даже несколькими юрисдикциями, и все равно находится новая, которая принимает его «в сущем сане». Примечательно, что при этом большинство неканонических групп считает, что они более строго придерживаются канонов и церковных установлений, чем Русская Православная Церковь.

Можно предположить, что в ближайшие годы увеличится «спрос» на священников нашей Церкви, так как все неканонические группы испытывают острейшую нехватку подготовленных священнослужителей, и единственный ресурс, который они могут использовать, не имея своих семинарий, это выпускники наших духовных школ.

В последнее время появились признаки того, что происходит «привыкание» духовенства и мирян Русской Православной Церкви к существованию и даже определенному статусу других юрисдикций.

В таких условиях важно осознавать, где подлинная каноническая Православная Церковь, имеющая в своем основании правильно поставленную иерархию, чтобы не оказаться членом общины православных сектантов или раскольников.

Русская катакомбная церковь истинно-православных христиан — малочисленная неканоническая незарегистрированная ультраправая экстремистская религиозная группа, декларирующая своё преемство от архиепископа Уфимского Андрея. РКЦ ИПХ заявляет, что в её состав входят также группы старообрядцев- «климентовцев», «беловодцев», «иосифлян», «даниловцев», хотя фактических подтверждений этому нет. Активную миссионерскую работу ИПХ проводят среди общин «альтернативного православия». Некоторые исследователи определяют её как псевдоправославную секту. Согласно Игорю Барыгину, «в основной ритуал группы введено поклонение «Святому Гитлеру», который для этого случая изображён на соответствующей иконе».
Основатель: Амвросий Сиверс.

Катакомбная православная церковь

2. Учение
Катакомбная церковь истинных православных христиан признает себя частью Вселенской православной восточной церкви. Со времени апостола Андрея она существовала как Церковь Скифская, с III века как Церковь Готфская имеется в виду Крымская Готия, где христианство фиксируется с IV века, с IX века как Русская митрополия Константинопольской патриархии, с 1448 года автокефальная, с 1593-го — Московский патриархат. Далее признаются все русские Церковные соборы за исключением Большого Московского. С 1928 года на катакомбном положении. Признаются «тайные» Соборы 1948 Чирчикский и 1961 Никольский годов. Категорически отвергается сергианство.
В Катакомбной церкви высшим иерархом считается епископ, избираемый паствой. В условиях гонений вводится институт «странствующих священников», могущих путешествовать в мирской одежде. Возрождается чин диаконисс. Главой общины может быть мирянин наставник мирской игумен. Истинно православным христианам категорически запрещается состоять в коммунистической партии, комсомоле, пионерских, исламских, еврейских организациях и участвовать в выборах власти, учиться и быть учителями, заниматься в спортивных секциях или художественных студиях, ходить в театр, служить в армии, курить. Мужчинам запрещено брить бороды, а женщинам — стричь волосы. Богослужение может совершаться по минимуму, то есть сводиться к молитве и чтению Псалтыри. Для совершения Евхаристии необходимо красное виноградное вино и квасной хлеб. Вступление в общину совершается через обряд оглашения и отречения от предшествующих заблуждений. Крещение осуществляется через трёхкратное погружение или полное обливание.
В отношении брака возраст брачующихся в ИПХ снижен до 13 для мужчин и 11 для женщин лет, тем не менее запрещены браки с инорасовыми элементами жидами и хамитами негроидного типа.
Впоследствии Амвросий Сиверс отверг иконопочитание и авторитет Вселенских соборов:
Отношение к язычеству у ИПХ неоднозначное: с одной стороны, есть отвратительное суеверие, а с другой — «древняя первоначальная религия праотца Ноя»
В РКЦ ИПХ отвергается учение о Троице:

Клеветническая информационная кампания против Православной Российской Катакомбной Церкви (ПРКЦ), иерархия которой воссоединилась в сентябре прошлого года с ВВЦУ РПЦЗ во главе с епископом (ныне – Митрополитом) Агафангелом (Пашковским), ведется церковными и светскими СМИ Вологодской области, на территории которой действует несколько общин ПРКЦ. Об этом сообщается в открытом письме священника ПРКЦ Александра Липина, поступившем 3 марта в редакцию "Портала-Credo.Ru" .

В частности, ферапонтовская районная газета "Новая жизнь" опубликовала статью "Катакомбы или раскол", в которой священник РПЦ МП Алексий Мокиевский, "по благословению Вологодского архиепископа Максимилиана (Лазаренко)", выступил с гневными обличениями катакомбников. Заявляя, что те не имеют никакого отношения к православию, ведут "неподобающий образ жизни", "доходят до откровенно богохульных заявлений", "разжигают межрелигиозную ненависть", священник РПЦ МП предупреждает, что не может закрывать глаза на "пропаганду антигосударственных лозунгов". Между прочим, о. Алексий сообщает, что в областном центре храм ПРКЦ, в котором служат клирики, покинувшие Вологодскую епархию РПЦ МП, располагается в районе Лукьяново.

Священник РПЦ МП также призывает светские власти обратить внимание на "характер деятельности этой религиозной группы, т.к. навязывание религиозной ненависти, националистических и антигосударственных взглядов не соответствует интересам нашего государства". Характерно, что на протяжение всей статьи автор не приводит ни одного конкретного факта, подтверждающего справедливость его обвинений в адрес ПРКЦ.

"Видя недобрые плоды распространяющейся клеветы и желая защитить честное имя РПЦЗ и ее священноначалия, в частности, епископа Вологодского и Великоустюжского Афанасия, прихожане храмов пр. Серафима, Саровского чудотворца, и св. пророка Божия Илии пытаются отстоять в суде право на опровержение клеветнических статей и получение публичных извинений от клеветников", — сообщается в открытом письме о. Александра Липина.

Автор письма сообщает ряд неожиданных фактов из жизни Вологодской епархии РПЦ МП: "Например, всем известный факт с одним из бывших клириков вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене, который, будучи священником, в пьяном угаре лишил жизни свою любовницу (!), или случай с одним из иеромонахов Спасо-Прилуцкого монастыря, самовольно снявшим с себя священный сан и ушедшим служить раввином в синагогу (!), или слова Белозерского благочинного, ратующего о закрытии "неперспективного" Ильинского прихода".

На фото: архиепископ Вологодской и Великоустюжской епархии РПЦ МП Максимилиан (Лазаренко).

Ссылка на основную публикацию